Выездные проверки ПФР: о чем нужно знать заранее?

Проверки ПФР

Выездные проверки ПФР: о чем нужно знать заранее?

С начала 2012 года компаниям следует очень внимательно отнестись к исчислению страховых взносов. Изменение тарифов провоцирует специалистов Пенсионного фонда контролировать правильность применения новых норм.

Естественно, ревизоры не способны обойти все организации. В план проверок попадут те компании, деятельность которых вызовет сомнение у сотрудников ПФР.

Попытаемся узнать, на какие критерии опираются специалисты фонда при включении фирмы в график контрольных мероприятий.

Зона риска

Специалисты ПФР формируют план выездных контрольных мероприятий на основе документов, которые имеет в своем распоряжении Пенсионный фонд. Перед тем, как включить компанию в график проверок на следующий год, сотрудники ведомства проводят следующие исследования:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков их представления, уменьшение платежей при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, наличие значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, резкое изменение численности работающих в организации людей в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности по страховым взносам;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Если в процессе этой работы ревизоры сталкиваются с противоречиями, ошибками, механизмами расчета взносов, которые кажутся им подозрительными, сотрудники ПФР включают компанию в план проверок. Какие же нюансы кадровой политики организации контролеры считают признаком того, что в фирме имеется факт занижения страховых взносов. Специалисты обращают внимание на работу предприятия:

  1. Если налогоплательщик относится к категории крупнейших.

  2. Компания несвоевременно представляет индивидуальные сведения.

  3. Фирма осуществляет значительные выплаты сотрудникам, которые не облагаются страховыми взносами.

  4. Организация применяет пониженные тарифы страховых взносов, в том числе наряду с общим.

  5. Предприятие имеет несоответствие в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (а также не предоставляет пояснений).

  6. Юридическое лицо демонстрирует задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

  7. Компания уменьшает сумму начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников.

  8. Организация неоднократно вносит изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

  9. По сведениям ФНС, предприятие замечено в применении схем минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Более всего ревизоры заинтересованы в выявлении схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Эти нарушения наносят самый большой урон бюджету. Также контролеры обращают внимание на применение фирмой пониженных тарифов. Поэтому следует заранее проверить и подготовить документы, которые подтверждают основания для применения льготных условий уплаты взносов.

Контролеры относятся с недоверием к платежам, которые перечисляет фирма индивидуальным предпринимателям. В этом случае проверяющие будут искать доказательства выведения из штата сотрудников, чтобы не платить за них страховые взносы.

Если подозрительные признаки у предприятия появляются в течение года, специалисты ПФР могут назначить внеплановую проверку, чтобы как можно быстрее пресечь нарушение закона.

Внезапный визит

Ревизоры могут появиться на пороге компании совершенно внезапно. ФЗ № 212 не содержит положений, обязывающих органы контроля над уплатой страховых взносов каким-либо образом заранее уведомлять плательщиков о планируемом контрольном мероприятии.

В отличие от планов проверок других ведомств, ПФР держит свой график закрытым, поэтому познакомится с ним в сети не удастся. На каждый год ревизоры из внебюджетных фондов должны составлять графики проверок до 25 декабря предыдущего года.

Однако нет документа, который бы обязывал ПФР размещать план в открытом доступе.

Ревизоры заинтересованы в раскрытии схем минимизации страховых взносов и поиске зарплаты «в конвертах». Поэтому любое несоответствие показателей в отчетности навлечет на компанию проверку.

В рамках выездного контрольного мероприятия ревизоры имеют право запрашивать документы, относящиеся к трехлетнему периоду деятельности предприятия, предшествующему календарному году, в котором вынесено решение о проверке. Это общая норма.

Однако есть нюанс, поскольку страховые взносы введены Законом № 212-ФЗ с 2010 года, контролеры не могут требовать документы за годы, предшествующие принятию этого документа. Представить бумаги нужно в течение 10 дней со дня вручения требования об их предъявлении.

В ходе проверки сотрудникам ПФР должны быть представлены сведения об оплате труда, учредительные документы, а также расчеты страховых взносов по формам РСВ-1 ПФР. Перечень документов, которые могут запросить проверяющие, Законом № 212-ФЗ не ограничен. Единственное исключение, в части 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.

№ 167-ФЗ сказано: Пенсионному фонду РФ в ходе проверок запрещено требовать и получать у плательщиков страховых взносов сведения, составляющие коммерческую тайну. Однако, для того чтобы инспекторы действовали единообразно в рамках своих новых полномочий, ПФР разработал методические рекомендации по организации проведения выездных проверок.

Приложение № 1 распоряжения Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов» содержит исчерпывающий список документов, которые имеют право запрашивать контролеры в ходе проверок.

Нередко начало проверки сотрудниками ПФР обусловлено указанием налоговой службы на определенные нарушения организации. Бухгалтеру следует знать, что несмотря на прямое участие ФНС в деле, запрашивать документы, относящиеся к налоговой отчетности, сотрудники ПФР не могут.

Однако, прежде чем отказывать ревизорам в предоставлении бумаг, стоит предложить им решить ситуацию «мирным» путем. Сейчас у контролеров есть легкий способ получить сведения о компании, если они считают их наличие необходимым.

Информация может быть запрошена сотрудниками ПФР напрямую у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом.

Что касается периодов и сроков проведения проверки, то в большинстве случаев контролеры присутствуют в организации неделю, после чего с документами переходят на свою территорию для написания акта проверки. По закону контрольное мероприятие должно проводиться не более двух месяцев, или месяца, если проверяют только обособленное подразделение.

Запрещенный прием

Не только ПФР может контролировать деятельность организации, но и сотрудники компании в праве проследить, соблюдают ли ревизоры закон во время проведения выездной проверки.

Так плановые выездные проверки Пенсионный фонд и Фонд социального страхования обязаны проводить только вместе. «Одиночные» мероприятия незаконны.

Однако внеплановые контрольные мероприятия могут проводиться этими ведомствами независимо друг от друга (письмо ПФР от 4 марта 2011 г. № ТМ-30-25/2106).

Перед началом проверки фонды выставляют решение о проведении мероприятия и требование о представлении документов. При этом, хоть проверка и проводится совместно, каждое из ведомств изучает только те расчеты, которые ему подконтрольны.

То есть ревизоры должны представить руководителю организации два решения и два требования от сотрудников ФСС и ПФР соответственно. Формы этих документов утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 957н.

Как и налоговики, инспекторы фонда не могут быть допущены на предприятие без удостоверения, а также если они не значатся в решении о проведении проверки.

Изымать бумаги или компьютерную технику контролеры фондов не вправе. В отличие от налоговиков, они не могут привлекать полицию, а также требовать документы у контрагентов страхователя. Проводить опросы работников (например, о суммах зарплаты) фондам тоже запрещено.

По письменному уведомлению для дачи показаний может быть вызван только сам страхователь (если это индивидуальный предприниматель) или его официальный представитель (скажем, директор компании). Об этом говорится в пункте 3 части 1 статьи 29 Закона № 212-ФЗ.

Если ревизоры превысят свои полномочия, то результат проверки можно будет оспорить.

По общему правилу, ревизия должна проводиться на территории плательщика страховых взносов. Но если он не в состоянии предоставить для этого помещение, проверка может проводиться и по месту нахождения территориального отделения ПФР.

Расплата за ошибку

Чем может закончится проверка ПФР? Какие санкции за несоблюдение законодательства могут применить к компании сотрудники фонда? За непредставление в установленный срок расчета по отчислениям организации грозит штраф в размере 5 процентов от суммы взносов, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления документа, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ). После 180 дней просрочки предоставления расчета, компании придется заплатить 10 процентов от суммы взносов за каждый следующий месяц, но не менее 1000 руб. (п. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

Непреднамеренное занижение базы для начисления взносов карается штрафом в размере 20 процентов от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Если деяние совершено умышленно, штраф составит уже 40 процентов (п. 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). При этом не отменяется необходимость перечислить сокрытые от государства средства.

По итогам

В последний день выездной проверки инспекторы должны составить справку о проведенной ревизии по форме 12-ПФР к приказу № 957п в двух экземплярах, один из которых вручается страхователю, а второй – приобщается к материалам контрольного мероприятия.

В течение двух месяцев после этого ими подготавливается акт по форме 17-ПФР к приказу № 957п также в двух экземплярах. Требования к составлению данного документа приведены в Приложении № 28 к приказу № 957п. В случае отказа представителей компании подписать этот документ, в нем делается соответствующая запись.

Акт должен быть вручен под расписку плательщику страховых взносов в течение 5 рабочих дней с момента подписания, и если страхователь всячески уклоняется от получения бумаги, она отправляется в компанию почтой. В этом случае документ будет считаться полученным на 6-й рабочий день с момента отправки.

Поэтому юристы не советуют скрываться от ревизоров. Если руководство компании считает результаты проверки неверными, представить свои возражения и документы, подтверждающие их обоснованность, можно в течение 15 дней с момента получения акта (п. 5 ст. 38 Закона № 212-ФЗ).

Руководство ПФР не вправе уклониться от рассмотрения претензий, в противном случае компании не составит большого труда оспорить результаты контрольного мероприятия.

Юлия Мешкова, генеральный директор юридического бюро «Виртус-Лекс»

05 Апреля 2012, 12:00

Источник: http://www.raschet.ru/articles/5401/5856/

Выездные проверки ПФР и ФСС — Эльба

Выездные проверки ПФР: о чем нужно знать заранее?

Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.

Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов.

Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется.

Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.

Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.

Внеплановую проверку могут провести, если:

  • в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
  • организация ликвидируется или реорганизуется;
  • организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:

  1. несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;

  2. у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);

  3. отчетность не предоставлялась в срок;

  4. организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;

  5. применение льгот на уплату страховых взносов;

  6. задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;

  7. суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;

  8. неоднократное предоставление корректировок;

  9. налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».

Что готовить и чего ожидать?

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Решений должно быть два:

  • первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
  • второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).

Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов.

Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их.

Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Результаты проверки

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу.

Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов.

Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.

Статья актуальна на 08.03.2016

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/143

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Выездные проверки ПФР: о чем нужно знать заранее?

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться

Источник: https://www.yclients.com/blog/nalogovye-proverki-kak-izbezhat-i-chto-delat/

Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать

Выездные проверки ПФР: о чем нужно знать заранее?

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички.

Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках.

Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций).

Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года.

Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ).

Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу.

Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов.

Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов».

Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ.

В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты.

Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)
Приказы об учетной политике
Расчет по форме РСВ-1 ПФР
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации
Списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг
Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных
Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно — сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.
Первичные документы по учету кадров (унифицированные формы № Т-1, Т-2, Т-3, Т-5, Т-5а, Т-6, Т-6а, Т-8, Т-8а, Т-11, Т-12, Т-13, Т-49, Т-51, Т-53, Т-54 и пр.)
Кассовая документация (приказ о назначении кассира, журнал регистрации ПКО и РКО, кассовая книга, отчет кассира, приходные и расходные кассовые ордеры, договор с центром техобслуживания ККТ, журнал кассира -операциониста, справки-отчеты кассира -операциониста, X-отчеты, Z-отчеты)
Банковские документы (выписки, платежные поручения и пр.)
Расчетные документы (счета и пр.)
Трудовые книжки работников
Договоры гражданско-правового характера
Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)
Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)
Унифицированная форма государственного статнаблюдения № П-4
Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ)

* Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.07 № ММ-3-06/308@.
** Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2011/5/4741

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: