Внешний аудит в интересах собственников

Содержание
  1. Аудиторская проверка компаний ЖКХ по желанию жителей: реальность или миф?
  2. Предыстория
  3. Что такое аудиторская проверка?
  4. Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?
  5. Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?
  6. Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?
  7. Зачем собственникам и руководителям инициировать внешний аудит? — Финансы на vc.ru
  8. Как понять, что что-то идет не так
  9. Страховка от налоговых претензий
  10. Аудит – финансовое здоровье бизнеса
  11. Некоторые случаи из практики собственников бизнеса
  12. Значение аудита будет только усиливаться
  13. Внешний финансовый аудит: чем он может быть полезен для организации
  14. Цели и задачи внешнего финансового аудита
  15. Разновидности внешнего финансового аудита
  16. Суть внешнего финансового аудита
  17. Этапы внешнего финансового аудита
  18. Чем еще полезен для компании внешний финансовый аудит
  19. Кто может проводить внешний финансовый аудит компании
  20. Кто может проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ и какова стоимость услуги
  21. Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?
  22. Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ
  23. Необходимость контроля
  24. Кто может проводить инспектирование?
  25. Как выявить воровство?
  26. Ревизионная проверка ТСЖ
  27. Порядок аудиторской проверки

Аудиторская проверка компаний ЖКХ по желанию жителей: реальность или миф?

Внешний аудит в интересах собственников

Желание вывести управляющую организацию (в том числе ТСЖ) на «нечистую» руку может привести к желанию провести аудиторскую проверку такой организации. Усиливается такое желание еще и отписками жилищной инспекции. В статье рассмотрел: могут ли жители провести аудиторскую проверку управляющей организации?

Предыстория

Житель дома в Иркутске обратился в Службу Государственного жилищного надзора Иркутской области с жалобой и просьбой провести проверку соответствия израсходованных денежных средств, которые были обозначены в отчете управляющей организации, размещенном в ГИС ЖКХ.

В ответ надзорный орган указал, что проверка финансово-хозяйственной деятельности УК, а также проверка законности и целевого расходования денежных средств не входит в полномочия ГЖИ. Также вмешиваться в самостоятельную хозяйственную жизнь УК контролирующий орган не имеет полномочий.

Ну и не забыла ГЖИ добавить приписку:

В итоге, возникает вопрос: на каком основании собственники могут провести аудиторскую проверку? Так и возникла идея написания данной статьи.

Что такое аудиторская проверка?

Понятия аудиторской проверки на законодательном уровне нет, но такому понятию соответствует определение аудитора, данное в ст. 1 ФЗ Об аудиторской деятельности:

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ  «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Для жителей, как правило не будет интересен бухгалтерский баланс УК или отчет о прибылях и убытках и т.п., поскольку такие отчеты являются общими (учитывают всю деятельность УК, не отдельного дома).

Для жителей важно выявить не правильность и достоверность бухгалтерской отчетности в целом, а выявить достоверность трат в отношении конкретного дома (были ли такие траты и в размере, который указан в отчете или часть сумм была каким-то способом списана безосновательно и т.д.).

Также после вопроса о достоверности отчетности может встать вопрос о выявлении фактов хищения, поскольку не всегда недостоверность отчетности может быть связана с фактами хищения или мошенничества.

Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?

С таким вопросом я обратился к аудиторам, которые работают на рынке оказания аудиторских услуг долгое время.

Будет полезна статья:  Как изменить договор управления, не расторгая его

Генеральный директор ООО «Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов» Мария Стажкова ответила, что аудит может выявить факты хищения, но при наличии документов, которые в соответствии с запросом аудитора представлены к проверке.

При этом, факт непредоставления документов также позволяет как минимум предположить, а нередко и установить хищения и факты мошенничества. Например, заключён договор с одной организацией, а фактически расчёты ведутся с другой.

Или есть факт списания денег со счета, но нет подтверждающих оказанную услугу или выполненную работу документов.

Руководитель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, что аудиторские компании могут проводить процедуры, направленные на выявление факта хищения, но компании не имеют право выносить какие-либо обвинения в адрес ответственных лиц, поскольку это входит в компетенцию правоохранительных органов. Вопрос того, возбуждать ли расследование по факту хищения, решает руководитель компании по результатам аудиторской проверки.

В целом аудиторские компании проводят:

  • проверку эффективности работы системы внутреннего контроля компаний;
  • процедуры, подтверждающие достоверность расчётов между контрагентами.

Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?

Мария Стажкова:

Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.

 Елена Васильева:

Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения.

Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры.

Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.

Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?

Мария Стажкова отмечает, что собственники могут повести аудит УК исключительно по согласованию с УК. Однако если УК является акционерным Общество, она в силу закона подлежит обязательному аудиту. Есть и иные случаи, когда аудит надо будет пройти по требованию закона.

Источник: https://burnyashev.ru/auditorskaya-proverka-kompanij-zhkh-po-zhelaniyu-zhitelej/

Зачем собственникам и руководителям инициировать внешний аудит? — Финансы на vc.ru

Внешний аудит в интересах собственников

Этот материал пригодится собственникам и руководителям среднего, малого бизнеса и быстрорастущих компаний, то есть тем должностным лицам, которые, как правило, не понимают в бухгалтерии, но несут субсидиарную ответственность перед государством, отвечая собственным имуществом и даже свободой.

Почему аудит отчетности касается не только бухгалтерии. Как понять, что что-то идет не так и почему надо помогать бухгалтерам, как внешний аудит предотвращает налоговые риски и помогает найти точки роста бизнеса, рассказывает Маргарита Дружинина, управляющий партнер «ПРАВОВЕСТ Аудит».

«ПРАВОВЕСТ Аудит» — российская компания, предоставляющая услуги аудита, налоговой безопасности и консалтинга. Основана в 2005 году. ТОП-18 в рейтинге крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по версии RAEX («Эксперт РА»).

Кого могут привлечь к ответственности за неуплату налогов?

Руководителя, главбуха и собственников

https://www.youtube.com/watch?v=c7UkurmhDCo

Показать результаты

Переать

Проать

Как понять, что что-то идет не так

Руководитель или собственник компании, как правило, полностью доверяет бухгалтерии. Однако он должен понимать, что на финансовые службы падает огромная нагрузка. Часто разгребая текучку бухгалтерия элементарно не успевает лавировать между изменениями в законодательстве.

В 93% компаний при первичном аудите выявляются ошибки. Стоимость их доходит до нескольких сотен миллионов рублей. Так, размер субсидиарной ответственности для того же собственника (по данным судебной аналитики за 2018 год) или генерального директора составляет в среднем 65 млн.

руб.

Часто возникают случаи, когда по итогам камеральных проверок возникают доначисления налогов, штрафов и пени. Такие проверки не требуют выезда налоговой службы в вашу организацию.

Претензии ФНС (Федеральной налоговой службы) основываются лишь на несоответствиях предоставленных данных.

В крайних случаях возможна блокировка расчетного счета, а это фактически остановка деятельности всей компании и большие убытки, а также удар по репутации.

Конечно, бывают и не такие радикальные проблемы, но тоже не самые приятные ситуации, которые должны обратить внимание собственника или руководителя в сторону финансовых служб.

Явный сигнал неблагополучия в учете, когда вы приходите к инвесторам или в банк за кредитом, а вам либо отказывают, либо дают деньги под огромные проценты. Причина – плохая отчетность.

Собственнику важен анализ не только рынка сбыта или тенденций самой отрасли, принимаемых управленческих решений, но и анализ скрытых финансовых резервов, которые иногда позволяют даже убыточную компанию превратить в прибыльную! В этом может помочь именно аудит.

Например, в нашей практике был такой случай. Клиенту требовалось предоставить отчётность иностранному партнеру для заключения контракта, а также в банк для получения очередного транша по кредиту на развитие бизнеса. С текущими показателями финансовой отчетности это могло привести к неутешительным последствиям.

В ходе проверки аудиторская компания обнаружила, что фирма-клиент «создала» себе текущие расходы на 43 млн. руб., хотя такие затраты должны были формировать стоимость активов компании. В результате этой ошибки существенно ухудшились финансовые показатели, в том числе была занижена прибыль организации.

По итогам аудита иностранному партнеру и банку были представлены достоверные данные. Организации был выдан кредит и продлен внешнеторговый контракт.

Можете ли вы объяснить налоговым органам деловую цель каждой сделки, совершенной организацией, кроме цели экономии на налогах?

Иногда совершаем сделки, чтобы сэкономить на налогах

Я не задумывался, что придется объяснять кому-то, зачем провели сделку

Показать результаты

Переать

Проать

Страховка от налоговых претензий

Надо понимать, что налоговая очень пристально отслеживает в моменте все текущие операции бизнеса через онлайн кассы, АСК НДС, банки и т.д. Так, рост собираемости налогов в 2018 году составил 25%, а ВВП вырос на 2,3%. Очевидно, что цифровизация приносит свои плоды.

Одновременно, официальная статистика ФНС по суммам доначислений за одну выездную налоговую проверку по Москве в среднем – 53 млн. руб., Санкт-Петербургу – 73 млн. руб., по РФ – 24 млн. руб.

Есть такой инструмент – как внутренний аудит (когда аудитор или команда аудиторов состоят в штате и осуществляют постоянный мониторинг учета и отчетности). Но такие службы, как правило, существуют только в крупных компаниях.

А ведь в средних и мелких – проблем не меньше! В 60% случаев у малого и среднего бизнеса система внутреннего контроля не выстроена должным образом, хотя законодательство обязывает ее иметь.

Поэтому внешний аудит – это свежий взгляд, во многом позволяющий изменить в лучшую сторону внутренние процессы в компании, укрепить тыл в лице своей бухгалтерской службы, избежать потерь в виде доначисленных налогов, штрафов и пени.

Итак, бизнесу нужно найти внешнюю точку опоры и того, с кем он разделит растущие риски.

По опыту «ПРАВОВЕСТ Аудит» на сегодняшний день классического обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не достаточно для устранения растущих налоговых рисков: аудиторы уйдут, а вы останетесь.

Поэтому на рынке появился тренд востребованности страхования как рисков субсидиарной ответственности должностных лиц (D&O insurance), так и налоговых рисков компаний в целом.

Опять же, возвращаясь к нашей практике, единственный способ исключения налоговых рисков – это системная проверка налоговой отчетности регулярно в течение текущего отчетного года (квартал, полугодие, 9 месяцев). Плюс, консалтинговая поддержка бухгалтерской и юридической служб компании.

И, вишенка на торте – это когда аудиторы разделяют с вами ответственность за не выявленные ошибки и рекомендации, закрепляя финансовые гарантии и страховку в договоре. Такая страховка действует в течение 3 лет.

Если налоговая обоснует доначисления, то организация получит компенсацию за штрафы и пени (это 20%-40% от суммы доначислений).

Если ФНС потребует от главного бухгалтера представить уточненную декларацию и доплатить налоги в спорной ситуации, как он поступит?

Если требования не обоснованы, платить не будет

Сделает все, что потребует налоговый орган

Показать результаты

Переать

Проать

Аудит – финансовое здоровье бизнеса

Основная задача аудита состоит в том, чтобы подтвердить достоверность отчетности: правильность учета сделок, доходов и затрат, налогов. То есть подтвердить финансовое здоровье бизнеса и ответить на вопросы: «Можно ли верить отчетности и опираться на полученную прибыль?», «Не получит ли компания спустя несколько лет неожиданную обоснованную налоговую претензию?»

По сути, аудиторы выявляют самые страшные черные дыры, куда утекают время, деньги, внимание и делятся наилучшей практикой финансовых и налоговых резервов.

ТОП-3 ошибок, выявляемых в ходе аудиторских проверок:

1. Отсутствие правильно оформленной документации: договоров, накладных, актов и др., досье на контрагентов.

2. Искажение бухгалтерской и налоговой отчетности.

3. Незаконная оптимизация налогов.

Некоторые случаи из практики собственников бизнеса

…В течение последних лет я занимаюсь покупкой и продажей различных бизнесов. Неоднократно встречался с позицией представителей компаний, которые продаются: «Зачем давать заверения гарантии? Зачем делать аудит? У нас это все есть, и свой аудит в том числе».

Российские собственники любят обижаться и говорить: «Ты нам не веришь?», на что я отвечаю: «Основная проблема не в том, что вы знаете и скрываете. Тем более, вы знаете о проверке. А в том, что сторонний аудит, возможно, откроет вам глаза».

И на моем опыте не было случая, чтобы после полной проверки бизнеса нанятой мной аудиторской компанией: юридической, налоговой, финансовой, мы снова не садились за стол и не говорили: «Иван Иванович, вы думали так-то, а теперь давайте обсудим ваши риски, резервы и все остальное».

И руководитель убеждался, что у него на самом деле не такое королевство в шоколаде, как ему докладывали его сотрудники».

Практически не существует бизнеса, у которого отсутствуют зоны рисков и упущенных резервов. Но мне всегда казалось, что как-то можно с этим жить, проскочить. И тут в мы обратили внимание на странную ситуацию: и цифры в отчетности хорошие, и продажи идут, а денег почему-то нет.

Потом появились претензии от контролирующих органов и на моих глазах произошел взрыв проблем. Наученный горьким опытом, хочу избежать такого в будущем. Мне кажется, для этого обязательным условием является взгляд со стороны, независимая проверка цифр, декларируемых командой аудиторов.

Система аудита, сверки, корректировки позволяет, по крайней мере, сохранять дисбалансы в какой-то управляемой форме, не дожидаясь пока «грянет гром».

Мы хотели передать недвижимость от одной компании к другой. Но не знали, как это лучше оформить. Оказалось, часто бывает, что налогообложение зависит от документов, которыми оформляется такая операция.

При этом деловая цель (результат) один и тот же, а налоговые последствия разные. В итоге предложенный аудиторами вариант оформления позволил сэкономить мне 32 млн. руб.

, по сравнению с тем, который планировали».

Нам аудит помог наладить внутренние процессы. Оказывается, компании грозили безумные штрафы (586 млн. руб.) по причине отсутствия первичной документации. Просто прорабы не сдавали документы в бухгалтерию, отвечая в хамской форме, что заняты.

Аудиторам пришлось налаживать процесс документооборота, рекомендуя административные методы влияния на сотрудников. Нам удалось максимально минимизировать риски, а отдельные устранить полностью.

Процесс взаимодействия подразделений был максимально налажен и стал понятен всем участникам».

Значение аудита будет только усиливаться

В 2019 году сдача аудиторского заключения в налоговую инспекцию снова становится обязательной. В настоящее время рассматривается повышение штрафов до 700 000 руб. за не проведение аудита.

Хотим мы этого или нет, но по сути бизнес становится максимально прозрачным, а в ближайшей перспективе ФНС стремится автоматически исчислять и удерживать налоги в момент транзакций.

Резюме: Давайте понимать, что ни собственник, ни руководитель компании не могут быть в полной мере экспертами в бухгалтерии, у них другой фокус деятельности. Это нужно четко понимать, использовать аудит в свою пользу и страховать риски свои и бизнеса.

Следите ли вы за налоговой нагрузкой компании?

Эти показатели у нас низкие, но ничего делать мы пока не собираемся

Показать результаты

Переать

Проать

Источник: https://vc.ru/finance/63871-zachem-sobstvennikam-i-rukovoditelyam-iniciirovat-vneshniy-audit

Внешний финансовый аудит: чем он может быть полезен для организации

Внешний аудит в интересах собственников

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы цели и задачи внешнего финансового аудита
  • Какие есть разновидности внешнего финансового аудита
  • Каковы этапы проведения внешнего финансового аудита
  • Чем полезен для компании внешний финансовый аудит

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяется достоверность документов, а также их соответствие действующим законодательным нормам. Процедура проверки проводится сотрудниками независимых компанией, специализирующихся в области аудита и имеющей соответствующие сертификаты. Она отличается объективностью анализа экономических показателей.

Цели и задачи внешнего финансового аудита

Финансовым аудитом называют проверку бухгалтерской отчетности организации, по итогам которой формируются объективные выводы о достоверности представленных данных. Основная цель такой проверки – анализ финансовых показателей на предмет их соответствия актуальным стандартам действующего законодательства.

В современной практике применяют различные виды аудита. Традиционная классификация подразумевает деление аудиторских проверок на внешние и внутренние.

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности компании независимым аудитором или специализированной организацией. Заказать проведение аудиторской проверки могут учредители предприятия, держатели акций, инвесторы, кредитные организации и государственные органы.

Внутренний аудит является инструментом внутреннего контроля компании. Собственные аудиторские службы обычно функционируют в крупных организациях, которые имеют несколько филиалов.

Основными задачами аудиторской проверки являются:

  • объективная оценка системы бухгалтерского учета;
  • оценка законности и правильности осуществления финансовых операций;
  • выявление несоответствий стандартам налогообложения;
  • подтверждение достоверности/недостоверности отчетов;
  • составление списка рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
  • учет событий, которые должны произойти в ближайшем будущем и могут повлиять на хозяйственную деятельность организации;
  • определение резервов для наращивания ресурсов.

Заключение по результатам аудиторской проверки, несомненно, повышает доверие к финансовой отчетности, однако аудитор не делает никаких выводов относительно эффективности действующей системы управления, а также не дает прогнозов. То есть с помощью аудита нельзя оценить уровень соблюдения интересов акционеров и учредителей предприятия.

Разновидности внешнего финансового аудита

Существует два основных вида внешнего финансового аудита – обязательный и инициативный. Обязательный аудит подразумевает всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности компании.

Инициативный внешний аудит может представлять собой как комплексную проверку, так и частичную ревизию отдельных направлений в соответствии с запросом заказчика.

Предлагаем подробнее остановиться на каждой разновидности внешнего аудита и проанализировать характерные особенности.

1. Обязательный аудит.

Согласно действующему законодательству, обязательный внешний аудит проводится профессиональными аудиторскими организациями в случаях, если:

  • компания зарегистрирована как открытое акционерное общество;
  • ценные бумаги фирмы находятся в обращении на фондовых биржах и других рынках ценных бумаг;
  • сумма выручки предприятия от оказания услуг (выполнения работы, продажи товаров) за период, предшествующий отчетному году, превышает 400 миллионов рублей;
  • размер активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей на конец года, предшествовавшего отчетному периоду (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, с/х кооперативы);
  • компания публикует или представляет консолидированную финансовую отчетность.

Данный перечень оснований для проведения внешнего финансового аудита не является исчерпывающим. Ежегодные аудиторские проверки также проводятся:

  • в кредитных и страховых компаниях;
  • в отношении профессиональных участников фондовых рынков;
  • на валютных, фондовых или товарных биржах;
  • в негосударственных пенсионных, акционерных инвестиционных и других фондах и т. д.

Правила проведения обязательного финансового аудита устанавливаются государством.

2. Инициативный аудит.

Такие проверки проводятся по желанию экономического субъекта. Инициативный финансовый аудит может осуществляться аудиторскими компаниями или отдельными специалистами.

Направления и объемы проверки устанавливаются заказчиком. Инициативный финансовый аудит проводится в целях выявления и уменьшения юридических, финансовых и налоговых рисков. Данный вид внешней проверки актуален в случаях:

  • проведения проверок государственными органами;
  • приобретения или продажи организации;
  • назначения нового сотрудника на должность главного бухгалтера или при смене руководящего состава;
  • наличия сомнений в том, что в бухгалтерской отчетности представлены недостоверные данные.

В ходе внешнего финансового аудита осуществляется анализ отдельных статей бухгалтерской отчетности, дебиторской и кредиторской задолженности, обязательств компании и имущества, эффективности управленческой политики, расчетов по налогам и сборам и т. д.

Суть внешнего финансового аудита

Экономический субъект, отвечающий за поведение внешнего финансового аудита, обязан:

  1. Осуществить всесторонний анализ активов и пассивов, а также доходов и расходов организации по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности.
  2. Изучить финансовые коэффициенты, основы стоимостных признания обязательств и активов.
  3. Оценить воздействие всех факторов учетной политики, в т. ч. условные значения и оценки.
  4. Выявить и объективно оценить факторы, влияющие на основные финансовые показатели предприятия.
  5. Установить характер движения финансовых потоков и определить элементы, их направляющие.
  6. Сформулировать мнение о перспективах развития финансовой деятельности компании.
  7. Определить реальную возможность следования этим прогнозам с учетом нынешнего объема продаж и материального положения организации.

Этапы внешнего финансового аудита

Поскольку аудиторская проверка является довольно масштабным мероприятием, ее проведение осуществляется в несколько этапов.

1. Подготовка.

Рабочая деятельность аудитора начинается со знакомства с заказчиком. На данном этапе проверяющий должен получить максимально полную и достоверную информацию о деятельности организации.

На основании полученных сведений аудитор оценивает возможность проведения ревизии (смогут ли сотрудники организации оказать помощь или нужно будет привлекать специалистов со стороны), а также рассчитывает примерные временные и материальные затраты.

На подготовительном этапе внешнего финансового аудита составляются рабочие таблицы, в которые вносится следующая информация:

  • специфика деятельности проверяемой компании и особенности ее местонахождения (географические, экономические, налоговые условия региона);
  • характеристика материального положения организации (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
  • организационные и технологические нюансы деятельности предприятия (для понимания формулы себестоимости выпускаемой продукции);
  • данные о профессионализме сотрудников, ответственных за учет финансовых показателей;
  • уровень автоматизации процессов бухгалтерского учета (при помощи какой программы осуществляется учет финансовых показателей);
  • сведения об операциях с ценными бумагами;
  • особенности системы внутреннего контроля;
  • данные о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует заказчик.

После изучения перечисленных позиций аудитор направляет клиенту письмо о проведении аудита. В письме указывается информация об объемах, сроках, стоимости ревизии и других нюансах предстоящей проверки.

В итоге руководитель проверяемой организации и аудитор должны прийти к консенсусу в части условий проведения аудита. После этого все нюансы процесса отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2. Планирование.

Успешность и эффективность аудиторской проверки практически полностью зависят от качества составления плана предстоящих работ. Планирование аудита – достаточно сложная процедура, которая требует серьезных временных затрат (иногда она занимает 1/5 общего времени, затраченного на проверку). Приведем примерный алгоритм рассматриваемого этапа:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и формирование общего плана;
  • подготовка и составление программы аудиторской проверки.

В процессе разработки общего плана следует учитывать специфику деятельности проверяемой компании, успешность функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, наличие проблемных мест в системе бухучета, временные затраты, определяемые объемом операций и уровнем автоматизации бухучета, а также необходимость в привлечении экспертов.

По согласованию с аудируемой организацией на этапе планирования разрабатывается график проведения внешней аудиторской проверки и определяется состав рабочей группы.

После этого составляется программа финансового аудита, в которой учитывается характер, продолжительность и объем запланированных процедур.

Пункты плана и мероприятия аудиторской программы могут корректироваться по мере необходимости.

3. Проверка.

Внешний финансовый аудит заключается в сборе, анализе и оценке финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность проверяемой компании. В процессе финансовой проверки эксперты используют приемы и проводят мероприятия, соответствующие законодательным и внутрифирменным стандартам аудита.

К мероприятиям, направленным на сбор информации о финансовых данных аудируемой компании, относятся:

  • пересчет;
  • осмотр (обычно он осуществляется в ходе проведения инвентаризации);
  • подтверждение (для получения официальных сведений об остатках на банковских счетах и т. д.);
  • устный опрос;
  • инспектирование;
  • аналитические мероприятия (т. е. оценка финансовой отчетности при помощи сопоставления ее отдельных показателей).

Основной целью вышеуказанных мероприятий является выявление некорректных или сомнительных данных, на которые аудитор должен обратить особое внимание.

4. Оформление результатов.

Итоги внешнего финансового аудита оформляются следующими документами:

  • Аудиторским заключением, которое является официальным подтверждением достоверности данных бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Заключение аудитора также должно содержать результаты объективного анализа имущественного положения и итогов деятельности компании за исследуемый период.
  • Письменным отчетом, включающим в себя данные обо всех некорректных сведениях, выявленных в процессе финансового аудита. Фиксация ошибок должна осуществляться аудитором в соответствии с актуальными стандартами нормативно-правовых документов. Помимо списка обнаруженных в ходе проверки ошибок, в отчете также должны быть указаны рекомендации по их устранению.
  • Документом, в котором аудитор излагает свое видение сложившейся ситуации, а также дает рекомендации по улучшению финансового состояния организации и повышению эффективности системы управления финансами предприятия.

В современной деловой практике заключение независимой аудиторской проверки является лучшим подтверждением надежности финансового состояния компании и высоко ценится партнерами, клиентами и кредитными организациями.

Чем еще полезен для компании внешний финансовый аудит

Помимо проверки достоверности и законности данных финансовой отчетности, внешний аудит может быть направлен на решение следующих задач:

  • оптимизацию налогового бремени и планирование налоговой нагрузки;
  • разработку рекомендаций руководителям и специалистам, ответственным за ведение бухучета, по разрешению финансовых трудностей;
  • преобразование российской отчетности в международный формат (если эта необходимость обусловлена спецификой деятельности компании);
  • совершенствование учетной политики организации в целях снижения налоговой нагрузки.

Внешний финансовый аудит проводится юридически и организационно независимыми субъектами: специалистами уполномоченных организаций или физическими лицами. Эксперт, проводящий проверку, должен гарантировать объективную, беспристрастную и полную оценку имеющихся данных. Внешние аудиторские проверки осуществляются за материальное вознаграждение, размер которого определяется соглашением сторон.

Кто может проводить внешний финансовый аудит компании

Обязательный аудит могут проводить только специалисты аудиторских компаний. Это значит, что физические лица (индивидуальные аудиторы) такими полномочиями не обладают.

Процесс выбора потенциального аудитора имеет свои нюансы. Так, проводить аудиторские проверки в организациях, уставный капитал которых не менее чем на 1/4 принадлежит государству или муниципальному образованию, должны компании, выбираемые по итогам открытого конкурса.

Еще один важный критерий при выборе потенциального аудитора – его независимость. Проводить внешнюю аудиторскую проверку не может лицо, входящее в число учредителей проверяемого предприятия либо занимающее должность, связанную с формированием финансовой отчетности аудируемой организации (близкие родственники перечисленных категорий граждан тоже не имеют прав на проведение аудита).

Проверять бухгалтерскую отчетность предприятия также запрещается аудиторским организациям, которые менее чем за 3 года до осуществления проверки оказывали услуги по восстановлению и ведению финансовой отчетности.

Источник: https://rdv-it.ru/company/press-center/blog/vneshnii-finansovyy-audit/

Кто может проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ и какова стоимость услуги

Внешний аудит в интересах собственников

Аудиторская проверка ТСЖ кто может инициировать? Деятельность столь популярного в последнее время объединения собственников жилья должна быть прозрачна и подконтрольна конечным потребителям услуг.

Одним из инструментов достижения данной цели является аудиторская проверка ТСЖ.

Кто может её начать и кто правомочен её проводить, сколько стоит аудиторская проверка ТСЖ, кто защитит от злоупотреблений правления – этими вопросами рано или поздно задаётся каждый собственник жилья.

Кто может инициировать аудиторскую проверку и как проверить ТСЖ на воровство?

С ненадлежащим содержанием придомовой территории и некачественным оказанием коммунальных услуг может столкнуться любой житель мегаполиса, вне зависимости от того, кто обслуживает дом — ТСЖ или управляющая компания.

В случае образования товарищества собственников жилья многоквартирного дома все денежные средства жителей, перечисляемые в счёт оплаты коммунальных услуг, аккумулируются на счетах товарищества. Доступ к расчётному счету есть у правления этой организации.

Единственный механизм контроля эффективности текущей деятельности ТСЖ и выявления фактов воровства со стороны недобросовестного правления – это егопроверка в плане финансовых и бухгалтерских показателей деятельности.

Инициировать проведение проверки могут следующие лица: 

  • общее собрание членов товарищества (созвать внеочередное собрание даже при сопротивлении правления вправе любой собственник жилья. Для кворума при принятии такого решения достаточно более 50% );
  • инициативная группа членов ТСЖ;
  • ревизионная комиссия;
  • само правление;
  • любой жилец дома (путём подачи жалобы в компетентные органы).

Проводить непосредственно саму проверку может довольно широкий круг лиц и их объединений, но инициатива подобного мероприятия всегда исходит от собственников жилья.

Стоимость аудита и работа счётной комиссии ТСЖ

Образование счётной комиссии на постоянной основе в структуре объединения собственников необязательно.

Назначение этого органа заключается в двух функциях:

  1. Подсчёт на очередных и внеочередных собраниях собственников жилья.
  2. Организация сбора результатов заочного ания.

Комиссия формируется из числа членов ТСЖ, не входящих в правление. Исполнение обязанностей члена счётной комиссии осуществляется на безвозмездной основе. Если в штате этой структуры нет, при проведении внеочередного собрания первыми на ание выносятся вопросы о назначении членов счётной комиссии.

Когда решение принимается правлением или общим собранием по вопросунеобходимости экспертизы финансово-хозяйственной деятельности, уполномоченные лица начинают поиск организаций, которые вправе проводить аудит ТСЖ.

Стоимость услуг аудиторских фирм не имеет тарифов и зависит от сложности и объёма предполагаемых работ. Как правило, размер вознаграждения аудиторов находится в диапазоне от 25 до 70 тысяч рублей. Значение может иметь срочность проведения работ и квалификация специалиста-эксперта.

Необходимость контроля

Руководство избирается из числа членов товарищества, однако этот факт не гарантирует их честную и добросовестную работу. Часто бывает с точностью до наоборот: правление стремится как можно полнее и быстрее наполнить собственные карманы в ущерб остальным жителям.

Существует несколько легальных и полулегальных схем, к которым прибегают нечистые на руку председатели правления:

  • привлечение аффилированных правлению организаций для выполнения работ по завышенным ценам;
  • оказание услуг «на бумаге»;
  • выполнение ненужных работ с последующим их переделыванием;
  • помещение средств отдельных фондов дома на срочный вклад с присвоением процентов;
  • необоснованное повышение заработной платы членам правления;
  • отчуждение или сдача в аренду общего имущества по заведомо заниженным ценам, с выплатой денежного бонуса лично председателю;
  • намеренное нарушение финансовой и налоговой дисциплины в виде взимания взносов в наличной форме с целью сокрытия реального размера накопленных средств для дальнейшего присвоения.

Неудовлетворительное исполнение обязанностей по управлению общим имуществом может явиться следствием не столько махинаций со стороны правления, сколько некомпетентностью или небрежностью.

В этом случае состав уголовного или административного правонарушения в действиях правления отсутствует. Однако от гражданско-правовой ответственности за нарушение прав жильцов как потребителей, председатель не освобождён.

Кто может проводить инспектирование?

Инициирование проверки – прерогатива самих жильцов, однако непосредственное осуществление экспертизы и определение правомерности оценки законом возложено на несколько специальных субъектов:

  1. Плановый или добровольный аудит проводится независимыми юридическими фирмами, состоящими в саморегулируемых организациях аудиторов и имеющих аттестат, подтверждающий право на проведение аудита финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
  2. Постоянно действующий контрольный орган ТСЖ – ревизионная комиссия. На неё возложена обязанность проверять текущую деятельность в оговорённые Уставом сроки, но права вмешательства в эту деятельность комиссия лишена.
  3. Проверка, организованная инициативной группой жильцов, проводится этой группой самостоятельно за счёт собственных сил и средств.
  4. Собственники и жильцы квартир в доме вправе затребовать документы, относящиеся к текущей деятельности руководства товарищества, для ознакомления.
  5. Органы прокуратуры при поступлении от жильца дома обращения с просьбой проверить деятельность ТСЖпо вопросу нарушения законодательства РФ.
  6. Органы Госжилинспекции и Роспотребнадзора обязаны отреагировать на жалобу граждан или провести контрольные мероприятияпо материалам прокуратуры.
  7. Отдельные представители законодательных органов местного самоуправления в рамках депутатского надзора в ответ на обращение избирателей.
  8. Налоговые органы – единственные, кто проверяет ТСЖ по собственной инициативе. Поводом может послужить несоблюдение налоговой дисциплины или нарушения бухгалтерского учёта.

Аудиторская проверка ТСЖ не всегда преследует цель покарать за проступок.

В идеале – это эффективный инструмент для повышения качества работы правления ТСЖ, повышения финансовой и налоговой грамотности бухгалтеров, снижения рисков неосторожного нарушения законодательства.

Как выявить воровство?

Способов, как быстро проверить ТСЖ на воровство, чтобы своевременно пресечь противоправную деятельность, практикующими юристами выработано немало.

Обычно достаточно совершить основные шаги:

  • самый простой способ при наличии подозрений — не разбираясь самостоятельно, направить жалобу в соответствующее ведомство и ждать результатов, о которых государственный орган обязан сообщить в 30-дневный срок со дня окончания;
  • за свой счёт нанять аудиторов и поручить проведение проверки им;
  • обратиться в ревизионную комиссию с указанием конкретных фактов ненадлежащего содержания жилья и управления общим имуществом;
  • самостоятельно запросить и сверить инвентаризационные списки, бухгалтерские отчёты и перечень контрагентов. После чего провести аналитическую работу по выявлению аффилированных лиц и конечных бенефициаров по сделкам. Проверить соответствие заключённых договоров современным рыночным условиям. Выяснить на электронном сервисе ФНС взаимное соответствие реквизитов контрагентов. Проверить тарифы ЖКХ.

По итогам проведения проверки правоохранительными, налоговыми или надзорными органами на ТСЖ может быть наложен штраф, который подлежит уплате за счёт общего имущества.

Ревизионная проверка ТСЖ

Законом предусмотрена одна обязательная ежегодная проверка деятельности товарищества – ревизионная. Полная ревизия деятельности ТСЖ осуществляется силами специально созданного постоянного органа товарищества. Как её назначить и провести,решают собственники жилья на общем собрании при утверждении Устава.

Ревизионная проверка товарищества является плановым внутреннимрегламентом с некоторыми особенностями:

  1. Проверяет только финансовую деятельность правления за один календарный год.
  2. Не вправе влиять на осуществление такой деятельности или давать обязательные для исполнения рекомендации.
  3. Составляет итоговый отчёт финансовой деятельности, смету доходов и расходов и заключение по проверке.

Документы ревизионная комиссия предоставляет на очередном общем собрании или по требованию инициативных жильцов.

Аудит деятельности ТСЖ — процедура объективно необходимая больше для правления, чем для рядовых членов товарищества.

Благодаря своевременно проведённой проверке правление получает ряд преимуществ:

  • выявление имеющихся ошибок при ведении финансового учёта в ходе подготовки к внеплановому визиту контролирующих или правоохранительных органов;
  • выработка способов устранения нарушений;
  • контроль деятельности собственной бухгалтерской службы;
  • проверка соответствия используемых финансовых документов бланкам, утверждённым Минфином.

Все эти нюансы позволят правлению избежать ответственности за допущенные ошибки в налоговом и бухгалтерском учёте, уйти от штрафов, увольнений и запрета занятия должности председателя в дальнейшем.

Порядок аудиторской проверки

Проверка сторонней организацией, оказывающей аудиторские услуги, начинается с согласования цены, и заключения договора на оказание услуг. Сроки, место и период проверки оговариваются в договоре.

Сама процедура проверки включает в себя несколько последовательных этапов:

  1. Согласование перечня документации, передаваемой на проверку. Передача осуществляется по описи.
  2. Ознакомление с финансовой и налоговой отчётностью за проверяемый период. Контроль правильности бухгалтерских проводок по счетам и субсчетам.
  3. Сопоставление текущих коэффициентов с плановыми маркерами. Выяснение причин расхождения.
  4. Составление заключения аудитора по итогам проверки. Подписывается два экземпляра акта – по одному для каждой из сторон.

Акт проверки финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ содержит подробное описание хода аудита, сделанные выводы и рекомендации на будущее. Документ содержит элементы коммерческой тайны, в связи с чем считается конфиденциальным и хранится по определённым правилам.

Источник: https://provolochek.ru/zhkh/auditorskaya-proverka-tszh.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: