Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение решения: права налогоплательщика

Содержание
  1. Рассмотрение материалов ВНП и вынесение итогового решения – «Рыков групп»
  2. Что именуется выездной налоговой проверкой?
  3. Этапы проведения ВНП
  4. Отбор налогоплательщиков для осуществления налоговой проверки
  5. Проведение ВНП
  6. Подведение результатов проверки
  7. Вынесение решения ВНП
  8. Каким обраом обжаловать результаты ВНП
  9. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам налоговой проверки
  10. Состав налогового правонарушения:
  11. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109)
  12. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
  13. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)
  14. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе:
  15. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  16. Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка
  17. Правила рассмотрения материалов налоговой проверки
  18. Решение и его содержание
  19. Основания для отмены решения налогового органа
  20. Обеспечительные меры
  21. Возможна ли замена
  22. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в свете положений ст. 101 НК РФ
  23. Что представляет собой проверка данного типа?
  24. Рассмотрение материалов
  25. Обязанности руководителя при рассмотрении материалов
  26. Какие решения принимаются по результатам
  27. Принятие обеспечительных мер
  28. Вынесение решений по результатам проверок и позиция высшего суда

Рассмотрение материалов ВНП и вынесение итогового решения – «Рыков групп»

Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение решения: права налогоплательщика

Выездная налоговая проверка – это серьезное испытание для каждой компании. Во время ее проведения бухгалтеры, юристы и управление компании вынуждены отключаться от главной деятельности фирмы и уделять все внимание проверяющим.

Текущая работа предприятия в данный период, обычно, приостанавливается. Бухгалтерия в спешке готовит финансово-хозяйственную документацию за прошедшие три года, а руководство компании вынуждено откладывать свои деловые встречи и командировки для того, чтобы все время давать налоговикам разъяснения и получать различные требования, решения, постановления, сопровождающие каждую проверку.

Данная проверка достаточно сложна и зачастую руководство компании, не до конца разобравшись в ее деталях, соглашается с тем, что предъявляют проверяющие.

Между тем, налоговики сами часто совершают ошибки и нарушают процесс налоговой проверки.

С помощью ошибок подобного рода возможно свести на нет полученные ими доказательства, а также добиться отмены начислений вышестоящим налоговым органом либо судом. Следовательно результаты налоговой проверки можно оспорить!

В каких случаях имеет смысл это сделать, рассказывается в этой статье.

Что именуется выездной налоговой проверкой?

Наиболее лучший метод налогового контроля для ФНС – налоговая проверка. Опираясь на статистику самые большие доначисления штрафов, пеней и налогов проводятся инспекторами именно в ходе выездных проверок.

Общий порядок осуществления выездной налоговой проверки описывается в статье восемьдесят девятой Налогового Кодекса РФ. Однако, многим мероприятиям подобного рода, которые проводятся в рамках ВНП, посвящены отдельные статьи НК России.

Кроме того, существует масса вопросов, неурегулированных законодательством. По ним Минфина России, ФНС РФ и судебной практики.

Цель выездной налоговой проверки – контролирование правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Следующие особенности выездной налоговой проверки являются характерными:

  • срок, подвергающийся проверки, составляет до трех календарных лет, которые предшествовали началу налоговой проверки. Налоговики также имеют право проверить текущий год, включая дату решения о проведении ВНП;
  • выездная налоговая проверка осуществляется по одному (тематическая), нескольким либо по всем налогам, выплачеваемым налогоплательщиком (комплексная проверка);
  • налоговики имеют более обширные полномочия в сравнении, например, с камеральной проверкой.
  • ВНП проходит по месту нахождения налогоплательщика, то есть налоговики проводят большинство ключевых мероприятий и ознакамливаются с документацией на территории налогоплательщика;

Есть также и ограничения, призванные оградить налогоплательщика от чрезмерного контроля со стороны инспекторов. Таким образом, по общим правилам:

  • налоговики в ходе ВНП не могут проверять дважды один и тот же налог за определенный период;
  • ВНП должна идти меньше 2-х месяцев.
  • Инспекторы не вправе осуществлять больше 2 ВНП в 1 году;

Хотя в данных правилах есть ряд исключений, который позволяет в отдельных случаях провести повторную проверку, продлить выездную проверку или приостановить налоговую проверку.

Этапы проведения ВНП

Процесс проведения налоговой проверки можно разбить на несколько этапов:

  • Выбор налогоплательщиков для осуществления проверки;
  • Осуществление выездной налоговой проверки;
  • Подведение итогов выездной налоговой проверки;
  • Рассмотрение документации ВНП и вынесение итогового решения.

Рассмотрим все их немного подробнее.

Отбор налогоплательщиков для осуществления налоговой проверки

ВНП – это самая трудная и затратная процедура для налоговых органов.

На период проведения проверки нужно постоянное участие как минимум 1 проверяющего и очень редко, когда проверяющие проводят сразу несколько выездных проверок.

Легко посчитать, что за 1 год проверяющий в среднем проводит не более шести проверки. В целом же в стране за в течение одного года проверками подвергается лишь только 1% налогоплательщиков.

Поэтому налоговики внимательнее подходят к отбору налогоплательщиков и все доступные о них данные, до того, как начать процесс проверки. Это значит, что если к Вам нагрянули инспекторы, вероятно, что у них уже существуют большие подозрения, которые касаются Вашей деятельности.

ВНП – закрытый процесс. Налогоплательщики не знают заранее, придет ли к ним проверяющий и когда точно это случится. Тем временем Федеральная Налоговая Служба России чуть-чуть раскрала секреты этого процесса и опубликовала «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», которая была утверждена ФНС России приказом № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007.

В этой Концепции предусмотрено 12 пунктов по которым налоговая служба отбирает налогоплательщиков для ВНП. Чем больше показателей хозяйственной деятельности выходит за ограничения, которые устанавливаются данными критериями, тем больше возможность проверки.

Однако, законодательство не заставляет налоговую службу при отборе налогоплательщика придерживаться данной Концепции.

Это значит, что если у проверяемого полный порядок с этими показателями – это еще не гарантия, что ВНП его не затронет. Проверяющие не должны давать объяснений налогоплательщику, зачем они решили его проверить.

Между тем, стоит отметить, что часто данная Концепция действительно применяется налоговиками при отборе объекта проверки.

Проведение ВНП

Непосредственное проведение выездной налоговой проверки начинается после того, как начальник (либо его зам) налогового органа сделает необходимое постановление (не с момента вручения решения проверяемому).

В ходе выездной проверки инспекторы имеют право:

  • осуществлять инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • провести ознакомление с финансовой документацией организации;
  • проводить осмотры территорий и помещений налогоплательщика;
  • потребовать копии документов;
  • проводить допрос директора, сотрудников, а также иных лиц;
  • осуществлять выемки документации, встречные проверки, экспертизы и так далее;

На этом шаге инспекторы выискивают нарушения налогового законодательства, а также находят док-ва, подтверждающие найденные нарушения.

Процесс проведения выездной налоговой проверки регламентирован массой ст. НК РФ и другими актами. Именно поэтому налоговики на данном шаге зачастую совершают ошибки и нарушают права проверяемых, а это может привести к отмене заключительного решения по проверке.

Этап именно осуществления налоговой проверки обычно длится не более двух месяцев. Однако, данный срок на практике может продлиться. Так как налоговики в некоторых случаях имеет право приостановить либо продлить ВНП.

Проверка заканчивается вручением проверяемому справки. После этого налоговики уже не должны находиться территории, требовать документы и проводить контрольные мероприятия.

Подведение результатов проверки

После выдачи справки о завершенной выездной налоговой проверке у инспекторов есть не более 2 месяцев для того, чтобы составить акт.

Акт составляется по образцу, утвержденному ФНС России. В нем указываются сведения о проверяемом лице, проведенных контрольных мероприятиях, проверенных налогах, выявленных нарушениях, а также доказательствах их подтверждающих.

В заключение инспектор приводит оценки и предложения по устранению выявленных нарушений.

Акт обязан быть передан проверяемому лицу не позднее 5 дней с момент его составления. Вместе с ним проверяющие обязаны также вручить ксерокопии всех документов, подтверждающих обнаруженные нарушения. Далее у налогоплательщика имеется 1 месяц на то, чтобы предоставить свои возражения.

При подготовке возражений следует учитывать некоторые моменты.

Как показывает практика, не нужно в возражениях указывать все ошибки и недостатки, допущенные инспекторами, тем более, если дело затрагивает процедурные вопросы (нарушения процедуры допроса, истребования документов, выемки). Шанс того, что налоговая служба признает их и уменьшит начисления очень мала. Однако, указанные Вами ошибки налоговики устранят до вынесения решения.

Вынесение решения ВНП

После истечения одного месяца на представление возражений у налоговой службы имеется 10 дней, чтобы рассмотреть итоги ВНП и принять решение.

Материалы итоги выездной проверки и возражения налогоплательщика рассматриваются начальником инспекции либо его заместителем. Налогоплательщик в ходе рассмотрения материалов может присутствовать, заявлять ходатайства и давать пояснения.

В некоторых ситуациях налоговая служба имеет право перенести рассмотрение документов в пределах 10 дней, которые отведены на принятие постановления или же провести доп. Процедуры налогового контроля.

Итогом рассмотрения материалов ВНП является постановление налогового органа об отказе в привлечении к ответственности или о привлечении к ответственности. Данное решение проверяющие должны вручить налогоплательщику не позднее пяти.

Каким обраом обжаловать результаты ВНП

Необходимо упомянуть, что осуществление выездной налоговой проверки это тяжелый, многостадийный процесс и на каждом шаге инспекторы могут допускать различные ошибки и нарушения.

Более того, учитывая, что проверяющие тщательно отбирают кандидатов на проверку, они не имеют права не достигнуть хоть какого результата. Скованные сроками осуществления налоговой проверки и потребностью найти как можно больше доказательств, инспекторы нередко превышают полномочия нарушают права налогоплательщика.

Любые нарушения процедуры осуществление проверки возможно условно разделить на существенные и несущественные. Существенные нарушения Могут привести к отмене итогового решения вышестоящим налоговым органом либо судом.

Главным основанием для отмены постановления по результатам ВНП является лишение проверяемого права находиться при рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять пояснения и возражения. В остальных ситуациях вышестоящие налоговые органы будут оценивать, как допущенное налоговиками нарушение является препятствием в реализации налогоплательщиком своих прав.

Также рекомендую прочитать эту статью

Как взыскать долг через суд: не понять и не простить

Если должник не возвращает деньги, то кредитор может попытаться взыскать долг через суд. Если попытки внесудебного взыскания не дали результатов, то продолжать переговоры с должником – значит, работать себе в убыток. Судебное взыскание задолженности в данном случае является практически безальтернативным методом.

Продолжить чтение

Представим лишь только пару ситуаций, когда ошибки налоговиков расценивались судом как существенные и привели к отмене окончательного постановления по выездной проверке:

  • налоговая служба не передала акт ВНП либо дополнения к нему, которые подтверждают выводы налоговой инспекции;
  • постановление на проведение выездной проверки подписано не уполномоченным на то лицом;
  • налоговая служба не передала налогоплательщику постановление о проведении ВНП;
  • налоговая служба не рассмотрела представленные возражения налогоплательщика;
  • решение по результатам выездной налоговой проверки вынесено до истечения срока подачи возражений;
  • по итогам ВНП неправильно рассчитана сумма недоимки;

Если проверяющие нарушают права налогоплательщика во время проведения отдельных мероприятий налогового контроля (к примеру, выемки, при допросе свидетелей, проведении осмотра), то доказательства, которые были добыты в ходе этих мероприятий, признаются судом полученными с нарушением закона.

В заключение отметим, что это не все случаи, связанные с процедурой ВНП, позволяющие успешно оспорить ее итоги.

Подробную информацию индивидуально по Вашей проблемы Вы можете получить, по телефону или направив запрос в Компанию.

Источник: https://Rykov.group/stati/nalogi/rassmotrenie-materialov-vnp-i-vynesenie-itogovogo-resheniya/

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам налоговой проверки

Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение решения: права налогоплательщика

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на ос­новании законодательства о налогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на ви­новного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лише­ниями личного и материального характера.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Состав налогового правонарушения:

    • объект,
    • объективная сторона,
    • субъект и
    • субъективная сторона.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (ст. 107 НК РФ):

    1. организации;
    2. физические лица ― с шестнадцатилетнего возраста.

Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

    1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
    2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
    3. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
    4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
    5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.
    6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
    7. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, несет управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета.
    8. Ответственность за неисполнение обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц с прибыли (дохода), приходящейся на долю участника договора инвестиционного товарищества, несет соответствующий участник такого договора, если иное не установлено НК РФ.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109)

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Статья 100.1 НК РФ устанавливает, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ)

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе:

    • участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя;
    • до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (включая участников консолидированной группы налогоплательщиков), документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков) были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

    1. устанавливает, совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах;
    2. устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
    3. устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц (два месяца – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков), дополнительных мероприятий налогового контроля.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения (для консолидированной группы налогоплательщиков ― по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы). При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Подробнее об обеспечительных мерах

Обеспечительными мерами могут быть:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
  2. приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, на:

  1. банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
  2. залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ;
  3. поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/poryadok-rassmotreniya-del-o-nalogovich-pravonarusheniyach-vinesenie-resheniya-po-rezultatam-nalogovoy-proverki

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение решения: права налогоплательщика
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки

Указанный документ служит основанием для взыскания с виновных лиц штрафов, предусмотренных законодательством РФ.

Логическим завершением мероприятий, выявивших признаки нарушений, выступает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако возможны ситуации, когда возражения налогоплательщика будут приняты и при производстве решится вопрос об отказе привлекать его к ответственности.

Нормы, устанавливающие правила вынесения такого документа, а также реализацию прав лиц на его обжалование, предварительные обеспечительные меры и другие моменты этой процедуры, предусмотрены ст. 101 НК РФ.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предполагает соблюдение ряда норм налогового законодательства России. Неисполнение процессуальных правил позволит привлекаемому лицу успешно обжаловать принятый документ. Его исполнение окажется под угрозой.

Первой обязанностью лиц, у которых в производстве находится дело, является извещение налогоплательщика о месте и времени проведения разбирательства. Оно предусмотрено ч. 2 ст. 101 НК РФ.

Исполнение этой обязанности может быть осуществлено как посредством личного вручения, так и путем направления уведомления почтой, либо другими возможными способами.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений. Специальное понятие надлежащего извещения также не установлено.

Права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка

Процедура предусматривает достаточно широкие права привлекаемого к ответственности лица. Они определяются ст. 101 НК РФ:

  • первая группа возможностей включает участие в производстве. Налогоплательщики могут это делать как лично, так и посредством представителя;
  • другие возможности связаны с ознакомлением с материалами, находящимися в производстве. Для этого требуется подать ходатайство, которое подлежит удовлетворению в 2-дневный срок. Способы получения информации в органах ФНС России определяются в ч. 2 ст. 101 НК РФ. Понятие «ознакомление» включает в себя как чтение, так и совершение выписок, а также снятие копий;
  • также в число прав этих лиц входит возможность представления возражений. При этом должен быть соблюден предусмотренный срок (месяц со дня получения акта проверки и 10 дней с момента получения акта, составленного по итогам дополнительных мероприятий).

К материалам налоговой проверки относятся все доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В число должностных обязанностей лиц, ведущих расследование, входит использование только допустимых материалов. Таковыми считаются все документы, полученные с соблюдением требований законодательства России.

Помимо письменных доказательств, возможно участие граждан. Привлечение эксперта, свидетеля или специалиста возможно на основании соответствующих требований как налогоплательщика, так и должностных лиц, ведущих расследование.

Правила рассмотрения материалов налоговой проверки

Круг субъектов, которым предоставлены полномочия при производстве по делу, ограничен. В состав таких должностных лиц входят руководитель ИФНС России или другого налогового органа, а также его заместитель.

Стандартное время рассмотрения акта проверки составляет 10 дней.

Если требуются дополнительные мероприятия (опрос свидетеля или другого лица, а также истребование документов у контрагентов налогоплательщика), то ко времени процедуры может быть добавлено не более 1 месяца.

Права и обязанности налоговых органов в отношении КГН могут быть реализованы в 2-месячный период. В указанных рамках, периоды отложения определяются налоговыми органами самостоятельно.

Рассмотрение дела по существу предполагает предварительное установление явки привлекаемого к ответственности лица. Если его присутствие обязательно, то разбирательство откладывается. Как правило, это не служит проблемой для того, чтобы наложить взыскание.

Процесс рассмотрения материалов предполагает ведение протокола. В нем отражаются данные об изучаемых и оглашаемых материалах проверки.

В ходе производства, в права и обязанности налоговых органов входит решение следующих вопросов:

  • о наличии факта нарушения законодательства РФ;
  • о том, предусмотрена ли для таких нарушений ответственность;
  • о наличии основания привлечь лицо к ответственности;
  • о возможности применения ряда норм, касающихся наказания. Имеются в виду основания освобождения от ответственности, а также обстоятельства смягчающего или отягчающего вину характера.

Итогом указанных процедур служит вынесение решения по делу.

Решение и его содержание

Итоговый документ может как предусматривать взыскание, так и обходиться без него. Варианты, которыми определяются меры ответственности, должен включать следующую информацию:

  • имеющие значение для дела обстоятельства, установленные проверкой;
  • контрдоводы налогоплательщика в пользу того, что исполнение им своих обязанностей было надлежащим, и их оценку;
  • ссылку на норму НК РФ, устанавливающую наказание за нарушение;
  • данные о размере недоимки, пеней, а также полагающийся к уплате штраф.

Если решение не предполагает привлечения ответственности, то оно должно содержать основания принятия. В случаях, когда проверкой подтверждена недоимка, ее необходимо указать вместе с размером пени.

Если законодательством об административных правонарушениях предусматривается отдельная ответственность, то в отношении проверяемого может быть оформлено соответствующее постановление, устанавливающее взыскание. Такие правила определяются нормами КоАП.

Возможны и признаки преступления. Если они обнаруживаются, то происходит приостановление исполнения решения, а материалы направляются в правоохранительные структуры. Если последние выносят постановление о прекращении расследования или об отказе в возбуждении дела, то налоговики отменяют указанное выше приостановление. Аналогичен и порядок в случае оправдательного приговора.

Основания для отмены решения налогового органа

Решение вступает в силу не сразу. Привлекаемому лицу дается месячный срок на обжалование документа в апелляционном порядке. Оспорить решение возможно путем подачи жалобы через орган, принявший первоначальное решение.

Итогом рассмотрения жалобы может стать как ее удовлетворение, так и отказ. Также заявление может быть удовлетворено частично. Кроме того, во вышестоящем исполнительном органе могут отменить решение и принять новое.

Любое решение, не связанное удовлетворением требований жалобщика переводит оспариваемый документ в статус действующего в части или полностью.

После неудачной апелляции, возможна подача исковых заявлений в суд. Эта жалоба направляется в соответствующую структуру по месту нахождения органа, принявшего решение. Требования исковых заявлений при подаче и допустимые сроки содержатся в процессуальном законодательстве РФ.

Причины для отмены могут быть как фактическими, так и процессуальными, обусловленными грубым нарушением прав привлеченного лица.

Также основанием для отмены служит обвинительный приговор в отношении физлица, ранее привлеченного к налоговой ответственности.

Обеспечительные меры

Применение обеспечительных мер служит гарантией того, что лицо не уклонится от обязанности возместить предусмотренные решением суммы. Такое понятие известно по судебной процедуре. Истец подает заявление о принятии обеспечительных мер, если принятый акт нарушает его права. Закон устанавливает единственное основание такого решения.

Обеспечительные меры применяются, если есть достаточные основания полагать недобросовестность проверяемого субъекта. Отсутствие конкретизирующих условий нередко приводит к избыточному использованию такого института.

Часто принимается немедленное решение. Возможно обоснование заключается во внутренних инструкциях налоговиков, действие которых не придается огласке, признающих непринятие обеспечительных мер недопустимым. Однако, согласно закону, их введение является правом, а не обязанностью инспекции.

В зависимости от статуса принятого решения, выделяют предварительные обеспечительные меры (связанные с не вступившим в силу документом) и обеспечительные меры, направленные на исполнение действующего решения.

Первый вариант связан с долгим сроком, предоставляемым для подачи жалоб. Предварительные обеспечительные меры позволяют подстраховаться от возможности реализации субъектом своих активов в период апелляции.

Существует и законная классификация. Ч. 10 ст. 101 НК предусматривает отдельные виды обеспечительных мер. К ним относится следующее:

  • запрет на реализацию, либо передачу в залог имущества. При применении обеспечительных мер такого типа устанавливается последовательность от более мягких к более жестким ограничениям, если имеет место неисполнение решения. Первый шаг касается недвижимости. Обеспечительные меры следующего уровня предполагают ограничение в отношении транспорта, а также ценных бумаг различных видов. Также они касаются предметов, составляющих дизайн офисов. Под следующие обеспечительные меры попадает все остальное имущество. Исключение составляют сырье, необходимые в производстве материалы, а также готовая продукция. Последний шаг устанавливает абсолютные ограничения. Они не будут отменены, пока цель не реализуется;
  • решение о применении обеспечительных мер может заключаться в приостановлении операций по банковским счетам. Такая информация доступна налоговикам, поэтому они наиболее часто прибегают к этому виду. Очень часто банковского счета касаются предварительные обеспечительные меры.

Решение о применении обеспечительных мер может быть комбинированным. Закон не ограничивает налоговиков выбором единственного вида.

Круг уполномоченных субъектов ограничен. Решение о применении обеспечительных мер может принять руководитель инспекции, либо его заместитель.

Аналогичен и порядок, когда они прекращают действие. Отмена обеспечительных мер осуществляется этими же лицами.

Возможна ли замена

Налогоплательщик может обратиться к налоговикам, предъявив ходатайство о принятии обеспечительных мер альтернативного характера.

Речь идет о добровольной замене указанных ограничений на банковскую гарантию с полным покрытием, залогом высоколиквидных ценных бумаг или иного имущества. Также возможно поручительство третьих лиц.

Если предъявляется гарантия, выданная банком, числящимся в специальном перечне, то замена должна осуществляться в обязательном порядке после оформления, поскольку обязательства кредитного учреждения надежны, а обеспечительными мерами, прекращения которых добивается налогоплательщик, компании наносится вред.

Опыт нашей команды по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/vynesenie-resheniya-po-rezultatam-rassmotreniya-materialov-nalogovoj-proverki.html

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в свете положений ст. 101 НК РФ

Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение решения: права налогоплательщика

Правила вынесения решения по результатам проверки устанавливаются ст. 101 НК РФ. В своей сущности такая проверка является ревизией, проводящейся по месту нахождения базы налогоплательщика. По результатам её проведения формируется акт, а в случае наличия у проверяемого лица возражений, то они прикладываются к нему.

Различные обстоятельства, подтверждающие версию сотрудников налоговой службы, так же документируются и добавляются ко всей итоговой документации. В результате образуется пакет документов, который передаётся на рассмотрение руководителя отделения налоговой службы.

Что представляет собой проверка данного типа?

Налоговая проверка — это комплекс мероприятий, направленный на выявление возможных нарушений субъекта экономической деятельности. Такие проверки могут иметь различные критерии для своего деления на виды, но важнейшими из них остаются выделение камеральных и выездных проверок.

В обоих случаев работа инспекторов налоговой завершается составлением акта, в котором перечисляются все нарушения. При этом сотрудники, которые проверку проводили, не выносят никаких решений сразу и сами. Это происходит на основе легитимной процедуры, а в итоге появляется определённое решение комиссии.

Плательщик налогов, который проверялся инспекторами, получит письменное уведомление и копию акта. В его распоряжении будет 10 дней для того, чтобы подготовиться к тому, чтобы устно выступать перед комиссией или обращаться к ней с письменными ходатайствами.

Он может опротестовывать выводы комиссии, приводить свои аргументы, опираясь при этом на статьи любых кодексов и ФЗ, которые только имеют отношения к вопросам налогообложения предпринимателей по результатам их экономической деятельности.

Самым неприятным видом проверки является выездной её тип. Она длится долгое время, а срок может быть и продлён. Всё это время предприниматель получает существенные затруднения в ведении дел.

К примеру, налоговые инспекторы могут начать инвентаризацию на его складах, а это потребовать временной приостановки работы — полной или частичной.

Таким образом за несколько месяцев проверка может привести к полному банкротству. Особенно в том случае, если выявленные нарушения, явные или мнимые, повлекут за собой введение каких-то ограничительных мер. Проверяемый налогоплательщик может обращаться за защитой к судебным инстанциям, но это порождает лишь растянутый во времени судебный процесс.

Выездная проверка проводится на основании положений ст. 89 НК РФ и может длиться два месяца. Этот срок может быть увеличен руководителем отделения ФНС до 6 месяцев.

Инспекторы начинают проверку с определенным планом, а в нём предварительно описаны нарушения, вменяемое налогоплательщику, а также примерные суммы недоимок.

Чаще всего проверкой является выявление того, что находится в этом плане. В служебной документации он именуется заключением.

Акт, который появляется в результате проведения проверки, содержит информацию о том, как сильно предварительное заключение соответствует действительности.

Рассмотрение материалов

В течение 10 дней с момента истечения срока, установленного ст. 100 НК РФ, руководитель должен принять взвешенное решение. Существует возможность однократного увеличения срока рассмотрения на один месяц. В момент приёма документов руководитель должен известить налогоплательщика, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения полученных материалов.

С этого момента у того возникает право принять участие в рассмотрении. При этом отсутствие такового лица не рассматривается в качестве препятствия рассмотрения. Впрочем, руководитель может сформировать решение о том, что участие налогоплательщика или его представителя имеют обязательный характер.

На практике налоговики всегда нацелены на то, чтобы получить максимум с каждого субъекта экономической деятельности, по отношению к которым проводятся проверки. В результате таковых многие предприниматели банкротятся.

До начала рассмотрения материалов руководитель должен объявить лицо, которое будет рассматривать дело, установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении, и огласить решение о возможности рассмотрения без приглашённых для участия, если они не явились.

В его обязанность входит и проверка полномочия представителя налогоплательщика, если тот действует через него, разъяснить всем участникам их права и обязанности или вынести решение об отложении рассмотрения, если отсутствует лицо, присутствие которого руководитель считает необходимым.

В ходе рассмотрения может быть оглашен акт, другие материалы, а также письменные возражения налогоплательщика. По правилам рассматриваемой статьи, налогоплательщик может не предоставить письменных возражений, но право личного присутствия и заявления возражений в устной форме за ним всё равно сохраняется и в таком случае.

В ходе проведения процедуры рассмотрения возможно вынесение решения о том, что необходимо привлечь эксперта или специалиста.

Обязанности руководителя при рассмотрении материалов

Круг обязанностей руководителя относительно результатов проверок так же определён рассматриваемой статьёй. К ним относится установление нарушений законов о налогах и наличие в них состава правонарушения, основания для привлечения лица к ответственности. Выявляются и обстоятельства, способные исключить вину, смягчить её или отягчающие ответственность.

Вводит данная статья и правовой режим дополнительных мероприятий. Они могут быть связанными с потребностью в получении дополнительных доказательств факта нарушений или отсутствия таковых.

Начальник налоговиков обладает правом вынести решение о проведении в срок, не выходящий за пределы одного месяца, дополнительных мероприятий. При этом указываются срок и конкретная форма проведения дополнительных мероприятий.

В качестве таковых рассматривается истребование документов, проведение экспертизы, получение свидетельских показаний.

Главными же являются решения руководителя о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

Какие решения принимаются по результатам

Устанавливает анализируемая статья и требования к решениям, которые принимаются по результатам проверок. Если рассматриваемое лицо привлекается к ответственности, то должны быть изложенными обстоятельства совершенного им правонарушения, со ссылкой на документы, подтверждающие обстоятельства совершения правонарушения.

Добавляются и аргументы налогоплательщика, выдвигаемые им в свою защиту, и результаты проверки этих сведений и доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Указываются объём недоимки и соответствующих пеней, а также штраф, назначаемый лицу.

В случае принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения перечисляются обстоятельства, ставшие основанием для этого. Так же может быть указана недоимка и сумма соответствующих пеней.

Принятие обеспечительных мер

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе руководитель вправе принять обеспечительные меры. При необходимости они могут быть отменены в любой момент.

Вынесение решений по результатам проверок и позиция высшего суда

Пример применения положений статьи в ходе судебного решения споров можно найти в определении ВС РФ по делу № 307-КГ16-6928 от 7 июня 2016 г.

Из судебных актов становится ясно, что по результатам проверки общества инспекцией вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения, доначислении налога на прибыль в размере 1 718 703 руб. и НДС в размере 1 546 833 руб.

, а так же начислении 732 521 руб. пеней и штрафные санкции за неуплату налога на прибыль в размере 343 740 руб.

Основанием послужил вывод о занижении базы в связи с фиктивным оформлением с взаимозависимой организацией сделки. Инспекция пришла к выводу о том, что общество умышленно продало товар по цене ниже рыночной.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение недействительным и исходили из того, что в нарушение требований п. 8 ст.

101 НК РФ решение инспекции не содержит обстоятельств и ссылок на доказательства, подтверждающие отклонение цены реализации товара по сделке.

Суд кассационной инстанции указал, что отделением ФНС в обоснование вывода о недобросовестности общества при совершении сделок представлены в деле все необходимые доказательства.

В высшем суде сочли, что суд округа правильно применил нормы материального права.

Судьи ВС оставили в силе его решение, а вместе с тем и решение отделения ФНС о том, что обнаруженные в ходе проверки нарушения подлежат такой суровой квалификации, а обществу надлежит выплатить большой налог и сверх того заплатить штраф.

Как видим, рассмотрение дела общества в его пользу судами начальных инстанций ему не помогло, поскольку государственная система нацелена на получение максимальной отдачи и стремится забирать с бизнеса столько, сколько сможет.

Источник: https://RuLaws.ru/articles/vynesenie-resheniya-po-rezultatam-rassmotreniya-materialov-nalogovoj-proverki-v-svete-polozhenij-st-101-nk-rf/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: