Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий

Содержание
  1. Корневой ИТ-системе электронного правительства грозит реформа
  2. Что должно измениться
  3. Некоторые ключевые подробности о СМЭВ
  4. Общее представление о системе межведомственного электронного взаимодействия в Российской Федерации
  5. Назначение СМЭВ
  6. Задачи СМЭВ
  7. Особенности технической реализации
  8. Информационные системы потребителей и поставщиков информации.
  9. Единый портал государственных услуг
  10. Единая система идентификации и аутентификации
  11. Электронная цифровая подпись
  12. Электронные сервисы
  13. Передача сообщений в СМЭВ
  14. Листинг 1. Пример XML сообщения в сети СМЭВ
  15. Ресурсы для скачивания
  16. Система межведомственного информационного взаимодействия
  17. Понятие и значение системы межведомственного информационного взаимодействия
  18. Достоинства использования системы межведомственного информационного взаимодействия
  19. Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
  20. Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
  21. Основные функции СМЭВ
  22. Технологическое обеспечение СМЭВ
  23. Как стать участником СМЭВ?
  24. АИС МФЦ ДЕЛО

Корневой ИТ-системе электронного правительства грозит реформа

Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий

08.09.2020, Вт, 17:19, Мск , Ирина Пешкова

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о совершенствовании СМЭВ. Министерства, ведомства, органы местного самоуправления и организации, находящиеся на территории одного субъекта, смогут взаимодействовать через СМЭВ напрямую. Также в систему внедрят дополнительные средства контроля и маршрутизации сообщений.

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление о реформе системы электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Цель реформы – повысить эффективность работы госорганов и качество электронных услуг. Постановление от 4 сентября 2020 г. №1347 опубликовано на сайте Правительства.

СМЭВ – это корневая система электронного правительства, созданная для взаимодействия чиновников федеральных, региональных и муниципальных органов при предоставлении госуслуг. Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 гг.)».

Что должно измениться

Нынешняя реформа предполагает несколько изменений.

Во-первых, региональные министерства и ведомства, органы местного самоуправления, а также организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, которые находятся на территории одного субъекта, смогут взаимодействовать между собой через СМЭВ напрямую, а не только с использованием региональных систем межведомственного взаимодействия.

Михаил Мишустин подписал постановление о совершенствовании СМЭВ

Во-вторых, в систему внедрят дополнительные средства контроля, маршрутизации сообщений, возможности автоматического исполнения последовательностей межведомственных запросов и ограничения передачи сообщений в случае нарушения правил взаимодействия.

В-третьих, органы власти и внебюджетные фонды должны будут использовать СМЭВ в соответствии с техническими требованиями, которые установила Минкомсвязи.

Это поможет уменьшить нагрузку на отдельные сегменты системы, снизить количество сбоев и существенно повысить её надёжность.

Система работает в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно закону, органы власти не имеют права требовать с обратившихся к ним граждан дополнительные справки, документы и сведения, которые и так есть в их распоряжении. Эти данные они должны получать друг у друга через систему межведомственного взаимодействия.

Напомним, что СМЭВ, призванная упростить гражданам процесс получения госуслуг, создавалась и модернизировалась много лет. Первое упоминание необходимости автоматизации соответствующих процессов можно найти еще в концепции формирования в России электронного правительства до 2010 г.

Ее в 2007-2008 гг. подготовило Мининформсвязи под руководством Леонида Реймана. С 2008 г. по май 2012 г.

за создание системы отвечало Минкомсвязи под руководством Игоря Щеголева, а затем проект курировала новая команда министерства во главе с Николаем Никифоровым.

На CNews Forum в ноябре 2018 г. Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве России, организации, который выполнял функцию проектного офиса программы «Цифровая экономика» сказал, что СМЭВ накопила технологическое отставание от растущих потребностей цифрового обмена информацией.

В конце августа 2018 г. на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг одобрен план развития Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на 2018-2020 гг.

Некоторые ключевые подробности о СМЭВ

В целом, под инфраструктурой электронного правительства власти России подразумевают совокупность государственных информационных систем (ГИС), программно-аппаратных средств и сетей связи, обеспечивающих при оказании услуг и осуществлении функций в электронной форме взаимодействие госорганов, граждан и юридических лиц. В состав существующей инфраструктуры входят, помимо СМЭВ, портал госуслуг (ЕПГУ), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), система досудебного обжалования решений, принятых при осуществлении госуслуг, единая система нормативной справочной информации и др.

С точки зрения гражданина, основной плюс СМЭВ в том, что при ее функционировании граждане избавлены от необходимости собирать документы в различных государственных органах.

При обращении за госуслугой гражданин обязан предоставить только документы личного хранения (паспорт, свидетельство о рождении). Все остальные справки собирает само ведомство.

Государственный орган не вправе требовать от граждан или организаций, обратившихся за госуслугой сведения, которые уже имеются в распоряжении другого государственного органа.

Базовые функции СМЭВ – ведение реестра электронных сервисов, ведение политик безопасности, применяемых к зарегистрированным электронным сервисам, маршрутизация сообщений к зарегистрированным электронным сервисам при синхронном и асинхронном взаимодействии, протоколирование обращений к сервисам, оповещение оператора (Минкомсвязи) СМЭВ о сбоях в работе сервисов, подписание электронных сообщений электронной подписью и другие функции.

СМЭВ состоит из сети защищенных каналов связи между узлами, расположенными в центрах обработки данных Ростелекома. Участники СМЭВ являются поставщиками и потребителями сведений: каждый поставщик сведений публикует и регистрирует в СМЭВ свой электронный сервис, который предназначен для обработки запросов и выдачи сведений.

Каждый потребитель сведений получает доступ к опубликованным сервисам в СМЭВ в случае необходимости, реализует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ. Строительством инфраструктуры СМЭВ занимается «Ростелеком».

К системе подключены все федеральные органы исполнительной власти России, а интенсивность работы системы (пиковая нагрузка) составляет более 95,8 млн запросов в сутки.

По данным «Ростелекома», в 2017 г. общее количество запросов, переданных с помощью СМЭВ, превысило 19 млрд. СМЭВ также обеспечивает передачу информации о платежах, совершенных банковскими организациями, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). В 2017 г. количество подключенных к СМЭВ удостоверяющих центров достигло 160 участников.

Изначально СМЭВ была создана для взаимодействия органов власти в рамках предоставления госуслуг, но с 2013 г. к ней активно стали подключаться и кредитные организации (помимо проверки паспортных данных, банки передают через СМЭВ в Казначейство информацию о платежах за услуги бюджетных учреждений). В том числе банки стали обращаться к ФМС через СМЭВ.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами при предоставлении госуслуг стало осуществляться исключительно с использованием СМЭВ с 1 января 2015 г.

Тогда же власти запретили самостоятельную разработку новых сервисов. Органам власти субъектов России было рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 г.

, согласно постановлению Правительства №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».

Со 2 апреля 2018 г. столичные суды общей юрисдикции стали направлять все исполнительные документы в адрес всех территориальных органов ФССП России только в электронном виде посредством СМЭВ.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://www.cnews.ru/news/top/2020-09-08_kornevoj_itsisteme_elektronnogo

Общее представление о системе межведомственного электронного взаимодействия в Российской Федерации

Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий

Алексей Простаков
18.04.2014

ЕПГУ — единый портал государственных услуг.

ЕСИА — единая система идентификации и авторизации.

ИС — информационная система.

МР — методические рекомендации.

Минкомсвязь – министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

ОВ — орган власти.

ПО — программное обеспечение.

СИР — система исполнения регламента.

СМЭВ — система межведомственного электронного взаимодействия.

ЭЦП — электронная цифровая подпись.

Назначение СМЭВ

В связи с принятием федерального закона 210 ФЗ изменилась концепция оказания государственных услуг в РФ, и, кстати, появилось само понятие государственные услуги.

Теперь ОВ, как федеральным, так и региональным, запрещается требовать от гражданина документы (справки, копии и т.п.), кроме отнесенных в документам личного хранения (ст. 7, 210 ФЗ).

А если таковые необходимы для оказания государственной услуги, то ОВ должно получить их самостоятельно.

Способ получения сведений в 210 ФЗ не регламентирован, но Минкомсвязь приняло решение организовать специальную электронную сеть передачи данных, необходимых ОВ для оказания государственных услуг. Генеральным подрядчиком был назначен ОАО “Ростелеком”. Правовое обоснование и методические рекомендации по реализации данного подхода можно найти здесь.

Задачи СМЭВ

Основной задачей СМЭВ является обеспечение оперативного получения данных, необходимых для оказания государственных услуг, путем электронного взаимодействия поставщиков и потребителей информации. Для решения задачи выполняется:

  • построение защищенной сети, используя которую ОВ и другие субъекты будут проводить обмен данными, необходимыми для оказания государственных услуг. Архитектура сети должна исключать не санкционированный доступ;
  • построение системы электронного обмена сведениями на базе SOAP сообщение (в формате XML), удостоверенных ЭЦП;
  • создание вспомогательной инфраструктуры: служба поддержки, методические рекомендации, правовое обоснование.

Особенности технической реализации

Вся СМЭВ разделена на два контура:

  1. Тестовый. Предназначен для тестирования и отладки ПО. Доступен из интернета и подключится может любой желающий. Все веб-сервисы должны иметь экземпляр в тестовом контуре , специально для упрощения разработки. Сервисы, предоставляющие персональные сведения о гражданах в тестовом контуре, способны ответить по 1-2 человекам, указанных в документации на них (как правило, Иванов Иван Иванович, или ИТ руководитель ведомства, например, Петина для ПФР).
  2. Продуктивный. Предназначен для непосредственной работы ОВ, размещен в защищенной сети, доступ из интернета невозможен. Веб-сервисы работают в полном объеме, предоставляя всю имеющуюся информации, в т.ч. и персональные данные.

На 100% достоверной информацией об устройстве сети обладает только ее архитектор, но, после 2-х летней работы, СМЭВ видится состоящей из нескольких крупных частей, функционирующих совместно:

  1. Среда передачи данных. Это защищенная сеть, исключающая несанкционированный доступ или модификацию передаваемых сообщений. На сегодняшний момент сеть функционирует поверх протокола TCP с применением шифрования трафика. Шифрование осуществляется с использованием программных и аппаратных средств, имеющих сертификат ФСТЭК. Наиболее распространенное решение это криптошлюз VipNet HW-1000 или HW-100. В защищенной сети фукнционируют дополнительные серверы, обеспечивающие ее работоспособность: маршрутизаторы, серверы имен (DNS), средства мониторинга и контроля. Организация, обеспечивающая функционирования этой сети, называется оператором СМЭВ. На текущий момент сеть разделена на два сегмента – федеральный и региональный. Оператором федеральной СМЭВ назначен Ростелеком, в регионах может быть свой оператор, но чаще это также Ростелеком или АТ Консалтинг.
  2. Узлы сети СМЭВ. Узлы базируются в 7 ЦОДах, и поддерживают функционирование своего регионального сегмента сети СМЭВ. Кроме обычных функций, требуемых для обеспечения работы сети передачи данных, узлы выполняют:
    • запрещают пересылку сообщений от незарегистрированных в СМЭВ ИС (за исключением тестового контура);
    • проверку проходящих через них СМЭВ сообщений на предмет соответствия МР;
    • ограничение доступа потребителей данных к сервисам поставщиков в соответствии с матрицей прав доступа (ею управляет поставщик данных);
    • маршрутизация запросов к веб-сервисам на основе анализа их содержимого (код ОКТМО);
    • протоколирование, сбор статистической информации.
  3. ИС поставщиков информации, располагающие веб-сервисами, с помощью которых потребители могут с ними взаимодействовать.
  4. ИС потребителей информации, располагающие адаптерами — специальное ПО, позволяющее направлять запросы к веб-сервисам поставщиков информации, получать и использовать ответ.

Информационные системы потребителей и поставщиков информации.

У потребителей и поставщиков информации должны быть электронные ИС. Требований к их конфигурации, архитектуре, степени автоматизации не предъявляется, за исключением того, что они должны быть способны обмениваться информацией по средствам электронных веб-сервисов, в соответствии с МР. В настоящий момент существуют два вида ИС ( в зависимости от степени автоматизации):

  • Полностью автоматические — они предоставляют сведения, извлекая их из базы данных без участия оператора. Как правило, такие ИС отвечают немедленно (синхронный ответ), пример — ЕПГУ, веб-сервис предоставления СНИСЛ, ИНН.
  • Полуавтоматические. Чаще всего это ИС на базе СИР, в них СМЭВ запрос преобразуется в понятный оператору вид и попадает в специальное ПО, напоминающее электронную почту. Оператор читает полученное сообщение (в удобное для себя время), готовит и отправляет ответ. С помощью специального ПО ответ оператора преобразуется в XML сообщение, в соответствии с форматом веб-сервиса и МР, затем отправляется в СМЭВ.

Единый портал государственных услуг

ЕПГУ – важная ИС, т.к. именно к нему подключаются граждане и через него направляют заявления на оказание государственных услуг/получают результаты их исполнения. Портал расположен по этому адресу и располагает веб-сервисами, позволяющими:

  • получать из других ИС настройки для отображения экранных форм для оказания государственных услуг;
  • передавать в другие ИС заявление, заполненное гражданином;
  • получать и принимать информацию для отображения в личном кабинете заявителя;
  • взаимодействовать с ЕСИА.

Единая система идентификации и аутентификации

Одной из важных частей инфраструктуры СМЭВ является ЕСИА. Система позволяет идентифицировать граждан и должностных лиц ОВ на основе логина и пароля, либо ЭЦП.

В настоящий момент ЕСИА работает совместно с ЕПГУ, и с ее помощью гражданин получает доступ в личный кабинет.

Ее возможно применять для других порталов, связанных с оказанием госуслуг, для проверки ЭЦП при электронном документообороте ОВ, для аутентификации и определения полномочий должностных лиц ОВ.

Электронная цифровая подпись

Все сообщения в СМЭВ подписываются ЭЦП, поэтому для использования СМЭВ необходимо получить квалифицированную ЭЦП в одном из удостоверяющий центров, входящих в пространство доверия Минкомсвязь. Более подробно проблема ЭЦП рассмотрена в этой статье.

Электронные сервисы

ИС поставщиков информации должны быть оснащены веб-сервисами, которые поставщики обязаны разработать и поддерживать в актуальном состоянии. Потребители информации должны к этим сервисам уметь обращаться. Сейчас сервисы реализуются по SOAP технологии, в целях безопасности каждое сообщение подписывается ЭЦП и вычисляется его хэш (HASH) [1].

Передача сообщений в СМЭВ

Сообщение (запрос) формируется в ИС потребителя информации и отправляется в региональный узел СМЭВ (предполагается, что потребитель – региональный ОВ).

Далее оно проверяется региональным узлом СМЭВ на соответствие МР и достоверность (с использованием хэш и ЭЦП).

В случае успешной проверки сообщение маршрутизируется до адресата, непосредственно (если адресат тоже подключен в данному узлу), либо с помощью других узлов СМЭВ.

Адресат получает запрос и готовит на него ответ. Различают 2 вида взаимодействия – синхронный и асинхронный. Если для подготовки ответа ИС поставщика не требуется много времени, то применяется синхронное взаимодействие – ответ отсылается в течении нескольких секунд. Если требуется значительно время, то используется асинхронный режим.

При этом поставщик отсылает в ответ «тикет» — особое служебное сообщение, в котором говорится, что запрос принят, указывается его уникальный номер. Потребитель должен через некоторое время (указанное в технической документации на сервис) снова обратиться к поставщику, сообщив ему номер из «тикета».

Если информация готова, то она будет ему отослана, если нет, то придется обратиться позже снова, сообщив тот же номер.

Сообщения СМЭВ представляют собой нешифрованное XML сообщение, содержащее следующие основные части:

  • конверт ( Envelope), в него обернуто все сообщение;
  • заголовок (Header) – содержит ЭЦП, хеш;
  • информация об отправителе и получателе (Message);
  • блок, содержащий запрос/ответ (MessageData) — полезные данные, запрос или ответ на него.

Листинг 1. Пример XML сообщения в сети СМЭВ

BqgV1luCxrJTDDg9UieXKBtg4kdfNy+Y01Z630gOFRY= ZAoovIqAzV98boeVwP0z1qb1Sp0iKIBHHVClED3Y/8E 4MArSc13JI9MWnhXxag4cxk0RR0JXsHB7nM6OfGlIyg== MIIH+zCCB6qgAwIBAgIKY/vA7AACAAASVDAIBgYqhQMCAgMwgg FXMRgwFgYFKo UDZAESDTEwMjE0MDEwNTg4NzYxGjAYBggqhQMDgQMBARIMMDAxNDM1MTE4Mj MyMR4wHAYJKoZIhvc NAQkBFg91Y0BzYWtoYS5nb3YucnUxCzAJBgNVBAYTAlJVMTgwNgYDVQQIDC8xNCD QoNC10YHQv9GD0LHQu 9C40LrQsCDQodCw0YXQsCAo0K/QutGD0YLQuNGPKTEVMBMGA1UEBwwM0K/QutGD 0YLRgdC6MRwwGgYDVQQ KDBPQndCQ0JjQptCfINCg0KEo0K8pMV0wWwYDVQQLDFTQo9C00L7RgdGC0L7QstC10 YDRj9GO0YnQuNC5INGG 0LXQvdGC0YAg0KDQtdGB0L/Rg9Cx0LvQuNC60Lgg0KHQsNGF0LAgKNCv0LrRg9GC0Lj RjykxJDAiBgNVBAMTG0N BIFNha2hhIFJlcHVibGljIChZYWt1dGlhKTAeFw0xMzEyMjUwNzEwMDBaFw0xNDEyMjUw NzIwMDBaMIIBPjEYMBY GBSqFA2QBEg0xMDIxNDAxMDY3OTA3MRowGAYIKoUDA4EDAQESDDAwMTQzNTAzNzE 4MTEnMCUGCSqGSIb3D QEJARYYdGF0YXJpbm92YWtAc2FraGEuZ292LnJ1MQswCQYDVQQGEwJSVTE4MDYGA1 UECAwvMTQg0KDQtdGB 0L/Rg9Cx0LvQuNC60LAg0KHQsNGF0LAgKNCv0LrRg9GC0LjRjykxFTATBgNVBAcMDNCv0 LrRg9GC0YHQujEiMCAG A1UECgwZ0JzQuNC90YLRgNGD0LTQsCDQoNChKNCTEiMCAGA1UEAwwZ0JzQuNC90Y LRgNGD0LTQsCDQoNC hKNCTE3MDUGA1UECQwu0KPQu9C40YbQsCDQn9C10YLRgNCwINCQ0LvQtdC60YHQtd C10LLQsCwgNiwgMTBj MBwGBiqFAwICEzASBgcqhQMCAiQABgcqhQMCAh4BA0MABEA8qt1cNyVnmKdG6dZGjssp Ikxfeqa1eS+spbggTlCZA p34OVfMwCiZKykHjTZeeEEULnlcP7G5tqOM/cG7TlKCo4IEaTCCBGUwDgYDVR0PAQH/BAQ DAgTwMDYGA1UdJQQv MC0GBiqFA2QCAgYHKoUDAgIiBgYGKoUDA1kTBggrBgEQcDAgYIKwYBBQUHAwQwHQY DVR0OBBYEFCRiocy7 9VYuTbYH7i9VRAhXPa6yMIIBmAYDVR0jBIIBjzCCAYuAFJpXeefpTljU4g3J8jxkDZGsUDg5o YIBX6SCAVswggFXMR gwFgYFKoUDZAESDTEwMjE0MDEwNTg4NzYxGjAYBggqhQMDgQMBARIMMDAxNDM1MT E4MjMyMR4wHAYJKoZ IhvcNAQkBFg91Y0BzYWtoYS5nb3YucnUxCzAJBgNVBAYTAlJVMTgwNgYDVQQIDC8xNC DQoNC10YHQv9GD0LHQ u9C40LrQsCDQodCw0YXQsCAo0K/QutGD0YLQuNGPKTEVMBMGA1UEBwwM0K/QutGD0 YLRgdC6MRwwGgYDVQQ KDBPQndCQ0JjQptCfINCg0KEo0K8pMV0wWwYDVQQLDFTQo9C00L7RgdGC0L7QstC1 0YDRj9GO0YnQuNC5INGG0 LXQvdGC0YAg0KDQtdGB0L/Rg9Cx0LvQuNC60Lgg0KHQsNGF0LAgKNCv0LrRg9GC0Lj RjykxJDAiBgNVBAMTG0NB IFNha2hhIFJlcHVibGljIChZYWt1dGlhKYIQBtREelkC5q9OlaJwS7/nKzByBgNVHR8Eaz BpMDKgMKAuhixodHRwOi8v Y2RwLnlha3V0aWEtcGtpLnJ1L2NkcC9zYWtoYTIwMTNxLmNybDAzoDGgL4YtaHR0 cDovL2NkcDIueWFrdXRpYS1 wa2kucnUvY2RwL3Nha2hhMjAxM3EuY3JsMIGDBggrBgEQcBAQR3MHUwOAYIK wYBBQUHMAKGLGh0dHA6Ly 9jZHAueWFrdXRpYS1wa2kucnUvY2RwL3Nha2hhMjAxM3EuY3J0MDkGCCsGAQUF BzAChi1odHRwOi8vY2RwMi55 YWt1dGlhLXBraS5ydS9jZHAvc2FraGEyMDEzcS5jcnQwNgYFKoUDZG8ELQwrItCa0 YDQuNC/0YLQvtCf0YDQviBDU 1AiICjQstC10YDRgdC40Y8gMy42KTArBgNVHRAEJDAigA8yMDEzMTIyNTA3MTAwM FqBDzIwMTQxMjI1MDcxMDAw WjAdBgNVHSAEFjAUMAgGBiqFA2RxATAIBgYqhQNkcQIwgeEGBSqFA2RwBIHXMIH UDCsi0JrRgNC40L/RgtC+0J/Rg NC+IENTUCIgKNCy0LXRgNGB0LjRjyAzLjYpDFMi0KPQtNC+0YHRgtC+0LLQtdGA0 Y/RjtGJ0LjQuSDRhtC10L3RgtGAI CLQmtGA0LjQv9GC0L7Qn9GA0L4g0KPQpiIg0LLQtdGA0YHQuNC4IDEuNQwn0KH QpC8xMjEtMTg1OSDQvtGCIDE3IN C40Y7QvdGPIDIwMTIg0LMuDCfQodCkLzEyOC0xODIyINC+0YIgMDEg0LjRjtC90 Y8gMjAxMiDQsy4wCAYGKoUDAgID A0EAr3fFhZ/Nv6AJYaq2eH9E39HofOVix5pnoxjrqsuicGzp220xhDICqFpEJ5Um BkvwNDMXogpUerd+QN+3cCfg== SOCZ01141 Минтруд РС(Я) PFRF01001 Пенсионный фонд РФ SOCZ01141 Минтруд РС(Я) GSRV REQUEST 2014-03-20T09:11:33+10:00 2 REQUEST TYPE_QUERY ЗАПРОС_СНИЛС SECOND_NAME Иванов FIRST_NAME Иван PATRONYMIC Иванович BIRTH_DATE_TYPE СТНД BIRTH_DATE 27.03.1979 GENDER МУЖСКОЙ

Для подключения к тестовому контуру ограничений нет, он доступен из интернета. Вам необходимо:

  1. Выбрать веб-сервис, предоставляющий нужные сведения в тестовом контуре.
  2. Скачать его документацию, на ее основе разработать адаптер для своей ИС.

Для подключения к продуктивному контуру СМЭВ вам необходимо:

  1. Зарегистрировать ИС в СМЭВ.
  2. Выбрать веб-сервис, предоставляющий необходимые сведения в продуктивном контуре Вашего региона.
  3. Разработать и протестировать адаптер.
  4. Получить доступ к веб-сервису у ведомства поставщика сведений (при необходимости).

Общие вопросы подключения к СМЭВ, регистрации ИС, электронных сервисов, получение доступа к закрытой информации подробно описано в [7]. Пример подключения, поиска и анализа документации будет описан в 3-ей статье цикла.

Ресурсы для скачивания

Источник: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/cmeb_01/

Система межведомственного информационного взаимодействия

Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий

Определение 1

Система межведомственного информационного взаимодействия – это один из инструментов цифровизации публичного управления, представляющий собой учрежденную на федеральном уровне систему обмена информацией, позволяющей организовать взаимодействие между субъектами, входящими в структуру системы, для оказания государственных и муниципальных услуг и реализации задач публичного управления в электронной форме.

Когда органами и учреждениями системы публичного управления реализуются функции публичного управления, а также оказываются государственные и муниципальные услуги, зачастую возникает необходимость в получении какой-либо информации в рамках межведомственного взаимодействия с иным органом или учреждением системы публичного управления. Информационное взаимодействие при оказании государственных или муниципальных услуг и реализации функций публичного управления призвано обеспечить наиболее эффективно права личности, сократить время реализации функций или оказания услуги без потери качества.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Межведомственное информационное взаимодействие в системе публичного управления реализуется посредством использования различных инструментов, к числу основных относятся:

  • обмен информацией посредством бумажного документооборота, который организуется сотрудниками органов и учреждений, участвующих в межведомственном взаимодействии;
  • информационное взаимодействие, реализуемое посредством направления образа бумажного документа через электронные ресурсы, например, посредством использования электронной почты;
  • обмен информацией посредством унифицированной формы – специальной информационной системы, где информационное взаимодействие осуществляется на основании общей системы по общим правилам;
  • организация информационного взаимодействия через специальное электронное приложение запросов, которые используются органами и учреждениями системы публичного управления в качестве сервисов официальных сайтов и порталов.

Понятие и значение системы межведомственного информационного взаимодействия

Организация информационных каналов связи посредством электронных технологий в системе публичного управления реализуется в стране в соответствии со:

  • специальным постановлением федерального правительства, закрепляющим инфраструктуру, которая обеспечивает информационное взаимодействие систем, применяемых для реализации услуг государственного и муниципального характера в электронном формате;
  • специальным постановлением федерального правительства, регламентирующим вопросы функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, которая была учреждена в рамках государственной программы федерального уровня.

Система межведомственного информационного взаимодействия представляет собой государственный федеральный инструмент по организации каналов связи между системами субъектов, входящих в единую систему для эффективного оказания государственных и муниципальных услуг и реализации задач публичного управления посредством электронных технологий.

Субъектами, реализующими взаимодействие в рамках указанной системы выступают органы публичного управления федерального уровня, государственные внебюджетные фонды, органы публичного управления регионального уровня, муниципальные органы, а также государственные муниципальные учреждения и иные организации и органы, участвующие в реализации задач публичного управления и оказания государственных или муниципальных услуг.

Рассматриваемая система электронного взаимодействия была учреждена для повышения эффективности системы публичного управления в части реализации функций публичного управления, а также оказания государственных или муниципальных услуг посредством внедрения инновационных информационных технологий, которые позволяют оперативно осуществлять поиск и обработку необходимых сведений в электронной форме.

Достоинства использования системы межведомственного информационного взаимодействия

В качестве основных достоинств внедрения в публичное управление системы межведомственного информационного взаимодействия можно выделить следующие:

  • более эффективная реализация прав личности, в частности, физические лицо или организация, обращаясь за оказанием государственных или муниципальных услуг, имеет возможность не собирать все необходимые для оказания услуги документы, поскольку такие документы исполнитель услуги может посредством межведомственного взаимодействия оперативно получить в другом органе или учреждении через электронные ресурсы;
  • граждане, заинтересованные в оказании государственной или муниципальной услуги, при обращении могут предоставлять исключительно документы личного хранения, иные сведения запрашиваются исполнителем услуги посредством электронных технологий в рамках системы информационного взаимодействия;
  • орган публичного управления или, соответственно, государственное или муниципальное учреждение не вправе запрашивать от физических лиц или организаций, которые заинтересованы в получении государственной или муниципальной услуги, сведения, имеющиеся на хранении в других органах и учреждениях.

Таким образом, систему межведомственного информационного взаимодействия следует рассматривать как специально учрежденную государством общую информационную коммуникационную среду, которая позволяет посредством информационных технологий, в том числе облачных, оперативно обмениваться информацией с субъектом системы для решения задач публичного управления и эффективного оказания услуг населению.

С точки зрения технологического содержания такая система представляет собой узлы связи, где обрабатываются соответствующие сведения, и защищенные каналы связи для обмена такими сведениями между узлами.

На сегодняшний момент межведомственную информационную систему взаимодействия составляют системы федеральных органов публичного управления, кредитные организации, а также региональные информационные системы.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sistema_mezhvedomstvennogo_informacionnogo_vzaimodeystviya/

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Развитие межведомственного взаимодействия в условиях применения новых информационных технологий

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

  • системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

  • единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1  – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;

  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;

  • обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;

  • передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

  • доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;

  • возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;

  • получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;

  • защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;

  • ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

  • сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;

  • единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

  • Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ. 
    Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов. 

  • Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов.

    Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.

  • Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

Источник: https://www.eos.ru/eos_products/solution/gosudarstvennyy_sektor/smev/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: