Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

Содержание
  1. Образец положения о ревизионной комиссии ООО
  2. Распределение норм, регулирующих деятельность ревизионного органа 
  3. Ревизионная комиссия общества: порядок формирования 
  4. Количественный состав и ограничения по избранию в состав ревизионной комиссии 
  5. Срок полномочий ревизионной комиссии и их досрочное прекращение 
  6. Полномочия ревизионной комиссии 
  7. Утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса ООО без проверки ревизионной комиссией 
  8. Отчет ревизионной комиссии ООО 
  9. Ревизионная комиссия: организация работы, права и обязанности | Правоведус
  10. Ревизионная комиссия: организация работы
  11. Права и обязанности ревизионной комиссии
  12. Ревизионная комиссия: порядок проведения проверок
  13. Ревизионная комиссия ООО: права и обязанности, положение о ней, образец отчета с выводами
  14. Понятие и суть ревизионной комиссии ООО
  15. Нормативное регулирование ее деятельности
  16. Состав комиссии
  17. Функции
  18. Положение о ней
  19. Ее отчет
  20. Ревизионная комиссия ООО. Основные функции ревизионной комиссии
  21. Что такое ревизионная комиссия. Суть ревизионной комиссии
  22. Положение о ревизионной комиссии
  23. Нормы деятельности ревизоров
  24. А.Сонин
  25. Ревизионные комиссии и корпоративное законодательство
  26. О практике деятельности ревизионных комиссий
  27. Что в перспективе?
  28. Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО?
  29. Комиссия в законе
  30. Ревизор имеет право
  31. Добровольно-принудительно
  32. Яблоко раздора
  33. Оправдаться будет сложно
  34. Лучше избирать, чем не избирать

Образец положения о ревизионной комиссии ООО

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

Наличие ревизионной комиссии (ревизора) допускается в любом ООО. Однако не всегда это обязательно. В п. 6 ст. 32 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) содержится требование о формировании этого органа в обществе, число участников которого превышает 15.

Однако с 01.09.2014 в ГК РФ внесены изменения (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ), из которых следует, что необходимость формирования ревизионной комиссии зависит от наличия требования об этом в уставе, а не от каких-либо иных обстоятельств, в том числе от количества участников общества.

Судебная практика показывает, что уставом также может быть предусмотрена не обязанность, а возможность образования этого органа на усмотрение участников (постановление АС ПО от 16.04.2015 № Ф06-22650/13, определением ВС РФ от 24.07.2015 № 306-ЭС15-9223 оставлено в силе).

Вывод! Итак, в настоящее время закон не требует наличия в ООО ревизионного органа. Однако если он все же создается, то подлежат обязательному выполнению следующие положения закона № 14-ФЗ:

  1. Регулирование деятельности ревизора положениями устава и локальными нормативными актами организации (ст. 47).
  2. Формирование и досрочное прекращение полномочий комиссии только общим собранием участников (исключительная компетенция, п. 8 ст. 37).
  3. Соблюдение правил по осуществлению комиссией контрольных полномочий в отношении финансово-хозяйственной деятельности организации (проверки документов, включая годовые отчеты и балансы, ст. 47). 

Распределение норм, регулирующих деятельность ревизионного органа 

Рассмотрим подробнее, каким образом распределяется регулирование между следующими актами: законом № 14-ФЗ, уставом, решениями участников и локальным актом (положением о ревизионной комиссии):

  1. В законе № 14-ФЗ содержатся положения о полномочиях комиссии (ст. 47, п. 2 ст. 35).
  2. В уставе закрепляются:
    • количественный состав комиссии или возложение функций на аудитора;
    • срок полномочий;
    • порядок осуществления полномочий;
    • количество для принятия решений о досрочном прекращении полномочий комиссии и о ее избрании.
  3. В решениях участников определяются:
    • персональный состав органа;
    • досрочное прекращение полномочий;
    • дача поручения о внеплановой проверке;
    • утверждение или неутверждение отчета.
  4. В локальном нормативном акте (положении) устанавливаются:
    • порядок осуществления полномочий (более подробно, чем в уставе);
    • способ оформления отношений с членами комиссии (договор, декларация об отсутствии конфликта интересов, обязательство о неразглашении коммерческой тайны);
    • порядок проведения проверок (оформление запросов, порядок принятия решений комиссией и др.) и другие моменты по усмотрению участников общества, утвердивших это положение. 

Шаблон локального акта вы найдете по ссылке: Образец положения о ревизионной комиссии. 

Ревизионная комиссия общества: порядок формирования 

На момент учреждения общества для формирования ревизионного органа необходимо:

  • Определить в уставе организации количественный состав, срок полномочий этого органа и порядок его работы. В качестве варианта может быть предусмотрено возложение ревизионных функций на аудитора. Устав общества должен быть утвержден единогласно (пп. 1, 4, 6 ст. 47, п. 6 ст. 32, п. 3 ст. 11 закона № 14-ФЗ).
  • Вынести на рассмотрение собрания учредителей общества вопрос об избрании состава ревизионного органа или аудитора. В этом случае решение принимается 3/4 учредителей. Если при этом их доли пока не определены, действует правило о принадлежности каждому учредителю 1 голоса (п. 4 ст. 11 закона № 14-ФЗ).

Подробнее о том, каким образом должен выглядеть протокол собрания учредителей, можно узнать из нашего материала «Составляем протокол собрания учредителей о создании ООО».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В дальнейшем при избрании ревизионного органа действуют положения об избрании его членов, предусмотренные уставом организации. Например, может быть предусмотрено кумулятивное ание по данному вопросу (п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

Обратите внимание! По общему правилу члены комиссии избираются простым большинством участников общего собрания, если необходимость набрать большее количество не предусмотрена уставом. 

Количественный состав и ограничения по избранию в состав ревизионной комиссии 

Устав должен предусматривать количественный состав ревизионного органа без ограничений со стороны закона № 14-ФЗ. Также может быть образован единоличный орган. Избранное в этом качестве лицо именуется ревизором.

Отметим, что модельный закон об ООО, принятый государствами — участниками СНГ 02.11.1996, предусматривает ограничение количества членов этого органа 5 лицами, однако он носит рекомендательный характер. При этом следует понимать, что чем многочисленнее орган, тем сложнее организовать его работу.

Не любое лицо может выполнять функции ревизора или члена ревизионной комиссии. Закон № 14-ФЗ предусматривает, что не могут выступать в этом качестве (п. 6 ст. 32) следующие лица:

  • участники общества;
  • члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа;
  • руководитель;
  • аудитор, связанный с кем-либо из вышеперечисленных лиц имущественными интересами. 

Обратите внимание! Положение о ревизионной комиссии может предусматривать порядок подтверждения кандидатом в члены комиссии отсутствия этих обстоятельств (например, в форме декларации об отсутствии конфликта интересов). 

Срок полномочий ревизионной комиссии и их досрочное прекращение 

Уставом общества должен быть предусмотрен срок полномочий ревизионного органа, который законом № 14-ФЗ не ограничен (п. 1 ст. 47).

Этот срок может быть обозначен точно (как правило, количеством лет) или приблизительно, однако с возможностью определения.

В качестве примера определимого срока можно привести дело, по которому указание в уставе срока «не более 5 лет» суд посчитал вполне достаточным для того, чтобы при отсутствии срока в решении об избрании ревизионной комиссии считать его равным 5 годам (постановление 7-го ААС от 26.01.2016 № 07АП-12454/15).

Закон № 14-ФЗ предусматривает в составе исключительной компетенции общего собрания участников общества возможность досрочного прекращения полномочий ревизионного органа. Решение принимается большинством , если большее количество не указано в уставе.

Обратите внимание! Уставом или локальным нормативным актом могут быть определены основания, по которым вопрос о досрочном прекращении полномочий ревизионного органа подлежит вынесению на общее собрание участников.

Необходимо учесть, что эти же моменты должны быть отражены в договоре с членом ревизионного органа или в положении о комиссии, с которым он обязательно знакомится под расписку. 

Полномочия ревизионной комиссии 

Комиссия имеет следующие полномочия (ст. 47 закона № 14-ФЗ):

  1. В любое время проверять финансово-хозяйственную деятельность.
  2. Иметь доступ ко всей документации. В связи с этим целесообразно предусмотреть в положении о комиссии обязательство члена ревизионной комиссии о неразглашении коммерческой тайны организации (образец см. на сайте в статье «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны»).
  3. Получать по требованию пояснения от всех органов и работников организации, но только по тем вопросам, которые относятся к их компетенции (постановление 15-го ААС от 12.04.2013 № 15АП-3240/13).
  4. Проверять годовые отчеты и балансы до их утверждения общим собранием участников.
  5. Требовать проведения внеочередного общего собрания участников ООО (п. 2 ст. 35 закона № 14-ФЗ). 

Важно! Положение о комиссии может содержать нормы, регламентирующие порядок осуществления этих полномочий. Например, необходимость наличия решения комиссии для осуществления этих полномочий ее членом. 

Утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса ООО без проверки ревизионной комиссией 

На практике распространенной является ситуация, когда уставом формирование ревизионного органа предусмотрено, однако участники общества по каким-то причинам его не избрали (или не смогли избрать, т. к. кандидатами не было набрано необходимое количество ) или вопрос об избрании на общие собрания даже не выносился.

Будет ли в этом случае заблокирована деятельность общества, ведь норма об обязательной проверке баланса до утверждения (п. 3 ст. 47 закона № 14-ФЗ) является императивной?

В судебной практике найден следующий вариант разрешения этой ситуации, который вытекает из постановления АС ПО от 29.04.2015 № Ф06-22582/13, постановления 8-го ААС от 14.06.2012 № 08АП-3407/12:

  • участник вправе знакомиться с документами общества (п. 1 ст. 8 закона № 14-ФЗ), анализировать их с привлечением аудитора и на основании этого заявлять требования, вытекающие из недостоверности финансовой отчетности общества, если она будет установлена;
  • само по себе отсутствие ревизионного органа и непроведение ревизорской проверки отчетности не нарушает права участника общества и не является основанием для признания решения общего собрания об утверждении отчетности недействительным. 

Отчет ревизионной комиссии ООО 

Обратите внимание! Как правило, деятельность ревизионной комиссии по конкретному поручению о проверке или за определенный период завершается составлением отчета. Другой формой документа, оформляемого по результатам проверки, является заключение. Показатели и форма отчета могут быть предусмотрены приложением к положению о ревизионном органе.

Это могут быть:

  1. Дата составления.
  2. Состав ревизионного органа.
  3. Сведения о документе, на основании которого проводилась проверка (проверки).
  4. Информация об истребованных документах.
  5. Результаты анализа полученных документов.
  6. Выводы по итогам проверки (за определенный период). 

Отчет выносится на рассмотрение общего собрания участников, которое может утвердить его, направить на доработку или отказать в утверждении и досрочно прекратить полномочия ревизора. 

***

Итак, ревизионный орган может быть сформирован в ООО по желанию его учредителей или участников. Нормы, регулирующие его деятельность и процедуру назначения, должны содержаться в уставе.

Закон № 14-ФЗ предоставляет свободу в вопросах формирования этого органа (численность, срок полномочий) и порядка его функционирования, которые могут быть описаны в положении о ревизионной комиссии.

При этом круг полномочий ревизора установлен Законом № 14-ФЗ.

Источник: https://rusjurist.ru/ooo/skachat_dokumenty_ooo/obrazec_polozheniya_o_revizionnoj_komissii_ooo/

Ревизионная комиссия: организация работы, права и обязанности | Правоведус

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

Ревизионная комиссия является постоянно действующим независимым от должностных лиц органом внутреннего контроля организации над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, его самостоятельных и структурных подразделений на предмет соответствия требованиям законодательства РФ, Уставу и внутренним документам Общества. Основными задачами ревизионной комиссии являются:

  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Акционерного Общества;
  • контроль за соответствием финансово-хозяйственных операций, совершаемым Обществом, действующему законодательству РФ и Уставу Общества;
  • проведение независимой оценки сведениям о финансовом состоянии организации.

Деятельность ревизионной комиссии регулируется законодательством РФ, Уставом Общества, действующим Положением и иными внутренними документами предприятия, утвержденными на общем собрании акционеров.

Численный состав ревизионной комиссии определяется Уставом общества, при этом члены ревизионной комиссии не могут одновременно занимать руководящие должности в органах управления предприятием.

Российское законодательство не ограничивает срок полномочий членов ревизионной комиссии, однако, в случае выявления фактов нарушений в деятельности комиссии собранием акционеров, могут быть переизбраны как отдельные члены комиссии, так и комиссия в целом в любой период времени.

Порядок избрания ревизионной комиссии также определен Уставом Общества, члены комиссии избираются общим собранием акционеров.

Члены совета директоров и акционеры, которые занимают руководящие должности в данном акционерном обществе, не вправе принимать участие в ании в случае переизбрания либо отстранения от должности членов ревизионной комиссии. Председатель и секретарь ревизионной комиссии в новом составе должны быть избраны в срок не позднее 15 рабочих дней с момента обновления численного состава ревизионной комиссии АО.

Ревизионная комиссия: организация работы

Работой ревизионной комиссии руководит ее председатель, который избирается из состава членов комиссии. Порядок деятельности контролирующего органа определен внутренними документами Общества, в частности, Положением о Ревизионной комиссии, утвержденным общим собранием акционеров.

Решения, принятые ревизионной комиссией, являются правомочными только если в ее работе принимают участие не менее 50% от общего числа участников. В случае меньшего количества участников советом директоров созывается внеочередное собрание акционеров с целью проведения довыборов либо перевыборов членов комиссии.

Результаты проверок и решения, которые были приняты ревизионной комиссией в ходе работы, оформляются протоколом заседания и актом определенной формы в 3-х экземплярах в срок не позднее 5 рабочих дней с момента проведения заседания, которые подписываются Председателем и членами ревизионной комиссии.

Любые несогласия кого-либо из членов комиссии вносятся в протокол. Все протоколы заседаний ревизионной комиссии хранятся в Обществе с предоставлением их по требованию его участников- акционеров. Размер и порядок выдачи вознаграждения членам ревизионной комиссии устанавливается участниками Общества на общем собрании акционеров.

Члены ревизионной комиссии получают вознаграждение и компенсацию расходов, которые они понесли в период исполнения ими обязанностей в данной должности.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ревизионной комиссией АО, ТСЖ и других Обществ может быть проведена по итогам деятельности за 12 месяцев, и, кроме того, допускает проведение проверки по инициативе комиссии по требованию одного из акционеров, являющегося владельцем не менее 10% акций данного Общества.

Права и обязанности ревизионной комиссии

В ходе исполнения своих функций ревизионная комиссия имеет право на:

  • беспрепятственный допуск во все служебные помещения, относящиеся к Обществу;
  • опечатывание материальных складов, архивов, денежных хранилищ на период проведения проверки;
  • получение от органов управления обществом, а также должностных лиц его служб и подразделений затребованных документов с целью изучения материалов;
  • изъятие из дел отдельных документов в случае выявления во время проверки фактов подделки или подлогов документов;
  • выставление требований о созыве совета директоров, заседаний правления и собрания акционеров в целях принятия решения в присутствии компетентных органов по вопросам выявленных нарушений в ведении производственно-хозяйственной, финансовой или правовой деятельности;
  • выставление требований о предоставлении личных объяснений от работников Общества, в том числе и с лиц, занимающих определенные должности, по вопросам выявленных нарушений;
  • привлечение на контрактной основе для проведения ревизии иных специалистов и аудиторские организации за счет средств данного Общества;
  • решение вопросов о применении мер ответственности в отношении работников Общества перед управляющими органами в случае выявления нарушений Положений и Правил Общества.

Кроме ряда правомочий на членов ревизионной комиссии возложен следующий круг обязанностей:

  1. предоставлять своевременную информацию на собрания акционеров и совета директоров о результатах проведенных ревизий; сведения предоставляются в форме письменных отчетов, докладных записок;
  2. в случаях, если возникает реальная угроза интересам Общества, требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров;
  3. соблюдать коммерческую тайну, не разглашать конфиденциальную информацию, которую члены ревизионной комиссии получают при исполнении своих должностных обязанностей;
  4. не позднее, чем за 10 дней до итогового годового собрания акционеров Общества предоставлять в совет директоров отчет по результатам годовой проверки ведения финансовой отчетности и бухгалтерского учета.

Ревизионная комиссия: порядок проведения проверок

Проверки ведении финансово-хозяйственной деятельности Общества ревизионной комиссией делятся на:

  1. плановые – проводятся в соответствии с годовым планом, утвержденным председателем ревизионной комиссии;
  2. внеплановые – проводятся по требованию одного или нескольких акционеров Общества, на основании решения ревизионной комиссии или решения общего собрания акционеров, совета директоров.

Что включает в себя ревизионная проверка:

  • определение нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность проверяемого участка;
  • сбор и анализ документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности Общества, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности, затребование объяснительных записок от работников и должностных лиц Общества по факту выявленных нарушений;
  • осмотр всех служебных помещений предприятия;
  • выявление нарушений норм действующего законодательства РФ, а также определение признаков несоответствия плановому ведению финансово-хозяйственной деятельности Общества, выявление недостоверности сведений в бухгалтерской и статистической отчетности предприятия;
  • иные действия, допускаемые в рамках полномочий ревизионной комиссии.

В ходе проведения прочерки члены ревизионной комиссии запрашивают у органов управления необходимую документацию и материалы, относящиеся к деятельности Общества. Все запрашиваемые документы должны быть предоставлены ревизионной комиссии не позднее 2-х рабочих дней с того момента, как был получен запрос.

Кроме того, во время проверки члены ревизионной комиссии должны иметь доступ к учетным записям, деловой корреспонденции, книгам, имеющим прямое отношение к деятельности Общества и непосредственно к объекту проверки.

В свою очередь, должностные лица органов управления Общества, а также руководители обособленных и структурных подразделений обязаны:

  1. обеспечить членам ревизионной комиссии все условия для эффективного проведения проверки;
  2. предоставить запрашиваемую документацию в установленный срок;
  3. предоставить разъяснения в письменной или устной форме по всем возникающим вопросам;
  4. устранить все выявленные в ходе проверки нарушения в максимально сжатые сроки;
  5. исключить любые действия, направленные на ограничение ряда вопросов, требующих разъяснения при проведении проверки.

Проверка Общества ревизионной комиссией оформляется протоколом заседания,в срок не позднее 5 дней с момента проведения заседания. Все вопросы в ходе заседания решаются методом ания и принимаются большинством . В случае равного количества «За» и «Против» голос председателя ревизионной комиссии считается решающим. 

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/housing/revizionnaya-komissiya/

Ревизионная комиссия ООО: права и обязанности, положение о ней, образец отчета с выводами

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

При создании юридического лица в форме ООО учредителям необходимо определиться со структурой органов управления. В их состав может входить ревизионная комиссия (РК), а в ряде случаев, ее форсирования является обязательным требованием закона. Разберем, по каким правилам создается указанная комиссия, и какие функции ей предстоит исполнять в процессе текущей деятельности ООО.

Понятие и суть ревизионной комиссии ООО

Основанием для создания нового ООО является регистрационная процедура, которая проходит через ИФНС. В состав документов, которые представляются для регистрационных действий, входит устав – обязательный учредительный документ Общества. В перечень вопросов, которые должны быть отражены в уставе, входит и создание ревизионной комиссии.

Основной задачей ревизионной комиссии является проверка финансовой-хозяйственной деятельности компании, порядка составления и правильности налоговой и бухгалтерской отчетности, подготовка отчетов для проведения собраний учредителей. Ревизионная комиссия образуется в виде коллегиального органа, либо путем назначения ответственного лица – ревизора. Решение о формате работы комиссии будут принимать собственники на общем собрании.

Образец акта ревизионной комиссии ООО

Нормативное регулирование ее деятельности

Общие правила образования и функционирования РК зафиксированы в ст. ст. 32 и 47 Федерального закона № 14-ФЗ. Кроме того, указанные нормы регламентируют, что порядок работы комиссии или единоличного ревизора определяется уставом компании и внутрикорпоративными документами (положениями, правилами, инструкциями и т.д.).

Закон определяет, что при стандартных условиях сами учредители решают вопрос о необходимости создания РК.

Если такая необходимость отсутствует, в уставе будет отсутствовать раздел, включающий комиссию в состав органов управления. Однако в ст.

32 Закона № 14-ФЗ зафиксировано правило – создание РК и включение ее в состав органов управления ООО является обязательным, если количество учредителей (граждан и юрлиц) превысило 15.

Следовательно, если в процессе деятельности произошло увеличение количества собственников свыше указанного предела, в устав необходимо внести изменения и создать ревизионную комиссию. Аналогичным образом можно изменить устав, если при выходе из состава учредителей одного или нескольких лиц их количество стало менее 15 – в этом случае комиссия может упраздняться.

Состав комиссии

Закон № 14-ФЗ содержит правила определения состава РК, которыми должны руководствоваться учредители компании. Вот какие нюансы нужно соблюдать, при формировании РК:

  • ревизором может выступать лицо, не входящее в состав учредителей;
  • единоличный руководитель ООО, члены совета директоров или иного коллегиального органа управления также не имеют права входить в состав РК;
  • ревизором может назначаться аудитор, у которого отсутствуют имущественные интересы с Обществом, его учредителями и членами органов управления.
  • Члены РК, либо единоличный ревизор, утверждаются общим собранием собственников.
  • Срок действия РК, а также ее количественный состав, определяется уставом компании.

Приказ о создании ревизионной комиссии (образец)

Функции

Полномочия комиссии регламентированы Законом № 14-ФЗ и внутренними документами компании. Основные функции РК заключаются в следующем:

  • проверка финансовой и хозяйственной деятельности компании;
  • проверка документации, связанной с указанной деятельностью;
  • проверка годовой отчетности ООО и бухгалтерских балансов перед их утверждением на общем собрании учредителей;
  • иные функции, определенные уставом предприятия.

Для выполнения указанных функций комиссии принадлежат следующие распорядительные полномочия:

  • получать любую документацию, связанную с финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия, либо требовать предоставления доступа к ней у руководства и учредителей;
  • запрашивать у должностных лиц и сотрудников компании письменные пояснения по предмету проверок;
  • проводить проверки в любое время по собственному усмотрению, а также по решению учредителей или руководства.

Особое значение имеет проверка годовой отчетности и бухгалтерских балансов – без отчета ревизионной комиссии их утверждение общим собранием невозможно.

Положение о ней

Помимо включения в устав общих правил создания и функционирования комиссии, в ООО могут приниматься внутрикорпоративные положения. Они утверждаются общим собранием учредителей и не могут противоречить Закону № 14-ФЗ и уставу Общества. В положение включается следующее содержание:

  • срок действия и численный состав РК (эти пункты должны соответствовать уставу и решениям общего собрания);
  • полномочия комиссии;
  • порядок проведения проверок, в том числе правила доступа к корпоративной документации;
  • нормы об ответственности РК и каждого ее члена (прежде всего, ответственность за нарушение правил конфиденциальности, недостоверности отчета и т.д.).

Если вместо ревизионной комиссии приглашается внешний аудитор, его полномочия и порядок проверок будет определен не только положением ООО, но и договором.

Допускается вариант, когда при постоянно действующей РК приглашается внешний аудитор для строго определенных целей (например, проверка годовой отчетности или по одному из направлений хозяйственной деятельности).

Скачать шаблон-пример положения о РК ООО можно здесь.

Положение о ревизионной комиссии ООО (образец)

Ее отчет

Итогом любой проверки РК является отчет, утверждаемый в коллегиальном или единоличном порядке. В отчете должны быть зафиксированы следующие моменты:

  • описание предмета проверки (например, бухгалтерский баланс за предыдущий год);
  • состав комиссии. который принимал участие в проверке (как правило, для проверки должно присутствовать не менее 2/3 от комиссии);
  • перечень документов, по которым проводилась проверка;
  • выводы и заключения комиссии по предмету проверки, в том числе отражение каждого факта нарушений;
  • особое мнение члена ревизионной комиссии, не согласного с общим решением;
  • рекомендации общему собранию для рассмотрения годовой отчетности и бухгалтерских балансов.

Отчет подлежит утверждению каждый членом РК, после чего направляется руководителю и/или учредителям компании. Если основанием для проверки является приказ или решение собственников, в отчете должны быть зафиксированы ответы на поставленные вопросы. Если предметом проверки являлась годовая отчетность или бухгалтерский баланс, отчет РК должен включаться приложением к указанным документам.

Отдельное внимание уделяется выявленным нарушениям.

Если в них присутствуют признаки административного или уголовного преступления, ревизор или комиссия должны потребовать от руководства или учредителей направить документы для проверки в правоохранительные органы. Отчет ревизора будет использован как доказательство при проведении служебных проверок по фактам недостач, хищений и иных аналогичных проступков.

Отчет (протокол) ревизионной комиссии ООО (образец с выводами)

Про акционеров, АО и ООО, их руководство и ревизионные комиссии расскажет видео ниже:

Источник: http://uriston.com/kommercheskoe-pravo/yuridicheskie-litsa/rukovodstvo/revizionnaya-komissiya-ooo.html

Ревизионная комиссия ООО. Основные функции ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

Во время создания общества с ограниченной ответственностью, обладающего правами и обязанностями юридического лица, следует определить структуру органов управления.

В составе органов управления может находиться ревизионная комиссия. Зачастую создание такой комиссии – обязательное требование законодательства.

Следует подробнее рассмотреть правила, по которым создается ревизионная комиссия и выполняемые ей функции.

Что такое ревизионная комиссия. Суть ревизионной комиссии

Процедура регистрации является обязательной процедурой при создании ООО. Для проведения регистрации ООО необходимо представить комплект документов. В составе этих документов должен обязательно находиться устав. В уставе отражается порядок и правила создания комиссии. 

Положение о ревизионной комиссии

Внутри организации могут приниматься любые корпоративные положения, регулирующие правила создания и деятельности комиссии. Такие положения выносятся на утверждение учредителям и не противоречат уставу организации и федеральному закону. Положение определяет:

  1. Количество членов комиссии и срок ее работы.
  2. Обязательные полномочия ревизора или комиссии.
  3. Нормы ответственности всей комиссии и каждого ее отдельного члена.
  4. Порядок проведения проверок и доступа к документации.

Для приглашенного аудитора все полномочия и нормы проведения проверок определяется договором и положением компании. 

Также возможно приглашение аудитора и при работающей комиссии.

задача ревизоров состоит в:

  1. Проверке деятельности организации. Независимо хозяйственная это деятельность или финансовая. 
  2. Правильном порядке составления и ведения отчетности для бухгалтерии и налоговых органов. Проверяются перед тем, как утвердиться, годовые отчеты, бухгалтерские балансы компании.
  3. Подготовке любой другой отчетности для учредителей компании.
  4. Выполнении других функций, которые установлены уставом компании.

Из выше перечисленного следует, что главная задача ревизоров состоит в проверке всей деятельности организации отчетов для того, чтобы подтвердить правильность их составления и достоверность.

Комиссия обладает определенными полномочиями, состоящими в следующих действиях:

  1. Возможность запрашивания у сотрудников пояснения, касающиеся предмета проверки. Пояснения даются в письменном виде.
  2. Проведение проверок в любой момент. Такая проверка назначается с усмотрения руководителя или ревизионной комиссии.
  3. Получение доступа к документации любого вида. 

Без получения отчета от комиссии невозможно получить утверждение учредителями годовых отчетов и бухгалтерии.

Ревизионная комиссия может быть представлена одним ответственным лицом, то есть ревизором или коллегиальным органом. В каком виде будет существовать комиссия, решается на собрании собственников.

Нормы деятельности ревизоров

Федеральным законом определены правила, по которым образуется и функционирует ревизионная комиссия. Работа ревизора или комиссии определена не только уставом компании, но положениями и инструкцией внутри организации. При отсутствии необходимости создания ревизионной комиссии в уставе не прописывается раздел, который разрешает включить комиссию в управляющие органы.

Но федеральным законом определено обязательное создание ревизионной комиссии при условии, что в составе учредителей находится больше 15 лиц. 

То есть изменения в устав вносятся при повышении количества учредителей в ходе работы компании. И на основании изменения устава создается комиссия.

Также возможен и обратный процесс – при уменьшении числа собственников комиссия упраздняется или ликвидируется.

А.Сонин

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

Алексей Сонин, директор российского Института внутренних аудиторов, член совета директоров международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) 

Положения о ревизионных комиссиях акционерных обществ были сформулированы в Федеральном законе об акционерных обществах в далеком 1995 году, и с тех пор не претерпели каких-либо существенных изменений.

Сегодня есть все предпосылки для внесения изменений в акционерное законодательство в части, касающейся деятельности ревизионных комиссий, что продиктовано необходимостью его приведения в соответствие с принципами корпоративного управления и реалиями дня.

Ревизионные комиссии и корпоративное законодательство

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерные общества избирают ревизионную комиссию, задачей которой является проведение ежегодной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и подготовка соответствующего отчета для общего собрания акционеров. При этом ревизионная комиссия имеет право проводить проверки в любое время по своей инициативе, а также по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества (пункт 3 статьи 85 Закона об АО). Закон не ограничивает компетенцию ревизионной комиссии — общество имеет право в своем уставе определить другие функции, выполняемые ревизионной комиссией.

Следует отметить, что ревизионная комиссия обладает по закону весьма широкими полномочиями, что является естественным, поскольку комиссия призвана быть инструментом контроля над деятельностью общества со стороны акционеров.

Так, ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочередного собрания акционеров, а лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества по требованию ревизионной комиссии.

При этом акционеры сами определяют в уставе общества компетенции ревизионной комиссии по вопросам, не предусмотренным Законом об АО. Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Наиболее значимыми фактором, влияющими на роль ревизионной комиссии как органа контроля, является имеющееся у нее право прямого выхода на собственников посредством созыва общего собрания, а также право требовать предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества у должностных лиц общества.

К существенному ограничению относится то, что Закон об АО, давая возможность ревизионным комиссиям стать органом контроля, независимым от исполнительного руководства, тем не менее, не ввел требования обязательной независимости членов комиссии от исполнительного руководства.

Действительно, Закон об АО накладывает ограничение на состав ревизионной комиссии — ее членами не могут являться члены совета директоров и лица, занимающие должности в органах управления общества (пункт 6 статьи 85), — но при этом членами комиссии могут быть сотрудники самого общества, а также лица, не являющиеся таковыми, но тем или иным образом зависимые от исполнительного руководства.

Еще одной проблемой в работе ревизионных комиссий является отсутствие механизма текущего контроля над их деятельностью, поскольку в соответствии с законодательством ревизионная комиссия подотчетна исключительно общему собранию акционеров, которое, по понятным причинам, собирается не так часто. Это же обстоятельство приводит к весьма ограниченным возможностям ревизионной комиссии влиять на деятельность общества в режиме реального времени.

О практике деятельности ревизионных комиссий

На практике, сложившейся уже достаточно давно, ревизионные комиссии в очень многих случаях представляют собой формальную структуру, созданную лишь для соответствия требованиям Закона об АО.

Такие комиссии не ведут реальной работы, а основная функция их членов заключается в том, чтобы визировать заключения, подготовленные финансово-бухгалтерским подразделением к общему собрания акционеров.

Обусловлено это рядом объективных факторов.

  1. В соотвествии с законом, ревизионная комиссия должна являться инструментом контроля акционеров над деятельностью акционерного общества и, прежде всего, над деятельностью исполнительного руководства. Но как показывает практика, сами акционеры не испытывают потребности в ревизионных комиссиях. Подтверждением является то, что состав многих ревизионных комиссий формируется полностью из сотрудников общества или с преобладанием сотрудников общества, что естественным образом делает их зависимыми от исполнительного руководства общества. Смысл функционирования сформированной таким образом ревизионной комиссии становится не вполне ясным.
  2. В России функции владения и управления бизнесом все еще весьма часто объединены в одном лице собственника-менеджера. Управляя компанией, собственник имеет достаточно инструментов контроля над ее деятельностью именно как руководитель компании, и не испытывает потребности в деятельности ревизионной комиссии. В последние годы наметилась тенденция отхода собственников от оперативного управления компаниями и переход их в советы директоров. Для этих собственников ревизионная комиссия как инструмент контроля над деятельностью общества также не представляет интереса, поскольку стратегическое управление и контроль собственники осуществляют через советы директоров.
  3. Исключительной особенностью компетенции ревизионной комиссии является ее право проверять деятельность всех органов управления акционерного общества, а не только исполнительного руководства. Это означает, что ревизионной комиссии подконтрольны решения и процедуры как общего собрания акционеров, так и совета директоров. Формально это повышает статус ревизионной комиссии и делает ее потенциально весьма влиятельным органом контроля акционерного общества. Однако сама ситуация, при которой совет директоров действует вразрез интересов контролирующих акционеров, является относительно нечастой для российских акционерных обществ и, в любом случае, должна разрешаться другими способами, чем использование ревизионной комиссии в качестве инструмента контроля над советом директоров.
  4. Ревизионная комиссия могла бы быть востребована для акционерных обществ, структура владения которых характеризуется наличием как мажоритарных, так и миноритарных акционеров. Для таких акционерных обществ ключевым противоречием является не противоречие между акционерами и исполнительным руководством, а противоречие между мажоритарными и миноритарными акционерами. Однако существующий порядок избрания ревизионной комиссии не дает возможности миноритарным акционерам контролировать деятельность ревизионных комиссий — ревизионная комиссия оказывается под контролем мажоритарных акционеров, при этом оставаясь ими не востребованной.
  5. Возможности ревизионной комиссии влиять на ситуацию в акционерном обществе очень сильно ограничены, поскольку подотчетна комиссия исключительно общему собранию, которое в нормальных условиях собирается редко. Оперативный контроль над деятельностью исполнительного руководства акционерного общества в соотвествии с Законом об АО осуществляет совет директоров общества, избираемый общим собранием. Наличие еще одного контрольного органа, поставленного в соотвествии с законом над советом директоров, но не имеющего возможностей для оперативных действий, приводит к параллельному существованию двух органов контроля, призванных защищать интересы акционеров, один из которых в результате оказывается неэффективным и избыточным.
  6. Члены ревизионных комиссий во многих случаях являются сотрудниками других организаций, что делает невозможным их вовлечение на должном уровне в дела проверяемой организации. Это приводит к тому, что качество работы ревизионной комиссии оказывается весьма далеким от желаемого.

С другой стороны, есть немало обществ, членами ревизионных комиссий которых являются профессионалы высочайшего уровня, а сами ревизионные комиссии выполняют большой объем работы и приносят реальную пользу акционерам. Но такие комиссии, скорее, являются исключением из правила.

Что в перспективе?

Нам представляется оправданным предоставить акционерам больше свободы в выборе структуры органов контроля, отменив обязательность создания ревизионных комиссий. Акционеры при этом могут взвесить все плюсы и минусы того или иного подхода и выбрать структуру контроля, подходящую им в наибольшей степени с учетом принципов корпоративного управления.

Кодекс корпоративного поведения (далее — Кодекс), разработанный ФКЦБ, говорит о необходимости наличия в акционерном обществе совета директоров и рекомендует создавать в советах директоров комитеты по аудиту, а также формировать контрольно-ревизионную службу (службу внутреннего аудита), подотчетную совету директоров (комитету по аудиту совета директоров). При этом роль ревизионной комиссии в Кодексе фактически сводится к проверкам, совершаемым параллельно с проверками, проводимыми контрольно-ревизионной службой (службой внутреннего аудита).

Здесь возникает вопрос, не имеет ли смысл передать ревизионной комиссии часть функций, выполняемых советом директоров, а именно функцию контроля над деятельностью исполнительного руководства общества.

И не является ли оправданным возложить на ревизионную комиссию обязанности, которые обычно возлагаются на комитет по аудиту совета директоров.

(Иначе говоря, может ли ревизионная комиссия играть роль и выполнять задачи комитета по аудиту?) Ведь в соответствии с законом об АО ее компетенцию можно расширить, определив выполняемые функции в уставе общества.

С нашей точки зрения, ответ на оба вопроса отрицательный.

Во-первых, функция контроля (надзора) над деятельностью менеджмента компании (которую выполняет совет директоров) и функция непосредственной проверки деятельности (которую выполняет ревизионная комиссия) — это абсолютно разные функции, требующие выполнения разного набора условий.

Во-вторых, комитет по аудиту не является самостоятельным органом контроля, а представляет собой рабочий орган совета директоров, наделенный частью полномочий совета; при этом комитет по аудиту должен состоять из членов совета директоров, в то время как члены ревизионной комиссии не могут являться членами совета директоров.

Органом контроля, который способен выполнять задачи, решаемые ревизионной комиссией, может стать служба внутреннего аудита. Эти службы получают все большее распространение в российских акционерных обществах.

Наличие службы внутреннего аудита позволяет поставить на систематическую основу работу по проверке финансово-хозяйственной деятельности и системы внутреннего контроля и оперативному реагированию на обнаруженные недостатки/нарушения.

Таким образом, возможно построение логичной и эффективной структуры контроля в акционерном обществе. Общее собрание избирает совет директоров, уполномоченный контролировать деятельность исполнительного руководства от имени акционеров.

Инструментом совета директоров (комитета по аудиту совета директоров) является служба внутреннего аудита, осуществляющая различные проверки и позволяющая совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании.

Со своей стороны совет директоров (комитет по аудиту), как орган, представляющий акционеров, способствует обеспечению максимальной степени независимости службы внутреннего аудита от исполнительного руководства общества.

При этом работа по проверке финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, выполняемая ревизионными комиссиями, является частью работы службы внутреннего аудита. Такая структура будет, с одной стороны, соответствовать реалиям сегодняшнего бизнеса, а с другой — отвечать требованиям фондовых бирж как российских, так и зарубежных.

На наш взгляд, настало время инициировать внесение соответствующих изменений в корпоративное законодательство.

Источник: https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/vtoroy-testovyy-razdel/a-sonin-nuzhny-li-aktsioneram-revizionnye-komissii/

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО?

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

«Консультант», 2011, N 9

Во многих уставах можно встретить нормы о создании и деятельности в обществе ревизионной комиссии.

Данное положение стандартно, и большинство компаний даже не задумываются о дальнейшей их реализации на практике.

Тем не менее участие ревизионной комиссии может сыграть немалую роль, если, разумеется, знать законодательное регулирование и судебную практику, касающуюся данного института корпоративного управления.

Комиссия в законе

Ревизионной комиссии общества посвящена ст. 47 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).

Такая комиссия избирается общим собранием участников ООО большинством (не менее трех четвертей) от общего числа учредителей общества согласно п. 4 ст. 11 Закона об ООО. Однако уставом общества может быть предусмотрено проведение кумулятивного ания по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии (п. 9 ст. 37 Закона об ООО).

Срок, на который она избирается, и количество ее членов определяются уставом.

Согласно п. 6 ст. 32 Закона об ООО членами ревизионной комиссии не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, генеральный директор, члены коллегиального исполнительного органа общества. При этом функции ревизионной комиссии могут быть возложены на аудитора.

Ревизор имеет право

В полномочия такой комиссии входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества, доступ ко всей его документации, а также право получать пояснения у руководства и работников ООО в устной или письменной форме.

Также в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об ООО ревизионная комиссия имеет право на созыв внеочередного общего собрания участников общества. В этом случае в силу п. 4 ст. 37 Закона об ООО ревизионная комиссия открывает общее собрание участников общества.

С точки зрения судебной практики особую актуальность имеет п. 3 ст. 47 Закона об ООО, который гласит, что общее собрание не вправе утверждать готовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии.

Добровольно-принудительно

Порядок работы комиссии определяется уставом и внутренними документами общества. К последним в данном случае относится положение о ревизионной комиссии.

Применение указанных норм может сделать обязательным либо устав общества, который предусматривает образование комиссии, либо требования Закона об ООО.

А именно, при наличии в обществе более 15 участников образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) становится обязательным (согласно п. 6 ст. 32 Закона об ООО).

Протоколы заседаний ревизионной комиссии так же, как и ее заключения, подлежат хранению в обществе в порядке, предусмотренном ст. 50 Закона об ООО.

При этом заключения ревизионной комиссии и сведения о кандидатах в ревизионную комиссию относятся к информации и материалам, подлежащим направлению участникам общества при подготовке общего собрания (п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Яблоко раздора

Можно смело говорить о том, что ревизионная комиссия как таковая редко порождает споры. Обычно она является инструментом в иных корпоративных конфликтах.

Но существует ряд судебных споров, связанных с применением правовых норм Закона об ООО, касающихся создания и деятельности ревизионных комиссий. Прежде всего, такие споры возникают относительно утверждения ревизионной комиссией годового отчета и бухгалтерского баланса общества.

Если уставом предусмотрено образование в обществе ревизионной комиссии, то в ее компетенцию входит в соответствии с законом осуществление проверок годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества. Общее собрание не вправе утверждать эти документы при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47 Закона об ООО).

Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 06.03.2008 N 17АП-409/2008-ГК по делу N А60-8614/2007 уточнил, что указанная норма применяется независимо от того, является избрание ревизионной комиссии обязательным в силу Закона об ООО или оно предусмотрено уставом (п. 5 ст. 47 Закона об ООО).

Оправдаться будет сложно

Кроме того, не могут служить оправданием доводы о том, что в обществе ревизионная комиссия не избиралась и ранее решения об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов принимались без заключения ревизионной комиссии, так как такие доводы противоречат положениям п. 5 ст. 47 Закона об ООО (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.11.2007 по делу N А60-8614/07-С07).

Соответственно, требования о недействительности решения общего собрания в части утверждения годового отчета и бухгалтерского баланса подлежат удовлетворению, так как такое решение принято с нарушением требований Закона об ООО, что, в свою очередь, нарушает права участников общества.

В случае когда уставом образование ревизионной комиссии прямо не предусмотрено, отсутствие утверждения годового отчета и бухгалтерского баланса не может служить основанием для признания решения общего собрания недействительным (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 22.03.2005 N 09АП-1937/05-ГК по делу N А40-55641/04-132-112).

Лучше избирать, чем не избирать

Источник: https://likeskv.ru/ip/obyazatelna-li-revizionnaya-komissiya-v-ooo.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: