Законодательные инициативы для развития инноваций

Содержание
  1. Государственные инициативы в области инноваций
  2. Формирование инновационной системы
  3. Дефицит практических результатов
  4. * Например во Франции 1 евро, потраченный компанией на НИОКР, ведет к вычету из налогов 0.425 евро. Отрицательные показатели указывают на отсутствие налоговых льгот на НИОКР, так в Германии часть расходов связанных с проведением НИОКР в последние годы было разрешено относить на себестоимость, что привело к уменьшению фискальной нагрузки на компании. Важно также отметить, что в странх не практикующих налоговые льготы по НИОКР, государственная поддержка оказывается за счет прямого госфинансирования НИОКР в бизнес-секторе
  5. Кто отвечает за инновации в России?
  6. Сравнение с лучшими мировыми практиками
  7. Стратегия развития в США
  8. Регулирование инноваций в России
  9. Рекомендации начинающим предпринимателям
  10. Законодательное регулирование инновационной деятельности
  11. Задачи законодательства в сфере инноваций
  12. Основные НПА, регулирующие инновационную деятельность
  13. Необходимость принятия расширенного федерального закона об инновационной деятельности
  14. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Протокол Минобрнауки России от 15 февраля 2006 года №1
  15. Паспорт Стратегии

Государственные инициативы в области инноваций

Законодательные инициативы для развития инноваций

За последние несколько лет государство создало законодательный и организационный каркас национальной инновационной системы.

Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, создана правовая база инновационного центра «Сколково», призванного стать интегратором отечественных инновационных компаний в зарубежное инновационное сообщество.

В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и вузов. Инновационное развитие страны признано приоритетом на высшем политическом уровне и нашло отражение в управленческих структурах на уровне Президента и Правительства России.

Вместе с тем тормозится создание целостной системы преференций инновационным компаниям и действенных стимулов, подталкивающих бизнес к ускоренному внедрению передовых технологий, хотя этап концептуального обсуждения необходимости нормативного закрепления таких преференций и стимулов уже пройден.

Формирование инновационной системы

Внимание государства к проблеме стимулирования инноваций в последние несколько лет очевидно усиливается. В выступлениях первых лиц государства создание конвейера инноваций декларируется как цель, достигнув которую, российская экономика сможет избавиться от обидного, но справедливого эпитета «сырьевая», превратившись в экономику знаний.

Претворение политических деклараций в конкретные государственные решения, как правило, предполагает реализацию трех задач: во-первых, формулирование стратегических целей, которые должны быть достигнуты, во-вторых, создание некой структуры, курирующей избранные направления, и в-третьих, – и именно этот этап позволяет перейти от слов к делу – принятие новых (или изменений в уже действующие) нормативных актов, позволяющих подключить к решению проблемы бюрократический механизм.

В случае с государственным патронажем инноваций в России решаются все три задачи, правда, реализуются они не последовательно, а параллельно. В нашем исследовании мы делаем упор на третьем этапе – принятии конкретных решений (см. приложение 2 «Государственные инициативы в области инноваций» на сайте raexpert.ru).

Точкой отсчета инновационной активности государственной власти можно считать 2005 год, когда были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Если анализировать документ в подробностях, то нельзя не заметить, что многие из содержащихся в нем предложений и задач, перекочевали в него из более ранних правительственных стратегий.

Еще одним шагом в формировании госполитики инноваций стало принятие в 2006 году «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года». По сути, документ носит явно вспомогательный характер. Несмотря на приличествующие статусу стратегии декларации, основная задача инициативы сводилась к реанимации и оздоровлению угасающих научных учреждений России.

В соответствии со стратегией бюджетное финансирование науки в части фундаментальных разработок выросло за период 2006–2010 годов в 1,8 раза. Ощутимая финансовая поддержка была оказана и системе вузовской науки. Всего на финансирование инновационных программ в 57 вузах в 2005–2008 годах было выделено 30 млрд рублей.

Почти 30 университетам на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов дающий право на получение бюджетного финансирования для реализации программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009–2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов).

В стадии реализации находятся программы по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры. На эти цели из федерального бюджета в течение трех лет, с 2010-го по 2012 год, будет выделено 90 млрд рублей.

Впрочем, переоценивать эффект всех этих вливаний не стоит.

Как свидетельствуют промежуточные данные по реализации «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года», без реального дела, без заказов промышленности наука обречена на деградацию даже в относительно благоприятных финансовых условиях.

На первом этапе (2006–2007 годы) реализации стратегии было достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей.

При этом большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику. На втором этапе (2008–2010 годы) средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40%, а большинство показателей по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.

Дефицит практических результатов

Основная заслуга упомянутых основных направлений и стратегии в том, что в них впервые была сформулирована с достаточной степенью четкости стратегическая цель – создание системы коммерциализации научных разработок.

Слабая связь между наукой и промышленностью была серьезной проблемой еще в советские времена, а в постреформенные десятилетия она обострилась многократно.

Без решения этой проблемы об инновационном развитии экономики даже мечтать не имеет смысла.

Именно в рамках реализации инициативы было начато формирование системы институтов развития, включающей фонды предпосевного (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – Фонд Бортника, 1994 год) и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (Российская венчурная компания и госкорпорация «Роснанотех», впоследствии преобразованная в ОАО – созданы в 2006 и 2007 годах соответственно). Созданием Фонда «Сколково» в 2010 году было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы.

Курирующий «идеологической» надстройкой НИС стали президентская и правительственная комиссии по инновациям (Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям созданы в 2009 и 2008 годах соответственно).

С их деятельностью связано принятие в 2009 году закона №217-ФЗ, разрешающего бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия.

За первый год его применения уже создано около 600 малых инновационных предприятий при вузах и научных организациях.

Согласно решению президентской комиссии крупнейшим государственным компаниям было поручено подготовить планы их инновационного развития (о результатах этого решения см. раздел 3 «Инновации в компаниях с государственным участием»).

Однако позитивный эффект этих и других инициатив пока ни в коей мере ни может компенсировать хроническую враждебность системы государственного регулирования в отношении бизнеса, в том числе инновационного.

Международные инвестиционные и бизнес-рейтинги, измеряющие степень комфортности ведения бизнеса и преодолимость административных барьеров, из года в год отводят России места, весьма далекие от пьедестала почета.

Так, в 2010 году согласно интегральному рейтингу Doing Business Россия оказалась на 130-м месте из 183, Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума в том же году поместил Россию на 63-е место из 133.

Пока также не получили реального воплощения и обещания правительства по созданию системы налоговых льгот для инновационных компаний и развитию прямого государственного финансирования НИОКР в бизнес-секторе. Подходы к решению этих проблем пока остаются на уровне «развить», углубить», «принять меры» и т. д.

Между тем опыт развитых стран свидетельствует о том, что оба механизма могут быть эффективно использованы для стимулирования роста инвестиций частных компаний в инновационные проекты (см. графики 7 и 8).

График 7. Государственное стимулирование инновационной активности бизнеса в странах ОЭСР, % от ВВП

Источники: Росстат, OECD Main Science and Technolodgy Indicators, май 2010

График 8. Изменение налогообложения расходов на инновации в странах ОЭСР инноваций в бизнес-секторе*

* Например во Франции 1 евро, потраченный компанией на НИОКР, ведет к вычету из налогов 0.425 евро. Отрицательные показатели указывают на отсутствие налоговых льгот на НИОКР, так в Германии часть расходов связанных с проведением НИОКР в последние годы было разрешено относить на себестоимость, что привело к уменьшению фискальной нагрузки на компании. Важно также отметить, что в странх не практикующих налоговые льготы по НИОКР, государственная поддержка оказывается за счет прямого госфинансирования НИОКР в бизнес-секторе

Источники: Росстат, OECD Main Science and Technolodgy Indicators, май 2010

Таким образом, анализируя эффективность государственной политики в области инноваций, можно констатировать, что во многом она остается на уровне деклараций. Особенно в части создания преференций и стимулов для вложений в инновации.

Источник: https://raex-a.ru/researches/expert-inno/part2

Кто отвечает за инновации в России?

Законодательные инициативы для развития инноваций

Развитие инноваций – это стратегическая задача для роста экономики, которая сегодня стоит перед Россией.

Конкуренция в сфере производства и услуг требует внедрения технологий новых поколений, что помогает удерживать свою нишу и предоставляет ряд преимуществ для увеличения границ влияния.

Способствовать росту и продвижению инноваций в производстве призвана поддержка со стороны государства и правовое регулирование инновационной деятельности.

Основу законодательного регулирования в области передовой деятельности составляют:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Законы:
    • «Об авторском праве и смежных правах»;
    • «О науке и государственной научно-технической политике»;
    • «Патентный закон РФ»;
    • «Об инновационном центре «Сколково».
  3. Указы и распоряжения:
    • «О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России»;
    • «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Правовое сопровождение призвано обеспечить крепкий фундамент по защите законных прав и интересов всех участников области инноваций, занятых в создании и внедрении интеллектуального продукта независимо от форм собственности.

Сравнение с лучшими мировыми практиками

В пользу правильного курса государства взятого в инновационном направлении экономики России говорит «Глобальный рейтинг инноваций». В 2012 году РФ находилась на 51 месте из 140 государств. По итогам 2017 года Россия поднялась на 45 строчку. Лучшими в среде инноваций признаны Швейцария, Швеция, Нидерланды, США, замыкает пятерку лидеров Великобритания.

Понять текущее состояние России в области современных наукоёмких технологий поможет сравнительный анализ со странами, занимающими лидирующие позиции в области передовых технологий.

Стратегия развития в США

На первоначальном этапе государство, как орган власти, обеспечило правовой климат, устранило барьеры правового и финансового характера, которые препятствовали разработкам инноваций и практическому внедрению нововведений. В 1960-е годы была сформирована «Программа гражданских промышленных технологий».

Правительство воздействует на все процессы инновационного сектора, при этом использует как административные возможности, так и правовой ресурс. Широко применяются инвестиционные (венчурное финансирование), налоговые рычаги (налоговый кредит на НИОКР) совместно с кредитными вливаниями.

Ещё в 1980 году в США был определён путь технологических инноваций (закон Стивенсона-Видлера).

Национальный научный фонд США (ННФ) является центральным агентством правительства в части поддержки исследований, поскольку выполняет 48 программ в сфере образования.

STEM – подготовка специалистов по технологии, точным наукам, инжинирингу. Сюда входит подготовка учителей и разработка методики обучения.

Для усиления специалистами высокой квалификации была создана Программа передового технологического образования.

Ключевое значение имеет и широкое применение государственных грантов, заключение контрактов, которые законодатель закрепил в правовых положениях, что гарантирует занятость ключевых научных центров и исследовательских организаций.

Масштабные программы США – отражение национальной стратегии инноваций, где соединяются интересы малого бизнеса, деятельность корпораций, усилия открытий и разработок научных центров (Кремниевая долина, исследовательский треугольник в Северной Каролине).

Их взаимодействие обеспечено на законодательном уровне.

Регулирование инноваций в России

Основой технического прогресса и открытий в России должна стать материальная и правовая помощь научным кадрам (Указ «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых»), имеющих степень кандидата и доктора наук (Указ № 146 2009г.). Организация инновационных центров, таких как Сколково (Федеральный закон 2010 года № 244) также имеет правовую основу.

В 2012 г. Указом Президента было введено звание «Заслуженный изобретатель РФ» за разработку изобретений, которые были внедрены в производство и имеют государственное значение.

Результатом проводимой политики инноваций созданы особые экономические зоны: 4 промышленно-производственные (выполняют разработку и производство опытных образцов электронной базы, изделий микротехники) и 4 технико-внедренческие. Им в качестве поддержки предоставляется ряд налоговых льгот и таможенных преференций, кроме этого снижены ставки аренды земельных участков.

Государство взяло на себя роль правового регулятора и гарантии защиты средств для привлечения в сферу инноваций крупных корпораций и малого бизнеса.

Центральное место в правовом отношении занимает концепция целевой программы на 2014-2020 гг., где определены главные задачи:

  1. Совершенствование правовой базы в решении вопросов для регулирования области инноваций.
  2. Создание комфортных условий для роста числа малых предприятий, занятых в области инноваций.
  3. Привлечение средств финансирования для продвижения современных технологий.
  4. Создание передовой инфраструктуры.

Благоприятным фактором для развития инноваций являются изменения налогового законодательства в 2011 году N 132-ФЗ и статьи 5 ФЗ.

Данные изменения должны активизировать продвижение новых товаров на рынок, и привлечь интерес к высоким технологиям.

Бизнес, который вкладывает средства в исследования, и совершенствует инновационные технологии, может воспользоваться преференциями и налоговыми льготами.

Правовую защиту имеет авторское право на разработки и открытия, труды интеллектуальной собственности. Роспатент выдаёт документ, подтверждающий право на принципиально новое техническое изобретение – патент.

Получить патентовладельцу выгоду от результата своего интеллектуального труда помогает выдача лицензии – выдача разрешения другому лицу на использование изобретения в коммерческих целях.

Законом защищен и товарный знак на инновационный продукт.

Правовое регулирование инновационной деятельности в РФ проходит период становления, поэтому и не в полной мере соответствует целям модернизации экономики и высокотехнологичному развитию.

Явные недостатки или правовые пробелы относительно инноваций можно увидеть в 77 главе Гражданского кодекса:

  • Отсутствует определение понятия объекта правоотношений, не понятен правовой характер на применение технологии;
  • Не указана разница единой технологии и понятие сложного объекта;
  • Отсутствие правовой охраны технологии в качестве цельного объекта;
  • Не решены вопросы выплаты авторского вознаграждения, нет правовых ограничений для госучреждений, как единственного правообладателя результатов интеллектуальной деятельности;
  • Не предусмотрена экономическая концепция по обеспечению необходимых условий для превращения результатов интеллектуальных изысканий, если они профинансированы из средств федерального бюджета.

Рекомендации начинающим предпринимателям

Для успешного открытия бизнеса в области инноваций предпринимателю необходимо:

  • Определиться с бюджетом, технологией, идеей (какой революционный продукт, услугу можете предложить потребителю);
  • Выделить потенциальные рынки сбыта, запросы и интересы покупателей (маркетинговые исследования);
  • Выполнить расчёт затрат на изобретение, выход продукта на рынок (реклама), составить формулу прибыли;
  • Предусмотреть возможность для коррекции бизнес-модели на случай изменения конъюнктуры рынка;
  • Выстроить технологическую цепочку по созданию товара, определиться с логистикой по доставке основных ресурсов (идеальная пропорция станет долгосрочным преимуществом);
  • Найти производственные площади (цеха производства, находящиеся на одной территории, позволят минимизировать транспортные расходы);
  • Закупить оборудование, нанять квалифицированный персонал.

Отрасль высоких технологий является рискованным вложением средств, однако успешная бизнес-модель способна в короткие сроки принести существенную прибыль, если начальный расчёт окажется верным. При формировании бизнес-плана лучше предусмотреть дополнительные средства на совершенствование уже имеющегося продукта с целью получить дополнительные конкурентные преимущества.

Причина не столь быстрого продвижения инновационной деятельности лежит не в правовой плоскости, а связана с утечкой в постперестроечное время молодых специалистов и технологий за рубеж.

Однако ныне проводимая государственная поддержка на законодательном и административном уровне, приход частных инвестиций и бизнеса в отрасль инноваций значительно усилили научный и высокотехнологичный потенциал страны.

Источник: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/gosudarstvennoe-regulirovanie-innovatsionnoj-deyatelnosti

Законодательное регулирование инновационной деятельности

Законодательные инициативы для развития инноваций

Инновационное развитие экономики страны регулируется с точки зрения права, регулирование происходит между взаимоотношениями субъектов инноваций и других участников инновационного процесса. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает:

  • установление правовых норм взаимоотношений субъектов;
  • охрану прав и интересов субъектов, например, авторских прав;
  • охрану прав владения, пользования и распоряжения результатами научно-технической деятельности инновационного характера;
  • защиту промышленной и интеллектуальной собственности
  • заключение договоров в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектов и изысканий, по оказанию услуг для развития инновационной деятельности;
  • заключение контрактов с инвесторами.

Первые НПА в сфере инноваций относятся к 1990-м годам. Тогда юристы в России имели слабое представление о содержании и формах данного вида деятельности. Плановая экономика имела другие формы организации и внедрения изобретений и новшеств.

Научно-исследовательская работа являлась продолжением научно-технической деятельности и являлась функцией государства. Инновационная деятельность является предпринимательской.

Поэтому в 1990-е годы применялись нормы, регулирующие науку и научную деятельность, и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.

По прошествии времени стало ясно, что инновационная деятельность имеет четко выраженную специфику, поэтому необходимы специальные законы и подзаконные акты.

На сегодняшний день нельзя говорить о сформированной, последовательной нормативно-правовой базе в области инноваций в России.

Поскольку системный подход к формированию нормативно-правовой базы в инновационной деятельности отсутствует, тормозится развитие самой инновационной деятельности. Субъекты РФ пытаются принимать правовые документы на уровне регионов и устранить этот недостаток.

Сложность разработки нормативно-правовой базы зависит от нескольких причин, в том числе и от различной трактовки понятий «инновация», «инновационная деятельность», «государственная инновационная политика».

Правовые исследования в области инноваций не так широки, как экономические. Действительно, инновационная тематика имеет экономические корни, и тема разрабатывалась по большей части экономистами. Но в последнее время ученые пришли к выводу, что изучать инновации необходимо комплексно, в том числе и с правовой точки зрения.

Замечание 1

Юристы указывают на то, что необходимо создать четкий механизм правового регулирования инноваций, как одного из главных элементов экономических реформ.

Пока в современной правовой доктрине нет темы инноваций, поэтому право вынуждено решать возникшие ситуации, опираясь на имеющуюся нормативно-правовую базу.

Замечание 2

Экономика призвана сформировать систему знаний относительно сущности инновационной деятельности как экономического явления. Юриспруденция должна осмыслить инновационную деятельность с точки зрения правоведения.

В законодательстве РФ имеется большое число разрозненных НПА так или иначе регламентирующих инновационную деятельность. Часто они противоречат друг другу. Нужно упорядочивание НПА, одним из способов является систематизация законодательства.

Каждый год в России принимается около 2 тысяч НПА, половина из них имеет инновационную тематику. То есть массив НПА огромен, и найти нужный документ, касающийся той или другой стороны инноваций довольно сложно, а изучить этот документ во взаимосвязи с другими нормами права тем более.

Только систематизация законов, подготовленная юристами и правоведами, способна облегчить работу.

Замечание 3

Необходимо провести подробный анализ НПА, касающихся инноваций, собрать их воедино и объективно оценить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов, определить и устранить проблемные зоны в законодательстве.

Работа по формированию систематизированной нормативно-правовой базы идет, кроме этого, в последние годы принят ряд значимых документов, которые касаются инновационной сферы и регулирования отношений между субъектами в ней. Огромная роль в этом вопросе отводится региональным властям.

Правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится исключительно к ведению РФ, так как это важные общественные отношения и в них заинтересованы все субъекты, поэтому необходимо единое правовое пространство в области гражданско-правового регулирования на всей территории РФ.

В других государствах законодательство об интеллектуальной собственности, патентной службе централизовано, так как единое правовое регулирование служит интересам личности и государства в целом.

Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на федеральном уровне служит сохранению и приумножению интеллектуального потенциала страны, предотвращению его утечки за рубеж, эффективному использованию.

Замечание 4

Субъекты в своих НПА также должны касаться инновационной тематики. Региональные власти принимают активное участие в правовом регулировании инновационной деятельности и в построении системной местной законодательной базы.

Задачи законодательства в сфере инноваций

Задачи в области разработки и систематизации инновационного законодательства:

  • развивать науку, разработки прикладного характера, формировать систему долгосрочного прогнозирования развития ведущих направлений науки, инновационных технологий;
  • эффективно использовать результаты инноваций, формировать рынки потребления научно-технической продукции;
  • создавать систему гос. заказов, привлекать инвестиции в инновационную деятельность;
  • обеспечивать правовую безопасность результатов интеллектуальной деятельности;
  • создавать и совершенствовать механизмы государственного и частного партнерства, регулировать инновационный процесс;
  • сохранять и формировать кадровый потенциал инновационного комплекса;
  • повышать престиж научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности;
  • создавать финансовую платформу для развития инноваций, развивать федеральные, межрегиональные фонды развития, интегрировать в эту сферу государственную поддержку и поддержку предпринимательского сектора экономики;
  • регулировать сотрудничество в области науки, техники, инноваций путем участия в международных научных организациях, создания научно-производственных структур, продвижения на мировой рынок отечественной научной продукции.

Базовыми документами нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в России являются Конституция РФ, ГК РФ, ФЗ и иные НПА РФ и субъектов, а также международные договоры РФ. Законодательную базу можно систематизировать по пяти направлениям:

  • Декларационные акты: концепции, программы, доктрины, документы, определяющие целевые установки гос. политики;
  • Указы, законы, постановления, распоряжения, которые определяют функции органов, организаций, фондов в области инноваций;
  • Распоряжения Правительства, которые утверждают планы развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Данные документы содержат основные положения концепций по реформированию научной отрасли, внедрению инноваций в экономике, а также мероприятия по стимулированию инноваций;
  • НПА, регулирующие статус инновационных зон: наукоградов, академгородков и пр.;
  • Законы регионов в области инноваций.

Опиши задание

Основные НПА, регулирующие инновационную деятельность

Основные нормативные акты в области развития инновационной деятельности представлены ниже:

Рисунок 1. Основные нормативные акты, регламентирующие отношения и принципы развития инновационной деятельности в РФ

роль в регулировании инновационной деятельности принадлежит стратегическим федеральным документам. Прежде всего это концепции и стратегии развития страны, например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 г.

Чтобы развивать процессы, связанные с инновациями, необходимо регулировать финансирование НИОКР. НПА, связанные с финансированием научных исследований, экспериментальных разработок представлены ниже:

Рисунок 2. Основные нормативные акты, регулирующие отношения в области финансирования научных исследований и экспериментальных разработок

Необходимость принятия расширенного федерального закона об инновационной деятельности

Если проанализировать все имеющиеся НПА в сфере инноваций, то можно прийти к выводу, что значительное число НПА затрагивают данную область, но отсутствует единая согласованная законодательная база. Работа по усовершенствованию правового поля в данный момент ведется интенсивно. В связи с этим можно выделить две основные задачи, решить которые законодателям необходимо в самое ближайшее время:

  • упорядочение действующего законодательства федерального и регионального уровней;
  • принятие расширенного специального федерального закона, регулирующего инновации в РФ с учетом анализа уже имеющегося законодательства и законов других стран, а также правоприменительной практики.

Инкорпорация норм международного права в законодательство РФ – один из способов согласовать нормы международного и национального права.

При принятии закона необходимо отразить следующие положения:

  • принципы инновационной деятельности;
  • предмет;
  • субъекты правового регулирования инновационных отношений;
  • место закона в системе действующего законодательства;
  • источники финансирования;
  • меры гос. поддержки;
  • основы стимулирования творчества и инновационной активности;
  • юридическая ответственность субъектов за нарушение исключительных прав.

Инновационная сфера входит в экономическую систему, это значит, что методы правового регулирования такие же.

Но состав субъектных и объектных отношений в инновационной сфере имеет свои особенности, поэтому оказалось недостаточно гражданско-правовых норм, которые существуют и относятся к институту интеллектуальной собственности, имущественных и неимущественных прав. Также обнаружился недостаток форм договоров о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

Участники инновационного процесса нуждаются в эффективном юридическом механизме, который бы оформлял отношения между субъектами и другими участниками экономического рынка.

Вся совокупность правовых норм, касающихся инноваций, должна образовать правовую среду инновационного предпринимательства. Инновационное законодательство следует относить к комплексной правовой отрасли, так как оно вбирает в себя элементы разных отраслей права.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/investirovanie/innovatsionnaja-politika/regulirovanie-innovatsionnoj-dejatelnosti/

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Протокол Минобрнауки России от 15 февраля 2006 года №1

Законодательные инициативы для развития инноваций

УТВЕРЖДЕНАМежведомственной комиссиейпо научно-инновационной политике

(протокол от 15 февраля 2006 года N 1)

Паспорт Стратегии

1.

Наименование Стратегии

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии

протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 года N 24;поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N МФ-П13-4480;поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 года N МФ-П13-40пр;

выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 года ПП-48-1

3. Разработчик Стратегии

Министерство образования и науки Российской Федерации

4. Системная социально- экономическая проблема, решаемая Стратегией

Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.

5.

Цель Стратегии

Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы

Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.

Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.

Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.

Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:

1.

Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 году и до 2,5% в 2015 году, при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 году и до 70% в 2015 году.2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 году.

3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 году и 5,5 к 2016 году), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 году до 15% и к 2016 году до 30%).

4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 году и до 120 к 2016 году), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.

5.

Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 году и 20% к 2016 году, при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.

6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 году – до 15%, к 2016 году – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 году – до 12%, к 2016 году – до 15%).

7. Задачи Стратегии

1.

Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

2. Создание эффективной национальной инновационной системы.

3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.

4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.

8. Сроки и этапы реализации Стратегии

2006-2015 годы

Первый этап: 2006-2007 годы;

второй этап: 2008-2010 годы;

третий этап: 2011-2015 годы.

9. Перечень целевых программ и основных мероприятий

Реализация действующих федеральных программ:

– федеральная целевая научно-техническая программа “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники” на 2002-2006 годы. (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 540);

– федеральная целевая программа “Национальная технологическая база” на 2002-2006 годы;

– федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.

Разработка и реализация новых программ:

________________
Здесь и далее название планируемых программ может быть изменено.

– федеральная целевая программа “Научно- технологическая база России” на 2007-2012 годы;

– федеральная целевая программа “Трансфер двойных технологий”;

– ведомственная целевая программа “Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня”;

– ведомственная целевая программа “Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России” на 2007-2009 годы;

– ведомственная целевая программа “Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)”;

– ведомственная целевая программа “Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы”;

– федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:

– развитие российской авиатехники;

– освоение и использование космического пространства;

– развитие российской отрасли ИТ;

– развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг;

– разработка и производство оптоэлектронных устройств;

– развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;

– разработка и производство высокотехнологичных материалов.

Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:

– Российского фонда фундаментальных исследований;

– Российского гуманитарного научного фонда;

– Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

– Российского фонда технологического развития.

Основные комплексы мероприятий:

– осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;

– совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;

– поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;

– содействие интеграции науки и образования;

– реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;

– активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;

– развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;

– обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;

– поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;

– развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно- технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.);

– содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и “диффузии” знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;

– подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;

– стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;

– стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;

– содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;

– системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;

– развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;

– формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.

10. Объемы и источники
финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет)

4052,5 млрд. рублей, из них:2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета;

257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации;

1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников.

________________
Без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

Без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансированием мероприятий по реализации Стратегии.

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года(далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902367266

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: