Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

Содержание
  1. Закон о торговле с последними изменениями
  2. Основные положения закона о торговле
  3. Последние изменения
  4. Отсрочка платежа по закону о торговле
  5. Особенности выездной торговли
  6. Дистрибуция не франчайзинг
  7. Общее регулирование дистрибьюторских договоров в России
  8. И первый, и второй подходы имеют достаточно серьезные недостатки
  9. Основное содержание и особенности дистрибьюторских соглашений
  10. Характерными чертами дистрибьюторских соглашений являются:
  11. Ограничения сторон по дистрибьюторскому соглашению и их оценка с точки зрения антимонопольного регулирования
  12. Дистрибьюторские соглашения и Закон “о торговле”
  13. Возможно, Вам также будет интересно:
  14. Государственное регулирование торговой деятельности в России
  15. Электронная торговля
  16. Безопасность потребителя
  17. Контроль ценообразования
  18. Новости экономики и финансов СПб, России и мира
  19. Неотменяемые выплаты
  20. Быстро и мало
  21. Избежали бонусов

Закон о торговле с последними изменениями

Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Экономика состоит из внутренней и внешней торговли, которую осуществляет государство. Именно поэтому торговля продукцией на внутренних рынках России должна развиваться и контролироваться органами. Так как эта область постоянно меняется, в регулирующий ее закон номер 381 постоянно вносятся новые изменения.

Основные положения закона о торговле

ФЗ 381 о регулировании торговой деятельности был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года.

Федеральный закон 381 содержит 5 глав и 22 статьи. Этот закон регламентирует процессы контроля и регулирования торговли на всей территории России.

Также он определяет правоотношения, возникающие между участниками торговли.

ФЗ №164 читайте тут:

Краткое содержание Федерального закона номер 381 о госрегулировании торговли на территории Российской Федерации:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера регулирования настоящего закона. Дан список понятий, терминов и их определений, используемых в законе. Перечислены другие акты, законы и нормативы, касающиеся некоторых положений описываемой области и регулирующие некоторые сферы торговли. Оформлены используемые органами методы для контроля над торговлей. Даны списки полномочий Правительства, федер. органов исполн. власти, органов местного самоуправления и субъектов РФ и т. д. Помощь и участие в процессах осуществления и исполнения указов гос. органов согласно гос. политики некоммерческими компаниями, организациями и хоз. субъектами;
  • Во второй главе оформлены и перечислены требования и условия для осуществления торговой деятельности. Дан список прав и обязанностей субъектов, занимающихся поставкой товаров, хоз. деятельностью и торговлей в этой области. Дан список прав и обязанностей хоз. субъектов, которые осуществляют торговлю и поставку товаров в связи с подписанным договором. Описаны нюансы и основные принципы размещения передвижных торговых площадок. Перечислены и описаны условия организации ярмарки, а также предоставлены требования участникам, торгующим на ярмарке. Оформлены нюансы и форма соглашений между различными хозяйственными субъектами и некоммерческими организациями, которые ведут деятельность в области торговли;
  • В главе три оформлена антимонопольная система, гос. и муницип. контроль в описываемой сфере. Перечислены и описаны правила антимонопольной системы для хозяйственных субъектов, торгующих и поставляющих продукты питания. Описаны ограничения и запреты аренды, купли-продажи в сфере осуществления торговли. Требования антимонопольной службы к различным категориям гос. органов. Способы и процессы, меры и деятельность по контролю за исполнением положений настоящего ФЗ;
  • В главе номер четыре оформлены меры развития и меры по контролю за торговой деятельностью. Описаны процессы организации мероприятий для развития описываемой области. Перечислены системы государственных и муниципальных программ по развитию эффективности торговли и улучшению конкурентоспособности. Оформлено обеспечение граждан информацией в настоящей области деятельности и торговыми площадками в различных регионах страны;
  • В пятой г. оформлены заключительные условия и дополнительные требования и положения настоящего Федерального закона.

ФЗ об адвокатуре в последней редакции тут:

Согласно 1 статье закона, он преследует следующие цели:

  • При помощи оформления общих требований для всех торговых процессов объединение экономического рынка страны;
  • Установление границ между полномочиями разных сотрудников различных государственных органов;
  • Обеспечение соблюдения прав всех торгующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Развитие отрасли торговли для удовлетворения потребности населения и гос. учреждений, а также для развития конкурентоспособности на рынке.

ФЗ о референдуме в Российской Федерации 2018 г. Последние изменения здесь:

ФЗ о торговле с 1 января 2017 года претерпел определенные изменения. Если договор на поставку товара или работ был заключен до 15 июля 2016 года, до 1 января 2017 года информация в договоре должна быть изменена и в итоге должна соответствовать требованиям положений закона. В противном случае договор будет признан недействительным и аннулирован.

Скачать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ можно по ссылке.

Последние изменения

Последние изменения в закон о торговле были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 273.

Согласно изменениям в первую статью была добавлена шестая часть. В этой части написано, что все требования и условия, расписанные в главе номер 3 об антимонопольной системе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, входящих с ними в одну группу. Это условие регулируется 135 ФЗ о защите конкуренции.

Во второй статье были изменены пункты 8 и 10, определяющие понятия «торговая сеть» и «услуги по продвижению товаров». Торговая сеть — это несколько объектов торговли, принадлежащие одному хоз. субъекту, группе хоз.

субъектов или продающиеся под одной коммерческой маркой. Услуги по продвижению товаров — это оказываемые хоз.

субъектам услуги по продвижению их продовольственных товаров, при помощи рекламы, системы выкладки в торговых центрах и магазинах, отчетности и других действий рекламного характера.

Множество изменений произошло в статье номер 9:

  • В первой и второй части были исключены фразы о запросе и получении информации при сроке в 14 дней с момента получения запроса;
  • В другом виде изложена часть 4 девятой статьи. В этой части написано, что при осуществлении закупки продовольственных товаров у хоз. субъектов, клиент имеет право назначить поставщику денежное вознаграждение. Вознаграждение обсуждается сторонами и вписывается в договор. Также согласно закону любые дополнительные работы, как упаковка товара, выплата вознаграждения, подготовка товара, реклама и т. д. в совокупности не должны превышать 5% от общей суммы заказа. За дополнительную оплату вознаграждений не начисляется налог;
  • Согласно шестой части запрещены случаи, когда клиент выплачивает не оформленные в законе виды денежных средств, за несуществующие услуги или в качестве вознаграждения за то, чего поставщик не делал. В таких случаях обе стороны будут нести ответственность;
  • В седьмой части были изменены три пункта. В первом пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает десяти дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 8 рабочих дней после получения клиентом. Во втором пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых не превышает 30 дней. Такие товары должны быть оплачены максимум через 25 рабочих дней после получения клиентом. В третьем пункте оформлена информация о торговле продуктами питания, срок годности которых превышает 30 дней и алкогольной продукцией. Эта продукция и товары должны быть оплачены через 40 дней после получения клиентом;
  • В восьмой части написано, что все сроки, оформленные в части 7 начинают исчисление с момента получения клиентом товара. С этого момента в течение трех рабочих дней должны быть переданы все бумаги на товар и подписана вся необходимая документация;
  • 9 часть 9 статьи утратила силу и была исключена из закона;
  • В 10 часть была добавлена фраза «Исполнение (реализация) указанного договора в соответствующей части не допускается»;
  • В 11 части информация об услугах рекламы и продвижения продовольственной продукции была изменена и дополнена сведениями об услугах продвижения, подготовки, упаковки и доставки продукции;
  • В части 12 оформлена информация о том, что хоз. субъекты, которые осуществляют деятельность по поставке продовольственной продукции или по торговле этой продукцией запрещено в договоре размещать информацию о дополнительных услугах, как упаковка, реклама, подготовка и т. д. Также запрещено принуждение к заключению договора с контрагентом о перечисленных дополнительных услугах;
  • В 13 части дан список запретов на определенные ситуации и деятельность для хозяйствующих субъектов. Запрещается брать или вносить оплату за торговлю или поставку продукции на объектах, оплачивать расходы услуг, не оговоренных в договоре, брать или вносить плату за изменение категорий и вида товаров;
  • Согласно 14 части настоящей статьи все описанные в ней изменения, требования и условия касаются групп лиц, среди которых хозяйствующие субъекты. Группы лиц регулируются по закону о защите конкуренции.

Также изменилась 1 часть 13 статьи. В этой части перечислены ограничения для хоз. субъектов, организовывающих торговые сети или поставляющие в них товары:

  • Дискриминировать граждан или другие лица, нарушая ФЗ о защите конкуренции;
  • Передавать товар или продукцию клиенту через третьи лица без оформления с третьим лицом договора о собственности. Принимается произвольный письменный документ с информацией о третьем лице;
  • Ограничивать в доступе или на выходе из объектов других хозяйствующих субъектов;
  • Запрещено навязывать контрагенту условия запретов оформления договоров с другими хоз. субъектами, условия возврата непроданной продукции или товаров обратно хозяйствующим субъектам, предложения о снижении ответственности за невыполнение условий договора, условия о неприемлемом понижении цен, не описанном в настоящем законе, условия со сведениями о передаче информации о договорах хоз. субъектам;
  • Запрещено нарушать систему ценообразованию, установленную согласно нормативам, принятым в РФ.

Во второй части 13 статьи сократилась информация о Федеральном законе «О защите конкуренции». Была исключена дополнительная информация о нем, как номер, дата принятия, дата внесения последних изменений. В 13 статье осталось лишь название этого закона.

В 16 статье, в части 2 была изменена информация о проведении государственного контроля федер. органами. Федер. органы исполн. власти имеют право оформлять и принимать нормативы и акты, а также вести надзор за соблюдением правил антимонопольной системы.

Имеют право подключать в разбирательства другие территориальные органы. Обладают полномочиями, согласно антимонопольному законодательству России, выдавать предписания и советы по улучшению работы.

В 3 части этой же статьи изменилась информация, согласно которой описанные выше органы могут принять меры, описанные в законодательстве РФ.

В 18 статью был добавлен 4 пункт в 4 часть.

Согласно этому изменению одним из показателей развития эффективности описанных программ является увеличение спроса на определенную продукцию на российском рынке.

В 19 статье, части 3 фраза о документах, описывающих реализацию развития субъектов РФ, была изменена на фразу «нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Отсрочка платежа по закону о торговле

Важнейшим критерием оценки рассрочки является дата поставки товара, получения его на руки и срок хранения товара. При помощи этого критерия правоотношения между поставщиком и клиентом становятся более легитимными и открытыми, что позволяет процессу торговли быть более эффективным.

Вся информация о рассрочке и о ее сроках оформлена в 9 статье, в пункте номер 7. Дан список самых поздних сроков оплаты продовольственных товаров:

  • Продукция с наименьшим сроком хранения оплачивается в первую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 10 суток должны быть оплачены в течение 8 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция со средней продолжительностью срока хранения оплачивается во вторую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 30 суток, но дальше 10, должны быть оплачены в течение 25 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция с длительной продолжительностью срока хранения оплачивается в последнюю очередь. Все товары, которые можно хранить дольше 30 суток, должны быть оплачены в течение 40 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом.

В прошлые года сроки рассрочки были более длительными, для улучшения качества продаваемого товара было принято решение о внесении изменений в закон. Согласно изменениям сроки были сокращены на 5-10 рабочих дней.

Особенности выездной торговли

Выездная торговля является одним из самых контролируемых аспектов ведения торговли, согласно описываемому закону.

Важнейшим условием и требованием, при котором позволяется вести выездную торговлю является то, что транспорт, в котором располагается продукция, не должен нарушать ПДД, не должен мешать движению на дорогах, и самое главное, не должен представлять риск здоровью и жизни населения РФ.

В транспорте или на руках у продавца обязательным считается наличие документации, в которой описана лицензия или подписано разрешение на осуществление торговли на улицах города. Необходимые бумаги продавец имеет право получить у поставщика товаров или владельца транспортного средства.

В бумагах должны быть прописаны сведения о технических и санитарных характеристиках транспорта, также передвижное средство должно этим характеристикам и нормам соответствовать. Если при проверке будут выявлены нарушения, лицо, занимающееся продажей, будет привлечено к ответственности, согласно положениям настоящего и других законов России.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-torgovle/

Дистрибуция не франчайзинг

Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

В международном праве дистрибуция как система контрактных связей регулируется рекомендациями Международной торговой палаты, которая в конце прошлого века разработала типовой дистрибьюторский контракт.

За рубежом дистрибьюторское соглашение (Distributorship или Distributor Contract) давно и широко используется производителями практически любых видов товаров для организации их сбыта на определенной территории, когда создание сети собственных представительств (филиалов) не представляется возможным.

В США, например, дистрибьюторское соглашение фактически является более общей формой договора и услуг франчайзинга и позволяет дистрибьютору вступать во взаимоотношения с несколькими поставщиками аналогичных товаров.

В Великобритании же, напротив, по общему правилу дистрибьютор обязуется закупать товар только у одного производителя, который, в свою очередь, предоставляет дистрибьютору эксклюзивное право торговать его товарами на определенной территории.

Общее регулирование дистрибьюторских договоров в России

В российском Гражданском кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие эти договоры. В настоящее время и суды, и большинство ученых выработали два основных подхода к квалификации дистрибьюторских соглашений:

1) данные соглашения признаются одним либо смешением (в любом сочетании) нескольких из следующих видов договоров, регулируемых Гражданским кодексом: договором поставки, агентским договором (договором комиссии), договором коммерческой концессии, договором оказания услуг;

2) дистрибьюторские соглашения признаются непоименованными договорами, к которым применяются лишь общие нормы Гражданского кодекса о договорах, обязательствах и сделках.

И первый, и второй подходы имеют достаточно серьезные недостатки

Самым существенным недостатком первого подхода является то, что в этом случае стороны дистрибьюторского соглашения должны согласовать все существенные условия того вида договора, регулирование которого применяется к их правоотношениям.

Рассмотрим данное требование на примере квалификации дистрибьюторского договора в качестве договора поставки (наиболее часто встречающийся подход судебных органов).

Существенными условиями договора поставки является наименование (ассортимент) и количество товаров, которые покупатель (в данном случае — дистрибьютор) приобретает у поставщика.

Сложность заключается в том, что подавляющее большинство дистрибьюторских соглашений не содержат конкретного количества и наименования товара, а лишь устанавливают порядок их определения (как правило, путем указания, что данные параметры сделки будут определяться сторонами в конкретных заказах, счетах, накладных). Таким образом, в этом случае существуют серьезные риски того, что данный дистрибьюторский договор может быть признан незаключенным и поставки товаров в соответствии с заказами, счетами, накладными будут считаться разовыми сделками по купле-продаже товаров.

В случае признания дистрибьюторского соглашения, например, договором коммерческой концессии (договор о франшизе) существует высокий риск объявления этого договора недействительным из-за отсутствия государственной регистрации (которая обязательна для такого вида договоров, как коммерческая концессия).

Недостатком второго подхода (который, правда, суды практикуют несколько реже) является, то, что применение лишь общих норм гражданского законодательства о договорах не позволяет сторонам дистрибьюторского соглашения получить эффективную судебную защиту. Отношения сторон в этих соглашениях весьма сложны, комплексны и специфичны.

Суды зачастую не могут оценить их, опираясь лишь на общие положения Гражданского кодекса, в том числе на нормы о свободе договора.

Это порождает либо невозможность стороны, чьи права нарушены, требовать от другой стороны исполнения обязательств в полном объеме, либо невозможность признания судами действительными условий дистрибьюторского соглашения, которые очевидным образом ущемляют права одной из сторон.

Таким образом, наиболее убедительной является третья точка зрения, согласно которой в Гражданский кодекс должны быть введены специальные нормы, прямо регулирующие дистрибьюторские договоры.

Основное содержание и особенности дистрибьюторских соглашений

Чаще всего под дистрибьюторским соглашением понимается договор между коммерческими организациями, в рамках которого одна сторона (дистрибьютор) обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять или организовывать его продвижение на определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории.

Характерными чертами дистрибьюторских соглашений являются:

  • при всей самостоятельности и независимости дистрибьютора отношения между ним и поставщиком являются отношениями по торговому посредничеству. Это обуславливает стремление поставщика контролировать дальнейшее движение товара (после его продажи дистрибьютору), что находит свое отражение и в самом соглашении — в нем, как правило, устанавливаются фиксированные (рекомендованные) цены перепродажи; максимальные сроки доставки товаров покупателям; создание дистрибьютором специальной команды своих сотрудников, которые занимаются исключительно реализацией продукции поставщика (т.н. “эксклюзивные торговые команды”), и т.д.;
  • товар, поставляемый в рамках дистрибьюторских соглашений, переходит в собственность дистрибьютора. Интересно, что данную особенность дистрибьюторских соглашений некоторые юристы используют для обоснования невозможности включения в их текст ограничительных условий, о которых пойдет речь дальше. Руководствуясь данной логикой, например, положение об “эксклюзивной территории” (запрет продавать товар где-либо еще, кроме установленной поставщиком территории), которое так или иначе содержится в 90% дистрибьюторских соглашений, следует признать недействительным, так как нельзя ограничить право собственника(дистрибьютора) на свободное распоряжение принадлежащей ему вещью. Не вдаваясь детально в обоснование несостоятельности аргумента, приведу лишь один контраргумент. Если считать приведенное обоснование справедливым, то любой договор купли-продажи также следовало бы признать ничтожным, как ограничивающий право собственника на свободное распоряжение своей вещью, так как за отступление от данного договора всегда следует санкция;
  • дистрибьютор осуществляет комплекс действий по продвижению продукции на определенной территории (наверное, самый важный для поставщика аспект);
  • поставщик, как правило, предоставляет дистрибьютору права на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, чаще всего — товарных знаков.

Ограничения сторон по дистрибьюторскому соглашению и их оценка с точки зрения антимонопольного регулирования

Наверное, самыми спорными условиями дистрибьюторских соглашений являются те, что связаны с теми или иными ограничениями свободного осуществления сторонами предпринимательской деятельности.

Чаще всего это условия об эксклюзивности, причем как на стороне поставщика — он обязуется не поставлять свой товар кому-либо еще, кроме дистрибьютора, так и на стороне дистрибьютора, который обязуется не закупать этот или аналогичный товар у кого-либо еще, кроме поставщика.

В подавляющем большинстве дистрибьюторских соглашений также присутствуют территориальные ограничения деятельности дистрибьютора — ему разрешается реализовывать товар только на определенной территории для устранения конкуренции между разными дистрибьюторами одного поставщика.

Также нередки случаи, когда круг покупателей дистрибьютора ограничивается путем указания на определенные компании либо выделения определенного канала продаж.

Эти ограничительные условия несут в себе, прежде всего риски, связанные с возможными нарушениями антимонопольного законодательства.

Действующее антимонопольное законодательство относит данные условия к “вертикальным” соглашениям, которые возникают между продавцом и покупателем (в отличие от “горизонтальных” соглашений между конкурентами).

В качестве общего правила антимонопольное законодательство запрещает заключение “вертикальных” соглашений, если они устанавливают цену перепродажи или в таком соглашении продавец обязывает дистрибьютора не допускать товар конкурентов.

Последний запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком или фирменным наименованием поставщика.

При этом закон признает допустимыми “вертикальные” соглашения, если они являются договорами коммерческой концессии либо если доля каждой из сторон “вертикального” соглашения на товарном рынке не превышает 20%.

Что же касается определения “эксклюзивной территории” в дистрибьюторских соглашениях, то согласно действующему антимонопольному законодательству, если в соглашении между дистрибьютором и поставщиком установлена территория, в пределах которой только дистрибьютор имеет право продавать товар поставщика, то стороны обязаны включить в такое соглашение условие, предусматривающее отказ дистрибьютора от заключения с иными продавцами товаров-заменителей соглашений, устанавливающих географически тождественную или частично совпадающую территорию.

Дистрибьюторские соглашения и Закон “о торговле”

Вступивший в силу в 2010 г. закон “О торговле” (Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации”) был, наверное, самым обсуждаемым законом того года.

Подавляющее большинство его читателей высказывались в унисон: закон далек от совершенства, не достигает основных поставленных целей, вводит дополнительную административную нагрузку на субъекты рынка торговли продовольственными товарами.

Применительно к теме дистрибьюторских соглашений хотел бы остановиться на двух основных моментах.

Во-первых , закон определяет двух основных субъектов своего регулирования: “хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров” и “хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность”.

Очевидно, что в практике торгового оборота под первыми понимаются поставщики и производители продовольственных товаров, а под вторыми — ритейлеры.

Что же касается дистрибьюторов (или просто “оптовиков”) — закон сформулирован настолько “удачно”, что эти игроки рынка формально относятся сразу к двум категориями и, соответственно, несут двойную тяжесть регулирования со всеми вытекающими последствиями.

Не до конца ясна целесообразность подобного включения, учитывая, что, как правило, между поставщиком и дистрибьютором не возникает существенных разногласий, требующих участия государства.

Во-вторых , благодаря введению законом запрета на заключение смешанных договоров, содержащих как элементы договора поставки, так и договора оказания услуг по продвижению продовольственных товаров, произошло сокращение легальных возможностей для формирования каналов продаж, а именно — дистрибьюторских каналов продаж.

Подавляющее большинство дистрибьюторских договоров содержало условия, связанные с поставками товаров, а также условия, связанные с дальнейшим продвижением данных товаров на том или ином рынке. Теперь же после принятия данного закона включение таких условий в один дистрибьюторский договор поставки продовольственных товаров невозможно.

Безусловно, на практике пути обхода этого ограничения нашлись весьма быстро (они даже были подсказаны самим законом).

Широкое распространение получили договоры, отдельно регламентирующие поставку товаров и услуги по их продвижению и рекламированию (маркетинговые договоры).

В связи с тем, что последняя группа договоров фактически выведена из-под тяжести регуляторного воздействия закона, в них стали включаться все запрещенные законом бонусы и вознаграждения.

При этом единственный разрешенный для договоров поставки вид вознаграждения, возможный для включения в цену товара, — вознаграждение за объем приобретенного товара — также широко используется в самих договорах поставки.

Основным условием подобного разграничения комплекса обязательств дистрибьютора и поставщика по двум видам договоров является недопущение их дублирования или “пересечения”. Неудачное формулирование условий договора поставки и оказания услуг по продвижению товара может повлечь обвинение в нарушении требований закона “О торговле”.

Так, известен пример, когда сотрудники ФАС обвинили производителя и торговую организацию в нарушении закона, так как условие договора поставки о скидке к цене товара было расценено как неправомерно включенное в этот договор условие о частичной оплате рекламных услуг (а для этого существует договор оказания услуг).

То есть часть цены рекламных услуг формировалась путем предоставления скидки к цене рекламируемого товара.

Так что очевидно, что дистрибьюторские соглашения требуют специального регулирования на всех его уровнях и во всех его (регулирования) разновидностях.

Возможно, Вам также будет интересно:

Идеи для малого бизнеса

Источник: https://franshiza.ru/article/read/distribucia_ne_franchising/

Государственное регулирование торговой деятельности в России

Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

Источник: Российская правовая газета «эж-ЮРИСТ»

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Особенностью нормативно правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права.

К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства.

Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован.

Это касается дилеров, дистрибьютеров, торговых домов и т. д. Федеральный закон от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений.

Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля — это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.

Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.

Однако кроме вышеперечисленных преимуществ электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.

С одной стороны, электронная торговля — это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой — это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.

В связи с этим в Законе Р Ф «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства .

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок.

Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.

Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного

пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло.

Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекис- ного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований.

А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что помимо фальсифицированных товаров рынки сбыта заполняют еще товары — заменители натуральных продуктов (суррогаты).

Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования.

Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней.

Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого

механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей.

Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку.

Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла.

Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении

контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов.

Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т. д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования вторговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

Источник: https://abkazakov.ru/comments/gosudarstvennoe-regulirovanie-torgovoj-deyatelnosti-v-rossii/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Закон о торговле: отношения дистрибьюторов и производителей

Авторы поправок к закону «О торговле» депутаты Госдумы (слева направо) Анатолий Аксаков, Ирина Яровая и активный пропагандист нового закона заместитель министра торговли Виктор Евтухов.

ТАСС, Валентина Свистунова

Поправки к закону “О торговле” вступили в силу 15 июля 2016 года. До окончания переходного периода осталось 1,5 месяца. С нового года ретейлеры и поставщики должны строить свои отношения по новому закону.

Согласно нововведениям, совокупный размер выплат, которые получают ретейлеры от поставщиков за различные рекламные и маркетинговые услуги, ограничен 5% от стоимости поставки. Основной целью подготовки поправок была защита производителей.

Но участники рынка не сомневаются, что после 1 января сети останутся при своем и продолжат получать вознаграждения в прежнем объеме, используя обходные пути. А вот положение поставщиков, особенно мелких и средних, о которых радели законодатели, может ухудшиться.

Неотменяемые выплаты

В сумму, ограниченную 5% от стоимости закупки, входит премия за объем закупки, плата за маркетинговые, рекламные, логистические и другие услуги, которые сеть оказывает поставщику. Также по закону срок оплаты товаров сокращается с 10–45 дней до 8–30 дней, в зависимости от длительности хранения продукции.

Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркивала, что этим законом государство обеспечивает защиту прав покупателей и защиту малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке.

Однако поверить в то, что поправки изменят ситуацию, сложно.

Опрошенные “ДП” поставщики говорят, что затраты на рекламу и маркетинг товара в магазине, превышающие установленные 5%, просто нигде не будут прописаны и производителям остается надеяться на устные договоренности с закупщиками.

До окончания переходного периода еще 1,5 месяца, но варианты обхода 5%–ного барьера, которые позволят сетям не нарушить закон и сохранить привычный уровень рентабельности, уже известны.

“Первый путь заключается в уменьшении закупочной стоимости товара с сохранением объема всех платежей по логистике, маркетингу, рекламе — товар теперь будет поставляться условно не за 100, а 70 рублей, и эти 30 будут платой за все услуги”, — говорит Петр Офицеров, генеральный директор консалтинговой компании “Офицеров и партнеры”, отмечая, что именно по этому пути могут пойти крупнейшие ретейлеры.

Штрафные санкции как замена платежей по логистике и маркетингу будут менее популярны, ожидает он. При таком варианте развития событий сеть выставляет поставщику формальный штраф, который, по сути, является оплатой услуг.

“Штрафы были и остаются, но идти по этому пути никто не хочет, потому что, во–первых, большую сумму все–таки не напишешь, а во–вторых, все шито белыми нитками, слишком велик риск пострадать”, — говорит представитель одной из торговых сетей города.

О том, что все бонусы просто перешли в резко увеличившиеся штрафы, говорит и директор по продажам агрохолдинга “Выборжец” Александр Бельковец.

По его словам, если поставщик не соглашается на это, контракт расторгается. И, наконец, третий вариант — заключение дополнительных договоров на иные юридические лица, связанные с сетью, по услугам логистики, маркетинга, рекламы и т. д. Также набирает популярность своеобразный бартер — сети в безденежной форме договариваются с производителями, чтобы те оплачивали их рекламу на ТВ и в прессе.

Быстро и мало

Время играет против производителей. Опрошенные ретейлеры говорят, что подписная кампания в разгаре.

По словам генерального директора сети “Призма” Ярмо Паавилайнена, компания только начала переговоры с поставщиками, поэтому выводы о будущем уровне цен и ассортименте делать слишком рано.

В ГК “Дикси” к 1 декабря надеются переподписать более половины договоров, подчеркивая, что во многих товарных категориях изменений не требуется.

По словам генерального директора сети гипермаркетов “Оптоклуб Ряды” Елены Стрельцовой, около 25% дополнительных соглашений с поставщиками, предусматривающих изменения в законе, уже подписано. “Учитывая то, что наша бизнес–модель не предусматривала ни бонусов, ни маркетинговых платежей от поставщиков, в нашей работе мало что меняется, сложностей не возникало”, — признает Елена Стрельцова.

Переходный период к новым условиям взаимоотношений оказался запредельно коротким, сетуют в Национальном союзе производителей молока “Союзмолоко”: “У торговых сетей сильные юридические отделы, а у небольших производителей их нет, и они могут не сориентироваться в нюансах договоров и что–то противопоставить аргументам ретейла”.

“Маржинальность ретейлеров зависит от торговой наценки, по этой причине ретейлеры будут оптимизировать ассортимент: на полках магазинов останутся наиболее оборачиваемые, разрекламированные и полюбившиеся потребителям или перспективные продукты, в развитие которых торговые сети поверят, — прогнозирует Дмитрий Востриков, директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров “Руспродсоюз”. — Из матрицы уйдут так называемые товары–балласты, занимавшие ранее “приобретенное” место на полке”.

Избежали бонусов

Некоторые производители отмечают, что им удается избежать незаконных поборов. Так, для поставщиков алкоголя занижение закупочных цен законодательно невозможно.

“Подавляющее большинство — 90% оборота алкогольного рынка приходится на торговлю алкоголем экономсегмента, а на него законом установлены минимальные цены”, — напоминает Максим Черниговский, гендиректор Клуба профессионалов алкогольного рынка Петербурга.

По его словам, любое снижение цен на алкоголь всегда объект пристального внимания контролирующих органов.

В ГК “Лосево” (производитель молочных продуктов) говорят, что и до принятия поправок у их компании не было возможности платить бонусы. Ретейлеры, которые недавно столкнулись с ростом спроса на фермерские продукты, охотно пошли навстречу небольшому, но известному производителю.

В “Лосево” надеются, что закон позволит компании улучшить экономическое состояние. “Сокращение сроков оплаты, безусловно, на руку производителям, так как поставщики сырья не готовы работать с отсрочкой”, — говорят в пресс–службе ГК “Лосево”.

Особенно это важно для предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства, так как рентабельность таких продуктов низкая, подчеркивают в компании.

“Трудно прогнозировать, на кого обновленный закон повлияет сильнее, мы видим, что большое число нюансов закон не отрегулирует, а значит, их должен отрегулировать рынок”, — оптимистичен Алексей Гулый, генеральный директор ООО “Традиционная розница” (управляет сетями “Естный” и “Ядешев”).

Мы пока столкнулись с уменьшением закупочной цены. Если раньше платили бонус около 15%, то сейчас будем платить 5%, а 10% “уйдут” в цену поставляемого товара. Такой вариант нам предлагали все наши партнеры — сети. Некоторые угрожали разорвать контракт, если не согласимся на их условия.

Сокращения сроков оплаты тоже не произошло, сети также придумали механизмы обхода. Закон изначально был очень правильный, зачастую размер выплат доходил до 30%, но, видимо, лазейки для сетей все–таки остались. На наш взгляд, стоило бы ограничить торговую наценку сетей в период кризиса.

Виктория Михайлова

исполнительный директор ООО “Иней”

Сильнее всего пострадают от нового закона малые и средние производители, а также небольшие торговые сети. Сейчас поставщики пытаются пока договориться с крупными сетями, а с прочими будут заключать договоры по остаточному принципу.

Думаю, закончим подписную кампанию к концу декабря, не раньше. Самое печальное, что об улучшениях, о снижении цен или заботе о покупателях никто не думает, единственный вопрос, которым охвачены сейчас все, — как поменять договор и не попасться, избежать штрафов.

Ни у кого нет четкого понимания, что можно, а что нельзя.

Александр Мышинский

генеральный директор ГК “Реал”

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/11/20/Torgovlja__dvigatel_zako

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: