Заемные средства автономных учреждений: способы привлечения и учет

Содержание
  1. Источники финансирования деятельности автономных учреждений
  2. Сущность финансирования АУ
  3. Структура источников финансирования АУ
  4. Классификация источников финансирования АУ
  5. Особенности финансирования АУ в 2014 году
  6. Субсидии
  7. Прибыль от внебюджетной деятельности
  8. Банковские кредиты
  9. Благотворительные взносы
  10. Оскудение источников финансирования как сигнал риска
  11. Практический прием по организации финансирования
  12. Как эффективно управлять заемными средствами предприятия
  13. На каком счете бухгалтер должен учитывать заемные средства?
  14. Какие существуют виды заемных средств предприятия?
  15. Основные бухгалтерские проводки операций с заемным капиталом
  16. В какой момент проценты по денежным средствам следует отражать в части расходов?
  17. Где отражается заемный капитал в финансовой отчетности предприятия?
  18. Пример:
  19. Указываются ли заемные средства в декларации по налогу на прибыль?
  20. Начисление в налоговом учете процентов по кредитам и займам
  21. Автономное учреждение — плюсы и минусы формы – Плюс/минус
  22. Разница между автономным и бюджетным учреждением
  23. Сравнение
  24. Таблица
  25. Право на «автономию» надо еще заслужить
  26. Привлеченные средства финансирования: понятие, способы привлечения и распределения
  27. Что такое средства финансирования?
  28. Виды финансирования
  29. Государственные или частные корпорации?
  30. Привлечение инвестиций
  31. 4 шага, чтобы заинтересовать инвесторов
  32. Убедите своего партнера в надежности
  33. Грамотно донесите информацию до инвестора
  34. Проведите уверенные переговоры
  35. Заключите грамотный договор
  36. Распределение инвестиций

Источники финансирования деятельности автономных учреждений

Заемные средства автономных учреждений: способы привлечения и учет

В настоящей статье речь пойдет о существующих и потенциальных возможностях насыщения автономных учреждений (далее АУ) денежными средствами или, как это принято называть, об источниках финансирования АУ.

За счет каких участников хозяйственных отношений и через какие каналы учреждения могут обеспечить себя непрерывным притоком денежных средств? Что нужно учесть руководителю АУ при управлении денежными средствами в 2014 году?

Сущность финансирования АУ

Финансирование автономного учреждения – это процесс формирования денежных средств АУ для обеспечения баланса интересов текущей деятельности (простое воспроизводство) и развития материально-технической базы (расширенное воспроизводство).

В свете ранее озвученных аспектов системы финансового менеджмента можно выделить четыре основных функции финансирования.

Функция планирования в финансировании выражается в определении потребностей АУ в краткосрочных и долгосрочных источниках.

Для той части автономных учреждений, которые еще не приступили к ведению внебюджетной деятельности, объемы и сроки финансирования определяет учредитель.

Для тех же АУ, внебюджетная деятельность которых многократно (до 10-20 раз в денежном выражении) превышает основную, актуальна проблема самостоятельного поиска источников финансирования и их структурирования по срокам.

Организация финансирования призвана управлять составом и структурой активов и пассивов АУ.

С помощью этой функции на основе данных баланса можно определить, какими источниками денежных средств, в каком объеме располагает АУ, на какие цели направляются эти средства, а также определить меры по поддержанию оптимальной структуры источников финансирования. Далее в статье мы предложим практический инструмент анализа источников и их использования.

Проблема учета в отношении финансирования АУ, по мнению автора, заключается в разработке формы управленческого баланса, адекватной задаче финансирования. Дело в том, что официальная форма баланса АУ выражает интересы бюджета, для которого АУ в большей степени является частью бюджетного процесса, чем самостоятельным субъектом.

Контроль применительно к финансированию проявляется в обеспечении финансовой устойчивости АУ.

В последнее время государственные органы призывают автономные учреждения усилить внутренний контроль, чтобы избежать или как минимум сгладить нежелательные последствия в случае реализации рисков.

Однако, на наш взгляд, существует такое опасение: риски потери финансовой устойчивости АУ возрастают с развитием ими внебюджетной деятельности. Автор обоснует свою позицию далее.

Из общепризнанных концепций финансового менеджмента в практическом финансировании используют в первую очередь временную ценность денег.

Данная концепция позволяет оперировать разновременными суммами денежных средств, приводя их к единому моменту.

Концепция стоимости капитала также может применяться в процессе финансирования АУ, но здесь вновь проявится проблема создания баланса “для себя”, под свои потребности, с использованием счетов, отвечающих признаку собственного капитала.

Структура источников финансирования АУ

Структурирование источников финансирования позволяет установить потенциальных “поставщиков” денежных средств, а также определить оптимальный состав пассива с точки зрения соблюдения допустимой величины рисков.

Классификация источников финансирования АУ

собственныезаемные
краткосрочныедолгосрочные
государственныекорпоративныечастныезарубежные

По происхождению источники финансирования делятся на собственные и привлеченные. У коммерческих организаций под собственными источниками подразумевают капитал. Для автономных учреждений такие источники могут состоять из следующих частей:

  • экономия при выполнении государственного (муниципального) задания;
  • прибыль от внебюджетной деятельности;
  • целевое финансирование;
  • субсидии на капитальные вложения;
  • гранты и пожертвования;
  • амортизация.

Состав заемных источников:

  • кредиты;
  • лизинг;
  • кредиторская задолженность.

По срокам источники финансирования делятся на краткосрочные и долгосрочные. При этом собственные средства считаются источниками без срока. Классификация же в данном случае применяется только к привлеченным средствам.

По участникам хозяйственной деятельности различают государственные, корпоративные, частные и зарубежные источники.

Особенности финансирования АУ в 2014 году

Если оценивать, какие проблемы могут возникнуть у автономных учреждений в 2014 году в области финансирования, следует, во-первых, определить потенциал АУ и, во-вторых, спрогнозировать макроэкономическую обстановку.

В настоящее время можно констатировать скорее успехи, чем неудачи АУ на поприще коммерческой деятельности. Многие из учреждений резко повысили доходы, почувствовали свою силу, открыли новые направления, реализовали проекты и получили от них денежную отдачу. А некоторые АУ даже воспользовались банковскими кредитами, закупили на них технику и оборудование и расширили свою деятельность.

Что же касается макроэкономического окружения, здесь проявляются признаки следующей фазы мирового финансового кризиса.

И если у коммерческих организаций есть опыт работы в кризисных условиях, то автономные учреждения подобный опыт наработать не могли на том простом основании, что в 2008 году (когда бушевал кризис) АУ лишь начали делать первые шаги в новом статусе. Поэтому возможно, что с некоторыми вызовами 2014 года АУ столкнутся впервые.

Субсидии

Серьезные положительные изменения произошли в области государственного финансирования.

Во-первых, в БК РФ введена такая форма субсидий, как грант. Ее особенность заключается в том, что бюджетные ассигнования могут быть выделены и тем АУ, в отношении которых государственные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя (п. 4 ст. 78.1 БК РФ).

Во-вторых, наконец-то в БК РФ законодательно закреплено предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капстроительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ст. 78.2 БК РФ).

На фоне столь позитивных изменений следует также отметить, что государство намерено ввести элемент конкуренции при распределении бюджетных средств). В этом смысле автономные учреждения, которые активно ведут внебюджетную деятельность, имеют более высокие шансы на успех, поскольку конкурентная борьба им уже знакома не понаслышке.

Прибыль от внебюджетной деятельности

Каких-либо особенностей во внебюджетной деятельности АУ в 2014 году, скорее всего, ожидать не стоит, за исключением возрастания риска ведения коммерческой деятельности.

Речь прежде всего идет о тех автономных учреждениях, у которых выручка от платных услуг превышает субсидии на выполнение госзадания в несколько раз.

Резкое снижение доходов от внебюджетной деятельности может подточить финансовую устойчивость на первый взгляд весьма успешных АУ.

Банковские кредиты

На законодательном уровне автономным учреждениям разрешено привлекать банковские кредиты. На первых порах после принятия Федерального закона от 03.11.

2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” были сомнения в том, насколько реализуемо данное право, учитывая правовой статус АУ (его невозможно подвергнуть процедуре банкротства) и весьма скудные возможности АУ в плане предоставления банку-кредитору залогового обеспечения.

Однако, как показала практика, банки не ставят особых препятствий для получения автономными учреждениями кредитов.

Что следует учитывать при привлечении банковских кредитов в 2014 году? Во-первых, не забывать о двойственном эффекте финансового рычага, проявляющегося в том, что он генерирует не только прибыль при благоприятном сценарии, но и убытки, если кредитуемый проект не принес желаемого результата.

Во-вторых, в условиях отсутствия каких-либо нормативов рисков АУ рекомендуется установить внутренние лимиты. Традиционно риски измеряются по отношению к капиталу, но можно их также соотносить с размером выручки.

Готовых рецептов здесь нет, но в самом поверхностном приближении можно принять такой норматив: совокупная задолженность по полученным кредитам и займам не должна превышать месячную выручку от внебюджетной деятельности.

В-третьих, стараться исключать из кредитных договоров плавающую процентную ставку и включать право АУ на досрочное погашение кредита, чтобы не обречь учреждение (в случае ухудшения ситуации) на кабальные условия.

Благотворительные взносы

По мнению автора, в 2014 году АУ целесообразно сосредоточить усилия именно на привлечении благотворительных взносов. Для этого имеются следующие основания.

Во-первых, в России сформировалась прослойка зажиточных граждан, которые хотели бы внести свой вклад в развитие социального сектора, но либо не знают, куда направить пожертвования, либо боятся, что деньги будут потрачены не в дело, либо у них просто “руки не доходят”. Поэтому автономным учреждениям полезно выявить каналы, благодаря которым можно стать получателем таких благотворительных средств.

Во-вторых, благотворительные взносы косвенно защищают от рисков внебюджетной деятельности.

В-третьих, тем руководителям АУ, которые не желают “стоять с протянутой рукой” и которых вполне устраивает уровень доходов от коммерческой деятельности, можно посоветовать изучить этот вопрос хотя бы с теоретической точки зрения.

В-четвертых, не следует упускать из виду возможности, которые предоставляются Федеральным законом от 30.12.

2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций”.

Несмотря на то что автономные учреждения не имеют права быть собственниками целевого капитала, они вполне могут быть получателями доходов от доверительного управления средствами целевого капитала.

Оскудение источников финансирования как сигнал риска

Если источники финансирования иссякли, с высокой долей вероятности можно констатировать, что риски реализовались в своем худшем варианте.

Обычно риск оборачивается своей благоприятной стороной на этапе роста (напомним, активная внебюджетная деятельность АУ совпала с фазой выхода экономики из кризиса), что реализуется в получении доходов в размере выше ожидаемых.

Негативная сторона риска чаще проявляется в условиях неблагоприятного макроэкономического окружения и реже – в случае накопления отдельным хозяйствующим субъектом избыточных проблем.

Вряд ли у какого-либо АУ накоплены риски, грозящие потерей финансовой устойчивости в благоприятных внешних условиях.

Но, как было отмечено выше, у АУ нет нормативов, которые бы их принудительно ограничивали или хотя бы рекомендовали им не превышать определенный размер рисков.

Успехи на поприще внебюджетной деятельности приводят к снижению чувствительности к рискам, пренебрегать же последними в настоящее время опасно. А значит, здесь применим прежний рецепт – самоограничение рисков через систему внутренних лимитов.

Практический прием по организации финансирования

Теперь раскроем практический прием для анализа источников финансирования и их использования. Существует различное понимание происхождения имущества – конкретное и абстрактное. В бухгалтерском учете это противоречие решено с помощью принципа двойной записи, который обеспечивает равенство актива баланса (конкретное имущество) его пассиву (абстрактное понимание происхождения имущества).

Чтобы проиллюстрировать это, рассмотрим операцию получения банковского кредита на покупку оборудования. При поступлении кредита дебетуется счет денежных средств (получено имущество в виде денег) и кредитуется счет по учету долгов (показан источник в виде банковского кредита).

Деньги в балансе будут отражены по активу, а задолженность банку – по пассиву. Произведем следующий шаг, направив деньги на покупку оборудования. В балансе деньги поменяются на основные средства, то есть один актив трансформируется в другой.

При этом по-прежнему источником выступает банковский кредит, но если не знать первоначального происхождения денег, это не очевидно.

Примечание. Руководителям АУ рекомендуем следующее: продолжая активно развивать внебюджетную деятельность, не расходуйте всю заработанную прибыль, а частично ее резервируйте.

Источник: http://love-credit.ru/content/istochniki-finansirovaniya-deyatelnosti-avtonomnyh-uchrezhdeniy

Как эффективно управлять заемными средствами предприятия

Заемные средства автономных учреждений: способы привлечения и учет

Заемные средства присутствуют в структуре баланса почти каждого предприятия. Эффективное управление заемными средствами дает возможность увеличить прибыль предприятия, повысить стоимость собственного капитала.

Избежать штрафов позволит соблюдение законодательства при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Заемными называют финансовые ресурсы, которые не являются собственностью предприятия, но находятся в его пользовании. Предприятие получает в банке деньги под проценты в виде кредитов и займов, эти деньги имеют четкий целевой характер и выдаются на определённый срок.

На каком счете бухгалтер должен учитывать заемные средства?

Заемные средства в бухгалтерском учете числятся на счетах 66 «краткосрочные кредиты и займы» и 67 «долгосрочные кредиты и займы».

Проценты по кредитам и займам вместе с расходами на их получение бухгалтером учитываются отдельно от основной суммы обязательств по полученному займу, если придерживаться изложенных в плане счетов бухгалтерского учета инструкций.

Учет процентов в бухгалтерском деле ведётся на 91 счете «доходы и расходы», а конкретнее на втором аналитическом субсчете — 91/2.

Какие существуют виды заемных средств предприятия?

Заемные обязательства бывают краткосрочными и долгосрочными.

Краткосрочными заемные обязательства считаются в том случае, если погашать их необходимо на протяжении одного года, срок пользования не должен превышает один год. Учитываются они на 66 счете.

 Долгосрочные обязательства – это такие обязательства, которые всегда находятся в обороте предприятия больше 1 года. Их учет ведётся на 67 счете.

Основные бухгалтерские проводки операций с заемным капиталом

ДебетКредитОписание
5066/1Поступление краткосрочных заемных средств в кассу предприятия
5166/1Поступление краткосрочных заемных средств на р/счет предприятия
55/166/1Поступление краткосрочных заемных средств на аккредитивный счет
55/266/1Поступление краткосрочных заемных обязательств на чековую книжку
55/366/1Поступление краткосрочных заемных обязательств на депозитный счет
91/266/2Начисление процентов за пользование краткосрочным ЗС

Аналогичным образом вместо 66 счета по кредиту прописывается 67 счет в случае привлечения долгосрочных финансовых ресурсов. Возврат предприятием-должником кредита отображается записью 66 либо 67 пассивного счета в дебете. Например, возврат заемных средств по кредиту с р/счета предприятия – Дт 66/1, Кт 51.

В какой момент проценты по денежным средствам следует отражать в части расходов?

Проценты за использование кредитных средств зачисляются к части прочих расходов того отчетного периода, в котором их начислил бухгалтер. Отражение таких расходов в бухгалтерской отчетности производится тем отчетным периодом, к которому они относятся.

Где отражается заемный капитал в финансовой отчетности предприятия?

В годовую отчетность входят бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Заемный капитал находится в четвертом «долгосрочные обязательства» и пятом «краткосрочные обязательства» разделах пассива баланса.

При составлении отчетов, бухгалтеру необходимо включать в состав краткосрочных обязательств те из них, которые могут быть непогашены на протяжении одного года после отчетной даты. Долгосрочные заемные обязательства вместе с процентами бухгалтер вправе отнести к краткосрочным обязательствам, если их нужно погасить в течение одного года после отчетной даты.

Пример:

Вы получили долгосрочный кредит на 5 лет и учитываете его в составе долгосрочных ЗС на счете 67, но на отчетную дату (31.12.2014 г.) у вас будет он погашен, то в отчетности за 2014 г. вам необходимо учесть этот кредит  в составе краткосрочных ЗС на счете 66.

В отчет о финансовых результатах записываются только затраты на уплату процентов по кредитам, а также расходы на получение кредита.

В строку 2330 «проценты к уплате» записывается сумма процентов по кредитам и займам.

Указываются ли заемные средства в декларации по налогу на прибыль?

В декларацию по налогу на прибыль заемные средства не входят, в неё записываются только проценты. Следует записывать сумму процентов в эту декларацию в строке 201 приложения 2 к листу 02. Необходимо указывать проценты в пределах нормативов, о них пойдет речь далее.

Начисление в налоговом учете процентов по кредитам и займам

В кредитном договоре стороны записывают условия начисления и оплаты сумм по процентам. Чаще всего проценты начисляют ежемесячно, ежеквартально либо во время погашения займа.

Контролирующие органы советуют проценты начислять равномерно последним числом каждого месяца, независимо от прописанных в договоре условий.

Бухгалтер должен списать проценты по кредитам и займам, рассчитывая налог на прибыль.

Законодательство устанавливает два варианта нормирования процентов:

  • в пределах среднего уровня процентов;
  • в передах ставки рефинансирования РФ.

Если предприятие взяло несколько кредитов и займов в одном квартале, то можно использовать любой способ. Если предприятие взяло только один кредит, то следует пользоваться только вторым способом.

Первый вариант необходимо применять только к тем кредитам, которые удалось признать схожими между собой. В таком положении бухгалтер вычисляет средний уровень процентов, увеличив его в 1,2 раза. Тот результат, который получился, является нормативной величиной. Если все ставки по кредитам ниже этой величины, то все проценты на кредиты являются налоговыми расходами.

На данный момент действует лимитная ставка рефинансирования для национальной валюты  — 8,25% необходимо умножать на 1,8. Лимит для иностранной валюты равен ставке рефинансирования умноженной на 0,8.

Автономное учреждение — плюсы и минусы формы – Плюс/минус

Заемные средства автономных учреждений: способы привлечения и учет

В Республике Татарстан, в отличие от многих других субъектов федерации, процесс перехода бюджетных образовательных учреждений в автономные активно идет не только в сфере дошкольного воспитания, но и в школах, техникумах, колледжах. О том, как работает механизм саморегуляции на уровне среднего учебного заведения, наш корреспондент беседует с директором Зеленодольского медицинского училища Александром ЛАЗЕБНЫМ.

– Александр Федорович, ваше образовательное учреждение решило отказаться от бюджетного финансирования и пуститься в «автономное плавание». Хотелось бы знать, что послужило основанием для такого решения.

– В сентябре 2007 года вышло специальное постановление Кабинета министров Республики Татарстан.

– Получается, что вы уже два года в самостоятельном плавании и, следовательно, хорошо знаете, в чем состоят главные отличия автономного учреждения от бюджетного?

– Все будет ясно, если проанализируем такие документы, как Закон об автономных учреждениях, Гражданский и Бюджетный кодексы, и посмотрим, какие права они предоставляют бюджетным и автоном ным учреждениям и какие обязанности для них устанавливают. Для наглядности обратимся к таблице (см. табл.).

– Не подорожало ли обучение студентов в связи с переходом учебного заведения в статус автономного учреждения и снижением контингента?

– Отразилась, безусловно, но в лучшую сторону. Стоимость обучения студентов первого курса снизилась на 8 тыс. рублей и составляет в текущем учебном году 18 тыс. рублей. Второй и последующие курсы обходятся дороже – в 25 тыс.

рублей в год, но и здесь отмечается уменьшение на 1 тыс. рублей в год.

Помимо того, новый статус позволил улучшить условия обучения и открыть второй компьютерный класс, а также откликнуться на запросы рынка труда: ввести обучение по востребованным смежным профессиям: таким как «медицинский массаж», «медицинская косметология».

– Изменились ли структура учебного заведения и структура управления? Получили ли вы как директор какие-то дополнительные полномочия?

– В управленческом плане большое значение имеет возможность самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание, исходя из реальных потребностей и фонда заработной платы. Закон об автономных учреждениях нам ее предоставил.

А что касается структуры, появился наблюдательный совет, с мнением которого приходится считаться.

– И насколько сложно взаимодействовать с наблюдательным советом?

– Когда речь идет о деятельности учебного заведения, особых сложностей не возникает. Но проблемы технического, организационного свойства существуют. Например, сложно собрать всех членов наблюдательного совета на очередное заседание.

– Готов ли педагогический коллектив к работе в рыночных условиях или требуются дополнительная подготовка, в том числе психологическая, обновление кадрового состава?

– Повышение квалификации преподавателей проводится, как правило, один раз в пять лет. В современных условиях этого явно недостаточно.

На мой взгляд, основная масса наших преподавателей к работе в рыночных условиях не готова и нуждается в дополнительной комплексной переподготовке.

А кардинальное обновление кадрового состава в условиях резкого снижения контингента студентов, к сожалению, невозможно. В 2009 году мы уволили четырех штатных преподавателей по сокращению штата из-за недостаточной учебной нагрузки.

– А с чем, по вашему мнению, связаны наибольшие трудности в работе автономного учреждения?

– С формированием контингента. При выпуске 130-140 человек в год минимальный прием студентов на бюджетной основе (госзаказ) составил в 2008 году только 30 человек и немного больше в 2009 году – 55.

В настоящее время введены дополнительные ограничения на финансовую деятельность, так что мы опять вернулись под «крыло» казначейства.

– Выигрывает ли от перемены статуса коллектив учебного заведения? В чем?

– В росте заработной платы всех членов коллектива. В среднем, штатные преподаватели получают сейчас более 10 тыс. рублей в месяц, тогда как до перемены статуса было 7-8 тыс. рублей.

– Имеется ли, на ваш взгляд, необходимость совершенствовать и далее Закон об автономных учреждениях? Или можно ограничиться разработкой нормативов и других подзаконных актов? Каких?

– Закон об автономных учреждениях требует совершенствования. В частности, хотелось бы наблюдательный совет заменить попечительским, в составе которого преобладают бизнесмены и меценаты, а не чиновники.

– Ощущает ли ваше учебное заведение влияние кризиса? В чем это проявляется? Способно ли автономное образовательное учреждение в условиях внебюджетного финансирования в одиночку бороться с воздействием кризиса?

– Конечно, ощущаем. В 2009 году бюджетное финансирование училища из-за кризиса секвестрировано почти на 1 млн. рублей.

Также уменьшается количество рабочих мест для средних медицинских работников в лечебно-профилактических учреждениях республики, что приводит к проблемам с трудоустройством выпускников.

Автономное учреждение обязательно должно финансироваться по двум каналам: бюджетному и внебюджетному. При отсутствии первого выживание в современных условиях проблематично.

– Какие советы, исходя из личного опыта, вы бы дали коллегам – руководителям образовательных учреждений, готовым перейти к модели автономного учреждения?

– Как следует подготовиться к предстоящей деятельности в новых финансово-экономических условиях. Для этого придется провести ряд мероприятий. Начните с подготовки необходимых документов – разработайте бизнес-план, стратегию, устав, стандарты и локальные акты автономного учреждения. Обучите персонал действиям в новых условиях.

Приведите материально-техническую базу к требованиям нормативов и стандартов. Проанализируйте финансово-экономическое положение и определите дефицит средств. Ликвидируйте избыточные мощности и полностью загрузите оставшиеся. Проанализируйте качество кадрового состава. Рассчитайте бюджет. Подготовьте договоры на получение госзаказа. Разработайте инновационную программу.

Определите стоимость услуг, которые будет оказывать учебное заведение.

– А что, по-вашему, должны предпринять органы управления образованием, для того чтобы осуществить безболезненный переход к новым финансово-экономическим отношениям?

– Разработать для этого необходимую нормативно-правовую базу и конкурсные условия и программы. Сформировать госзаказ на подготовку кадров, соответствующий расчетной стоимости услуг, а также бюджетную и налоговую политику по отношению к автономному учреждению.

На мой взгляд, при переходе в автономное учреждение нужно соблюдать определенные условия.

Прежде всего, учитывать, желает ли образовательное учреждение работать в новых финансово-экономических условиях, и предлагать изменить статус тем, кто не обременен дорогостоящими ресурсами.

Переход в автономное учреждение надо начинать с подготовительного периода – выше сказано, какие мероприятия он включает, – и осуществлять поэтапно. Вот тогда у вас все получится.

Источник:

Разница между автономным и бюджетным учреждением

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные.

Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства.

Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя.

Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО.

И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация.

Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения.

В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Таблица

Автономное учреждениеБюджетное учреждение
В составе учреждения присутствует наблюдательный совет, выполняющий функции надзорного органаБюджетное учреждение не вправе привлекать заемные средства
Учреждение вправе открывать счета в банках, совершать сделки с ценными бумагами и акциямиЛицевые счета бюджетного учреждения открываются только в Федеральном казначействе РФ
Учредитель не несет ответственности по обязательствам организацииУчредитель несет субсидиарную ответственность
Доходы поступают на счета организацииДоходы от деятельности поступают на бюджетные счета

Источник:

Право на «автономию» надо еще заслужить

: 23.08.2007 0:00

В последнее время много говорится о необходимости создания автономных учреждений, в том числе на базе предприятий образовательной, культурной, медицинской и других социальных сфер.

Поначалу многих сотрудников организаций — претендентов на статус автономного учреждения — подобная перспектива приводила в некоторое замешательство, если не сказать пугала, но сейчас ситуация кардинально меняется.

Источник: https://narobraz.ru/professii/avtonomnoe-uchrezhdenie-plyusy-i-minusy-formy.html

Привлеченные средства финансирования: понятие, способы привлечения и распределения

Заемные средства автономных учреждений: способы привлечения и учет

В наши дни инвестирование стало одной из самых популярных форм для заработка. Практически каждый человек в свое время задумывался о том, чтобы вложить определенную сумму денег в какой-то перспективный проект.

В нашей статье вы узнаете, что такое заемные и привлеченные средства, в чем разница между этими двумя понятиями, каковы способы привлечения средств в организацию и как правильно распорядиться полученными деньгами.

Подобная информация будет актуальна для инвесторов и предпринимателей.

Что такое средства финансирования?

Если говорить вкратце, привлеченные средства – это внеплановый доход предприятия от инвестора или других компаний, который направлен на улучшение производительности бизнеса.

Однако все мы понимаем, что просто так финансирование проводить никто не будет.

Именно для этого существует специальная система ценных бумаг, которые дают инвесторам право получать прибыль от того предприятия, в которое они вложили свои средства.

Если говорить о проектном финансировании, то под этим понимается совокупность форм и методов обеспечения предприятия, необходимых для разработки грамотного проекта.

То есть речь даже не идет о самом предприятии, а скорее – о грамотном составлении бизнес-плана, необходимого для развития бизнеса в дальнейшем.

Подобный вид финансирования отличается от обычного многими пунктами, но имеет ту же цель – получение прибыли от развивающегося проекта.

То есть если говорить простыми словами – привлеченные средства предприятия – это определенное количество финансов, которые предприниматель вправе потратить на развитие своего бизнеса.

Однако любые долги в свое время придется возвращать. Возврат заемных средств может выглядеть в виде дивидендов акционерам, процентов банку или купонов от облигаций.

Размеры занимаемых и возвращаемых средств зависят от правил инвестиционной политики предприятия.

Виды финансирования

Привлеченные инвестиционные средства имеют множество различных классификаций, которые основываются на разных критериях.

В нашей статье приведены лишь наиболее распространенные из них, однако если вы решили заняться инвестированием, то настоятельно рекомендуем вам более подробно изучить этот вопрос, почитав необходимую литературу или просмотрев несколько обучающих видеороликов.

Итак, средства инвестиций могут классифицироваться в зависимости от объекта, на который направлена инвестиционная деятельность:

  • финансовые – выдача кредитных средств или вложение в ценные бумаги;
  • спекулятивные – перепродажа ценных бумаг и цветных металлов;
  • реальные – вклады в капитальный ремонт и строительство.

Также в зависимости от формы собственности, в которую происходит вложение денежных средств, формируются определенные группы инвесторов. Каждая из этих групп имеет свои цели и перспективы. Такое разделение идет для того, чтобы привлечь больше инвесторов в бизнес.

К примеру, компаниям часто требуются долгосрочные капиталовложения, чтобы развить предприятие и начать получать чистую прибыль.

Для этого они могут выпустить ценные бумаги в виде акций, доход от дивидендов которых будет производиться только через несколько лет, но по большому проценту.

Государственные или частные корпорации?

Привлеченные средства финансирования должны обязательно быть возвращены инвесторам в течение определенного промежутка времени, который, как правило, зависит от инвестиционной политики предприятия.

Однако некоторые корпорации стараются придерживаться определенного строя, который не меняется из года в год.

Поэтому классификация инвестиционных предприятий также зависит от формы собственности, ОАО:

  • государственная – обеспечение стратегически важных объектов страны;
  • частные – вложение в частные корпорации (самая рисковая форма из всех);
  • иностранные – инвестиции в заграничные корпорации;

Исходя из форм собственности предприятий, в которые делаются инвестиции, привлеченные средства также могут быть государственными (займы от государственных банков), частными (инвестиции от крупных акционеров) или иностранными (заграничные инвестиции). Поэтому каждый владелец предприятия должен сперва определиться с целевой аудиторией для привлечения инвестирования, а уже потом составлять инвестиционную политику.

Привлечение инвестиций

Надеемся, теперь вы разобрались более подробно в том, что такое привлеченные средства организации. Настала пора поговорить о методах привлечения финансов в свою организацию, поскольку без грамотно продуманной инвестиционной политики у вас вряд ли получится заинтересовать крупных бизнесменов. Как правило, привлечь внимание акционеров и заемщиков получается с помощью следующих методов:

  • вложение средств в установленный капитал ОАО – акционер получает прибыль от дивидендов, размер которых зависит от чистой прибыли компании;
  • долговое финансирование – заем денежных средств, основанный на договоре возврата через определенное время с дополнительными процентами;
  • облигационные займы – политика инвестированная, основанная на ценных бумагах с фиксированными выплатами.

Если кто-то из инвесторов решит вложить средства в установленный капитал, то он получит долю от того предприятия, в которое вкладывается. Бизнесмены, которые являются владельцами большого пакета акций, участвуют в делах организации и могут оспаривать решения, принимаемые ее руководством, если те идут в разрез с личными предпочтениями совладельца.

Долговое финансирование – это обычный кредит, который может выдаваться как частными лицами, так и специальными учреждениями (банками). Как правило, в договоре четко прописана сумма займа и сумма возврата с процентами. Выплаты инвестору могут осуществляться каждый месяц, сезон, год или лишь единожды – в официально установленный срок.

Облигационные займы очень часто путают с акциями, поскольку облигации – это тоже ценные бумаги. Однако отличие между ними заключается в том, что акционеры гораздо больше рискуют своими денежными средствами. Облигации обещают возврат финансов в установленный срок, а также доходы в виде купонов, которые напоминают доход от дивидендов.

4 шага, чтобы заинтересовать инвесторов

Привлеченные средства из источников финансирования играют огромную роль для развития предприятия, поэтому данному вопросу следует уделить особое внимание, особенно если вы планируете не только получать стабильный доход, на и развивать бизнес в будущем. Ну а чтобы заинтересовать инвестора, необходимо следовать определенным правилам, которые заставят человека с деньгами понять, что его средства не только к нему вернуться, но и принесут хорошую прибыль.

Профессиональные предприниматели считают, что для привлечения внимания крупных инвесторов необходимо выполнить четыре последовательных шага, которые дадут акционеру понять, что он вкладывается в действительно перспективное предприятие и не рискует своими средствами. Если вы сделаете все правильно, то финансирование для новых компаний больше никогда не будет для вас головной болью.

Убедите своего партнера в надежности

Если вы планируете заинтересовать частное лицо или компанию в том, что с вами можно иметь дело, то вы должны предоставить для этого какие-то доказательства, подтверждающие вашу высокую компетентность и эффективность будущего предприятия.

Особенно это касается привлеченных средств из банка. Кредитные организации никогда не дадут заем человеку, в честных намерениях которого не уверены.

Поэтому они часто просят у частного лица справку о доходах и различные персональные данные, по которым можно будет вычислить неплательщика в том случае, если он попытается скрыться.

То же самое касается и инвестирования со стороны частных лиц. Если вы хотите привлечь в свою компанию денежные средства от инвесторов, то вы обязаны презентовать им грамотный бизнес-план со всеми расчетами и подробностями.

Причем он должен быть составлен не из головы, а основываться на реальных фактах. К примеру, заранее составьте список оборудования для производства и сделайте распечатку о стоимости каждого из элементов.

Однако больше всего инвесторов интересует собственная прибыль, поэтому при составлении бизнес-плана уделите этому вопросу особое внимание.

Грамотно донесите информацию до инвестора

Как уже говорилось ранее, к привлеченным средствам относятся деньги частных лиц и компаний, которые решили приобрести ценные бумаги развивающегося предприятия. Поиск акционеров лучше всего осуществлять в той же области, на которую ориентировано ваше производство.

В этом случае инвестор будет чувствовать себя более осведомленным и уверенным в том, что его деньги принесут прибыль.

Однако если так получилось, что инвестор не разбирается в том предприятии, которое вы решили запустить, то вы обязаны грамотно донести до него всю необходимую информацию.

Как же правильно преподать все перспективы развивающейся компании человеку, который ничего не смыслит в производстве, но имеет большую сумму денежных средств.

Большинство профессиональных инвесторов рекомендуют для начала рассказать о достоинствах того предприятия, в которое планируется внести инвестиции. Расскажите о перспективности производимого продукта и актуальности вашего бизнеса на данный момент.

Если инвестор поймет, что вкладывается в современное и многообещающее предприятие, то вы сможете без проблем собрать ту сумму денежных средств, которая вам необходима для развития.

Проведите уверенные переговоры

Привлеченные финансовые средства – основа любого бизнеса. Однако у вас не получится завоевать доверие крупных инвесторов, если вы не сможете провести с ними уверенные переговоры.

Кто захочет вкладываться в предприятие, владелец которого сам не уверен в его успехе? Поэтому прежде чем садиться за стол переговоров, сперва необходимо к ним как следует подготовиться.

Ведите себя максимально хладнокровно, поскольку большинство инвесторов интересует лишь одно – перспектива получения денежных средств.

Не бойтесь отказать инвестору или потянуть с ответом на предложение, которое вас не слишком заинтересовало. Вы должны показать своему партнеру то, что он заинтересован в сотрудничестве с вами гораздо больше, чем вы с ним.

Он должен понимать, что рискует потерять хорошую возможность заработать, отказываясь от вложения в ваше предприятие.

Чтобы грамотно и без запинок представить инвесторам бизнес-план, прорепетируйте как следует речь перед зеркалом до тех пор, пока не увидите в себе уверенного взгляда.

Заключите грамотный договор

Если вам удалось достигнуть с инвестором взаимной договоренности, то остается последний шаг для получения привлеченных средств от банка или частного лица – подписание контракта.

Лучше всего для этой цели воспользоваться услугами профессионального юриста, чтобы полностью исключить вероятность мошенничества.

Также подобное действие даст уверенности вашему партнеру в том, что сделка чиста, а инвестиции скоро начнут приносить стабильный доход. Будьте уверены, что стоимость услуг профессионала окупится сполна.

Что касается самого договора, то он должен быть максимально четким и не иметь каких-либо двусмысленностей.

Особенно это касается пункта “Условия сделки”, на который следует обратить пристальное внимание в том случае, если вы составляете контракт не самостоятельно, а доверите это своему партнеру.

В договоре должны быть указаны четкие объемы и формы инвестиций, а также наказания за несоблюдение того или иного условия договора. В противном случае вас ожидает череда судебных разбирательств или потеря компании.

Распределение инвестиций

Как только все документы будут подписаны, а деньги поступят на счет организации, глава компании вправе начать распоряжаться инвестициями любым образом, который не противоречит договору с инвестором.

Большинство профессиональных предпринимателей рекомендуют продумывать фазу распределения средств еще на стадии составления бизнес плана. На полученные деньги можно построить производственный цех, приобрести недостающее оборудование, вложить их в закупку строительных материалов и так далее.

Словом, необходимо распоряжаться деньгами так, чтобы они как можно скорее окупились.

Надеемся, наша статья помогла вам лучше разобраться в том, что такое привлеченные средства и каким образом следует привлекать внимание инвесторов к своей компании.

Если у вас до сих пор остались какие-то вопросы или приведенной информации вам показалось недостаточно, то рекомендуем посмотреть небольшой видеоролик, в котором профессиональный бизнесмен рассказывает все о том, как можно добиться быстрого привлечения инвестиций для развивающегося предприятия.

Данный видеоурок будет полезен по большей части начинающим предпринимателям, хотя и профессионалы наверняка выделят для себя пару интересных моментов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9decbbecfb8000ae1cbb25/privlechennye-sredstva-finansirovaniia-poniatie-sposoby-privlecheniia-i-raspredeleniia-5d9e0000fbe6e700b06e4096

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: