Учет хозяйственных расходов на охрану

Как учесть расходы на охрану

Учет хозяйственных расходов на охрану

Организовать охрану фирмы и ее имущества можно несколькими способами. Можно, например, принять соответствующих специалистов в штат организации. С точки зрения учета расходов этот путь самый простой.

  Заработная плата сотрудников будет попадать в расходы, как и начисления на нее. Однако с точки зрения эффективности самой охраны этот путь нельзя признать наилучшим. Ведь заполучить в штат действительно хорошего специалиста будет стоить очень дорого.

К тому же придется выделить немалый бюджет на техническое и прочее обеспечение. Поэтому таким путем, как правило, идут лишь крупные компании, формируя собственные службы безопасности и охранные подразделения.

Также этот вариант можно использовать, если нужно лишь упорядочить доступ лиц на территорию компании, или получить услуги сторожа.

Другой вариант организации охраны — заключение договора со сторонними охранниками. Этот способ «распадается» еще на три варианта.

Во-первых, договор можно заключить с частным охранным предприятием (ЧОП). Во-вторых, в качестве контрагента можно выбрать ФГУП «Охрана».

И, в-третьих, исполнителем по договору может быть вневедомственная охрана МВД России. Остановимся на каждом из этих вариантов подробнее.

Договор с частным охранным предприятием

Пожалуй, самым распространенным вариантом обеспечения фирмы услугами по охране является заключение договора с частным охранным предприятием. Подыскивая контрагента для заключения такого договора, нужно помнить, что ЧОПом может быть только ООО с уставным капиталом не менее 100 тысяч рублей (ст. 15.1 Закона РФ от 11.03.

92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», далее — Закон о ЧОП). А если вы заключаете договор, предусматривающий вооруженную охрану, или услуги по монтажу и проектированию охранных систем, то уставный капитал контрагента должен быть не менее 250 тысяч рублей. Кроме того, ЧОП должно иметь лицензию (ст.

11 Закона о ЧОП).

Соответственно при заключении договора сразу запросите у потенциального контрагента документы, подтверждающие организационно-правовую форму (свидетельство о регистрации), размер уставного капитала (выписка из ЕГРЮЛ) и наличие лицензии (ее копия и ссылка на номер, дату в договоре). Или получите эти сведения через специальные сервисы, которые аккумулируют постоянно обновляемую информацию из ЕГРЮЛ — например, через сервис «Контур-Фокус».

На сам договор тоже стоит обратить особое внимание — в нем обязательно должна быть следующая информация: номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения. Кроме того, к договору должны прилагаться копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране (ст. 9 и 12 закона о ЧОП).

Без названной информации и приложений вероятность «снятия» расходов при проверке возрастает в разы (см. письмо Минфина России от 06.10.09 № 03-03-06/2/2007).

Расходы по договору с ЧОП учитываются при налогообложении прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Для их учета помимо договора потребуются также ежемесячные «закрывающие» акты. Особое внимание обратите на то, чтобы перечень охраняемых объектов в актах «один в один» соответствовал перечню, имеющемуся в договоре.

Также не лишним будет оформление и оперативных документов по договору: акт приема-передачи имущества под охрану, отчеты исполнителя, согласованные графики дежурств, рапорты о выявленных нарушениях режима и т п.

 Все эти документы будут свидетельствовать о реальности оказанных услуг, и помогут отстоять расходы, если в основных документах инспекторы все же обнаружат изъян (см, например, постановление ФАС Московского округа от 23.04.09 № КА-А40/3582-09).

Что касается налога на добавленную стоимость, то ЧОП, как и любая другая коммерческая организация, могут либо быть плательщиками НДС, либо иметь освобождение от налога по тому или иному основанию (например, применять УСН).

В этой связи вопросу отражения НДС в договоре также следует уделить повышенное внимание. Если НДС по договору нет, то это надо прямо указать в договоре, пояснив, на каком основании охранные услуги не облагаются налогом.

При наличии у ЧОП подтверждающего эти основания документа, лучше приложить к договору его копию.

Если же охранное предприятие является плательщиком НДС, то на основании полученных от него счетов-фактур НДС по договору можно принять к вычету.

Охраняет ФГУП «Охрана»

Теперь рассмотрим вариант, когда услуги оказывает ФГУП «Охрана» — организация, тесно связанная с МВД и использующая его материально-техническую базу для оказания некоторых своих услуг.

Также, как и в случае с ЧОП, затраты по оплате услуг ФГУП «Охрана» включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С точки зрения НДС данный вариант тоже не имеет каких-то особенностей — все взаимоотношения по договору в этой части не отличаются от отношений с коммерческими организациями. Ведь ФГУП «Охрана» не является частью госоргана, а лишь подведомственно ему, поэтому является плательщиком НДС (см.

Постановление Правительства РФ от 11.02.05 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации»).

Вневедомственная охрана

Наконец, последний вариант получения охранных услуг — оформление договора с подразделением МВД, занимающимся вневедомственной охраной на основании подпункта «м» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.11 № 250 «Вопросы организации полиции».

Долгое время вопрос учета выплат в пользу вневедомственной охраны при налогообложении был спорным.

Инспекторы ни в какую не хотели принимать такие затраты, аргументируя это тем, что средства по таким договорам относятся к целевым и не учитываются на основании пункта 17 статьи 270 НК РФ.

Но после того, как в подпункте 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ появилось прямое упоминание о расходах на услуги вневедомственной охраны, учет данных затрат никаких рисков не несет (конечно, при условии их документальной подтвержденности и экономической обоснованности).

Раз уж мы затронули тему документальной подтвержденности, поясним, что в данном случае документами, которые обосновывают расход, будут договор об оказании услуг по охране, смета стоимости услуг (обычно является приложением к договору), счета на их оплату и «закрывающие» акты (ежемесячные).

Что касается НДС, то по данному договору его не будет, поскольку, как мы уже упоминали, вневедомственная охрана является подразделением государственного органа (МВД), и плательщиком налога не является (подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ). Соответственно требовать от финчасти подразделения вневедомственной охраны счет-фактуру не нужно. Понятно также, что и вычетов по этому договору не будет.

Почему рубашка важнее директора

В заключение скажем несколько слов о личной охране. Наверняка многие слышали, что в таком случае оформляется договор на охрану какого-то имущества, которое всегда при директоре — костюма, портфеля, автомобиля и т п.

 И, действительно, нюансы российского законодательства таковы, что лучше оформить договор на охрану имущества, чем на личную охрану.

Дело в том, что при охране имущества охранники вправе применять оружие и спецсредства, а вот при охране личности — нет (ст. 17 и 18 Закона о ЧОП).

Раньше была еще и бухгалтерская причина для того, чтобы не заключать договор на личную охрану. До 2007 года Минфин был категорически против учета подобных расходов при налогообложении прибыли. По мнению ведомства, расходы, учитываемые по статье 264 НК РФ должны быть связаны с производством напрямую.

Поэтому можно учесть лишь расходы на охрану предприятия как производственного комплекса (см., например, письмо Минфина России от 17.11.05 № 03-03-04/1/376). Но потом ведомство изменило свой подход и больше не возражает против уменьшения налоговой базы на затраты по личной охране сотрудников (см. письмо Минфина России от 08.05.

07 № 03-03-06/1/269).

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2012/8/6333

Бюджетный учет: 225 vs 226: какой КОСГУ применять?

Учет хозяйственных расходов на охрану

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ требуют относить расходы к определенному коду исходя из экономического содержания хозяйственной операции. Правильный выбор из подстатей 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ — своеобразная лакмусовая бумажка профессионализма бухгалтера.

Ранее бухгалтеры автономных учреждений использовали КОСГУ для внутренней аналитики, обязанности вести ее не было. Однако Минфин РФ своим приказом от 16.11.2016 № 209н распространил действие Инструкции, утвержденной Минфином РФ от 01.12.2010 года № 157н (далее — Инструкция № 157н), на все типы учреждений бюджетной сферы.

Применение нового КОСГУ

Финансовое ведомство старается сделать для каждого кода максимально подробный перечень услуг и работ. Программы, автоматизирующие бухгалтерский учет, тщательно контролируют хозяйственные операции.

Однако у бухгалтеров часто возникают вопросы, как применять Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н). И не зря.

Неправильное применение классификации проверяющие расценят как использование средств не по назначению, даже если речь идет о кодах, которые отличаются только одним знаком третьего разряда, как в случае с подстатьями 226 «Прочие расходы и услуги» и 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (далее — 226 КОСГУ и 225 КОСГУ). За это нарушение на главного бухгалтера может быть наложен штраф.

В свою защиту экономисты и бухгалтеры приводят п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23. Он допускает ситуации, когда расходы могут быть отнесены как к одной статье КОСГУ, так и к другой.

В этом случае решение бухгалтера не признается нарушением, ему не может быть вменено нецелевое использование бюджетных средств. Но применить мнение ВАС РФ к ситуации, когда вместо 225 КОСГУ использован 226 КОСГУ практически невозможно из-за подробной детализации статей.

Как показывает практика, проблемы возникают, если бухгалтер не вникает до конца в суть учитываемых хозяйственных операций.

Рассмотрим несколько наиболее типичных случаев, в которых бухгалтеры бюджетной сферы задаются вопросом: 225 или 226?

Аттестация и экспертиза рабочих мест

Аттестация рабочих мест по условиям труда — мероприятие обязательное, подкрепленное требованиями законодательства. Она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Чаще всего для аттестации рабочих мест учреждения привлекают сторонние организации.

Рабочие места относятся к имущественному комплексу.

Указания № 65н требуют относить расходы на содержание и обслуживание нефинансовых активов, к которым относятся и здания, на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Справедливо было бы отнести к ней и аттестацию рабочих мест по условиям труда: она необходима, чтобы соблюсти нормативные предписания по эксплуатации (содержанию) имущества.

Но в Указаниях № 65н по данной статье нет подобных работ и услуг. В то же время расходы, которые не упомянуты в подстатьях 221–225 КОСГУ, должны относиться на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Ранее бухгалтеры причисляли расходы на аттестацию рабочих мест к финансовому обеспечению мер, предупреждающих производственный травматизм и профессиональные заболевания работников, за счет средств страховых взносов, т.е. распределяли на 213 КОСГУ. Но Приказ Минфина РФ от 29.12.2016 № 246н данный пункт исключил, поэтому отнести эти суммы на КОСГУ 213 сейчас нельзя.

Аттестация рабочих мест — это комплекс мероприятий и процедур, он гораздо шире, чем просто эксплуатация (содержание) имущества. Поэтому здесь однозначно стоит выбрать 226 КОСГУ.

Аттестация оборудования

Похожий вопрос возникает если речь идет о расходах на аттестацию непосредственно оборудования, которые стоит на балансе организации.

Ответ кроется в сути оказываемых услуг, в назначении затраченных средств. Если аттестация оборудования — это необходимое условие его эксплуатации (определенный перечень работ, проводимых с установленной периодичностью), то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Если же учреждение проводит аттестацию оборудования, чтобы выявить необходимость проведения его ремонта, определить ресурс работоспособности и т.п., то расходы на оплату соответствующего договора следует относить на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Аналогичное правило применяется для расходов на экспертизу нефинансовых активов, подлежащих списанию. Собственные сотрудники не всегда обладают достаточной квалификацией, и учреждения частенько прибегают к услугам специализированных организаций.

На первый взгляд, такая услуга никак не связана с содержанием и эксплуатацией имущества, поэтому может быть отнесена на КОСГУ 226.

Однако в Указаниях № 65н есть уточнение: поскольку цель экспертизы — определить, можно ли и дальше эксплуатировать объект, то следует применять статью 225.

Установка и ремонт окон

В Указаниях № 65н подробно расписаны правила отнесения расходов, связанных с монтажом и ремонтом окон, однако именно в этой ситуации бухгалтеры часто допускают ошибки. Формулировки в договоре могут указывать на разные статьи (подстатьи) КОСГУ, от того, как вы составите договор будет зависеть разнесение расходов по статьям (подстатьям).

Учреждение может заключить договор с подрядчиком на ряд ремонтных работ.  Их перечень может включать в себя не только установку окон, но и мероприятия, которые изменят нормативные показатели здания: площадь полезного использования, эффективность использования, срок эксплуатации и пр.

Это может быть достройка, реконструкция, дооборудование строения. Эти расходы ложатся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон.

Ремонтные работы — это, прежде всего, восстановление или поддержание эксплуатационных показателей объектов основных средств, в частности зданий и сооружений.

Замена окон в уже эксплуатировавшем здании тоже соответствует таким критериям и может быть оплачена за счет подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы».

Если вы все же применили в договоре (контракте) формулировку «установка окон» и списали расходы на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, вы рискуете получить возражения от контролирующих органов.

Стрижка и спил деревьев

Затраты на уход за деревьями можно определить к какой-либо статье КОСГУ после того, как определено, являются ли они частью имущества организации. Если деревья растут на земле учреждения, они однозначно относятся к имуществу.

Приведение территории в соответствие с требованиями экологического законодательства, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ) — это одна из обязанностей землепользователей. Поэтому учреждения регулярно тратят определенные средства, например, на стрижку деревьев, оформление кустов и пр. Эти расходы — на подстатью 225 КОСГУ.

Обратите внимание: расходы на дезинсекцию от насекомых следует причислить к той же 225 КОГСУ как комплекс мер, направленных на сохранение имущества. А вот расходы на акарицидную обработку от клещей лягут на КОСГУ 226, т.к. это санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на объектах заказчика (Письмо Минфина РФ от 01.08.2012 № 02-05-11/2999)

Отдельный вопрос связан с применением Указаний № 65н, если учреждение получило предписание на спил опасных, аварийных деревьев на своем земельном участке. Это зависит от того, имеет ли учреждение право на постоянное пользование этой землей. Если да, то отнесите расходы на 225 КОСГУ, в ином случае на 226 КОСГУ. Тем же правилом можно руководствоваться, чтобы учесть затраты на корчевание пней.

А если вы планируете использовать спиленные стволы и ветви в котельной, то оплата подрядчику за распиловку, колку и укладку дров пройдет по 226 статье «Прочие работы, услуги».

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/83

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: