Учет бюджетных инвестиций

Бюджетные инвестиции: что это, виды, порядок предоставления, условия

Учет бюджетных инвестиций
Евгений Смирнов

  • Определение и суть
  • Виды
  • Условия и порядок предоставления
  • Роль в экономике
  • Выводы

На сегодняшний день бюджетные ассигнования – приоритетное направление государственной политики. Правительство нацелено на улучшение социальных сфер деятельности и поддержание стабильного уровня жизни граждан страны. Использование бюджетных средств осуществляется не только с целью извлечения прибыли, но и для восстановления экономически значимых объектов.

Определение и суть

Одним из направлений государственной политики является масштабирование имеющихся активов и получение прибыли за их счет. Именно с этой целью осуществляется финансирование преуспевающих сфер деятельности.

Бюджетные инвестиции – это капиталовложения, направленные на увеличение стоимости государственного имущества за счет бюджета. В законодательстве понятие рассматривается иначе – это средства, используемые для поддержания функционирования государственных и муниципальных объектов.

Особенности инвестирования:

  • главной целью является не только извлечение прибыли, но и помощь в решении социальных задач;
  • инвестирование в полной мере регулируется государством;
  • средства формируются исключительно из бюджета страны;
  • размер инвестиций зависит от установленного бюджета;
  • использование капитала подлежит строгому контролю;
  • инвестирование возможно только на возвратной основе.

Предоставление инвестиций различного рода учреждениям регламентируется статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Виды

На сегодняшний день инвестирование осуществляется по двум направлениям:

  1. В объекты капитального строительства – земельные участки, дома, квартиры, коммерческую недвижимость.
  2. В финансовые инструменты – акции, облигации и другие ценные бумаги.

Условия и порядок предоставления

Главной целью инвестора является извлечение максимальной прибыли с минимальными рисками. Организация на грани банкротства, с неустойчивой финансовой деятельностью и низкой социальной значимостью не получит бюджетных инвестиций.

Государство выдвигает некоторые условия для потенциальных получателей средств:

  1. Проект должен иметь четко разработанный бизнес-план.
  2. Учреждение обязано предоставить план по передаче земельного участка и построек.
  3. Сметно-проектные документы должны быть составлены грамотными специалистами, с учетом всевозможных форс-мажорных обстоятельств.

Между двумя сторонами заключается контракт, без которого инвестиционное вливание невозможно.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций регламентируется статьей 79 и 80 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Средства выделяются из государственной казны на развитие предприятий различного рода.

Безвозмездное субсидирование возможно только в тех случаях, когда компания-получатель находится в собственности государства либо работает с федеральными программами.

Инвестиции осуществляются после размещения государственного заказа на строительство/реконструкцию выбранного объекта.

Капиталовложения зависят от уровня принятия решения:

  • федеральный уровень – вливания в федеральные программы и объекты собственности;
  • региональный уровень – проекты муниципалитетов;
  • адресная помощь – выделение гарантий и кредитов.

Роль в экономике

Бюджетное инвестирование – составная часть политики Российской Федерации. Правильное вливание средств поддерживает стабильный рост и развитие экономической составляющей страны.

Эффективность инвестиции можно определить как разницу между совокупными доходами и расходами бюджетов. Но на деле основной целью инвестирования государства является не только получение прибыли, но и восстановление экономически значимых предприятий. В связи с высокой конкуренцией и уровнем износа, компании не справляются с производством, способствуя ухудшению финансовой политики государства.

На сегодняшний день бюджетное инвестирование имеет следующие направления:

  1. Качественное улучшение общественной инфраструктуры.
  2. Устранение/реконструкция аварийного жилья.
  3. Поддержание хорошего уровня жизни у граждан.
  4. Развитие и восстановление дорожной сети.
  5. Улучшение сферы здравоохранения.
  6. Строительство социально-культурных объектов.

На практике бюджетные субсидии и инвестиции способны обеспечить стабильный рост уровня жизни в стране, успешно развивая все сферы деятельности. Особую роль бюджетные инвестиции играют в жизни мелких предпринимателей. Венчурные капиталовложения способствуют развитию бизнес-проектов, имеющих огромный потенциал.

Если говорить о недостатках инвестирования, то тут следует выделить только то, что установившаяся методология федеральных программ не в полной мере соответствует запросам программно-целевого планирования.

Выводы

Государство, используя бюджетное инвестирование, стремится стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Возвратные и безвозвратные капиталовложения ориентированы на улучшение уровня жизни граждан. Приоритетными направлениями считается сфера здравоохранения и социально-культурное развитие страны.

Источник: https://Delen.ru/investicii/chto-takoe-bjudzhetnye-investicii.html

Бюджетные инвестиции: что это такое, и на какие цели их расходует государство

Учет бюджетных инвестиций

Здравствуйте, друзья!

Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин.

Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет.

Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги.

Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

НаправлениеДоля государственных инвестиций по годам, %
2015 год2016 год2017 год2018 год
Дорожное хозяйство25,827,727,730,6
ЖКХ22,32319,517,1
Транспорт15,516,619,616,6
Образование10,89,310,414,2
Физическая культура и спорт4,85,14,65,1
Здравоохранение4,75,454,3
Социальная политика22,12,32,5
Культура, кинематография1,62,33,52
Общегосударственные вопросы1,61,72,11,8
Охрана окружающей среды0,70,60,30,3

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей.

Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет.

Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

Подписаться на новости сайта Если хотите получать первым уведомления о выходе новых статей, кейсов, отчетов об инвестициях, заработке, созданию прибыльных проектов в интернете, то обязательно подписывайтесь на рассылку и социальные сети!

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Источник: https://iklife.ru/investirovanie/byudzhetnye-investicii-poryadok-predostavleniya.html

Бюджетные инвестиции, Комментарий, разъяснение, статья от 01 августа 2011 года

Учет бюджетных инвестиций

Бюджетный учет, N 8, 2011

С.Г.Хабаев,доктор экономических наук, доцент,

консультант ООО “ЦентрАудит М”

Всвязи с принятием Закона от 8 мая2010 г.

N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательныеакты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовогоположения государственных (муниципальных) учреждений” (далее -Закон N 83-ФЗ) поменялся порядок финансового обеспечениядеятельности бюджетных и автономных учреждений. Одним из видовфинансового обеспечения деятельности бюджетных и автономныхучреждений стали бюджетные инвестиции.

Основные положения

Возможностьпредоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономнымучреждениям предусматривается статьей79 Бюджетного кодекса.

Определение бюджетнойинвестиции представлено в статье 6Бюджетного кодекса.

Согласно данному определению бюджетныеинвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание илиувеличение за счет средств бюджета стоимости государственного(муниципального) имущества.

Для более точногоопределения, какие операции следует относить к бюджетныминвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьямБюджетного кодекса.

Такого роданеобходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определенияимущества и, например, любое основное средство, приобретенноебюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемыхему учредителем, является государственным (муниципальным)имуществом.

Впункте 1статьи 79 Бюджетного кодекса определено, что бюджетныеассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объектыкапитального строительства государственной собственности РоссийскойФедерации, государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации и муниципальной собственности в форме капитальныхвложений в основные средства государственных (муниципальных)учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятийпредусматриваются в соответствии с долгосрочными целевымипрограммами, а также нормативно-правовыми актами соответственноПравительства РФ, высшего исполнительного органа государственнойвласти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо вустановленном указанными органами порядке решениями главныхраспорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Кроме этого в настоящеевремя действует постановлениеПравительства РФ от 31 декабря 2010 г. N 1204 (далее -Постановление N 1204). Данный документ предусматривает в 2011 годубюджетное инвестирование в строительство (реконструкцию,техническое перевооружение) объектов капитального строительствагосударственной собственности РФ, находящихся на праве оперативногоуправления у федеральных бюджетных учреждений и федеральныхавтономных учреждений, а также в строящиеся объекты, которые незакреплены за указанными учреждениями и в отношении которых этиучреждения выполняют функции застройщика. Предоставление бюджетныхинвестиций осуществляется в порядке, установленном для получателейсредств федерального бюджета, с внесением федеральных бюджетных иавтономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей,распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Дляавтономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектовРФ и муниципальных образований, может быть установлен аналогичныйпорядок.

Рассмотрим определениематериальных объектов, указанных в пункте 1статьи 79 Бюджетного кодекса и Постановлении N 1204. Определение объектакапитального строительства раскрывается в статье 1Градостроительного кодекса. Согласно данной статье объекткапитального строительства – это здание, строение, сооружение,объекты, строительство которых не завершено, за исключениемвременных построек, киосков, навесов и других подобныхпостроек.

Определение понятий”здания” и “сооружения” представлено в Общероссийском классификаторе основныхфондов, утвержденном постановлениемГосстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее – ОКОФ). Согласно данному документу:

-к подразделу “Здания (кроме жилых)” относятся здания,представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначениемкоторых является создание условий (защита от атмосферныхвоздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживаниянаселения и хранения материальных ценностей. Здания имеют вкачестве основных конструктивных частей стены и крышу;

-к подразделу “Сооружения” относятся инженерно-строительные объекты,назначением которых является создание условий, необходимых дляосуществления процесса производства путем выполнения тех или иныхтехнических функций, не связанных с изменением предмета труда, илидля осуществления различных непроизводственных функций. Ксооружениям также относятся: законченные функциональные устройствадля передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи,теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейныелинии, кабельные линии связи, специализированные сооружения системсвязи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующимикомплексами инженерных сооружений;

-к подразделу “Жилища” относятся здания, предназначенные дляневременного проживания.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим порядокотражения бюджетных инвестиций в учете бюджетных и автономныхучреждений.

В соответствии с пунктом21 Инструкции “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерскогоучета для органов государственной власти (государственных органов),органов местного самоуправления, органов управлениягосударственными внебюджетными фондами, государственных академийнаук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции поего применению” от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее – ИнструкцияN 157н) хозяйственные операции, осуществляемые за счет средств,выделяемых в качестве бюджетных инвестиций, отражаются с кодом видафинансового обеспечения деятельности “6” (бюджетныеинвестиции).

Согласно пункту93 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учетабюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г.N 174н (далее – Инструкция N 174н), объем выделяемых длябюджетных учреждений бюджетных инвестиций отражается на счете 0401 10 180 “Прочие доходы”.

Порядокоткрытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и еготерриториальными органами определен приказом Федерального казначейства от 7октября 2008 г. N 7н (далее – Приказ N 7н). Согласно пункту2.1.2 данного приказа для учета операций, осуществляемыхбюджетными учреждениями, органами Федерального казначейства вслучаях, установленных законодательством Российской Федерации,открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:

1) лицевой счет,предназначенный для учета операций со средствами бюджетныхучреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетныхинвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям изсоответствующих бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации);

2) лицевой счет,предназначенный для учета операций со средствами, предоставленнымибюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации в виде субсидий на иные цели, а такжебюджетных инвестиций.

Аналогичная позициясодержится и в отношении автономных учреждений (пункт2.1.3 Приказа N 7н).

Пример1

Бюджетному учреждениюопределены бюджетные инвестиции в размере 12000000 руб. В первомквартале перечислена сумма в размере 5000000 руб. Бюджетноеучреждение за счет бюджетных инвестиций осуществляет строительствоздания.

В отчетном периоде строительная организация выполнила одиниз этапов, связанных со строительством здания, стоимостью 40000000рублей.

Дебет 6 205 81 560

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902311319

Бюджетные инвестиции юридическим лицам

Учет бюджетных инвестиций

 Бюджетные инвестиции – одна из форм предоставления юридическим лицам бюджетных средств в качестве финансовой поддержки, подлежащей возврату.

Серьезные изменения в части предоставления бюджетных инвестиций произошли в 2013 г в связи со вступившими в силу изменениями БК РФ. Исходя из нормы ст. 79 БК РФ бюджетные инвестиции, их объемы, предназначение указываются в бюджетах различных уровней (федеральном, региональном, местном), в соответствующих программах. Ст. 79.

1 БК РФ предусматривает указание на выделение бюджетных инвестиций в ФЗ о федеральном бюджете или законе о бюджете субъекта. Отсутствие утвержденной программы бюджета по предоставлению инвестиций создает непреодолимую преграду для юридических лиц относительно реализации права на получение бюджетных инвестиций.

Если субъект не разработал такую программу, то единственным средством защиты остается судебная, так, например, суд обязал администрацию одного из муниципальных образований Тульской области разработать и утвердить необходимые акты, регламентирующие порядок принятия решений, в соответствии со ст. 80 БК РФ (решение Полтавского районного суда Тульской области от 22 декабря 2014 г.

по делу № 1000 2-709/2014). Кроме того, предусмотрена административная ответственность за нарушение нормы ст. 80 БК РФ (ст. 15.15.4 КоАП РФ).

Важное условие при получении бюджетных инвестиций юридическим лицам – предоставление права собственности на эквивалентную часть уставного капитала.

Несвоевременная передача права собственности на акции юридического лица влечет расторжение договора об участии субъекта РФ в собственности субъекта предпринимательской деятельности (например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 6 сентября 2013 г. по делу № 12-219/13, решение Арбитражного суда Брянской области от 6 августа 2015 г. по делу № А09-8422/2015).

Объекты капитального строительства и недвижимости

С практической стороны, правовое регулирование взаимодействия юридических лиц и исполнительного органа власти субъекта пересекаются с отношениями, регулируемыми ФЗ № 44-ФЗ.

Бюджетные ассигнования в виде инвестиций являются целевыми: создание, реконструкция, модернизация объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимости. В соответствии с ч. 5 ст.

15 ФЗ № 44-ФЗ на отношения юридического лица, получившего бюджетные инвестиции и контрагента – исполнителя распространяется ФЗ №44-ФЗ, юридическое лицо выступает заказчиком.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «объекты капитального строительства», однако в превалирующем количестве актов исполнительных органов власти регламентирован ограничительный перечень объектов, на которые бюджетные средства не могут быть выделены. Бюджеты не инвестируют в:

– разработку проектной документации на объекты капитального строительства  или приобретение прав на использование типовой проектной документации

– приобретение земельных участков для строительства

– проведение аудита проектов для строительства

– финансирование деятельности экспертов проектной документации и НИР, ОКР

– проведение работ по проверке качества работ и достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

Кроме того, организация не должна иметь задолженности  по налоговым обязательства, иным бюджетным платежам и обязательствам, в том числе в государственные внебюджетные фонды (Постановление Правительства Астраханской области  № 6-П от 28 января 2015 г.).

Проект решения юридического лица

Основным документом, подлежащим оценке для получения бюджетных инвестиций, является проект решения и приложения к нему. Проект должен быть составлен в форме НПА для каждого объекта капитального строительства. При этом интерес представляет документация о юридическом лице, которую необходимо приложить к проекту:

– финансового-экономическое обоснование проекта с подсчетами в условиях актуальной экономической ситуации;

– пояснительная записка, содержащая обоснование ценообразования по каждому объекту. Если предполагается реставрация, то обоснование культурной, социальной значимости с описанием настоящего состояния объекта. Аналогично следует обосновать социальный эффект приобретения недвижимого имущества;

– копии финансовой отчетности, бухгалтерского баланса, отчетности по использованию целевых средств за по  последние 2 года;

– решение собрания акционеров, подтверждающее отсутствие задолженности по выплатам дивидендов по акциям за последние 2 года;

– справки из налогового органа, ПФР, территориального  ФСС, подтверждающие отсутствие недоимок по бюджетным обязательствам;

– решение юридического лица об участии в финансировании объекта капитального строительства;

– подтверждение положительной характеристики юридического лица, а именно заключение по финансово-экономическому участию субъекта РФ в юридическом лице.

После сбора необходимой документации юридическому лицу следует направить проект решения и приложения на согласование.

Согласование

Компетентными органами по проверке инвестиционного проекта на предмет его целесообразности, рентабельности и соответствия требованиям НПА (как правило, в форме постановления) исполнительного органа о порядке принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций являются Министерство экономического развития РФ (п. 5.3.9 Постановления Правительства РФ № 437 от 5 июня 2008 г.) и Министерство финансов РФ как главный распорядитель бюджетных средств (п. 5.3.57 Постановления Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.). 

Основаниями отказа в предоставлении бюджетных инвестиций являются:

– предоставление неполного пакета документов;

– несоблюдение иных существенных условий НПА исполнительного органа (в каждом субъекте орган исполнительной власти вправе устанавливать дополнительные условия);

– неэффективность предоставления бюджетных средств.

Рекомендации

В условиях, когда экономика государства вынуждена замещать импорт продукцией российских компаний, безусловно, требуется государственная поддержка. Она может быть оказана в форме субсидирования (ст. 78 БК РФ), предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.

2 БК РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ) и иными способами.

Кроме того, оказание финансовой поддержки положительно сказывается не только на деятельности юридического лица, но и самого субъекта, так как за исключением межбюджетных трансфертов государственные средства подлежат возврату.

Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субъекты должны стимулировать привлечение инвестиций, повышать налоговый потенциал, снижать уровень дотационности, а также самостоятельно обеспечивать социальное благополучие.  

Разумеется, получение бюджетных инвестиций или иной государственной финансовой поддержки экономически более рентабельно, нежели получение кредитов и займов от коммерческих банков, особенно в условиях, которые требуют активного импортозамещения.

Однако получение государственной финансовой поддержки, в том числе бюджетных инвестиций, все еще вызывает сложности у юридических лиц. В первую очередь это связано с тем, что федеральное законодательство не унифицировало правила и требования, предъявляемые юридическим лицам, делегировав этот вопрос субъектам и муниципальным образованиям.

Также существует проблема негласных критериев к эффективности проектов юридических лиц, так как категория является оценочной.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/korporativnoe-pravo/710-byudzhetnye-investitsii-yuridicheskim-litsam

Новые механизмы оценки эффективности бюджетных расходов и использования бюджетных средств (часть 2)

Учет бюджетных инвестиций

Продолжаем рассматривать поправки, планируемые в целях введения механизма обоснования инвестиций. Напомним определение:

ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

  • документация, включающая в себя в том числе проект задания на архитектурно-строительное проектирование объекта капитального строительства и содержащая краткое описание инвестиционного проекта

Проектом федерального закона № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской федерации и в федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) предлагается ввести отдельную статью в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяющую порядок подготовки и структуру обоснования инвестиций (статья 13.1).

КРИТЕРИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБОСНОВАНИЯ (проект)

  • доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах созданных юридических лиц, осуществляющих капстроительство с использованием бюджетных средств, – более 50 процентов
  • предполагаемая (предельная) стоимость объекта, при которой в обязательном порядке должно проводиться обоснование инвестиций – 1,5 миллиарда рублей и более

Установлено, что подготовка обоснования инвестиций в обязательном порядке должна будет осуществляться в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкцию) которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов и предполагаемая (предельная)стоимость строительства которых составляет 1,5 миллиарда рублей и более.

Планируется, что обоснование инвестиций будет предшествовать разработке проектной документации.

Требования к составу и содержанию обоснования инвестиций будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. В состав обоснования инвестиций планируется включать следующие разделы:

  • пояснительная записка с исходными данными и условиями для подготовки обоснования инвестиций, включающая в себя в том числе вариативность технических решений на стадии принятия решения о подготовке обоснования инвестиций (обоснование эффективности представленного инвестиционного проекта в сравнении с альтернативными способами его реализации);
  • схема планировочной организации земельного участка;
  • основные архитектурно-художественные решения;
  • основные технологические решения;
  • основные конструктивные и объемно-планировочные решения;
  • сведения об основном технологическом оборудовании, инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения и об инженерно-технических решениях;
  • проект организации строительства;
  • проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (при необходимости);
  • обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства;
  • перечень мероприятий по охране окружающей среды;
  • перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
  • проект задания на проектирование, соответствующий иным разделам обоснования инвестиций.

Предусмотрено, что обоснование инвестиций в отношении объектов капитального строительства будет подлежать технологическому и ценовому аудиту. Предметом технологического и ценового аудита обоснования инвестиций являются:

  • оценка обоснования выбора основных, архитектурно-художественных, технологических, конструктивных и объемно-планировочных, инженерно-технических и иных решений, отраженных в обосновании инвестиций, на предмет их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
  • оценка обоснования выбора технологических решений на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг) с учетом требований современных технологий производства, наличия или отсутствия уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ и услуг) (проводится, если в инвестиционном проекте предусмотрены создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения);
  • оценка обоснования выбора основного технологического оборудования на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг), их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
  • оценка сроков и этапов строительства объекта капитального строительства на предмет их оптимальности;
  • оценка обоснования предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которая не должна превышать укрупненный норматив цены строительства, а при отсутствии укрупненных нормативов цены строительства подлежит определению с учетом сметной стоимости строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, проектная документация которых соответствует критериям экономически эффективной проектной документации повторного использования, что подтверждено соответствующим заключением государственной экспертизы проектной документации, и (или) документально подтвержденных сведений об инвестиционных проектах, реализованных по созданию объектов капитального строительства, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство;
  • оценка возможности реализации решений, указанных в подпунктах 1 – 3, в проектной документации с учетом требований технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологических, экологических требований, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатов инженерных изысканий;
  • оценка оптимальности выбора местоположения объекта капитального строительства (за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации);
  • оценка правильности выбора экономически эффективной проектной документации повторного использования объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство (если обоснование инвестиций предусматривает использование такой проектной документации), или обоснованности решения о невозможности или нецелесообразности применения экономически эффективной проектной документации повторного использования;
  • оценка достаточности исходных данных, предусмотренных в проекте задания на проектирование для разработки проектной документации и реализации инвестиционного проекта;
  • оценка соответствия проекта задания на проектирование иным разделам обоснования инвестиций.

Планируется устанавливать срок проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций с учетом сложности объекта капитального строительства, но в целом он не должен превышать 32 рабочих дня. При этом предусматривается возможность продления указанного срока по заявлению застройщика (заказчика, государственного заказчика) не более чем на 11 рабочих дней.

Правительство Российской Федерации планируется наделить полномочиями по установлению:

  • порядка организации и проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (далее – ТЦА);
  • размера и порядка взимания платы за проведение ТЦА;
  • порядка обжалования заключений ТЦА;
  • порядка проведения общественного обсуждения обоснования инвестиций.

Непосредственное проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в отношении соответствующих инвестиционных проектов планируется возложить на:

  • федеральные органы исполнительной власти,
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения, к полномочиям которых отнесено проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

Предоставление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита будет осуществляться в случаях и порядках, определённым бюджетным законодательством Российской Федерации.

В этой связи рассмотрим действующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества.

В этих целях в законе (решении) о бюджете предусматриваются соответствующие бюджетные ассигнования.

Решения о предоставлении соответствующих субсидий, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации в определяемом ими порядке (далее – порядок). Такие подходы применялись на практике длительный период и предусмотрены действующей редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Однако, с 1 января 2019 года , в связи с вступлением в силу норм Федерального закона от 19.07.

2018 года № 222-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 222-ФЗ) при принятии соответствующих решений, помимо соблюдения вышеперечисленных требований, при наличии всех иных условий необходимо будет проводить дополнительную оценку объектов капитального строительства на предмет того, установлена ли для них законодательством Российской Федерации обязательность подготовки обоснования инвестиций. В случае, если подготовка обоснования инвестиций является обязательной, то при принятии решения о предоставлении соответствующих субсидий в отношении таких объектов капитального строительства необходимо будет дополнительно подготовить обоснование инвестиций и провести его технологический и ценовой аудит, а также подготовить задание на проектирование (см. изменения в абзац второй пункта 8 статьи 78 БК РФ).

При этом для подготовки обоснования инвестиций, а также проведения технологического и ценового аудита учреждению предоставляются субсидии (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2018 № 222-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, в случае утверждения соответствующих поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»,с 01.01.2019 в случае, когда подготовка обоснования инвестиций на капитальное строительство обязательна, решение о предоставлении субсидии на него будет приниматься на основании:

  • обоснования инвестиций;
  • утвержденного задания на проектирование;
  • положительных результатов технологического и ценового аудита (ТЦА).

Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации должны будут установить:

  • порядок принятия решений о предоставлении субсидий (об осуществлении бюджетных инвестиций) на подготовку обоснования инвестиций и проведение его ТЦА;
  • порядок предоставления указанных субсидий (осуществления бюджетных инвестиций), включая требования к соглашениям о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления.

Вышеописанные условия будут действовать для вновь начинаемых объектов.

Следует отметить, что в соответствии с опубликованной примерной программой законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года в части законопроектов, подлежащих первоочередному рассмотрению (приложение к постановлению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 января 2019 года № 5574-7 ГД) второе чтение законопроекта № 440116-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в части введения механизма обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, строительство (реконструкция) которых осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации) запланировано на март текущего года.

Полная статья с рисунками, графиками, таблицами и другими дополнениями размещенана нашем сайте в рубрике « Эксперт БФТ»!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c7d29e2d4b4f400b219deb4/novye-mehanizmy-ocenki-effektivnosti-biudjetnyh-rashodov-i-ispolzovaniia-biudjetnyh-sredstv-chast-2-5c7fdabcdbde1500b40642ce

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: