Уведомление в рамках контроля по трансфертному ценообразованию

Содержание
  1. Контролируемые сделки и ТЦО 2017: критерии, таблица, расчет, штрафы | «Правовест Аудит»
  2. Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании
  3. Что такое контролируемые сделки?
  4. Что ждет бизнес после отмены контроля за трансфертными ценами
  5. Зачем был нужен контроль
  6. Честная конкуренция без КГН
  7. Что потеряют КГН после ликвидации
  8. Как будет отменяться контроль
  9. Что придет на смену
  10. Статьи для экономии
  11. Автоматизация бизнеса на платформе 1С:Предприятие 8
  12. 1.   Контролируемые сделки это
  13. 2.   Что не признаются контролируемыми сделками
  14. Подготовка документации по контролируемым сделкам и применение методов трансферного ценообразования: право или обязанность?
  15. Документация по трансфертному ценообразованию: только в рамках специальной налоговой проверки ценообразования
  16. О последствиях выбора налогоплательщиком того или иного метода трансфертного ценообразования
  17. Документация по контролируемым сделкам: требования к детализации и оформлению

Контролируемые сделки и ТЦО 2017: критерии, таблица, расчет, штрафы | «Правовест Аудит»

Уведомление в рамках контроля по трансфертному ценообразованию

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств.

С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting).

Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования — «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ).
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ)

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Контролируемые сделки Лимит годового оборота
Внешнеэкономические сделкиМежду взаимозависимыми лицамиЛимит не установлен
С товаром биржевой торговли60 млн. руб.
С резидентами оффшоров согласно перечню Министерства Финансов РФ60 млн. руб.
Внутрироссийские сделкиМежду взаимозависимыми лицами1 млрд. руб. (с 2016 г.)
Между взаимозависимыми лицами, если одна из сторон:Освобождена от налога на прибыль или применяет ставку 0%60 млн. руб.
Резидент ОЭЗ, предусматривающей льготы по налогу на прибыль60 млн. руб.
Плательщик НДПИ, исчисляемого по ставке, установленной в процентах59 млн. руб.
Применяет спец. налоговый режим (ЕНВД, ЕСХН)100 млн. руб.

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

Вопрос:
Является ли сделка для Компании «А» контролируемой?

Ответ:
Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки:

Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

  1. Налог на прибыль организаций.
  2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ).
  3. НДПИ — если одна из сторон сделки — плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.
  4. НДС — если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)).

Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

  1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке.
  2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу).
  3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг).
  4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод).
  5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

Отправная точка при выборе метода — понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа — исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков.

Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

Следующий этап нашего исследования — сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

Вы можете получить у нас услуги:

  • — оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
  • — подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
  • — выявить контролируемые сделки.

Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

Отчет о контролируемых сделках:

В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/kontroliruemye-sdelki-v-2017-kriterii-tablica/

Что ждет бизнес после отмены контроля за трансфертными ценами

Уведомление в рамках контроля по трансфертному ценообразованию

МОСКВА, 22 августа. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева, Лана Самарина/.

Отмена контроля за трансфертным ценообразованием по сделкам внутри страны позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а отмена института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) уравняет конкуренцию между крупным и средним бизнесом.

Отсутствие прямого контроля, по плану Минфина, будет компенсироваться через определение необоснованной налоговой выгоды. Об этом в интервью ТАСС рассказал глава департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексей Сазанов.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в июне 2018 года заявил о предложении правительства отменить с 2019 года контроль за трансфертным ценообразованием в качестве компенсирующей меры после повышения НДС с 18% до 20%.

“Так как возможностей для серьезных налоговых смягчений у нас сейчас нет, мы искали пути снижения административной нагрузки на средний и крупный бизнес, для малого и микробизнеса у нас уже были различные предложения, например по “самозанятым” гражданам.

Тогда снова встал вопрос об отмене контроля за ценообразованием внутри России, так как это слишком серьезная административная нагрузка на бизнес.

Мы приняли решение об отмене такого контроля, потому что это существенно облегчит положение бизнеса”, – объяснил Сазанов.

Зачем был нужен контроль

Контроль за трансфертным ценообразованием введен в РФ в 2012 году. Тогда Федеральной налоговой службе было поручено контролировать цены сделок между компаниями внутри холдингов, которые могли существенно отличаться от рыночных цен.

В мировой практике трансфертное ценообразование, в первую очередь, используется для контроля над тем, чтобы налоговая база не перетекала из страны, в которой непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, в страны, где более благоприятный режим налогообложения.

“В мире, внутри стран, очень редко используется контроль за трансфертными ценами, так как это просто гигантский объем работы для бухгалтеров, различных консультантов и серьезная нагрузка на администратора такого контроля”, – пояснил Сазанов.

В России трансфертное ценообразование использовалось преимущественно для предотвращения перетока налоговой базы из одного региона страны в другой с более выгодными налоговыми условиями, напомнил он.

Честная конкуренция без КГН

Одновременно с отменой контроля за трансфертным ценообразованием глава правительства предложил больше не создавать новые консолидированные группы налогоплательщиков, а те группы, которые сегодня работают, будут завершать свой срок работы и могут быть ликвидированы до 2023 года.

КГН – это добровольные объединения организаций, которые создавались для уплаты налога на прибыль с совокупного финансового результата всей группы.

В настоящее время в России зарегистрировано более 15 консолидированных групп налогоплательщиков, в их числе “Роснефть”, “Северсталь”, “Газпром”, “Лукойл”, “Новатэк” и “Мечел”. Сейчас действует мораторий на создание новых КГН и на включение в действующие консолидированные группы других участников.

Внутри КГН сегодня нет контроля за трансфертным ценообразованием, и когда в следующем году контроль будет отменен для всех компаний, конкурентные условия уравняются, объяснили в Минфине.

причина отмены КГН, по словам Сазанова, необходимость обеспечить равные налоговые условия для крупного и среднего бизнеса и улучшить ситуацию с получением налога на прибыль для регионов страны. “Проблема была в том, что в рамках КГН можно засчитывать убытки.

Проводились расчеты, которые показали, что в результате образования КГН [у бизнеса] произошла экономия налога на прибыль. По разным оценкам, субъекты теряют на этом от 50 млрд до 100 млрд рублей в год.

Когда КГН будут расформированы, возможность засчитывать убытки одной организации против прибыли другой в рамках больших холдингов исчезнет. Регионы от этого выиграют”, – уверен Сазанов.

Глава департамента отметил, что необходимо также обратить внимание и на условия конкуренции.

Компании, которые создали КГН, – это крупные конгломераты, и они оказались в более конкурентных условиях по уплате налогов по сравнению со средним бизнесом, который никогда не имел возможности создавать КГН.

“Мы хотим создать равные условия конкуренции для крупных и средних компаний в вопросе уплаты налога на прибыль. При этом финансовое состояние крупных холдингов не ухудшится, они просто начнут платить налог на прибыль в том регионе, где осуществляют свою деятельность”, – подчеркнул Сазанов.

“У крупных компаний уже и так есть большое преимущество над средними – эффект масштаба. И дополнительно к этому они получают конкурентное преимущество в сфере налогообложения. Это неправильно”, – пояснил он.

По мнению представителя Минфина, в идеале институт КГН должен быть доступен для всех, вне зависимости от объема выручки компании.

Соответственно, для уравнивания условий ведения бизнеса в России необходимо было либо распространять инструмент на всю страну, либо вовсе отказаться от этого инструмента.

Что потеряют КГН после ликвидации

Институт КГН не будет отменен резко, так как бизнес имеет определенный горизонт планирования, чаще всего это 5 лет, пояснил Сазанов. Именно по этой логике Минфином был выбран период ликвидации института до 2023 года.

В результате отмены этого института 15 холдингов не понесут потерь, уверен Минфин. “Мы изменили подход к определению налоговой базы КГН. Раньше не считалась налоговая база по отдельным участникам.

Но, когда было введено ограничение на перенос убытков и на признание убытков внутри КГН, мы были вынуждены перейти на расчет налоговой базы по каждому участнику. Поэтому уже сейчас по каждому участнику КГН налоговая база определяется отдельно, а затем консолидируется ответственным участником.

Когда мы упраздним институт КГН, уже не потребуется дополнительных трудозатрат, только декларации уже будут подаваться по каждому участнику отдельно”, – объяснил глава департамента.

Как будет отменяться контроль

Контроль за трансфертными ценами не будет отменен полностью – Минфин продолжит контролировать трансграничные сделки при превышении порога в 1 млрд рублей, а также ряд сделок и внутри РФ. В частности, это сделки между компаниями, которые применяют разные ставки по налогу на прибыль или налоговые режимы.

Ключевой задачей Минфина было снижение административной нагрузки на бизнес, подчеркивает Сазанов. “Мы проводили консультации с экспертным сообществом, деловыми и бизнесобъединениями и получили подтверждение, что отмена контроля за трансфертным ценообразованием существенно поможет бизнесу”, – сказал он.

В рамках закона об отмене контроля за трансфертным ценообразованием Минфин одновременно вводит запрет регионам устанавливать пониженную ставку налога на прибыль, если это прямо не предусмотрено Налоговым кодексом. При этом на территориях, где действуют пониженные ставки, например в особых экономических зонах, на территориях опережающего развития, контроль за трансфертным ценообразованием сохранится.

Что придет на смену

Федеральная налоговая служба при администрировании отслеживает частные особо крупные случаи злоупотреблений, не проводя сплошного мониторинга всего потока документации по сделкам, который к ним поступает.

Сазанов пояснил, что случаи злоупотреблений, когда трансфертные цены используются исключительно для получения налоговой выгоды, Минфин сможет отслеживать через определение “необоснованной налоговой выгоды”, появившееся в Налоговом кодексе.

Понятие “необоснованной налоговой выгоды” было введено в прошлом году. Таким образом, у ФНС появился действенный инструмент для борьбы с налоговыми злоупотреблениями.

“Если налоговые органы в рамках выездных камеральных проверок устанавливают факт злоупотребления, когда осуществляются притворные сделки, целью которых является исключительно полученные налоговой выгоды и которые не имеют никакой экономической сути, они могут через необоснованную налоговую выгоду разрешать такие ситуации и взыскать дополнительные налоги”, – пояснил Сазанов.

Партнер группы по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования KPMG Иларион Леметюйнен выразил опасение, что после отмены прямого контроля налоговики будут более пристально следить за ценами в рамках концепции необоснованной налоговой выгоды.

“На практике споры и судебные дела на данную тему есть и сейчас; количество их возрастает. Также компании теряют право на проведение симметричных корректировок цен по таким сделкам для приведения фактических цен к рыночному уровню”, – считает эксперт.

По словам партнера Ernst & Young Евгении Ветер, уже сейчас активно развивается практика, когда территориальные налоговые органы в рамках проверок, связанных с оценкой необоснованной налоговой выгоды, анализируют вопросы цены во внутригрупповых сделках на соответствие рыночным, при этом используются механизмы, аналогичные тем, что установлены правилами трансфертного ценообразования.

“Важным фактором является то, что в случае налоговых доначислений по таким ситуациям налогоплательщики лишены возможности провести симметричные корректировки, а наличие документации, обосновывающей цены, не будет давать защиту от штрафов.

Поэтому крупным компаниям целесообразно на случай налоговых проверок неконтролируемых внутрироссийских сделок все же сохранить мониторинг рисков трансфертного ценообразования и готовность обосновать цены хотя бы по самым существенным внутрироссийским операциям”, – отметила эксперт.

Статьи для экономии

По мнению Минфина, после отмены контроля за трансфертным ценообразованием компании смогут экономить на услугах налоговых консультантов. Однако консультанты уверены, что их помощь компаниям еще пригодится. В сфере установления и обоснования цен между российскими участниками крупных холдингов остается немало требующих внимания вопросов, подчеркнул партнер PwC в России Андрей Колчин.

После отмены контроля за трансфертным ценообразованием налогоплательщики будут лишены предоставляемых в отношении контролируемых сделок гарантий, основной из которых является наличие права на проведение проверки цен только у специально подготовленных сотрудников ФНС, напомнил партнер, руководитель группы по трансфертному ценообразованию “Делойт” СНГ Дмитрий Кулаков.

“Наиболее рискованные с точки зрения претензий налоговых органов сделки (один из участников которых платит налог на прибыль по пониженной ставке в силу использования льгот или специальных режимов) остаются предметом контроля за ценами.

Также еще не сформировалась практика использования территориальными налоговыми инспекциями методов контроля за трансфертными ценами в рамках внесенной в прошлом году в налоговое законодательство концепции пределов осуществления налогоплательщиком прав по исчислению налоговой базы или суммы налога (статья 541 НК РФ)”, – рассказал Колчин.

Кроме того, дополнительно вводится контроль за ценами в сделках с взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из сторон является плательщиком налога на дополнительный доход и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении соответствующей налоговой базы. В результате таких изменений крупные российские компании должны переосмыслить их подходы к управлению рисками трансфертного ценообразования в их группах, считает Ветер из Ernst & Young.

“Необходимо будет сфокусировать внимание, в первую очередь, на управлении налоговыми рисками, связанными с ценообразованием во внешнеторговых сделках, выстраивании единообразных политик трансфертного ценообразования внутри иностранного контура группы, оздоровлении и повышении эффективности внутригрупповых цепочек поставок по экспортным поставкам и сделкам в иностранных юрисдикциях, а также подготовке документации по трансфертному ценообразованию в иностранных юрисдикциях”, – отметил она.

Финансовые консультанты говорят, что их не сильно заботит снижение загрузки в секторе трансфертного ценообразования.

“Темы становятся менее актуальные, другие, наоборот, получают развитие, притом не только в России, но и на международной арене.

Сейчас большинство крупных групп заняты вопросами соблюдения новых требований отчетности с введением BEPS – подготовка Странового отчета, Глобальной документации и Национальной документации”, – объяснил Леметюйнен.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5479824

Автоматизация бизнеса на платформе 1С:Предприятие 8

Уведомление в рамках контроля по трансфертному ценообразованию

1.       Контролируемые сделки это

2.       Что не признаются контролируемыми сделками

3.       Проверка цен по сделкам на соответствие рыночным

4.       Последствия совершения контролируемых сделок за 2019 год

Сегодня мы с Вами рассмотрим практику применения и подготовку уведомлений о контролируемых сделках за 2019 год на реальном примере и с помощью программ1С Предприятие 8.

Рассмотрим более детально следующие вопросы:

1.       Контролируемые сделки это

2.       Контроль цен по сделкам на их соответствие рыночным

3.       Последствия совершения контролируемых сделок за 2019 год

Итак, давайте перейдем к детальному рассмотрению каждого из вышеперечисленных вопросов.  

1.   Контролируемые сделки это

Контролируемой сделкой являются (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, место регистрации которых (местом жительства) признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при соблюдении следующих условий:

1. доходы по всем сделкам

2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке

3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН, ЕНВД

4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей.

3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:

3.1.

Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

·         нефть и нефтепродукты;

·         черные и цветные металлы;

·         минеральные удобрения;

·         драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.

Итак, выше мы с Вами рассмотрели подробно какие сделки признаются контролируемыми. Однако, случаются также и сделки, которые не могут быть признаны таковыми. Давайте рассмотрим такого рода сделки более детально. 

2.   Что не признаются контролируемыми сделками

Не признаются контролируемыми сделками, хотя соответствуют формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке), а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;

2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно); 

3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными;

4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками.;

6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия;

7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

Источник: https://www.koderline.ru/expert/instruktsii/article-transfertnoe-tsenoobrazovanie-praktika-primeneniya-podgotovka-uvedomleniya-o-kontroliruemykh-sdelkakh/

Подготовка документации по контролируемым сделкам и применение методов трансферного ценообразования: право или обязанность?

Уведомление в рамках контроля по трансфертному ценообразованию

Руководитель отдела налогового права
Григорьева С.А.

Документация по трансфертному ценообразованию: только в рамках специальной налоговой проверки ценообразования

В соответствии с НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится специализированным налоговым органом по месту его нахождения.

Перечень оснований для такой проверки ФНС России является закрытым и включает в себя:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Это означает, что при отсутствии (даже формальном) указанных оснований проверка не может проводиться.

Проверка ценообразования проводится должностными лицами уполномоченного органа на основании решения руководителя (его заместителя) о проведении проверки. При этом срок вынесения такого решения ограничен: по общему правилу, оно может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения налоговым органом уведомления или извещения, указанных выше.

В рамках проверки уполномоченный орган вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ, требование о представлении документации по контролируемым сделкам в отношении проверяемых сделок.

При этом под документацией по контролируемым сделкам понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме и содержащий сведения, обосновывающие рыночный уровень примененных цен по анализируемым договорам.

Обоснование же осуществляется в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ (с п.1. ст. 105.15, п.2. ст. 129.3 НК РФ).

Истребуемая документация по трансфертному ценообразованию представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования. При этом действующей редакцией НК РФ, возможность продления срока представления документации по трансферному ценообразованию не предусмотрена.

Неисполнение требования уполномоченного органа о предоставлении признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, 15.6 КоАП РФ.

Из вышеизложенного следует, что уполномоченный орган вправе истребовать, а налогоплательщик обязан представить уполномоченному органу документацию по контролируемым сделкам, оформленную в соответствии с требованиями ст. 105.15 НК РФ.

Практический смысл подготовки документации по по трансфертному ценообразованию (и, соответственно ее предоставление налоговому органу) заключается в возможности налогоплательщика подтвердить соответствие применяемых им цен по анализируемому договору уровню рыночных цен.

При этом при таком подтверждении налогоплательщик вправе применить или не применять методы трансфертного ценообразования, установленные НК РФ.

Иными словами, применение этих методов не является обязанностью налогоплательщика, однако обязательно для ИФНС РФ.

О последствиях выбора налогоплательщиком того или иного метода трансфертного ценообразования

Отметим, что сегодня при подготовке документации по контролируемым сделкам НК РФ не ограничивает налогоплательщика в выборе способа доказывания соответствия применяемых цен по контролируемым сделкам уровню рыночных цен.

Однако выбранный налогоплательщиком способ подтверждения цены влечет определенные правовые последствия для ИФНС РФ и таким образом может существенно повлиять результат возможной проверки ценообразования.

Так, например, в ситуации, когда налогоплательщик реализует свое право и использует для подтверждения цен методы трансфертного ценообразования НК РФ, предусмотренные НК РФ, уполномоченный орган обязан также их применить.

При этом, использование налоговым органом иного метода трансфертного ценообразования возможно только в том случае, если он докажет, что метод трансфертного ценообразования, примененный налогоплательщиком, не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий договоров налогоплательщика с условиями сопоставляемых с ними сделок между невзаимозависимыми лицами.

В итоге налогоплательщик оказывается перед выбором:

  • Во-первых, применять или нет какой-либо из методов, установленных НК РФ;
  • Во-вторых, при принятии решения в пользу использования этих методов – какие методы трансфертного ценообразования применить для подтверждения своих цен.

Этот выбор, как показывает практика, в первую очередь стоит перед российскими налогоплательщиками, закупающими продукцию у материнских компаний по ценам, определяемым материнскими компаниями, и реализующими ее в РФ.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что принятие компанией решения о подготовке документации по трансфертному ценообразованию и выбора стратегии ее подготовки (качества подготовленной документации с учетом ее информативности, детальности и основательности) определяет направление проверки ценообразования по контролируемым сделкам, а также возможность ее проведения как таковой.

Документация по контролируемым сделкам: требования к детализации и оформлению

Статьей 105.15 НК РФ установлены требования к информации, которая должна содержаться в документации по трансфертному ценообразованию.

Эти требования предусматривают возможность составления такой документации в произвольной форме в виде единого документа или совокупности нескольких документов.

Так, пп. 1. п.1. указанной статьи предусмотрено, что документация по трансфертному ценообразованию должна, как минимум, содержать сведения о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку, в т. ч.:

  • перечень лиц, участвующих в анализируемом договоре;
  • описание анализируемого договора, его условий, включая описание методики ценообразования, условия и сроки осуществления платежей и прочую информацию;
  • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами анализируемого договора, об используемых ими активах, связанных с его исполнением;
  • сведения о принимаемых сторонами анализируемого договора экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при его заключении. .

Кроме того, в случае использования (подчеркнем – но только в этом случае) при подтверждении для целей налогообложения цен по контролируемым сделкам, сторонами которых являются взаимозависимые лица, методов трансфертного ценообразования, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, документация по трансферному ценообразованию должна также содержать дополнительные сведения (об использованных методах, обосновании причин их выбора и т.п. – пп.2. п.1. ст. 105.15 НК РФ).

Помимо указанного, налогоплательщик вправе предоставить иную информацию (документы), подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия анализируемых договоров и финансовый результат по ним аналогичны показателям в сопоставимых сделках (п. 2 указанной статьи).

При практической реализации норм НК РФ, конечно, возникает сложность в определении объема и уровня предоставляемой документации.

С учетом открытого перечня сведений в информации, раскрываемой в документации по трансфертному ценообразованию (закреплен в ст. 105.15 НК РФ), НК РФ также устанавливает принцип разумности ее объема, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации по контролируемым сделкам должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены.

Так как данный принцип носит оценочный характер, он может применяться компаниями и налоговыми органами по-разному.

Однако в любом случае необходимо учитывать, что и компания, и налоговый орган действуют в едином информационном поле, что означает, что при оценке представленной информации как недостаточной налоговый орган сможет обратиться к источникам информации, установленным НК РФ (например, к данным информационно-аналитических агентств о компаниях-конкурентах и т. п.).

Это означает, что правильно выбранный и достоверный источник информации минимизирует риск негативного развития налоговой проверки и возникновения налоговых споров.

Источник: http://www.calangium.com/information/statiy/Podgotovka-dokumentacii-po-kontroliruemym-sdelkam/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: