Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин

Применение таможенных пошлин в таможенном союзе

Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин

Введение

Глава 1. Сущность таможенных пошлин

1.1 Таможенная пошлина, ее функции и виды

1.2 Тарифные льготы и преференции

Глава 2. Применение таможенных пошлин в таможенном союзе

2.1 Исчисление  таможенных пошлин

2.2  Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе

2.3 Внешняя торговля стран-участников таможенного союза

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов.

Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Актуальность темы состоит в том, что таможенные пошлины являются основным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности страны. Помимо того, таможенные пошлины являются основным средством пополнения доходной части федерального бюджета. Следовательно, от применения таможенных пошлин зависит национальное благополучие страны.

Целью данной курсовой работы является исследование применения таможенных пошлин в таможенном союзе.

Задачи формируются в соответствии с основной целью и включают в себя:

– изучение понятия таможенных пошлин;

– рассмотрение видов тарифных льгот;

– изучение механизма зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами-членами таможенного союза;

–  исследование динамики импорта и экспорта государств-участников таможенного союза.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы (источника информации).

1.1    Таможенная пошлина, ее функции и виды

Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного  союза или при их вывозе, а также в случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и таможенного союза в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.[1]

На единой таможенной территории таможенного союза применяют единый таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики таможенного союза.

Основными целями Единого таможенного тарифа являются:

1) рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза;

2) поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-участников таможенного союза;

3) создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.[2]

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью  предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

В зависимости от видов пошлины, можно выделить следующую классификацию:

1. По объекту обложения:

а) импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске   их   для   свободного   обращения   на   внутренней   рынке   страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой   всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае   больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

Приемлемой задачей применения этих пошлин в России является повышение цен и увеличение доходов бюджета;

в) транзитные   –  пошлины,   которые   накладываются   на  товары,   перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

2. По способу взимания:

В соответствии со статьей 71 таможенного кодекса таможенного союза ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

а) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные – сочетают оба названных  вида таможенного  обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы.

Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%.

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной.

Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений.

Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает.

Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

3. По характеру происхождения:

а) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних  решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом     государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются    соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или  многостороннего  соглашения,  такое  как  Генеральное  соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

4. По порядку установления:

а) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного     характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые – пошлины,   которые   применяются   в   случае   ввоза   на территорию   страны   товаров   по   цене   более   низкой,   чем   их   нормальная   цена  в экспортирующей стране, если такой импорт наносит   ущерб местным производителям подобных   товаров   либо   препятствует   организации и расширению национального производства таких товаров.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-участников таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара ниже его нормальной стоимости.  Антидемпинговая мера применяется по решению компетентного органа в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли экономики государств-участников  вследствие демпингового импорта, но не должен превышать 5 лет с даты начала применения такой меры или с даты завершения повторного расследования.[3]

в) специальные – пошлины, которые применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Специальная защитная мера может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт этого товара на единую таможенную территорию таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах-участниках таможенного союза аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-участников таможенного союза или создает угрозу причинения такого ущерба. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года, но может быть продлен, если по результатам повторного расследования установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-участников таможенного союза или угрозы причинения такого ущерба необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью экономики государств-участников принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям[4].

г)  компенсационные.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию государств-участников  причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-участников таможенного союза, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов.

  Основным нормативно-правовым актом, регулирующим применение таких пошлин является соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам».

Введению особых пошлин предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров.

   В   процессе   расследования   проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

1.2 Тарифные льготы и преференции

В зависимости от страны происхождения товара могут предоставляться тарифные льготы (преференции). Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера и предоставляются исключительно по решению Комиссии таможенного союза.

Под тарифной льготой (преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза в виде:

а) возврата ранее уплаченной пошлины – предусматривается отдельными таможенными процедурами, например процедурой реимпорта и реэкспорта;

б) освобождение от уплаты пошлины.

При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств-участников таможенного союза от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

Источник: https://www.stud24.ru/custom/primenenie-tamozhennyh-poshlin-v-tamozhennom/318565-955841-page1.html

Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин

Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин


Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 09.06.2009 N 9 одобрены этапы и сроки формирования единой территории Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации.

С целью завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза возникла необходимость разработать механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие).

Подробнее об этом механизме читайте в данной статье.

Для завершения формирования нормативно-правовой базы Таможенного союза разработан специальный документ, определяющий порядок зачисления и распределения между сторонами сумм ввозных таможенных пошлин, обязанность по уплате которых возникла со дня начала функционирования ТС в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию, а также пеней (процентов), начисленных на сумму ввозных таможенных пошлин в случаях и порядке, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Нормативно-правовое регулирование зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

Правовой основой регулирования данной сферы является Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.2010 (далее – Соглашение).

Соглашение входит в перечень важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу ТС, направленных на объединение таможенных территорий сторон и завершение формирования ТС.

Кроме того, в Соглашении определены понятия “ввозная таможенная пошлина”, “уполномоченный орган”, “санкции и штрафы за нарушения”, “структура и порядок информационного обмена”, “механизм разрешения споров”, “механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин”, установлен норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами – членами ТС.

Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин

За основу был взят следующий принцип: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства (далее – уполномоченные органы сторон) в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (в т.ч. при взыскании ввозных таможенных пошлин). Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают: – суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа; – суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон; – суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин; – суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон; – суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением; – суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено. Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства – члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин. В целях минимизации курсовых потерь при конвертации национальных валют в ходе распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет применяться схема их перечисления, основанная на межбанковском клиринге, при котором используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США, а также появляется возможность требования национальным (центральным) банком страны-получателя причитающейся суммы либо в национальной валюте этой страны, либо в долларах США. После получения средств национальный (центральный) банк страны-получателя должен перечислить полученные средства на счета бюджета. В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин, а также схема перечисления в доход бюджета стороны сумм от распределения ввозных таможенных пошлин представлена на рис. 1.

Общая схема механизма распределения ввозных таможенных пошлин

Банк одной (первой) стороны обязан продать банку другой (второй) стороны денежные средства в долларах США за сумму национальной валюты первой стороны, равную сумме национальной валюты первой стороны.

Рис. 1

Возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин осуществляется с единого счета уполномоченного органа в текущий день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших на единый счет уполномоченного органа и зачтенных в отчетный день, с учетом сумм возврата ввозных таможенных пошлин, не принятых национальным (центральным) банком к исполнению в этот день. Определение суммы возврата осуществляется до распределения поступивших ввозных таможенных пошлин между бюджетами сторон.

Исключительной особенностью является возврат плательщику сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) ввозных таможенных пошлин с единого счета уполномоченного органа Республики Казахстан: он осуществляется в отчетный день в пределах сумм ввозных таможенных пошлин, поступивших (зачтенных) на единый счет уполномоченного органа в день осуществления возврата.

Норматив распределения сумм ввозных таможенных пошлин

Экспертной группой по направлению “Выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие” были произведены расчеты нормативов распределения ввозных таможенных пошлин: как среднее арифметическое значение нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, рассчитанных двумя способами: – на основании показателей общего объема импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 – 2008 гг.; – исходя из стоимостных объемов импорта из стран дальнего зарубежья за 2007 – 2008 гг. на базе статистических данных ООН по торговле товарами “Комтрейд ООН” в разрезе двузначных групп ТН ВЭД с применением одинаковых расчетных среднеарифметических ставок единого таможенного тарифа (ЕТТ) ТС. Произведенный расчет объема импорта из третьих стран на основании данных статистики “Комтрейд ООН” (с поправками по 409 товарным позициям ТН ВЭД ТС) позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой стороны в следующих размерах: – Республика Беларусь – 4,70%; – Республика Казахстан – 7,33%; – Российская Федерация – 87,97%.

При установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин каждая сторона не должна приобретать или терять что-либо в результате внедрения механизма их расчета.

Обмен информацией

В целях осуществления оперативной сверки данных, поступивших от уполномоченных органов сторон, а также для своевременного выявления расхождений в расчетных (платежных) документах, поступивших по электронным каналам связи в виде графической электронной копии документа, Соглашением предусмотрен обмен информацией между уполномоченными органами сторон, необходимой для реализации Соглашения, осуществляемый по согласованным в трехстороннем порядке формам в сроки, установленные Приложением 2 к Соглашению.
Уполномоченный орган направляет расчетный (платежный) документ (инструкцию) с указанием даты, за которую осуществляется распределение ввозных таможенных пошлин, и суммы в национальной валюте, подлежащей распределению между бюджетами сторон в национальный (центральный) банк для дальнейшего перечисления на счета в иностранной валюте других сторон (см. рис. 2).

Схема обмена информацией между уполномоченными органами сторон

Рис. 2

Национальный (центральный) банк стороны информирует национальные (центральные) банки двух других сторон о зачислении доли поступивших сумм ввозных таможенных пошлин в национальной валюте, подлежащей обмену по действующему официальному курсу национального (центрального) банка – эмитента используемой валюты на доллары США (за исключением ее части, зачисленной в национальный бюджет в соответствующей национальной валюте). Национальные (центральные) банки двух сторон могут установить в договоре, что исполнение встречных обязательств по перечислению денежных средств в долларах США, в т.ч. не исполненных в срок, осуществляется путем перечисления национальным (центральным) банком, величина обязательства которого в долларах США превышает величину встречного обязательства в долларах США другого национального (центрального) банка, денежных средств в долларах США другому национальному (центральному) банку в сумме, равной разнице между величинами указанных встречных обязательств.

В соответствии с Соглашением таможенные органы сторон обеспечивают применение согласованных правил, основанных на единых принципах учета ввозных таможенных пошлин по методу начисления, а также определяют единый порядок обмена информацией, связанной с уплатой ввозных таможенных пошлин.

Санкции, штрафы и механизм разрешения споров

При неперечислении или неполном перечислении денежных средств на счет в иностранной валюте какой-либо стороной в установленные Соглашением сроки, а также в случае непоступления информации от уполномоченного органа этой стороны об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению, она уплачивает стороне, на счета в иностранной валюте которой не поступили соответствующие денежные средства (двум другим сторонам), проценты за просрочку на всю сумму образовавшейся задолженности по ставке в размере 0,1% за каждый календарный день просрочки, включая день, когда сумма от распределения ввозной таможенной пошлины не была перечислена другой стороне (двум другим сторонам). В случае непоступления (неполного поступления) денежных средств от какой-либо стороны и отсутствия уведомления от ее уполномоченного органа об отсутствии сумм ввозных таможенных пошлин, подлежащих распределению между сторонами, уполномоченный орган стороны, на счет в иностранной валюте которой не поступили денежные средства, на третий рабочий день после непоступления (неполного поступления) вправе приостановить перечисление сумм ввозных таможенных пошлин со своего единого счета на счет в иностранной валюте первой стороны. Если стороной принимается решение о приостановлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин, денежные средства, подлежащие перечислению на счет в иностранной валюте другой стороны, подлежат зачислению в доход бюджета первой стороны до отмены решения о приостановлении перечисления и обособленно учитываются в ее бюджете. Секретариат Комиссии ТС в данном случае проводит консультации с органами исполнительной власти сторон с целью скорейшего возобновления функционирования механизма распределения сумм ввозных таможенных пошлин в полном объеме. При невозможности принять решение о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин какой-либо из сторон по данному вопросу проводится заседание Комиссии ТС, а в случае непринятия ею решения – заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств. При принятии решения о возобновлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин указанные суммы не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления о принятом решении, подлежат перечислению на счета в иностранной валюте сторон, которым они предназначались в соответствии с Соглашением, при этом проценты за просрочку на указанные суммы не начисляются.

Суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте какой-либо стороной, а также суммы не исполненных национальными (центральными) банками сторон обязательств по перечислению денежных средств в долларах США относятся к государственному долгу.

Контроль за реализацией Соглашения

Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Счетный комитет по контролю над исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан, Счетная палата Российской Федерации в рамках совместных контрольных мероприятий ежегодно проверяют соблюдение уполномоченными органами сторон положений настоящего Соглашения. Контроль осуществляет Комиссия Таможенного союза, а ее секретариат проводит: – мониторинг и контроль полноты поступления ввозных таможенных пошлин и их последующее распределение между государствами – членами Таможенного союза; – статистический анализ и подготовку справочных, аналитических и информационных материалов в сфере применения вышеуказанного механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин.

Комиссия Таможенного союза представляет в Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав правительств ежегодный отчет об исполнении Соглашения.

Таможенный союз, Таможенные пошлины

Источник: http://www.brokert.ru/material/tamozhennyy-soyuz-raspredelenie-vvoznyh-poschlin

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: