Раскрытие учетной информации

Содержание
  1. Отчетность за 2019 год: раскрытие учетной политики по IFRS 9 и информации о финансовой деятельности
  2. Обесценение (для нефинансовых организаций)
  3. Расчеты по договорам на покупку или продажу нефинансового объекта
  4. Соглашения о финансировании поставщиков
  5. Раскрытие информации об изменениях в обязательствах от финансовой деятельности
  6. Учетная политика для целей бухгалтерского учета
  7. Порядок изменения учетной политики для бухгалтерского учета
  8. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
  9. Обозначим основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета. Они прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):
  10. Приведем примерный перечень разделов, который подлежит раскрытию в бухгалтерской учетной политике:   
  11. Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности
  12. 1.1 Сущность и назначение информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности
  13. 1.2 Требования, предъявляемые к информации бухгалтерской (финансовой) отчетности
  14. Раскрытие учетной политики
  15. Раскрытие учета
  16. Изменение учетной политики
  17. Положения учетной политики
  18. Учетная политика: что должно быть обязательно
  19. Основные принципы учетной политики
  20. Перечень обязательных разделов учетной политики
  21. СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам
  22. СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  23. СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  24. СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  25. СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам
  26. Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

Отчетность за 2019 год: раскрытие учетной политики по IFRS 9 и информации о финансовой деятельности

Раскрытие учетной информации

Как и в случае с IFRS 15, компании должны тщательно проанализировать свою учетную политику в отношении финансовых инструментов.

МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» ввел новые категории классификации и оценки, которые привели к новой терминологии.

Поэтому учетная политика должна адекватно описывать новые категории классификации и, в частности, воздерживаться от использования устаревшего языка старого стандарта МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», например, таких выражений, как «удерживаемые до погашения» финансовые инструменты или «займы и дебиторская задолженность».

Раскрытие учетной политики должно быть четким, кратким и уместным. Следует избегать шаблонных объяснений бизнес-модели и SPPI-тестов, взятых из стандарта.

Вместо этого, описание учетной политики должно быть адаптировано к компании и касаться только инструментов, удерживаемых компанией.

Следующие ключевые моменты также следует учитывать:

  • Бизнес-модель(и) компании, используемые для управления финансовыми инструментами, должны быть раскрыты в финансовой отчетности.
  • Если компания оценивает финансовое обязательство по справедливой стоимости через прибыль или убыток (FVPL), и, следовательно, признает изменения собственного кредитного риска в составе OCI (прочего совокупного дохода), то учетная политика должна объяснить порядок отражения прибыли или убытков, приходящихся на изменения собственного кредитного риска.
  • Кроме того, компании должны объяснить, каким образом финансовые инструменты отвечают критериям классификации как оцениваемые по FVPL, либо по справедливой стоимости через прочий совокупный доход (FVOCI).

Обесценение (для нефинансовых организаций)

МСФО (IFRS) 9 представила новую модель обесценения на основе ожидаемых кредитных убытков (ECL).

В примечаниях к отчетности должны быть рассмотрены следующие пункты:

Применение новой модели обесценения к некоторым активам вне сферы применения IFRS 9, в частности к активам по договорам, признанным в соответствии с МСФО (IFRS) 15 и аренде в соответствии с МСФО (IFRS) 16.

О применении модели обесценения к межфирменным кредитам можно легко забыть, так как они исключаются из финансовой отчетности группы. Тем не менее, они могут быть существенными для отдельной финансовой отчетности компании.

Компания может предположить, что кредитный риск по финансовому инструменту существенно не увеличился с момента первоначального признания, и, следовательно, резерв под убытки оценивается как равный 12-месячному ECL, если финансовый инструмент имел низкий кредитный риск на отчетную дату.

Компании должны прояснить в раскрытиях, применяли ли они это упрощение практического характера, и насколько обширно применяли.

Компании должны предоставить анализ валовой балансовой стоимости финансовых активов и подверженности кредитному риску по классам рейтинга кредитного риска.

Если для торговой дебиторской задолженности, активов по договорам и дебиторской задолженности по аренде используется упрощенный подход к обесценению, он может быть представлен в виде матрицы резервов или основан на количестве дней просрочки задолженности.

Этот анализ должен быть раскрыт.

Определение ECL может быть ключевым источником неопределенности оценки ECL. Если это так, компании обязаны раскрывать основные допущения, а также анализ чувствительности, который показывает, как ECL меняется в зависимости от изменения экономических переменных.

Расчеты по договорам на покупку или продажу нефинансового объекта

В марте 2019 года по Комитет по разъяснениям МСФО (IFRIC) опубликовал решение, которое рассматривает, каким образом компания должна применять IFRS 9 к конкретным договорам на покупку или продажу нефинансовых объектов по будущей фиксированной цене.

Эти договоры не определяются как участвующие в отношениях хеджирования и не отвечают собственным критериям исключения.

Следовательно, при применении МСФО (IFRS) 9, они учитываются как производные финансовые инструменты, оцениваемые по FVPL.

На дату расчетов, компания либо поставляет или получает нефинансовый объект.

В зависимости от того, является ли это договор сделкой купли или продажи, компания признает либо закупку, либо выручку на эту дату, оцениваемую в сумме денежных выплат или поступлений плюс прибыль или убыток от прекращения признания производного инструмента (т.е. справедливая стоимость производного инструмента на дату расчетов).

IFRIC отметил, что требования IFRS 9 ни разрешают, ни требуют дополнительной бухгалтерской проводки, которая восстанавливает накопленную прибыль или убыток, ранее признанную в составе прибыли или убытка по производному инструменту и признает соответствующие корректировки либо выручки, либо закупки (изменения запасов).

Решение IFRIC также объясняет требования к представлению и раскрытию информации в соответствии с МСФО (IAS) 1 и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», которые относятся к прибыли и убыткам по производным финансовым инструментам.

IFRIC отметил, что для целей этих требований, по существу считается, что нет никакой прибыли или убытка от производных инструментов, вызванных расчетами по договору.

Соглашения о финансировании поставщиков

Соглашения о финансировании поставщиков (также называемые «обратным факторингом») часто разрабатываются, чтобы обеспечить выгоду покупателю и ликвидность поставщику.

В некоторых странах они стали обычным явлением в ответ на государственную политику, способствующую своевременной оплате поставщикам.

Условия соглашений финансирования поставщиков различаются, но обычно они подразумевают, что поставщики получают оплату или по факту или до получения инвойсов, от финансового учреждения (являющегося третьей стороной), которое затем получает возмещение от покупателя в более поздний срок, либо соответствующий инвойсу, либо еще более поздний.

Соглашения этого типа поднимают ряд важных вопросов финансовой отчетности:

Классификация обязательств либо как торговая кредиторская задолженность (поскольку первоначальное обязательство вызвано покупкой товаров или услуг), либо как заемные средства (поскольку в конечном итоге будут произведены расчеты с финансовым учреждением, возможно, со значительной отсрочкой).

Представление платежей и поступлений в отчете о движении денежных средств, когда обязательство классифицируется как заимствования.

Т.е., или, в соответствии с формой операции, возникает денежный отток по финансовой деятельности в финансовое учреждение, или операция должна отражаться на чистой основе (т.е. как нетто-величина), чтобы одновременно представить денежный отток по операционной деятельности поставщику и финансовый приток от финансового учреждения.

Эти вопросы должны быть тщательно рассмотрены на основе фактов и обстоятельств соглашения (они могут значительно различаться).

Полное и четкое раскрытие информации должно быть описывать:

Характер и сроки значительных соглашений о финансировании поставщиков.

Подход к представлению значительных соглашений о финансировании поставщиков и (в соответствии с параграфом IAS 1:122) суждения, сформированные при применении этой политики.

Балансовую стоимость обязательств (по соглашениям) и статьи, в составе которых они представлены.

Как финансовые операции с поставщиком отражены в отчете о движении денежных средств, в том числе любые представленные на чистой основе (как нетто-величины) обязательства, классифицированных как заемные средства.

Пересмотренные требования МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» по раскрытию движения финансовых обязательств также не следует упускать из виду, если какие-либо денежные потоки будут представлены как финансовые.

Если соглашения о финансировании поставщиков были использованы в качестве инструмента для управления риском ликвидности, требуется раскрытие в соответствии с параграфом IFRS 7:39(с).

Поставщики должны также рассмотреть последствия их участия в таких соглашениях, и с точки зрения бухгалтерского учета, и с точки зрения раскрытия информации.

Подобно «традиционным» соглашениям о факторинге, они должны раскрывать тип факторинга – «с регрессом» или «без регресса», а также, была ли погашена задолженность покупателем и существует ли отдельное обязательство перед финансовым учреждением в настоящий момент.

Раскрытие информации об изменениях в обязательствах от финансовой деятельности

В 2017 году вступили в силу поправки к МСФО (IAS) 7, которые требуют раскрытия информации об изменениях в обязательствах от финансовой деятельности (это раскрытие иногда называют сверкой чистого долга – «gross debt reconciliation»).

В сентябре 2019 года Комитет по интерпретации МСФО (IFRIC) опубликовал решение, которое напоминает компаниям о цели раскрытия информации и поясняет, что одной этой сверки может быть не достаточно.

Следует отметить, что предлагаемая в IAS 7 сверка отличается от сверки чистого долга, которая исторически применялась ​​в некоторых странах, поскольку она представляет только текущие изменения в обязательствах, возникающие в результате финансовой деятельности, а не изменения чистого остатка долга, которые часто включают в себя движение денежных средств и других активов, не связанных с потоками от финансовой деятельности.

В целом, сверка в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 7:

  • не включает в себя какие-либо остатки денежных средств или их эквивалентов;
  • включает все обязательства, которые приводят к денежным потокам от финансовой деятельности в отчете о движении денежных средств (например, заимствования или обязательства по аренды, а также обязательства перед поставщиками, если они сформированы в рамках финансовой деятельности компании);
  • включает все производные инструменты, которые приводят к денежным потокам от финансовой деятельности в отчете о движении денежных средств, например, из-за того, что они являются инструментами хеджирования для обязательств, сформированных в рамках финансовой деятельности компании;
  • включает как изменения в результате денежных потоков, так и изменения неденежного характера; и
  • включает сверку с отчетом о движении денежных средств.

Источник: https://fin-accounting.ru/articles/2020/ifrs-reporting-2019-ifrs-9-accounting-policies-financing-activities

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Раскрытие учетной информации

Какие организационные аспекты бухгалтерской учетной политики должны быть отражены организацией? Что должно быть освещено в бухгалтерской учетной политике?

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Прежде всего, в учетной политике для целей бухгалтерского учета должны быть отражены организационные моменты ведения бухгалтерского учета.  

НУЖЕН АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В РОСКО!

БУХГАЛТЕРСКАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Организация ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и национальными стандартами (положениями) по ведению бухгалтерского учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ответственность за организацию учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель или лицо, на которое возложено исполнение функций и полномочий единоличного исполнительного органа.

Учетный процесс организации основывается на принципах непрерывности, организационной и функциональной централизации.

Взаимоотношения между подразделениями организации, структурными подразделениями определяются соответствующими регламентами и иными организационно-распорядительными документами, утверждаемыми руководителем организации или уполномоченным им лицом. 

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Организация осуществляет ведение бухгалтерского учета с использованием автоматизированных средств – программных продуктов 1С. Бухгалтерия.8.3.  

Важно! Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни устанавливается методическими документами организации.

Порядок изменения учетной политики для бухгалтерского учета

Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и должна применяться последовательно из года в год.

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

  •  изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  •  разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  •  существенном изменении условий деятельности организации.

В случае возникновения в деятельности организации новых фактов, не имевших место ранее, в учетную политику организации вносятся дополнения, касающиеся принципов и порядка отражения этих фактов в бухгалтерском учете.

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОСВЕЩЕНО В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА?

Обозначим основные требования к учетной политике компании для целей бухгалтерского учета. Они прописаны в п.6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н):

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности (это означает, что в бухгалтерском учете подлежат все операции без исключения);
  • своевременный учет хозяйственных операций (это означает, что операции необходимо отражать в тех периодах, в которых они были совершены);
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой.

Приведем примерный перечень разделов, который подлежит раскрытию в бухгалтерской учетной политике:   

  • Вложения во внеоборотные активы
  • Особенности учета объектов строительства
  • Формирование стоимости объектов капитального строительства    Учет временных сооружений
  • Учет расходов отделов (управлений) капитального строительства
  • Строительство, реконструкция, модернизация, достройка объектов основных средств хозяйственным способом.
  • Учет оборудования, требующего монтажа
  • Раскрытие информации о вложениях во внеоборотные активы в бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.         Основные средства

  •  Признание объектов основных средств
  •  Первоначальная оценка основных средств
  •  Изменение первоначальной стоимости
  •  Амортизация и срок полезного использования основных средств
  •  Учет затрат на ремонт основных средств
  •  Учет арендованных основных средств
  •  Учет основных средств, полученных по договору лизинга
  •  Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

3.         Нематериальные активы

  • Признание объектов нематериальных активов
  • Амортизация и срок полезного использования
  • Учет деловой репутации
  • Раскрытие информации о нематериальных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

4.         Материально-производственные запасы (МПЗ)

  •   Учет материалов
  •   Учет покупных полуфабрикатов
  •   Учет возвратных отходов
  •   Учет тары
  •   Учет материалов, принятых на ответственное хранение
  •   Учет специальной оснастки и специальной одежды
  •   Учет готовой продукции
  •   Особенности учета товаров
  •   Учет неотфактурованных поставок. Учет МПЗ, находящихся в пути
  •  Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской (финансовой) отчетности

5.        Финансовые вложения

  • Порядок признания доходов и расходов по финансовым вложениям
  • Обесценение финансовых вложений
  • Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерской (финансовой) отчетности

6.         Займы и кредиты

  • Порядок учета расходов по полученным займам и кредитам
  • Раскрытие информации о займах и кредитах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

7.         Учет доходов

  •   Учет доходов по обычным видам деятельности
  •   Особенности признания отдельных видов доходов
  •   Раскрытие информации о доходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

8.         Учет расходов

  • Учет расходов по обычным видам деятельности
  • Отдельные особенности учета затрат
  • Особенности признания отдельных видов расходов
  • Учет расходов будущих периодов
  • Раскрытие информации о расходах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

9.         Учет расчетов по налогу на прибыль

  • Постоянные и временные разницы
  • Признание постоянных налоговых обязательств (активов)
  • Признание отложенных налоговых обязательств (активов)
  • Учет налога на прибыль
  • Раскрытие информации по учету налога на прибыль в бухгалтерской (финансовой) отчетности

10.       Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности

  •  Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
  •  Формирование отчетности по сегментам

11.       Приложения

  • Приложение 1. Положение о системе документооборота.
  • Приложение 2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
  • Приложение 3. Порядок формирования резерва под обесценение МПЗ.
  • Приложение 4. Порядок формирования резерва под обесценение финансовых вложений.
  • Приложение 5. Порядок формирование резерва по сомнительным долгам.
  • Приложение 6. Порядок создания оценочного обязательства по судебным разбирательствам.
  • Приложение 7. Порядок формирование резерва по гарантийным обязательствам.
  • Приложение 8. Порядок формирования оценочных обязательств по вознаграждениям работникам.
  • Приложение 9. Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/roscoaudit/uchetnaia-politika-dlia-celei-buhgalterskogo-ucheta-5d2cc728a98a2a00ac384e60

Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности

Раскрытие учетной информации

Курсовая работа

по дисциплине: “Бухгалтерский финансовый учет”

Раскрытие финансовой информации в бухгалтерской отчетности

Самара 2010 г.

 

Введение

1. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности: понятие, назначение, содержание, способы раскрытия

1.1 Сущность и назначение информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.2 Требования, предъявляемые к информации бухгалтерской (финансовой) отчетности

1.3 Способы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса

2.2 Справки и приложения в составе бухгалтерской отчетности

2.3 Пояснительная записка

3. Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации

3.1 Состав финансовой отчетности

3.2 Основные правила составления финансовой отчетности

3.3 Элементы финансовой отчетности

Заключение

Список используемой литературы

финансовый бухгалтерский баланс отчетность

 

Введение

В условиях перехода к рыночным отношениям совершенствование системы управления приобретает новое, более качественное значение.

Каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения.

Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто обладает наибольшими возможностями получить по первому требованию достоверную и качественную информацию.

Управленческая деятельность во многом зависит от качества и количества внутренней и поступающей извне информации. Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, информация необходима для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

Для внешних пользователей – партнеров, инвесторов и кредиторов – информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность имеет огромное значение в информационном обеспечении структуры управления предприятия, причем на всех его уровнях.

Значение бухгалтерского учета заключено в формировании информации практически обо всей деятельности предприятия. Бухгалтерский учет фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, то есть дает необходимые сведения о кругообороте средств и процессе расширенного воспроизводства предприятий всех организационно-правовых форм.

В формах бухгалтерской (финансовой) отчетности в строго установленный период (один раз в квартал) систематизируются и обобщаются данные о производственной деятельности предприятия.

Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности предприятия, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы организации через принятие правильных управленческих решений.

Таким образом, тема, выбранная для исследования, достаточно актуальна.

Целью написания данной курсовой работы является раскрыть особенности информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, с тем, чтобы выявить ее влияние на повышение эффективности деятельности.

Для того чтобы достичь поставленной цели, в процессе исследования решались следующие задачи, были рассмотрены: 1) сущность и назначение информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности; 2) требования, предъявляемые к информации в бухгалтерской отчетности; 3) содержание и способы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

1. Раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности: понятие, назначение, содержание, способы раскрытия

1.1 Сущность и назначение информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Юридически ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации: о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов; о результативности инвестиционной и кредитной политики; о затратах и эффективности производства и т.д., что позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства. Бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации, так как позволяет установить взаимосвязь между хозяйственной деятельностью организации и лицами, принимающими управленческие решения.

Информационная система организации – это сбор, обработка и передача финансовой и нефинансовой информации, которая должна отличаться регулярностью, своевременностью, емкостью, простотой формы и восприятия.

Таким образом, информация – это своевременные качественные сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, используемые для принятия взвешенных управленческих решений. Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих непосредственную связь с предприятием, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.

Своевременный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной по данным бухгалтерского учета, дает возможность предотвратить отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации, выявить внутрихозяйственные резервы с целью дальнейшего развития организации и обеспечения её финансовой устойчивости.

В этой связи основными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются руководство организации и её собственники.

В широком смысле под пользователями бухгалтерской информации понимаются юридические или физические лица, заинтересованные в получении бухгалтерской информации об организации.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.

К заинтересованным пользователям информации, помимо руководства и собственников организации, относятся налоговые, финансовые и контролирующие органы, банки, страховые компании, аудиторские фирмы, покупатели и заказчики, поставщики и подрядчики, инвесторы и другие сторонние пользователи бухгалтерской информации.

Обеспечение бухгалтерской информацией внутренних и внешних пользователей является одной из основных целей бухгалтерского учета.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

– инвесторы заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций; о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями; о способности организации выплачивать дивиденды;

– работники организации и их представители заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности работодателей; способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

– заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;

– поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

– покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

– налоговые и другие контролирующие органы заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций и др.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме.

Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, должна удовлетворять потребностям, являющимся общими для всех пользователей.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

1.2 Требования, предъявляемые к информации бухгалтерской (финансовой) отчетности

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/buhgalterskiy-uchet-i-audit/raskrytie-finansovoy-informacii-v-buhgalterskoy-otchetnosti/

Раскрытие учетной политики

Раскрытие учетной информации

В пункте 18 ПБУ1/2008 перечислены способы ведения бухучета, требующие утверждения в учетной политике. К таким способам относятся:

  • амортизации основных средств;
  • амортизации нематериальных и других активов;
  • оценка МПЗ;
  • оценка товаров;
  • оценка незавершенного производства, готовой продукции;
  • признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ или услуг;
  • иные существенные способы.

Замечание 1

Существенными считаются способы ведения бухучета, без информации о применении которых, пользователи отчетности не смогут правильно оценить финансовое положение предприятия. Кроме перечисленных способов компания имеет право описать в учетной политике и иные аспекты бухгалтерского учета.

Раскрытие учета

Определенные в учетной политике способы ведения учета раскрываются далее в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятия за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не включать в себя информацию об учетной политике, при условии, что в нее не вносились корректировки с момента составления годовой бухгалтерской отчетности за прошедший год.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

В сравнении с ПБУ1/98 в ПБУ1/2008 был добавлен новый 21 пункт. В нем обозначена информация, которую предприятие должно раскрывать в случае внесения изменений в учетную политику. В состав этой информации входят:

  • причины корректировки учетной политики;
  • содержание изменений учетной политики;
  • порядок отражения последствий, возникших в результате изменения учетной политики, в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, обусловленных изменением учетной политики, по каждой статье, за каждый отчетный период из представленных, а если предприятие обязано раскрывать информацию о прибыли, из расчета на одну акцию, то информацию предоставляют также по данным о базовой и разводненной прибыли или убытку на акцию;
  • сумма определенной корректировки, относящейся к отчетным периодам, которые предшествуют представленным в бухгалтерской отчетности до практически возможного уровня.

Существенность при формировании бухгалтерской и финансовой отчетности зависит от оценки показателей, их характера и конкретных обстоятельств возникновения. Предприятие имеет право принять решение, когда существенной будет являться сумма, отношение которой к общей сумме соответствующих данных за год отчетный составляет более 5%.

Если в момент подготовки бухгалтерской отчетности существует значительная неопределенность по отношению к событиям и условиям, породившим существенные сомнения в непрерывности деятельности, то предприятие должно указать на данную неопределенность и описать, с чем она связана.При публикации бухгалтерской отчетности в не полном объеме информация об учетной политике требует раскрытия в части, которая непосредственно относится к опубликованной информации.

Корректировки учетной политики, которые оказали или способны оказать большое влияние на финансовое состояние, денежные потоки или финансовые результаты, требуют раскрытия в бухгалтерской отчетности обособленно.

Изменение учетной политики

Изменение учетной политики предприятия может производиться в случаях:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов, касающихся бухгалтерского учета;
  • существенного изменения условий хозяйственной деятельности, связанного с реорганизацией, сменой состава собственников, трансформацией видов деятельности, производственной реструктуризацией, расширением или уменьшением объемов деятельности;
  • разработки предприятием новых способов ведения бухучета.

При этом применение нового способа ведения учета должно давать более достоверное изложение фактов хозяйственной деятельности в бухучете и отчетности предприятия или снижать трудоемкость процесса учета без снижения уровня достоверности информации.

Замечание 2

Не признается изменением учетной политики, утверждение такого способа ведения бухучета фактов деятельности компании, которое отлично по существу от фактов, имевшихся ранее, или возникших впервые в деятельности компании.

Инструменты учетной политики, являясь методическим приемом, прямо не порождают изменения в составе прав и обязательств предприятия, а оказывают воздействие опосредованно через бухгалтерскую отчетность, являющуюся основой формирования финансовых показателей.

Анализ основных форм отчетности, в частности, бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, с точки зрения влияния на них принятой в компании учетной политики позволяет представить более полную картину изменения показателей.

Положения учетной политики

Бухгалтерский баланс имеет зависимость от положений учетной политики по определенным статьям:

  1. «Нематериальные активы» – по этому разделу в учетной политике должны быть представлены:

    • способ оценки нематериальных активов, приобретенных в не денежной форме;
    • принятые компанией сроки полезного использования НМА;
    • способы начисления амортизации по отдельным группам НМА;
    • способ отражения в бухучете амортизационных отчислений по НМА;
  2. «Основные средства» – на эту статью учетная политика влияет в значительной степени, так как в ней отражаются:

    • порядок оценки объектов основных средств,
    • срок полезного использования,
    • способ начисления амортизации;
  3. «Незавершенное строительство» зависит от учетной политики, так как является затратной статьей;

  4. «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» являются зависимыми от положений учетной политики в отношении определения дохода от данных вложений и от схемы переоценки активов, определенных в компании;
  5. «Запасы» – размер статьи очень сильно зависит от положений учетной политики, так как связано:

    • с порядком учета МПЗ,
    • порядком списания затрат и формирования себестоимости,
    • порядком списания ТМЦ в производство;
  6. «Дебиторская задолженность» – могут оказать влияние положения, определяющие момент реализации и положения, касающиеся списания просроченной задолженности;

  7. «Добавочный капитал» – значение изменяется в зависимости от положений учетной политики, которые регламентируют порядок переоценки активов;
  8. «Резервный капитал» напрямую зависит от положений учетной политики, определяющих его создание и формирование;
  9. «Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток» – эта строка баланса зависит от учетной политики по параметрам:

    • алгоритм учета затрат,
    • момент реализации,
    • методика списания нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении компании,
    • порядок покрытия убытков;
  10. «Краткосрочная задолженность» зависит от момента реализации и порядка списания просроченной задолженности;

  11. «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов» – формирования данных статей баланса полностью описывается учетной политикой.

На Отчет об изменениях капитала учетная политика оказывает влияние в следующих случаях:

  • формирование прибыли через списание затрат, формирование себестоимости, определение момента реализации, определение доходов, расходов будущих периодов;
  • формирование различных резервов.

Отчет о движении денежных средств не зависит от учетной политики принятой в организации. Это связано с четким регулированием учета денежных средств, который не предполагает вариативности учета и поэтому не отражается в учетной политике предприятий.

Влияние учетной политики на статьи Отчета о финансовых результатах можно представить в виде таблицы 1.

Воздействие элементов учетной политики на финансовые результаты деятельности предприятия на сегодня достаточно значимо.

Тщательное изучение влияния методов составления балансового отчета на интерпретацию аналитических данных финансового положения компании – это основа для правильного выбора варианта учетной политики предприятия.

Замечание 3

Основная задача учетной политики также заключается в налоговой оптимизации. Сегодня в российской практике основным мотивом при принятии решений о размере прибыли является минимизация налоговых платежей. Учитывая это, можно говорить о существенной значимости влияния учетной политики и на налоговую базу при расчете налогов и сборов.

Рисунок 1. Раскрытие учетной политики

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/finansovyy_uchet/raskrytie_uchetnoy_politiki/

Учетная политика: что должно быть обязательно

Раскрытие учетной информации

Практика учета

В различных нормативно-правовых актах установлены различные требования о том, какие вопросы должны быть отражены в учетной политике обязательно. Приведем все эти требования.

Основные принципы учетной политики

Основные принципы 1 учетной политики состоят в следующем:

1) если для какого-то объекта учета законодательством не установлен способ его учета, учреждение обязано 2 этот способ разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. При этом следует 3 действовать в рамках действующего законодательства об учете;

2) если законодательством об учете предложено несколько возможных способов учета, учреждение обязано сделать выбор конкретного способа и утвердить его в своей учетной политике;

3) учетную политику изменять допустимо только по установленным 4 основаниям:

– когда изменились требования законодательства об учете;

– когда учреждение разработало новый, более эффективный способ ведения учета;

– когда в деятельности учреждения возникли новые факты хозяйственной жизни, новые объекты учета, которые ранее не были регламентированы учетной политикой.

Перечень обязательных разделов учетной политики

Перечень обязательных разделов учетной политики установлен законодательно 5:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов; утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным стандартом «Концептуальные основы»;

д) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе:

– порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

– правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления. (обмена)) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией;

е) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;

з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

СГС «Основные средства» 6 требует наличия в учетной политике решений по следующим вопросам

1. Порядок 7 присвоения инвентарных номеров основным средствам.

2. Будет ли учреждение объединять 8 в единый инвентарный объект «комплекс основных средств» объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной. Если будет, то какие объекты, на основании каких критериев и в каком порядке.

3. Будет ли учреждение признавать 9 отдельными инвентарными объектами части основных средств, для которых можно определить срок полезного использования отдельно, отличный от объекта в целом. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

4. Будет ли учреждение увеличивать 10 стоимость основных средств на стоимость запасных частей, установленных при ремонте, с одновременным уменьшением стоимости основного средства на величину стоимости выбываемых запчастей. Если будет, то для каких основных средств и каких частей, на основании каких критериев и в каком порядке.

5. Выбранный способ 11 (способы) начисления амортизации.

СГС «Долгосрочные договоры» 12 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Будет ли учреждение применять положения СГС «Долгосрочные договоры» 13 к договорам подряда, возмездного оказания услуг, продолжительность которых менее 12 месяцев, начало и завершение приходятся на разные годы.

2. Способ определения 14 процента исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

3. Порядок передачи в бухгалтерию информации 15 о проценте исполнения договора по долгосрочному договору строительного подряда – следует утвердить в порядке документооборота. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

4. Порядок аналитического учета на забалансовом счете 16 исполнения долгосрочных договоров строительного подряда. Актуально для учреждений-подрядчиков капитального строительства.

5. Порядок 17 начисления доходов текущего периода за счет доходов будущих периодов по иным долгосрочным договорам, исполнение которых происходит неравномерно.

СГС «Запасы» 18 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета запасов 19 – для всех видов материальных запасов учреждения.

2. Порядок группировки 20 материальных запасов и незавершенного производства для целей аналитического учета.

3. Порядок формирования себестоимости готовой продукции 21. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

4. Порядок учета наценки на товары 22. Актуально для учреждений, которые продают товары.

5. Порядок расчета стоимости незавершенного производства 23 на конец месяца. Актуально для учреждений – производителей готовой продукции для продажи.

СГС «Информация о связанных сторонах» 24 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок передачи в бухгалтерское подразделение информации о связанных сторонах и операциях с ними – необходимо утвердить в порядке документооборота 25.

2. Порядок аналитического учета информации о связанных сторонах 26 и операциях с ними.

СГС «Резервы» 27 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Выбор единиц бухгалтерского учета 28 по каждому виду резервов, подлежащих учету согласно порядку, установленному СГС «Резервы».

2. Порядок 29 учета резервов по гарантийному ремонту. Актуально для учреждений, которые продают готовую продукцию, товары, оказывают услуги, выполняют работы, на качество которых учреждение дает гарантию.

Инструкция № 157н 30 требует наличия в учетной политике решения по следующим вопросам

1. Порядок 31 передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

2. Периодичность 32 формирования регистров учета на бумажном носителе (если нет возможности хранить учетные регистры в виде электронного документа с квалифицированной ЭЦП).

3. Порядок 33 объединения элементов обустройства автодороги в один инвентарный объект с самой автодорогой. Актуально для учреждений, уполномоченных на ведение учета автомобильных дорог в собственности публично-правового образования.

4. Будет ли учреждение вести 34 инвентарный или иной аналитический учет имущества казны или не будет. Актуально для учреждений, уполномоченных вести бюджетный учет имущества казны.

5. Порядок 35 аналитического учета расчетов по оплате труда и стипендиям в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям.

6. Порядок 36 аналитического учета расчетов по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по прочим операциям. Актуально для учреждений, у которых есть соответствующие отчеты.

7. Порядок 37 формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.

8. Перечень документов 38, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств – для всех видов обязательств учреждения.

9. Перечень бланков 39, относимых к бланкам строгой отчетности.

10. Перечень материальных ценностей 40 , учитываемых на забалансовом счете 09.

11. Порядок учета невыясненных поступлений прошлых лет 41 на забалансовом счете 19.

12. Порядок аналитического учета 42 материальных ценностей на забалансовом счете 21.

13. Порядок аналитического учета 43 материальных ценностей на забалансовом счете 22.

1ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

п. 12 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н; далее – СГС «Учетная политика»)

2п. 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

3п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

4п. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ

5п. 9 СГС «Учетная политика»

6федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н; далее – СГС «Основные средства»)

7п. 9 СГС «Основные средства»

8п. 10 СГС «Основные средства»

9п. 10 СГС «Основные средства»

10п. 27 СГС «Основные средства»

11п. 36 СГС «Основные средства»

12федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Долгосрочные договоры» (утв. приказом Минфина России от 29 июня 2018 г. № 145н; далее – СГС «Долгосрочные договоры»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

13п. 5 СГС «Долгосрочные договоры»

14пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

15пп. «б» п. 6 СГС «Долгосрочные договоры»

16п. 9 СГС «Долгосрочные договоры»

17п. 11 СГС «Долгосрочные договоры»

18федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы» (утв. приказом Минфина России от 7 декабря 2018 г. № 256н; далее – СГС «Заказы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

24федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах» (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 277н; далее – СГС «Информация о связанных сторонах»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

25п. 8 СГС «Информация о связанных сторонах»

26п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»

27федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (утв. приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н; далее – СГС «Резервы»), вступает в действие с 1 января 2020 г.

30Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция № 157н)

31п. 14 Инструкции № 157н

32п. 19 Инструкции № 157н

33п. 45 Инструкции № 157н

34п. 143 Инструкции № 157н

35п. 257 Инструкции № 157н

36п. 257 Инструкции № 157н

37п. 302.1 Инструкции № 157н

38п. 318 Инструкции № 157н

39п. 337 Инструкции № 157н

40п. 349 Инструкции № 157н

41п. 370 Инструкции № 157н

42п. 374 Инструкции № 157н

43п. 376 Инструкции № 157н

Источник: https://bino.ru/blog/praktika-ucheta/uchetnaya-politika-chto-dolzhno-byt-obyazatelno.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: