Схема действий налогоплательщика в случае обжалования действий и решений контролеров

Содержание
  1. Порядок обжалования акта налоговой проверки
  2. Сроки обжалования налоговой проверки
  3. Обжалование не зависит от вида проверки
  4. Порядок обжалования – досудебный
  5. Шаг 1. Получение акта налоговой проверки
  6. Шаг 2. Подготовка текста возражений
  7. Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС
  8. Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой
  9. Защита прав и законных интересов налогоплательщика
  10. Вариант 1. Жалоба в вышестоящий орган
  11. Вариант 2 – Обращение в арбитражный суд
  12. Вариант 3 – Неисполнение требования налогового органа
  13. Порядок обжалования действий налогового органа: срок, помощь адвоката
  14. Досудебные разбирательства при обжаловании действий ИФНС
  15. Когда стоит обращаться в суд на налогового инспектора?
  16. Сроки обращения в суд при обжаловании действий налоговиков
  17. Приостановление действия решения налогового органа
  18. Адвокат по оспариванию действий ИФНС в Екатеринбурге
  19. Как обжаловать решение налогового органа
  20. Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки
  21. Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:
  22. Подача жалобы или апелляционной жалобы
  23. Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу
  24. Зачем нужно подавать жалобу
  25. Как составить жалобу
  26. Подача иска в суд
  27. Информацию, которую нужно указать в иске
  28. Что приложить к заявлению

Порядок обжалования акта налоговой проверки

Схема действий налогоплательщика в случае обжалования действий и решений контролеров

Довольно часто по итогам налоговых проверок – как камеральных, так и выездных, – инспекторы приходят к выводу, что компания нарушила налоговое законодательство.

В таком случае проверяющие должны зафиксировать результаты проверки (факт нарушений) – составить акт и передать его налогоплательщику. Однако не надо сразу опускать руки, если ИФНС доначислила огромные суммы налогов и штрафы.

Их можно снизить или вообще отменить! Для этого существует процедура обжалования. Какие на это отводятся сроки и каков порядок обжалования – читайте в нашей публикации.

1C-WiseAdvice делает все для того, чтобы уберечь вашу компанию от излишнего внимания контролирующих органов.

Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Такую технологию мы называем «риск-ориентированный подход».

Ее выполнение мы обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников.

Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок.

Сроки обжалования налоговой проверки

Окончание налоговой проверки не означает, что компания тут же должна оплатить доначисления. Отметим, что об окончании камеральной проверки компания узнает не всегда: налоговики составляют акт только при обнаружении нарушений.

«Полезная бухгалтерия» от 1С-WiseAdvice

Специалисты нашей компании знают, что и как проверяет ИФНС, осознают все риски и возможные потери для бизнеса.

Поэтому в процессе ведения клиента наши бухгалтеры всегда увязывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений.

Тем самым снижается риск возникновения претензий на камеральных проверках и риск доначислений – на выездных.

Если налоговики составили акт, неважно по завершению проверки какого вида (выездной или камеральной) – требования едины. В частности, в акте будет упомянуто право на обжалование (Приложение № 28 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@), причем сами формулировки не регламентированы. Например, в актах 2018 года инспекторы пишут так:

Кроме того, компания обязательно получит уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ), вне зависимости от того, подана жалоба на акт налоговой проверки или нет. Причем инспекция должна иметь подтверждение, что уведомление компанией получено (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Обжалование результатов проверки будет в пользу компании при отсутствии подтверждения об уведомлении. Как правило, достаточно единственного аргумента – налогоплательщик был лишен возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Однако какой бы однозначной ситуация не была, всегда могут возникнуть различные нюансы, и для полного успеха проще поручить обжалование профессионалам.

Обжалование не зависит от вида проверки

Иногда компании полагают, что обжалование камеральной проверки можно заменить уточненной декларацией. Эти заблуждения основаны на том, что таким способом обычно прерывают камеральную проверку. Например, когда компания получила требование из налоговой инспекции о предоставлении документов (информации) или пояснений.

Поскольку камеральная проверка имеет более узкую специализацию, чем выездная, то многие компании не привлекают к процессу обжалования сторонних специалистов. Однако если речь идет о значительных суммах, то сторонний юрист может увидеть возможности их уменьшения на основании огромного опыта работы с другими компаниями.

Порядок обжалования – досудебный

Обжалование решения по итогам проверки включает в себя обязательный досудебный этап. То есть оспорить решение напрямую в суде – нельзя, для начала жалоба на решение должна уйти в региональное управление ФНС России.

Как правило, налоговое управление редко встает на сторону налогоплательщика, и отстаивать правоту приходится в суде. Причем доначисления налоговая инспекция обычно списывает по инкассо, не дожидаясь суда. Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Однако имеется возможность приостановить исполнение решения налогового органа путем ходатайства в рамках судебного обжалования о принятии обеспечительных мер в виде запрещения инспекции совершать действия по принудительному взысканию доначислений и приостанавливать операции по счетам в банках.

Шаг 1. Получение акта налоговой проверки

С этого момента начинается отсчет срока возражений. Способам вручения (отправки) акта посвящен довольно объемный раздел 7 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622.

Указанное письмо разъясняет особенности выездных проверок. При этом его положения о процедурных моментах, связанным с актированием, вполне можно применять и к камеральным проверкам. Вне зависимости от вида проверки инспектор может вручить акт лично, а также отправить его:

  • по телекоммуникационные каналы связи (далее – ТКС);
  • заказным письмом.

При личном получении акта проставляйте дату получения собственноручно. Нередки случаи, когда инспекторы проставляют более ранние числа. Например, из-за выхода за регламентированные сроки проверки. Для суда затягивание сроков большой роли не играет, а вот если вы пойдете на компромисс с инспектором, то уменьшите себе время на подготовку возражений.

При взаимодействии по ТКС у компании фактически есть не четыре, а пять недель для подготовки возражений. Такая поблажка возникает из-за отправки подтверждения о получении корреспонденции из налоговой (сделать это нужно на шестой рабочий день).

Самый неприятный вариант – когда акт отправлен обычной почтой и шел дольше, чем шесть дней с момента его отправки. Время на подготовку возражений из-за почтовой задержки не увеличивают.

Отметим, что заказные письма инспекторы обычно используют, когда представитель компании отказался получить акт и факт отказа зафиксирован. Таким образом отказ в получении акта может привести к сокращению сроков подготовки возражения из-за некорректной работы почты.

Шаг 2. Подготовка текста возражений

При формировании возражений по акту налоговой проверки имеет смысл использовать рекомендации самих налоговиков (Информация ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок», опубликовано на сайте www.nalog.ru 16.04.2018). Сложность представляет основная часть возражений, где необходимо:

  • изложить свои позицию;
  • перечислить нарушенные положения налогового законодательства.

Очевидно, что для составления основной части компаниям чаще всего необходима помощь налогового юриста. Если решите формировать возражения самостоятельно соблюдайте основные правила:

  • формулируйте доводы четко и лаконично;
  • прорабатывайте только те моменты, с которыми не согласны (акт не обязательно обжаловать целиком);
  • предметом возражений делайте выводы контролеров, а не превышение сроков или нарушение процедуры истребования документов (в последнее время нарушение процедуры на отмену доначислений не влияют);
  • излагайте возражения с учетом последовательности конкретных пунктов акта и, если есть возможность – обязательно указывайте по какому пункту акта возражаете;
  • прежде всего ссылайтесь на нормы Налогового кодекса, затем – на подходящие письма Минфина или ФНС (если письмо размещено на сайте ФНС как обязательное для применения налоговыми инспекторами, обязательно укажите на это);
  • полезна ссылка на письмо ФНС от 23.09.2011 № ЕД-4-3/15678 – в нем как раз дана установка инспекторам руководствоваться разъяснениями с сайта их ведомства;
  • используйте письма регионального управления ФНС, не говоря уже о письменных ответах своей инспекции в ваш адрес, если таковые есть;
  • приводите судебную практику в пользу налогоплательщиков и сообщите налоговикам, что судьи скорее всего, отменят доначисления.

Судебная практика, на которую идет ссылка, должна максимально соответствовать именно вашей ситуации. При этом в первую очередь ссылайтесь на решения ВАС, затем – на постановления арбитражного суда вашего округа.

К сожалению, даже при наличии судебной практики в пользу налогоплательщиков инспекторы не всегда идут на уступки.

Шаг 3. Отправка возражений в ИФНС

Для защиты своих интересов компания должна иметь подтверждение представление в инспекцию не только самих возражений, но и всех приложений к ним. Если представляете возражения в бумажном виде (по почте или лично), то обязательно перечислите подробно все приложения с указанием количества листов.

При отправке по ТКС реестр документов, прилагаемых к возражениям, формировать не нужно. За вас это сделает сама программа, формирующая обращение налогоплательщика.

Особых требования к названиям приложений, направляемых по ТКС, налоговые органы не предъявляют. Даже если файлы будут поименованы, как «Screenshot» проблем не возникнет. И все же для удобства прилагаемые файлы целесообразно называть так, чтобы было понятно их содержание.

Единственная особенность отправки по ТКС – тема обращения налогоплательщика. Большинство инспекций просят, чтобы в, отправляемого по ТКС были указаны, в том числе ФИО налогового инспектора (например, в скобках). В данном случае это будут ФИО инспектора (инспекторов), составивших акт.

Благодаря тому, что в настоящее время прохождение почтовых отправлений можно отследить на сайте Почты России, такой вариант отправки возражений вполне допустим. Однако и в этом случае будет не лишним использовать ТКС.

Если видите, что почта работает нерасторопно – сообщите в инспекцию об отправке возражений с приложением квитанции. Необходимость в таких дополнительных действиях вызвана негативными ситуациями, возникающими в результате:

  • задержки почтовых отправлений;
  • некорректной обработки почтовой корреспонденции в самой налоговой инспекции.

Возражения можно сдать в канцелярию инспекции лично. При этом обязательно иметь при себе второй экземпляр (можно без приложений) для того, чтобы инспекция могла поставить отметку.

Шаг 4. Участие в рассмотрении возражений налоговой

Присутствие представителя компании на рассмотрении материалов проверки, в том числе возражений – не обязательно. Их могут рассмотреть и без вас. Только убедитесь, что возражения действительно получены.

Если инспекция настроена на компромисс, то найти время на посещение инспекции нужно. Не лишним будет посещение инспекции и для того, чтобы показать: компания готова идти до конца.

Зачастую налоговики проходят через все процедурные моменты обжалования, невзирая на свою явную неправоту.

Экспертная поддержка клиентов

Клиентам, которые обслуживаются в 1С-WiseAdvice, мы всегда готовы оказать всестороннюю экспертную поддержку. В частности, мы всегда отстаиваем интересы наших клиентов во взаимоотношениях в ИФНС, готовим аргументированные ответы на запросы и требования, даем пояснения, готовим возражения, а также до конца боремся за благоприятный для клиента исход по итогам проверки (вплоть до суда).

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/poryadok-obzhalovaniya-akta-nalogovoi-proverki/

Защита прав и законных интересов налогоплательщика

Схема действий налогоплательщика в случае обжалования действий и решений контролеров

11.07.2002 Бухгалтерский ДЗЕНподписывайтесь на наш канал Практически каждый налогоплательщик, общаясь с налоговыми органами, время от времени сталкивается с необходимостью защиты своих прав и законных интересов. Действующее законодательство содержит достаточно эффективные механизмы такой защиты.

Вместе с тем, нередки случаи, когда налогоплательщики предпочитают внести в бюджет спорные суммы недоимок, пени и штрафов, даже понимая необоснованность начисления. Эта статья подготовлена М.С.

Мухиным, начальником отдела документальных проверок Главного управления ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу, с целью оказать налогоплательщикам практическую помощь в защите своих прав и законных интересов собственными силами.

Понятно, что методика защиты выбирается налогоплательщиком самостоятельно в зависимости от причин и условий возникновения конфликтной ситуации.

Наиболее оптимальным является урегулирование всех разногласий непосредственно с работником налогового органа без обращения к вышестоящему руководству и, тем более, в суд или арбитражный суд. Однако практика показывает, что в целом ряде случаев использование налогоплательщиком механизма обжалования неправомерных решений налоговых органов и (или) действий (бездействия) их должностных лиц является неизбежным.

В этоq и последующих статьях мы рассмотрим методы защиты прав налогоплательщика применительно к следующим ситуациям:

  • ситуация 1. По результатам проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • ситуация 2. Налоговым органом в обслуживающий налогоплательщика банк направлено инкассовое поручение на взыскание в бесспорном порядке налоговых санкций;
  • ситуация 3. Налоговый орган не возвращает налогоплательщику переплату по налогу и не производит зачет переплаты;
  • ситуация 4. Руководителем (заместителем руководителя) налогового органа вынесено постановление о привлечении должностного лица налогоплательщика к административной ответственности.

В этой статье мы остановимся на рассмотрении возможных методов защиты в первой ситуации, когда налоговый орган по результатам проверки вынес решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Вариант 1. Жалоба в вышестоящий орган

Одним из вариантов защиты в данной ситуации является обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Образец жалобы см. в Приложении № 1 к этой статье.

Жалоба должна быть подана в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Как правило, таким днем является день вручения налогоплательщику или его представителю решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Жалоба должна быть подписана руководителем организации – налогоплательщика или ее уполномоченным представителем. В последнем случае к жалобе прилагается доверенность представителя или ее заверенная копия.

Обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • подача жалобы не требует специальных навыков, необходимо лишь соблюдение письменной формы жалобы;
  • жалоба не оплачивается государственной пошлиной;
  • отказ в удовлетворении жалобы не препятствует обращению налогоплательщика в арбитражный суд.

Недостатки:

  • срок обжалования решения (три месяца) значительно меньше общего срока исковой давности (три года);
  • вышестоящий налоговый орган при рассмотрении жалобы связан требованиями ведомственных актов, не всегда соответствующих законодательству;
  • практика показывает, что исполнение обжалуемого решения вышестоящим налоговым органом, как правило, не приостанавливается;
  • рассмотрение жалобы происходит в отсутствие налогоплательщика.

Вариант 2 – Обращение в арбитражный суд

Другой вариант защиты прав налогоплательщика – обращение в арбитражный суд с иском о признании решения налогового органа недействительным. Образец искового заявления приведен в Приложении № 2 к этой статье.

В соответствии со статьей 25 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Право на подачу иска не ограничено сроками, однако целесообразно придерживаться общего срока исковой давности (три года). Требования к форме и содержанию искового заявления установлены в статье 102 АПК РФ.

В частности, в исковом заявлении о признании недействительным решения налогового органы должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  • наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;
  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
  • доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
  • требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам – требования к каждому из них;
  • перечень прилагаемых документов.

Исковое заявление должно быть подписано руководителем организации -налогоплательщика или ее уполномоченным представителем. В последнем случае к исковому заявлению прилагается доверенность представителя или ее заверенная копия.

К исковому заявлению должны быть приложены почтовая квитанция, подтверждающая отправку копии иска налоговому органу и документ об оплате государственной пошлины (10 минимальных размеров месячной оплаты труда), а также материалы проверки.

Каковы основные преимущества и недостатки обжалования решения налогового органа путем предъявления иска в арбитражный суд?

Преимущества:

  • длительный срок исковой давности;
  • арбитражный суд независим и при вынесении решения руководствуется лишь требованиями закона. Ведомственные акты, противоречащие закону, применению не подлежат (статья 11 АПК РФ);
  • налогоплательщики и (или) его представитель вправе присутствовать в судебном заседании и приводить любые доводы в свою защиту. Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;
  • относительно невысокий размер государственной пошлины (10 минимальных размеров месячной оплаты труда), не зависящий от размера начисленных сумм недоимок, пени и штрафов;
  • в случае отсутствия достаточных денежных средств налогоплательщику предоставляется отсрочка по уплате государственной пошлины (образец ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины см. в Приложении № 3 к этой статье);
  • налогоплательщик вправе на любой стадии арбитражного процесса заявить ходатайство о принятии мер по обеспечению иска (своего рода мораторий на исполнение обжалуемого решения налогового органа) до вступления судебного решения в законную силу (образец соответствующего ходатайства см. в Приложении № 4 к этой статье)*;
  • АПК РФ предусматривает возможность рассмотрения дела в отсутствие как истца, так и ответчика, что обеспечивает достаточно сжатые сроки производства по делу;
  • в случае отрицательного для себя результата налогоплательщик вправе обжаловать судебный акт в апелляционном и (или) кассационном порядке, а также направить в Высший Арбитражный Суд России либо в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заявление о принесении протеста в порядке надзора.

* Примечание: Практика показывает, что арбитражные суды, как правило, удовлетворяют ходатайства налогоплательщиков о принятии мер по обеспечению исков, запрещая налоговым органам производить бесспорное взыскание спорных сумм. Ходатайство об обеспечении иска может быть подано на любой стадии арбитражного процесса, однако наиболее целесообразно делать это непосредственно при подаче иска.

Недостатки:

  • в случае отказа в иске возможность обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган практически исключена;
  • достаточно строгая процедура рассмотрения спора, требующая специальных знаний;
  • как правило, высокая цена услуг адвокатов и аудиторов;
  • психологический барьер, стоящий перед налогоплательщиком.

В соответствии со статьей 106 АПК РФ о принятии искового заявления судья арбитражного суда выносит определение, направляемое сторонам по адресам, указанным в иске.

Дело рассматривается, как правило, в открытом судебном заседании с участием представителей сторон. Представителем налогоплательщика в арбитражном процессе, помимо привлеченных специалистов, может быть любой работник налогоплательщика-организации. Полномочия представителя подтверждаются доверенностью (см. Приложение № 5).

Если интересы организации представляет ее руководитель, его полномочия подтверждаются документом, удостоверяющим личность, и документом, доказывающим факт назначения (избрания) на должность. В случае неявки в судебное заседание представителя истца арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения. Вместе с тем, истец вправе заявить письменное ходатайство (см.

Приложение № 6) о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Таким образом, налогоплательщик не обязан лично присутствовать в судебном заседании или обеспечивать явку своего представителя.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд выносит решение по существу спора. В соответствии со статьей 135 АПК РФ решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.

До вступления решения в законную силу лицо, участвующее в деле, вправе подать апелляционную жалобу. В этом случае решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба (см.

Приложение № 7) должна быть подписана руководителем организации – налогоплательщика или ее уполномоченным представителем. В последнем случае к жалобе прилагается доверенность представителя или ее заверенная копия.

К апелляционной жалобе должны быть приложены почтовая квитанция, подтверждающая отправку копии иска налоговому органу, и документ об оплате государственной пошлины (5 минимальных размеров месячной оплаты труда).

Решение (постановление), вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке. Кассационная жалоба (см. Приложение № 8) подается в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда.

Кассационная жалоба должна быть подписана руководителем организации – налогоплательщика или ее уполномоченным представителем. В последнем случае к жалобе прилагается доверенность представителя или ее заверенная копия.

К жалобе должны быть приложены почтовая квитанция, подтверждающая отправку копии иска налоговому органу и документ об оплате государственной пошлины (5 минимальных размеров месячной оплаты труда).

Рассмотрение дел в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанции производится по правилам рассмотрения дела в суде первой инстанции (за исключением ряда особенностей).

На решение (постановление) арбитражного суда, вступившее в законную силу, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (101000, Москва, Центр, Малый Харитоньевский пер., 12) может быть направлено заявление о принесении протеста (см. Приложение № 9). Заявление о принесении протеста может быть направлено также в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Вариант 3 – Неисполнение требования налогового органа

Третий вариант защиты – неисполнение требования налогового органа об уплате штрафов с отстаиванием своих интересов в арбитражном суде в качестве ответчика по иску налогового органа.

Налогоплательщик вправе не исполнять требование налогового органа об уплате налоговых санкций. В этом случае налоговый орган в шестимесячный срок направляет в арбитражный суд исковое заявление (см.

Приложение № 10) о взыскании с налогоплательщика соответствующих штрафов. В целях защиты своих интересов налогоплательщик вправе направить в арбитражный суд отзыв на исковое заявление налогового органа, в котором приводятся возражения против доводов истца.

Дальнейшие действия налогоплательщика идентичны описанным во втором варианте.

Приложение № 1. Образец жалобы на решение налогового органа, подаваемой в вышестоящий налоговый орган.

В Управление МНС Россиипо Санкт-Петербургу191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 53от ООО “Рассвет”195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 13

ЖАЛОБА на решение Инспекции МНС Россиипо Калининскому району Санкт-Петербургао привлечении к ответственности

за совершение налогового правонарушения

Источник: https://buh.ru/articles/documents/13241/

Порядок обжалования действий налогового органа: срок, помощь адвоката

Схема действий налогоплательщика в случае обжалования действий и решений контролеров

   Обжалование действий налогового органа и его должностных лиц осуществляется по определенному порядку. Давайте разбираться подробнее с нашим адвокатом.

ВНИМАНИЕ: решайте налоговые дела с помощью нашего адвоката: профессионально и в срок.

Досудебные разбирательства при обжаловании действий ИФНС

   Существует административный порядок обжалования действий налоговых органов, которому необходимо следовать. Субъект хозяйствования не может сразу подать судебный иск, если он недоволен решением комиссии. Сначала необходимо официально зарегистрировать соответствующее заявление в представительство фискальной службы.

   Обжалование действий должностных лиц налогового органа проводится при следующих ситуациях:

  • доначисление фискальных обязательств.
  • введение иных штрафных санкций после плановых и внеплановых проверок;
  • перевод на другую систему налогообложения. Узнать, какую систему налогообложения выбрать для ИП можно перейдя по ссылки.

   При этом обжалованию подлежат:

  1. Незаконные действия должностных лиц налогового органа. Могут выражаться в нарушении требований законодательства при проведении проверок.
  2. Бездействие органа.Любая досудебная жалоба, заявление о возврате излишне уплаченного налога или обращение, должны быть рассмотрены в установленные законом сроки. Нарушение таких сроков является бездействием органа. Более того бездействие может выражаться в форме невыполнения определенных действий должностным лицом в сфере налоговых правоотношений.
  3. Незаконное решение налогового органа. Если решением нарушаются или ограничиваются ваши права, а само решение противоречит требованиям законодательства – оно подлежит отмене.

   Жалоба на действия налогового органа подаётся в вышестоящий орган – как правило по субъекту. Рассмотрение жалобы налоговым органом осуществляется без вызова сторон. По результату рассмотрения вышестоящий орган может отказать в удовлетворении либо удовлетворить полностью или в части. Та часть требований, которая осталась без удовлетворения, может быть обжалована в суде.

   Когда после проверки у субъектов хозяйствования возникают сомнения в правомерности налагаемых штрафов, можно подать прошение об официальных разъяснениях.

Важно все эти документы регистрировать у секретаря руководителя фискального органа, а ответ официальных инстанций обязательно требуйте в письменном виде. Эти документы тоже могут понадобиться в суде.

На обжалование действий налогового инспектора дается три дня с момента проверки. Официальный ответ тоже должны предоставить через трое суток после вашего прошения.

Когда стоит обращаться в суд на налогового инспектора?

   Если мирным путем решить проблему не удалось, обжалование действий налогового органа в судебном порядке – следующий этап ваших усилий на пути к желаемому результату. Важно правильно заполнить иск, предоставить доказательства неправомерных действий инспекторов, проводивших проверку.

   На этом этапе без помощи юриста не обойтись. Суды нередко принимают сторону налогоплательщика, необходимо лишь четко оговорить все претензии.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как составить иск на налоговую, а также читайте подробнее по ссылке

Сроки обращения в суд при обжаловании действий налоговиков

   Следует принять во внимание, что на обжалование тех или иных действий установлены специальные сроки обжалования. Общий срок для оспаривания решений, действий или бездействий органа и его должностных лиц составляет три месяца.

Однако в конкретном случае законодателем могут быть установлены специальные срок обращения. Пропуск такого срока, не всегда является безусловным основаниям для отказа в удовлетворении Вашей жалобы.

Однако, чтобы восстановить такой срок, Вам необходимо будет привести ряд уважительных причин его пропуск.

   Итак, если в Вашем случае сроки обращения соблюдены, судебный порядок обжалования можно разбить на следующие этапы:

  1. Анализ вашей ситуации. Может включать в себя проверку правомерности действий органа и соответствие их закону в области налоги и налогообложение организации
  2. Подготовка искового заявления. При его подготовке необходимо определить суд, который уполномочен рассматривать такие налоговые дела. Указываем стороны спора. Излагаем наши обстоятельства и требования. Подробнее об этом наш материал иск к налоговой инспекции по ссылке.
  3. Рассмотрения дела в суде. На данной стадии обосновываем судье свою позицию, представляем доказательства.
  4. Принятие и исполнение решения суда. После вступления решения суда в законную силу орган должен устранить установленные судом нарушения.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Приостановление действия решения налогового органа

   Стоит помнить, что отдельные постановления налогового органа не требуют судебного разрешения спора. Такие акты налогового органа передаются на исполнение сразу в службу взыскания.

Часто о таких решениях узнаешь не от налоговой, в обязанность которой входит уведомить о принятом решение, а непосредственно от судебного пристава. Безусловно, в случае несогласия необходимо оперативно готовить жалобу в суд.

Одновременно с жалобой перед судом можно ходатайствовать о приостановлении действия обжалуемого решения. Основанием для удовлетворения такого ходатайства могут послужить следующие обстоятельства:

  • возможность причинения имущественного вреда в результате исполнения решения
  • имущественное положение
  • исполнение решение может явиться следствием приостановления ведения всей хозяйственной деятельности. Например, арест счетов

Адвокат по оспариванию действий ИФНС в Екатеринбурге

   Взяв ваши проблемы в свои руки, специалисты исключат возможности необоснованных возвратов жалобы без рассмотрения и не принятие таковых жалоб судом, а также повысят Ваши шансы на успех в выигрыше дела.

   Если вам не знаком детальный порядок обжалования действий, бездействий налогового органа, обратитесь к нашему налоговому юристу, он расскажет обо всех особенностях этого процесса. Сотрудничать желательно с экспертами, которые специализируются на решении подобных вопросов.

   Если в штате компании, которой предъявлены санкции, нет юриста, придется обращаться к стороннему нашему специалисту. Налоговый адвокат нашего адвокатского образования возьмет на себя решение формальных вопросов, проведет налоговый финансовый анализ, будет представлять ваши интересы в официальных инстанциях, возьмет на себя обязанности адвоката, если дело дойдет до суда.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/obzhalovanie-deystviy-nalogovogo-organa

Как обжаловать решение налогового органа

Схема действий налогоплательщика в случае обжалования действий и решений контролеров

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ.

При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление.

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.

Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально.

Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.

Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».  

Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.

Куда направлять?

В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Подача жалобы или апелляционной жалобы

Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

  • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
  • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
  • основания, по которым нарушены права заявителя;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

Зачем нужно подавать жалобу

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

Как составить жалобу

Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

Подача иска в суд

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

Информацию, которую нужно указать в иске

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
  • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

Что приложить к заявлению

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

  • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.  
  • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
  • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
  • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
  • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
  • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
  • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
  • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
  • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
  • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
  • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
  • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
  • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5286

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: