Распределение общехозяйственных (накладных) расходов

Содержание
  1. Накладные расходы это: понятие накладных расходов, состав, как рассчитать
  2. Что такое накладные расходы?
  3. Состав накладных расходов
  4. Для чего нужно учитывать накладные расходы?
  5. Где отражаются накладные расходы?
  6. Как распределяются накладные расходы?
  7. Правила и порядок расчета накладных издержек
  8. Законодательные ограничения накладных расходов
  9. Для медицинских расходов
  10. Для строительных расходов
  11. Выводы
  12. Учет и методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов
  13. Классификация затрат
  14. ОПР: состав, определение
  15. Учет
  16. Распределение
  17. ОХР, состав, определение
  18. Списание
  19. Себестоимость продукции, работ, услуг: как учесть и распределить затраты в 1С:БГУ 8
  20. 1. Себестоимость готовой продукции, работ, услуг: критерии для отнесения затрат на счет 109 00
  21. 2. Настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8
  22. 3. Какие расходы не относятся на счет 109 00
  23. Учет затрат в бюджетных учреждениях
  24. Правила распределения затрат
  25. Пример распределения затрат
  26. Налоговый учет

Накладные расходы это: понятие накладных расходов, состав, как рассчитать

Распределение общехозяйственных (накладных) расходов

Последнее обновление: 08.01.2020

Предприятие в процессе своей деятельности несет определенные расходы, требуемые для удовлетворения производственных процессов.

К ним относятся различные закупки, амортизационные мероприятия, зарплата, административные траты. Большое количество различных затрат требует ведения учетных документов, отражающих каждый пункт.

Кроме этого, учет накладных потерь нужен для заполнения отчетных бланков по производству.

Что такое накладные расходы?

Накладные расходы – это сопутствующие деятельности предприятия траты, не учитываемые в себестоимости товаров и подлежащие разнесению. Предназначение накладных издержек – обеспечение управленческих и организационных процессов, а также связанных с обслуживанием предприятия.

Накладные расходы – что это?

В законодательных документах такого понятия как «накладные расходы» не существует. Отдельным пунктом НК РФ их не выделяет. Однако нормирование накладных трат регламентировано в медицине и строительстве следующими нормативами:

  • п. 6.1.2 Инструкция по формированию проектно-сметных бумаг;
  • ГКИНП (ГНТА)-16-2000, утв. Приказом № 119 от 2000 года.

Остальные предприятия самостоятельно выделяют тип таких расходов и закрепляют их в учетной политике.

Накладные издержки не обеспечивают закупку сырья, они не входят в технологические процессы, то есть не участвуют в создании основного продукта предприятия. Но их планируют при составлении смет затрат как фирмы в целом, так и по отдельным подразделениям.

Состав накладных расходов

Что входит в понятие накладные расходы

Что входит в накладные расходы? Затраты, имеющие косвенное отношение к производственной активности условно можно разделить на несколько категорий.

КатегорииОписание
На руководящий составЗарплатаАттестация, переквалификация и прочие методы повышения уровня квалификации
На обеспечениеПокупка канцелярии, офисной техники и ее содержание
На процесс организации деятельности цеховАренда Амортизация ОСОплата простоя Приобретение транспортных средств
Для обслуживания персоналаОборудование рабочих местПриобретение средств защитыОплата трудаВыплаты подоходного налога и отчисления во внебюджетные фонды
Сопутствующие издержкиКоммунальные платежиРекламные кампанииПолучение экспертных заключений

Для чего нужно учитывать накладные расходы?

Учет нужен для определения конечной себестоимости продукции и процесса

Вопрос относительно учета накладных расходов, и что это понятен, но для чего такой процесс нужен? Необходим такой учет, чтобы посчитать экономическую эффективность всего процесса и объектов в принципе.

Выделив прямые затраты, бухгалтер сможет подсчитать экономическую эффективность каждого объекта, какую он несет прибыль.

Легко посчитать чистый доход, но тогда возникает вопрос, как же в целом посчитать эффективность процесса, ведь существуют еще дополнительные траты для реализации продукции.

Важно: для этого необходимо выделить косвенные расходы и разнести их по объектам.

Благодаря такому распределению накладных расходов можно подсчитать траты и убрать лишние объекты, на которых можно сэкономить и повысить доходность предприятия.

При этом важно, чтобы они были релевантными, то есть при сокращении неэффективных объектов должны уменьшиться и косвенные издержки.

В противном случае сокращение таких объектов может только ухудшить положение и снизить прибыль предприятия.

Определенной методики определения состава и разнесения накладных расходов не существует, но осуществление данного процесса и его внесение в учетную политику компании обязательно для сохранения эффективности бизнеса. В результате составления правильной схемы учета можно формировать качественные управленческие отчеты и отслеживать деятельность.

Важно: распределять косвенные траты можно как на систематической основе, так и разово перед принятием стратегических решений.

Где отражаются накладные расходы?

Отражение косвенных трат происходит согласно их происхождению и учетной политике компании, например:

  • в финансовой отчетности каждого структурного подразделения;
  • в проектно-сметных документах;
  • в формировании бюджета компании.

Как распределяются накладные расходы?

Пример распределения суммы накладных расходов по разным методам

Распределение происходит согласно установленной политике компании, но при этом можно использовать один из нескольких методов:

  • рабочей зарплаты – используется пропорциональный подсчет фонду оплаты труда на предприятии с большим количеством штатной единицы. Если большое количество процессов выполнено руками;
  • объема продаж – применяется пропорция машинно-часам, при наличии на предприятии большого количества автоматизированных процессов;
  • единицы продукции – используется, если прямые затраты значительно превышают непрямые. Тогда можно учесть соотношение прямых затрат на единицу продукции к общим по производству;
  • прямой расчет – отдельное суммирование расходов, подсчитанных по каждой отдельной статье;
  • комбинированные – необходим такой метод для крупного производства, в котором выпускается несколько видов продуктов. Например, по производственной части относительно ФОП, а общехозяйственные с учетом расходов на единицу продукции.

Важно: выбрав один из методов расчета основных и накладных затрат, следует внести его в учетную политику компании и закрепить отдельным положением.

Правила и порядок расчета накладных издержек

Важным этапом расчета дополнительных трат является определение процента накладных расходов от прямых затрат. Для каждой статьи расходов он установлен индивидуально:

  • Для административно-хозяйственных – не более 43,45%;
  • Для обслуживания рабочего штата – 37,32%;
  • Для организации управления работами на объектах – 15,7%;
  • Прочие расходы (платеж по кредитам, выплата налогов, амортизация) – 3,53%.

Чтобы начать расчет накладных расходов, следует определить природу их происхождения. На каждом предприятии для расчета накладных расходов формула может быть своя. Главное определиться, к какому процессу они привязаны:

  • К участию в инвестиционных проектах и тендерах;
  • Формирование рабочих проектов и осуществлению выплат по ним;
  • При осуществлении основных и вспомогательных рабочих процессов.

При этом расчет выполняется согласно установленным правилам, исходя из выбранного объекта отчисления. Например, за основу взят фонд заработной платы с определением коэффициента по общехозяйственным накладным затратам, которые должны быть прямо пропорциональны общим затратам предприятия.

В таком случае большинство бухгалтеров определяет суммарную стоимость трат производства по всем статьям хозяйственной деятельности. Далее определяется общая сумма всех накладных расходов. Для этого в смету вносится стоимость одной единицы продукции по каждой категории отдельно.

Важно: расчет себестоимости продукции должен проводиться согласно установленным нормативными документами РФ правилам.

Вариант расчета, формула и основные критерии должны быть указаны в учетной политике компании с учетом опыта прошлых периодов и прогнозируемых изменений в будущем.

Как происходит распределение накладных трат относительно ФОП, можно посмотреть на примере. Например, предприятие занимается производством мебели на заказ.

За месяц рабочие согласно выработке, получили следующую зарплату:

  • табуретов произведено в количестве 100 штук на сумму 1 млн. рублей;
  • тумб в объеме 150 штук произведено на 2 млн. рублей;
  • шкафов в объеме 100 штук изготовлено на 3 млн. рублей.

Итого ФОП составил 6 млн. рублей.

Накладные затраты составили 1 млн. рублей.

Пропорция расходов согласно формуле проведена следующая:

  • на табуреты 0,166 исходя из деления 1 млн. рублей на 6 млн., то есть фонд заработной платы по табуретам всех рабочих составил 16,6%;
  • для расчета зарплаты на единицу изделия необходимо 0,166 * 1 млн. рублей и получится 1 666, 66 рублей на штуку.

Согласно законодательству, некоторые косвенные издержки подлежат нормированию, к таким имеют отношение:

  • расходы по добровольному страхованию на работников;
  • представительские расходы;
  • на рекламную кампанию;
  • на амортизацию и формированию резервного фонда, связанного с ремонтными текущими работами;
  • по долговым обязательствам, выраженным в процентном эквиваленте, относительно контролируемых сделок и займов;
  • по сомнительным долгам.

Важно: регулируются все накладные траты, подлежащие нормированию НК РФ в ст. 264, 266, 267, 269, 255.

Законодательные ограничения накладных расходов

При вычислении накладных расходов необходимо учитывать установленные законодателем лимиты по отдельным статьям, а также нормы, установленные самим предприятием в учетной политике.

https://www.youtube.com/watch?v=yK_YhXcuejA

Касается лимитирование косвенных трат медицинской и строительной отраслей.

Для медицинских расходов

Регламентируется лимитирование накладных трат в данной отрасли Приказом Минздрава от 1995 года № 60, согласно его положениям в себестоимость медицинской помощи должны входить все понесенные издержки учреждением за истекший год, а именно:

  • зарплата всего персонала без учета медицинского с дополнительными начислениями;
  • расходы на меблирование помещений, обеспечение кабинетов канцелярией и прочее, за исключением лекарств и материала для перевязок;
  • потери по ремонтным работам.

Важно: при расчете используется заработная плата всего персонала с использованием коэффициента 1,5.

Для строительных расходов

В строительстве накладные расходы вносятся в смету по нормативным коэффициентам

Для нормирования применяются Методические указания, регламентированные Постановлением Госстроя РФ. Согласно документу, за основу взята заработная плата всех работников и указаны коэффициенты для каждой строительной отрасли отдельно с учетом региона, в котором происходят работы. Распределяются коэффициенты по следующим работам:

  • Промышленная
  • Сельскохозяйственная
  • Транспортная
  • Жилищная
  • Энергетическая
  • Для водного хозяйства
  • Для атомной энергетики
  • Реставрация
  • Капитальный ремонт
  • Прочее.

Важно: нормируются издержки на стадии составления сметы и при расчете за выполненные работы. В смету вносятся средние издержки по отрасли, включенные в предоставление услуг или производство.

Выводы

Накладные затраты – часть работы каждой компании. Они должны быть соизмеримы и не превышать прямые затраты. Их подсчет выполняется по усмотрению компании, и на основании установленной политики. При этом их контроль обязателен, чтобы знать, на какой доход может рассчитывать предприятие, и своевременно его увеличивать путем контроля косвенных издержек.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/nakladnye-raskhody/

Учет и методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Распределение общехозяйственных (накладных) расходов

Доходность любого субъекта экономической деятельности зависит от правильности отражения и учета затрат. Их оптимизация, контроль, распределение влияют на себестоимость товара (услуги), снижают риски возникновения санкций налоговых органов.

На начальном этапе деятельности каждая компания планирует и формирует перечень затрат, необходимых для осуществления производственных процессов.

Важным аспектом, отраженным в учетной политике, являются методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Классификация затрат

Ценовая политика предприятия складывается с учетом рыночной ситуации касательно определенного вида товаров, услуг или работ, при этом регулирование стоимости происходит за счет суммы вкладываемой прибыли либо перераспределения коммерческих расходов. Производственные затраты – это величина постоянная, которая складывается из показателей фактических издержек. Цена реализации (работ, услуг, товаров) включает в себя себестоимость, коммерческие расходы и сумму прибыли.

Каждая организация в учетной политике формирует положения, регламентирующие учет расходов, методы их распределения и списания. Бухгалтерскими нормативными актами (Налоговый кодекс, ПБУ) рекомендован перечень и классификация затрат, относящихся на себестоимость. Норма расхода каждой статьи устанавливается внутренними документами предприятия.

Затраты систематизируются по различным критериям: по экономическому содержанию, по времени возникновения, по составу, по способу включения в себестоимость и т. д. Для формирования калькуляции все расходы разделяют на косвенные и прямые. Принцип включения в себестоимость зависит от количества видов выпускаемой компанией продукции либо оказываемых услуг.

Методы распределения прямых расходов (заработная плата, сырье, амортизация основного оборудования) и косвенных (ОПР и ОХР) определяются в соответствии с нормативными документами и внутренним регламентом компании.

Более подробно необходимо остановиться на общехозяйственных и общепроизводственных расходах, которые включаются в себестоимость методом распределения.

ОПР: состав, определение

При разветвленной производственной структуре, направленной на выпуск нескольких единиц продукции (услуг, работ), у предприятия возникают дополнительные издержки, не относящиеся непосредственно к основному виду деятельности. При этом учет расходов данного вида необходимо вести и включать в себестоимость. Структура ОПР имеет следующий вид:

– амортизация, ремонт, эксплуатация оборудования, машин, нематериальных активов производственного назначения;

– содержание, модернизация цеховых помещений;

– отчисления в фонды (ФСС, ПФР) и заработная плата персонала, обслуживающего производственный процесс;

– коммунальные расходы (электроэнергия, теплоэнергия, вода, газ);

– прочие расходы, связанные непосредственно с производственным процессом и его управлением (списание используемого инвентаря, МБП, командировочные расходы, аренда площадей, услуги сторонних организаций, обеспечение безопасных условий работы, содержание вспомогательных подразделений: лабораторий, служб, отделов, лизинговые платежи). Производственные затраты – это расходы, связанные с процессом управления основными, обслуживающими и вспомогательными подразделениями, именно они включаются в состав себестоимости как общепроизводственные расходы.

Учет

Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов основываются на суммарном значении данных показателей, накопленном в течение отчетного периода. Для обобщения информации по ОПР в плане счетов предусмотрен накопительный реестр №25.

Его характеристика: активный, собирательно распределительный, не имеет сальдо на начало месяца и конец (если иное не предусмотрено учетной политикой), аналитический учет ведется по подразделениям (цехам, отделам) или видам продукции.

В течение определенного периода в дебете счета 25 аккумулируется информация по фактически произведенным расходам. К типовым корреспонденциям можно отнести следующие операции.

  • Дт 25 Кт 02, 05 – отнесена на ОПР начисленная сумма амортизации ОС, НМА.
  • Дт 25 Кт 21, 10, 41 – товары собственного производства, материалы, инвентарь списаны на расходы производства.
  • Дт 25 Кт 70, 69 – начислена з/п персоналу ОПР, произведены отчисления во внебюджетные фонды.
  • Дт 25 Кт 76, 84, 60 – на общепроизводственные расходы отнесены выставленные контрагентами счета за оказанные услуги, выполненные работы, списана сумма недостач, выявленная по результатам инвентаризации.
  • Дебетовый оборот счета 25 равен сумме фактических расходов, которые в конце каждого отчетного периода списываются на калькуляционные счета (23, 29, 20). При этом составляется следующая бухгалтерская запись: Дт 29, 23, 20 Кт 25 – накопленные расходы списаны на вспомогательное, основное или обслуживающее производство.

Распределение

Сумма общепроизводственных расходов может в значительной мере повысить себестоимость выпускаемой продукции, производимых работ, оказываемых услуг. На крупных промышленных предприятиях ОПР планируется и вводится понятие «норма расхода», отклонения данного показателя тщательно изучаются аналитическим отделом.

В организациях, занятых созданием одного вида продукции, методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов не разрабатываются, сумма всех затрат полностью включается в себестоимость. Наличие нескольких производственных процессов подразумевает необходимость включения всех видов затрат в калькуляцию каждого из них.

Распределение расходов общепроизводственного значения может происходить несколькими способами:

  1. Пропорционально выбранному базовому показателю, который оптимально соответствует связке ОПР и величине выпуска продукции (объем произведенного товара, фонды оплаты труда, расход сырья или материалов).
  2. Ведение раздельного учета ОПР для каждого вида продукции (затраты отражаются на аналитических субсчетах, открываемых к регистру №25).

При любом варианте методы распределения косвенных расходов должны быть закреплены в учетной политике предприятия и не противоречить нормативным актам (ПБУ 10/99).

ОХР, состав, определение

Административно-хозяйственные затраты являются весомой величиной в себестоимости товаров, работ, изделий, услуг. Общехозяйственные расходы являются суммовым отражением управленческих издержек, они включают в себя:

– содержание и обслуживание сооружений, зданий непроизводственного назначения (офисы, административные площади), арендные платежи;

– отчисления в социальные фонды и оплата труда управленческого персонала;

– услуги связи и интернета, охраны, почтовые, консультационные, аудиторские расходы;

– амортизационные отчисления на объекты непроизводственного назначения;

– реклама (если данные расходы не относятся к коммерческим);

– канцелярия, коммунальные платежи, информационные услуги;

– расходы на обучение персонала и соблюдение правил производственной безопасности;

– прочие аналогичные затраты.

управленческого аппарата необходимо для осуществления процессов производства и дальнейшего сбыта продукции, но высокий удельный вес данного вида расходов требует постоянного учета и контроля.

Для крупных организаций использование нормативного метода начисления ОХР неприемлемо, так как многие виды административных трат носят переменный характер или при единовременной оплате переносятся в себестоимость продукции поэтапно, в течение определенного срока.

Списание

Все общехозяйственные расходы собираются в денежном выражении как дебетовый оборот счета 26.

При закрытии периода они списываются на основное, обслуживающее или вспомогательное производство, могут включаться в стоимость товара, подлежащего реализации, относиться на расходы будущих периодов либо частично направляться на убыток предприятия. В бухгалтерском учете этот процесс отражается записями:

  • Дт 20, 29, 23 Кт 26 – ОХР включены в себестоимость продукции основного, обслуживающего и вспомогательного производств.
  • Дт 44, 90/2 Кт 26 – общехозяйственные расходы списаны в торговых предприятиях, на финансовый результат.

В настоящее время учет общепроизводственных и общехозяйственных затрат ведется в бухгалтерских базах и программах группы 1С. Методы распределения косвенных расходов регламентируются специальными настройками. При расчете себестоимости ОПР и ОХР необходимо в закладке «производство» поставить флажки напротив утвержденной базы.

При списании на расходы будущих периодов необходимо установить срок и сумму. Для включения затрат в финансовый результат заполняется соответствующая закладка. При запуске функции “закрытие периода” общепроизводственные и общехозяйственные затраты, накопленные на 25 и 26 регистрах, автоматически списываются в дебет указанных счетов.

Данный процесс формирует себестоимость готового продукта.

Источник: https://FB.ru/article/217016/uchet-i-metodyi-raspredeleniya-obscheproizvodstvennyih-i-obschehozyaystvennyih-rashodov

Себестоимость продукции, работ, услуг: как учесть и распределить затраты в 1С:БГУ 8

Распределение общехозяйственных (накладных) расходов

Счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” все чаще становится объектом проверки контролирующих органов, а его обороты включаются в показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.

От правильности формирования показателей на этом счете зависит достоверность стоимости продукции, работ, услуг и, соответственно, финансового результата учреждения по доходам и расходам.

В данной статье мы рассмотрим, как правильно учесть затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг на счете 109 00 и настроить распределение накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8.

1. Себестоимость готовой продукции, работ, услуг: критерии для отнесения затрат на счет 109 00

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 109 00 (п. 124 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н).

Группировка затрат осуществляется по следующим группам:

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг – счет 109 60;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг – счет 109 70;
  • общехозяйственные расходы – счет 109 80.

1.1. Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (счет 109 60). Это расходы, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида продукции, работы, услуги.

К прямым затратам могут быть отнесены:

  • заработная плата основного персонала;
  • начисления на оплату труда основного персонала;
  • стоимость полностью потребляемых в процессе изготовления единицы готовой продукции, работы, услуги материальных запасов;
  • амортизация основных средств, используемых в процессе изготовления готовой продукции, работы, услуги.

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Пример. Бюджетное учреждение занимается изготовлением одного вида готовой продукции – творога жирностью 9%.

Все затраты, связанные с изготовлением этого вида готовой продукции (зарплата персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, стоимость потребляемых материалов и т.п.) относятся в дебет счета 109 60.

1.2. Накладные расходы – расходы, которые не могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, работ, услуг. Накладные расходы (счет 109 70) ежемесячно распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (счет 109 60) пропорционально установленным базам через расчетные коэффициенты.

К накладным расходам могут быть отнесены:

  • оплата труда общеучрежденческого персонала;
  • начисления на оплату труда общеучрежденческого (административно-хозяйственного) персонала;
  • коммунальные и хозяйственные расходы (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
  • затраты на командировки и служебные разъезды;
  • износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
  • амортизация (износ) основных средств, непосредственно не связанных с выпуском продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Пример 1. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции – творога жирностью 9% и творога жирностью 18% (для производства этих видов готовой продукции используется один набор материальных запасов – молоко, закваска).

Все затраты, связанные с изготовлением этих видов готовой продукции (зарплата персонала, начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные услуги, стоимость потребляемых материалов и т.п.) относятся в дебет счета 109 70.

В конце месяца показатели счета 109 70 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

Пример 2. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции – хлеба и конфет (для производства этих видов готовой продукции используются разные наборы материальных запасов).

Затраты, непосредственно связанные с изготовлением хлеба (стоимость потребляемых материальных запасов, зарплата пекарей, начисления на выплаты по оплате труда пекарей) относятся напрямую на себестоимость конкретного вида готовой продукции (хлеба) – в дебет счета 109 60.

Затраты, непосредственно связанные с изготовлением конфет (стоимость потребляемых материальных запасов, зарплата кондитеров, начисления на выплаты по оплате труда кондитеров) относятся напрямую на себестоимость конкретного вида готовой продукции (конфет) – в дебет счета 109 60.

Затраты, не связанные с изготовлением определенного вида готовой продукции (коммунальные услуги, зарплата общеучрежденческого персонала, начисления на выплаты по оплате труда общеучрежденческого персонала) относятся к накладным расходам – в дебет счета 109 70. В конце месяца показатели счета 109 70 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

1.3. Общехозяйственные расходы – расходы на нужды управления, не связанные непосредственно с производственным процессом (процессом оказания услуг, выполнения работ).

Общехозяйственные расходы подразделяются на:

  • Распределяемые – подлежащие распределению на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (счет 109 60);
  • Не распределяемые – подлежащие отнесению на увеличение расходов текущего финансового года (счет 401 20).

Пример 1. Бюджетное учреждение занимается изготовлением двух видов готовой продукции – творога жирностью 9% и творога жирностью 18%.

Затраты, не связанные непосредственно с изготовлением этих видов готовой продукции (зарплата управленческого персонала, начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, коммунальные услуги по административному зданию, стоимость канцелярских принадлежностей управленческого персонала и т.п.) относятся к общехозяйственным расходам – в дебет счета 109 80.

В конце месяца показатели счета 109 80 распределяются на себестоимость каждого вида продукции (счет 109 60) пропорционально установленной базе.

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется самостоятельно учреждением или учредителем и является элементом учетной политики.

2. Настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов в 1С:БГУ 8

Инструкция № 157н предусматривает следующие методы распределения накладных и общехозяйственных расходов:

  1. пропорционально прямым затратам по оплате труда;
  2. пропорционально материальным затратам;
  3. пропорционально иным прямым затратам;
  4. пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  5. пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

В программе 1С:БГУ 8 настройка распределения накладных и общехозяйственных расходов производится в разделе “Учетная политика” карточки учреждения.

Для распределения накладных и общехозяйственных расходов установите флажки “Распределять накладные расходы производства” и “Распределять общехозяйственные расходы” (рис.1).

Рис. 1

Выбор метода распределения накладных и общехозяйственных расходов производится по ссылке “Методы распределения общих затрат” (рис. 2).

Рис. 2

При необходимости можно настроить базы распределения накладных и общехозяйственных расходов для различных сочетаний КФО и ИФО.

3. Какие расходы не относятся на счет 109 00

Безусловно, не все расходы учреждения могут относиться на себестоимость готовой продукции, работ, услуг и отражаться по дебету соответствующих аналитических счетов бухгалтерского учета счета 109 00.

Некоторые расходы, которые могут быть напрямую отнесены на финансовый результат – счет 401 20, предусмотрены нормативно-правовыми актами, некоторые исходят из экономического смысла хозяйственной операции.

Рассмотрим наиболее распространенные из них, например:

Источник: https://grnt.ru/blog/sebestoimost-produkczii-rabot-uslug-kak-uchest-i-raspredelit-zatraty-v-1sbgu-8/

Учет затрат в бюджетных учреждениях

Распределение общехозяйственных (накладных) расходов

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.

Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

В пункте 134 Инструкции № 157н указано, что распределение накладных расходов осуществляется пропорционально показателям, характеризующим результаты деятельности учреждения (прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки и т. п.). В состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения (п. 138 Инструкции № 157н).

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

В соответствии с пунктом 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы.

Порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики (п.

134 Инструкции № 157н).

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

Пример

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности.

Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий.

Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

Далее приведем отдельные статьи расходов, подлежащие распределению при планировании финансово-хозяйственной деятельности:

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.) : 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб. : 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице ниже.

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Налоговый учет

Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль – нормам главы 25Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

В соответствии с пунктами 17, 49 статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, согласноподпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25 Налогового кодекса РФ, в том числе нормамипункта 1 статьи 272.

Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Источник: https://lawedication.com/blog/2013/09/15/uchet-zatrat-v-byudzhetnyx-uchrezhdeniyax/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: