Выездная проверка от ПФР

Содержание
  1. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р
  2. Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов
  3. I. Общие положения
  4. II. Планирование выездных проверок
  5. Выездные проверки ПФР и ФСС — Эльба
  6. Кто рискует попасть в «чёрный список»?
  7. Что готовить и чего ожидать?
  8. Документы
  9. Результаты проверки
  10. Совет
  11. Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году
  12. Что проверяет ФСС
  13. Что проверяет ПФР
  14. Кто в зоне риска
  15. Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать
  16. Кого включат в план проверок
  17. Как проверят облагаемую базу
  18. Где будут искать сокрытые взносы
  19. Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций
  20. Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы
  21. Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р

Выездная проверка от ПФР

В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

2. Признать распоряжение Правления ПФР от 11 мая 2010 года N 127р “Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов” утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Мануйлову Т.Н. и заместителя Председателя Правления ПФР Колесника А.П.

ПредседательПравления ПФРА.Дроздов

Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫраспоряжением Правления ПФРот 3 февраля 2011 года N 34р

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по проведению и оформлению результатов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Цель выездной проверки – осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, территориальные фонды ОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах. Факты нарушений законодательства, выявленные в ходе выездной проверки, должны быть документально подтверждены.

Настоящие Методические рекомендации рассматривают вопросы планирования и проведения выездных проверок только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Действие Методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010.

II. Планирование выездных проверок

2.1. Порядок планирования проверок

Условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.

Целями планирования являются:

– отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;

– обеспечение своевременности проведения плановых проверок;

– обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.

Планирование выездных проверок является подготовительным этапом проведения выездных проверок и состоит в определении:

– перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;

– сроков их проведения;

– периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

– кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Основными этапами процесса планирования являются следующие процедуры, представляющие собой:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.

На стадии планирования выездных проверок рекомендуется провести полный анализ проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

2.2. Составление плана-графика

2.2.1.

На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов, формируется ежегодный план-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.

2.2.2.

Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации (части 3 и 12 статьи 35 Закона N 212-ФЗ).

В случае включения в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов, имеющих обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), специалисту территориального органа ПФР до 25 декабря рекомендуется сообщать в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения о необходимости включения его в план-график.

2.2.3.

В плане-графике рекомендуется отражать:

– наименование плательщика страховых взносов;

– регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР;

– идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН);

– код причины постановки на учет (далее – КПП);

– месяц начала проверки;

– проверяемый период;

– основания (критерии) для включения плательщика в план-график;

– ответственное за проведение выездной проверки подразделение территориального органа ПФР.

2.2.4. Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902278851

Выездные проверки ПФР и ФСС — Эльба

Выездная проверка от ПФР

Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.

Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов.

Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется.

Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.

Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.

Внеплановую проверку могут провести, если:

  • в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
  • организация ликвидируется или реорганизуется;
  • организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.

Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.

Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).

Кто рискует попасть в «чёрный список»?

В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:

  1. несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;

  2. у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);

  3. отчетность не предоставлялась в срок;

  4. организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;

  5. применение льгот на уплату страховых взносов;

  6. задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;

  7. суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;

  8. неоднократное предоставление корректировок;

  9. налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.

Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».

Что готовить и чего ожидать?

Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.

Решений должно быть два:

  • первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
  • второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).

Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.

Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.

Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.

ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.

Документы

Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов.

Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их.

Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.

За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.

Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:

  • устав, учредительный договор, лицензии;
  • банковские и кассовые документы;
  • трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
  • первичные документы бухучета, учетную политику;
  • кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
  • документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).

Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.

Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.

Результаты проверки

В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.

Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.

Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.

Совет

Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу.

Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов.

Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.

Статья актуальна на 08.03.2016

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/143

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году

Выездная проверка от ПФР

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС.

Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать

Выездная проверка от ПФР

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички.

Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках.

Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций).

Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года.

Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ).

Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу.

Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов.

Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов».

Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ.

В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты.

Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)
Приказы об учетной политике
Расчет по форме РСВ-1 ПФР
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации
Списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг
Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных
Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно — сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.
Первичные документы по учету кадров (унифицированные формы № Т-1, Т-2, Т-3, Т-5, Т-5а, Т-6, Т-6а, Т-8, Т-8а, Т-11, Т-12, Т-13, Т-49, Т-51, Т-53, Т-54 и пр.)
Кассовая документация (приказ о назначении кассира, журнал регистрации ПКО и РКО, кассовая книга, отчет кассира, приходные и расходные кассовые ордеры, договор с центром техобслуживания ККТ, журнал кассира -операциониста, справки-отчеты кассира -операциониста, X-отчеты, Z-отчеты)
Банковские документы (выписки, платежные поручения и пр.)
Расчетные документы (счета и пр.)
Трудовые книжки работников
Договоры гражданско-правового характера
Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)
Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)
Унифицированная форма государственного статнаблюдения № П-4
Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ)

* Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.07 № ММ-3-06/308@.
** Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2011/5/4741

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: