Сравнение условий лизинга: выбор оптимального предложения (по результатам исследования рынка лизинга)

Содержание
  1. Лизинг vs. кредит – что выгоднее? где в итоге будет меньше % переплаты и почему?
  2. Анализ себестоимости и доходности банковского автокредита
  3. Анализ себестоимости и доходности автолизинга.
  4. Расчет ЭПС лизингового графика (без учета гос субсидии) – считаем реальную процентную ставку доходности для ЛК:
  5. Сравниваем коммерческие предложения – чек-лист
  6. Вы приняли решение купить автомобиль в лизинг? Вполне естественно, что вы обратились сразу в несколько лизинговых компаний и попросили расчёты. Как корректно сравнить расчёты? Каким пунктам уделить особое внимание? И что важно спросить у лизинговой компании на этапе переговоров? Мы постараемся ответить на эти вопросы и расскажем все о коммерческом предложении по лизингу.
  7. Российский рынок лизинга по итогам 2019 года: комплексная оценка
  8. При участии:
  9. Калькулятор лизинга: сравнение предложений ведущих лизинговых компаний
  10. Какие выводы может сделать потенциальный лизингополучатель из калькулятора лизинга?
  11. Что еще делает ценным для клиента запрос и анализ конкретных коммерческих предложений?

Лизинг vs. кредит – что выгоднее? где в итоге будет меньше % переплаты и почему?

Сравнение условий лизинга: выбор оптимального предложения (по результатам исследования рынка лизинга)
Актуально! Статья пролизинговые платежи в режиме остановки бизнеса и карантина.

Продолжаем серию публикаций на канале “PRO. Лизинг“, посвященных выбору наиболее оптимального способа приобретения автотранспорта для юридических лиц и ИП с использованием заемного капитала: что выгоднее – лизинг или кредит?

В этой статье мы поговорим о сумме переплат / удорожаний / кредитных процентов, назвать можно по разному. Речь пойдет о том, какой из двух инструментов покупки более экономичен, а какой более дорогой при прочих равных условиях.

В данной статье мы не будем сравнивать экономию на налоговых вычетах (это тема для отдельного сравнения), речь пойдет строго об оценке сумм переплат в рублях / в процентах при двух вариантах финансирования покупки автомобиля, в лизинг или в кредит.

Оцениваем переплату в графиках финансирования

От чего зависит конечный ценник у любого товара / услуги? Упрощенно – от себестоимости (суммарных затрат на производство товаров или организацию процесса оказания услуг) + торговой наценки, так называемой маржи.

В отношении автокредита и автолизинга данное утверждение тоже вполне себе справедливо.

Что составляет основную статью затрат этих финансовых продуктов? Это стоимость привлеченных денег (или фондирования) для финансирования кредитного / лизингового бизнеса.

Ни банки, ни крупные лизинговые компании топ-20 рейтинга в РФ давно уже не работают исключительно на собственные капиталы. Все в большей или меньшей мере работают за счет привлеченных (читай – заемных) средств.

Средства эти дают взаймы не бесплатно, за них надо выплачивать определенный процент, вознаграждение их собственнику. Этот процент и составляет основу себестоимости кредитного/лизингового бизнеса.

Анализ себестоимости и доходности банковского автокредита

Банкиры привлекают деньги из депозитов физлиц, остатков на счетах и депозитов ЮЛ, для них открыт межбанковский рынок денег – т.е. возможность займа свободных денег у других банков.

Попробуем примерно оценить стоимость таких денег (по состоянию на февраль 2020):

депозиты ФЛ/ЮЛ – 5-7% годовых;межбанк (как правило короткие сроки кредитов) – 5-6% годовых.

Пусть будет средняя ставка привлечения для банков = 6% годовых. Это базовая статья себестоимости, которая увеличивается дополнительными затратами. Упрощенно представим доп затраты следующим образом:

  • содержание инфраструктуры банка (центральный и региональные офисы, аренда площадей, найм и зарплата сотрудников кредитных отделов, аналитиков, СБ, их руководителей и руководителей их руководителей, организация рабочих мест, сотовая связь, ГСМ, интернет, прочее);
  • создание обязательных и дополнительных резервов под выданные кредиты (не все заемщики одинаково хорошо и вовремя платят по взятым кредитам, банкиров обязывают резервировать деньги на счетах в ЦБ, в случае если с выданными кредитами начинаются сложности);
  • продвижение банковских кредитных продуктов в интернете и СМИ;
  • налоги и сборы.

У банка с уже развитой региональной сетью, который внимательно следит за уровнем косвенных издержек и не дает особо разрастаться управленческим и общехозяйственным расходам, данные статьи увеличат себестоимость кредита, оценочно, еще на 3-4% годовых.

Далее остается определиться с маржой (наценкой, прибылью банка от кредитной сделки). Ставки по реально выданным кредитам с посильным первым платежом около 20% и трехлетним сроком погашения варьируются в 14-15% годовых. Таким образом, маржа банка составляет 5-6% годовых, или треть в общей структуре процентной ставки кредита.

Анализ себестоимости и доходности автолизинга.

Чем ответит экономика сделки лизинговых компаний (ЛК)?

Лизинговые компании не имеют банковских лицензий и не имеют права привлекать депозиты ФЛ и ЮЛ, заниматься расчетно-кассовым обслуживанием, и рынок межбанка для них так же закрыт. Таким образом источники денег, характерные для банкиров, для лизинговых компаний недоступны вовсе.

Откуда же деньги?

1. Кредиты в банках. Лизинговые компании сами являются постоянными крупными заемщиками в банках, постоянно привлекают кредиты для покупки лизингового имущества, оформляя при этом предметы лизинга в качестве залога. Подробнее мы рассматривали эту схему в статье, посвященной разбору ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”.

2. Лизинговые компании стали активно возвращаться на рынок облигационных займов – размещению на фондовом рынке корпоративных долговых ценных бумаг.

В 2016-2017 гг подобная форма привлечения заемных средств теряла популярность среди лизинговых компаний, облигационные эмиссии ЛК в эти годы можно сосчитать по пальцам одной руки. Но в 2018-2019 годах лизинговыми компаниями было размещено уже около 50 облигационных займов на срок от 3 до 10 лет.

Причем лизинговые компании не мелочатся – суммы облигационных займов варьируются от 500 млн до нескольких десятков миллиардов рублей за одну эмиссию.

3. Источник третий, экзотический. Как мы помним, закон не запрещает лизингодателю привлекать заемные денежные средства, причем никто не говорит, что это обязательно должны быть банковские кредиты или облигации на фондовом рынке.

Некоторые лизинговые компании (как правило это небольшие региональные игроки) привлекают займы у частных физических лиц, лично знаю кредиторов – физлиц, дающих годовые ссуды региональной лизинговой компании.

Физикам подобное размещение может быть интересно процентной ставкой в районе 10% годовых, что почти в два раза выше, чем доходы от банковских депозитов. Но этот способ в общей массе привлеченных средств занимает доли процента, можно особо не учитывать.

Примерно оценим стоимость заимствований для лизинговых компаний:

Банкиры не будут кредитовать ЛК по ставке привлечения депозитов или межбанковского кредита.

Займы даже для крупных лизинговых компаний будут дороже, оценочно 10-12% годовых;Облигационные займы предполагают меньшую ставку по сравнению с кредитами: 8-10% годовых в зависимости от срока заимствования и эмитента.

Займы у физиков, как рассматривали ранее, привлекаются ориентировочно под 10% годовых.

За среднюю ставку привлечения денег возьмем 10% годовых для лизинговых компаний.

Накладные расходы ЛК можно представить в виде схожих статей расходов, что и у банкиров: тот же аппарат управления, аналитиков, СБ, бухгалтерия и кадры, региональная сеть офисов продаж, зарплаты и отчисления в соц фонды; налоги и сборы – обязательные для лизингового бизнеса статьи.

Но есть и отличия – лизинговые компании в отличие от банков совершенно не обязаны по закону создавать никакие резервные фонды под рисковые сделки, а это очень значительная экономия оборотного капитала.

В городах-милионниках, где банкиры открывают по 3-5-10 своих филиалов, крупная лизинговая лизинговая компания ограничится одним, максимум двумя офисами продаж, филиальная структура лизинга гораздо проще и дешевле.

Реклама и продвижение. По моим оценкам затраты ЛК на маркетинг в разы меньше, чем данная статья затрат у крупных рыночных банкиров.

Контекстная реклама у крупняков лизинга в поисковиках встречается, но я ни разу не видел масштабных системных акций ЛК с роликами на ТВ, социальными сетями, работой с блогосферой.

Моя оценка продвижения лизинговых услуг в РФ в целом – “примитивно”. Дешево-сердито, зависли в 00-х..))

Пусть суммарно доля накладных расходов в структуре цены лизинга добавит еще +3-4% годовых.

Итого, мы выходим на расчетную себестоимость 14% годовых, т.е. уже на уровне рыночных ставок по автокредитам банков, а это еще только себестоимость “на входе” лизинговых услуг. Для определения рыночных ставок лизинга необходимо учесть еще один фактор:

Маржа лизинговых компаний :)

Вот тут начинается самое интересное :))

Во-первых, менеджеры лизинговых компаний будут уверять Вас, что их графики нельзя напрямую сравнивать с графиками по автокредиту, так как лизинговая компания не дает своим клиентам денег, наоборот, берет с них аванс, покупает имущество и передает его в финансовую аренду клиенту, то есть механизм сделки точно не кредитный, а арендный. А все лизинговые платежи в графике – это не выплата стоимости авто + % удорожания для покрытия рассмотренных выше издержек и получения прибыли, а платежи по финансовой аренде имущества. Само же имущество будет выкуплено в самом конце договора по остаточной стоимости.

Во-вторых, вас будут убеждать, что оценивать лизинговые графики нужно только по специальной формуле расчета удорожания:

(Общая сумма платежей − Стоимость предмета лизинга) / Стоимость предмета лизинга×100%.

Давайте рассмотрим как работает эта формула на реальном примере. Вот рублевый график 2017 года одной достаточно крупной ЛК на легкотоннажный грузовик по программе с гос субсидией в виде компенсации авансового платежа.

Лизинговая компания утверждает, что удорожание в год по данному графику составляет 2,34% (!). Это очень хороший экономический показатель для того периода, ведь только официальный показатель инфляции от Росстата в 2017 году составил 2,5%, получается удорожание по лизингу было меньше, чем инфляция?

Считаем по формуле лизингового удорожания:

((1 605 132 + 1 500) – 1 500 000) / 1 500 000 * 100% = 8%

График предполагает авансовый платеж + 36 месяцев финансового лизинга + выкупной платеж, фактически процедура займет 1+36+1 = 38 месяцев. Рассчитаем удорожание в год:

8% / 38 *12 = 2,53% годовых – не 2,34% как в графике, но тоже очень даже ничего себе!

Но мы в расчете не учли один важный момент: этот график предполагал государственную субсидию на авансовый платеж в размере целых 12,5% (187 500 руб) от стоимости авто, которую заплатил бюджет РФ, а не клиент лизинговой компании.

Теперь давайте рассчитаем ставку удорожания без учета гос субсидии, сколько же реально наценила ЛК в сделке?

((1 792 632 + 1 500) – 1 500 000) / 1 500 000 * 100% = 19,61%

19,61 / 38 *12 = 6,2% годовых.

Получилось почти в 3 раза больше, чем в рекламной строке графика, но опять же очень шикарные цифры удорожания! По сравнению с моей оценкой себестоимости лизинговой сделки в 14% годовых, такая ставка удорожания – это просто благотворительность какая то…

А благотворительность ли? :)

Для реальной оценки стоимости того или иного способа финансирования и получения сравнимых данных в процентах годовых для самых различных графиков (графики могут отличаться по любым параметрам – сумме аванса, сумме предмета покупки, срокам, сумме выкупа) я всегда использую формулу расчета эффективной процентной ставки (ЭПС). Формула довольно мудреная, здесь разбирать алгоритм расчета я не буду, благо он есть в стандартных функциях Excel под названием “чистый вмененный доход”, проще всего посчитать ставку там.

В чем ее преимущество: ЭПС показывает реальную стоимость денег, реальный процент удорожания, заложенный банком или лизингодателем, с учетом того, какие авансы в какой период были выплачены, какая сумма долга осталась и в течение какого периода и какими платежами она будет выплачиваться.

Давайте рассчитаем ЭПС для данного графика и поймем, какой же реальный % доходности для данной сделки заложила ЛК?

Расчет ЭПС лизингового графика (без учета гос субсидии) – считаем реальную процентную ставку доходности для ЛК:

Расчет ЭПС в Excel

Вооот он, “морж”:))) – реальный процент удорожания графика, реальная доходность от сделки для ЛК: 25,6% годовых. Специально оставил окно с формулой расчета чистой вмененной доходности, можете проверить расчет, если захотите.

Почему же такой разбег в оценке доходности? Все просто. Формула ЭПС оценивает, какие суммы и в какой период вносились по графику. Так, в приведенном примере, клиент еще до покупки ЛК автомобиля вносил собственными средствами аванс = 50% стоимости авто (562, 5 тыс руб + 187,5 тыс руб субсидии), т.е.

лизинговая компания фактически финансировала только оставшиеся 50% стоимости автомобиля (750 тыс руб). И если первая формула расчета лизингового удорожания соотносит переплату ко всей первоначальной стоимости автомобиля, то формула ЭПС убирает из расчета аванс и ежемесячно пересчитывает остаток долга после уплаты очередного лизингового платежа.

Именно так полноценно и рассчитывается процентная ставка по заемным денежным средствам.

Обращаю внимание – это не какой-то “космически” дорогой график! Средняя ставка ЭПС для лизинговых графиков разных ЛК, которые я сравнивал и оценивал, варьировалась в пределах 25-28% годовых.

Особо жадные до “моржей” пара-тройка ЛК легко уходили и за 30% годовых!Самый дешевый график, попавший мне в руки – 21% годовых, меньше от лизинговых компаний я просто не встречал. Но это был график для крупного клиента, устроившего большой тендер между несколькими крупными ЛК.

Почему ЛК в своем расчете указывает 2,34% удорожания в год? Да она может и 0,0001% удорожания в год написать, если захочет. Лизинговые компании не попадают под действия законов и инструкций для банков и банковской деятельности.

Это банкиров обязали раскрывать в договорах реальный процент удорожания по кредиту, для лизинговых компаний таких требований попросту нет. Клиент с предложенным графиком в рублях согласился? Договор подписал? А какой там реальный % заложила ЛК – это никого не касается…

Так что давайте теперь прикинем среднюю норму маржинальности графиков ЛК и общий процент переплаты по лизингу, рассчитанный по формуле ЭПС.

Оценочная доля себестоимости денег и доп затрат для ЛК ~14% годовых.Средняя норма ЭПС для лизинговых графиков пусть будет 25% годовых.Итого, маржа ЛК составляет 25-14 = 11% годовых внутри ставки удорожания, т.е. чуть меньше половины в общей структуре процентной ставки.

Сравните полученные цифры с оценочной маржинальностью банкиров в 4-5% годовых, как мы считали выше.

Поэтому заявляю, что лизинг в РФ – это дорого! ЭПС = 25%, 28%, 30-% и более – это очень много. Вы бы стали брать на себя кредит под 30% годовых? А клиенты лизинговых компаний, по сути, берут и верят в 2,34% ежегодных удорожаний.

Подводим итог анализа удорожания двух финансовых продуктов: по критерию суммы переплат в процентах, при прочих равных условиях уверенную победу одерживает банковский кредит.

Общий счет сравнения на данном этапе становится:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5df5ff1b43fdc000b2d1c628/lizing-vs-kredit-chto-vygodnee-gde-v-itoge-budet-menshe--pereplaty-i-pochemu-5e2a0f36118d7f00be82cfdd

Сравниваем коммерческие предложения – чек-лист

Сравнение условий лизинга: выбор оптимального предложения (по результатам исследования рынка лизинга)

19 Марта 2015

Демьян Смирнов,
Эксперт по лизингу

Вы приняли решение купить автомобиль в лизинг? Вполне естественно, что вы обратились сразу в несколько лизинговых компаний и попросили расчёты. Как корректно сравнить расчёты? Каким пунктам уделить особое внимание? И что важно спросить у лизинговой компании на этапе переговоров? Мы постараемся ответить на эти вопросы и расскажем все о коммерческом предложении по лизингу.

Коммерческое предложение – предварительный расчёт, сделанный специалистом лизинговой компании после обращения клиента. Подобный расчёт делается на основании исходных данных – стоимости имущества, размера первоначального взноса и срока лизинга.

Первый момент, на который стоит обратить внимание – точный расчёт программы лизинга возможен только после оценки финансового состояния клиента. Но в большинстве случаев, предварительный расчёт соотносится с графиком платежей в договоре лизинга.

Коммерческое предложение, как правило, разбито на несколько частей, рассмотрим особенности каждой детально:

Условия финансирования

Начинается коммерческое предложение, как правило, с указания исходных данных – наименования компании, вида имущества и его стоимости, авансового платежа и срока лизинга. В условиях финансирования могут быть указан статус балансодержателя имущества – лизинговая компания или лизингополучатель.

В этом разделе могут быть указаны различные комиссии – за организацию финансирования, территориальный сбор, консультационные услуги по правовым и бухгалтерским основам лизинга. Взимание комиссий уже не так характерно для рынка лизинга, но в некоторых расчетах они еще встречаются.

В условиях финансирования может быть указан такой показатель, как среднегодовое удорожание. Среднегодовое удорожание – это разница между фактической и первоначальной стоимостью имущества, выраженная в процентах. В кредите существует такое понятие, как процентная ставка, а в лизинге — удорожание, и эти понятия не являются тождественными.

Удорожание в лизинге может начинаться от 0% – за счёт корпоративной скидки лизинговой компании. Скидки варьируются в пределах от 1 до 10% в зависимости от производителя, модели автомобиля и лизинговой компании.

В расчетах лизингодатель может не указать скидку на автомобиль, о её наличии будут говорить меньшие ежемесячные платежи и размер общей переплаты.

 Ежемесячный график платежей

Основная информация, представляющая интерес для потенциального лизингополучателя – это список платежей в соответствии с выбранным типом графика: равномерного, убывающего, смешанного или сезонного. У каждого типа графика свои выгоды.

Равномерный график позволит вам вносить небольшие ежемесячные платежи, но его минус – большая переплата. Убывающий график дешевле равномерного по итоговой переплате, но основная часть платежей приходится на первый год.

Если ваш бизнес подвержен сезонности спроса, рассмотрите графики, учитывающие эту особенность.

Следует обращать внимание на наличие выкупного платежа – информация о его размере должна содержаться либо в графике (как правило, он включён в последний платёж), либо указана отдельно в тексте коммерческого предложения.

Выкупной платёж – та стоимость, за которую предмет лизинга (автомобиль, техника или оборудование) переходит в вашу собственность. Этот показатель сильно разнится в зависимости от типа имущества и лизинговой компании, может составлять как символические 1 000 р., так и внушительные 10% от стоимости имущества.

Страхование

Часто лизинговые компании включают информацию о страховании имущества в текст коммерческого предложения. На стадии рассмотрения и принятия решения желательно получить у потенциального лизингодателя информацию о списке аккредитованных страховых компаний.

Бывает так, что клиенты не уделяют этому вопросу должного внимания и впоследствии оказываются связанными жёсткими обязательствами по договору и вынуждены страховать имущество у исключительного партнёра лизингодателя по дорогому тарифу.

К сожалению, имеет место ситуация, когда лизинговая компания делает клиенту дешёвые расчёты, закладывая прибыль в страховку.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание в вопросе страхования имущества — размер страховых тарифов каско на автомобили иностранного производства. Каско является обязательным условием лизингового договора, расходы страхования автомобиля составят порядка 20–30% от стоимости. Страховые полисы на некоторые модели автомобилей являются крайне невыгодными.

Дополнительные услуги

Иногда в расчёты могут быть включены дополнительные услуги – например, расходы на регистрацию/ снятие транспортного средства в ГИБДД, уплата транспортного налога, ежегодные ТО и др. Но в основном эти обязательства накладываются на лизингополучателя или выполняются на возмездной основе.

В этой графе также может содержаться информация о бонусах для клиента – это может быть оплата годового полиса ОСАГО за счет лизинговой компании, топливная карта, возможность участия в программах помощи на дорогах.

Сумма договора лизинга

Здесь содержится информация об итоговой сумме договора лизинга. Следует обратить внимание на два момента – 1) чтобы сумма выплат была указана с НДС, 2) размер совокупных затрат на покупку имущества, включал в себя также внесенный клиентом аванс.

 Для компаний, работающих на общей системе налогообложения, обычно указывается эффективность лизинга – те суммы, которые вы сэкономите при уплате налогов во время действия договора лизинга.

Напомним, что подобная экономия в лизинге возможна за счёт снижения налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль, ускоренной амортизации и зачёту НДС в полном объёме.

Некоторые лизинговые компании указывают также размер затрат на покупку имущества с учётом налоговых преференций. Эта сумма чаще всего оказывается меньше стоимости имущества.

Как грамотно сравнить расчёты от разных лизинговых компаний?

– Убедитесь в том, что все исходные параметры идентичны, и вы сравниваете предложения с одинаковыми авансами, сроками лизинга и идентичными типами графиков.

– Сравнивать размер переплаты необходимо не по проценту удорожания, а по графе «Всего платежей» или «Итого».

– Клиенты часто сравнивают выгоду предложения, опираясь на показатель среднегодового удорожания.

Между тем существует определённая хитрость, которая «выключает» бдительность лизингополучателей — существенная часть выплаты в виде выкупного платеж (который может достигать 10% от стоимости имущества) выносится за график.

Логично, что удорожание начисляется на меньшую сумму и оказывается ниже. Поэтому очень важно проводить сравнение на основе совокупных затрат по договору лизинга.

– При сравнении графиков платежей обращайте внимание на резкость убывания – от этого зависит размер переплаты. Подобная модификация графика позволяет сделать его дешевле даже при более дорогом финансировании.

Что ещё важно учесть на стадии переговоров?

– Лизинговая компания может поменять график платежей перед подписанием договора, объясняя это тем, что условия сделки поменялись. В таком случае лучше проявить принципиальность и отказаться от подписания договора.

– Внимательно отнеситесь к выбору поставщика.

– Ознакомьтесь с условиями страхования имущества и списком аккредитованных партнеров лизингодателя. При выборе автомобиля постарайтесь учесть последующие расходы на покупку каско, они могут достигать от 20% от стоимости для договора лизинга сроком 3 года.

– Если вы оформляете в лизинг легковой автомобиль, уточните все условия сделки. Нередко лизинговая компания забирает второй комплект ключей.

– Оцените надежность лизинговой компании и ознакомьтесь с отзывами клиентов. К сожалению, далеко не всегда низкая переплата включает в себя скорость оформления и лояльное отношение после заключения сделки.

Источник: https://leasing-trade.ru/o-lizinge/blog/the-offer-from-the-leasing-company-check-list/

Российский рынок лизинга по итогам 2019 года: комплексная оценка

Сравнение условий лизинга: выбор оптимального предложения (по результатам исследования рынка лизинга)

Это исследование сильно отличается от всего, что авторы готовили за последние двадцать лет.

Во-первых, нет прогноза.

В условиях, когда невозможно прогнозировать ни развитие пандемии, ни действия правительств разных стран по противодействию ей и по поддержке бизнеса, ни, тем более, реакцию экономики на эти условия (прогнозы мирового ВВП пересматриваются в широких пределах чуть ли не ежедневно) давать сколько-нибудь определённый прогноз российского лизинга — это просто авантюризм. Будет ли это просто спад на 20–30% в терминах нового бизнеса (пожалуй, сейчас это можно уже рассматривать как супероптимистический сценарий), сильный спад (–60% — как мы наблюдали в 2009) или очень сильный (до 80–90%), пока говорить не имеет смысла.

Во-вторых, анализ рынка на основе объёма нового бизнеса в настоящее время не вполне адекватно отражает ситуацию. Поэтому в исследовании применён комплексный рейтинг лизинговых компаний. Новый бизнес хорош в стабильных условиях, он улавливает малейшие тенденции, колебания конъюнктуры.

Этот показатель очень комфортен для компаний с высокой оборачиваемостью (например, в автолизинге соотношение нового бизнеса и портфеля составляет около единицы; по новому бизнесу они становятся сопоставимы с многократно более масштабными компаниями, занимающимися долгосрочным лизингом в инфраструктурных отраслях).

Именно эти компании сейчас в зоне максимального риска. Также показатель нового бизнеса очень выигрышен для начинающих компаний (у региональных лизин­говых компаний, которые только разворачивают свою деятельность и имеют скромный лизинговый портфель показатель нового бизнеса может превышать портфель в десятки раз.

Ну и, наконец, достоверность расчёта нового бизнеса, как минимум, вызывает вопросы.

Использование для комплексного рейтинга помимо нового бизнеса таких более консервативных и инерционных показателей как лизинговый портфель, профинансированные средства и лизинговые платежи, собственные средства и уровень кредитного рейтинга в условиях турбулентной экономики, на наш взгляд, более адекватно отражает рыночные позиции и перспективы лизинговых компаний.

Как уже неоднократно отмечалось, рынок лизинга заблаговременно отражает общую экономическую ситуацию, изменения в нём происходят за 6–9 месяцев до того, как они отразятся на ВВП. Лизинг стал испытывать затруднения ещё в 2019 году, когда не было ни COVID 19, ни трений с ОПЕК+. То есть предкризисные условия сформировались независимо от них.

Рынок лизинга уже в 2019 году показал наихудший результат с 2016 года: объём нового бизнеса участников рейтинга вырос всего на 11% по сравнению с 17% годом ранее. Абсолютный прирост составил 141,5 млрд рублей.

Рост был обеспечен, главным образом, автолизингом, а также лизингом строительной и дорожно-строительной техники. Основным сдерживающим фактором стало сокращение сегмента лизинга железнодорожной техники и авиализинга (–43% и –51% к показателям 2018 года соответственно).

Слабая динамика корпоративных сегментов обусловила снижение концентрации рынка, а также сокращение доли государственных компаний в совокупном объёме нового бизнеса.

Темпы прироста лизингового рынка по итогам 2019 года снизились до 11%, а темпы прироста лизингового портфеля — до 16%.

Торможение рынка связано с сокращением важнейших сегментов транспортного лизинга — железнодорожной и авиационной техники. При этом ключевые розничные сегменты продолжили стабильный рост.

Так, новый бизнес в автолизинге вырос на 20%. Однако они не смогли оказать достаточную поддержку рынку.

Наибольшее абсолютное сокращение объёмов нового бизнеса по итогам 2019 года продемонстрировали сегменты авиализинга и лизинга железнодорожного транспорта — на 87 млрд рублей и 145 млрд рублей соответственно.

Основным фактором, повлиявшим на сжатие этих сегментов, стало насыщение рынка подвижного состава на фоне стагнации объёмов перевозок, а также значительное сокращения количества сделок с самолётами российского производства.

Наиболее высокие темпы роста показали сегменты лизинга морского и речного транспорта и оборудования для газо- и нефтедобычи (69% и 68% к уровню 2018 года соответственно).

Автолизинг остаётся основным драйвером роста рынка лизинга. На фоне торможения остальных транспортных сегментов лизинг легкового и грузового автотранспорта третий год растёт двузначными темпами: темпы прироста нового бизнеса в этих сегментах в 2019 году составили 25,6% и 15,2% соответственно.

Вместе с тем динамика роста нового бизнеса в сегменте грузового автолизинга снизилась по сравнению с показателем 2017 года (64%) и 2018 года (20%), тогда как темпы прироста лизинга легкового автотранспорта оставались стабильно высокими.

Эта тенденция отразилась и в росте доли лизинга легкового автотранспорта в совокупном объёме нового бизнеса в автолизинге по сравнению с 2018 годом на 5 процентных пунктов до 49%.

Торможение обусловило снижение концентрации и разгосударствление рынка.

Слабая динамика корпоративных сегментов, в первую очередь лизинга железнодорожного транспорта и авиализинга, обусловила снижение концентрации рынка, а также сокращение доли государственных компаний в совокупном объёме нового бизнеса.

Концентрация нового бизнеса на топ 10 участников рейтинга снизилась в 2019 году по сравнению с предыдущим годом с 73% до 71,4%.

В то же время доля государственных компаний в совокупном объёме нового бизнеса в 2019 году уменьшилась на 6 процентных пунктов — с 56,5% до 50,5%.

Доля оперативного лизинга в совокупном объёме нового бизнеса участников рейтинга снизилась до 7%. Это наименьший показатель за последние семь лет: средняя доля оперлизинга за указанный период составила 12%. Основная причина — продолжающееся второй год подряд сокращение сегмента авиализинга, в котором такого рода сделки играют ключевую роль.

RAEX (РАЭКС-Аналитика) проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Лизинг в России» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных сведений, предоставленных лизингодателями — участниками исследования.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. Под основными терминами, используемыми в обзоре, мы понимаем следующее:

Новый бизнес — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: new business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

Сумма новых договоров лизинга — это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключённым за рассматриваемый период, с учётом НДС.

При этом критерии учёта новых сделок для обоих показателей одинаковы — должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретён предмет лизинга для его передачи клиенту. В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) входят сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платёж.

Объём профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы лизингодателя).

Объём полученных платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчётный счёт организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объём лизинговых платежей к получению) — объём задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчётной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Показатели объёма полученных лизинговых платежей и объёма текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в периодах, предшествующих исследуемому.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приведены с учётом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчётности и результатами предыдущих периодов.

При обработке анкетные данные сопоставляются с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения.

Кроме этого сравнивается динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже демонстрирует нехарактерные сдвиги в объёмах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей.

Очевидно, что рост или падение объёмов деятельности в предыдущих периодах влечёт соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

В рамках этого исследования впервые был подготовлен комплексный рэнкинг лизинговых компаний. При расчёте рейтингового функционала использовались критерии (нормированные на интервал 0;1), характеризующие кредитное качество, новый бизнес, портфель и собственные средства:

  • Уровень кредитного рейтинга — вес 20%
  • Объём нового бизнеса (за 2019 и 2018 годы — показатели в соотношении 2 к 1) — вес 20%
  • Сумма новых договоров лизинга (за 2019 и 2018 годы — показатели в соотношении 2 к 1) — вес 10%
  • Платежи к получению (портфель) (на начало 2020 г. и 2019 г. — показатели в соотношении 2 к 1) — вес 30%
  • Объём полученных лизинговых (в т. ч. арендных) платежей (за 2019 и 2018 годы — показатели в соотношении 2 к 1) — вес 7,5%
  • Объём профинансированных средств (за 2019 и 2018 годы — показатели в соотношении 2 к 1) — вес 7,5%
  • Собственные средства (на начало 2020 г. и 2019 г. — показатели в соотношении 2 к 1) — вес 5%.

Для определения влияния уровня кредитного рейтинга использовалось следующее сопоставление рейтинговых шкал различных рейтинговых агентств, рекомендованное Банком России (см., в частности, приказ от 20 сентября 2019 года № ОД 2201):

Номер группы кредитного качества (*)и кредитных рейтинговых агентств
Standard & Poor'sMoody's Investors ServiceFitch RatingsЭксперт РААКРА
1BBB− и вышеBaa3 и вышеBBB− и вышеruAAAAAA (RU)
2BB+Ba1BB+ruAA+, ruAAAA+ (RU), AA (RU)
3BBBa2BBruAA-, ruA+AA− (RU), A+ (RU)
4BB-Ba3BB-ruA, ruA−A (RU), A-(RU)
5B+B1B+ruBBB+, ruBBBBBB+ (RU), BBB (RU)
6BB2BruBBB−, ruBB+BBB− (RU), BB+ (RU)
7B−B3B−ruBBBB(RU)
8CCC — CCaa — CCCC — CruBB− и нижеBB− (RU) и ниже
9Нет рейтингаНет рейтингаНет рейтингаНет рейтингаНет рейтинга
10DDDruDD (RU)

(*) согласно п. 2.3. раздела 2 приложения к приказу Банка России от 20.09.2019 № ОД-2201 «Об утверждении сценариев стресс-тестирования финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и отмене приказа Банка России от 25 марта 2019 года N ОД-655»

Мы благодарим за интервью и комментарии к исследованию ниженазванных спикеров: Татьяну Антипову, директора по стратегии и внешним коммуникациям АО «Росагролизинг»

Алексея Биушкина, генерального директора ООО «Эксперт-Лизинг»

При участии:

Источник: https://raex-a.ru/researches/leasing/2019/result

Калькулятор лизинга: сравнение предложений ведущих лизинговых компаний

Сравнение условий лизинга: выбор оптимального предложения (по результатам исследования рынка лизинга)

Каждый предприниматель, решивший воспользоваться лизингом, хочет, прежде всего, оценить свои финансовые возможности. Какой аванс для него приемлем? Какой ежемесячный платеж он осилит? Возникнут ли дополнительные траты и каково общее удорожание?

С этими вопросами он посещает сайты лизинговых компаний, видит лизинговый калькулятор и делает первоначальный расчет.

Насколько полученные на калькуляторе данные совпадут потом с коммерческим предложением? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы затеяли нехитрый эксперимент.

Сформировав в поисковой системе запрос «лизинговый калькулятор», получили ссылки на десяток компаний. Зашли на их сайты и сделали расчет на одну и ту же сумму, с одинаковым авансом и сроком лизинга.

Два слова о том, что мы, собственно, приобретали в лизинг. Сначала это был абстрактное имущество стоимостью 3 миллиона рублей. У лизингополучателя были деньги на аванс 30 процентов. График платежей выбран аннуитетный, то есть равномерный. А срок лизинга был обозначен в 24 месяца.

Но, поскольку среди компаний, чьи сайты выбросил нам поисковый сервис, едва ли не половина специализировалась на автотранспорте, то абстрактный поначалу предмет лизинга стал обрастать жизненными чертами. Он превратился в две Газели А-120 Next, которые более всего вписывались в заданную сумму.

В итоге получились данные, представленные в таблице. Следует отметить, что данные о выкупной цене содержит не каждый калькулятор и уточнять ее следует отдельно.

Какие выводы может сделать потенциальный лизингополучатель из калькулятора лизинга?

Прежде всего, разброс в цифрах удорожания достаточно велик — 10 процентов. Но если учесть, что две компании из тройки лидеров — «дочки» государственных банков, то все становится на свои места. А вот разница в предложениях частных компаний уже не так значительна, иногда составляет 10-15 тысяч рублей, то есть полпроцента от цены имущества.

При этом, неожиданно, самые привлекательные цены оказались у челябинской компании «Инвест Лизинг». Тут можно предположить, что уральская компания получила доступ к более дешевому финансированию, чем «дочка» Сбербанка.

Или конкуренция (а в Челябинске помимо федеральных работает еще десяток региональных компаний) заставила лизингодателя пойти на значительно снижение маржинальности.

Не исключен и вариант маркетингового хода — приятные глазу цифры заставляют клиента зайти в офис компании, а дальше — куда менеджер по продажам вывезет.

Компания

Общая стоимость договора лизинга

Ежемесячный платеж

Выкупная цена

Инвест Лизинг (Челябинск)

3 367 741

102 823

1000 рублей на каждый предмет лизинга

Сбербанк Лизинг

3 429 911

105 396

1000 рублей на каждый предмет лизинга

Система Лизинг24**

3 437 664

105 736

Входит в ежемесячные платежи

Европлан*

3 459 728

102 905

3% от стоимости имущества

МСБ Лизинг (Ростов-на Дону)

3 481 180

107 549

1000 рублей на каждый предмет лизинга

Балтийский лизинг***

3 489 816

107 909

1 000 рублей на каждый предмет лизинга

Уралпромлизинг

3 495 781

108 157

РЕСО Лизинг

3 549 972

110 828

1 000 рублей на каждый предмет лизинга

Альфа-Лизинг

3 584 523

111 897

3% от стоимости имущества

*Для Европлана общая стоимость договора лизинга рассчитана по следующей формуле: (ежемесячный платеж) х Срок договора лизинга) + выкупная стоимость + комиссия + аванс

**Лизингом автотранспорта не занимается, расчет сделан на абстрактное имущество стоимостью 3 миллиона рублей

***Данные по общей стоимости договора лизинга являются расчетными, так как калькулятор их не показывает. Расчет произведен по следующей формуле: (ежемесячный платеж) х(срок договора лизинга) + аванс

Следует заметить, что предмет лизинга существенно влияет на расчет даже в рамках калькулятора. Коммерческий директор универсальной лизинговой компании «Уралпромлизинг» Ирина Мельник отмечает, что в калькуляторе используется усредненное удорожание. На какие-то предметы финансовой аренды, например, такие ликвидные, как автотранспорт, удорожание будет меньше.

Калькулятор одной из лизинговых компаний предлагал сразу определиться с маркой транспортного средства, поскольку с рядом поставщиков действуют договоры о скидках. Правда, «Газели» среди них не было.

То есть калькулятор — это средняя температура по больнице? И количество нюансов в каждом случае может быт так велико, что сводит ценность его показателей к нулю?

Чтобы корректно ответить на этот вопрос, мы пошли дальше. Четырем федеральным компаниям был сделан запрос на расчет лизинга все тех же двух Газелей.

Наименование компании

Стоимость договора лизинга: расчет по калькулятору

Стоимость договора лизинга: расчет из коммерческого предложения

Разница общей стоимости договора (%)

Балтийский лизинг

3 489 816

3 401 586

— 3

Европлан

3 459 728

3 515 996

+1,6

Сбербанк лизинг

3 429 911

3 529 862

+2,9

РЕСО лизинг

3 549 972

3 682 807

+1

И тут случилось два приятных открытия. Прежде всего, существенной разницы между расчетом по калькулятору и коммерческим предложением не продемонстрировал ни один лизингодатель. В одном случае КП показало некоторое снижение общей стоимости договора.

При этом одна из компаний предлагала скидку при электронном оформлении документооборота.

О том, что окончательное решение может быть привлекательнее предварительного расчета, говорит и Андрей Гетманюк, директор управления по работе с партнерами АО «Сбербанк Лизинг»:

Расчеты на сайте являются индикативными. На итоговый график лизинговых платежей влияет ряд факторов, в том числе кредитный рейтинг, который может быть пересмотрен при предоставлении клиентом дополнительных вводных.

В любом случае, мы работаем для клиента и стараемся подобрать условия лизинга максимально комфортные в каждом конкретном случае.

Даже если у Вас есть предложение, которое кажется оптимальным, позвоните нам, и мы постараемся его улучшить.

Андрей Гетманюк

директор управления по работе с партнерами АО «Сбербанк Лизинг»

Что еще делает ценным для клиента запрос и анализ конкретных коммерческих предложений?

Вот несколько позиций, на которые мы обратили бы внимание:

  • Расчет стоимости страхования (КАСКО+ДСАГО) и ОСАГО
  • Расчет НДС, подлежащего зачету
  • Наличие комиссий за оформление (присутствует не у всех компаний)

Эти данные дают возможность финансовой службе потенциального лизингополучателя четче спланировать затраты, выбрать график платежей, реальнее оценить свои возможности и риски.

Означает ли это, что любой предприниматель, обратившийся в данные компании, заключит договор на описанных выше условиях? Разумеется, нет. Для лизинговых компаний, участвующих в этом журналистском эксперименте, мы были идеальным получателем, финансово устойчивой фирмой с приличными оборотами и безупречной репутацией. Но жизнь бизнеса, как мы знаем, разнообразна и удивительна.

Так что единственный достоверный вывод, который можно смело сделать: лизинговый калькулятор — это реально действующий инструмент для предварительного финансового расчета!

Источник: https://www.all-leasing.ru/analitic/detail/1032860/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: