Страна возможностей: инвестиции в инфраструктуру

Инвестиции в инфраструктуру поддержат экономику

Страна возможностей: инвестиции в инфраструктуру

Новыми драйверами роста российской экономики может стать строительство жилья, пространственное развитие территорий и инфраструктурные проекты, рассказал известный российский экономист, президент Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев на лекции «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?» в Банковском институте НИУ ВШЭ

До кризиса 2008 года российская экономика росла за счет нескольких факторов, в частности, демографического, рассказал Михаил Дмитриев.

Увеличивалась численность трудоспособного населения и его занятость, что способствовало росту производства, доходов и производительности труда. Так, с 2000 по 2009 год Россия почти в два раза сократила разрыв с ОЭСР по ВВП на душу населения.

Отставание по доходам и текущему потреблению сокращалось еще быстрее. Растущий рынок сбыта делал страну привлекательной в глазах инвесторов, несмотря на значительные риски.

В 2010 году тренд изменился, отметил лектор. Россия попала в глубокую демографическую яму. Справиться с ней не удается даже за счет привлечения трудовых мигрантов.

«Падение численности трудоспособного населения в России в текущем десятилетии – одно из самых быстрых среди крупных стран мира», – констатировал Дмитриев.

За 2013 год сезонно сглаженная численность экономически активного населения сократилась примерно на 1 млн человек.

Недостаток рабочей силы привел к перегреву на рынке труда и, как следствие, торможению экономического роста. Рост зарплат стал в 3-4 раза превышать рост ВВП за счет снижения прибыли. Из-за повышения удельных расходов на труд возник риск дальнейшего снижения конкурентоспособности экономики страны. Стало ясно, что необходимо искать новые драйверы экономического роста.

Эффект от строительства

Новыми источниками роста российской экономики могут стать строительство жилья, пространственное развитие и создание инфраструктуры.

Увеличение строительства жилья может дать многосторонний эффект. Оно не только позволит преодолеть отставание в обеспеченности населения квадратными метрами, но и повысит трудовую территориальную мобильность россиян, облегчая переезд туда, где зарплата и производительность оказываются выше, чем по месту жительства.

Для этого нужно более чем в два раза увеличить ввод жилой площади. Пространственное развитие должно способствовать ускоренному развитию агломераций и других территорий с высокой экономической плотностью, где производительность превышает среднероссийский уровень.

Это даст импульс к росту высокопроизводительной несырьевой экономики, несмотря на снижение общей численности занятых.

Транспортную проблему нужно решать комплексно

Огромный вклад в новый экономический рост может дать развитие инфраструктуры, подчеркнул Дмитриев.

«Инфраструктурные ограничения мы ощущаем на себе: это и пробки на дорогах, и медленное железнодорожное сообщение, и извечные споры о том, почему так дорого стоит новая инфраструктура.

Проблема всех этих разговоров в том, что даже если бы в России не воровали, инфраструктура бы все равно стоила безумно дорого», – отметил Дмитриев.

В силу ее дороговизны невозможно сделать сразу все, что хотелось, потому придется устанавливать приоритеты».

«Наши расчеты показали, что развитие железнодорожного, автомобильного, воздушного и внутреннего водного транспорта дает большие эффекты для экономики», – сказал Дмитриев. Транспортные проекты, предусмотренные в базовом сценарии Транспортной стратегии, дают в период до 2030 года накопленный эффект около 35 млрд рублей в ценах 2010 года. Это превышает половину годового ВВП 2014 года.

При этом каждый вид транспорта имеет свои каналы влияния на экономику. Так, на железнодорожный транспорт приходится свыше 75% агломерационных эффектов – за счет ускорения перевозок грузов и пассажиров по железной дороге и за счет разгрузки сети автодорог.

В целом агломерационные эффекты, даже по самому консервативному сценарию, составляют около 5,5 трлн рублей.

Основные эффекты от развития автомобильного транспорта лежат в сфере экономии времени пассажиров в пути, что связано с большим потенциалом роста междугородних поездок на личном транспорте.

Максимальная же отдача в расчете на один рубль инвестиций возникает на внутреннем водном транспорте.

Михаил Дмитриев привел пример того, как из-за недоразвитой инфраструктуры сдерживается рост промышленности. Речь идет о не полном вывозе грузов, происходящем в основном на железной дороге. «Сибирь – яркий пример того, как эти эффекты возникают.

Если к какому-то месторождению руды, угля или других полезных ископаемых не подвезти железную дорогу, то это месторождение не будет разработано, – пояснил он. – Большинство месторождений находится на таком отдалении от центров потребления, что никакими автомобильными дорогами эти продукты доставить потребителям невозможно».

Расчеты показали, что потенциальные потери от невывоза грузов в случае отсутствия инвестиций в транспортную инфраструктуру превысят 8,5 трлн рублей до 2030 года.

Эффекты от транспортных проектов нельзя оценивать по отдельности, пояснил спикер.

«Когда мы говорим о транспортной отрасли, то анализ одного проекта, вырванного из контекста, почти ничего не скажет о том, стоит его делать или нет.

Для принятия обоснованных решений мы должны брать весь портфель проектов и комплексно сравнивать разные конфигурации этого портфеля, – сказал экономист. – Тогда мы можем сказать, какие из них выгодные, а какие нет».

См. также:

От транспортных заторов избавит железная дорога
Железные дороги решат проблему автомобильных пробок
Как положить конец бездорожью
«Новые модели роста нужны не только России»
Мировые тренды и российские шансы

Полный текст презентации «Развитие транспортной инфраструктуры: как оценить ее влияние на экономику?»

23 октября, 2014 г.

Экономика демография инфраструктура промышленность экономический рост

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/177666502.html

Инфраструктурные проекты проверят на устойчивость | Инструменты на РБК+

Страна возможностей: инвестиции в инфраструктуру

Привлечению инвестиций в инфраструктуру поможет формируемая в России система оценки проектов, в основе которой — международные принципы устойчивого развития.

Павел Львов/РИА Новости

В России создается национальная система оценки инфраструктурных проектов, она будет ориентирована на международные стандарты, в формировании которых принимала участие и наша страна.

Принципы отбора качественных инфраструктурных инвестиций (Quality Infrastructure Investment, QII) были одобрены лидерами G20 в июне 2019 года на саммите в Осаке. Таких принципов шесть, они признаны универсальными, их можно применять к любым инфраструктурным инвестиционным проектам.

Это повышение положительного влияния инфраструктуры на достижение целей устойчивого роста и развития; повышение экономической эффективности инфраструктурных проектов на протяжении всего жизненного цикла; интеграция экологических и климатических аспектов в инфраструктурные инвестиционные проекты; повышение устойчивости к природным катастрофам, чрезвычайным происшествиям и прочим рискам; интеграция социальных аспектов в инфраструктурные инвестиционные проекты; повышение качества управления инфраструктурой.

Принципиальный подход

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, которому присвоен статус нацпроекта, требует масштабных инвестиций. На реализацию только его транспортной части планируется потратить 6,4 трлн руб. из госказны.

Финансировать проекты предполагается также в рамках государственно-частного партнерства.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании президента Владимира Путина с членами правительства, состоявшемся 5 февраля этого года, заявил, что для инвестирования в инфраструктуру могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но на «возвратной основе».

«По оценкам, согласованным с Банком России, инфляционно безопасно вкладывать в экономику около 300 млрд руб. средств ФНБ в год. При этом предполагаем, что на один рубль вложений ФНБ должно инвестироваться не менее 4 руб. денег частных инвесторов», — сказал Белоусов.

Он также сообщил, что Минтрансом в соответствии с поручением президента уже подготовлен в «первом приближении» перечень объектов инфраструктуры, в том числе автодорог, соединяющих областные центры, выходы на федеральные трассы и обходы городов.

В нем 62 объекта стоимостью более 2 трлн руб.

Привлечению средств в реализацию инфраструктурных проектов способствует Всемирный банк (ВБ).

 Так, ВБ и правительство Японии создали партнерство по инвестициям в качественную инфраструктуру QII, которое занимается финансовой поддержкой международных проектов, выдавая гранты размером до $700 тыс.

Такую сумму, например, получил транспортный проект в Непале, проект по развитию Киншасы (столицы Демократической Республики Конго), $690 тыс. выделили на разработку новой модели реконструкции городов Восточной Европы в районе Эспланада (Бухарест, Румыния).

Однако в России Всемирный банк не работает из-за санкционного режима, поэтому отечественным инфраструктурным проектам особенно важен «фильтр» новой методики оценки их качества для привлечения дополнительного финансирования.

Особенности национальной оценки

Каждая страна, входящая в «Большую двадцатку», создает на базе принципов, одобренных в Осаке, свою методику оценки качества инфраструктурных инвестиций. Это CEEQUAL в Великобритании, Envision и Greenroads в США, Infrastructure Sustain-ability в Австралии, Pearl в ОАЭ.

В России разработать такую методику поручено госкорпорации ВЭБ.РФ; созданием системы оценки в целом займутся также Национальный центр государственно-частного партнерства и международная инженерная компания AECOM. Соглашение между ними подписано в Минфине РФ 13 февраля 2020 года.

«Дорожная карта» должна быть готова до конца текущего года, рассказала РБК+ заместитель председателя ВЭБ.РФ Светлана Ячевская.

По ее словам, документ будет включать как уже применяемые оценки проектов, так и расширенный набор индикаторов по отдельным направлениям, которые пока не нашли широкого применения в России.

«Важно уточнить, что, несмотря на имеющийся международный опыт, каждая из стран вкладывает национальные особенности в понятие качественной инфраструктуры, исходя из приоритетов и целей развития», — отмечает Светлана Ячевская.

Разработчики рассчитывают на то, что системность оценки проектов позволит привлечь средства консервативных институциональных инвесторов, в особенности зарубежных. В конечном счете это будет способствовать повышению экономической эффективности проектов, в том числе за счет снижения стоимости их реализации.

По предварительной экспертной оценке, в России уже есть проекты, соответствующие принципам QII.

«Для целей повышения качества инфраструктурного рынка в целом необходимо создание подробной методологии оценки проектов, через которую будут проходить проектные инициативы, находящиеся на стадии разработки», — отмечает Светлана Ячевская.

По данным платформы поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра», которую ведет Национальный центр ГЧП, таких проектов сейчас насчитывается более 750 с общим объемом необходимых инвестиций порядка 2,7 трлн руб., из которых 1,6 трлн — частные средства.

«В рамках платформы «Росинфра» мы планируем создать скоринговую систему, которая будет увязана с методикой и позволит проводить первичную блиц-оценку на соответствие принципам QII», — делится планами Светлана Ячевская.

«Разрабатываемая методика позволит привлечь дополнительные инвестиции, например для рефинансирования, но только в случае, если проекты будут ей соответствовать, — поясняет она.

 — Новые проекты, которые будут включаться в комплексный план и смогут пройти через оценку, получат возможность рассчитывать на привлечение дополнительных частных инвестиций для их реализации».

Качество инфраструктуры сейчас на повестке дня в связи с реализацией майских указов президента, говорит заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков РАНХиГС Юрий Пономарев.

По его мнению, разработчикам национальной методики QII нужно синхронизировать с ней подходы к оценке и ранжированию проектов, применяемые сегодня, в том числе ведомственные.

Если методика QII будет действовать уже на стадии отбора проектов, то за ходом реализации инфраструктурных проектов будет следить Счетная палата РФ.

Как пояснили РБК+ в этом ведомстве, одним из аспектов контрольных мероприятий «является проверка качества выполненных работ в рамках строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ремонтных работ на автомобильных дорогах».

Изучается проектная документация, проводятся лабораторные исследования. В случае выявления грубых нарушений материалы контрольных мероприятий направляются в правоохранительные органы. По данным Счетной палаты, финансирование комплексного плана развития магистральной инфраструктуры в прошлом году выполнено не в полном объеме: исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году составило 88% от сводной бюджетной росписи — это 347,8 млрд руб. 

Источник: https://plus.rbc.ru/news/5e5723447a8aa9ccc064e5e9

Инвестиционная инфраструктура

Страна возможностей: инвестиции в инфраструктуру
статьи:

Для привлечения инвестиций необходимы условия, обеспечивающие и поддерживающие приток капитала, привлекающие потенциальных инвесторов.

Обязательным фактором формирования благоприятной инвестиционной среды является наличие критериев на базе которых способны появиться новые бизнес идеи и инвестиционные программы.

Одним из таких критериев выступает наличие среды, способной минимизировать издержки, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности. В добавок к этому необходимо поле, обеспечивающие защиту прав и интересов инвесторов.

Перечисленные задачи способна обеспечить крепкая, современная и динамично развивающаяся инвестиционная инфраструктура.

Что такое инвестиционная инфраструктура, если её рассматривать на макро и микро уровне?

С точки зрения макро экономики , инвестиционная инфраструктура это набор информационных, материальных, организационных, финансовых, кредитных и других инструментов, обеспечивающих стабильную и эффективную реализацию вложений и взаимодействие всех её участников. Всё это формирует предпосылки для повышения эффективности инвестиционных отношений.

В микро масштабе, рассматривая отдельную компанию, занимающуюся инвестиционной деятельностью, это взаимосвязь отделов и подразделений фирмы, непосредственно отвечающих за анализ, оценку, планирование и реализацию инвестиционной программы.

Стоит отметить высокую роль инвестиционной инфраструктуры. Ведь именно она позволяет воплотить в жизнь запланированные инвестиционные проекты и идеи. Реализуется это путём аккумулирования инвестиционных ресурсов и последующего их размещения на площадках, обладающих всеми условиями для плодотворного взаимодействия инвесторов, авторов идей, подрядчиков, консультантов и т.д.

Инфраструктура позволяет реализовать финансовые возможности её участников наиболее эффективно, что поддерживает рост экономики. Всё это способствует улучшению качества производимой продукции, а в конечном итоге и финансово-экономических показателей компаний. Признаком увеличения и ускорения движения капитала является повышение общего числа инвестиционных сделок на рынке.

Функции инвестиционной инфраструктуры, или совершенствованию каких направлений она способствует:

  • появление предпосылок и условий для осуществления инвестиционного процесса
  • снижение инвестиционных рисков
  • удобное и дешёвое привлечение инвестиционных средств
  • аккумулирование финансовых ресурсов.

Объекты и субъекты инфраструктуры

Субъектами или участниками здоровой инвестиционной инфраструктуры, способствующими её развитию, выступают:

  • инвестиционные компании и корпорации
  • страховые организации
  • банковские учреждения
  • инвестиционные фонды
  • различные участники валютных, фондовых, товарных рынков
  • консалтинговые организации
  • аудиторские компании и другие оценочные организации.

Наличие требуемых участников недостаточно для эффективной работы инфраструктуры вложений. Залогом успеха выступает отлаженное взаимодействие всех её участников.

По группам можно выделить компании, относящиеся к финансовому, технологическому и образовательному направлению деятельности. Образовательные учреждения готовят квалифицированных специалистов, финансовые регулируют денежное обращение, технологические отвечают за функционирование всего процесса.

Объектами инвестиционной инфраструктуры можно смело назвать активы и проекты, создающиеся в процессе её построения. Например, транспортные объекты (от дорог до логистических хабов), объекты коммунального хозяйства, объекты социального назначения и здравоохранения, туристические базы и т.д.

Инфраструктурные проекты в городах и регионах

В условиях экономического кризиса и дальнейшей финансовой нестабильности большинство стран и их регионов стали пересматривать собственные стратегические цели экономического развития.

Применительно к России, кризис и действующие санкции существенно сократили доходную часть федерального бюджета, и, принимая во внимание, существующее экономическое неравенство между отдельными городами и регионами страны остро встал вопрос о незамедлительном восстановлении, а где-то и о создании, инвестиционной инфраструктуры для исправления существующего недостатка.

Какие задачи способна решить реализация инфраструктурных проектов в городах и регионах нашей страны?

  • выравнивание цен на продукты первой необходимости
  • выравнивание цен на услуги ЖКХ, электроэнергии
  • выравнивание уровня доходов населения
  • выравнивание уровня внутреннего валового продукта на регион/город.

Перечисленные меры способны заметно повысить уровень привлекательности отдельного города либо региона для потенциальных инвесторов, а самое главное увеличить размер доходной части регионального/городского бюджета.

Наиболее актуальными и востребованными направлениями развития и создания инвестиционной инфраструктуры в городе/регионе считаются:

  • транспортные проекты
  • благоустройство городской среды
  • жилищно-коммунальное хозяйство
  • туризм
  • другие сферы городского хозяйства.

Финансирование и вложение средств в предложенные направления способно дать максимально положительный эффект для экономики города и региона, а также стать фундаментом дальнейшего развития.

Проблемы развития инфраструктурных проектов в России:

  • ограниченность финансирования (создание инфраструктуры требует крупных денежных вливаний, львиная доля финансирования происходит за счет средств федерального бюджета. В условиях экономического объём государственного финансирования сокращён.)
  • административные барьеры (большое количество процедур, связанных с получением разрешительной документации и подведением производственной инфраструктуры для реализации проекта)
  • отсутствие актуальных инструментов взаимодействия частного и государственного капитала.

В таких непростых условиях рынок всё же рождает инструменты способные посодействовать решению озвученных проблем. Развитие инфраструктуры в городах и регионах страны на сегодняшний день возможно благодаря использованию метода государственного частного партнёрства. Это вид партнёрства, где для решения вопросов государственной важности используется как федеральный, так и частный капитал.

Признаками, сигнализирующими о наличии успешной инвестиционной инфраструктуры в городе/регионе, будут:

  • информационные центры для инвесторов, где собрана информация о приоритетных направлениях развития региона и о проектах, планируемых к запуску
  • наличие подразделения, занимающегося экспертной оценкой будущих проектов
  • наличие подразделения для взаимодействия с федеральными органами власти
  • развитая региональная банковская структура
  • структура страхования рисков для участников всех инвестиционных проектов.

Источник: http://mir-investicyj.ru/investicii/investicyonnaya-infrastructura/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: