Развитие лидеров – условие делового успеха в экономике знаний

Содержание
  1. От чего зависит успех в бизнесе
  2. Что такое успех в бизнесе?
  3. Способы достижения успеха в бизнесе
  4. Законы успеха в бизнесе
  5. Связан ли успех с размером полученной прибыли?
  6. Каковы условия эффективных деловых отношений
  7. Справедливо ли мнение, что бизнесмен, который ничего не делает, кроме денег, — это худший тип бизнесмена?
  8. Должен ли предприниматель чувствовать свою ответственность перед обществом?
  9. Как сочетать личный интерес и общую пользу?
  10. Стоит ли прислушиваться к изречению «Успех, наносящий вред другим, есть неудача»?
  11. Система принятия решений в успешном бизнесе
  12. Ошибки начинающих предпринимателей
  13. С чего начинается бизнес?
  14. Когда следует начинать выход на новый уровень, чтобы миновать кризис
  15. Что если компания уже в кризисе? Какие существуют пути выхода из так называемого уровня спада?
  16. Секрет, помогающий компании вести успешный бизнес
  17. Как победить в игре под названием «бизнес»
  18. Как увеличить прибыль, при этом уменьшив количество неэффективной работы (суеты)?
  19. Как найти свои сильные стороны, чтобы начать двигаться к успеху эффективно и с интересом
  20. 7 факторов успешного бизнеса
  21. Как прокачать в себе лидерские навыки – бизнес консалтинг для предпринимателей и бизнесменов :: РБК Pro
  22. А — адаптация
  23. Тренинг посетил, что потом? 
  24. Четыре типа лидеров
  25. Что объединяет всех великих лидеров
  26. Секрет лидерства: концентрация vs многозадачность
  27. Какие лидеры создают открытые организации
  28. Лидер в среде
  29. Не потерять лицо
  30. Развитие лидерского потенциала
  31. Индивидуальное развитие лидерских навыков
  32. Развитие лидерства на коллективном уровне
  33. Планирование преемственности
  34. Вдохновляющий лидер
  35. Бизнес-лидер: кто он есть, какие задачи решает, каким он будет? Общие тенденции развития делового сообщества в России и в мире
  36. Бизнес-лидер-2010
  37. Ключевые области компетенции в 2010 году
  38. Какими навыками будет обладать успешный лидер в 2010 году
  39. Российской экономике требуются таланты: где взять 10 миллионов новых профессионалов
  40. От правил — к самостоятельным решениям
  41. Два сценария развития рынка труда в России

От чего зависит успех в бизнесе

Развитие лидеров - условие делового успеха в экономике знаний

Говорят, из 100% созданных компаний 95% умирает. И даже у успешного бизнесмена есть масса историй про нереализованные проекты за спиной. Почему так происходит и от чего зависит успех в бизнесе? Давайте разбираться.

Что такое успех в бизнесе?

Успех в бизнесе — это умение достигать поставленных целей. Поскольку у каждого они свои, то и определение термина, и критерии для разных людей будут разниться. По этой же причине не стоит повторять чужой успех, пытаясь скопировать чью-то формулу.

Способы достижения успеха в бизнесе

Выделяют 3 основных способа достижения успеха:

  1. планирование, разработка стратегии, поиск ресурсов: важно понять, какое действие принесёт наибольшую ценность, и сосредоточиться на нём; работа в режиме многозадачности менее эффективна;
  2. умение фильтровать предложения, а для этого важно составить критерии их оценки: один из американских бизнесменов, делясь опытом, говорил, что всегда раздумывал над новым предложением неделю, просчитывая прибыль; если она была меньше установленной им суммы, он отказывал, ведь время — самый ценный ресурс, и его необходимо ценить;
  3. умение делегировать часть задач: с одной стороны, это предупреждает выгорание, с другой — даёт возможность проанализировать результаты, выявить ошибки, построить новые планы развития.

Законы успеха в бизнесе

Выделяют 5 законов успеха в бизнесе. Рассмотрим каждый из них.

  1. Всё для клиентов. Грамотные действия руководства, повышающие качество обслуживания, делают покупателей лояльными и заставляют их возвращаться.
  2. Привлекательный продукт. Основы успеха в бизнесе — это создание идеального продукта с точки зрения цены и качества и умение выстраивать деловые отношения с клиентами и партнёрами. Чтобы создать привлекательный продукт, необходимо учитывать пирамиду потребностей по Маслоу. Чем больше и фундаментальнее те, которые продукт сможет удовлетворить, тем лучше для компании.
  3. Надёжные партнёры. Важно уметь их отбирать (они должны владеть навыками, возможностями, которых у вас нет) и выстраивать с ними долгосрочные деловые отношения, построенные на уважении, доверии. Важно, чтобы партнёры разделяли цели и ценности друг друга.
  4. Подбор и мотивация персонала. Многие руководители, отвечая на вопрос о том, от чего зависит успех в бизнесе, называют своих сотрудников важнейшим активом. Главное — правильно их подбирать: учитывать опыт, профессиональные умения, знания, личностные качества (упорство, лидерские способности, креативность, ответственность), а затем мотивировать. Взрастить хорошего специалиста порой легче и дешевле, чем найти.
  5. Постоянное движение вперёд. Бизнес — растущая система. Если не делать ничего для его развития, он окажется на пороге кризиса.

Персонал Планирование Систематизация Управление Финансы

По словам успешного американского бизнесмена Харви Маккея, есть 3 слагаемых успеха в бизнесе:

  1. упорство;
  2. определение цели (формулировка, разработка плана по достижению, оценка времени, нужного для выполнения);
  3. сосредоточение усилий.

При этом важно грамотно выбрать сферу деятельности. В каждом человеке заложен набор способностей для успешного выполнения тех или иных задач. И если удастся правильно проанализировать свои, выбрав направление работы, человек преуспеет.

Интересно и мнение учёных Гарвардского университета Джеффа Брауна и Марка Фенске. В книге «Мозг победителей» они пишут, что успех не зависит от уровня IQ, финансовых возможностей, обстоятельств или везения. Всё дело в способности мозга противостоять поражениям и неудачам. Следовательно, залог успеха в бизнесе состоит в умении брать на себя ответственность за состояние своего сознания.

Наконец, философ Лао-Цзы говорил, что преуспеть можно, дождавшись такого стечения обстоятельств, при которых твои навыки и знания вероятнее всего позволят добиться цели.

Связан ли успех с размером полученной прибыли?

Чаще всего бизнес создаётся ради заработка денег, но даже в этом случае измерить успех не удастся, всё субъективно. Для человека, который поставил цель заработать 10 000 рублей, доход в 20 000 рублей будет означать суперуспех, а для того, кто хотел 50 000 рублей, — поражение. Есть люди, которые и вовсе считают, что неубыточный бизнес уже успешен.

Каковы условия эффективных деловых отношений

Эффективность деловых отношений определяют несколько факторов:

  1. этические нормы (честность, надёжность) выступают гарантами успешного сотрудничества;
  2. обязательность: создавать деловую репутацию можно годами, а утратить — за минуту;
  3. умение отыскать «золотую середину» между стремлением к конкуренции и пониманием значения сотрудничества;
  4. понимание профессиональных полномочий, следование нормам служебной субординации, отсюда вытекает обозначение «рамок компетентности», исполнительность;
  5. наличие системы деловых ценностей в каждой организации, преданность её сотрудников.

Важно и умение создать благоприятную психологическую обстановку во время переговоров, а также соблюдать деловой стиль (как одеты и как ведут себя сотрудники).

Умение руководителя стильно и грамотно одеваться — это часть искусства достижения успеха в бизнесе. Деловая сфера предъявляет определённые требования к одежде, поведению, манере держаться.

Для мужчин предпочтительны костюмы тёмных цветов из дорогих тканей, белые рубашки, соответствующие галстуки и аксессуары (часы, дипломат). Женщины могут выбирать более яркую одежду, сочетая её с изысканным парфюмом и украшениями.

Важна даже подпись успешного предпринимателя, ведь она может многое рассказать о его характере.

Справедливо ли мнение, что бизнесмен, который ничего не делает, кроме денег, — это худший тип бизнесмена?

Нет, поскольку бизнесмен производит востребованные товары или услуги, попутно обеспечивая население рабочими местами и возможностью зарабатывать.

А сотрудники, в свою очередь, затем тратят заработанные средства, давая возможность зарабатывать другим.

С другой стороны, бизнесмен также платит налоги, позволяя государству выполнять свои функции — содержать госструктуры, делать социальные выплаты.

Должен ли предприниматель чувствовать свою ответственность перед обществом?

Да, если под термином «общество» подразумеваются покупатели производимых им товаров и услуг или его сотрудники. От этого напрямую зависит его успех в бизнесе.

Как сочетать личный интерес и общую пользу?

Учитывать социальную ситуацию и потребности своих потребителей, чтобы предложить товар или услугу с оптимальным соотношением цены и качества.

Стоит ли прислушиваться к изречению «Успех, наносящий вред другим, есть неудача»?

Всё субъективно и зависит от понятий, которые вкладываются в термины «успех», «неудача». Даже заведомо плохие качества или аморальные действия и поступки (например, ложь) для кого-то могут стать залогом успеха (блеф в покере — ценное умение для игрока).

Кроме того, всем не угодишь, но, работая на долгосрочную перспективу, нужно стремиться к удовлетворению потребностей своих клиентов и сотрудников.

Система принятия решений в успешном бизнесе

Система принятия решений состоит из 3 основных стадий:

  1. концептуальная: производится проверка проблемы, постановка задачи с учётом неудовлетворённости текущим положением дел, сложные задачи разбиваются на подзадачи;
  2. стадия проектирования: продумываются и анализируются разные направления действий, строится модель с разными критериями выбора, поиском альтернатив, предсказываемыми и измеряемыми результатами;
  3. стадия выбора: выполняется верификация одного из решений, при этом разрабатываются рекомендации по его внедрению; если решение оказывается приемлемым, оно принимается.

Ошибки начинающих предпринимателей

Основная ошибка начинающих предпринимателей — неготовность к запуску проекта. Чтобы преуспеть, важно проанализировать рынок, просчитать рентабельность компании, в том числе в перспективе (будет ли товар или услуга широко востребована через 5–10 лет), объём необходимых инвестиций.

Но есть и другие ошибки.

  1. Непонимание продукта и собственной целевой аудитории. Важны не его преимущества, а выгоды для клиента, так как на их основе удастся подготовить выигрышное УТП. В конце концов, люди платят не за лекарства, а за здоровье, не за косметологические процедуры, а за красоту.
  2. Отсутствие финансовой подушки и неумение привлечь инвесторов. Вкладывать средства нужно не только в работу компании первые месяцы, но и в маркетинг, раскрутку.
  3. Отсутствие понимания бизнес-процессов, неумение делегировать задачи и контролировать качество их выполнения.
  4. Быстрый запуск проекта (без надлежащей подготовки) или, наоборот, медленный, когда ниша уже занята, продукт больше не уникален.
  5. Отсутствие системы развития компании, контроля, мотивации сотрудников и т. д.

Исходя из этого, можно выделить основные качества успешного предпринимателя: авантюризм, увлечённость идеей, упорство, выдержка, решительность, смелость, гибкость.

С чего начинается бизнес?

Бизнес всегда начинается с идеи, с понимания, как её реализовать и возможностей для реализации (материальных и нематериальных).

Когда следует начинать выход на новый уровень, чтобы миновать кризис

Выделяют 4 стадии развития:

  1. концентрация, сбор данных;
  2. непосредственно рост, действия;
  3. стабилизация, зрелость;
  4. спад или мастерство.

Выходить на новый уровень следует на этапе стабилизации, когда система налажена и работает максимально эффективно.

Что если компания уже в кризисе? Какие существуют пути выхода из так называемого уровня спада?

Кризис говорит о необходимости изменений. Он наступает, когда старые механизмы уже не работают, а новые ещё не придуманы. Чтобы выйти из кризиса, нужно проанализировать свою работу и продумать, как её можно оптимизировать.

Другой важный фактор — работа с мышлением руководителей и топ-менеджеров. С одной стороны, важно убедиться в том, что нет подмены ценностей и людьми движут единые цели, с другой стороны, выявляются сильные стороны, после чего они совершенствуются.

Секрет, помогающий компании вести успешный бизнес

Чтобы преуспевать, нужно придерживаться нескольких положений.

  1. Правильно мыслить. Если человек знает, чего хочет, всегда ищет лучшие решения, вне зависимости от обстоятельств, или сам создаёт нужные обстоятельства, он получает результат. В то же время позиция жертвы с обвинениями, оправданиями и жалобами — прямой путь к банкротству.
  2. Иметь стоящую цель. Она должна быть достижимой и достаточно желанной, чтобы мотивировать, порождать азарт.
  3. Знать свои сильные стороны, постоянно их совершенствовать, так как это является символом успеха и процветания в бизнесе. Это даст уверенность в себе и обеспечит фору перед потенциальными конкурентами.

Как победить в игре под названием «бизнес»

Определить для себя, что означает выигрыш, а потом сделать ставку на своё конкурентное преимущество. Чтобы было легче, начинать лучше в узкой нише, там конкурентов меньше.

В то же время нужно заниматься тем, что по-настоящему нравится, вызывает интерес, тогда трудности не будут казаться такими серьёзными и непреодолимыми.

Как увеличить прибыль, при этом уменьшив количество неэффективной работы (суеты)?

Следовать Закону Парето, принципу 80/20, согласно которому 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — только 20% результата. Иными словами, проанализировать свою работу и правильно выбрать действия, которые дают максимум пользы.

Как найти свои сильные стороны, чтобы начать двигаться к успеху эффективно и с интересом

Достаточно ответить на вопрос: «Чем бы вы занимались не ради денег, а для души, если бы у вас всё уже было?»

7 факторов успешного бизнеса

Их раскрыл в своей книге «Как управляют лучшие» Брайан Трейси, специалист в сфере психологии успеха. Рассмотрим каждый из факторов в отдельности.

  1. Производительность. Чтобы преуспевать, нужно постоянно искать пути оптимизации. Важно делать больше, а тратить меньше, причём не в ущерб качеству товара или услуги.
  2. Удовлетворённость клиента. Это то, что позволяет привлекать его и удерживать. Просите покупателей оценить качество сервиса по шкале от 1 до 10. Согласно исследованиям Райхельда, люди, поставившие 9 баллов из 10, в 85% случаев делают повторные покупки и рекомендуют компанию.
  3. Прибыльность. Анализируйте метрики успеха в бизнесе. В первую очередь важно понять разницу между затратами на удовлетворение нужд клиента и суммой дохода. Помните, что 20% клиентов могут приносить 80% дохода компании. Ваша цель — их найти.
  4. Качество. Чтобы преуспевать, компании важно поддерживать высокие стандарты качества. С одной стороны, это будет привлекать клиентов, с другой — поможет отстроиться от конкурентов.
  5. Инновации. Стремление постоянно совершенствовать свои продукты и услуги, улучшать сервис, оптимизировать работу пойдёт на пользу любой организации. Поэтому важно поощрять инициативность сотрудников и быть готовым к изменениям. К слову, это один из ответов на вопрос о том, какими чертами должен обладать успешный бизнесмен.
  6. Развитие организации. Ищите способы улучшения продуктивности, реорганизуйте ресурсы и сотрудников, переводя их туда, где они смогут принести больше пользы.
  7. Развитие сотрудников. Поскольку среднестатистический человек реализует в работе до 50% своего потенциала, важно постоянно повышать квалификацию своей команды, правильно мотивировать её.

Также необходимо постоянно работать с людьми, помнить факторы успеха команды в бизнесе. Их всего 4: разделяемая всеми общая цель, согласованность полномочий, ответственности, сильные люди и успешное их взаимодействие.

Источник: https://bbooster.online/stati/ot-chego-zavisit-uspeh-v-biznese.html

Как прокачать в себе лидерские навыки – бизнес консалтинг для предпринимателей и бизнесменов :: РБК Pro

Развитие лидеров - условие делового успеха в экономике знаний

В привычном понимании лидер — это тот, кто задает направление развития, принимает ключевые решения и воодушевляет подчиненных. На него смотрят, как на героя и даже «спасителя», если в компании трудности.

Это привычка авторитарной среды, где родители, учителя или начальники держат все под контролем и знают ответы на все вопросы. На самом деле такие лидеры мешают компаниям эффективно работать.

Современному бизнесу нужны новые герои

Лидер и руководитель — это не синонимы. Лидеры не только контролируют выполнение работы, но и вдохновляют сотрудников делать ее лучше. Американский бизнес-тренер Джон Максвелл уверен, что ничто не может помешать вам стать настоящим лидером, потому что лидерство — это навык, который развивают. Максвелл рассказывает о распорядке дня, мечтах и четырех типах лидеров.

А — адаптация

Современные модели обучения лидерству часто основываются на копировании приемов, которые работали в прошлом. Однако прежние установки сегодня могут быть неуместными, бесполезными и даже вредными.

Эксперты Korn Ferry предлагают модель ADAPT, названную по первым буквам каждой из пяти качеств, которыми необходимо обладать лидеру, чтобы удовлетворить запросы инвесторов и быть востребованным в будущем.

И, конечно, само название говорит о том, что самое главное свойство лидера нового времени — это умение адаптироваться.

Тренинг посетил, что потом? 

Многие посещают узкопрофильные тренинги по лидерству и лекции знаменитых бизнес-гуру. Но проходит несколько дней — и ваша мотивация исчезает без следа. Дело в том, что сильной мотивации недостаточно.

 Чтобы изменить образ жизни, необходимо сформировать новый навык.

Вероника Ноговицина, руководитель департамента компании Kontakt InterSearch Russia, рассказала, какие приемы использовать, чтобы информация, полученная на бизнес-тренинге, стала знанием и частью повседневной практики.

Четыре типа лидеров

По мнению американского бизнес-гуру Ицхака Адизеса, главная задача лидера — принимать решения, несмотря на нехватку информации, и обеспечивать их внедрение. Руководитель, который не работает с изменениями, — просто бюрократ. При этом планировать — не значит представлять, что вы будете делать завтра.

Планировать — значит решить, что нужно сделать прямо сейчас с учетом ожиданий компании от завтрашнего дня.

На лекции в Москве Ицхак Адизес рассказал, какие четыре типа лидеров есть в компании и почему только единство четырех разных ролей и их слаженная работа под началом главного руководителя могут обеспечить «здоровье» компании.

Что объединяет всех великих лидеров

Великие лидеры — гении союза «и». В чем причина успеха — в преданности делу или сильных амбициях? И в том и другом. Что важнее: смотреть в лицо фактам или хранить веру? И то и другое. Что правильнее: быть приверженным своим ценностям или уметь реагировать на перемены? Великие лидеры ответят: и то и другое.

В этом и есть их секрет, уверен Джим Коллинз, американский бизнес-консультант, писатель, преподаватель бизнес-школы Стэнфордского университета. Джим Коллинз — о том, какие черты нужно в себе развивать, чтобы стать великим лидером.

Например, по Коллинзу, величие — это в значительной степени вопрос выбора и дисциплины, оно не зависит от обстоятельств или удачи.

Секрет лидерства: концентрация vs многозадачность

В чем еще секрет великих лидеров? Казалось бы, они вдохновляют нас своими прорывными стратегиями и яркими идеями, но реальность такова: великое лидерство возможно только благодаря эмоциям.

Дэниел Гоулман, американский писатель, психолог и научный журналист, уверен, что от настроения начальника напрямую зависят мотивированность сотрудников и работа всей организации, а звездные лидеры — это в первую очередь мастера в управлении собой и своими эмоциями.

Гоулман также объясняет, почему для лидера умение концентрироваться важнее многозадачности.

Какие лидеры создают открытые организации

Многие получают управленческие должности за знания и навыки, а не за лидерские способности. Однако помимо обычных навыков руководители должны уметь создавать ощущение сообщества, иметь талант вселять в сотрудников веру в то, что они могут подавать хорошие идеи.

Джим Уайтхерст сравнивает работу лидера с ремеслом садовника: «Ты не можешь приказать растениям расти, не можешь заставить их это сделать — но можешь создать условия, при которых они будут расти быстрее.

Так и в открытой организации, ты просто стараешься создать микроклимат, где люди не боятся участвовать в дискуссиях, где у каждого есть информация, которая ему нужна, — и в итоге это дает результат. Я стараюсь давать как можно меньше указаний, а взамен делать так, чтобы лучшие решения появлялись «снизу» сами собой».

В интервью РБК Джим Уайтхерст также рассказал, почему введение строгих KPI может привести к падению продуктивности и с чего начать, чтобы превратить компанию в открытую организацию.

Лидер в среде

Питер Сенге, американский ученый, специализирующийся на изучении развития организаций, тоже считает, что успешный лидер должен уметь создать среду, в которой работник будет расти и развиваться естественным образом.

Хороший руководитель должен понимать потенциал каждого подчиненного и суметь сделать так, чтобы каждый осознавал свою ценность, а коллектив мог смотреть на бизнес широко и осознавать проблемы глобально.

Сенге сравнивает лидеров с конструкторами корабля: они работают «за сценой», и для обывателей их роль практически незаметна.

Не потерять лицо

Классические модели лидерства обычно фокусируются на описании «больших» универсальных компетенций руководителя, таких как лидерское видение, умение мотивировать, коммуникация.

Но что делать лидеру в каждой конкретной ситуации, например если во время совещания участники команды начали спор и позабыли о нем? Стоит ли показать авторитет или просто наблюдать за происходящим? Алексей Улановский рассматривает ситуацию, когда лидер временно теряет влияние на команду, и разбирает конкретный кейс, приводит варианты интерпретации ситуации и возможные решения и действия лидера.

Дата обновления: 2 июня 2020

Источник: https://pro.rbc.ru/collections/5ddfd2d39a7947d27924f72e

Развитие лидерского потенциала

Развитие лидеров - условие делового успеха в экономике знаний

Развитие лидерского потенциала — это любая деятельность, способствующая совершенствованию руководящих способностей у отдельных сотрудников или формированию «лидерской культуры» в организации в целом.

Методы для этого могут использоваться самые разные: от образовательных программ типа MBA, предлагаемых в университетских бизнес-школах, до тренингов по технологии обучения действием (ActionLearning), «высоких» веревочных курсов и выездных совещаний-семинаров для руководящих кадров.

Индивидуальное развитие лидерских навыков

Традиционные программы развития лидерского потенциала направлены на выработку лидерских качеств и установок у конкретных индивидов.

Как известно, люди далеко не всегда обладают врожденными способностями к тому или иному виду деятельности: например, не все могут играть в футбол, как Зинедин Зидан, или петь, как Лучано Паваротти. То же самое относится и к нашим лидерским качествам.

На лидерскую эффективность сотрудника в значительной степени влияют его личностные характеристики, и иногда для развития лидерских способностей требуются специально разработанные обучающие программы. В то же время следует иметь в виду, что повысить свою лидерскую эффективность может каждый.

Правда, этот процесс скорее напоминает не чтение учебника, а обучение игре на музыкальном инструменте: здесь требуются сосредоточенность, целеустремленность и постоянные тренировки.

Разумеется, теоретические занятия и знакомство со специальной литературой по теме также полезны для лучшего понимания сути лидерства. Однако одно дело — знать, что делать, и совсем другое — делать то, что знаешь. Согласно имеющимся оценкам, лишь 15% знаний, полученных в ходе традиционной теоретической подготовки, реально преобразуются в долговременные изменения трудового поведения.

Насколько успешными окажутся попытки развития лидерских навыков, зависит от трех основных факторов:

– Личные качества индивида;

– Качество и содержание программы развития лидерских навыков;

– Наличие ощутимой поддержки со стороны куратора.

Не случайно в военных академиях принимают все возможные меры для того, чтобы брать на обучение лишь кандидатов, обладающих ярко выраженной способностью к руководству людьми.

К индивидуальным качествам, способствующим успешному развитию лидерских навыков, относятся в первую очередь желание учиться и стремление к достижению успеха, а также такие личностные характеристики, как открытость новым впечатлениям, склонность брать на себя ответственность за ситуацию и способность к самоконтролю.

Что касается программ по развитию лидерских навыков, то они наиболее эффективны при выполнении следующих условий:

– Программа включает целый комплекс заданий и упражнений по развитию лидерских навыков, выполняемых на протяжении определенного периода времени (например, 6–12 месяцев).

В качестве конкретных инструментов развития могут использоваться: аттестация по методу комплексной оценки личности (360 degree feedback), практические занятия в классе, самостоятельные задания наподобие курсовых работ, индивидуальные тренинги для руководителей, ведение аналитического дневника для контроля достигнутых результатов, работа с наставником и др.

– Программа предполагает четкую постановку целей на основе определения основных потребностей в области развития лидерских навыков и последующую оценку достигнутых результатов через некоторый период времени.

Среди ключевых понятий, связанных с развитием лидерских навыков, следует выделить следующие:

->Эмпирическое обучение («обучение через опыт»): в центре обучающего процесса в данном случае помещается индивид и его непосредственное восприятие; обучение проходит в четыре этапа: 1. конкретный опыт; 2. наблюдение и анализ; 3. формирование абстрактных понятий; 4. испытание в новых ситуациях.

->Вера в собственные силы: Правильно построенный тренинг или курс обучения должны формировать у индивида веру в себя и свою способность добиваться успеха («самоэффективность»).

->Воображение: Развитие способности формировать четкий образ желаемого будущего, к которому стремится организация или ее подразделение.

Эффективная программа индивидуального развития должна помочь сотруднику выработать план, который позволит ему приобрести лидерские навыки, необходимые для успешного поведения в самых разных ситуациях и на разных уровнях: от молодежной компании до деловых кругов. В числе этих навыков:

-> Способность брать на себя ответственность

-> Умение расставлять приоритеты

-> Формирование представления о смысле жизни

-> Способность к немедленному действию

-> Умение формулировать конкретные, реалистичные цели и планы на будущее.

Развитие лидерства на коллективном уровне

В последнее время к организациям пришло понимание того, что лидерство можно развивать и на коллективном уровне, укрепляя взаимодействие и совершенствуя координацию усилий отдельных лидеров и систем, посредством которых они влияют на работу компании.

В связи с этим следует различать понятия «индивидуальное развитие лидерских навыков» и «развитие лидерства как организационной культуры». В первом случае речь идет о работе с конкретным индивидом — о формировании личностных качеств, которыми должен обладать лидер, о выработке соответствующих моделей поведения, способов мышления и восприятия.

В случае же когда мы говорим о развитии лидерского потенциала на уровне организации (о воспитании «культуры лидерства»), мы имеем в виду определенные аспекты групповой динамики.

Сюда входят межличностные отношения в коллективе, процессы социального влияния, отношения в диаде «лидер и его команда», контекстуальные факторы командной работы (например, восприятие организационного климата) и социальное взаимодействие между данным коллективом и другими группами в организации. Обе формы развития лидерского потенциала могут оказывать взаимное влияние друг на друга.

Развитие лидерского потенциала на коллективном уровне может строиться на основе индивидуального формирования лидерских качеств сотрудников, причем не только занимающих руководящие должности, но и подчиненных. Помимо этого, такое развитие предполагает укрепление межличностного взаимодействия в команде.

Считая, что главным достоянием компании являются составляющие ее люди, некоторые организации заботятся в первую очередь об индивидуальном развитии тех или иных способностей своих сотрудников (иногда это подразумевает и развитие лидерских навыков).

С другой стороны, существует концепция равноправного партнерства руководителя и подчиненных (Employeeship), согласно которой быть хорошим лидером — это во многом то же самое, что быть хорошим сотрудником.

Поэтому считается, что наилучшие результаты приносит тесное взаимодействие формального лидера с остальными членами команды и поиск точек соприкосновения (вместо того чтобы делать упор на различиях).

Данный подход с особым успехом применяется в Швеции, где иерархическая дистанция между начальством и подчиненными минимальна.

Планирование преемственности

Термином «планирование преемственности» обозначают подготовку перспективных сотрудников к тому, чтобы занять место нынешних лидеров, когда последним настанет время покинуть свои посты. Такого рода подготовка требует активного перемещения сотрудника между отделами.

Более того, во многих многонациональных корпорациях будущие лидеры, как правило, совершают поездки за границу, чтобы получить опыт работы в зарубежных филиалах. Планирование преемственности должно строиться на основе четкого представления о будущем, к которому стремится компания: это позволит согласовать программу развития лидерских качеств с долгосрочными целями организации.

Таким образом, при подготовке нового поколения лидеров должны учитываться не только имеющиеся знания и история компании, но и планы на будущее. Чтобы эти планы воплотились в жизнь, отбор потенциальных лидеров должен базироваться не только на том, «что мы знаем и имеем», но и на том, «чем мы хотим стать».

Планированием преемственности должны заниматься люди, которые в настоящее время занимают руководящие должности и являются носителями этой «картины будущего», а также ведущие сотрудники отдела персонала, способные преобразовать эту концепцию в конкретную программу подготовки. Соответственно, следует обратить внимание на три основных характеристики кандидатов: 1. Навыки и знания; 2.

Восприятие роли лидера и степень ее принятия. 3. Вера в собственные силы (самоэффективность). Эти три аспекта должны быть основой любой программы подготовки преемников на руководящие должности.

Вдохновляющий лидер

«Менеджера вообще» не существует: у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны, свой индивидуальный стиль поведения. Однако для всех вдохновляющих руководителей характерны некоторые общие особенности. Продолжение тут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kuchavsego/razvitie-liderskogo-potenciala-5b03ba7e2f578cb2e662d265

Бизнес-лидер: кто он есть, какие задачи решает, каким он будет? Общие тенденции развития делового сообщества в России и в мире

Развитие лидеров - условие делового успеха в экономике знаний

Ассоциация менеджеров и международная компания Ernst & Young (CIS) Limited провели исследование, в котором приняли участие свыше 350 руководителей компаний всех ключевых отраслей и регионов России.

Цель исследования – определить приоритетные задачи, стоящие перед руководителями, а также их динамику за последние три года, оценив насколько высоким будет интерес высшего менеджмента российских предприятий именно к вопросам развития бизнеса, а не «решения его проблем».

Сравнение мнений руководителей ведущих компаний страны с тем, что они думали три года назад, говорит о полной смене их приоритетов. Если охарактеризовать полученный результат одним словом, то еще недавно главным для менеджера было «сохранить» бизнес, а сегодня на первом месте задачи по его «развитию».

Это говорит об оптимистическом настрое ведущих менеджеров страны. Этот факт тем более интересен в связи с тем, что со страниц газет и журналов мы гораздо чаще слышим заявления о многочисленных проблемах экономического роста российской экономики. Это говорит о несовпадении точек зрения руководителей-практиков и тех, кто чаще всего выступает на страницах газет и журналов.

Высокая активность участников со стороны бизнеса на практике подтвердила актуальность выбранной тематики, а значит и высокую достоверность проведенного исследования. За прошедшие два года стратегии поведения российских компаний кардинальным образом изменились в сторону интенсификации развития бизнеса и захвата новых рынков.

Схема 1. Приоритеты руководителей российских компаний.

Источник: Ассоциация менеджеров, Ernst & Young (CIS) Ltd., 2002

3 года назад менеджеры-управленцы более всего были озабочены обеспечением управляемости бизнесом через создание сплоченной управленческой команды.

К настоящему моменту, судя по результатам исследования, кристаллизация управленческих команд, уже завершилась – соответствующая задача отошла на пятое место, хотя результаты анализа ответов по отраслям показывают, что проблема поиска управленческих кадров остается по-прежнему актуальной.

В то же время на рынке труда ощущается явный дефицит менеджеров среднего звена и квалифицированных специалистов – соответствующая задача увеличила свою значимость и вышла на второе место.

Более высоким приоритетом, чем три года назад, стало повышение качества обслуживания клиентов. Это вполне естественно, если вспомнить, что увеличение доли рынка теперь является главным приоритетом для руководителей. Очевидно, что повышение качества обслуживания – один из инструментов увеличения доли рынка.

Тот факт, что привлечение долгосрочных стратегических инвестиций занимает низкое восьмое место в списке приоритетов, говорит о том, что российские руководители в основном пока не готовы делиться контролем над предприятием со сторонними инвесторами – ведь привлечение долгосрочных инвестиций предполагает участие инвесторов в принятии решений.

Этот тезис подтверждается и экономической статистикой – в своей массе российские компании в своем развитии опираются на внутренние источники инвестиций.

В то же время необходимо отметить, что анализ по отдельным отраслям показывает актуальность привлечения стратегических инвестиций, особенно там, где происходит стремительное старение доставшихся в наследство от советских времен основных фондов.

Увеличение доли компании на рынке – рост с 4-го на 1-е местоСоздание сплоченной управленческой команды – падение с 1-го на 5-е место
Повышение качества обслуживания клиентов – рост с 5-го на 4-е местоКонтроль и сокращение затрат – падение со 2-го на 3-е место

Пять эшелонов российской экономики.

Более детальный анализ предпочтений менеджеров из различных отраслей позволяет объединить их в стабильные группы по критерию наиболее важных задач, стоящих перед ними. Согласно ответам респондентов, можно выделить пять групп (Схема 4):

Схема 2. Группы отраслей экономики в соответствии с наиболее приоритетными для них задачам.

Источник: Ассоциация менеджеров, Ernst & Young (CIS) Ltd., 2002

Бизнес-лидер-2010

Международная бизнес-организация Conference Board только что завершила исследование, в ходе которого было опрошено 200 руководителей крупнейших корпораций. Бизнесмены дали свои оценки и прогнозы по поводу ряда ключевых тенденций будущего развития деловой среды в мире, в том числе:

  • В каком направлении будет меняться внешняя среда, в которой действует бизнес-лидер
  • Какие основные «типажи» бизнес-руководителя будут востребованы меняющейся внешней средой
  • Какими основными компетенциями и знаниями будет должен обладать бизнес-руководитель 2010 года.

Участники исследования полагают, что к 2010 году ключевыми факторами, определяющими развитие бизнес-лидерства как профессии будут следующие:

  • Интенсивная конкуренция за талантливых руководителей, способных быть реальными лидерами в бизнес-организациях
  • Повышенная сложность многих отраслей как объекта управления, что потребует от менеджеров неординарных способностей стратегического планирования и умения принимать эффективные решения в условиях неопределенности и давления со стороны конкурентов
  • Акцент на развитии лидерских качеств, а не технических навыков и специализированных знаний о конкретных отраслях
  • Отличные коммуникационные качества и способность к профессиональному развитию как ключевые элементы «лидерства»
  • Приоритет построения эффективной управленческой команды – этот фактор основан на уверенности участников исследования в том, что только команды менеджеров будут в состоянии создать и воплотить в жизнь успешные бизнес-стратегии, учитывая повышенный уровень сложности и комплексность бизнес-задач будущего

Ключевые области компетенции в 2010 году

Особенности вызовов будущего позволяют сформулировать четыре ключевые области компетенции, развитие которых будет определяющим для успеха бизнес-лидеров к 2010 году. Востребованными будут профессионалы, успешные в следующих областях:

  • Стратегическое планирование
  • Управление изменениями
  • Развитие бизнес-связей/Сетевой менеджмент
  • Развитие профессиональных талантов

Какими навыками будет обладать успешный лидер в 2010 году

  • Исключительные интеллектуальные способности, «быстрота ума»
  • Способность мыслить стратегически в условиях глобальной конкуренции и технологической гонки
  • Аналитические способности, в особенности, умение выбирать самую важную информацию из множества доступных источников и концентрироваться на наиболее важных аспектах проблем
  • Способность принимать единственно верные решения в условиях неопределенности
  • Индивидуальные и организационные коммуникационные способности
  • Способность оказывать влияние и убеждать коллег и подчиненных, а также клиентов, поставщиков, стратегических партнеров, инвесторов и других внешних заинтересованных лиц
  • Умение управлять в условиях повышенной неоднородности внешней и внутренней среды – с учетом особенностей разных культур на глобальном уровне; использование различных стилей менеджмента в работе с разными поколениями и общественными группами.

Источник: Conference Board, Developing Business Leaders for 2010

Ассоциация менеджеров проводит исследование в России, в ходе которого руководители российских компаний выскажутся по актуальным вопросам будущего развития управленческой профессии в нашей стране.

Источник: https://gaap.ru/articles/biznes_lider_kto_on_est_kakie_zadachi_reshaet_kakim_on_budet_obshchie_tendentsii_razvitiya_delovogo_/

Российской экономике требуются таланты: где взять 10 миллионов новых профессионалов

Развитие лидеров - условие делового успеха в экономике знаний

К 2025 году в России может возникнуть огромный — более 10 млн человек — дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.

Согласно результатам исследования российского рынка труда и человеческого капитала “Россия 2025: от кадров к талантам”, единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике — осуществить сценарий опережающей модернизации —качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов. Как это сделать — в материале ТАСС на основе данных исследования.

От правил — к самостоятельным решениям

В основу исследования была положена система датского ученого Йенса Расмуссена — распределение всех работников по трем категориям: “Правило”, “Умение” и “Знание”.

К категории “Правило” в данной системе относятся люди, занятые физическим трудом и большую часть рабочего времени повторяющие типовые задачи.

К категории “Умение” — люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство экономистов и юристов, которых так любят готовить российские вузы).

И наконец, категория “Знание” — это люди, большая часть работы которых состоит из аналитических, творческих задач, импровизации и предполагает автономность принятия решений.

Сегодня в России только 17% работающего населения относится к категории “Знание”.

По этому показателю наша страна находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур.

Для них характерны высокий уровень дохода, развитая цифровая экономика, высокий индекс человеческого развития, а доля человеческих ресурсов категории “Знание” (это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны) превышает 25%.

Причина не в массовой утечке мозгов, как было в 90-е. Дело в разрыве между навыками, которые люди получают в вузах, и реальными потребностями экономики. Согласно исследованию, 80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках. В этом есть вина и системы образования, и принципов оплаты труда, и личностных качеств. 

Авторы исследования утверждают, что:

  • 98% населения страны сегодня отдает предпочтение стабильности, а не возможностям роста;
  • нет достаточно высокого спроса на знания. Это происходит, в частности, потому что оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации. Например, разрыв между заработком водителя 2-й категории и врача — всего 17%. Это намного меньше, чем в странах экономики знаний и даже близких нам по типу экономики стран переходного периода (см. график).
  • в России пока не создана среда для развития и самореализации человека: 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание);
  • учебные заведения не “слышат” бизнес. Образованность зачастую подменяется дипломированностью. Система готовит в основном сотрудников категории “Правило”, а не “Знание” и не выстраивает регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения.

“При сохранении существующей структуры рынка труда еще на семь-десять лет отставание России от стран — лидеров мировой экономики рискует стать несократимым, — подчеркивает один из авторов исследования, старший партнер и управляющий директор, председатель The Boston Consulting Group (BCG) в России Владислав Бутенко. — Системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами, а не кадрами — единственно верный ответ на вызовы нового времени”.

Два сценария развития рынка труда в России

Первый сценарий, о котором говорят авторы исследования, — базовый, или догоняющий. Он подразумевает рост общего числа рабочих мест на 2,2 млн человек. При этом в категории “Знание” появится 5,8 млн рабочих мест, а в категориях “Правило” и “Умение” исчезнет 3,5 млн рабочих мест.

Этот сценарий сможет способствовать ежегодному росту ВВП страны на уровне среднемировых (3–3,5% в год).

Риск этого сценария в том, что частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.

Второй сценарий — опережающей модернизации. Он подразумевает более активную роль государства и компаний с госучастием. По этому сценарию в ближайшие восемь лет им потребуется 4,7 млн работников в категории “Знание”. А всего в России появится 10,5 млн рабочих мест для работников высшей квалификации. Реализация этого сценария даст дополнительные 1,5% роста ВВП в год по сравнению с базовым.

При этом 9,4 млн человек из категорий “Правило” и “Умение” окажутся невостребованными.

Риски этого сценария: рост безработицы, так как сценарий предполагает массовое высвобождение персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций, и частных компаний.

Стране нужна большая переквалификация, говорится в результатах исследования, то есть переход части специалистов из категорий “Правило” и “Умение” в категорию “Знание”.

Новую конкурентоспособность России определит способность разработать и внедрить концепцию развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории “Знание”, а также создания среды, благоприятной для развития человека.

Исследователи выделили восемь главных шагов развития человеческого капитала в России. Среди них:

  • работодатели с государственным участием должны создавать конкурентные предложения условий труда для профессионалов категории “Знание”;
  • необходимо сокращать неэффективную “социальную занятость” с перераспределением фонда оплаты труда в пользу работников категории “Знание”. И одновременно внедрять систему переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий;
  • создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий;
  • образовательная система должна быть перестроена так, чтобы она опережающими темпами готовила работников категории “Знание”. А фокус образовательных программ необходимо перенести с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций;
  • нужно стимулировать приток талантов в сферу образования;
  • и корпорации, и самих работников нужно переориентировать на понимание того, что профессиональное развитие и обучение должно продолжаться всю жизнь, а не заканчиваться после получения диплома. Должна быть создана система стимулирования профессионального роста и получения новых знаний. 

Исследование проведено The Boston Consulting Group, Сбербанком, благотворительным фондом Сбербанка “Вклад в будущее”, WorldSkills Russia и Global Education Futures (международная платформа сотрудничества, объединяющая лидеров глобального образования) на основе онлайн-опроса среди российских работодателей, а также детальных интервью с более чем 90 представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек из 22 отраслей.

BCG — международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Создана в 1963 году, имеет глобальную сеть из более чем 90 офисов в 50 странах.

Анастасия Степанова, Виктор Дятликович

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4680191

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: