Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой

Содержание
  1. Обзор судебных споров с участием УО об установке ОДПУ и её оплате
  2. Судебная практика по вопросам установки ОДПУ в многоквартирных домах
  3. Дело № 1: УО и жители домов отстояли своё право на установку ОДПУ своими силами в обход РСО
  4. Дело № 2: УО существенно снизили размер своего долга перед РСО за установку ОДПУ
  5. Дело № 3: УО отсудила у муниципалитета – собственника помещений долг за установку ОДПУ и проценты по нему
  6. На заметку
  7. Как составляется и какие обязательные пункты содержит договор на установку счетчика воды?
  8. Кем заполняется?
  9. Как составить?
  10. Требования
  11. «Шапка»
  12. Предмет
  13. Сроки выполнения
  14. Обязательства сторон
  15. Стоимость и расчет
  16. Порядок сдачи-приемки
  17. Гарантия качества
  18. Ответственность
  19. Срок действия и порядок расторжения
  20. Заключительные положения
  21. Что делать после заключения?
  22. Заключение
  23. Когда россиянам оплачивать установку счетчиков в новостройках :: Город :: РБК Недвижимость
  24. «Важно сохранить соответствующий класс энергоэффективности здания»
  25. «Установка умных счетчиков уже включена в стоимость квартир»
  26. «Установка счетчиков повышает себестоимость проекта»
  27. «Этот закон никак не скажется на стоимости недвижимости»
  28. «Суммы начислений вырастут для тех жителей, у кого не были установлены приборы учета»
  29. Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета
  30. Зачем нужен общедомовой прибор учета
  31. Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета
  32. В каких домах необходима установка общедомового прибора учета
  33. Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета
  34. Нужно ли проводить общее собрание собственников
  35. Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета
  36. Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению
  37. Если собственники отказываются платить за установку
  38. Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта
  39. Одпу — первый шаг к автоматизированному сбору показаний
  40. Может ли управляющая организация взимать с жителей дополнительную плату за замену общедомовый прибор учёта
  41. Одпу устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников
  42. Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества
  43. Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением
  44. Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения
  45. Уо должна учитывать возможные траты на замену одпу при утверждении перечня работ и услуг
  46. Иметь в виду

Обзор судебных споров с участием УО об установке ОДПУ и её оплате

Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой

Мы часто пишем о судебной практике по разным вопросам, касающимся работы УО и ТСЖ: порой она может подсказать управляющим МКД, как действовать в той или иной ситуации. Сегодня делаем обзор нескольких судебных споров по вопросам установки ОДПУ и оплаты таких работ между РСО, УО и собственниками.

Судебная практика по вопросам установки ОДПУ в многоквартирных домах

На нашем портале вы можете найти подборку статей, в которых мы рассказывали о судебных решениях по вопросам установки общедомовых приборов учёта в многоквартирных домах, их замены и оплаты таких работ:

  • Может ли ресурсоснабжающая организация установить ОДПУ в колодце
  • Можно ли установить единый ОДПУ для двух многоквартирных домов
  • Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
  • Вправе ли УО увеличить размер платы за жильё после установки ОДПУ
  • Как УО вести расчёт платы за отопление при нескольких ОДПУ в доме

Сегодня мы расскажем об ещё трёх судебных делах, в которых рассматривались споры, возникшие из-за выполнения РСО требований по оснащению многоквартирных домов ОДПУ, поскольку УО и собственники этого не сделали. Каждое из них в какой-то мере закончилось победой управляющих организаций.

Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах

Дело № 1: УО и жители домов отстояли своё право на установку ОДПУ своими силами в обход РСО

В деле № А06-10090/2018 в суд обратилась РСО: она требовала, чтобы управляющая организация допустила её специалистов к тепловым узлам для их осмотра и установки ОДПУ в девяти многоквартирных домах. РСО обвинила управляющую организацию в том, что она препятствовала исполнению требований законодательства по обеспечению домов общедомовыми приборам учёта.

Как выяснилось в суде, осмотр тепловых узлов специалистами РСО в восьми из девяти домов всё-таки был проведён.

При этом в комиссию вошли специалисты УО, активные жители, и старшие по домам, которые указали поставщику ресурсов на то, что дома старые, 60-х годов постройки, и нуждаются в капремонте, поэтому ОДПУ будут устанавливаться только после соответствующих работ из средств фонда капитального ремонта.

УО представила в суде технические заключения о том, что в восьми МКД необходимо провести работы по капитальному ремонту системы отопления и горячего водоснабжения и что плохое качество труб может повлиять на погрешность счётчика в случае его установки до капитального ремонта.

В суде УО отметила, что специалисты РСО подошли к осмотру теплоузлов формально, не оценив степень износа системы теплоснабжения восьми домов. В девятом МКД собственники самостоятельно установили ОДПУ через стороннего подрядчика.

Старшая по дому, где ОДПУ установили сами собственники, также отметила, что стоимость работ поставщика ресурсов завышена в 3 раза.

Поэтому жители дома привлекли к работам подрядчика, сделали капремонт сетей и установили общедомовой прибор учёта без помощи РСО.

Также управляющая организация предоставила суду документы общих собраний собственников, на которых жители домов приняли решение об установке ОДПУ на средства капитального ремонта со спецсчетов, а не дополнительными платежами в адрес РСО.

Доводы поставщика ресурсов к УО о том, что его специалистов не пустили к теплоузлам для установки ОДПУ, компания опровергла: по каждому случаю были составлены акты, в которых указывалось, что на месте присутствовал работник управляющей организации, который был готов пустить представителей РСО в дом для проведения работ. В дома их не пустили сами жители, отказавшиеся от установки ОДПУ подрядчиками РСО.

Суды встали на сторону жителей домов и управляющей организации. Все инстанции указали на то, что приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627 утверждены критерии, по которым определяется наличие/отсутствие технической возможности установить приборы учёта.

По этому документу при определении наличия возможности установить ОДПУ необходимо учитывать состояние ВДИС и обеспечение необходимых условий для эксплуатации прибора учёта.

Суды указали, что РСО не оценило МКД по этим параметрам, подойдя формально к осмотру теплоузлов и не проверив доводы УО и жителей.

Также судьи не посчитали доказанным, что УО препятствовала установке ОДПУ, ведь специалисты РСО были допущены к общему имуществу для осмотра сетей. В актах указано, что помешали поставщику ресурсов собственники, а не работники управляющей организации.

Спор организаций дошёл до ВС РФ, который отказался пересматривать решения коллег, согласившись с отказом в иске.

УО и жители дома отстояли своё право на установку ОДПУ в домах после капитального ремонта сетей и из средств соответствующего фонда.

В ином случае РСО установила бы приборы учёта по своим расценкам: управляющей организации пришлось бы сразу компенсировать поставщику все расходы, а жителям – оплачивать установку ОДПУ с рассрочкой и по завышенным расценкам.

Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Дело № 2: УО существенно снизили размер своего долга перед РСО за установку ОДПУ

В деле № А28-8261/2018 ответчиком по иску РСО выступали сразу три управляющие организации. Поставщик ресурсов в 2013–2014 гг. установил в трёх многоквартирных домах Кирова ОДПУ и выставил в адрес управлявшей тогда этими домами организации счета на возмещение средств за работы на сумму более 500 тыс. рулей. УО счета не оплатила, и РСО начала слать ей претензии.

Затем во всех трёх МКД собственники сменили управляющую организацию: вместо УО-1 в двух домах начала работать УО-2, а в третьем – УО-3. Поэтому РСО подала иск в суд ко всем указанным компаниям, разделив между ними свои убытки.

Бывшая управляющая организация в суде заявила, что не является надлежащим ответчиком, поскольку уже не управляет спорными МКД. Судьи с этим согласились, указав на то, что расходы на установку ОДПУ возмещают управляющей организации собственники, а бывшая УО не имеет права собирать с них деньги, поскольку договор управления уже расторгнут. Иск к УО-1 был отклонён полностью.

Две другие УО не смогли доказать, что не должны оплатить РСО установку ОДПУ, однако, заявили об истечении срока исковой давности: приборы учёта были введены в эксплуатацию в 2013–2014 гг., а иск в суд подан в 2019 году. Суд принял этот довод и существенно снизил суммы, которые РСО требовала ей возместить.

УО оплачивает в адрес поставщика ресурсов стоимость установки ОДПУ единовременно, а затем эти деньги возмещает за счёт собственников. Собственники оплачивают такие работы с рассрочкой в пять лет. На момент суда часть таких платежей не может быть взыскана с собственников в связи с истечением срока исковой давности в три года.

Следовательно, эти деньги нельзя взыскать и с УО. Поэтому суд сделал свои расчёты долга УО-2 и УО-2 перед РСО: исходя из принципа оплаты собственниками стоимости установки ОДПУ равными долями в течение пяти лет, но только с мая 2015 года: чуть более 300 тыс. рублей с трёх МКД.

Как постановление № 897 изменило порядок взаимодействия УО с РСО

Дело № 3: УО отсудила у муниципалитета – собственника помещений долг за установку ОДПУ и проценты по нему

В третьем деле, которое мы сегодня рассмотрим, РСО установила ОДПУ в 36 многоквартирных домах Нижнего Новгорода, которыми управляла одна УО, и через суд взыскала с неё стоимость работ.

В этих домах некоторые помещения принадлежали муниципалитету на правах собственности, и УО выставила ему счёт на возмещение убытков за установку ОДПУ в 197 тыс. рублей в соответствии с его долей в ОИ всех многоквартирных домов.

Администрация города долгое время счёт не оплачивала, и УО обратилась в суд (дело № А43-21594/2019).

При этом управляющая организация, подавая иск в суд, требовала от муниципалитета оплатить уже не только его долю в стоимости работ по установке ОДПУ, но и проценты за пользование чужими денежными средствами: УО почти год ожидала, пока муниципалитет исполнит свои обязательства как собственник нежилых помещений в МКД. В иске управляющая организация заявила об 11 тыс. рублей таких процентов, и суд удовлетворил эти требования.

Судья указал на то, что поскольку обязательство по возмещению расходов на установку ОДПУ собственник своевременно не исполнил, требование организации о взыскании с муниципалитета процентов за пользование чужими денежными средствами почти девять месяцев обоснованно и подлежит удовлетворению. К моменту рассмотрения иска в апелляционном суде и оплаты муниципалитетом долга сумма процентов увеличилась .

На заметку

В судебной практике по вопросам установки ОДПУ и оплаты этих работ в адрес РСО есть примеры дел, в которых управляющим организациям удалось полностью или частично отстоять свою правоту. Это дела, в которых:

  • МКД требует капитального ремонта, а РСО настаивает на установке общедомового прибора учёта. Управляющая организация может привлечь к отстаиванию позиции жителей дома, а также предложить собственникам установить ОДПУ за счёт средств капремонта и с привлечением стороннего подрядчика за меньшую плату, чем предлагает РСО.
  • УО заключила договор управления с собственниками помещений в доме, где ранее РСО установила ОДПУ, но деньги за эти работы не получила. Компания может попытаться снизить объём долга, если с момента установки счётчика прошло более трёх лет.
  • В доме есть помещения, которые принадлежат муниципалитету, и он не спешит расплатиться с долгом за установку ОДПУ. Управляющая организация может взыскать с него не только его долю в расходах на установку счётчика, но и процент за пользование чужими денежными средствами.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/obzor-sudebnyh-sporov-s-uchastiem-uo-ob-ustanovke-odpu-i-ee-oplate-5e4684b4cc6d233fd0f685bb

Как составляется и какие обязательные пункты содержит договор на установку счетчика воды?

Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой

Договор на установку счетчика необходим и жильцу квартиры, и установщику ИПУ. Он подтверждает права и обязанности сторон по монтажу прибора.

Если, например, исполнитель не установит в оговоренный срок ИПУ или он выйдет из строя через неделю, жилец может предъявить претензии на основании договора и потребовать компенсации и/или замены оборудования.

Все самое важное об установке счетчиков воды найдете в этом разделе.

Кем заполняется?

Договор на установку ИПУ – это простой договор подряда. Составляется он на основании статей гл. 37 ГК РФ.

Ст. 702 устанавливает, что участниками договора являются два лица – подрядчик и заказчик, они составляют и подписывают документ.

Исполнителем может выступать любое физическое или юридическое лицо, которое берет на себя обязанности по установлению прибора учета. Если это – организация, документ подписывает сотрудник, которого присылает фирма или ответственное лицо в самой организации.

Все зависит от полномочий, закрепленных за сотрудниками конкретной фирмы.

Заказчиком может выступать только хозяин недвижимости. Квартиросъемщики не имеют таких полномочий – ст. VII Правил предоставления коммунальных услуг в ПП РФ № 354 (от 06.

05.2011).

Как составить?

Единого бланка договора на установку ИПУ или просто договора подряда не предусмотрено.

Составляется он произвольно, но включает обязательные пункты:

  1. Наименование документа.
  2. Основные данные сторон участниц.
  3. Предмет договора.
  4. Обязательства сторон.
  5. Ответственность сторон.
  6. Стоимость услуги и порядок расчета.
  7. Сроки предоставления услуги.
  8. Порядок сдачи и приемки выполненной работы.
  9. Гарантийные обязательства.
  10. Порядок рассмотрения споров.
  11. Заключительные положения.

Документ удостоверяется печатью исполнителя (при наличии) и визируется обеими сторонами.

Требования

К технической стороне документа серьезных требований нет. Ст. 161 ГК РФ лишь дает рекомендации составлять письменный договор, если:

  • стоимость услуги превышает 10 тыс. руб.;
  • участники сделки – физическое и юридическое лицо.

Документ можно написать произвольно. Ориентироваться нужно на правила делопроизводства.

Текст составляется на белых листах бумаги формата А4. Его можно отпечатать, используя компьютерную программу или простое печатающее устройство. Допускается написать текст от руки. В таком случае следует использовать синюю, фиолетовую или черную пасту.

Редко текст умещается на одну страницу. Если их несколько, то для каждой страницы следует использовать отдельный лист. Нумеровать их не обязательно, но нужно скрепить любым способом так, чтобы не повредить текст.

Договор следует составлять минимум в двух экземплярах. Один после подписания остается у исполнителя. Другой – у заказчика. Но лучше делать три экземпляра, чтобы третий передать в Управляющую компанию.

Государственной регистрации такой договор не подлежит. Он считается заключенным с момента его подписания обеими сторонами.

«Шапка»

Наименование документа пишется по центру. Можно указать, что это – договор подряда или просто написать: «Договор на установку прибора учета». Никаких четких требований не имеется. Плюс необходимо обозначить место подписания документа и дату.

После наименования по правому краю нужно внести основные данные заказчика и исполнителя (иногда сведения вносятся по центру листа, что не воспрещается):

  1. Имя (название) исполнителя. ФИО руководителя, если участник сделки – юридическое лицо. Реквизиты правоустанавливающего документа. Если это ИП – регистрационный номер в ЕГРИП и дата регистрации и пр.
  2. Полное имя заказчика и адрес его места жительства.

Предмет

Следующим пунктом стороны должны обязательно описать предмет договора. Все прочие условия документа могут иметь любую последовательность.

Предметом будет услуга, которую исполнитель обязуется исполнить в пользу заказчика. В данном случае – это установка ИПУ.

Желательно все сопутствующие условия изложить в документе подробно:

  1. Точный адрес, по которому устанавливается ИПУ.
  2. Сведения о приборе. Например, это – водомерный узел, состоящий из таких-то приборов с указанием количества.
  3. Ссылки на законодательные акты, в соответствии с которыми производится установка. В данном случае можно сослаться на ФЗ РФ № 261 (от 23.11.2009).

Следует отметить, кто предоставляет само оборудование. Например, из материала заказчика.

Сроки выполнения

Срок предоставления услуги следует обозначить отдельным пунктом. Как правило, в договоре указывается, что он вступает в силу с момента подписания. Плюс обозначается срок окончания работ.

Обязательства сторон

В качестве обязанностей исполнителя отмечают необходимость в оговоренные сроки произвести монтаж и проверку ИПУ. В обязанности заказчика входит оплата услуги и предоставление условий для установки водомера.

Стоимость и расчет

В договоре обязательно следует указывать стоимость услуги, иначе он будет считаться не заключенным. Нужно обозначить, сколько будет стоить работа в целом и отдельные ее элементы.

Необходимо сослаться на основание назначения именно такой оплаты. Например: в соответствии с прейскурантом такой-то фирмы.

Следует зафиксировать, в какой момент заказчик обязан произвести оплату: до или после и порядок ее проведения. Например, в кассе исполнителя или переводом на расчетный счет и пр.

Порядок сдачи-приемки

Порядок приема работы подразумевает составление отдельного Акта. Этот факт необходимо обозначить отдельным пунктом документа.

Если установщик – организация, которая предоставляет водоснабжение в дом, можно в документе оговорить порядок проверки прибора в дальнейшем, допуск сотрудников компании для регулярных проверок и пр.

Если исполнитель – сторонняя структура, достаточно написать, что по завершению установки стороны составляют и подписывают акт приемки.

Гарантия качества

Желательно условиями договора оговорить период, в течение которого исполнитель гарантирует качество своей работы. Как правило, это – 12 месяцев.

Обязательно следует сделать ремарку, что гарантийный случай возникает только при условии, что заказчик эксплуатирует оборудование надлежащим образом.

Ответственность

Пункт об ответственности сторон в договоре не обязателен. При его отсутствии все нарушения будут разбираться в соответствии со ст. 730, 731, 732, 733, 734, 735, 736, 737, 738, 739 ГК РФ.  Но допустимо в тексте эти условия обозначить или указать на какие-то особые меры ответственности. Например, на обязанность выплатить неустойку и пр.

Срок действия и порядок расторжения

В договоре нужно указать, каким периодом ограничивается срок его действия. В случае с установкой ИПУ срок сопоставляют не с датой, а с окончанием работы. Например, пишут, что договор прекращает действовать после принятия работы заказчиком.

Можно обозначить, на каких условиях заказчик и исполнитель могут отказаться от выполнения своих обязательств. Но данный пункт не является категорической необходимостью.

При его отсутствии стороны будут руководствоваться нормами ГК РФ относительно расторжения договора подряда.

Заключительные положения

В заключении стороны могут обозначить индивидуальные условия прекращения отношений и порядок уведомления, а также необходимость досудебного урегулирования противоречий при их возникновении.

Плюс желательно проставить количество экземпляров договора и дать перечень документов, которые к нему прилагаются. Кроме того, пишется адрес заказчика и исполнителя. Если исполнитель – организация, то фиксируется юридический адрес.

Стороны ставят свои подписи с расшифровкой. Со стороны исполнителя расписывается ответственное лицо. Кода участник – юр.лицо или ИП, нужно проставить печать для документов.

Что делать после заключения?

После того как водомер будет установлен, хозяину квартиры следует обратиться в Управляющую компанию с заявлением, в котором нужно изложить просьбу о проверке счетчика для дальнейшего использования.

Представители УК в течение 15 дней с момента поступления заявления проверяют ИПУ. Если все в порядке, они предоставят Акт ввода прибора в эксплуатацию.

Хозяину к их приходу следует подготовить все заводские паспорта на прибор. Лучше дополнительно снять копии, т.к. их нужно будет передать в Управляющую компанию.

Также надо передать один экземпляр договора на установку ИПУ, если услуга предоставлялась организацией

Заключение

При составлении договора на установку счетчика воды следует ориентироваться на нормы ГК РФ относительно договоров подряда.

Документ пишется произвольно, но в нем должны быть обязательно оговорены определенные условия, например предмет и сроки. Без них договор считается не заключенным.

Источник: https://o-vode.net/vodosnabzhenie/schetchik/ustanovka/dogovor

Когда россиянам оплачивать установку счетчиков в новостройках :: Город :: РБК Недвижимость

Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой

Девелоперы объяснили, продолжат ли они возводить дома с уже готовыми приборами учета в случае принятия нового закона

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Стоимость установки умных счетчиков электроэнергии могут включить в коммунальные платежи россиян. Соответствующий вопрос правительство поручило проработать Федеральной антимонопольной службе (ФАС), Минэнерго, Минэкономразвития и другим профильным ведомствам.

Застройщики рассказали, планируют ли они строить дома с уже установленными приборами учета или оплачивать монтаж счетчиков придется гражданам.

Роман Мирошников, исполнительный директор СК «Ойкумена»:

— Счетчики на свет, воду, отопление на наших объектах (новостройки в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Подмосковье) устанавливаются за счет застройщика и подразумевают возможность передавать показания онлайн. Они входят в проект изначально, когда проходит согласование во всех профильных организациях. У нас нет планов перекладывать эти расходы на плечи покупателей квартир в случае принятия нового закона.

«Важно сохранить соответствующий класс энергоэффективности здания»

Елизавета Севастьянова, коммерческий директор TEKTA GROUP:

— Ряд девелоперов уже сегодня устанавливают в свои проекты умную систему счетчиков. Безусловно, застройщику это обходится дороже, однако повышение комфорта будущих жильцов остается приоритетной задачей.

Предполагаем, что оснащение новостроек умными приборами учета пользования воды и электроэнергии останется обязательным требованием к застройщикам при сдаче дома в эксплуатацию.

Тем более и самому девелоперу, особенно если мы говорим о сегменте бизнес и выше, важно в конечном счете сохранить соответствующий класс энергоэффективности здания.

«Установка умных счетчиков уже включена в стоимость квартир»

Антон Детушев, генеральный директор Ikon Development:

— В данный момент наша компания строит жилой комплекс «Новый Зеленоград». Эти квартиры будут сданы в 2021 году, и в них уже будут установлены новые приборы учета электроэнергии. Это обязательное условие для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.

Для установки умных счетчиков на объекте ЖК применена проводная система АСКУЭ. Эти счетчики опрашиваются по каналу RS485. У новых счетчиков множество преимуществ, но их стоимость в 2,5 раза выше стандартных. Дополнительные затраты идут также на подключение к сети WLAN и кабель.

Однако все эти затраты в процессе эксплуатации будут окупаться. Установка умных счетчиков уже включена в стоимость квартир.

«Установка счетчиков повышает себестоимость проекта»

Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции»:

— Закон об интеллектуальном учете электроэнергии уже вступил в силу, однако решение о том, на кого и в каком объеме придется дополнительная финансовая нагрузка, еще не принято. Наверняка расходы на установку счетчиков будут включены в коммунальные платежи, однако этот вопрос находится на стадии обсуждения.

Необходимо обосновать причины и объем роста, а также вывести этот фактор за пределы норм, по которым может происходить увеличение стоимости. Сейчас коммунальные платежи повышаются в среднем на 4%, включение в них затрат на установку счетчиков может добавить к цене за электроэнергию дополнительные 1–2%.

Если покупатель приобретает в новостройке квартиру с интеллектуальным учетом электроэнергии, то цена лота возрастает. Как и любые другие финансовые затраты, установка счетчиков повышает себестоимость проекта и, как следствие, конечную цену продукта.

Однако изменение стоимости за счет этого фактора не будет существенным.

«Этот закон никак не скажется на стоимости недвижимости»

Кристина Дудко, руководитель департамента продаж девелоперской компании Glincom:

— На мой взгляд, этот закон никак не скажется на стоимости недвижимости на первичном рынке. Расходы на установку и обычных, и смарт-счетчиков крайне малы по сравнению со стоимостью жилья — около 10 тыс. руб.

По сути, это единоразовый платеж, и даже несмотря на то что он наверняка будет включен в стоимость апартаментов/квартир, для покупателя это не станет критичным.

Рост стоимости коммунальных платежей для жильцов, я думаю, тоже не произойдет.

«Суммы начислений вырастут для тех жителей, у кого не были установлены приборы учета»

Денис Сушков, директор департамента ресурсоснабжения УК «ПИК-Комфорт»:

— С 1 июля 2020 года оплачивать установку или делать поверку электросчетчиков в МКД электросетевые компании обязаны за свой счет. Вне зависимости от формы заключения договора.

Есть вероятность, что суммы начислений незначительно вырастут для тех жителей, у кого до этого не были установлены приборы учета электроэнергии.

Это связано с тем, что действующие сейчас нормативы занижены и не соответствуют реальному потреблению. Для остальных жителей ничего принципиально не поменяется.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f6c88ec9a79477480d4fc2d

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

https://www.youtube.com/watch?v=_w4ExyMzpyQ

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

Что такое ОДН и как это рассчитывается?

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий.

Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки.

В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома.

Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.

16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости.

Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

Одпу — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

В продолжение статьи:

Почему правительство поняло, что без автоматизации ЖКХ никогда не выберется из долгов

Большой ОДН на воду: причины и методы снижения

 Передача показаний приборов учета

Источник: https://uchet-jkh.ru/publikacii/kto-obyazan-ustanavlivat-obschedomovye-pribory-ucheta.html

Может ли управляющая организация взимать с жителей дополнительную плату за замену общедомовый прибор учёта

Учет по договорам на установку счетчиков с рассрочкой

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

Одпу устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ.

Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

Уо должна учитывать возможные траты на замену одпу при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов.

В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ.

Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Источник: https://roskvartal.ru/pribory-uchyeta/10419-mozhet-li-uo-vzimat-s-zhiteley-dopolnitelnuyu-platu-za-zamenu-odpu

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: