Внутренний аудиторский стандарт: сегментирование бухгалтерской информации для целей аудита

Внутренние стандарты аудита организации и их классификация

Внутренний аудиторский стандарт: сегментирование бухгалтерской информации для целей аудита
Замечание 1

Важное значение в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности имеют внутренние стандарты. Они представляют собой детализирующие и регламентирующие документы, которые включают требования к проведению и оформлению аудиторских операций в организации.

Когда формируются внутренние правила, то аудиторские организации свободны в своем выборе. Так, каждая из них может сама классифицировать свои внутренние стандарты.

Требования внутренних стандартов включают 6 групп:

  1. Общие аудиторские положения;
  2. Правила проведения аудита;
  3. Порядок формирования заключений и выводов аудиторов;
  4. Специализированные стандарты;
  5. Способы оказания сопутствующих услуг;
  6. Стандарт подготовки и образования персонала.

В состав внутренних стандартов, которые включают общие аудиторские положения, относятся следующие стандарты:

  • Стандарт, который описывает концепции и подходы к разработке стандартов, в том числе требования к их структуре;
  • Стандарты, в соответствии с которыми регулируется этика поведения аудиторов;
  • Стандарт, раскрывающий организацию и внутреннюю структуру деятельности аудиторской организации;
  • Стандарты, относящиеся к внутрифирменному контролю качественной стороны аудита, ответственности аудитора.

Также с целью дополнить внутренние стандарты происходит разработка методик, инструкций и положений, рабочих таблиц и вопросников, макетов и перечня процедур, а также прочей документации, которая раскрывает подходы аудиторской компании к аудиту.

Разработка стандартов ответственности для аудиторов происходит при учете регламентов прав и обязанностей, как самих аудиторов, так и экономических субъектов, отчетность которых необходимо проверять.

Рассматривая классификацию внутренних стандартов аудиторских организаций (ВСАО), если сравнивать ее с группировкой внешних правил, следует отметить, что нет определения понятия самостоятельных групп, включающих внутренний контроль, ответственность, планирование и доказательства аудиторов. Наряду с этим добавлена группа операционных стандартов, включая стандарты по ответственности аудитора, порядок планирования аудита, исследование и оценка внутреннего контроля, формирование аудиторского доказательства, использование работы третьих лиц.

Блоки внутренних стандартов

Замечание 2

Существенным отличием при группировке отечественных внешних стандартов от внутренних стандартов аудиторских компаний, является то, что в последних нет положения о международной практике аудита.

В этом случае происходит выделение нескольких блоков внутренних стандартов:

  1. В соответствии со структурой фирмы, технологией организации, исполняемыми функциями и прочими нюансами ее работы;
  2. Расшифровывающие стандарты, которые уточняют и дополняют положения российских правил;
  3. В соответствии с методикой проведения аудиторских проверок на разделы и счета бухгалтерского баланса;
  4. В зависимости от выполнения сопутствующих услуг.

Первый блок включает стандарты, которыми определяются организационные, финансовые и экономические особенности работы аудиторской организации, обязанности и права ее работников, оплата их труда, заключение договоров по типам работ и т. д.

Второй блок включает стандарты, которые соответствуют ответственности аудиторов, планированию, оценке и исследованию систем внутреннего контроля экономических субъектов, аудиторским доказательствам, использованию работы третьих лиц, порядку формирования заключений и выводов аудита, специализированным стандартам.

Третий блок состоит из методик, в соответствии с которыми проводятся аудиторские проверки по счетам и разделам баланса.

Четвертый блок стандартов необходим таким организациям, которые выполняют сопутствующие аудиту услуги.

Опиши задание

Классификация стандартов внутреннего аудита

Целесообразным является проводить классификацию по 3 крупным разделам:

  1. Стандарт организации и обеспечения работы аудиторских фирм;
  2. Стандарт аудиторской проверки (аудита);
  3. Стандарт услуг и специальных заданий, которые сопутствуют аудиту.

В соответствии с ролью в осуществлении деятельности аудиторства стандарты 1 раздела относятся к обеспечивающим стандартам, а второго и третьего к функциональным.

Первый раздел включает правила, посредством которых определяются организационные, экономические и этические принципы работы аудиторской компании, требования в области подготовки персонала, формированию систем технического, технологического и информационного обеспечения.

Основной стандарт этого раздела представлен “Концепцией разработки внутренних стандартов аудиторских организаций”.

Также сюда включены стандарты: “Образование и подготовка кадров”, “Этика аудитора”, “Структура и функции аудиторских организаций”, “Документирование аудита”, “Информационное обеспечение аудиторских услуг”, “Права и обязанности аудиторов компаний, проверяемых экономических субъектов”.

Во втором разделе представлены стандарты, включающие правила выполнения работ на заключительном этапе аудита. Сюда включено планирование и выполнение аудиторской проверки.

В число стандартов, которые определяют порядок оказания услуг, сопутствующих аудиту и выполнению отдельных заданий (3 раздел), включены правила, с помощью которых регулируются общие вопросы: “Классификация сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий к их оказанию (выполнению)”, “Заключения и отчеты по сопутствующим услугам и специальным заданиям”, “Заключение договора по оказанию (выполнению) сопутствующих аудиту услуг и специальных заданий” и др.

Аудиторская фирма вправе независимо заниматься разработкой внутрифирменных стандартов сопутствующих услуг и работ по каждому виду.

Разрабатывая индивидуальные внутренние стандарты, которые регулируют деятельность саморегулируемых компаний, требуется соблюдение нескольких требований:

  1. Цели работы организации и разработка стандарта должны находиться в соответствии друг с другом;
  2. Соответствие стандарта действующим нормативным актам;
  3. Отсутствие противоречий стандарта другим регламентам и внутренним стандартам;
  4. Полный и детальный охват всех значимых вопросов, связанных с проверяемым (стандартизируемым) предприятием;
  5. Четкая и ясная формулировка стандарта, отсутствие неоднозначной трактовки;
  6. Единая терминологическая база с целью исключить неправильную трактовку положений стандарта.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/standarty-vnutrennego-audita-organizatsij/

Стандарты и регламенты внутреннего аудита

Внутренний аудиторский стандарт: сегментирование бухгалтерской информации для целей аудита

руководитель Программы сертификации Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» , дипломированный внутренний аудитор (CIA)

Общие правила поведения и ведения деятельности нужны всегда: для нормальной жизни в обществе, в деловой среде, в большой экономике и т.д. Внутренний аудит не исключение: в нем роль таких общих правил выполняют Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита.

Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

подробнее

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики. МОПП на сегодняшний день состоят из семи структурных частей, собственно Стандарты — это только одна, но ключевая часть МОПП.

Компоненты МОПП

Миссия

Обязательные для применения руководства:

  • Определение внутреннего аудита
  • Кодекс этики
  • Стандарты
  • Принципы

Настоятельно рекомендуемые руководства:

  • Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)
  • Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»)

С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на сайте Института внутренних аудиторов.

Стандарты

Международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) начал разрабатывать Стандарты в сороковых годах прошлого века. В этих документах изложены основные правила организации подразделения внутреннего аудита, методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества его работы.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор»,  утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году , в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Очень важный раздел Стандартов — это Глоссарий.

Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях.

Стандарты имеют универсальный характер — они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира

Это фундамент, на основе которого можно составлять  локальные документы , отражающие нюансы отдельной компании.

Стандарты — это достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя текст Стандартов периодически обновляется. Идет развитие профессии, отношение заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита меняется и, как следствие, трансформируются структура и содержание МОПП.

Обязательные и дополнительные руководства

В других частях МОПП изложены  миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и дополнительные руководства.

Руководства по применению Стандартов — гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты, он занимает почти 200 страниц.

То есть под каждый Стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно его перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый Стандарт — это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф.

А Руководство по применению — это толкование стандарта, которое занимает уже одну-две страницы текста, иногда больше.

Дополнительные руководства — это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов.

Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости.

В Дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Регуляторы на страже

Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем — там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам.

В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, к примеру, Росимущества. Ссылки на Стандарты включены и в  Кодекс корпоративного управления , и методические документы  Росимущества .

Стандарты ни в одной из стран (насколько известно) не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения.

Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки».

То есть утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA.

Например,  ИНТОСАИ , Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков — основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

  • Внутренний и внешний аудит в банках 

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т).

  • Система внутреннего контроля в банках

Источник: https://kachestvo.pro/kachestvo-produktsii/standartizatsiya/standarty-i-reglamenty-vnutrennego-audita/

Внешний финансовый аудит: чем он может быть полезен для организации

Внутренний аудиторский стандарт: сегментирование бухгалтерской информации для целей аудита

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы цели и задачи внешнего финансового аудита
  • Какие есть разновидности внешнего финансового аудита
  • Каковы этапы проведения внешнего финансового аудита
  • Чем полезен для компании внешний финансовый аудит

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяется достоверность документов, а также их соответствие действующим законодательным нормам. Процедура проверки проводится сотрудниками независимых компанией, специализирующихся в области аудита и имеющей соответствующие сертификаты. Она отличается объективностью анализа экономических показателей.

Цели и задачи внешнего финансового аудита

Финансовым аудитом называют проверку бухгалтерской отчетности организации, по итогам которой формируются объективные выводы о достоверности представленных данных. Основная цель такой проверки – анализ финансовых показателей на предмет их соответствия актуальным стандартам действующего законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo

В современной практике применяют различные виды аудита. Традиционная классификация подразумевает деление аудиторских проверок на внешние и внутренние.

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности компании независимым аудитором или специализированной организацией. Заказать проведение аудиторской проверки могут учредители предприятия, держатели акций, инвесторы, кредитные организации и государственные органы.

Внутренний аудит является инструментом внутреннего контроля компании. Собственные аудиторские службы обычно функционируют в крупных организациях, которые имеют несколько филиалов.

Основными задачами аудиторской проверки являются:

  • объективная оценка системы бухгалтерского учета;
  • оценка законности и правильности осуществления финансовых операций;
  • выявление несоответствий стандартам налогообложения;
  • подтверждение достоверности/недостоверности отчетов;
  • составление списка рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
  • учет событий, которые должны произойти в ближайшем будущем и могут повлиять на хозяйственную деятельность организации;
  • определение резервов для наращивания ресурсов.

Заключение по результатам аудиторской проверки, несомненно, повышает доверие к финансовой отчетности, однако аудитор не делает никаких выводов относительно эффективности действующей системы управления, а также не дает прогнозов. То есть с помощью аудита нельзя оценить уровень соблюдения интересов акционеров и учредителей предприятия.

Разновидности внешнего финансового аудита

Существует два основных вида внешнего финансового аудита – обязательный и инициативный. Обязательный аудит подразумевает всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности компании.

Инициативный внешний аудит может представлять собой как комплексную проверку, так и частичную ревизию отдельных направлений в соответствии с запросом заказчика.

Предлагаем подробнее остановиться на каждой разновидности внешнего аудита и проанализировать характерные особенности.

1. Обязательный аудит.

Согласно действующему законодательству, обязательный внешний аудит проводится профессиональными аудиторскими организациями в случаях, если:

  • компания зарегистрирована как открытое акционерное общество;
  • ценные бумаги фирмы находятся в обращении на фондовых биржах и других рынках ценных бумаг;
  • сумма выручки предприятия от оказания услуг (выполнения работы, продажи товаров) за период, предшествующий отчетному году, превышает 400 миллионов рублей;
  • размер активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей на конец года, предшествовавшего отчетному периоду (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, с/х кооперативы);
  • компания публикует или представляет консолидированную финансовую отчетность.

Данный перечень оснований для проведения внешнего финансового аудита не является исчерпывающим. Ежегодные аудиторские проверки также проводятся:

  • в кредитных и страховых компаниях;
  • в отношении профессиональных участников фондовых рынков;
  • на валютных, фондовых или товарных биржах;
  • в негосударственных пенсионных, акционерных инвестиционных и других фондах и т. д.

Правила проведения обязательного финансового аудита устанавливаются государством.

2. Инициативный аудит.

Такие проверки проводятся по желанию экономического субъекта. Инициативный финансовый аудит может осуществляться аудиторскими компаниями или отдельными специалистами.

Направления и объемы проверки устанавливаются заказчиком. Инициативный финансовый аудит проводится в целях выявления и уменьшения юридических, финансовых и налоговых рисков. Данный вид внешней проверки актуален в случаях:

  • проведения проверок государственными органами;
  • приобретения или продажи организации;
  • назначения нового сотрудника на должность главного бухгалтера или при смене руководящего состава;
  • наличия сомнений в том, что в бухгалтерской отчетности представлены недостоверные данные.

В ходе внешнего финансового аудита осуществляется анализ отдельных статей бухгалтерской отчетности, дебиторской и кредиторской задолженности, обязательств компании и имущества, эффективности управленческой политики, расчетов по налогам и сборам и т. д.

Суть внешнего финансового аудита

Экономический субъект, отвечающий за поведение внешнего финансового аудита, обязан:

  1. Осуществить всесторонний анализ активов и пассивов, а также доходов и расходов организации по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности.
  2. Изучить финансовые коэффициенты, основы стоимостных признания обязательств и активов.
  3. Оценить воздействие всех факторов учетной политики, в т. ч. условные значения и оценки.
  4. Выявить и объективно оценить факторы, влияющие на основные финансовые показатели предприятия.
  5. Установить характер движения финансовых потоков и определить элементы, их направляющие.
  6. Сформулировать мнение о перспективах развития финансовой деятельности компании.
  7. Определить реальную возможность следования этим прогнозам с учетом нынешнего объема продаж и материального положения организации.

Этапы внешнего финансового аудита

Поскольку аудиторская проверка является довольно масштабным мероприятием, ее проведение осуществляется в несколько этапов.

1. Подготовка.

Рабочая деятельность аудитора начинается со знакомства с заказчиком. На данном этапе проверяющий должен получить максимально полную и достоверную информацию о деятельности организации.

На основании полученных сведений аудитор оценивает возможность проведения ревизии (смогут ли сотрудники организации оказать помощь или нужно будет привлекать специалистов со стороны), а также рассчитывает примерные временные и материальные затраты.

На подготовительном этапе внешнего финансового аудита составляются рабочие таблицы, в которые вносится следующая информация:

  • специфика деятельности проверяемой компании и особенности ее местонахождения (географические, экономические, налоговые условия региона);
  • характеристика материального положения организации (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
  • организационные и технологические нюансы деятельности предприятия (для понимания формулы себестоимости выпускаемой продукции);
  • данные о профессионализме сотрудников, ответственных за учет финансовых показателей;
  • уровень автоматизации процессов бухгалтерского учета (при помощи какой программы осуществляется учет финансовых показателей);
  • сведения об операциях с ценными бумагами;
  • особенности системы внутреннего контроля;
  • данные о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует заказчик.

После изучения перечисленных позиций аудитор направляет клиенту письмо о проведении аудита. В письме указывается информация об объемах, сроках, стоимости ревизии и других нюансах предстоящей проверки.

В итоге руководитель проверяемой организации и аудитор должны прийти к консенсусу в части условий проведения аудита. После этого все нюансы процесса отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2. Планирование.

Успешность и эффективность аудиторской проверки практически полностью зависят от качества составления плана предстоящих работ. Планирование аудита – достаточно сложная процедура, которая требует серьезных временных затрат (иногда она занимает 1/5 общего времени, затраченного на проверку). Приведем примерный алгоритм рассматриваемого этапа:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и формирование общего плана;
  • подготовка и составление программы аудиторской проверки.

В процессе разработки общего плана следует учитывать специфику деятельности проверяемой компании, успешность функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, наличие проблемных мест в системе бухучета, временные затраты, определяемые объемом операций и уровнем автоматизации бухучета, а также необходимость в привлечении экспертов.

По согласованию с аудируемой организацией на этапе планирования разрабатывается график проведения внешней аудиторской проверки и определяется состав рабочей группы.

После этого составляется программа финансового аудита, в которой учитывается характер, продолжительность и объем запланированных процедур.

Пункты плана и мероприятия аудиторской программы могут корректироваться по мере необходимости.

3. Проверка.

Внешний финансовый аудит заключается в сборе, анализе и оценке финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность проверяемой компании. В процессе финансовой проверки эксперты используют приемы и проводят мероприятия, соответствующие законодательным и внутрифирменным стандартам аудита.

К мероприятиям, направленным на сбор информации о финансовых данных аудируемой компании, относятся:

  • пересчет;
  • осмотр (обычно он осуществляется в ходе проведения инвентаризации);
  • подтверждение (для получения официальных сведений об остатках на банковских счетах и т. д.);
  • устный опрос;
  • инспектирование;
  • аналитические мероприятия (т. е. оценка финансовой отчетности при помощи сопоставления ее отдельных показателей).

Основной целью вышеуказанных мероприятий является выявление некорректных или сомнительных данных, на которые аудитор должен обратить особое внимание.

4. Оформление результатов.

Итоги внешнего финансового аудита оформляются следующими документами:

  • Аудиторским заключением, которое является официальным подтверждением достоверности данных бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Заключение аудитора также должно содержать результаты объективного анализа имущественного положения и итогов деятельности компании за исследуемый период.
  • Письменным отчетом, включающим в себя данные обо всех некорректных сведениях, выявленных в процессе финансового аудита. Фиксация ошибок должна осуществляться аудитором в соответствии с актуальными стандартами нормативно-правовых документов. Помимо списка обнаруженных в ходе проверки ошибок, в отчете также должны быть указаны рекомендации по их устранению.
  • Документом, в котором аудитор излагает свое видение сложившейся ситуации, а также дает рекомендации по улучшению финансового состояния организации и повышению эффективности системы управления финансами предприятия.

В современной деловой практике заключение независимой аудиторской проверки является лучшим подтверждением надежности финансового состояния компании и высоко ценится партнерами, клиентами и кредитными организациями.

Чем еще полезен для компании внешний финансовый аудит

Помимо проверки достоверности и законности данных финансовой отчетности, внешний аудит может быть направлен на решение следующих задач:

  • оптимизацию налогового бремени и планирование налоговой нагрузки;
  • разработку рекомендаций руководителям и специалистам, ответственным за ведение бухучета, по разрешению финансовых трудностей;
  • преобразование российской отчетности в международный формат (если эта необходимость обусловлена спецификой деятельности компании);
  • совершенствование учетной политики организации в целях снижения налоговой нагрузки.

Внешний финансовый аудит проводится юридически и организационно независимыми субъектами: специалистами уполномоченных организаций или физическими лицами. Эксперт, проводящий проверку, должен гарантировать объективную, беспристрастную и полную оценку имеющихся данных. Внешние аудиторские проверки осуществляются за материальное вознаграждение, размер которого определяется соглашением сторон.

Кто может проводить внешний финансовый аудит компании

Обязательный аудит могут проводить только специалисты аудиторских компаний. Это значит, что физические лица (индивидуальные аудиторы) такими полномочиями не обладают.

Процесс выбора потенциального аудитора имеет свои нюансы. Так, проводить аудиторские проверки в организациях, уставный капитал которых не менее чем на 1/4 принадлежит государству или муниципальному образованию, должны компании, выбираемые по итогам открытого конкурса.

Еще один важный критерий при выборе потенциального аудитора – его независимость. Проводить внешнюю аудиторскую проверку не может лицо, входящее в число учредителей проверяемого предприятия либо занимающее должность, связанную с формированием финансовой отчетности аудируемой организации (близкие родственники перечисленных категорий граждан тоже не имеют прав на проведение аудита).

Проверять бухгалтерскую отчетность предприятия также запрещается аудиторским организациям, которые менее чем за 3 года до осуществления проверки оказывали услуги по восстановлению и ведению финансовой отчетности.

Источник: https://rdv-it.ru/company/press-center/blog/vneshnii-finansovyy-audit/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: