Выездные проверки ПФР: утверждены постоянные правила

Содержание
  1. Как подготовиться к проверкам ФСС и ПФР
  2. Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством
  3. На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих
  4. Законодательные и нормативные акты
  5. Проверки ПФР
  6. Зона риска
  7. Внезапный визит
  8. Запрещенный прием
  9. Расплата за ошибку
  10. По итогам
  11. Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году
  12. Что проверяет ФСС
  13. Что проверяет ПФР
  14. Кто в зоне риска
  15. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р
  16. Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов
  17. I. Общие положения
  18. II. Планирование выездных проверок
  19. Выездные проверки ПФР и ФСС — Эльба
  20. Кто рискует попасть в «чёрный список»?
  21. Что готовить и чего ожидать?
  22. Документы
  23. Результаты проверки
  24. Совет

Как подготовиться к проверкам ФСС и ПФР

Выездные проверки ПФР: утверждены постоянные правила

1. В каком порядке внебюджетные фонды проводят выездные и камеральные проверки: требования, сроки, документы.

2. На какие моменты нужно обратить внимание, чтобы избежать нарушений самим и заметить нарушения проверяющих.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют проведение проверок внебюджетными фондами.

Проверки контролирующих органов, так или иначе, связаны со стрессом для тех, в отношении кого они проводятся, будь это проверки Трудинспекции, СЭС, внебюджетных фондов, налоговой и т.д. Но для бухгалтера самыми «ожидаемыми» являются проверки налоговой инспекции и фондов.

И даже если Вы уверены, что документы находятся в идеальном порядке, а налоги и взносы посчитаны абсолютно правильно, все равно сообщение о предстоящей проверке всегда неожиданно и волнительно, особенно если проверка проходит у Вас впервые и непонятно, чего ожидать от проверяющих.

Поэтому важно иметь представление о том, как проходят проверки, какие действия при этом совершают представители контролирующих органов, а какие действия требуются от Вас.

В этой статье предлагаю рассмотреть порядок проведения проверок ФСС и ПФР, чтобы не только избежать нарушений, но и выявить нарушения со стороны проверяющих.

Порядок проведения проверок ФСС и ПФР в соответствии с законодательством

Законодательно порядок проведения проверок внебюджетными фондами регламентируется гл. 5 Федерального закона от 24.07.

2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с Законом проверки проводятся с целью контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременность уплаты взносов на обязательное социальное страхование.

Порядок проведения проверок, сроки и запрашиваемые документы зависят от того, какая это проверка: камеральная или выездная.

Если кратко, то камеральная проверка – это проверка сданных отчетов, которая в обязательном порядке проводится специалистами ФСС и ПФР, практически без Вашего участия.

А вот с выездной проверкой дело обстоит серьезнее: и проверяемый период более длительный и список запрашиваемых документов гораздо шире.

Более подробно порядок и особенности проведения камеральных и выездных проверок ФСС и ПФР представлены в табличке:

Условия проведенияКамеральные проверки(ст. 34 Закона № 212-ФЗ)Выездные проверки (ст. 35 Закона № 212-ФЗ)
Кто проводит проверкиФСС, ПФР по отдельностиФСС и ПФР только совместно в соответствии с планом-графиком выездных проверок.При проверках страхователей, применяющих пониженные тарифы страховых взносов, могут привлекаться также налоговые органы.
Место проведенияНа территории ФСС, ПФР, осуществляющих проверкуНа территории страхователя.При отсутствии у страхователя возможности предоставить помещение для проверки — на территории ФСС, ПФР, проводящих проверку
Основание для проведения проверкиСпециальное решение не требуетсяРешение руководителя (заместителя руководителя) ФСС, ПФР о проведении проверки
Какие документы проверяютсяОтчеты в ФСС, ПФР;При обращении за возмещением средств из ФСС — документы, подтверждающие произведенные расходы.Любые документы, подтверждающие правильность расчетов по обязательному социальному страхованию (начисление, уплату, суммы возмещения из ФСС)
Срок проведения проверки3 месяца со дня предоставления отчета2 месяца со дня вынесения решения о проведении проверки;1 месяц при проверке обособленного подразделения, имеющего свой баланс, расчетный счет и производящего выплаты физическим лицам.
Приостановление проверкиНе предусмотреноРешение о приостановлении проверки выносится в случаях:
  • истребования документов у других лиц (не чаще 1 раза по каждому лицу);
  • получения информации от иностранных государств;
  • перевода документов на русский язык.

На период приостановления должны быть возвращены все подлинники документов страхователя, а также прекращены все действия, связанные с проведением проверки.Период приостановления проверки не входит в срок проведения проверки. Общий срок приостановления не может превышать 6 месяцев, а в случае получения информации от иностранных государств – 9 месяцев.

Проверяемый периодПериод отчета в ФСС, ПФРНе более 3 лет, предшествующих году проведения проверки
Периодичность проведения проверокПо мере предоставления отчетов в ФСС, ПФРНе чаще, чем 1 раз в три года (без учета проверок обособленных подразделений)При ликвидации и реорганизации проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки
Требования в ходе проверкиТребование о предоставлении пояснений или внесении исправлений.Направляется страхователю, если в ходе проверки выявлены несоответствия или ошибки. Страхователь должен в течение 5 дней со дня получения требования предоставить такие пояснения или внести исправления.Требование о предоставлении документов.В течение 10 дней со дня получения страхователь должен предоставить соответствующие документы или в течение 1 дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить о невозможности предоставить документы в установленные сроки с указанием причины и возможных сроков. Контролирующий орган в течение 2 дней со дня получения такого уведомления выносит решение: продлить сроки или оставить без изменения.Запрашиваемые документы предоставляются в виде копий, заверенных страхователем (нотариальное заверение по закону не требуется). Подлинники документов могут предоставляться для проверки только на территории страхователя.
Результаты проверкиЕсли в ходе проверки нарушений законодательства не выявлено, о результатах проверки не сообщается страхователю.Если после предоставления страхователем пояснений и исправлений или в случае их непредоставления контролирующим органом установлен факт нарушения законодательства, то в течение 10 дней со дня окончания срока проверки составляется акт проверки.Не позднее срока окончания проверки представители проверяющих органов составляют справку о проведенной выездной проверке.В течение 2 месяцев со дня составления справки составляется акт проверки.
Акт проверки вручается страхователю в течение 5 дней с даты его подписания.В случае несогласия с результатами проверки, содержащимися в акте, страхователь имеет право в течение 15 дней с даты получения акта написать письменные возражения.
Вынесение решения по результатам проверкиВ течение 10 дней со дня истечения срока для подачи письменных возражений должно быть назначено рассмотрение материалов проверки. О времени и месте рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) проверяющего органа обязан уведомить страхователя. Страхователь имеет право не участвовать в рассмотрении материалов проверки.По результатам рассмотрения материалов проверки контролирующий орган выносит решение:

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Указанное решение вступает в силу по истечении 10 дней с даты вручения его страхователю.

На что обратить особое внимание при проверках ФСС и ПФР, чтобы избежать нарушений самим и выявить нарушения проверяющих

1. О проведении плановой выездной проверки органы ФСС и ПФР обязаны уведомить страхователя не позднее, чем за 3 дня до ее начала либо заказным письмом с уведомлением, либо другим доступным способом (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). Заметьте, что уведомить проверяющие могут и по телефону или факсу (как чаще всего и бывает), но в этом случае доказать факт такого уведомления с их стороны практически нереально.

Я вовсе не говорю о том, что страхователям нужно игнорировать такие уведомления, вовсе нет. Но в крайней ситуации знание данного обстоятельства может очень пригодиться.

2. Сроки, установленные для взаимодействия страхователя с органами ФСС и ПФР в ходе проверок, исчисляются в рабочих днях, так как в законе нет указания на исчисление в календарных днях (п. 6 ст. 4 Закона № 212-ФЗ).

3. Проверяющие имеют право доступа на территорию страхователя только при предъявлении служебных удостоверений и решения о проведении проверки, в котором указаны именно эти представители контролирующих органов. При этом в жилые помещения проверяющие могут входить только с согласия проживающих (п. 1, 3 ст. 36 Закона № 212-ФЗ).

4. Препятствовать доступу проверяющих не имеет никакого смысла: во-первых это административное правонарушение (ст. 19.4.1 КоАП РФ), а во-вторых у проверяющих появляется право самостоятельно начислить сумму страховых взносов по имеющимся данным или по аналогии, и вряд ли эта сумма окажется меньше реальной (ст. 36 п. 2 Закона № 212-ФЗ).

5. Выездная проверка может проводиться только в присутствии руководителя проверяемого лица или его уполномоченного представителя (п. 2 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Поэтому если на период проверки руководитель страхователя планирует поездку в отпуск, командировку и т.д., необходимо заранее подготовить приказ о назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия и составить доверенность.

В противном случае это будет рассматриваться как уклонение от проведения проверки, что влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Заметьте, что для привлечения к ответственности за уклонение от проверки контролирующие органы должны располагать доказательствами, что они надлежащим образом уведомили о предстоящей проверке – здесь как раз нам пригодится пункт 1.

6. Представители контролирующих органов должны вручать документы в ходе проверки только руководителю страхователя или его уполномоченному представителю. Передача документов другим лицам будет нарушением со стороны проверяющих.

7. Такие документы, как: требование о предоставлении документов при выездной проверке, акт проверки, решение по результатам проверки, проверяющие могут  передать одним из следующих способов:

  • лично под расписку – руководителю или его уполномоченному лицу,
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП),
  • по почте заказным письмом.

! Обратите внимание: адрес для направления заказного письма проверяющие берут из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ. Поэтому если Ваш фактический адрес не совпадает с юридическим – письмо Вы можете не получить, но проверяющие в этой ситуации действуют совершенно законно.

Также нужно учитывать, что датой получения по закону считается шестой день с даты отправления заказного письма, независимо от фактического получения (п. 1 ст.

37 Закона № 212-ФЗ)! В связи с этим, чтобы избежать проблем с получением документов от ФСС и ПФР и соблюсти указанные в них сроки, лучше получать документы лично, тем более что проверяющие, как правило, сами отдают предпочтение этому способу.

8. Страхователь может передавать документы, запрашиваемые при проверке, следующими способами (п. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):

  • Лично — руководитель или представитель проверяемого лица (по доверенности). Доказательством предоставления документов в этом случае может служить экземпляр описи передаваемых документов с отметкой контролирующего органа.
  • Почтой — ценным письмом с описью вложения. При предоставлении документов почтой подтверждением будет служить опись вложения в ценное письмо и почтовая квитанция.
  • В электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с использованием ЭЦП). Однако в настоящее время (на момент написания статьи) ФСС и ПФР не разработали формат передачи документов в электронном виде, поэтому этот способ передачи документов недоступен.

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели порядок проведения проверок внебюджетными фондами в соответствии с законодательством. А в следующей статье я расскажу о личном опыте прохождения выездной проверки ФСС и ПФР и поделюсь практическими рекомендациями.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

2. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

3. КоАП РФ

Кодексы и Федеральные законы РФ можно просмотреть на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

Источник: http://buh-aktiv.ru/zakonodatelnye-osnovy-proverok-fss-i-pfr/

Проверки ПФР

Выездные проверки ПФР: утверждены постоянные правила

С начала 2012 года компаниям следует очень внимательно отнестись к исчислению страховых взносов. Изменение тарифов провоцирует специалистов Пенсионного фонда контролировать правильность применения новых норм.

Естественно, ревизоры не способны обойти все организации. В план проверок попадут те компании, деятельность которых вызовет сомнение у сотрудников ПФР.

Попытаемся узнать, на какие критерии опираются специалисты фонда при включении фирмы в график контрольных мероприятий.

Зона риска

Специалисты ПФР формируют план выездных контрольных мероприятий на основе документов, которые имеет в своем распоряжении Пенсионный фонд. Перед тем, как включить компанию в график проверок на следующий год, сотрудники ведомства проводят следующие исследования:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков их представления, уменьшение платежей при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, наличие значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, резкое изменение численности работающих в организации людей в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности по страховым взносам;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Если в процессе этой работы ревизоры сталкиваются с противоречиями, ошибками, механизмами расчета взносов, которые кажутся им подозрительными, сотрудники ПФР включают компанию в план проверок. Какие же нюансы кадровой политики организации контролеры считают признаком того, что в фирме имеется факт занижения страховых взносов. Специалисты обращают внимание на работу предприятия:

  1. Если налогоплательщик относится к категории крупнейших.

  2. Компания несвоевременно представляет индивидуальные сведения.

  3. Фирма осуществляет значительные выплаты сотрудникам, которые не облагаются страховыми взносами.

  4. Организация применяет пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим.

  5. Предприятие имеет несоответствие в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (а также не предоставляет пояснений).

  6. Юридическое лицо демонстрирует задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

  7. Компания уменьшает сумму начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников.

  8. Организация неоднократно вносит изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

  9. По сведениям ФНС, предприятие замечено в применении схем минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Более всего ревизоры заинтересованы в выявлении схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Эти нарушения наносят самый большой урон бюджету. Также контролеры обращают внимание на применение фирмой пониженных тарифов. Поэтому следует заранее проверить и подготовить документы, которые подтверждают основания для применения льготных условий уплаты взносов.

Контролеры относятся с недоверием к платежам, которые перечисляет фирма индивидуальным предпринимателям. В этом случае проверяющие будут искать доказательства выведения из штата сотрудников, чтобы не платить за них страховые взносы.

Если подозрительные признаки у предприятия появляются в течение года, специалисты ПФР могут назначить внеплановую проверку, чтобы как можно быстрее пресечь нарушение закона.

Внезапный визит

Ревизоры могут появиться на пороге компании совершенно внезапно. ФЗ № 212 не содержит положений, обязывающих органы контроля над уплатой страховых взносов каким-либо образом заранее уведомлять плательщиков о планируемом контрольном мероприятии.

В отличие от планов проверок других ведомств, ПФР держит свой график закрытым, поэтому познакомится с ним в сети не удастся. На каждый год ревизоры из внебюджетных фондов должны составлять графики проверок до 25 декабря предыдущего года.

Однако нет документа, который бы обязывал ПФР размещать план в открытом доступе.

Ревизоры заинтересованы в раскрытии схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Поэтому любое несоответствие показателей в отчетности навлечет на компанию проверку.

В рамках выездного контрольного мероприятия ревизоры имеют право запрашивать документы, относящиеся к трехлетнему периоду деятельности предприятия, предшествующему календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Это общая норма.

Однако есть нюанс, поскольку страховые взносы введены Законом № 212-ФЗ с 2010 года, контролеры не могут требовать документы за годы, предшествующие принятию этого документа. Представить бумаги нужно в течение 10 дней со дня вручения требования об их предъявлении.

В ходе проверки сотрудникам ПФР должны быть представлены сведения об оплате труда, учредительные документы, а также расчеты страховых взносов по формам РСВ-1 ПФР. Перечень документов, которые могут запросить проверяющие, Законом № 212-ФЗ не ограничен. Единственное исключение, в части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.

№ 167-ФЗ сказано: Пенсионному фонду РФ в ходе проверок запрещено требовать и получать у плательщиков страховых взносов сведения, составляющие коммерческую тайну. Однако, для того чтобы инспекторы действовали единообразно в рамках своих новых полномочий, ПФР разработал методические рекомендации по организации проведения выездных проверок.

Приложение № 1 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов» содержит исчерпывающий список документов, которые имеют право запрашивать контролеры в ходе проверок.

Нередко начало проверки сотрудниками ПФР обусловлено указанием налоговой службы на определенные нарушения организации. Бухгалтеру следует знать, что несмотря на прямое участие ФНС в деле, запрашивать документы, относящиеся к налоговой отчетности, сотрудники ПФР не могут.

Однако, прежде чем отказывать ревизорам в предоставлении бумаг, стоит предложить им решить ситуацию «мирным» путем. Сейчас у контролеров есть легкий способ получить сведения о компании, если они считают их наличие необходимым.

Информация может быть запрошена сотрудниками ПФР напрямую у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом.

Что касается периодов и сроков проведения проверки, то в большинстве случаев контролеры присутствуют в организации неделю, после чего с документами переходят на свою территорию для написания акта проверки. По закону контрольное мероприятие должно проводиться не более двух месяцев, или месяца, если проверяют только обособленное подразделение.

Запрещенный прием

Не только ПФР может контролировать деятельность организации, но и сотрудники компании в праве проследить, соблюдают ли ревизоры закон во время проведения выездной проверки.

Так плановые выездные проверки Пенсионный фонд и Фонд социального страхования обязаны проводить только вместе. «Одиночные» мероприятия незаконны.

Однако внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться этими ведомствами независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106).

Перед началом проверки фонды выставляют решение о проведении мероприятия и требование о представлении документов. При этом, хоть проверка и проводится совместно, каждое из ведомств изучает только те расчеты, которые ему подконтрольны.

То есть ревизоры должны представить руководителю организации два решения и два требования от сотрудников ФСС и ПФР соответственно. Формы этих документов утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.

Как и налоговики, инспекторы фонда не могут быть допущены на предприятие без удостоверения, а также если они не значатся в решении о проведении проверки.

Изымать бумаги или компьютерную технику контролеры фондов не вправе. В отличие от налоговиков, они не могут привлекать полицию, а также требовать документы у контрагентов страхователя. Проводить опросы работников (например, о суммах зарплаты) фондам тоже запрещено.

По письменному уведомлению для дачи показаний может быть вызван только сам страхователь (если это индивидуальный предприниматель) или его официальный представитель (скажем, директор компании). Об этом говорится в пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ.

Если ревизоры превысят свои полномочия, то результат проверки можно будет оспорить.

По общему правилу, ревизия должна проводиться на территории плательщика страховых взносов. Но если он не в состоянии предоставить для этого помещение, проверка может проводиться и по месту нахождения территориального отделения ПФР.

Расплата за ошибку

Чем может закончится проверка ПФР? Какие санкции за несоблюдение законодательства могут применить к компании сотрудники фонда? За непредставление в установленный срок расчета по отчислениям организации грозит штраф в размере 5 процентов от суммы взносов, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления документа, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). После 180 дней просрочки предоставления расчета, компании придется заплатить 10 процентов от суммы взносов за каждый следующий месяц, но не менее 1000 руб. (п. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

Непреднамеренное занижение базы для начисления взносов карается штрафом в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Если деяние совершено умышленно, штраф составит уже 40 процентов (п. 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). При этом не отменяется необходимость перечислить сокрытые от государства средства.

По итогам

В последний день выездной проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ревизии по форме 12-ПФР к приказу № 957п в двух экземплярах, один из которых вручается страхователю, а второй – приобщается к материалам контрольного мероприятия.

В течение двух месяцев после этого ими подготавливается акт по форме 17-ПФР к приказу № 957п также в двух экземплярах. Требования к составлению данного документа приведены в Приложении № 28 к приказу № 957п. В случае отказа представителей компании подписать этот документ, в нем делается соответствующая запись.

Акт должен быть вручен под расписку плательщику страховых взносов в течение 5 рабочих дней с момента подписания, и если страхователь всячески уклоняется от получения бумаги, она отправляется в компанию почтой. В этом случае документ будет считаться полученным на 6-й рабочий день с момента отправки.

Поэтому юристы не советуют скрываться от ревизоров. Если руководство компании считает результаты проверки неверными, представить свои возражения и документы, подтверждающие их обоснованность, можно в течение 15 дней с момента получения акта (п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Руководство ПФР не вправе уклониться от рассмотрения претензий, в противном случае компании не составит большого труда оспорить результаты контрольного мероприятия.

Юлия Мешкова, генеральный директор юридического бюро «Виртус-Лекс»

05 Апреля 2012, 12:00

Источник: http://www.raschet.ru/articles/6/5856/text/

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году

Выездные проверки ПФР: утверждены постоянные правила

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС.

Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р

Выездные проверки ПФР: утверждены постоянные правила

В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

2. Признать распоряжение Правления ПФР от 11 мая 2010 года N 127р “Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов” утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Мануйлову Т.Н. и заместителя Председателя Правления ПФР Колесника А.П.

ПредседательПравления ПФРА.Дроздов

Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫраспоряжением Правления ПФРот 3 февраля 2011 года N 34р

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по проведению и оформлению результатов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Цель выездной проверки – осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, территориальные фонды ОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах. Факты нарушений законодательства, выявленные в ходе выездной проверки, должны быть документально подтверждены.

Настоящие Методические рекомендации рассматривают вопросы планирования и проведения выездных проверок только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Действие Методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010.

II. Планирование выездных проверок

2.1. Порядок планирования проверок

Условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.

Целями планирования являются:

– отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;

– обеспечение своевременности проведения плановых проверок;

– обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.

Планирование выездных проверок является подготовительным этапом проведения выездных проверок и состоит в определении:

– перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;

– сроков их проведения;

– периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

– кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Основными этапами процесса планирования являются следующие процедуры, представляющие собой:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.

На стадии планирования выездных проверок рекомендуется провести полный анализ проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

2.2. Составление плана-графика

2.2.1.

На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов, формируется ежегодный план-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.

2.2.2.

Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации (части 3 и 12 статьи 35 Закона N 212-ФЗ).

В случае включения в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов, имеющих обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), специалисту территориального органа ПФР до 25 декабря рекомендуется сообщать в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения о необходимости включения его в план-график.

2.2.3.

В плане-графике рекомендуется отражать:

– наименование плательщика страховых взносов;

– регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР;

– идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН);

– код причины постановки на учет (далее – КПП);

– месяц начала проверки;

– проверяемый период;

– основания (критерии) для включения плательщика в план-график;

– ответственное за проведение выездной проверки подразделение территориального органа ПФР.

2.2.4. Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902278851

Выездные проверки ПФР и ФСС — Эльба

Выездные проверки ПФР: утверждены постоянные правила

Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.

Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов.

Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется.

Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.

Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.

Внеплановую проверку могут провести, если:

  • в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
  • организация ликвидируется или реорганизуется;
  • организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:

  1. несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;

  2. у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);

  3. отчетность не предоставлялась в срок;

  4. организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;

  5. применение льгот на уплату страховых взносов;

  6. задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;

  7. суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;

  8. неоднократное предоставление корректировок;

  9. налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».

Что готовить и чего ожидать?

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Решений должно быть два:

  • первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
  • второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).

Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов.

Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их.

Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Результаты проверки

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу.

Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов.

Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.

Статья актуальна на 08.03.2016

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/143

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: