Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

Содержание
  1. Суот – что это такое
  2. Суот – что это такое?
  3. Задачи системы управления охраны труда
  4. Функции
  5. Этапы внедрения СУОТ
  6. Новый образец “СУОТ на предприятии”
  7. Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?
  8. Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?
  9. Как выглядит СУОТ для малых предприятий? • ЦПР
  10. Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий
  11. Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий
  12. Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий
  13. Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?
  14. Приказ № 438н: как построить систему управления охраной труда на предприятии
  15. Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда
  16. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда
  17. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
  18. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
  19. Управление документами СУОТ
  20. Проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда
  21. Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  22. Предпосылки внедрения новых форм и методов управления охраной труда
  23. Вопрос первый: почему не действуют или действуют нерезультативно существующие СУОТ?
  24. Второй вопрос: в чем заключаются недостатки традиционной модели управления и почему нужна новая система управления?
  25. Охрана труда на малом предприятии
  26. Организация охраны труда для малого предприятия
  27. Мероприятия по охране труда для малых предприятий перед запуском работ
  28. Мероприятия по охране труда для малых предприятий в процессе работы

Суот – что это такое

Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве статья 212. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

Кому и зачем нужна система управления охраной труда, смотрите выше в видео!

Суот – что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец “СУОТ на предприятии”

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Типовое Положение о СУОТ от 19.08.2016 438н

Образец Положения о СУОТ

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Источник: https://trudtk.ru/ohrana-uslovij-truda/suot-chto-jeto-takoe/

Как выглядит СУОТ для малых предприятий? • ЦПР

Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

Поздравляем, Вы уже одолели сомнения о необходимости разработки системы управления охраной труда и перешли к активным действиям. Несмотря на то, что Ваша организация ещё не так велика, сложность составления системы всё же присутствует. О том, как выглядит СУОТ для малых предприятий и чем она отличается от других, и пойдёт речь в этой статье.

Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий

Рекомендуемая структура системы управления охраной труда приведена в Типовом положении о СУОТ, утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438Н. К слову, мы не раз его комментировали здесь и здесь.

Но вот стоит ли слепо ориентироваться на предложенную структуру и составлять положения и процедуры для тех мероприятий по охране труда, которые не требуются для Вашей организации? Очевидно, нет.

В таком случае наша задача — найти компромисс между требованиями законодательства и производственной реальностью.

В самом Типовом положении указывается, что:

«…Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей.»

Однако на этом уточнения заканчиваются — что это за упрощённый вид, Минтруд не разъясняет. Для прояснения ситуации обратимся к ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Система управления охраной труда на малых предприятиях». Попытаемся при его помощи понять, что из себя представляет СУОТ для малых предприятий.

Однако и здесь мы видим, что главное отличие заключается в сложности процедур и детализации положений:

«…Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).»

Как мы видим, СУОТ для малых предприятий отличается от других глубиной проработки. Иными словами, полноценная (не упрощённая СУОТ) не будет неуместной для малых организаций. Вот только часть положений и процедур попросту не пригодится в деятельности Вашей организации. Стоит ли на них тратить свои силы и время?

Ну а если Вы только ещё подумываете, чтобы открыть своё собственное дело, то начать Вам нужно с регистрации ООО под ключ. Поверьте, обращение к профессионалам сэкономит Вам достойное количество времени и сил как на моменте подачи документов, так и в течение экономической деятельности Вашей будущей организации.

Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий

Давайте разберёмся, какие из процедур и положений нельзя исключить из СУОТ для малых предприятий ни в коем случае:

  1. Положение о системе управления охраной труда. Являясь центральным элементом СУОТ, положение связывает все части системы в слаженно работающий механизм.
  2. Политика работодателя в области охраны труда, включающая цели и задачи охраны труда играет стратегически важную роль в системе вне зависимости от размеров предприятия.
  3. Подготовка работников по охране труда. Неважно, большое или малое у Вас предприятие, согласно ст. 225 ТК РФ, «…все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
  4. Управление профессиональными рисками. Как правило, риск присутствует на каждом рабочем месте, будь это сварщик или офис-менеджер. Грамотное управление профессиональными рисками поспособствует их снижению. Поэтому данную процедуру мы рекомендуем включить в состав СУОТ для малых предприятий.
  5. Информирование работников об условиях труда. Наличие данной процедуры отвечает требованиям трудового законодательства о предоставлении работников исчерпывающей информации об условиях труда на их рабочих местах. Разработка данной процедуры так же не обусловлена размером организации.
  6. Планирование мероприятий по реализации процедур системы. Как мы с Вами разобрались раньше, для малых предприятий так же существуют обязательные мероприятия по охране труда. Это значит, их следует планировать, и данная процедура призвана описать порядок этого планирования.
  7. Реагирование на аварии и несчастные случаи. К сожалению, не всех профессиональных рисков удаётся избежать. При наступлении несчастного случая всегда следует предпринять правильные и слаженные действия вне зависимости от размеров предприятия, чтобы избежать нежелательных последствий.
  8. Контроль функционирования системы, планирование её улучшений и управление её документами. Система, как живой организм, требует регулярного развития и актуализации. С этой целью даже на малом предприятии следует определить, как часто будет проводиться её проверка на соответствие стандартам (и будет ли вообще), как часто будет актуализироваться нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, и каким образом будут фиксироваться изменения в системе.

  Удаленная работа (Трудовой кодекс). Так что же это?

Таким образом, если Ваша организация не предполагает в своей деятельности вредных и (или) опасных производств, а в штате не числятся работники специфических профессий, то, скорее всего, Вы сможете обойтись структурой СУОТ для малых предприятий, описанной выше. Однако перед тем, как принимать решения, ещё раз проанализируйте специфику деятельности Вашей организации.

Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий

В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур СУОТ для малых предприятий.

  1. Организация и проведение оценки условий труда. Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных.
  2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда. В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике).
  3. Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников. Медицинские осмотры проводятся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны.
  4. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты. Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру.
  5. Обеспечение работников молоком. Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру.
  6. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха. Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка.
  7. Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ. С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.

  Охрана труда грузоперевозки. Что в ней особенного?

Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?

Сертификация СУОТ подразумевает определение соответствия системы управления охраной труда международному стандарту OHSAS 18001.

Данный вид сертификации является добровольным и приносит ощутимое конкурентное преимущество в тендерной борьбе, привлечении клиентов и партнёров.

Со стороны трудового законодательства требований к сертификации СУОТ нет, а процедура остаётся добровольной, так что степень её необходимости определяется в каждом случае индивидуально.

Подведём итог. Теперь Вы знаете, чем отличается СУОТ для малых предприятий и готовы взяться предметно за работу. Начните свою разработку с Положения о системе управления охраной труда, оставьте в нём только самое необходимое. А если у Вас возникнут какие либо вопросы, помните: мы всегда рядом, на расстоянии одного телефонного звонка.

Источник: https://pgc-expert.ru/suot-dlja-malyh-predprijatij/

Приказ № 438н: как построить систему управления охраной труда на предприятии

Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

Приказы, Федеральные Законы и другие нормативно-правовые документы являются основой в любой отрасли. Они регулируют взаимоотношения, диктуют нормы и правила и наконец, по ним можно многому научиться. Главное—уметь понимать их и выделять основные тезисы, а еще следить за постоянным обновлением!

В данной статье рассмотрим Приказ Минтруда № 438н от 19.10.2016 г. «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда», а также разберем по каким методикам инспекторы проводят проверки в области системы управления охраной труда.

Типовое положение, утвержденное Приказом 438н разработано в помощь работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (СУОТ).

Политика в сфере охраны труда и организация работ по охране труда

Согласно II Разделу Приказа, прежде, всего работодателю необходимо составить Политику в сфере охраны труда, где он заявляет о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Работодателю необходимо провести предварительный анализ состояния охраны труда и обсудить совместно с работниками.

Следующий шаг—правильное распределение обязанностей. Организация работ по охране труда возлагается на руководителей структурных единиц предприятия, службу или специалиста по охране труда. А уровни управления зависят от специфики организации и численности работников. Примерный перечень устанавливаемых обязанностей в сфере охраны труда согласно пунктам 22-25 Положения приведен в виде схемы:

Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда

Чтобы достигнуть цели, обозначенные в Политике работодателя в сфере охраны труда нужно определиться с мероприятиями (в Требованиях—процедуры). Например, профессиональная компетентность работников в сфере охраны труда, ее проверка, обучение.

Для этого работодателю необходимо определить требуемый уровень знаний в области охраны труда (для каждой должности!), установить порядок проведения проверки знаний и состав комиссии, перечень вопросов и порядок проведения инструктажей, назначить ответственное лицо за их проведение.

Исчерпывающий перечень процедур приведен в схеме ниже:

Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

С процедурами разобрались. Теперь нужно правильно их организовать, то есть составить План мероприятий по реализации процедур. В нем нужно отразить результаты по выявлению опасностей и анализу условий труда, перечень мероприятий, которые будут проводится при реализации процедур, ожидаемый результат и сроки реализации, указать ответственных лиц и источник финансирования.

Итак, с организацией мероприятий Вы справились. Далее необходимо следить, как процедуры воплощаются в жизнь.

Причем, мониторинг должен проводиться по всем направлениям: начиная с оценки соответствия условий труда требованиям и заканчивая учетом аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

А чтобы отслеживать прогресс и совершенствовать систему управления было быстрее и удобнее можно ввести ступенчатые формы контроля.

Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

Понятно, что полностью обезопасить работников невозможно, будут и несчастные случаи, и аварии, и профзаболевания. Необходимо провести выявление потенциально возможных аварий, несчастных случаев и подготовить работников для исполнения мер по их ликвидации и предупреждению, определить порядок действий при их возникновении.

Составить порядок расследования несчастных случаев на предприятии, аварий и профзаболеваний. Обеспечить работников внутриобъектовыми средствами связи, гарантировать возможность немедленно остановить работу и безопасно покинуть место работ в случае аварии.

Важно информировать компетентные органы и службы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и аварий, поддерживать связь.

Управление документами СУОТ

Работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ. Ответственных за разработку и утверждение документов СУОТ определяет работодатель.

В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяются контрольно-учетные документы СУОТ включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

Проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда

Другая важная сторона организации управления охраной труда на предприятии это проверки со стороны Государственной инспекции труда.

Согласно Методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, отраженном в Приказе Роструда от 21.03.

2019 N 77 проверка организуется на основе последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих СУОТ, то есть согласно Блок-схемы приведенной ниже. Последовательно проверяются Блоки А, Б и В.

Проведение внеплановой проверки у работодателя разделяют на 2 части:

1-я часть — проверка документов СУОТ;

2-я часть — проверка рабочих мест.

В рамках проверки документов СУОТ изучают запрошенные локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры), подтверждающие соответствие созданной у него СУОТ требованиям Типового положения и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В основном, запрашиваются следующие документы:

Для Блока А:

  • Приказ работодателя об утверждении Положения о системе управления охраной труда;
  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Документы и записи, подтверждающие проведение работодателем анализа состояния охраны труда;
  • Политика в области охраны труда, содержащая цели в области охраны труда.
  • Положение о ступенчатом контроле;
  • Журналы состояния условий труда первой — второй ступени контроля;
  • Акты по результатам проведения контрольных мероприятий (в том числе внутренних аудитов);
  • Планы и программы проведения контрольных мероприятий (включая внутренние аудиты).
  • План мероприятий по улучшению функционирования СУОТ.
  • Документ, которым утвержден порядок выявления потенциально возможных аварий;
  • Документ, которым утвержден порядок действий в случае их возникновения;
  • Документ, которым утвержден порядок проведения планового анализа действий работников в ходе тренировок, предусматривающий возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля;
  • Документ, которым утвержден порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных;
  • Документы, акты реагирования на аварии, инциденты и несчастные случаи;
  • Планы проведения учений, тренировок и тому подобное по реагированию на аварии и чрезвычайные происшествия.

Для Блока Б:

  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • Документ (распоряжение, приказ), утвердивший комиссию по специальной оценке условий труда;
  • Документы, подтверждающие ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда под роспись (карты специальной оценки условий труда, листы ознакомления работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах).
  • Перечень (реестр) опасностей;
  • Документ (раздел Положения о СУОТ работодателя), описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;
  • Документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;
  • Документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Для Блока В:

  • Программа вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте утвержденные работодателем;
  • Приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа;
  • Журнал проведения вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте
  • Программа обучения работников оказанию первой помощи при несчастных случаях и инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях
  • Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
  • График проведения проверки знаний требований охраны труда работников организации;
  • Приказы об организации проведения стажировки на рабочем месте;
  • Приказ о создании комиссии работодателя по проверке знаний требовании охраны труда (при наличии), протоколы результатов проверки знаний.
  • Удостоверения о прохождении проверки знаний требований охраны труда со сроком выдачи не более трех лет, содержащие актуальную информацию о наименовании организации-работодателя и занимаемой должности владельца удостоверения;

В рамках проверки рабочих мест оценивается соответствие данных рабочих мест, оборудования, транспортных средств, территорий, зданий, сооружений, производственных и технологических процессов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также практическая реализация процедур СУОТ.

Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Если вдруг инспектор выявил нарушение на предприятии он имеет право применить следующие виды реагирования:

—Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Предписание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается работодателю или его уполномоченному представителю под расписку вместе с актом проверки. В предписании указывается срок, до которого его нужно исполнить.

—Привлечение к административной ответственности.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ,  Очевидно, что нарушения в части невыполнения требований Типового положения, отсутствия каких-либо элементов СУОТ, локальных нормативных актов работодателя, а также неисполнение локальных нормативных актов работодателя по СУОТ являются нарушениями статьи 212 ТК РФ, за которые предусмотрена ответственность статьей 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильная организация системы управления охраной труда требует большого вложения времени, сил и средств организации, но в конечном итоге безопасность работников и хорошая репутация компании того стоит.

Контроль со стороны руководителя, вовлеченность в процесс создания СУОТ квалифицированных специалистов и следование Рекомендациям поможет организации не оказаться в «Списке недобросовестных работодателей» на сайте Инспекции по труду и повысить производительность и экономические показатели предприятия.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d47e35f520a9b00ae8d871a/prikaz--438n-kak-postroit-sistemu-upravleniia-ohranoi-truda-na-predpriiatii-5dea32757cccba00adf2cf49

Предпосылки внедрения новых форм и методов управления охраной труда

Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

В числе категорий, которые характеризуют предприятие, обычно называют экономические и технологические показатели.

Однако, они занимают ведущее положение лишь в том случае, если соблюдено основное условие – при осуществлении производственной и трудовой деятельности на предприятии обеспечивается безопасность процессов и человека.

В то же время, несмотря на те меры, которые предпринимаются на государственном, отраслевом и производственном уровнях в области охраны труда (обеспечения профессиональной безопасности), уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, продолжает оставаться достаточно высоким.

Это обусловлено наличием ряда проблем. Они существуют и со временем не становятся менее острыми. Это свидетельствует о том, что старые, традиционные методы и формы работы, установившиеся стереотипы управления не дают желаемого эффекта. А новые на производственном уровне внедряются крайне медленно.

Это связано с тем, что во многом не учитывают требования международных стандартов управления, современные тенденции и практику управления, сложившуюся во многих зарубежных компаниях и на некоторых передовых отечественных предприятиях.

На базовом уровне (предприятие), по выражению одного из специалистов продолжает существовать «реальная система с конфликтами, демотивированностью, поиском виновных и наказанием непричастных».

Поэтому изменения, которые уже произошли в охране труда и будут происходить в дальнейшем, требуют совершенствования системы управления и всех составляющих, связанных с обеспечением профессиональной безопасности человека на всех этапах производственных, трудовых процессов и уровнях управления.

Кроме того, совершенствование (развитие) систем управления охраной труда является необходимым условием и составляющей практически всех современных моделей управления гигиеной и безопасностью труда (аналог охраны труда).

Задача состоит в том, чтобы вывести систему управления охраной труда на уровень современных методов на основе принципиально новых концептуальных подходов, наработанного опыта отечественных предприятий, международной практики, прежде всего, на самом важном -производственном уровне, т.е.

там, где формируются условия для безопасного производства работ, где происходят несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварии.

Эти обстоятельства обязывают специалистов искать такие формы и методы регулирования, которые были бы адекватными сложившейся ситуации и, с помощью которых можно было бы, если не исключать случаи травматизма (к сожалению, это практически невозможно), то хотя бы активно влиять на ситуацию и удерживать ОТ в устойчивом управляемом состоянии.

Нельзя не согласиться с такой постановкой. Вопрос – в другом. В чём должны заключаться новые подходы? В чём их отличие от существующих? В чём их достоинства? Это важно знать, приступая к проектированию новых или переработке действующих систем управления (СУ).

Анализ публикаций по этому вопросу известных учёных, специалистов Украины и России, рекомендаций МОТ, действующих международных и национальных стандартов, моделей управления безопасностью и здоровьем, качеством свидетельствует о том, что на этот счёт уже сформировались определённое мнение и тенденции.

Однако, прежде чем ответить на эти и ряд других вопросов, необходимо обозначить круг существующих в охране труда проблем.

К числу наиболее актуальных проблем, не позволяющих решить главную целевую задачу- сохранение жизни и здоровья людей, относятся:

  1. объективное наличие на большинстве рабочих мест условий труда, когда уровень опасных и вредных производственных факторов превышает допускаемые, граничные значения;
  2. недостаточный профессиональный уровень (профессиональное несоответствие) и ответственность некоторых категорий работников;
  3. неадекватная идеология производственного персонала, базирующаяся на ложных мотивационных установках и, связанные с этим, неадекватные (опасные) действия;
  4. неудовлетворительная организация работ и процессов на стадии подготовки производства;
  5. недостаточная результативность функционирования систем управления охраной труда и систем надзора за производством работ;
  6. пассивное отношение к охране труда собственников, руководителей подразделений, производственных участков, бригад;
  7. отсутствие механизма мотивации (стимулирования), разумно сочетающего в себе бизнес-интересы, экономическую успешность и высокую безопасность персонала;
  8. дефицит финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на цели охраны труда;
  9. и др.

В числе причин и факторов, обуславливающих проблемы охраны труда, в Концепции общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2006-2011 гг., утвержденной Распоряжением КМУ от 11.05.

06 №269-Р, названы несовершенство (добавим – и связанная с этим недостаточная результативность функционирования) систем управления охраной труда на производственном уровне, неудовлетворительное состояние машин, механизмов, оборудования и ряд других.

Все это влечет за собой необходимость формирования принципиально нового подхода к решению вопросов обеспечения профессиональной и промышленной безопасности.

Уже только это обуславливает необходимость поиска и внедрения более эффективных подходов, отвечающих реалиям времени. Но дело не только в этом. Необходимость поиска путей совершенствования ОТ связана также с рядом других причин.

На смену старым приходят новые принципы и подходы к решению проблем обеспечения профессиональной безопасности и охраны здоровья, которые базируются на новой трудоохранной идеологии, в основе которой лежат социальные, экономические, психологические и другие мотивационные методы регулирования, анализа и прогнозирования степени производственного риска (управления рисками), наработанная международная практика (международно признанные стандарты и рекомендации), при этом на первый план выдвигаются задачи поиска более эффективных форм управления персоналом, организационных механизмов, мотивирующих собственника вкладывать средства в улучшение условий труда, в обновление техники, совершенствование технологий и т.д.; одновременно расширяются интеграционные процессы.

Поэтому совершенствование механизма управления охраной труда (профессиональной безопасностью и здоровьем) при выполнении трудовых и производственных обязанностей на основе решения существующих проблем, снижения производственных рисков, обобщения и внедрения практического опыта лучших отечественных предприятий и зарубежных компаний, международных стандартов, принятие других адекватных мер является на данном временном этапе весьма актуальной задачей.

Вопрос первый: почему не действуют или действуют нерезультативно существующие СУОТ?

Несмотря на то, что причины этого для разных предприятий различны, можно выделить несколько общих, которые сдерживают их внедрение и результативное функционирование.

Основные из них следующие:

  1. отсутствие на многих предприятиях целостной (завершённой) системы управления.

    Имеющиеся на этот счёт отдельные документы (стандарты, положения) не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не отражают современных тенденций, не учитывают требования рынка в области управления взаимосвязанными процессами в области качества продукции и услуг, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и по этим причинам не формируют таким образом целостную систему управления, организации, исполнения;

  2. уровень и качество нормативной базы предприятий, определяющей механизм функционирования Систем, не соответствует существующей нормативно-правовой базе и современным требованиям в области охраны труда; на многих предприятиях Украины функционируют системы управления, основу которых составляют документы, разработанные в 80-е годы прошлого столетия;
  3. недостаточная роль служб охраны труда, профессиональная и психологическая неготовность её специалистов и персонала предприятий к разработке, восприятию и внедрению более современных систем управления несмотря на многолетнюю предисторию;
  4. недостаточная информированность работников предприятий и эффективность пропаганды в отношении политики, которая проводится на предприятиях в области охраны труда;
  5. отсутствие необходимого контроля за функционированием систем управления (система аудита пока ещё не нашла широкого применения);
  6. отсутствие механизма мотивации (стимулирования), побуждающего разработку и внедрение специалистами современных систем управления и внедрения иных инновационных решений;
  7. недостаточное внимание к охране труда в целом со стороны собственников и руководителей подразделений.
  8. наконец, длительное отсутствие единых рекомендаций на государственном уровне и типовых моделей в отраслях, в соответствии с которыми предприятия могли бы разрабатывать или совершенствовать свои системы уравления, обеспечивая тем самым высокое качество и унифицированный подход к структуре и содержанию СУОТ.

Второй вопрос: в чем заключаются недостатки традиционной модели управления и почему нужна новая система управления?

Традиционные системы управления на предприятиях, как указывалось ранее, базируются на Рекомендациях Госстандарта СССР, утверждённых в 1983 году

Между тем, за время, прошедшее с момента разработки, в стране существенно изменился состав нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда как базовой основы СУОТ; действует уже вторая редакция Закона Украины «Об охране труда», принята Государственная Концепция управления охраной труда (утверждена приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.10.01 №432), введен ряд новых межотраслевых нормативно-правовых актов (НПА).

Принципиально изменилась иерархическая структура СУ: разрушилась действовавшая долгие годы вертикаль управления (государственный уровень, отрасль, предприятие), уже не существует партии и профсоюзов как субъектов управления и др.

Появились совершенно новые принципы, функции, формы и методы управления; к примеру методы мотивационного регулирования – как функция управления персоналом, аудит – как норма закона и функция контроля, метод управления рисками и т.д.

Вместе с тем, в существующих системах на многих предприятиях отсутствует такая важная категория как политика в охране труда, не обозначены необходимость развития систем и структура (количество, наименование, содержание) внутренних стандартов предприятия (организации), формирующих целостную систему управления безопасностью. Нет указаний на связь с международными стандартами управления профессиональной безопасностью и здоровьем, другими сферами деятельности предприятий (охрана окружающей природной среды, эксплуатация объектов повышенной опасности) и др.

По этим причинам традиционные СУ во многом не отвечают современным требованиям и это во многом объясняет неэффективность их функционирования, а также необходимость разработки принципиально новой модели в рамках единой интегрированной Системы управления (ИСУ), основанной на требованиях национальной нормативно-правовой базы, международных стандартах, рекомендациях МОТ, наконец – на практическом опыте.

Третье: почему не внедряются или внедряются крайне медленно современные формы и методы управления ?

Казалось бы, исходя из недостатков существующих систем и современных тенденций, следовало давно приступить к разработке и внедрению новых моделей управления. К сожалению, эта работа проводится недостаточно активно.

В первую очередь, это вызвано отсутствием на предприятиях специалистов, способных квалифицированно, профессионально создать такие системы; во-вторых, длительным отсутствием на этот счёт типовой модели и рекомендаций со стороны государственных и отраслевых органов; наконец, отсутствием желания или в большинстве случаев финансовых средств для того, чтобы привлечь профессиональных специалистов из учебных и научных организаций для разработки такой системы. Коротко это можно выразить так: причины медленного внедрения более совершенных форм и систем управления заключаются в профессиональной и психологической неготовности одних (управленческая категория персонала), профессиональном несоответствии других (категория организаторов) и неадекватной идеологии по отношению к безопасности труда (категория исполнителей).

По этим причинам мы во многом отстаем не только от передовых зарубежных компаний, но и от наших российских коллег.

Вместе с тем, несмотря на внешние обстоятельства, сегодня охрана труда находится на этапе, если не революционных, то, по крайней мере, эволюционных преобразований.

Отдельные предприятия Украины (положительно то, что их становится все больше), сделали достаточно существенный шаг по пути внедрения современных стандартов управления и других новаций в области охраны труда.

Они по своей инициативе внедрили, а некоторые довели до сертификации современные системы управления, исходя из базовых принципов, впервые изложенных в системах менеджмента качества.

В то время как в некоторых странах (например, Франция, Польша) такие системы внедрены на сотнях предприятий.

Между тем, уже сегодня есть специалисты и структуры, которые готовы и могут разработать любую из систем управления (качеством, профессиональной, промышленной или экологической безопасностью) на высоком профессиональном уровне с учётом современных требований. Но не все предприятия могут (по финансовым соображениям) и хотят привлечь этих специалистов для проектирования систем.

Поэтому для таких предприятий и компаний за основу при разработке новых или переработке существующих систем управления могут быть рекомендованы следующие документы:

  1. ДСТУ – П OHSAS 18001:2006 (OHSAS 18001:1999, IDT) Системи управління безпекою та гігієною праці. Вимоги.
  2. ДСТУ – П OHSAS 18002:2006 (OHSAS 18002:2000, IDT) Система управління безпекою та гігієною праці. Основні принципи виконання вимог OHSAS 18001.
  3. OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента гигиены и безопасности труда. Требования.
  4. ДСТУ ГОСТ 12.0.230-2008 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
  5. Рекомендации МОТ СУОТ ILO – OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management system (IDT)».

Источник: http://ohrana-bgd.ru/slujba/slujba4_02.html

Охрана труда на малом предприятии

Возможности совершенствования управления охраной труда на малых предприятиях строительной отрасли

Дополнено 16.04.2019

Вопреки расхожему мнению, гласящему, что риск получить производственную травму на малом предприятии ниже, чем на крупном производстве, сотрудники малого предприятия страдают от производственного травматизма не реже, а порой и чаще. С чем это связано и как организовать мероприятия по охране труда на малом предприятии?

В последнее время статистика Роструда по малым предприятиям показывает неудовлетворительные результаты: уровень производственного травматизма здесь гораздо выше, последствия — тяжелее, а профессиональные заболевания — чаще, чем на крупных предприятиях.

Связано это с тем, что государство осуществляет наиболее строгий контроль за соблюдением мер охраны труда, в первую очередь, на крупных и важных промышленных производствах, в то время, как частные коммерческие организации выпадают из поля зрения надзорных органов.

Ответственность за организацию охраны труда в таких компаниях целиком лежит на работодателе, а работодатели — и это не секрет — любят сэкономить на этой малозначительной, на первый взгляд, детали.

Стоит ли говорить, что в дальнейшем эти нарушения обходятся им куда дороже и неприятнее? Интересоваться охраной труда своих сотрудников работодатели на малых предприятиях зачастую начинают только после того, как произойдет что-то действительно серьезное — травма или несчастный случай.

За ними — штрафы, компенсации, суды с работниками, пристальное внимание Роструда и Ростехнадзора. Что же следует сделать для того, чтобы предотвратить все эти последствия? На нашем сайте Вы можете ознакомиться с краткой памяткой охраны труда на малых предприятиях .

Организация охраны труда для малого предприятия

В первую очередь, даже на малом предприятии должна функционировать служба охраны труда. Правда, относится это не ко всем предприятиям, а только к тем, штат которых превышает 50 человек . Между тем, в соответствии с законодательством, численность сотрудников малых предприятий может составлять:

  • До 100 человек (в строительстве, производстве, транспортной сфере);
  • До 60 человек (в сельскохозяйственной и научно-технической отраслях);
  • До 50 человек (в оптовой торговле);
  • До 30 человек (в розничной торговле и сферах бытового обслуживания).

Организация службы по охране труда подразумевает включение в штат обученного и опытного специалиста по охране труда, осуществляющего контроль за выполнением трудового законодательства с учетом специфики деятельности предприятия.

В том случае, если численность предприятия действительно невелика (ниже 30 человек), функции инженера охраны труда осуществляет сам работодатель : проводит для сотрудников обучение по охране труда, пожарной безопасности и первой помощи, ведение документации (журналов отчетности о прохождении инструктажей и медосмотров и т. д.).

Для того чтобы обучать своих работников, руководитель организации, в свою очередь, обязан пройти обучение по охране труда с получением типового удостоверения .

Есть, впрочем, и другой способ.

Аудит по охране труда позволяет делегировать функции инженера охраны специализирующимся на этом организациям, и для малых предприятий этот выход зачастую становится наилучшим: не нужно тратить время и средства на оборудование рабочего места для ответственного по охране труда и его адаптацию в коллективе — всю документацию и проведение мероприятий возьмут на себя приходящие специалисты и эксперты.

Мероприятия по охране труда для малых предприятий перед запуском работ

Перед тем, как нанимать на работу людей и организовывать бизнес, работодатель или уполномоченный им инженер по охране труда обязан:

  1. создать службу охраны труда, назначить специалиста по охране труда либо оформить договор об аудите со сторонними специалистами или организациями;
  2. пройти обучение и направить на учебу специалистов и работников, связанных с вопросами охраны труда, в специализированные учебные центры охраны труда ;
  3. оформить перечень нормативных правовых актов , содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности;
  4. определить работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, для которых оформляется наряд-допуск или выдаются СИЗ, необходимо специальное обучение или медосмотр;
  5. определить работы с вредными или опасными условиями труда, работа в которых дает право на компенсации;
  6. заключать трудовые договоры с работниками;
  7. разрабатывать инструкции по охране труда для работников.

Мероприятия по охране труда для малых предприятий в процессе работы

В процессе работы малого предприятия от инженера по охране труда (или работодателя, выполняющего его функции) постоянно требуется множество действий:

  1. обеспечение безопасности зданий, используемого оборудования и производственных процессов;
  2. контроль над санитарно-гигиеническими условиями труда;
  3. проведение инструктажей по охране труда;
  4. ведение расследования и учета несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  5. организация проведения специальной оценки условий труда ;
  6. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  7. создание и ведение документации по охране труда;
  8. санитарно-бытовое обеспечение работников (своевременная выдача оборудования, инструментов, СИЗ, смывающих средств);
  9. оборудование уголка по охране труда;
  10. выплата компенсаций (в случае установления соответствующего класса по итогам СОУТ);
  11. финансирование мероприятий по охране труда.

Таким образом, охрана труда на малом предприятии требует не меньше сил и вложений, чем на крупном, а кроме того — постоянного поддержания в порядке документации и проведения других мероприятий, важных для создания безопасных условий труда.

Любые консультации по охране труда или услуги аудита Вам готовы предоставить специалисты группы компаний Attek. Наши сотрудники обеспечат организации полное документальное сопровождение, разъяснят все необходимые вопросы и затруднения и проведут все самые значимые для компании мероприятия.

Можно предположить, что индивидуальному предпринимателю, у которого нет наемных работников, обучение по охране труда не нужно.

Это ошибка, потому что в таком случае работодатель является сам себе сотрудником и ему стоит позаботиться об обучении.

Знания по ПТМ, электробезопасности, оборудовании, по разработке инструкций ведению работ пригодятся для организации безопасной работы. Также от наличия знаний по охране труда зависит безопасность клиентов и их повторное обращение за услугой.

Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/ohrana-truda-na-malom-predpriyatii/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: