Взаимодействие с федеральной инспекцией труда

Взаимодействие инспекторов Роструда и налоговиков

Взаимодействие с федеральной инспекцией труда

Архипенко З. М.,помощник руководителя по налогам

ООО «Рамзес»

Совместные проверки могут проводиться налоговыми органами и МВД или органами пожарного надзора, и еще и трудовой инспекцией.

В конце прошлого года ИФНС и Роструд подписали соответствующее соглашение «Об информационном взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной налоговой службой в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки».

В настоящее время между различными ведомствами заключены соглашения о межведомственном обмене. Но варианты подобного межведомственного обмена могут быть различны. Взаимодействие трудовой инспекции и налоговой инспекции производится в следующих формах:

  • взаимный обмен информацией о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки;
  • реализация согласованных мероприятий в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, в пределах компетенции;
  • сотрудничество в сфере совершенствования законодательства в целях защиты трудовых прав и свобод граждан.

Разберемся, за какую часть проверки отвечает трудовая инспекция, а за какую – налоговая.

Разграничение полномочий

Полномочия трудовой инспекцииПолномочия ИФНС
Анализ неосуществления хозяйствующими субъектами налоговых отчислений за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки вследствие осуществления работниками трудовой деятельности в соответствии с гражданско-правовыми договорами, фактически регулирующими трудовые отношения, или без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров Направление материалов в ФНСИспользование материалов Роструда по фактам осуществления работниками трудовой деятельности в соответствии с гражданско-правовыми договорами, фактически регулирующими трудовые отношения, или без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров, при осуществлении полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Направление в Роструд сведений о нарушениях Обмен информацией

Новые правила проверки трудовой инспекций

Правила проверки трудовой инспекцией постоянно меняются. Так, были введены критерии риск-ориентированного подхода, который должен использоваться проверяющими органами.

В рамках риск-ориентированного подхода принята «Базовая модель определения критериев и категорий риска» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19(3)). На основании данной модели будет приниматься решение о проверках.

Базовая модель определения критериев и категорий риска причинения вреда представляет собой методологический инструментарий внедрения риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов, разработанный в целях упорядочивания механизма определения охраняемых законом ценностей, формализации параметров, характеризующих масштаб нанесенного им вреда, с одновременным формированием механизма сбора достоверной информации о случаях причинения вреда и характеристиках подконтрольных субъектов (объектов), а также правил определения критериев риска и распределения подконтрольных субъектов (объектов) по различным категориям риска в целях последующей дифференциации в их отношении контрольно-надзорных мероприятий.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом:

  • возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда;
  • масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда;
  • и(или) трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований (далее – величина вреда, совокупный ущерб);
  • возможной частоты возникновения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда (далее – возможная частота возникновения вреда).

Под степенью тяжести потенциальных случаев причинения вреда подразумевается соответствующая классификация тяжести последствий произошедших случаев причинения вреда.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Территориальные органы Роструда в лице ГИТ при установлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий фактов неосуществления хозяйствующими субъектами налоговых отчислений – НДФЛ и страховых взносов – направляют в территориальные налоговые органы по адресу места нахождения организации (филиала, представительства или иного обособленного подразделения) сообщение и соответствующие материалы.

Базовая модель будет применяться как трудовой инспекцией, так и государственной инспекцией труда.

Ранее также были внесены изменения в части внеплановых проверок (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда»).

Так, на основании новых положений внеплановая проверка возможна в следующих случаях:

  • в случае обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • в случае обращений по поводу нарушения требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
  • в случае обращений, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Увеличен также срок исковой давности, в течение которого работник может обратиться за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.

Работник вправе обратиться в суд в течение одного года со дня определенного срока выплаты указанных сумм (включая случаи невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении).

Часто такое обращение сопровождается проверками трудовой инспекции.

Также увеличены штрафные санкции за нарушения, связанные с выплатой заработной платы. Невыплата (в том числе частичная) в установленный срок зарплаты и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, влечет или предупреждение, или штраф:

  • для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для ИП – от 1000 до 5000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение санкции будут еще строже:

  • для должностных лиц – или штраф от 20 000 до 30 000 руб., или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • для ИП – штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Таким образом, в силу нового п. 6 ст. 5.27 КоАП РФ максимальный размер штрафа для юридического лица составит 100 000 руб.

ПОЗИЦИЯ РОСТРУДА

Информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда согласно сроку, предусмотренному паспортом приоритетного проекта «Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утвержденного на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21.02.2017.

Источник: https://buhpressa.ru/svezhij-nomer/261-sentyabr-2017/7031-vzaimodejstvie-inspektorov-rostruda-i-nalogovikov

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Взаимодействие с федеральной инспекцией труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы.

Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст.

353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[1].

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации[2].

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;  

Источник: https://www.profiz.ru/kr/11_2012/inspekciya_truda/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: