Знания – противопожарная сила, или особенности обучения пожарной безопасности

Содержание
  1. Пожарная безопасность — что это за специальность и кем потом работать
  2. Специальность ПБ
  3. Описание и особенности профессии
  4. Необходимое образование
  5. Кто может работать инженером по ПБ
  6. Кем можно работать с таким образованием
  7. Должностная инструкция
  8. Общие положения
  9. Обязанности и функции
  10. Что должен знать и уметь
  11. Характеристика работ и задачи
  12. Права
  13. Ответственность
  14. Перспективы, карьерный рост
  15. Уровень зарплаты
  16. Плюсы и минусы профессии
  17. Выводы
  18. Обучение мерам пожарной безопасности работников: что это?
  19. Противопожарные инструктажи
  20. Вводный
  21. Первичный
  22. Повторный
  23. Внеплановый
  24. Целевой
  25. Изучение минимума пожарно-технических знаний
  26. Проверка знаний
  27. Специальные программы
  28. Кому нужно обучение по пожарной безопасности?
  29. Кому необходим данный вид обучения?
  30. Удостоверение по пожарной безопасности
  31. Зачем нужно обучение по пожарной безопасности?
  32. В какой срок нужно направить работников на первичное обучение нормам ПБ?
  33. Когда нужно направить работников на повторное обучение?
  34. Краткое содержание обучающего курса ПТМ
  35. Как проходит учеба и какова продолжительность?
  36. Меры административного воздействия за нарушение требований
  37. Лекция
  38. Введение
  39. 1. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения
  40. 1.1 Первичное обучение детей основам пожаробезопасного поведения
  41. 1.2 Организация обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях
  42. 1.3 Обучение детей основам пожаробезопасного поведения в младших группах дошкольных образовательных организаций

Пожарная безопасность — что это за специальность и кем потом работать

Знания - противопожарная сила, или особенности обучения пожарной безопасности

Пожарная безопасность – это совокупность процедур, проводимых государствен-ными специалистами, обществом для предотвращения возникновения, развития несанкционированного возгорания. Минимизация воздействия огня на людей, материальные ценности тоже относится к сфере внимания этой структуры.

Рассмотрим, как стать специалистом в области пожарной безопасности. Какое образование необходимо, где его получают.

Специальность ПБ

Квалификация по профессии «Пожарная безопасность» предполагает возможность создания, использования оборудования, систем, предотвращающих, уничтожающих несанкционированные возгорания.

Работа специалиста ПБ направлена на предупреждение и борьбу с пожарами, снижение нанесенного ими урона окружающей среде, материальным ценностям, жизни, здоровью людей.

Описание и особенности профессии

Образование в области ПБ предусматривает обучение широкому кругу вопросов, позволяет:

  • принимать участие в разработке инструкций, ГОСТов, правил, технических условий и других документов, регламентирующих противопожарные нормы;
  • проектировать и устанавливать системы оповещения о возгорании, тушения огня;
  • использовать оборудование, устройства, предназначенные для ликвидации пожаров и спасения людей;
  • решать научно-исследовательские задачи в области ПБ;
  • заниматься надзорной, организационной, экспертной, управленческой деятельностью.

Основная особенность обучения специальности ПБ заключается в необходимости получения широкого круга навыков из разных областей. Умение создавать, читать чертежи, нормативные, технические документы, знание психологии, навыки медицинского работника – это основные, но не все требования, которые предъявля-ются к работникам пожарных служб.

Детальная информация видна на видео:

Необходимое образование

Для получения профессии пожарного, водителя автомобиля МЧС, диспетчера спасательного гарнизона достаточно окончить колледж на базе девятого или одиннадцатого классов средней школы. Такие образовательные учреждения есть в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже. В них принимают по результатам ОГЭ. Дополнительно требуется сдать спортивные нормативы, пройти тестирование.

Также есть краткосрочные курсы подготовки для этих профессий. Подтвердив достаточную физическую и психологическую форму, можно освоить основные навыки в области тушения возгораний. Учиться на таких курсах надо не больше одного месяца.

Среднее специальное образование позволит работать в любой пожарной части, но ограничивает карьерный рост. Максимум, на что можно рассчитывать после окончания колледжа, это должность руководителя расчета.

Высшее образование дается в Академиях МЧС России. Они расположены во Владивостоке, Екатеринбурге, Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге. Прием осуществляется на основании результатов ЕГЭ. В каждом из этих учебных заведений есть факультет, выдающий диплом, в котором указана специальность пожарная безопасность.

Образование, полученное в этих вузах, дает право на работу инженером по ТПБ в организациях, на государственных предприятиях, в МЧС, надзорных инспекциях, аудитором ПБ.

Кто может работать инженером по ПБ

Для того чтобы занять эту должность, необходимо обладать дипломом о высшем техническом образовании. Конечно, при наличии выбора предпочтение отдается соискателю, обучение которого имело направление пожарная безопасность.

Помимо диплома, для того чтобы устроиться инженером по ПБ, требуется двухлетний опыт работы.

Если соискатель удовлетворяет всем парамет-рам, то ему достаточно получить дополнитель-ные знания на дистанционных курсах, изучить законодательные акты, пожарную технику, правила ПБ.

Кем можно работать с таким образованием

После окончания колледжа разрешено трудиться техником по пожарной безопасности, спасателем, водителем спецмашин или специалистом по ремонту оборудования.

Академии позволяют устроиться на работу:

  • инженером по ПБ;
  • инспектором Госпожнадзора;
  • проектировщиком систем ПБ;
  • сотрудником МЧС.

Найти свое место мужчине, выбравшем обучение по профилю пожарная безопасность, несложно. Кем работать девушке с такой специальностью?

Слабый пол может найти применение своим знаниям на должности инспектора ПБ, в обязанности которого входит работа с населением, заключающаяся в обучении основам ПБ.

Да и, вообще, в XXI веке уже почти нет гендерных ограничений по месту работы. Имея необходимую квалификацию, опыт и знания, женщина может занять любую должность из перечисленных.

Должностная инструкция

Полномочия и обязанности работника определяются регламентирующим докумен-том, который создается с учетом особенностей предприятия и в соответствии с занимаемой должностью.

Изучим должностную инструкцию инженера по пожарной безопасности.

Общие положения

В вводной части документа указывается:

  • цель – определение обязанностей, ответственности и прав сотрудника;
  • условия назначения на должность и снятие с нее;
  • подчиненность инженера по ПБ;
  • требуемое образование, стаж работ.

Обязанности и функции

Определяются на основе квалификационных параметров должности. Могут допол-няться или уточняться при изменении характеристик предприятия.

Основные обязанности:

  • осуществление профилактики возгораний, контроль за соблюдением норм ПБ;
  • разработка инструкций, веде́ние документации ПБ;
  • подготовка предложений по улучшению ПБ компании;
  • согласование документов по ПБ;
  • выполнение вводных, постоянных инструктажей сотрудников учреждения;
  • подготовка, проведение занятий, противопожарных учений;
  • организация добровольных пожарных дружин, обучения для них;
  • определение потребности предприятия в противопожарном оборудовании, устройствах пожаротушения;
  • контроль состояния систем оповещения, средств гашения возгораний, веде́ние журнала учета проверок установок;
  • участие в аудите проектной документации на ремонт, реконструкцию, строительство помещений предприятия на предмет соответствия ее нормам ПБ.

Что должен знать и уметь

Для выполнения прямых обязанностей сотрудник, принятый на должность инженера по ПБ, должен быть компетентным в:

  • требованиях нормативных документов, ГОСТов, ППБ;
  • правилах обеспечения противопожарного режима на территории учреждения;
  • нормах ПБ для оборудования, порядке аварийного отключения;
  • условиях разработки схем эвакуации и требованиях по их обеспечению;
  • правилах организации пожаробезопасных технологических процессов и работ;
  • нормах хранения материалов, комплектующих на складах, производственных площадках;
  • требованиях по перевозке веществ с повышенной взрывопожароопасностью транспортными средствами, стоя́щими на балансе предприятия, на территории и вне ее;
  • порядке проведения эвакуации людей, материальных ценностей, оборудования;
  • технологических схемах основных потоков;
  • методах надзора за ПБ, расчета допустимой пожарной нагрузки;
  • обязанностях сотрудников учреждения и порядке действия в случае возгорания;
  • параметрах противопожарного оборудования и способах его использования;
  • внутренних правилах распорядка и охраны труда.

Детальная информация видна на видео:

Характеристика работ и задачи

Работы, проводимые инженером по ПБ, сводятся к созданию решений по организации противопожарной защиты и взрывобезпасности.

Для этого требуется:

  • сформировать системы противодействия возгораниям;
  • обеспечить внутренний контроль ПБ;
  • разработать мероприятия, снижающие риски возникновения пожаров;
  • проводить проверку проектных чертежей на предмет их пожаробезопасности;
  • контролировать соблюдение документации во время строительства или реконструкции сооружений.

Права

Для обеспечения работы пожарной службы предприятия инженеру по ПБ дается возможность:

  • принимать участие в подготовке обсуждений и корректировке документов и планов в части соблюдения ПБ;
  • запрашивать необходимые све́дения, требующиеся для организации противопожарного режима на предприятии;
  • знакомиться с решениями руководителей учреждения;
  • вносить предложения, позволяющие улучшить систему ПБ в компании.

Ответственность

На инженера по ТБ могут быть наложены взыскания в соответствии с действующим законодательством в случае:

  • нарушения должностной инструкции в части исполнения обязанностей;
  • причинения ущерба предприятию;
  • несоблюдения правил охраны труда, внутреннего распорядка;
  • совершения правонарушений во время пребывания в должности.

Перспективы, карьерный рост

Мы разобрались с направлением пожарная безопасность что это за специальность кем работать, рассмотрим, как можно развиваться в этой профессии.

При получении среднего специального образования максимально, на что стоит рассчитывать, это на должность инспектора пожарной безопасности или руково-дителя оперативно-спасательного подразделения.

Высшее образование открывает широкие перспективы карьерного роста: начальник пожарного гарнизона, директор департамента в региональном или общероссийском ведомстве, статс-секретарь или министр по делам гражданской обороны, чрезвычай-ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Все зависит только от работоспособности и удачи.

Уровень зарплаты

Доходы работников, получивших специальность «Пожарная безопасность», зависят от величины должностных окладов, звания, региона, выслуги лет.

У новичков зарплата может быть на уровне 20 тыс. рублей. Инспекторы и пожарные с опытом получают от 40 тыс. Инженер по технике безопасности может зарабатывать 120 тыс.

Кроме того, есть региональные надбавки. В центральном аппарате МЧС предусмотрены дополнительные платежи в размере 40% к окладу. Московские сотрудники получают до 60%, а в Подмосковье прибавка к зарплате составляет 50%.

После кампании в средствах массовой информации о несоответствии опасности выполняемой работы и платы за нее, по отзывам действующих сотрудников МЧС, начался постепенный рост доходов.

Плюсы и минусы профессии

Заниматься пожарной безопасностью престижно. Специалисты, работающие в этой области, очень востребованы обществом, всегда смогут найти вакантное место, независимо от половозрастных характеристик.

К плюсам относятся и льготы, предоставляемые сотрудникам пожарных ведомств России в виде оплаты проезда к месту прохождения службы, лечения, ежегодной матпомощи, досрочного выхода на пенсию и другие.

Но есть и отрицательные моменты профессии. Это постоянное напряжение, возникающее при осознании всего груза ответственности, опасности работы на месте пожара.

Минус заключается и в невысокой заработной плате молодых специалистов.

Выводы

Специальность «Пожарная безопасность» – одна из самых необходимых на любом предприятии.

В России неплохой выбор учреждений, обучающих этой профессии. Среднее образование ограничивает карьерный рост, поэтому принимая решение посвятить жизнь борьбе с огнем, лучше выбирать обучение в академии.

Специалист по пожарной безопасности, имеющий опыт работы и знания, может рассчитывать на доход, в два раза превышающий средний по стране.

Прежде чем выбрать «противопожарную» профессию, стоит оценить плюсы и минусы работы, ведь от грамотной организации процесса, своевременной помощи зависит вероятность возникновения пожара и его последствия.

Детальная информация видна на видео:

Источник: https://opozhare.ru/pozharnye/spetsialnost-pozharnaya-bezopasnost

Обучение мерам пожарной безопасности работников: что это?

Знания - противопожарная сила, или особенности обучения пожарной безопасности

Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Порядок обучения определен Приказом МЧС России 645 от 12.12.2007 Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Удостоверение о прохождении ПТМ

Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее – пожарно-технический минимум).

 Дополнительная статья: 

Обучение пожарно-техническому минимуму

Противопожарные инструктажи

Титульный лист журнала противопожарных инструктажей

Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее – специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее – руководитель организации).

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников организаций с:

  • Правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
  • требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности технологических процессов, производств и объектов;
  • мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования, производстве пожароопасных работ;
  • правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
  • обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный

Проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации.

Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

Первичный

Проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.

Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

Повторный

В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

Внеплановый

Объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой

Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.

 Обзорный и полный материал: 

Инструктажи по пожарной безопасности

Изучение минимума пожарно-технических знаний

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обучение ПТМ руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

Обязанности по организации обучения ПТМ в организации возлагаются на ее руководителя.

Обучение ПТМ организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

  • Руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;
  • работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;
  • руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;
  • руководители загородных оздоровительных учреждений для детей и подростков;
  • работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;
  • водители пожарных автомобилей и мотористы мотопомп детских оздоровительных учреждений;
  • иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

Обучение с отрывом от производства проводится в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

Руководителям и специалистам организаций, где имеются взрывопожароопасные и пожароопасные производства, рекомендуется проходить обучение в специализированных учебных центрах, где оборудованы специальные полигоны, учитывающие специфику производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам ПТМ непосредственно в организации обучаются:

Занятия по обучении мерам пожарной безопасности

  • руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
  • работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
  • педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;
  • работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;
  • граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;
  • работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Проверка знаний

Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения ПТМ с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.

Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников организации, независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

  • при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);
  • при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);
  • при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
  • по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;
  • после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;
  • при перерыве в работе в данной должности более одного года;
  • при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

Зачеты и опрос по обучению пожарной безопасности

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяются стороной, инициирующей ее проведение.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, применение первичных средств пожаротушения).

Для иных организаций перечень контрольных вопросов разрабатывается руководителями (собственниками) организаций или работниками, ответственными за пожарную безопасность.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется руководителем организации.

Специальные программы

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.

Утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Согласование специальных программ иных организаций осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.

Специальные программы составляются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов. Примерные специальные программы обучения ПТМ для некоторых категорий обучаемых приведены в приложении 3 по ссылке:

https://fireman.club/literature/programmy-obucheniya-pozharno-texnicheskomu-minimumu/

При подготовке специальных программ особое внимание уделяется практической составляющей обучения: умению пользоваться первичными средствами пожаротушения, действиям при возникновении пожара, правилам эвакуации, помощи пострадавшим.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/obuchenie-meram-pozharnoj-bezopasnosti/

Кому нужно обучение по пожарной безопасности?

Знания - противопожарная сила, или особенности обучения пожарной безопасности

Пожар – это неконтролируемое горение. Казалось бы, это шаблонное, прискучившее определение уже давным-давно всем известно.

Следовательно, каждый человек должен знать, как заблаговременно упредить возгорание, безопасно и быстро его локализовать и устранить, если оно все же произошло.

Второй важный вопрос: как спасти свою жизнь и жизни находящихся рядом людей в условиях данной чрезвычайной ситуации.

Однако ежегодно в России регистрируются сотни тысяч пожаров. Ущерб, причиняемый ими, исчисляется десятками миллиардов рублей, а количество погибших людей тысячами. Причинами, спровоцировавшими более половины случаев возгораний от их общего количества, являются:

  1. Несоблюдение правил устройства и использования электрического оборудования и приборов.
  2. Нарушение технологических процессов производства либо эксплуатация неисправного производственного оснащения.
  3. Неосторожное обращение с огнем.
  4. Игнорирование правил и норм пожарной безопасности (ПБ) при проведении огневых и сварочных работ.
  5. Случаи самовозгорания используемого сырья, веществ и материалов.

Наш обучающий центр предлагает руководителям организаций пройти курс пожарно-технического минимума (ПТМ), а также обучить своих специалистов, ответственных за ПБ, либо осуществляющих какие-либо виды пожароопасных работ.

При очном обучении периодичность формирования групп слушателей осуществляется ежемесячно. При выборе дистанционного формата обучения график составляется индивидуально. Стоимость обучения 3500 рублей.

Проверка знаний завершается получением удостоверений ПТМ.

Кому необходим данный вид обучения?

Законодательными актами, регламентирующими необходимость освоения курса, являются Правила противопожарного режима в РФ от 25 апреля 2012 года и ведомственный Приказ МЧС № 645 от 12 декабря 2007 года. В соответствии с ними подготовку должны проходить следующие категории слушателей:

  1. Должностные лица, формирующие структуру руководящего состава организации и ее подразделений.
  2. Главенствующие инженерно-технические работники (главный инженер, механик, технолог и т.д.).
  3. Специалисты, ответственные за соблюдение противопожарного режима в организации (проведение противопожарного инструктирования).
  4. Персонал, выполняющий огневые и пожароопасные работы (электрогазосварщики, работники складов и т.д.).
  5. Лица, занимающиеся практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и обучению в образовательных учреждениях.
  6. Руководители детских оздоровительных лагерей (загородные оздоровительные лагеря, специализированные спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие).
  7. Члены территориальных или объектовых подразделений добровольной пожарной охраны.

Удостоверение по пожарной безопасности

В настоящее время наиболее распространена заочная подготовка. Она проводится дистанционно (онлайн). Студенту направляется доступ к личному кабинету в виде логина и пароля к порталу. Дается неограниченное количество времени на самостоятельное изучение лекционного материала и проверку знаний в виде тестирования.

Получить удостоверение по ПБ (ПТМ) – значит, успешно пройти тестирование. Обновлять знания требуется, как правило, 1 раз в 3 года.

Зачем нужно обучение по пожарной безопасности?

Первостепенной целью, которую преследует работодатель, является обеспечение безопасности «самого дорогого ресурса» организации – людей, состоящих с ним в трудовых отношениях.

Также владельцам компаний далеко небезразлична сохранность имущественных активов их бизнеса, которые в одночасье могут быть уничтожены возникшим пожаром.

Ну и конечно же, возможность избежать наложения административных штрафов (которые, кстати, увеличились вдвое) тоже является неплохим стимулом для того, чтобы обучить своих подчиненных на курсах ПТМ.

Достичь вышеозначенных целей позволяет обучающая программа, разработанная в соразмерности со всеми действующими нормативными требованиями и предоставляющая слушателям возможность:

  1. Ознакомиться с действующей нормативной законодательной базой в области обеспечения ПБ.
  2. Изучить правила эффективного применения, содержания и обслуживания первичных средств пожаротушения.
  3. Освоить план предписываемых действий в условиях распространения неконтролируемого горения, правила эвакуации из опасной зоны, безопасные методы локализации очагов возгорания.
  4. Овладеть навыками оказания первой помощи пострадавшим.
  5. Изучить принципы безопасного проведения и организации пожароопасных работ (подготовка рабочих мест, целевое инструктирование работников, оформление соответствующих документов).

В какой срок нужно направить работников на первичное обучение нормам ПБ?

У работодателя есть месячный срок, в течение которого необходимо организовать подготовку для вновь принимаемых сотрудников. Речь идет о тех категориях работников, функциональные обязанности которых будут в какой-либо мере сопряжены с обеспечением ПБ в организации.

Также в тридцатидневный срок нужно обучить работников, переводимых с одной должности на другую (перемещение специалиста на руководящую должность, перевод в другое подразделение, специфические особенности производственной деятельности в котором существенно отличаются от прежнего места работы и т.д.).

Когда нужно направить работников на повторное обучение?

Персонал предприятий, имеющих взрывопожароопасное производство, должны проходить ежегодное обучение пожарно-техническому минимуму (1 раз в год).
Это обусловлено наличием:

  • горючих газов;
  • взрывоопасных парогазовоздушных смесей;
  • легковоспламеняющихся жидкостей;
  • горючей пыли или волокон.

Руководители и специалисты непожароопасных производств должны проходить обучение не реже 1 раза в 3 года. На выходе они могут получить корочки по ПТМ.

Краткое содержание обучающего курса ПТМ

Учебные программы составлены в полном соответствии с предъявляемыми к их содержанию нормативными требованиями и согласованы специалистами Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России. Ниже приведен перечень основных разделов, входящих во все учебные курсы вне зависимости от их продолжительности и целевой аудитории слушателей:

  1. Законодательный ликбез в области ПБ, представляющий собой ознакомление с подборкой действующих законодательных актов.
  2. Характеристики видов пожаров в зависимости от условий их возникновения и развития.
  3. Оценка подверженности предприятия возникновению неконтролируемых горений.
  4. Правила реализации всех требуемых мероприятий, направленных на упреждение случаев возникновения пожаров:
    • установление необходимого противопожарного режима в организации;
    • теоретическая и практическая подготовка персонала (противопожарное инструктирование, план пожарно-тактических учений и т.д.);
    • методы безопасной организации и проведения огневых и пожароопасных работ;
    • размещение и техническое обслуживание первичных средств пожаротушения;
    • правила организации безопасного размещения и хранения сырья, материалов и готовой продукции;
    • осмотр и испытания систем отопления, теплоснабжения и вентиляции.
  5. Системы противопожарной защиты:
    • требования ПБ ориентированные на обеспечение возможности оперативной и беспрепятственной эвакуации персонала из опасной зоны;
    • обеспечение безопасных условий, обеспечивающих защиту персонала от воздействия опасных факторов неконтролируемых горений (автоматические противопожарные установки, противодымная защита и т.д.).
  6. Градационная последовательность действий работников организации в случае возникновения пожара:
    • порядок и способы оповещения людей о возникновении неконтролируемого горения;
    • оценка целесообразности принятия мер по локализации и устранению обнаруженного возгорания и спасения материальных ценностей;
    • правила пользования ручными средствами пожаротушения;
    • управление эвакуацией людей;
    • необходимые СИЗ для участников тушения пожара;
    • правила взаимодействия с прибывающими пожарными подразделениями:
    • встреча пожарных подразделений;
    • информирование пожарных в вопросе выбора кратчайшего и наиболее удобного подъезда к очагу возгорания;
    • предоставление сведений о специфике и особенностях предприятия (расположение строений, характеристики эксплуатируемого оборудования, информация о свойствах и количестве используемого сырья и т.д.).

Как проходит учеба и какова продолжительность?

Объем учебных программ различен для каждой конкретной категории слушателей. Общее количество учебных часов может варьироваться от 7 до 32. Формат обучения слушатели выбирают самостоятельно.
Стандартная программа длится 28 часов.

При выборе очной формы слушатели будут осваивать курс пожарно-технического минимума непосредственно на базе нашего учебного центра. Занятия будут проходить под руководством квалифицированных преподавателей в помещениях, оснащенных всем необходимым мультимедийным оборудованием.

Если Вашей компании требуется обучить большое количество специалистов, то в этом случае возможен выезд преподавателей на Вашу территорию.

Данный вариант весьма удобен, поскольку позволяет Заказчику самостоятельно выбрать дату проведения обучения и минимизировать время отрыва обучаемых от их трудовой деятельности.

Единственное, что будет требоваться от Заказчика, – это предоставление помещения, обеспечивающего удобство проведения занятий.

Ну и последний, самый востребованный, формат учебы – это заочное (дистанционное) обучение по ПБ. Все что требуется – это иметь на своем рабочем месте компьютер, подключенный к сети интернет.

После произведенной оплаты каждый получает доступ к специальной программе, содержащей все необходимые учебные материалы.

Осваивать можно в любое удобное время с самостоятельным выбором наиболее комфортной интенсивности восприятия информации.

Выбор формата учебы не влияет на содержание удостоверений. Они стандартизированы. Здесь указывается ФИО, должность и название предприятия.

Меры административного воздействия за нарушение требований

  1. Нарушение требований влечет наложение штрафа:
    • на гражданских лиц – от 2000 до 3000 рублей;
    • на ответственных должностных лиц – от 6000 до 15000 рублей;
    • на индивидуальных предпринимателей – от 20000 до 30000 рублей;
    • на предприятия – от 15000 до 200000 рублей.
  2. Нарушение норм, спровоцировавшее пожар, в результате которого пострадало чужое имущество либо был причинен вред легкой или средней тяжести человеческому здоровью, влечет наложение штрафа:
    • на гражданских лиц – от 4000 до 5000 рублей;
    • на должностных лиц – от 40000 до 50000 рублей;
    • на предприятия от – 350000 до 400000 рублей;
  3. Пренебрежение установленными требованиями ПБ, повлекшее пожар, причинивший тяжкий вред здоровью людей или их гибель карается следующими штрафами:
    • на организации – от 600000 до 1000000 рублей, либо принудительная приостановка их деятельности сроком до 3 месяцев.

Источник: https://sot3.ru/biblioteka/147-komu-nuzhno-obuchenie-po-pozharnoj-bezopasnosti

Лекция

Знания - противопожарная сила, или особенности обучения пожарной безопасности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 1. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения

      1.1 Первичное обучение детей основам пожаробезопасного поведения

      1.2 Организация обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях

      1.3 Обучение детей основам пожаробезопасного поведения в младших группах дошкольных образовательных организаций

      1.4 Обучение основам пожаробезопасного поведения в средних группах дошкольных образовательных организаций

      1.5 Обучение основам пожаробезопасного поведения в старших группах дошкольных образовательных организаций

      1.6 Результаты обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях

 2. Обучение основам пожаробезопасного поведения обучающихся общеобразовательных организаций

      2.1 Обучение основам пожаробезопасного поведения обучающихся общеобразовательных организаций (младший школьный возраст (7-10 лет))

      2.2 Обучение основам пожаробезопасного поведения обучающихся общеобразовательных организаций (средний школьный возраст (11—15 лет))

      2.3 Обучение основам пожаробезопасного поведения обучающихся общеобразовательных организаций (старший школьный возраст (16—18 лет))

 3. Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности

 4. Организация класса, уголка пожарной безопасности

 5. Проведение практических занятий по поведению обучающихся при возникновении пожара

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится          обучение населения мерам пожарной безопасности (ст. 3 [1]).

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится организация обучения населения мерам пожарной безопасности (ст. 18 [1]).

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

В образовательных организациях осуществляется обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных (ст. 25 [1]).

Обучение лиц мерам пожарной безопасности персонала осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума, порядок и сроки которых определяются руководителем организации [2]. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности [2].

Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора [3].

Вопрос обучения мерам пожарной безопасности и действиям персонала, воспитанников и обучающихся дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций является актуальным.

В основе обучения мерам пожарной безопасности лежит представление о природе возникновения и развития пожаров в зданиях и на открытой местности, а также о деятельности по обеспе­чению пожарной безопасности, учитывающей природу пожаров. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности включает в себя предотвращение пожаров, противопожарную защиту объектов, организационно-технические мероприятия.

При этом учитываются психофизиологические и возрастные особенности обучающихся, особенности их жизнедеятельности (про­фессиональной, учебной и т. п.), характер складывающихся жизнен­ных ситуаций.

С учетом вышеизложенного разрабатываются алгоритмы поведения, которые формируются и закрепляются в процессе практического обучения.

1. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам правил пожаробезопасного поведения

В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность детской шалости с огнем, приводящая нередко к пожару и гибели самих малышей.

Естественная тяга детей к огню не должна выпадать из поля зрения родителей, которые первыми обязаны рассказать малышам о силе вышедшего из повиновения огня, о тех неисчислимых бедах, которые он может принести, если не­умело и неосторожно обращаться с ним. К сожалению, взрослые этого не делают.

Более того, они порой потакают малышам, создают условия для игр и забав со спичками, не отдавая себе отчета в том, как опасны эти игры. Ведь благодаря научно-техническому прогрессу в промышленности, в строительстве, в быту появились тысячи новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью химии и физики.

В огромных количествах широко ис­пользуются нефть и нефтепродукты, природный и искусственный газ. Сложные и энергоемкие технологические процессы проходят нередко при весьма высоких давлениях и температурах. В силу всего этого возможности возникновения пожаров в наше время неизмеримо выросли.

Буквально в каждом доме можно найти массу электроприборов — холодильники, телевизоры, радиоприемники, утюги, электронагреватели и многое другое. Привычная газовая плита также может стать источником беды.

К сожалению, не только дети, но и взрослые в основном имеют весьма смутное представление о пожароопасных свойствах предметов, окружающих их в своем жилище: мебель, покрытая нитролаком, диван на пороло­новой основе, отделка помещений полимерными материалами, из­делия из синтетики и пластмасс — все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя опасный для здоровья и жизни человека дым. И в большинстве случаев люди, а особенно дети, гибнут на пожарах не от высокой температуры, а от выделяемого дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей. Поэтому, оставляя дома малолетнего ребенка без присмотра взрослых, родители вообще подвергают его опас­ности, которая становится просто неизбежной, если в детские ру­чонки попадают спички, зажигалка или иные источники огня. Следует учитывать, что дети дошкольного возраста отличаются чрез­мерной восприимчивостью. Все, что они видят, становится предметом их внимания, они стараются подражать родителям в обращении с вещами, применяемыми повседневно. Но у детей нет опыта, способствующего пониманию опасности того или иного действия, отсутствуют навыки обращения с предметами. У них отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную опасность, которая свойственна взрослым. Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно стараются спрятаться, не пытаясь бежать и тогда, когда двери не заперты. Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. Типичный пример: зажигая спички, ребенок любуется играющим пламенем огонь­ка, пока тот не начнет «кусаться». Испуганный малыш бросает спичку. Она надает на покрытие на полу, диван, постель. Температура пламени горящей спички достигает нескольких сот градусов. Этого достаточно, чтобы загорелось большинство домашних вещей из древесины, хлопка, синтетики. Ребенок же не в состоянии поту­шить пожар и старается спрятаться, чем усугубляет создавшееся опасное положение и практически не оставляет себе шанса выжить. Если же виновника пожара удается спасти, то чаще всего в таких случаях дети говорят, что сделали это «нечаянно». Действительно, они еще не могут представить последствий своих действий. Родители же объясняют случившееся тем, что в тот день они не были рядом с детьми, не могли остановить их. А ведь суть воспитания не в том, чтобы держать ребенка всегда за руку и постоянно одергивать его. Он должен усвоить простейшую истину об опасности игр с огнем. Это даст возможность избежать возникновения мно­гих пожаров от детской шалости.

В настоящее время гибель детей на пожарах — явление нередкое. Очень часто они становятся и виновниками пожаров, и их жертвами. За редким исключением дети в момент возникновения пожара нахо­дились без присмотра взрослых. Причем практически с первых лет жизни.

1.1 Первичное обучение детей основам пожаробезопасного поведения

В сущности, ребенок рождается значительно более беспомощным, чем детеныш животных.

Врожденные безусловные рефлексы в условиях тщательного ухода за ребенком обеспечивают лишь выживание организма, но не развитие и совершенствование свойственных человеку форм поведения и чувства опасности, в том числе и опасности огня.

Взросление постепенно «вводит» ребенка в предметный мир, формирует его отношение к этому миру, прививает способность избегать действий, угрожающих здоровью и жизни. Прививать же ребенку элементарные правила пожарной безо­пасности в быту следует уже с первых лет жизни.

Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок начинает общаться, принимать уча­стие в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной деятельности. Любой из указанных видов деятельности может быть успешно использован для обучения правилам пожарной безопас­ности.

Начинать целесообразно с чтения детской литературы типа противопожарной направленности, затем эле­менты пожарной безопасности вносятся в детские игры, во время которых следует постепенно перейти к обучению действиям на случай пожара соответственно возрасту ребенка, используя пожарную тематику на занятиях по рисованию или во время спортивных занятий.

Наиболее эффективна в этом плане игра, во время которой взрослые имеют огромные возможности для творческой инициа­тивы и бесчисленное количество ее вариантов при внесении эле­ментов пожарной безопасности.

Для малолетних детей игра — это связь с жизнью, во время которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности.

Разнообразные по содержанию и форме игры с учетом опыта взрослых вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений: знаний, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Взрослый, создавая «картинки жизни», вначале подсказывает, а затем и подталкивает ребенка к действиям в определенной ситу­ации с учетом возраста. Например, мама не выключила утюг. Младшие дошкольники должны лишь подсказать взрослым об этом.

Дети постарше уже могут сами выдернуть шнур утюга из розетки, если научить их, как правильно это сделать, за что можно браться рука­ми и какую опасность может таить в себе это казалось бы безопасное приспособление на стене. Первые пять-шесть лет жизни ре­бенка являются наиболее продуктивными для получения и усвое­ния жизненно важной информации.

Ребенок как бы неустанно адаптируется в этом мире.

Невероятно быстрыми темпами у него идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей усвоение дос­тупных знаний об окружающем мире, их систематизацию, форми­рование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. Этот возраст яв­ляется наиболее оптимальным для привития первичных навыков и в отношении пожарной безопасности. Тем более, что в последнее время возникла острая необходимость для проведения системати­ческой работы с детьми по предупреждению пожаров. Поэтому наибольшую эффективность эта работа даст в дошколь­ных образовательных организациях, где она должна проводиться планомерно и не­разрывно с воспитательным процессом.

1.2 Организация обучения основам пожаробезопасного поведения в дошкольных образовательных организациях

Из многочисленных функций воспитателя детского сада в числе первостепенных отмечается охрана жизни и здоровья детей дошкольного возраста. К сожалению, в последние годы эта функция стала рассматриваться односторонне — только как их медицинское обслуживание и гигиеническое воспитание.

В то же время, в связи с нестабильностью экономики, сказывающейся более всего на де­тях, возникла острая необходимость привития детям навыков собственной безопасности и в первую очередь пожарной.

Поэтому элементы этих навыков должны присутствовать при обеспечении в дошкольных образовательных организациях как воспитательной, так и обучающей функции. Задачи воспитателя — ознакомить детей с нормами безопасного поведения, вооружить ребенка необходимыми знания­ми, сформировать их основу, фундамент с учетом возраста.

В дош­кольные годы ребенок каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно: поверхностно, ошибочно, болезненно.

И лучше, если это руководство осуществляется с участием профессионалов, то есть, если ребенок посещает дошкольную образовательную организацию, где он не только получает разностороннее познание окружающего мира, но и обменивается полученными знаниями со сверстниками.

Кроме того, в садиках имеются специально оборудованные помещения различного типа и возможность организации встреч с пожарными, детскими писателями и т. д. Все это расширяет кругозор ребенка, в том числе и в плане личной безопасности.

Противо­пожарная разъяснительная работа среди детей должна проводить­ся в непрерывной связи с общим учебно-воспитательным процессом воспитателями и методистами. При работе с детьми необходи­мо максимально использовать различные средства обучения (ри­сунки, альбомы, кинофильмы, фотографии и т. д.).

Рекомендуется практиковать проведение бесед, игр, широко использовать литера­турный материал. Интересным будет для детей старших групп и посещение пожарно-технической выставки.

1.3 Обучение детей основам пожаробезопасного поведения в младших группах дошкольных образовательных организаций

В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощуще­ний и восприятий.

У них формируется способность сознательного запоминания, если в годик малышам достаточно кратких подска­зок типа: «нельзя», «больно», произнесенных с соответствующей интонацией, по которой они определяют смысл новых для них слов, то после 2-х лет им уже будет необходимо конкретное объяснение для понимания явлений, выделение существенного и несуществен­ного. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружа­ющему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. Немаловажным фактором является и то, что у двух­летних детей еще не достаточный словарный запас, чтобы расспро­сить взрослых о привлекшем внимание предмете. А в 3—4 года они уже просто подражают старшим: видели, как родители зажи­гали спички — ничего не случалось, а появление огонька заинте­ресовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. По­этому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.

Источник: http://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/ptm/lecture/562

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: