Тенденциозное формирование учетной политики: последствия для бухгалтерской отчетности

Содержание
  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
  2. Порядок изменения учетной политики для бухгалтерского учета
  3. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
  4. Обозначим основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета. Они прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):
  5. Приведем примерный перечень разделов, который подлежит раскрытию в бухгалтерской учетной политике:   
  6. Учетная политика: что должно быть обязательно
  7. Основные принципы учетной политики
  8. Перечень обязательных разделов учетной политики
  9. СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам
  10. СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  11. СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  12. СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  13. СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  14. Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  15. Роль учетной политики в формировании показателей бухгалтерской отчетности
  16. Что входит в учетную политику
  17. В рамках учетной политики должны определяться:
  18. Аспекты учетной политики
  19. Обязательно включаются вопросы:
  20. Принципы учетной политики | Принципы формирования УП организации, предприятия — Контур.Бухгалтерия
  21. Принципы учетной политики
  22. Выбор учетной политики

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Тенденциозное формирование учетной политики: последствия для бухгалтерской отчетности

Какие организационные аспекты бухгалтерской учетной политики должны быть отражены организацией? Что должно быть освещено в бухгалтерской учетной политике?

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Прежде всего, в учетной политике для целей бухгалтерского учета должны быть отражены организационные моменты ведения бухгалтерского учета.  

НУЖЕН АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСКО!

БУХГАЛТЕРСКАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и национальными стандартами (положениями) по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ответственность за организацию учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель или лицо, на которое возложено исполнение функций и полномочий единоличного исполнительного органа.

Учетный процесс организации основывается на принципах непрерывности, организационной и функциональной централизации.

Взаимоотношения между подразделениями организации, структурными подразделениями определяются соответствующими регламентами и иными организационно-распорядительными документами, утверждаемыми руководителем организации или уполномоченным им лицом. 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Организация осуществляет ведение бухгалтерского учета с использованием автоматизированных средств – программных продуктов 1С. Бухгалтерия.8.3.  

Важно! Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни устанавливается методическими документами организации.

Порядок изменения учетной политики для бухгалтерского учета

Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и должна применяться последовательно из года в год.

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

  •  изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  •  разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  •  существенном изменении условий деятельности организации.

В случае возникновения в деятельности организации новых фактов, не имевших место ранее, в учетную политику организации вносятся дополнения, касающиеся принципов и порядка отражения этих фактов в бухгалтерском учете.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОСВЕЩЕНО В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА?

Обозначим основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета. Они прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности (это означает, что в бухгалтерском учете подлежат все операции без исключения);
  • своевременный учет хозяйственных операций (это означает, что операции необходимо отражать в тех периодах, в которых они были совершены);
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.

Приведем примерный перечень разделов, который подлежит раскрытию в бухгалтерской учетной политике:   

  • Вложения во внеоборотные активы
  • Особенности учета объектов строительства
  • Формирование стоимости объектов капитального строительства    Учет временных сооружений
  • Учет расходов отделов (управлений) капитального строительства
  • Строительство, реконструкция, модернизация, достройка объектов основных средств хозяйственным способом.
  • Учет оборудования, требующего монтажа
  • Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.         Основные средства

  •  Признание объектов основных средств
  •  Первоначальная оценка основных средств
  •  Изменение первоначальной стоимости
  •  Амортизация и срок полезного использования основных средств
  •  Учет затрат на ремонт основных средств
  •  Учет арендованных основных средств
  •  Учет основных средств, полученных по договору лизинга
  •  Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

3.         Нематериальные активы

  • Признание объектов нематериальных активов
  • Амортизация и срок полезного использования
  • Учет деловой репутации
  • Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

4.         Материально-производственные запасы (МПЗ)

  •   Учет материалов
  •   Учет покупных полуфабрикатов
  •   Учет возвратных отходов
  •   Учет тары
  •   Учет материалов, принятых на ответственное хранение
  •   Учет специальной оснастки и специальной одежды
  •   Учет готовой продукции
  •   Особенности учета товаров
  •   Учет неотфактурованных поставок. Учет МПЗ, находящихся в пути
  •  Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской (финансовой) отчетности

5.        Финансовые вложения

  • Порядок признания доходов и расходов по финансовым вложениям
  • Обесценение финансовых вложений
  • Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской (финансовой) отчетности

6.         Займы и кредиты

  • Порядок учета расходов по полученным займам и кредитам
  • Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

7.         Учет доходов

  •   Учет доходов по обычным видам деятельности
  •   Особенности признания отдельных видов доходов
  •   Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

8.         Учет расходов

  • Учет расходов по обычным видам деятельности
  • Отдельные особенности учета затрат
  • Особенности признания отдельных видов расходов
  • Учет расходов будущих периодов
  • Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

9.         Учет расчетов по налогу на прибыль

  • Постоянные и временные разницы
  • Признание постоянных налоговых обязательств (активов)
  • Признание отложенных налоговых обязательств (активов)
  • Учет налога на прибыль
  • Раскрытие информации по учету налога на прибыль в бухгалтерской (финансовой) отчетности

10.       Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

  •  Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  •  Формирование отчетности по сегментам

11.       Приложения

  • Приложение 1. Положение о системе документооборота.
  • Приложение 2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
  • Приложение 3. Порядок формирования резерва под обесценение МПЗ.
  • Приложение 4. Порядок формирования резерва под обесценение финансовых вложений.
  • Приложение 5. Порядок формирование резерва по сомнительным долгам.
  • Приложение 6. Порядок создания оценочного обязательства по судебным разбирательствам.
  • Приложение 7. Порядок формирование резерва по гарантийным обязательствам.
  • Приложение 8. Порядок формирования оценочных обязательств по вознаграждениям работникам.
  • Приложение 9. Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/roscoaudit/uchetnaia-politika-dlia-celei-buhgalterskogo-ucheta-5d2cc728a98a2a00ac384e60

Учетная политика: что должно быть обязательно

Тенденциозное формирование учетной политики: последствия для бухгалтерской отчетности

Практика учета

В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.

Основные принципы учетной политики

Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:

1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;

2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;

3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:

– когда изменились требования законодательства об учете;

– когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;

– когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.

Перечень обязательных разделов учетной политики

Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:

– порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

– правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам

1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.

2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.

3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.

СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.

2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.

СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.

2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.

3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

4. Порядок учета наценки на товары 22. Актуально для учреждений, которые продают товары.

5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25.

2. Порядок аналитического учета информации о связанных сторонах 26 и операциях с ними.

СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».

2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.

Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).

3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.

4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.

5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.

7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.

8. Перечень документов 38, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.

9. Перечень бланков 39, относимых к бланкам строгой отчетности.

10. Перечень материальных ценностей 40 , учитываемых на забалансовом счете 09.

11. Порядок учета невыясненных поступлений прошлых лет 41 на забалансовом счете 19.

12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.

13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.

1ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

п. 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)

2п. 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

3п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

4п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

5п. 9 СГС «Учетная политика»

6федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н; далее – СГС «Основные средства»)

7п. 9 СГС «Основные средства»

8п. 10 СГС «Основные средства»

9п. 10 СГС «Основные средства»

10п. 27 СГС «Основные средства»

11п. 36 СГС «Основные средства»

12федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н; далее – СГС «Долгосрочные договоры»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

13п. 5 СГС «Долгосрочные договоры»

14пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

15пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

16п. 9 СГС «Долгосрочные договоры»

17п. 11 СГС «Долгосрочные договоры»

18федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н; далее – СГС «Заказы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

24федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н; далее – СГС «Информация о связанных сторонах»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

25п. 8 СГС «Информация о связанных сторонах»

26п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»

27федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н; далее – СГС «Резервы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

30Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция № 157н)

31п. 14 Инструкции № 157н

32п. 19 Инструкции № 157н

33п. 45 Инструкции № 157н

34п. 143 Инструкции № 157н

35п. 257 Инструкции № 157н

36п. 257 Инструкции № 157н

37п. 302.1 Инструкции № 157н

38п. 318 Инструкции № 157н

39п. 337 Инструкции № 157н

40п. 349 Инструкции № 157н

41п. 370 Инструкции № 157н

42п. 374 Инструкции № 157н

43п. 376 Инструкции № 157н

Источник: https://bino.ru/blog/praktika-ucheta/uchetnaya-politika-chto-dolzhno-byt-obyazatelno.html

Роль учетной политики в формировании показателей бухгалтерской отчетности

Тенденциозное формирование учетной политики: последствия для бухгалтерской отчетности

Учетная политика для целей бухгалтерского учета регулируется ПБУ 1 и другими Положениями по бухгалтерскому учету.

Обязанность формирования учетной политики, определяющей порядок ведения налогового учета для составления налоговой отчетности, установлена  Налоговым кодексом РФ.

Необходимость принятия учетной политики в части налогообложения определяется тем, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщикам право выбора вариантов налогообложения по некоторым налогам (например, по налогу на добавленную стоимость).

Учетная политика в части формирования учетной информации для внутреннего пользования не регламентируется государственными нормативными документами, а устанавливается по желанию собственников, исходя из конкретных условий деятельности организации, обычаев делового хозяйственного оборота и финансовых возможностей.

Учетная политика утверждается приказом руководителя организации, поскольку именно на руководителя законодательно возлагается организация учетной системы. Однако процесс формирования учетной политики возлагается на главного бухгалтера или иное лицо, назначенное руководителем для осуществления функции ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика с учетом внесенных в нее изменений должна быть принята и оформлена до начала событий, которые подлежат учету в определяемом ею порядке, то есть до начала финансового года или до первой отчетности вновь созданных организаций, но не позднее 90 дней от даты государственной регистрации организации. 

Что входит в учетную политику

Положения учетной политики распространяются на все структурные подразделения организации независимо от их организационно-правового статуса или места нахождения.

В рамках учетной политики должны определяться:

  • общие формы организации учетных процессов, определяющие процедуру учетного процесса и лиц, ответственных за ее исполнение;
  • способы первичного наблюдения и регистрации объектов учета;
  • порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организации;
  • способы измерения или оценки объектов учета;
  • порядок осуществления внутреннего контроля совершаемых хозяйственных операций;
  • способы текущей группировки информации в виде накопления на счетах и в регистрах учета;
  • способы итогового обобщения информации в виде финансовой, налоговой или внутренней отчетности.

Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н утверждено новое положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/2008. Оно пришло на смену ПБУ 1/98 и обязательно к применению при формировании учетной политики на 2009 год. ПБУ 1/2008, с одной стороны, сохраняет преемственность с ПБУ 1/98 и не предполагает каких-либо кардинальных изменений в части формирования и раскрытия учетной политики. С другой стороны, оно содержит ряд новых положений, которых не было раньше.

Новое ПБУ расширило круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации (пункт 4 ПБУ 1/2008).

Согласно новому порядку компания может утверждать в учетной политике все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы.

При формировании учетной политики можно учитывать правила МСФО. В частности, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (пункт 7 ПБУ 1/2008).

В новом ПБУ 1/2008 более подробно изложен порядок корректировки бухгалтерской отчетности при внесении изменений в учетную политику. Если последствия изменений могут быть оценены, то корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.

Согласно п.7 ПБУ 1/2008 формирование учетной политики по конкретному направлению ведения и организации учета  означает выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету.

В тех случаях, когда по конкретному вопросу в нормативных документах возможные способы ведения учета не установлены, организация осуществляет разработку соответствующего метода самостоятельно.

Приведенный порядок формирования учетной политики означает, в частности, что по конкретным вопросам способы учета отдельных объектов в финансовом и налоговом учете могут не совпадать.

При этом способы ведения учета должны соответствовать действующему законодательству и обеспечивать выполнение стоящих перед учетом задач. Для достижения этих целей учетная политика должна обеспечивать выполнение требований полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.

Формирование учетной политики по всем направлениям учета должно осуществляться в соответствии с назначением учетной информации применительно к конкретным условиям и отраслевым особенностям деятельности организации с учетом аналитического подхода к  рассмотрению всех возможных вариантов исполнения учетных процедур.

При формировании учетной политики, а в последующем и в пояснительной записке к годовой финансовой отчетности, предполагается необходимым раскрыть ряд обстоятельств хозяйственной деятельности, а отсюда и организации учета.

Аспекты учетной политики

Порядок организации учетных процедур можно классифицировать по признаку их назначения как организационный, технический и методический аспекты учетной политики.

При этом следует иметь в виду, что если организационные аспекты учетной политики относятся в основном к сфере полномочий руководителя организации, то в соответствии с требованиями статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете» и по существу раскрываемых вопросов, технический и методический аспекты учетной политики должны формироваться учетными работниками.

Организационная составляющая учетной политики заключается в определении организационной формы управленческих служб, осуществляющих учетные процессы.

В частности, руководитель организации должен установить: кто и в какой форме осуществляет финансовый, налоговый и управленческий учет, насколько интегрированы процедуры всех перечисленных направлений учета, а также в какой мере централизованы или децентрализованы учетные процедуры при наличии в организационной структуре организации обособленных подразделений.

Технический аспект учетной политики раскрывает приемы осуществления учетных процедур и заключается вобеспечении единообразия их осуществления в рамках организации.

  К числу технических приемов можно отнести такие аспекты учетной политики как формы и способы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, документирование и организация документооборота, определение порядка проведения инвентаризаций, регламент материальной ответственности и расчетов с работниками по подотчетным суммам. 

Методический аспект учетной политики предполагает выбор методов осуществления учетных процедур, способов измерения и оценки объектов учета, группировки информации на счетах или в регистрах учета. В частности, должны быть предусмотрены процедуры признания и принятия к учету соответствующих объектов, способы их измерения и оценки, формы расчетов.

Кроме того, учетная политика должна раскрывать порядок признания и оценки всех видов доходов и расходов организации для целей финансового и налогового учета, хотя данная информация может не совпадать по структуре, порядку признания и оценке  не только в части разных, но и в рамках одного и того же направления учета.

Обязательно включаются вопросы:

В число обязательных вопросов, подлежащих раскрытию в рамках учетной политики,  также включаются:

  • порядок принятия к учету, группировка установления сроков полезного использования и методов начисления амортизации основных средств и нематериальных активов в финансовом и налоговом учете;
  • порядок учета заготовления и оценки товарно-материальных ценностей  при их принятии к учету и списании;
  • установление методов группировки и учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
  • методы учета выпуска готовой продукции;
  • методы учета и распределения косвенных расходов, в том числе общехозяйственных расходов и услуг вспомогательных производств и хозяйств;
  • порядок учета  расходов будущих периодов;
  • порядок образования и расходования средств целевого финансирования и целевых поступлений и другие.

Традиционно формируемая учетная политика структурно может включать или совмещать два раздела: 1-ый раздел «Организационно – технические способы ведения учета» и 2-ой – «Методические приемы и способы ведения учета».

Учетная политика может быть представлена двумя самостоятельными документами, а может состоять из двух разделов: 1-ый раздел «Учетная политика для целей бухгалтерского учета» и 2-ой раздел «Учетная политика для целей налогообложения».

Источник: https://Status643.ru/status/rol-uchetnoj-politiki-v-formirovani

Принципы учетной политики | Принципы формирования УП организации, предприятия — Контур.Бухгалтерия

Тенденциозное формирование учетной политики: последствия для бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету объясняет: в учетной политике бухгалтер и директор фиксируют способы ведения бухучета в своей организации. Вопрос требует серьезного подхода, ведь от элементов учетной политики зависит порядок формирования объектов налогообложения, и все это влияет на финансы компании. Утвердите документ не позднее 90 дней после регистрации фирмы.

Для формирования учетной политики (УП) организация выбирает способы ведения бухгалтерского и налогового учета из нескольких стандартных вариантов или сама разрабатывает процедуры учета на основе требований законов и нормативных актов.

Если деятельность компании не меняется годами, можно не менять и учетную политику. Но при открытии новых видов деятельности, при смене налогового режима или при обновлениях в законах придется корректировать УП.

Принципы учетной политики

Для построения УП руководствуйтесь основными принципами бухучета. Часть из них содержится во втором разделе ПБУ 1/98, другие закреплены разными документами в сфере бухучета — они выводятся из теории и практики учета.

1. Принцип целостности: учетные данные должны формировать единую систему, которая помогает управлять деятельностью компании.

2. Принцип имущественной обособленности: средства организации, обязательства и активы должны учитываться отдельно от средств ее учредителей и средств других компаний, если они переданы в пользование вашей фирме.

3. Принцип непрерывности: бухучет должен вестись непрерывно — от регистрации компании до ее ликвидации или реорганизации. Компания должна в своих действиях исходить из намерений продолжать деятельность, а значит, планировать погашение обязательств перед физическими и юридическими лицами.

4. Принцип полноты, или сплошной реᴦᴎстрации: операции и итоги инвентаризации требуется регистрировать в бухгалтерии вовремя и без пропусков или изъятий.

5. Принцип документирования: факты хозяйствования должны подтверждаться первичными документами, только на основании первички операции принимаются в учет.

6. Принцип начисления: хозяйственные операции должны отражаться в бухгалтерии в том же самом налоговом периоде, когда они произошли, даже если операция была оплачена раньше или позже.

7. Принцип количественного измерения: все хозяйственные операции нужно измерять в деньгах, штуках и других единицах.

8. Принцип контроля информации: должна быть возможность проверки всех хозяйственных операций.

9. Принцип непротиворечивости: должны совпадать сведения в аналитическом учете и сведения по остаткам и оборотам в синтетическом учете на последний день каждого месяца.

10. Принцип разделения текущих и капитальных затрат: учитывайте раздельно текущие расходы на производство или услуги и капитальные вложения.

11. Принцип интерпретируемости: сведения в учете должны быть ясными, чтобы третьи лица также могли их толковать и анализировать.

12. Принцип осмотрительности: организация должна быть готова признать в бухучете обязательства и расходы, активы и доходы без формирования скрытых резервов.

13. Принцип приоритета содержания перед формой: организация должна признавать факты хоздеятельности, исходя прежде всего из их экономического содержания, а не правовой формы.

14. Принцип рациональности: бухучет следует вести рационально, сообразно масштабам и условиям хоздеятельности и размерам организации.

15. Принцип последовательности применения: если организация приняла учетную политику, ее нужно применять из года в год, изменяя только в установленных случаях (смена основного вида деятельности, изменения в составе учредителей и пр.).

Выбор учетной политики

Выбор учетной политики предприятия и обоснование ее положений зависят от многих условий:

  • налоговый режим и список применяющихся налогов, ставок;
  • организационно-правовая форма;
  • основной вид деятельности (услуги, торговля — оптовая и розничная, строительство, производство);
  • масштабы и структура организации, число сотрудников;
  • стратегия развития, направление инвестиций;
  • материальная база: помещения, основные средства, техника, программное обеспечение;
  • квалификация бухгалтера.

Разработать УП, которая отвечала бы всем принципам и не вызывала бы претензий у налоговиков, непросто. Учетная политика должна охватывать все важные вопросы и при этом быть лаконичной, иметь хорошую структуру.

В бухгалтерском веб-сервисе Контур.Бухгалтерия уже есть разработанные варианты учетной политики для разных налоговых режимов, которые полностью отвечают требованиям закона.

Зарегистрируйтесь и просмотрите их. Работайте в нашем сервисе: ведите учет, начисляйте зарплату, легко сдавайте отчетность через интернет и пользуйтесь готовой версией УП.

Первые две недели в сервисе бесплатны для всех новичков.

Учетная политика — это индивидуальный документ, и нет единой рекомендованной УП, которая бы подошла всем. Порядок учета зависит от системы налогообложения, вида деятельности компании. Например, у торговых и производственных организаций в политике будут существенные отличия. В этой статье расскажем, какие моменты обязательно нужно отразить в учетной политике для производства.

Учетная политика задает алгоритм и правила решения задач в бухгалтерии и налогообложении. Она нужна бизнесу даже на УСН. В статье расскажем, как составить и утвердить учетную политику и какие положения отразить в ней для системы УСН «Доходы минус расходы».

Вести бухучет обязаны все юрлица даже на УСН. От ведения учета на упрощенке освобождены только предприниматели. Поэтому упрощенцам все же придется утверждать учетную политику. Как ее составить и зачем она нужна, разберем в статье.

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/631-principy-uchetnoj-politiki

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: