Состояние и проблемы развития пенсионных систем в странах снг (на примере Российской Федерации, республики Беларусь и республики казахстан)

Как начисляется пенсия при наличии стажа в Белоруссии и других странах СНГ

Состояние и проблемы развития пенсионных систем в странах снг (на примере Российской Федерации, республики Беларусь и республики казахстан)

В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии. Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.
  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.

Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

  • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
  • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
  • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

  1. за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  2. пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.

Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

Как учитывается заработок в другой валюте

Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

  • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
  • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kak-nachislyaetsya-pensiya-pri-nalichii-stazha-v-belorussii-i-drugih-stranah-sng

Топ 10 | Главные проблемы Казахстана

Состояние и проблемы развития пенсионных систем в странах снг (на примере Российской Федерации, республики Беларусь и республики казахстан)

Дороги у нас плохие, потому что откаты за них хорошие.

Казахстан, как и другие страны бывшего СССР, имеет большие проблемы с качеством дорог, именно данная проблема открывает десятку основных проблем Республики Казахстан.

В Казахстане регулярно говорят о некачественном ремонте дорог.

Однако ситуация не меняется в силу того, что тендеры проходят непрозрачно и их выигрывают компании, которые близки к тем, кто эти тендеры проводит.

Плохие дороги напрямую ведут к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Более половины всех погибших лиц, или 61% приходится на ДТП, совершенные вне населенных пунктов. В Казахстане на 100 тыс. человек населения приходится 22 смертельных случая в результате ДТП.

Эксперты Всемирного экономического форума признали Казахстан одной их худших стран мира по качеству автомобильных дорог. В опубликованном докладе Казахстан по качеству дорог занимает 108-е место из 138, уступив, например, Зимбабве (101-е место).

9 Отношение общества к животным

Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным.
Махатма Ганди

Отношение к животным в Казахстане нельзя назвать плохим: оно ужасное! Нет никакой законодательной базы: животного можно убить просто так даже при свидетелях. Максимум, что получит такой человек — небольшой штраф.

Жестокие методы, применяемые при отлове и последующем уничтожении бездомных животных, ошеломляют. Собак отстреливают, а то и сжигают живыми. Никаких государственных приютов для бродячих животных не существует. Частные приюты, создаваемые неравнодушными гражданами, никак не поддерживаются государством.

Казахстан далеко позади от десятки лучших стран по уровню отношения к животным.

Даже на улицах городов сегодня можно заметить, как дети рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других “невинных” развлечений.

Родители закрывают на это глаза, не воспитывают своих детей, забывая, что отношение к животным является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к дальнейшим худшим последствиям, связанным с отношением и к людям.

8 Экологическая обстановка

Природа-мать мудра, да сын безмозглый.
Уильям Шекспир

В Казахстане развита добывающая и перерабатывающая промышленность и в последние годы темпы роста этих отраслей наращиваются. Строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты, что приводит к повышению загрязнения воздуха, к ухудшению экологии Казахстана в целом.

За много лет в стране скопилось более двадцати миллиардов тонн отходов, около трети из которых токсичны.

В городах Казахстана основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт.

Низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и др.

Мусорный полигон под Алматы – всего в 30 километрах от города – пожалуй, самый большой в Казахстане, а то и Центральной Азии. Его площадь составляет почти 220 гектаров. Ежегодно сюда свозится до 700 тысяч тонн мусора.

Власти периодически говорят об изношенности существующих полигонов и переходе на другой, экологически безопасный метод утилизации бытовых отходов.

То и дело всплывают проекты всевозможных мусороперерабатывающих заводов, но пока все это остается на бумаге.

Городская свалка молодой столицы, заполненная отходами со всего города, уже поражает своими масштабами и запахом, а ведь в Астане проходит выставка, которая привлекает внимание мира к зеленым технологиям.

7 Зависимость от России

Декларации о независимости ещё никого не сделали истинно независимыми.
Джордж Сантаяна

Два государства развивают взаимоотношения в рамках многих международных организаций и договоров, которые охватывают территорию, как постсоветских стран, так и государства ближнего и дальнего зарубежья.

Основные из них ООН, ШОС, ОДКБ, ОБСЕ, СНГ, а также Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России.

Значение Казахстана в контексте общей политики РФ в Центральной Азии определяется его экономической и геополитической значимостью, ролью в обеспечении региональной безопасности.

После аннексии Крыма Российской Федерацией антироссийские санкции Запада четко показали — экономика Казахстана очень сильно завязана с российской.

Хотя крупные западные инвестиции могли бы повысить самодостаточность Казахстана, чтобы он не зависел от взаимодействия конкурирующих внешних сил.

При содействии Запада Казахстан мог бы усовершенствовать свою банковскую систему, выйти на международные рынки капитала и превратить Астану в международный финансовый центр.

6 Образование

Образование — ключ для открытия золотых ворот свободы.
Джордж Вашингтон

Очень трудно пристроить ребенка в нормальный детский садик. Огромные очереди уже тема вчерашнего дня, потому что детей уже просто страшно отдавать туда. Дети гуляют одни без присмотра.

Мало ли что там может произойти? Оставлять детей остается только родителям, но возможно они уже сами нуждаются в заботе и присмотре, либо еще работают.

Уровень среднего образования находится на более-менее среднем уровне, в основном зависит от школы и квалификации учителей.

Однако низкая заработная плата преподавателей, неправильная система обучения (когда школьники учатся ради занимаются зазубриванием тестов) являются весьма актуальными проблемами среднего образования в РК.

Что касается высшего образования, то большинство преподавателей в вузах сами практически не знают предмет, который преподают, а проблема в том, что они, не успев окончить какое-либо заведение, преподают студентам без всякой практики, что очень плохо влияет на знаниях студентов. Из-за небольшой заработной платы преподаватели вынуждены брать взятки у студентов, после чего из таких студентов получаются не знающие своего дела специалисты.

5 Медицина

Нет искусства полезнее медицины.
Плиний Старший

В Казахстане есть практически всё, чтобы нормально обслуживать население и лечить его на уровне мировых стандартов. Заложенный в советское время мощный фундамент отечественного здравоохранения по сию пору несёт на себе бремя лечения населения, но нет ничего вечного.

Если дом не подделывать, не вкладывать в его модернизацию и отделку средства, то такой дом ветшает и, в конце концов, рушится. Такие же процессы происходят и с казахстанским здравоохранением.

В Казахстане на сферу здравоохранения выделяется в 4 раза меньше средств (процентов от ВВП) чем в Европе.

Но даже если бы выделялось столько же, как у них, то картина положения дел в медицине не изменилась бы. Почему?

Во-первых, низкий статус врача в обществе, которого определили в обслуживающий персонал, т. е. он обслуживает население наряду с официантами и работниками гардеробов. А если обслуга ещё к тому же, получает гроши за свою работу, то и отношение к ней соответствующее.

И в этом прямая вина государства.

Издай президент страны указ, обязывающий всех работников властной вертикали и их родственников лечиться в Казахстанских медицинских учреждениях, причём членов их семей обязательно по месту жительства, а не в специальных элитных учреждениях, возможно эта проблема бы и начала решаться.

Во-вторых, высокая коррупция в данной сфере. Даже министр здравоохранения РК Елжан Биртанов признает, что коррупция в системе здравоохранения Казахстана “имеет угрожающие размеры и процветает”.

4 Авторитаризм

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
Шарль де Монтескьё

Полицеский беспредел, покровительство, беззаконие — все это проблемы современного Казахстана. Причина данных проблем — авторитарный режим в стране. В государстве исполнительная, законодательная и судебная ветви власти реально не разделены.

При этом исполнительная власть остается той силой, которая определяет основные пути развития общества.

Как следствие, проводимые реформы носят верхушечный характер.

Основные причины появления в Казахстане авторитаризма: сохранение родоплеменной (клановой) структуры общества, усиление в нем консерватизма и влияния со стороны ислама, неразвитость институтов гражданского общества, а также формирование местной элиты на базе старой партийной номенклатуры.

Политические партии Казахстана, как правило, не имеют идеологической платформы, а при их формировании основную роль играют региональные, клановые и родо-племенные интересы.

Институт президентской власти доказал свою полную неэффективность в решении важнейших общественно-политических и социально-экономических вопросов.

Несомненно, что многократно апробированная в демократическом мире парламентская модель государственного устройства является гораздо более эффективной.

Только она способна обеспечить нормальный и сбалансированный процесс принятия политических и экономических решений.

3 Сырьевая экономика

Без экономической свободы никакой другой свободы быть не может.
Маргарет Тэтчер

Казахстан, являясь одной из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых, имеет экономику, которая потенциально может быть поражена “ресурсным проклятием”.

Суть такого понятия заключается в том, что государство, которое обладает значительными ресурсами, в конечном итоге обречено на “экономическое вымирание”, сопровождающееся социальной напряженностью и превращением такой экономики в мировой сырьевой придаток.

Сырьевая направленность казахстанской экономики, многие другие ее перекосы и недостатки в структуре возникли не за один день. Они сложились в течение долгого времени и были обусловлены ходом исторического развития Казахстана после присоединения к России, особенно в Советскую эпоху, в связи с индустриализацией страны.

В результате незавершенной первоначальной индустриализации в структуре казахстанской экономики преобладали малотехнологичные отрасли и производства, слабо связанные между собой и ориентированные на завершение производственного цикла в соседних российских регионах. Вместе с тем большая часть территории страны, особенно ее южные и центральные регионы, остались на стадии слабоиндустриального развития.

Устранить последствия сырьевой направленности экономики Казахстана поможет активная диверсификация экономики, от ее степени и темпов будет зависеть то, как быстро экономика избавится от сырьевой зависимости и тенденции наращивания экспорта минеральных ресурсов и покрытия основных потребностей экономики за счет импорта товаров. Для стимулирования несырьевого экспорта недостаточно одних только мер торговой политики. Необходимо изменить принципы работы налоговой системы, государственного регулирования, снизить административные издержки ведения бизнеса.

Макроэкономическая политика должна быть нацелена на повышение совокупной факторной производительности, создание законченных технологических комплексов, на рост числа производств в высокотехнологичных отраслях.

2 Коррупция

Привычка правителей брать подарки — греховна, привычка судей брать взятки – безбожна.
Восточная мудрость

Коррупция в Казахстане представляет собой существенную проблему для экономического и политического развития страны.

В 2016 году Transparency International отвёл Казахстану 131 место (наряду с Россией, Украиной и Ираном) по уровню коррумпированности в списке из 176 стран.

Несколько международных НПО обвинили правительство Назарбаева в пустом создании видимости в антикоррупционной активности.

Несмотря на председательство в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе в 2010 году, некоторые активисты в самой стране и за её пределами утверждают, что было приложено минимум усилий в решении проблем «ущемления человеческих прав» и «широко распространённой коррупции». Сама семья Назарбаевых была впутана в серию расследований по отмыванию денег, подкупу, убийствам.

Бывший министр в правительстве Назарбаева, Заманбек Нуркадилов (впоследствии был убит) заявил, что Назарбаев должен ответить на обвинения, что казахстанские чиновники приняли миллионы долларов в виде взяток от посредника для американских нефтяных фирм в 1990 году.

Как известно, рыба гниет с головы, поэтому неудивительно, что абсолютно все сферы общества в РК погрязли в коррупции. Это очень большая проблема не только Казахстана, но и его соседних стран.

1 Политическая культура

Политическая культура общества является основным фактором возникновения конфликта, а значит, и ключом к его разрешению.
Джохен Хипплер

Как известно, политическая культура аккумулирует в себе жизненный опыт всего народа, совокупность важнейших черт национального характера, общепринятые в обществе ценности, установки, ориентации, нормы и т.д.

Политическая культура в обществе является в определенной мере регулирующим фактором, который определяет политические и иные действия широких слоев населения.

В Казахстане, несмотря на многочисленные трудности переходного периода, имеется достаточный потенциал для развития демократической политической культуры — это экономический, социальный, культурный и духовный опыт адаптации в сложных перипетиях жизни.

Для дальнейшего развития политической культуры у граждан необходимо всесторонне внедрять в жизнь ценности демократии, принципы ненасилия и гуманизма. Государство в этом вопросе должно ориентироваться отнюдь не только на наличные западные модели, но и исходить из особенностей национальной реальности.

В современных условиях население Казахстана разделяет в целом, общую постсоветскую, патриархально-подданическую политическую культуру с характерными для нее аполитичностью и низкой политической компетентностью населения. Низкая политическая культура граждан рождает большинство вышеперечисленных проблем современного Казахстана, поэтому именно она возглавляет данный рейтинг.

Источник: https://pooha.net/society/countries/307-kazakhstan-main-problems

Что ждет СНГ в 2020-м: новый старт или режим дожития?

Состояние и проблемы развития пенсионных систем в странах снг (на примере Российской Федерации, республики Беларусь и республики казахстан)

На смену СССР пришло СНГ, затем возникли ЕАЭС, Таможенный союз… Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев специально для Sputnik – о том, что ждет все эти объединения в ближайшем будущем.

Случившийся 28 лет назад стремительный распад Советского Союза будут помнить долго, как и события Второй мировой войны.

Фактическая расстыковка республик, как известно, произошла из-за целого комплекса масштабных кризисов.

Однако в первые постсоветские годы сохранялись ожидания реформировать “Большой Союз” на новых принципах коллективного суверенитета – отсюда трактовка СНГ как попытки интеграции.

Как это начиналось

экономическая проблема 1990-1991 гг. – отсутствие валютных фондов: дефицит бюджета СССР в 1989 году доходил до 10% ВВП плюс к этому серьезный рост задолженности по краткосрочным кредитам у Всемирного Банка и стран G7, обраставший новыми займами.

Возник паралич административно-хозяйственных связей предприятий советской экономики, построенных на принципах межреспубликанской координации: десятки заводов в выпуске конечной продукции зависели от цепочки поставщиков в других республиках.

Причем сюда же накладывались проблемы, не нашедшие решения в 1970-е годы: дефицит потребительских товаров, прежде всего бытовой техники, сложности развития агропрома (зависимость от масштабного импорта продовольствия и зерна) и т.п.

СНГ возникло как способ отдалиться от данных проблем, как бы “скинуть” их, но сохранить неоспоримые преимущества Советского Союза. В этом идеализм и парадокс объединения. 

В то же время вакуум бывшего московского “центра управления” заполнили внешние центры сил.

С одной стороны, стремление привлечь Запад и других развитых доноров давало национальным элитам возможность получать новые импульсы развития, с другой – появилось множество рисков в плоскости безопасности.

Устойчивость мыслилась, как и сегодня, прежде всего исходя из политической стабильности. Поэтому важность СНГ как клуба, способного вырабатывать сценарии региональной стабилизации, была очевидна.

Плато для будущей интеграции

Первые 10 лет СНГ можно определить как период аудита унаследованных  проблем и калькуляции новых возможностей.

Москва потеряла монополию принятия обязательных к исполнению коллективных решений и не стремилась доказать обратное.

К 2001 году СНГ выглядело как рыхлый с точки зрения интеграции формат, скорее, как формат разбега для слабых, трудно управляемых, погрязших в долгах и различных дефицитах государств.

Но как показало время, были правы те наблюдатели и политики, которые верили в СНГ как попытку выстроить плато, где можно зафиксировать оставшиеся связи для грядущего интеграционного проекта. Сейчас, на рубеже 2020-х годов, стоит вспомнить, что четыре основные свободы ЕАЭС были заложены еще в фундаменте соглашений СНГ:

  • свобода безвизового перемещения граждан (а это предпринимательская и трудовая активность);
  • свобода движения капиталов в рамках двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и соглашений о защите инвестиций;
  • зона свободной торговли (ЗСТ) для экспортно-импортных операций;
  • единый интегрированный комплекс транспортной инфраструктуры, поддерживаемый взаимодействием транспортных и логистических компаний (железнодорожный, авиа- и автотранспорт).

Без малого 30 лет в каждой сфере социально-экономического пространства СНГ взаимодействие детализировалось и расширялось в соответствии с новейшими технико-экономическими стандартами.

Россия для СНГ и до сих пор является основным рынком сбыта аграрной продукции и основным рынком труда. В свою очередь, СНГ для России остается основным регионом для экспорта не сырья, а именно готовых промышленных товаров – автомобилей, приборов, строительных материалов, химической продукции и множества других типов товаров.

Внешний фон и российско-белорусские связи

С 2001 по 2011 год сильно меняется внешний фон взаимодействия стран СНГ.

Усиливается присутствие глобальных игроков: появление Китая в Центральной Азии в качестве нового сильного субъекта, усиление влияния Евросоюза на западную группу стран СНГ и Южный Кавказ посредством инструментов “Восточного партнерства”, наконец, попытки расширения НАТО на пространство СНГ.

При этом Россия и другие ведущие государства из группы СНГ, прежде всего Казахстан, Беларусь, Азербайджан и Узбекистан, стали обладать принципиально иными возможностями, способностью управлять множеством одновременно взятых на себя задач и обязательств.

СНГ перестает быть “большим и рыхлым”. Россия, в свою очередь, стала обладать куда большими возможностями для организации комплексной интеграционной кооперации.

Начинается процесс стягивания нового ядра.

Союзное государство России и Беларуси кристаллизуется как отдельное интеграционное ядро, задающее темп и нормативы всем орбитам евразийского процесса. Между двумя государствами сохранился наиболее связный хозяйственно-экономический комплекс.

По своему уровню российско-белорусская интеграция по-прежнему остается лидерской в СНГ (так же, как и круг возникающих проблем при определении необходимой глубины взаимосвязи при сохранении суверенитета).

Достигнутые российско-белорусские балансы в 2020 году зададут новые параметры для СНГ и ЕАЭС. 

Как и в начале 2010-х, Россия по-прежнему не ставит перед партнерами жестких идентификаторов геополитического единства, типа признания Абхазии и Южной Осетии, но определяет красные линии – нет расширению НАТО.

От СНГ к ЕАЭС

В текущем десятилетии на пространстве СНГ был создан Таможенный, а затем Евразийский союз. При этом интеграционная идея Евразийского союза уходит далеко вперед от уровня организации Таможенного союза.

© Sputnik Беларусь / Инфографика

Одновременно Москва предложила координацию Евросоюзу – как очевидному и важнейшему партнеру для ЕАЭС, лидерской структуре западной цивилизации.

Но предложенное рукопожатие оказалось без ответа. ЕАЭС не воспринимают равносильным партнером с собственным регионом коллективных жизненных интересов, предлагая не интегрироваться, а “постоять в предбаннике” партнерства с ЕС всем странам по отдельности. 

В настоящее время бывшие экономические границы вокруг России почти полностью размыты. Начинается новый этап. Это полноценная современная интеграция в сложных, пульсирующих конфликтными событиями геополитических условиях.

Очевидно, что СНГ автоматически не вольется в ЕАЭС. Формат ЗСТ СНГ сохранится настолько долго, насколько он будет нужен партнерам России – прежде всего Узбекистану, который председательствует в Содружестве в будущем году, и Азербайджану, который придерживается политики неприсоединения, при этом увеличивая связи с ядром ЕАЭС. 

Для малого и среднего бизнеса

Преимущество ЕАЭС перед ЗСТ СНГ должно пониматься и продвигаться как способ снижения барьеров для максимального числа экспортеров малого и среднего уровня, не получающих сегодня должного содействия со стороны крупных госкорпораций, банков и иных посредников. В рамках Евразийской экономической комиссии и Делового совета фактически разрабатываются принципы “единого окна” для безбарьерной среды экспортно-импортных операций субъектов малого и среднего бизнеса.

Sputnik

В ближайшей перспективе в ЕАЭС будет разработана система интегрированных опций, позволяющая предпринимателю из Союза или члена ЗСТ с ЕАЭС, имеющему потенциал экспорта товаров и услуг, максимально быстро находить партнеров через базы данных объединенных экспортных центров (в России это РЭЦ, Росконгресс и подобные отраслевые аналоги); получать необходимую кредитную поддержку инфраструктурных банков; иметь удобную логистику (доставка и складские услуги), систему проведения платежей в национальной валюте.

Речь идет об инсталляции такой системы к 2024 году. К этому же периоду будет функционировать или находиться в высокой степени готовности:

  • общий рынок электроэнергетики и мобильной связи;
  • возрастет финансирование проектов со стороны ЕАБР и российских инфраструктурных банков;
  • увеличится торговля в рублях;
  • будет пройден первый этап общего финансового рынка;
  • возрастет количество проектов внутренней промкооперации;
  • вступит в действие общая пенсионная система.

Все это, безусловно, будет способствовать росту привлекательности ЕАЭС как эффективного проекта интеграции, наследника СНГ, преодолевшего постсоветскую инерцию.  

Источник: https://sputnik.by/politics/20191219/1043528870/Chto-zhdet-SNG-v-2020-m-novyy-start-ili-rezhim-dozhitiya.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: