Расходы на перспективу

Содержание
  1. Самозанятость: реальный опыт применения нового спецрежима
  2. Роман Огнев, певец и телеведущий: банки не работают с самозанятыми, взять ипотеку нельзя
  3. Сложности с правовым статусом
  4. Проблемы при работе с юрлицами
  5. Вопросы с социальными выплатами и пенсией
  6. Альберт Халеян, юрист: компании и банки пока только привыкают к работе с самозанятыми
  7. Самозанятость и перспективы получения кредитов
  8. Размер налога и снижение риска блокировки счета
  9. Что будет с самозанятыми дальше?
  10. Владислав Варшавский, управляющий партнер «Варшавский и партнеры»: контрагенты с опаской относятся к самозанятым
  11. Разумные налоговые ставки, но сложности с подтверждением доходов
  12. Инвестиционные расходы – что это? Объясняю на морковках
  13. Что это такое
  14. Классификация
  15. Постоянные и переменные
  16. Прямые и косвенные
  17. Чистые и валовые
  18. Контролируемые и неконтролируемые
  19. Возмещаемые и невозмещаемые
  20. Возвратные и невозвратные
  21. Явные и неявные скрытые
  22. Бюджет инвестиционных затрат
  23. Заключение
  24. Итоги фискальной политики 2019 и перспективы на 2020 год – Эксперты – Finversia (Финверсия)
  25. Доходы бюджета
  26. Расходы бюджета
  27. Перспективы на 2020 год
  28. Бюджет на 2018-2020 годы: от стабилизации к перспективе роста
  29. Основные принципы бюджета
  30. Параметры бюджета
  31. Политика займов
  32. Финансирование регионов
  33. Единороссы готовы корректировать бюджет
  34. Бюджет “замороженных расходов”
  35. Справороссы внесут альтернативный проект

Самозанятость: реальный опыт применения нового спецрежима

Расходы на перспективу

Если рассматривать налоговый режим для самозанятых (или, как его официально называют, налог на профессиональный доход) в общих чертах, то важно отметить несколько основных условий для его применения.

Большинство людей, которые зарегистрировались в качестве самозанятых, прежде всего привлекли невысокие налоговые ставки: в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, самозанятые уплачивают всего 4 %, а если товары они продаются ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юрлицам, то 6 %.

При этом существует ограничение по доходам — не более 2,4 млн руб. в год. Так, если вы в месяц зарабатываете 200 000 руб.

и реализуете товар или услугу ИП и компаниям, то максимальный объем выплат составит 12 000 руб.

Плюсом является то, что применение налога на профессиональный доход не подразумевает подачи налоговых деклараций и позволяет получить единоразовый налоговый вычет в 10 000 руб.

Компаниям выгодно привлекать к сотрудничеству плательщиков налога на профессиональный доход: не нужно платить НДФЛ и страховые взносы и можно учитывать выплаты самозанятым в составе расходов. Но в таком сотрудничестве есть определенные риски, о которых мы писали в статье «Как компаниям работать с самозанятыми».

При всех преимуществах нового налогового режима на практике самозанятые сталкиваются с рядом проблем — от невозможности подтвердить свой официальный доход для получения кредита на расширение бизнеса или ипотеки до сложностей в заключении сделок с организациями и получении социальных выплат. К сожалению, некоторые вопросы нечетко регулируются законодательством или пока плохо отработаны в реальной жизни.

Почти все те, кто столкнулся на практике с новым налоговым режимом, указывают на необходимость публичного разъяснения юридическим лицам и банкам правового статуса самозанятых и особенностей работы с ними.

Роман Огнев, певец и телеведущий: банки не работают с самозанятыми, взять ипотеку нельзя

Когда правительство предложило стать специалистам вроде меня самозанятыми, я решил, что это очень удобно, потому что не нужно открывать ИП или ООО и сдавать отчетность в налоговую. Справка о доходах могла бы помочь мне взять ипотеку или кредит так же, как и наемному сотруднику или предпринимателю.

Сложности с правовым статусом

По факту правительство увеличило доходы в бюджет, а у нас по-прежнему нет четкого правового статуса, хотя мы и платим столько же, сколько платит малый бизнес. У человека без статуса самозанятого и со статусом самозанятого только одно отличие — второй платит государству.

Я не сталкивался с блокировкой счетов, но пробовал взять кредит. Ни один банк не работает с самозанятыми, нельзя взять ипотеку. Справку о доходах из налоговой с печатью банки не принимают в качестве подтверждения доходов. Сбербанк регистрирует самозанятых, официально всё работает, но фактически получить кредит невозможно.

Я выполняю те же функции, что и ИП: продаю услуги, выдаю чеки, плачу налоги, но не могу взять кредит на развитие бизнеса и завести трудовую книжку. Все банки просят трудовую и справку 2-НДФЛ или по форме банка, справку о доходах самозанятого из налоговой не принимают. Официально об этом не говорят, но операторы всегда отвечают, что такой практики нет и они не знают, что с нами делать.

Справку о доходах выдает налоговая, ее можно получить и в приложении «Мой налог», но веса для банка она не имеет.

Одна из возможных причин, почему это происходит, — консультанты в приложении мне сказали, что в течение шести месяцев я могу рисовать себе любой доход, который невозможно проверить.   

Проблемы при работе с юрлицами

Это противоречит тому условию, что самозанятые не могут превышать определенный годовой лимит доходов, иначе они должны будут заплатить не 4 %, а 13 %. В таком случае ИП и ООО тоже могут выдать чеков на большие суммы, чтобы повысить оборот компании и доходность на бумаге и взять большой кредит, но банки на это идут.

Возникают сложности во время работы с юрлицами — непонятно, на кого нужно переводить, например, НДФЛ. Я не могу выставить счет или взять его оплату на себя, я итак плачу 6 % за переводы юрлицам.

Многие организации предпочитают не работать с самозанятыми, потому что не понимают, как оформлять их в бухгалтерском учете, и чаще всего просят предоставить компанию для расчетов, а не счет самозанятого.

Вопросы с социальными выплатами и пенсией

Если семья числится как самозанятые, то официально для государства они подтверждают свой доход и платят налоги, но в социальных и пенсионных службах не знают, как с нами работать.

Считать нас безработными или трудоустроенными, и если трудоустроенными, то у кого — у самого себя? В этом случае могу ли я оформить декрет, выплатить часть доходов на родовые и уменьшить налог?

Я надеюсь, что эти вопросы решатся указаниями для банков и юридическим информированием о сути работы с самозанятыми для юридических лиц. Пока мы полгода платим налоги, но по сути ничего не изменилось, только из бюджета уходит 10 000 — 12 000 руб. Я бы хотел, чтобы у меня копился стаж вдобавок к моему официальному стажу 16 лет по трудовой книжке.

Я бы советовал присмотреться к этому налоговому режиму на перспективу, но не рассчитывать на новые возможности для выплаты ипотеки или расширения бизнеса.

Альберт Халеян, юрист: компании и банки пока только привыкают к работе с самозанятыми

В целом ряде регионов России продолжается тестирование нового налогового режима, предусматривающего регистрацию самозанятых работников и уплаты ими налога на профессиональный доход.

Самозанятыми могут стать люди самых разных профессий: водители такси, няни и репетиторы, мастера клининга, копирайтеры, веб-дизайнеры, программисты, юристы и бухгалтеры, работающие на аутсорсинге и удаленно.

Самозанятость не препятствует дистанционной работе, включая и переезды в разные точки России.

Для многих юридических лиц работа с самозанятыми уже становится предпочтительнее, чем работа с физическими лицами, ведь все вопросы с уплатой налогов и взносов самозанятый работник решает самостоятельно.

Конечно, еще не все компании привыкли взаимодействовать с самозанятыми сотрудниками, но постепенно к ним привыкают и сотрудничество становится все более активным.

Самозанятые работники решают вопросы со страховым стажем и пенсией самостоятельно, по собственному усмотрению.

Часть самозанятых, имеющая и официальную работу, уплачивает страховые взносы по основному месту работы, а те самозанятые, у которых самозанятость — единственная деятельность, могут выбирать: или не уплачивать взносы и выходить на пенсию в 65-70 лет, получая социальный минимум, или уплачивать взносы и приобретать все права трудящихся граждан. Каждый из самозанятых в данном случае решает этот вопрос для себя самостоятельно.

Самозанятость и перспективы получения кредитов

Один из наиболее распространенных вопросов связан с перспективой получения кредитов самозанятыми. Многие самозанятые работники регистрируются в этом качестве и начинают платить налоги именно с расчетом, что они получат возможность подтверждения своего дохода для кредитных организаций.

Сейчас российские банковские структуры постепенно привыкают к новой категории трудящихся — самозанятым гражданам, которые могут подтвердить свой доход, также представив сведения из налогового органа.

Учитывая, что эксперимент в большинстве охваченных им регионов длится только с 2020 года, говорить о том, что банки препятствуют получению кредитов самозанятыми или, наоборот, не строят препятствий, пока преждевременно.

Размер налога и снижение риска блокировки счета

Еще один важный вопрос — обременительность суммы налога. Самозанятые, сотрудничающие с физическими лицами, платят 4 % от дохода, а с юридическими лицами и ИП — 6 % от дохода. Это не столь большая сумма для того, чтобы испытывать существенные финансовые проблемы от ее уплаты.

Например, с дохода 50 000 руб. в месяц уплата налога в размере 4 % составляет всего 2 000 руб. – это не является большой проблемой, зато позволяет чувствовать себя спокойно и не иметь проблем с налоговыми органами, а в случае блокирования банком счетов или возникновения вопросов о происхождении денег позволяет представить документальное подтверждение своего статуса самозанятого работника.

Если доход самозанятого работника превышает 200 000 руб. в месяц, ему необходимо оперативно перейти в статус ИП, выбрав для себя другой режим налогообложения, например УСН. В противном случае ему придется платить в течение всего года налог в размере 13 % от дохода и 20 % НДС.

Что будет с самозанятыми дальше?

Конечно, проект с легализацией самозанятости пока выглядит довольно привлекательно, но не исключено, что самозанятым в будущем могут значительно повысить размер налога, обязать платить страховые взносы, и тогда их положение в целом не будет отличаться от положения ИП, разве что они будут сдавать меньше отчетности.

Охватить государственным контролем всех самозанятых невозможно.

Если с работающими на удаленке программистами и копирайтерами можно решить вопрос, отслеживая их поступления на электронные карты и кошельки и онлайн-рекламу, то трудовую деятельность частных таксистов, строителей, нянь и сиделок отследить намного сложнее. Непонятно, как образом государство планирует поставить самозанятость под контроль.

Владислав Варшавский, управляющий партнер «Варшавский и партнеры»: контрагенты с опаской относятся к самозанятым

Специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» проводится в качестве эксперимента, поэтому у граждан есть право стать самозанятыми, но их невозможно привлечь к ответственности за то, что они стали самозанятыми или не стали, поэтому говорить о привлечении к ответственности в виде штрафов преждевременно и на сегодняшний день необоснованно.

У самозанятости есть несколько преимуществ: например, можно часто переезжать внутри России или выезжать за рубеж, достаточно лишь выбрать субъект РФ, на территории которого ведется профессиональная деятельность, приносящая доход.

Налоговый вычет самозанятые получают автоматически, для этого не нужны документы — это один из государственных стимулов. Но предоставляется он только один раз, невозможно заявлять налоговый вычет в размере 10 000 руб. ежегодно.

Тем не менее, пока часть потенциальных контрагентов с опаской смотрит на возможность работы с самозанятыми. Причин может быть несколько:

  • Во-первых, специальный налоговый режим «молодой», мало кто работал с ним.
  • Во-вторых, контрагенты до конца не понимают, как им удостовериться в официальном статусе конкретного самозанятого, и опасаются столкнуться с правовыми последствиями, например, необходимостью уплаты налогов за физическое лицо.
  • В-третьих, есть риск признания взаимоотношений самозанятого и потенциального заказчика как трудовых отношений.

Налог самозанятых существует благодаря тому, что затраты самозанятого не уменьшают налогооблагаемую базу, дает возможность функционированию такого упрощенного специального режима.

Налог уплачивается со всей полученной суммы, без необходимости проведения математических расчетов, без размышлений над тем, относятся ли расходы к уменьшающим налогооблагаемую базу или нет, без подачи налоговой декларации.

Разумные налоговые ставки, но сложности с подтверждением доходов

О каких-то значительных проблемах с банками при проведении расчетов или снятии денежных средств со счета мне не известно. Ставки налога в целом разумны, но удобнее было бы, если бы ставка была единой на уровне 4 % для всех безотносительно того, от физического лица, ИП или юридического лица получен доход.

Основная проблема, связанная с самозанятостью, — сложности с подтверждением доходов. Банки предпочитают работать со справками о доходах от работодателей, а не распечатками из приложения. Вопрос исчисления трудового стажа самозанятого и получения пособий из ФСС также вызывает много вопросов.

Больше публичности в разъяснении юридическим лицам, банкам правового статуса и особенностей работы с самозанятыми будет очень полезно для самого эксперимента, проводимого государством, большая польза будет и для потенциальных контрагентов самозанятых.

Подробные разъяснения по налогу для самозанятых читайте в статье «На что могут рассчитывать самозанятые: новые возможности в 2020 году».

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Источник: https://kontur.ru/articles/2028

Инвестиционные расходы – что это? Объясняю на морковках

Расходы на перспективу

Приветствую вас, читатель!

Сегодня расскажу про экономический термин под названием «инвестиционные расходы». Вы узнаете, что это такое и в каких случаях с ним сталкиваются. Также познакомлю с традиционной классификацией издержек. Если вы решили начать собственное дело, эта статья поможет определить, какие виды затрат вас ожидают на этапе планирования.

Давайте приступим.

Что это такое

Под термином «инвестиции» подразумевают как вложения, так и издержки.

Инвестиционные расходы — это затраты на запуск и дальнейшее развитие какого-либо бизнеса с целью извлечения максимальной прибыли. Однако в это понятие нельзя включать абсолютно все издержки предприятия. Оно представляет собой лишь часть общих затрат.

Классификация

По структуре, особенностям вложения, времени возврата и прочим характеристикам инвестиционные расходы делятся на различные категории.

Постоянные и переменные

В рыночной экономике любая цена меняется на долгой дистанции. Но в краткосрочной перспективе все издержки делят на постоянные и переменные:

  1. Размер постоянных издержек строго фиксируется. К ним относятся плата за аренду помещения, ежегодный ремонт и повседневные расходы для поддержки бизнеса.
  2. Переменные же издержки прямо пропорциональны по отношению к текущим объемам производства, то есть растут параллельно с ними. В эту группу входят затраты на приобретение сырья, оплату коммунальных услуг и транспортировку.

Прямые и косвенные

Прямые инвестиционные расходы представляют собой затраты непосредственно на запуск и поддержание бизнеса. Это издержки на приобретения различных основных активов, выплату заработной платы, реструктуризацию предприятия.

Косвенными называют инвестиционные траты, напрямую не относящиеся к проекту. Среди них отметим платежи за аренду и коммунальные услуги, траты на организацию различных мероприятий и т. д.

Чистые и валовые

Валовыми называют расходы на поддержание текущей деятельности: траты на сырье, оплата труда, аренда и пр. Под чистыми инвестиционными расходами подразумевают траты на расширение бизнеса и приобретение дополнительных активов, которые будут генерировать прибыль на длинной дистанции.

Контролируемые и неконтролируемые

Контролируемые затраты могут регулироваться инвестором. Они поддаются прогнозу. Например, руководитель бизнеса точно знает, сколько он потратит на оплату труда сотрудников или на капитальный ремонт.

Существует другая группа инвестиционных расходов, не подверженных контролю со стороны руководства. Их уровень определяет рынок. Речь идет о цене на сырье, коммунальные услуги и налоги.

Возмещаемые и невозмещаемые

В большинстве своем издержки являются невозмещаемыми. Потому как любое вложение средств сопровождается рисками. Возврат инвестиций никому не гарантирован.

Возмещаемые расходы прописываются в договоре между сторонами, на основе которого инвестору полагается компенсация.

Возвратные и невозвратные

Невозможно вернуть назад затраты на фонд заработной платы, строительство здания или на юридическую регистрацию предприятия. Такие виды затрат называют невозвратными.

В случае консервации бизнеса инвестор может вернуть часть средств путем распродажи основных активов: зданий и сооружений, техники и оборудования, инвентаря. Эти виды издержек принято относить к возвратным.

Явные и неявные скрытые

Явные расходы учитываются на этапе открытия дела. Эти прозрачные и прогнозируемые затраты вносятся в бизнес-план. Это опять-таки аренда, заработная плата, себестоимость и пр.

К скрытым относятся издержки, которые невозможно предугадать при запуске проекта. Сюда входят форс-мажорные обстоятельства.

Для их преодоления обычно принято держать резервный фонд, со средств которого руководство будет покрывать непредвиденные расходы.

Бюджет инвестиционных затрат

Важный для инвестора документ, содержащий все прогнозы по тратам и срокам возмещения средств, называется бюджетом инвестиционных затрат. В нем указывают размеры прибыли и убытков, а также другие не менее важные цифры: количество покупателей, их средний возраст и др.

Если инвестор учтет все виды инвестиционных расходов на этапе планирования, то во время запуска процесса это убережет его от необязательных ошибок.

Заключение

Каждый инвестор вкладывает деньги для того, чтобы получить максимальную прибыль. Поэтому важно уметь предвидеть все инвестиционные расходы, ожидающие его при финансировании проекта. Структура затрат зависит от конкретного вида бизнеса и отрасли.

Надеюсь, что из этой небольшой статьи вы почерпнули для себя много полезной информации. Подписывайтесь на наш ресурс. Здесь вас всегда ждут актуальные и свежие новости в сфере инвестиций.

Источник: https://greedisgood.one/investitsionnye-rashody

Итоги фискальной политики 2019 и перспективы на 2020 год – Эксперты – Finversia (Финверсия)

Расходы на перспективу

Несмотря на заявления о стимулировании экономики с помощью национальных проектов, фактически в 2019 году была проведена крайне жесткая фискальная политика, усугубившая стагнацию. Последние заявления руководства Минфина указывают на то, что аналогичная ситуация может повториться и в 2020 году

Федеральный бюджет на 2019 г. изначально содержал противоречие в отношении того, какое влияние он окажет на экономику: стимулирующее или сдерживающее. С одной стороны, в 2019 г. предполагалась активизация бюджетных расходов на нацпроекты.

С другой стороны, были приняты меры, повышающие объемы изъятий из экономики (повышение НДС, индексация страховых взносов, акцизов и т.д.) В первоначальной редакции закона о федеральном бюджете (закон №453-ФЗ от 29.11.2018) ожидаемый профицит составлял 1932,1 млрд. руб.

(в дальнейшем, когда в бюджет вносились поправки, объем расходов был увеличен, а профицит, соответственно, уменьшен до 1480,8 млрд. руб.).

Однако фактическое исполнение бюджета существенно отклонилось от плана и, более того, усугубило проблему изъятия средств из экономики. План по сбору доходов бюджета оказался перевыполнен на 1,1%, а план расходов, напротив, не выполнен (объем неисполненных бюджетных назначений составил 5,8% от плана).

В результате этого доходы бюджета оказались на 3,8% выше уровня 2018 г. (по плану было бы 2,6%), а расходы – на 9,0% выше уровня 2018 г. (хотя по плану, с учетом вносившихся в течение года поправок, расходы должны были бы вырасти на 15,7%) (см. рис. 1). Профицит бюджета в итоге составил 1967,6 млрд. руб.

Рис. 1. Планируемое* и фактическое изменение доходов и расходов федерального бюджета в 2019 г. по сравнению с 2018 г.

* Планируемое изменение доходов оценено согласно Закону о федеральном бюджете на 2019 и 2020-2021 гг., планируемое изменение расходов – с учетом поправок, вносившихся в течение года.

Источник: Минфин, закон № 459-ФЗ от 29.11.2018, расчеты ИКСИ

По сути, сам факт получения профицита в размере 9,7% доходов бюджета говорит о том, что в целом исполнение этого бюджета привело к чистому изъятию средств из экономики, а не к чистым «вливаниям» в нее, как предполагалось при разработке национальных проектов. Соответственно, стимулирующий эффект от дополнительных расходов федерального бюджета оказался резко снижен, что внесло свой вклад в сохранение стагнации в экономике.

Доходы бюджета

По итогам 2019 г. доходы федерального бюджета увеличились на 3,8% по сравнению с 2018 г., однако темп роста мог быть гораздо выше, если бы не ряд событий, связанных с нефтегазовой отраслью.

Во-первых, это изменения в налогообложении нефтедобычи (продолжающийся «налоговый маневр» со снижением экспортных пошлин на нефть), введение нового налога на дополнительный доход (НДД) для новых месторождений, происходящие на фоне колебаний цены на нефть и курса рубля.

Во-вторых, это установление механизма «обратного акциза» для нефтепереработчиков, предусматривающего возмещение акциза на нефть из бюджета в ситуации, если возникает определенная разница между средней экспортной ценой на нефть и целевой расчетной ценой топлива на внутреннем рынке, но при этом НПЗ удовлетворяют ряду требований по объемам производства и не повышают свои отпускные цены.

Результатом этих изменений стало сокращение поступлений в федеральный бюджет по статье «Доходы от внешнеэкономической деятельности», основная часть которых связана с экспортной пошлиной на нефть (см. табл. 1). Например, в 2019 г.

доходы бюджета по статье «вывозная пошлина на сырую нефть» оказались на 435,9 млрд. руб. ниже, чем в 2018 г. Кроме того, существенно сократились поступления акцизов (на 32,9%), что связано с возмещением акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку. По итогам 2019 г.

по данной статье объем возмещений составил 424,6 млрд. руб. При этом поступления по остальным видам акцизов, напротив, возросли. Например, поступления в федеральный бюджет по акцизам на легковые автомобили и мотоциклы, произведенные внутри страны, выросли в 2019 г.

на 11,5%, а поступления по акцизам на автомобильный бензин, произведенный внутри страны – на 61,9%.

Табл. 1. Доходы федерального бюджета в 2018-2019 гг. по основным статьям

* В данный раздел входят регулярные платежи по СРП, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов

Источник: Минфин, Федеральное казначейство, расчеты ИКСИ

При этом в 2019 г. существенно выросли поступления и по ряду других крупнейших статей доходов федерального бюджета.

Прежде всего это относится к НДС, ставка которого была повышена с 18% до 20%, что вместе с продолжением ужесточения процедур администрирования налога, а также рядом других решений по росту нагрузки (например, отмена освобождения от НДС для ряда сельхозпроизводителей на ЕСХН) привело к формированию дополнительных поступлений в размере более 1270 млрд. руб. (или на 21,9% по сравнению с 2018 г.) Выросли также поступления по налогу на прибыль, что в значительной степени также связано с администрированием этого налога, а также поступления по статье «платежи за пользование природными ресурсами», где значительную часть поступлений составляет утилизационный сбор (его поступления в 2019 г. увеличились на 21,2% по сравнению с 2018 г.).

Стоит отметить, что приватизация федерального имущества (активов), которая во многих случаях могла бы использоваться как инструмент развития конкуренции на рынках и одновременно как неналоговый способ получения доходов бюджета, осуществлялась еще менее активно, чем в прошлом году. Доходы федерального бюджета от продажи активов составили только 126,7 млрд. руб. и оказались на 6,9% ниже уровня 2018 г.

Таким образом, бюджетная политика в течение 2019 г.

была фактически направлена на увеличение изъятий из экономики (исключением стал только «демпфер» по акцизам, когда рост цен на топливо стал вызывать социальную напряженность).

В отсутствие возмещений по акцизам на переработанную нефть поступления в федеральный бюджет оказались бы существенно выше, чем предполагалось законом о федеральном бюджете на 2019 г.

Расходы бюджета

В течение 2019 г. была значительно расширена практика «бюджетной экономии», выражающаяся в сдерживании роста расходов путем усложнения процедур расходования средств и откладывания сроков финансирования.

В результате этого, несмотря на предпринятые в декабре попытки улучшить показатели исполнения бюджета, в целом по итогам года уровень исполнения бюджетных расходов составил 94,2% годового плана, что ниже уровня 2017-2018 гг. В денежном выражении это означает, что 1115,3 млрд. руб.

средств, выделенных в бюджете на конкретные цели, не были использованы и оказались частью профицита бюджета. Такая проблема регулярно возникает в федеральном бюджете, однако масштабы «недофинансирования» в 2019 г. оказались значительно выше (см. рис. 2).

Низкий уровень исполнения бюджетных расходов касается практически всех ключевых статей бюджетных расходов (см. рис. 3). Однако среди основных статей расходов бюджета «лидером» по объемам неиспользованных бюджетных назначений в 2019 г.

оказался раздел «Национальная экономика», в котором сосредоточены бюджетные расходы на развитие инфраструктуры и ключевых отраслей экономики. По итогам года объем «недофинансирования» национальной экономики составил 253,8 млрд. руб.

, или 22,8% суммарного объема неиспользованных средств Наибольшая часть средств, которые были выделены по разделу «Национальная экономика», но не израсходованы, должны были направляться на развитие транспортной сферы (объем неиспользованных бюджетных назначений составил 47,2 млрд. руб.

), дорожного хозяйства (40,1 млрд. руб.), исследование и использование космического пространства (35,9 млрд. руб.).

Следует отметить, что значительная часть неиспользованных бюджетных средств относится к расходам, не связанным с национальными проектами. По данным Минфина, объем выделенных, но фактически неизрасходованных средств на национальные проекты по итогам года составил только 149,7 млрд. руб., хотя еще в ноябре 2019 г.

показатели использования финансирования целого ряда национальных проектов были весьма низкими. Это указывает на то, что ускоренное расходование средств в декабре 2019 г. относилось именно к национальным проектам (объем расходов за декабрь 2019 г. составил 3,2 трлн. руб.

, при том, что в предыдущие годы «декабрьские» расходы насчитывали, как правило, 2,5-2,7 трлн. руб.).

Рис. 2. Объемы неиспользованных назначе­ний в федеральном бюджете на конец 2017‑2019 гг., млрд. руб.

Источник: Минфин, расчеты ИКСИ

Рис. 3. Объемы неиспользованных назначений в федеральном бюджете по основным статьям в 2018-2019 гг., млрд. руб.

Источник: Минфин, расчеты ИКСИ

В целом, итоги исполнения расходов федерального бюджета в 2019 г. указывают, что финансирование одних статей (национальные проекты, социальные расходы) осуществлялось в ущерб другим статьям расходов, в результате чего суммарный объем расходов оказался ниже планового уровня, а стимулирующий эффект от расходов в целом оказался снижен.

Перспективы на 2020 год

Несмотря на смену правительства в январе 2020 г., на данный момент нет оснований говорить о кардинальной смене курса фискальной политики в этом году.

Первым событием, указывающим на риски сохранения прежнего курса Минфина, хоть и в составе нового правительства, стало объявление об «особом статусе» Минфина в отношении бюджетного процесса, что должно ограничить влияние координаторов национальных проектов и профильного зампреда правительства (Белоусова А.) на разработку федерального бюджета.

Вторым событием, указывающим на те же риски, стало недавнее заявление А. Силуанова относительно источников финансирование социальных расходов, представленных Президентом в Послании Федеральному собранию. По его словам, на социальные цели будут направлены «сэкономленные» и условно утвержденные расходы бюджета, а также продолжится работа по увеличению его доходной базы.

По сути, были декларированы те же подходы к формированию доходов и расходов федерального бюджета, что и в предшествующие годы. При этом следует учитывать, что для финансирования тех же дополнительных социальных расходов на 2020 г. достаточно, например, ожидаемого профицита бюджета. Согласно закону о федеральном бюджете на 2020 г. и 2021-2022 гг. (закон №380-ФЗ от 02.12.

2019), ожидаемый профицит федерального бюджета в 2020 г. составит 876,1 млрд. руб., что достаточно для финансирования дополнительных социальных расходов, необходимых к уплате в 2020 г. (поправки в бюджет на данный момент не опубликованы, но судя по озвученным Т.

Голиковой данным, их основная часть – пособия на детей и материнский капитал – оценивается правительством в 286,1 млрд. руб.).

В текущих условиях сохранение прежней ограничительной политики Минфина в отношении доходов и расходов бюджета (усугубляемых еще и сохранением крайне жесткой денежно-кредитной политики) существенно снизит эффект от социальных расходов для экономики, поскольку с высокой вероятностью эти новые расходы будут профинансированы в ущерб каким-либо иным статьям расходов, либо за счет очередного повышения налоговой нагрузки на экономику. Практика последних лет позволяет предположить, что наиболее вероятными «кандидатами» по сокращению могут стать расходы инвестиционного характера. Основной риск в таком перераспределении расходов и повышении нагрузки заключается в том, что производственные возможности бизнеса не будут расширены, как того потребует возросший спрос. А неизбежные последствия этого в виде роста внутренних цен и расширения импорта потребительских товаров и услуг будут рассматриваться Минфином и Банком России как основание для нового витка ужесточения своей политики.

Источник: https://www.finversia.ru/publication/experts/itogi-fiskalnoi-politiki-2019-i-perspektivy-na-2020-god-71143

Бюджет на 2018-2020 годы: от стабилизации к перспективе роста

Расходы на перспективу

МОСКВА, 29 сентября. /Корр. ТАСС Дарья Карамышева, Никита Жарков/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.

По словам главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, документ состоит из 10 тыс. 526 страниц.

Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, это последний бюджет, который вносят в Госдуму в десятках огромных коробок, в следующем году он будет представлен на электронном носителе.

Глава правительства обозначил, что бюджет будущего года должен быть выстроен под решение действительно приоритетных задач и сбалансирован по расходам и доходам с учетом реальных возможностей. Медведев также предостерег кабмин и парламент от “ведомственного лоббизма”.

Основные принципы бюджета

При разработке бюджета на 2018 год Минфин ставил перед собой задачу перейти от стабилизации экономики к перспективе ее роста, который, по оценке экспертов, составит около 2%, сообщил замминистра финансов Владимир Колычев, представляя на Общественном совете в Минфине основные направления бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2018-2020 годы.

Главные принципы, заложенные в бюджет и направленные на решение этих задач: бюджетное правило, которое призвано снизить зависимость российской экономики от цен на нефть, и фискальная нейтральность.

“Эта трехлетка является важным шагом к тому, чтобы мы перешли на новое бюджетное правило.

Фактически, если мы выполним это бюджетное правило, то волатильность рубля больше будет похожа на норвежскую крону, колебания курса которой составляют 20% от пика нефтяных цен до их падения.

Это разумная волатильность, которую бизнес сможет легко микшировать с помощью разных инструментов”, – рассказал ТАСС директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Владимир Назаров.

Новое бюджетное правило будет применяться с 2018 года. Оно подразумевает, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные от цены нефти выше установленной планки, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на 2% начиная с 2018 года.

“Минфин в бюджете 2018 года исходит из двух источников дополнительных доходов: “обеление” экономики и дивиденды госкомпаний.

Оба источника вызывают скепсис”, – прокомментировала ТАСС директор Института “Центр развития” Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” Наталья Акиндинова.

По ее мнению, дивиденды могут стать хорошим источником дополнительных поступлений, однако в этом случае правительству нужно более четко доносить до госкомпаний свое мнение и добиваться исполнения выплаты нормы (50% от чистой прибыли по МСФО).

При этом “обеление” экономики с помощью налоговых и неналоговых инструментов может не принести бюджету ожидаемого дохода, считают эксперты.

“В России теневая экономика имеет отраслевой характер, это в первую очередь рынок услуг. И у него небольшая емкость в плане налогов на оплату труда.

Может быть даже обратный эффект – сферы, которые будут выводить из тени, испытают сильное давление со стороны государства, но значительных денег бюджету не принесут”, – считает Акиндинова.

Точечное увеличение налоговой нагрузки может оказать более ощутимый эффект, добавляет она.

Параметры бюджета

По сравнению с опубликованной ранее версией, в текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. с 1,332 трлн руб. Дефицит бюджета в 2019 году сокращен до 819,1 млрд руб. с 867 млрд руб., в 2020 году – до 870 млрд руб. с 960 млрд руб.

Доходы бюджета в 2018 году, согласно внесенному в Госдуму документу, составят 15,257 трлн рублей (в предыдущей версии – 15,182 трлн руб.), в 2019 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (в предыдущей версии – 16,515 трлн руб.), в 2019 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).

“С точки зрения всех расходов, бюджет достаточно жесткий. Он не содержит никаких серьезных новаций. Логика структуры расходов, которая была в бюджете на 2017-2019 годы, продолжает сохраняться и в бюджете на 2018-2020 годы”, – комментирует эксперт по направлению “Макроэкономика” Центра стратегических разработок (ЦСР) Илья Соколов.

Как заявлял ранее министр финансов Антон Силуанов, основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах продолжают оставаться социальная сфера, оборона и поддержка национальной экономики. Основной объем расходов приходится на социальною сферу – это 36,4%, на оборону – 29%, на национальную экономику – 14,7%.

“Структура бюджетных расходов вызывает опасения. Здравоохранение и образование по-прежнему не находятся в приоритете. На первый план выходят социальные обязательства”, – подчеркнула директор Института “Центр развития” НИУ ВШЭ.

Она отметила, что последние 10 лет страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) активно вкладывали в эти отрасли, и России придется догонять.

Акиндинова уверена, что уже в бюджет 2018 года могли бы быть заложены дополнительные расходы на здравоохранение и образование, однако при условии смягчения бюджетного правила и одновременно некоторого ужесточения в части налоговых или целевых сборов.

В целом, по мнению опрошенных ТАСС экспертов, бюджет продолжает зависеть от макроэкономических показателей, и заложенный в него темп роста экономики в 2% может оказаться слишком оптимистичным.

Политика займов

Внешние займы в 2018-2020 годах Минфин планирует получать через выпуск суверенных евробондов в объеме $7 млрд ежегодно и сроком до 30 лет. В этот период Минфин также может обменять старые выпуски евробондов на сумму до $4 млрд для снижения объема государственного внешнего долга РФ, сокращения расходов на его обслуживание и снижения совокупного объема выплат по внешдолгу.

Верхний предел государственного внешнего долга РФ на 1 января 2019 года установлен на уровне $71 млрд, на 1 января 2020 года – $72 млрд, на 1 января 2021 года – $70,2 млрд.

Объем внутренних заимствований Минфина в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) планируется в 868 млрд руб. в 2018 году, 870 млрд рублей в 2019 году и 1,34 трлн рублей в 2020 году. Ранее министерство озвучивало планы занимать на внутреннем рынке по 1 трлн руб. каждый год в течении предстоящей трехлетки.

“В качестве источников финансирования дефицита бюджета номер один этот проект бюджета рассматривает заимствования, чего в принципе в последние годы не было, потому что мы тратили Резервный фонд. Сейчас мы переходим к массовым размещениям, которые варьируются от 1,5-1,9 трлн руб.

, из которых часть тратится на финансирование, но общее чистое привлечение на 1 трлн руб.

 – это серьезный прецедент, потому что не так страшно один год выйти на рынок и значимо разместиться, сколько делать это системно, то есть из года в год стабильно размещаться на таком высоком уровне”, – считает эксперт ЦСР Соколов.

Финансирование регионов

Проект бюджета на 2018-2020 годы предполагает сокращение общего объема трансфертов регионам из федерального бюджета на четверть.

“Все проблемы устойчивости регионов были порождены в первую очередь активной реализацией в 2014-2015 годах 597-го указа (указ президента РФ от 7 мая 2012 года № 597, который в том числе предполагал рост к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза – прим. ред.). И, соответственно, эту проблему удалось купировать в 2016 году за счет такого инструмента, как бюджетные кредиты”, – поясняет Соколов из ЦСР.

По его мнению, темпы исполнения указов президента можно пересматривать, особенно в сфере зарплат и здравоохранения, где существует наибольший разрыв по достижению целевого уровня.

“Самое главное – не столько достичь, сколько удержать этот уровень, и как раз в 2019-2020 годах не совсем понятно, как удастся удержать этот уровень при сокращении объема межбюджетных трансфертов и непредоставлении новых бюджетных кредитов”, – рассуждает эксперт.

Нынешний макроэкономический прогноз предполагает двухпроцентный рост российской экономики и позволяет даже при сокращении объемов поддержки обеспечить достаточную доходную базу у регионов. Однако, отмечают эксперты, сложно оценить, насколько это реалистично, поскольку регионы менее зависимы от макроэкономических условий и конъюнктурных доходов.

“Это федеральный бюджет в основном подтрясывает от того, что цена на нефть играет то в одну сторону, то в другую. Регионы более устойчивы, за небольшим исключением из 10 регионов, которые сильно сидят на сырьевых доходах. Все остальные не чувствуют этих колебаний. НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество – вот бюджетоформирующие доходы”, – уверен Соколов.

Если оценки, которые заложены в прогнозе, не оправдаются, власть будет вынуждена пересмотреть свой взгляд относительно бюджетных кредитов, указывает эксперт. Если же цикл будет расти, то регионы справятся и без существенного ухудшения для своей бюджетной устойчивости и долгов.

Центр стратегических разработок, возглавляемый бывшим министром финансов России Алексеем Кудриным, в свою очередь предлагает рассмотреть возможность сокращения расходных обязательств регионов, то есть пересмотреть разграничение полномочий.

“В частности, одна из таких реальных мер – это взять на федеральный центр обязательства по выплате в ФОМС взносов за неработающее население. Это цена вопроса порядка 630 млрд руб. в год. Эта мера позволила бы сокращать межбюджетные трансферты, и бюджетные кредиты не нужно было бы так активно использовать”, – говорит Соколов.

В свою очередь директор НИФИ Минфина назвал снижение объема бюджетных кредитов закономерным процессом, так как они были антикризисной мерой.

“Никто никогда не говорил, что всегда бюджетные кредиты будут постоянном источником подпитки региональных бюджетов, – указывает Назаров. – Для этого есть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, их объемы растут.

Есть дотации на сбалансированность, в том числе для того, чтобы регионы выполняли указы президента – их объемы тоже сохраняются”.

Единороссы готовы корректировать бюджет

Думские единороссы поддержат проект бюджета на 2018 год в первом чтении, заявил ранее первый заместитель руководителя фракции “Единая Россия” в Госдуме Андрей Исаев. Однако это не означает, что проект устраивает фракцию “целиком и полностью”, предупредил он.

По словам депутата, единороссы проведут целую серию встреч для того, чтобы откорректировать бюджет, обозначить наиболее серьезные и чувствительные моменты и подготовиться к тому, “чтобы ко второму чтению усилить ряд моментов, возможно, перераспределив имеющиеся и предложенные изначально средства”. Такая подготовка, заверил Исаев, “уже почти началась”.

Одним из таких приоритетных моментов станет повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), а именно вопрос, связанный с включением или невключением районных коэффициентов, уточнил Исаев.

Еще одним приоритетом для “Единой России” является дискуссионный вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам.

По словам Исаева, во фракции понимают, что “вернуться к этой теме в полном объеме, то есть восстановить индексацию, по всей видимости, уже невозможно”.

Однако, подчеркнул он, есть темы, которые “в любом случае заставят вернуться к этой проблеме”, в числе которых – индексация пенсий работающим инвалидам.

Бюджет “замороженных расходов”

Уже сейчас ясно, что КПРФ не будет поддерживать проект бюджета, заявил ТАСС первый вице-спикер Госдумы, первый зампредседателя ЦК КПРФ Иван Мельников.

“Во-первых, это наша политическая позиция: мы никогда не голосуем за инструмент реализации экономической программы правительства, которую считаем вредной для развития страны, – пояснил он. – Во-вторых, при всех эпитетах, которые слышны в адрес нынешнего бюджета, мы не видим позитивного движения даже внутри проводимого курса”.

Мельников сослался на оценки экспертов компартии, согласно которым проект федерального бюджета “не направлен на реализацию структурных реформ в экономике”. “Правительство фактически консервирует положение вещей. Доля так называемых ненефтегазовых доходов растет в основном за счет налоговых поступлений, они составят больше половины таких доходов”, – утверждает первый вице-спикер Госдумы.

Кроме того, под ростом заработных плат бюджетников “предусматривается, по сути, лишь индексация на уровень инфляции, что не может служить качественному росту внутреннего спроса”, заявляет Мельников.

“А при не слишком реалистичной формуле подсчета “прожиточного минимума” его уравнивание с минимальным размером оплаты труда выглядит прорывом только на словах”, – добавил он.

При этом снижаются и расходы по чувствительным статьям – образование и здравоохранение, указал Мельников.

“Так что в целом нынешний бюджет можно называть бюджетом “замороженных расходов” и такой же замороженной финансово-экономической политики, – изложил депутат позицию коммунистов. – Настаиваем, что без изменения стратегических подходов в формировании доходной части бюджета, в расстановке приоритетов, ничего не изменится. В то же время запрос общества на это колоссальный”.

Справороссы внесут альтернативный проект

Правительственный проект бюджета на 2018 год не будет поддерживать и фракция “Справедливая Россия”, заявил ее лидер Сергей Миронов. Справороссы традиционно намерены вносить свой альтернативный вариант главного финансового документа страны.

“Мы внимательно наблюдали за правительственной комиссией, мы в курсе и тех налоговых маневров, которые предложены. У меня уже есть определенные намерения рекомендовать своим коллегам по партии бюджет правительства не поддерживать”, – сказал Миронов.

Кроме того, “Справедливая Россия”, по его словам, намерена предложить вновь вернуться к обсуждению проекта бюджета в четырех чтениях.

Фракция ЛДПР также не настроена ать за проект бюджета.

“Проектные ориентировки сохраняются на уровне прошлого года.

По доходам, расходам и основным параметрам – это практически бюджет прошлого года, который ЛДПР не поддерживала”, – заявил первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов (ЛДПР).

По его словам, в таком виде основной финансовый закон “не решает задач по стабилизации и росту экономики, падение которой продолжается”.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/4603515

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: