Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность

Сро на проектирование с 2020 года – что нужно знать

Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность

Понятие СРО активно используется во всем мире, по отношению к самым разным отраслям: ЖКХ, строительство, ценные бумаги и др. СРО что это такое? Это аббревиатура, которая расшифровывается как, — саморегулируемые организации.

Обозначает форму некоммерческого объединения, в которую входят участники рынка, функционирующие в одинаковых отраслях и имеющие общий род занятия. Это нужно для того, чтобы эффективно контролировать и регулировать работу предприятий, входящих в СРО, без какого-либо вмешательства государства.

Процесс контроля осуществляется на основе действующего законодательства и согласно внутренним правилам организации.

Сро строителей

СРО в области капитального ремонта объектов капитального строительства, реконструкции и строительства является разновидностью некоммерческих организаций, сведения о которых включены в государственный реестр СРО.

Членами строительных СРО являются индивидуальные предприниматели, юридические лица, профессиональная деятельность которых связана со строительством, капитальным ремонтом или реконструкцией объектов капитального строительства.

Вступление в строительное СРО предоставляет не только ряд преимуществ, дает возможность легально заниматься строительными, реконструкционными и ремонтными работами сооружений. Но и налагает некоторые обязательства (выплата взносов, в том числе страховые, вступительные). Все члены строительного СРО получают свидетельство СРО о допуске к работам, которое заменило строительные лицензии.

Допуск СРО

Допуск СРО – это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс.

рублей) и даже уголовная ответственность.

Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации.

Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.

Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы.

Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO.

Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.

Сро проектировщиков

СРО в области архитектурно-строительного проектирования (СРО проектное — СРОП) представляет собой разновидность некоммерческой организации, информация о которой внесена в государственный реестр саморегулируемых организаций. Членами проектных СРО могут быть юридические лица, ИП, которые функционируют в области архитектурно-строительного проектирования.

Вступление в СРОП предполагает не только получение права на легальное проведение проектных работ и получение свидетельства о допуске к проектным работам, но и выплату членских взносов в компенсационный фонд, страховые взносы в СРО и пр.

Изменения в законодательстве о СРО на проектирование с 1 июля 2020 года

Время на прочтение: 5 минут(ы)
Как показывает практика, что собой представляет Сро проектировщиков, известно далеко не каждому нашему соотечественнику.

В действительности же ничего сложного нет: Сро проектировщиков – это некоммерческое партнерство, в котором состоят юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся строительным и архитектурным проектированием.

О том, зачем такие партнерства нужны, и какие изменения коснулись СРО на проектирование с 2020 года, мы сегодня и поговорим.

Что это такое и зачем нужно

Как уже было сказано, Сро проектировщиков (сокращенно СРОП) – это некоммерческое партнерство. При этом данные о такой саморегулируемой организации в обязательном порядке вносятся в государственный реестр.

Создавались саморегулируемые организации проектировщиков с целью недопущения причинения вреда физическим лицам, их имуществу, окружающей среде и объектам культурного наследия посредством некорректного выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Более того, еще одной целью создания СРОП являлось постоянное повышение качества проектирования и выполнения инженерных, ремонтных и строительных работ, которые проводятся членами Сро проектировщиков.

Важно: Компенсационный фонд СРОП несет субсидиарную ответственность за неисполнение собственных обязательств компаниями-членами партнерства, а также за причинение вреда.

Необходимо отметить, что сумма взноса в компенсационный фонд различается. Каждая организация самостоятельно устанавливает требования к страхованию ответственности перед третьими лицами.

Несмотря на то, что с точки зрения экономики кандидату гораздо выгоднее уплатить страховку, чем вносить плату в фонд, но застраховать гражданскую ответственность в таком случае получится лишь перед третьими лицами, но не перед заказчиком.

Внимание: Возмещение убытков заказчика осуществляется за счет компенсационного фонда.

Вступая в СРОП, организации получают ряд неоспоримых преимуществ, в том числе:

  • защиту собственных прав и интересов;
  • взаимную поддержку от других компаний-партнеров;
  • повышение качества труда;
  • регулярное содействие в повышении квалификации персонала;
  • информационную поддержку;
  • проведение общих собраний, конференций и симпозиумов, позволяющих всегда находиться в курсе актуальных тем и проблем саморегулирования.

Возможны ли проектные работы без допуска СРО?

Еще до недавнего времени часть 1 статьи 55.8 ГСК РФ гласила, что для выполнения работ, оказывающих хоть какое-то влияние на безопасность капитального строительства, необходим допуск СРО. При этом перечень видов работ, для которых обязательны проектные допуски, утвержден Приказом Минрегиона №624 от 30 декабря 2009 года.

Однако с 1 июля 2020 года ситуация изменилась, и теперь проектные работы могут осуществляться без допуска СРО.

Изменения в законодательстве

Совсем недавно произошли изменения в законодательстве, коснувшиеся СРО в сфере проектирования.

Таким образом, с 1 июля текущего года:

Источник: https://so-retail.ru/zakrytie/sozdanie-samoreguliruemoj-organizacii.html

Сро россии – обзор саморегулируемых организаций

Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность

Сегодня в строительной отрасли в России ситуация такова: если ваша компания не входит в профильную СРО, то у вас нет разрешения на осуществление профессиональной деятельности, и тогда любые действия организации подлежат уголовному преследованию за незаконное предпринимательство.

Все СРО не только устанавливают свои стандарты и обязательные правила профессиональной деятельности, но и контролируют их исполнение всеми членами саморегулируемой организации. А главное, каждая СРО обеспечивает гражданскую ответственность всех своих членов (согласно ст. 55.16 гл. 6.

1 Градостроительного Кодекса РФ) перед потребителями произведенных работ (услуг) и иными лицами.

Развитие СРО в России

Анализ состояния строительной отрасли в России показывает, что динамика ее улучшений во многом обусловлена введением в 2010 году саморегулируемых организаций.

Всю ответственность за получение лицензий на строительную деятельность государство фактически переложило на сами строительные организации. Чтобы стать членом СРО, всем строительным предприятиям необходимо сначала доказать свою компетентность.

Несмотря на критические заявления некоторых аналитиков нововведения в целом качество строительных услуг значительно улучшилось.

Причина тому — перераспределение ответственности: за любые недобросовестные работы каждого члена СРО отвечают все входящие в организацию участники. Это способствовало очищению строительной отрасли от фирм-однодневок и организаций, некачественно выполняющих работы.

Статистика сайта «Реестр СРО»

Общий обзор СРО в России говорит об улучшении картины дел в строительстве. По данным портала «Реестр СРО» на октябрь 2013 года в России насчитывалось 454 саморегулируемых организаций (в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях) Из них:

  • СРО в строительстве – 249 организаций;
  • СРО в проектировании – 171 организация;
  • СРО в инженерных изысканиях – 34 организации;

В таблице приведено территориальное распределение СРО:

Федеральный округСРОВ строительствеВ проектированииВ изысканияхВСЕГОкол-во%кол-во%кол-во%кол-во%
Центральный11847,47845,61441,221046,3
Северо-Западный4116,53218,71029,48318,3
Приволжский2811,22414,038,85512,1
Южный114,4105,838,8245,3
Северо-Кавказский72,810,681,8
Уральский135,284,725,9235,1
Сибирский208,0148,225,9367,9
Дальневосточный114,442,3153,3
ИТОГО24910017110034100454100

Наибольшее число СРО образовано в Центральном федеральном округе (46,3% от всех организаций), за ним по убыванию следуют Северо-Западный (18,3%) и Приволжский (12,1%). Наименее развит институт СРО Северо-Кавказском (1,8%) и Дальневосточном федеральных округах (3,3%).

Структура СРО по видам деятельности (строительство, проектирование, изыскания) повторяет общую картину. Однако по данным на октябрь 2013 в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных не было ни одного СРО в изысканиях. Компаниям из этих регионов для получения соответствующих допусков к работе рекомендуется обратится в саморегулируемые организации других округов.

Наглядно территориальное распределение приведено на следующем графике:

Характерное для СРО деление на региональные (объединения компаний в пределах одного региона или города) и межрегиональные (распределение компаний по всей России) имеет значительные преимущества.

Получая заказы федерального уровня, компания-интегратор может привлекать из регионов субподрядчиков, входящих в одну СРО с едиными нормами квалификационного контроля и высоким уровнем взаимного доверия и надежности.

Если проводить обзор СРО по городам России, то здесь уверено лидирует Москва. На ее территории зафиксировано 159 саморегулируемых организаций или 34,6% от их общего числа. Далее с большим отрывом идет Санкт-Петербург – 67 СРО (или 14,8% от всех организаций), Екатеринбург – 11 СРО (2,4%). В остальных городах не более 10 саморегулируемых организаций.

Подберем лучшее СРО в вашем регионе Нужна помощь? Консультируем о видах работ, допусках и порядке вступления, помогаем выбрать СРО. Бесплатно. Получить консультацию

Многообразие различных СРО в каждом регионе обусловлено распределением спроса в единой сфере деятельности между игроками рынка. Несмотря на единую законодательную базу и обширную представленность в регионах все они очень отличаются друг от друга:

  • по отраслевой направленности;
  • по составу и территориальному охвату;
  • по особенностям индивидуального подхода;
  • по внутренним требованиям и нормативам.

На сегодняшний день по подсчетам аналитиков действительное число СРО в строительной области значительно превышает официальные данные. Создается множество коммерческих СРО, деятельность которых крайне негативно сказывается на репутации самого механизма саморегулируемых сообществ.

Недальновидные клиенты, покупаясь на низкие требования и небольшие денежные взносы, вступают в ряды таких СРО.

В результате сами же и страдают от этого, покрывая ущерб, нанесенный многими недобросовестными партнерами, которые беспрепятственно вступили в СРО без соблюдения необходимых требований.

Нередки случаи расформирования СРО после проверок, признания недействительными их свидетельств или, что еще хуже, внезапного исчезновения таких СРО с полным компенсационным фондом и членскими взносами. Ростехнадзор реализует программу по выявлению недобросовестных коммерческих СРО. Одним из инструментов против коммерциализации СРО предлагается введение рейтинговой системы.

Администрация нашего портала рекомендует вступать только в проверенные СРО, данные о которых вы можете всегда найти на нашем сайте.

Источник: https://www.reestr-sro.ru/articles/obzor-samoreguliruemyh-organizacij-rossii/

Преимущества саморегулируемых организаций, их права и перечень ожиданий

Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность

Саморегулируемые организации (СРО) – организации на некоммерческой основе, вхождение в которые осуществляется через членство. Они призваны объединять лиц, представляющих ту или иную сферу производства и обслуживания или коммерческие организации по принципу общности занимаемой ими ниши на рынке (производство каких-либо продуктов труда, выполнение работ или оказание услуг).

Задачи перед СРО

Задача, стоящая перед СРО – саморегулирование, т.е.

самостоятельные действия субъектов, направленные на разработку неких правил и ориентиров в той области, в которой функционируют указанные субъекты, надзор за исполнением этих норм и стандартов.

Это институциональные организации, по сути, берущие на себя часть регулирующих и надзорных обязанностей государства. Это также позволит отменить лицензирование некоторых специальностей.

Преимущества саморегулируемых организаций

Перечислим преимущества саморегулируемых организаций:

  • Участники СРО получают защиту своих прав и интересов со стороны самой организации;
  • Сама идея создания СРО имеет цель повышение общего уровня выполняемого организациями труда или продуктов, производимых ими;
  • Лица, имеющие членство в СРО, всегда информированы о реорганизациях законодательной базы, что позволяет избежать, например, штрафов или других мер взыскания;
  • Члены таких организаций участвуют в форумах и круглых столах, что служит главной цели информирования и улучшения качества конечного продукта участников СРО.

К выстраиванию деятельности СРО предъявляется перечень ожиданий:

  • Создаваемая организация должна подходить под требования Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
  • Численность лиц, входящих в организацию? должна превышать количество 25 субъектов коммерческой сферы или 100 представителей какой-либо профессиональной сферы;
  • Как уже говорилось в содержании термина СРО, объединение должно предоставлять перечень четких предписаний и стандартов, неукоснительно выполняемых всеми ее участниками. В противном случае, к ним должны быть применены меры взыскания;
  • Саморегулируемая организация обязана иметь компенсационный денежный ресурс, объем которого различен для разных сфер деятельности;
  • Участники СРО должны нести добавочное имущественное поручительство перед товаропотребителями и клиентами участников СРО.

Если все эти предписания соблюдены, объединение вносится в общий реестр саморегулируемых организаций – с этого момента она формально начинает функционировать как полноценная СРО. Организация теряет этот статус, если ее исключат из этого реестра.

Войти в число участников саморегулируемой организации могут любые индивидуальные предприниматели или юридические лица, включая иностранных. Для достижения этого, нужно предоставить некоторые бумаги:

  • Заявление о вхождении в СРО;
  • Копия удостоверения регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя с занесением в подходящий государственный реестр;
  • Документы, подтверждающие позволение совершать некоторые работы или производить товары или услуги, предоставленное коммерческой организации;
  • Копия такой же бумаги, предоставленной иной СРО при таких обстоятельствах, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уже состоит в ней.

Наряду с другими организациями, СРО имеет определенное назначение, включающее:

  • Подготовку и приведение в исполнение определенных правил, обязательных для выполнения лицами, состоящими в СРО и желающими получить членство;
  • Произведение надзора за исполнением предписанных требований, применение мер дисциплинарного воздействия к нарушителям;
  • Организацию коммерческих арбитражных судов для судопроизводства по делам внутри СРО или между членом СРО и товаропотребителем; анализирование претензий к действиям членов СРО и проблем, вызванных невыполнением членами СРО норм и стандартов, принятых для данной саморегулируемой организациии;
  • Исследование результатов труда юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые являются членами СРО через предоставление последними отчетности;
  • Представление интересов лиц, входящих в саморегулируемую организацию перед лицом государства и его посредников на местах;
  • Предоставление возможности повышения квалификации сотрудников организаций, имеющих членство СРО;
  • Обеспечение прозрачности действий членов СРО на условиях, принятых в данной саморегулируемой организации.

Права для СРО

Помимо прочего, сформулирован ряд прав, предоставляемых СРО:

  • Саморегулируемая организация обладает возможностью от собственного имени опротестовать действия или, наоборот, отсутствие таковых со стороны представителей гос. власти и местного самоуправления, а также каждый законодательный акт и решение, которые ставят под угрозу права и интересы самой СРО или лиц, входящих в нее;
  • Участвовать в дискуссиях по поводу законов или иных актов, рассматриваемых для исполнения, а также гос. проектов, касающихся области саморегулируемой организации. Более того, СРО вправе предлагать свои проекты для реализации на государственном уровне;
  • Иметь доступ к получению данных, требующихся для нормального функционирования СРО, из первоисточников и их посредников.

Несмотря на все прерогативы и привилегии, СРО ни при каких обстоятельствах не должна провоцировать действий, последствиями которых может стать конфликт выгод саморегулируемой организации и ее членов.

Существует ряд определенных принципов, исходя из которых организации, занимающиеся своей деятельностью на коммерческой основе или представители профессиональных сферы, могут объединяться для создания саморегулируемых организаций:

  • Региональный – подразумевает соединение организаций, функционирующих в одном и том же регионе;
  • Межрегиональный – организации функционируют в разных или соседних регионах;
  • Отраслевой – локация организации не важна, учитывается только профессиональная сфера, которую организация избрала полем деятельности.

Источник: https://curpp.ru/articles/preimushchestva-samoreguliruemyh-organizaciy-ih-prava-i-perechen-ozhidaniy

Кому поможет рейтингование СРО?

Профессиональные саморегулируемые организации в России: ожидания и реальность

Пока специалисты ведут глубокомысленные диспуты о том, каким быть рейтингам СРО, реальные критерии успешности саморегулируемых организаций давно и самым естественным образом сформировались. Вот только никакого отношения к задачам, поставленным перед системой СРО, они не имеют.

Идея каким-либо образом формировать рейтинги СРО витает в профессиональном сообществе довольно давно. Но долгое время дальше красивых слов о нужности и полезности ранжирования дело не двигалось.

В НОП попытались было сподвигнуть саморегуляторов на создание некоего гипотетического рейтинга, в котором СРО проектировщиков могли бы участвовать на добровольной основе, но затея потерпела фиаско – желающих хоть чем-нибудь помериться с коллегами оказалось ничтожно мало, а большинство выступило решительно против.

Однако со временем мысль о необходимости рейтингов все больше овладевала СРО-сообществом, особенно с нарастанием паники по поводу тотальной коммерциализации саморегулирования.

«Вот бы кто-нибудь нас всех измерил, посчитал и выстроил в ряд, и тогда всякий увидит, кто из нас «правильный» саморегулятор, а кто бессовестный коммерсант, нагло торгующий допусками», – примерно такой мотив звучал от каждого сторонника рейтингования, надеявшегося, впрочем, оказаться в числе белых и пушистых СРО, а никак не наоборот.

На волне таких ожиданий возник рейтинг, в котором действительно все строительные СРО расставлены по определенному порядку и за передвижениями в котором можно с увлечением следить.

Правда, рейтинг, получивший имя «Мозолевского – Акиева», дает деятельности СРО столь же исчерпывающую характеристику, какую может дать, например, сравнение среднего размера обуви членов Советов саморегулируемых организаций – любопытно, но не более того.

Конечно, это лишь первый опыт, и возможно, что он разовьется в нечто многогранное и авторитетное, но пока до этого слишком далеко.

Вакцина от коммерции?

Впрочем, прежде разговоров о методиках рейтингов, на мой взгляд, стоит определиться с главным: для чего они вообще нужны? Отделить «плохие» СРО от «хороших»? Вроде заманчиво, но какой смысл кроется за этим стремлением? Ведь все до единого гневные выступления о «коммерсантах саморегулирования» страдают общим изъяном: в них не раскрывается понятие коммерциализации и не дается четких и внятных рамок, какие именно СРО следует уверенно называть «паршивыми овцами» в стаде.

Работа с посредниками, берущими на себя кредитование выплат в компенсационный фонд? Покажите, какими нормами это запрещено, ведь главное, чтобы кандидат перечислил эти деньги на счет СРО, а сам он это сделает или некие доброхоты внесут за него – с точки зрения закона безразлично.

Сверхбыстрое оформление, «допуск за один день», как любят цитировать рекламу «коммерсантов» на высоких собраниях? Да перестаньте, в подавляющем большинстве случаев процедура принятия в СРО ограничивается документарной проверкой, и выполнить ее реально в самые сжатые сроки.

И коллегиальный орган (что бы ни говорили на этот счет злые языки) для принятия решений может собираться хоть каждый день – в конце концов, это нормальная часть работы саморегулируемой организации, за что же в ней люди деньги получают?

В общем, к чему я клоню? А к тому, что все крики о «коммерциализации», до сих пор не подкрепленные ни одним (!) конкретным фактом – это пустая трепотня, вызванная неумением работать на рынке или нежеланием учитывать реально сложившиеся на нем условия.

Да, вместо благостного добродетельного саморегулирования мы получили жесткий конкурентный рынок. Кто-то на нем шевелится быстрее и делает все возможное для удобства своих клиентов. А кто-то просто сидит в ожидании, что каким-то решением сверху его привычная кормушка получит надежную защиту от вторжений более энергичных конкурентов.

Конечно, как и на всяком рынке в нынешнем саморегулировании существует какое-то количество откровенных жуликов и пройдох. Но поймать их за руку и предать показательной порке по силам даже одной-двум СРО, считающим себя «добропорядочными» и «законопослушными».

Вас повергают в шок предложения «СРО за час»? Так договоритесь со знакомым строителем, пусть он возьмется «купить допуск» в такой СРО – и ловите с поличным, и судите, и хоть казните презренных негодяев, и это будет во сто крат полезнее, чем день за днем стенать о засилье коммерциализации!

Словом, возьмусь утверждать, что за вычетом небольшого количества явных прохиндеев, в остальном все СРО более или менее равны меж собой – и с точки зрения законности своей работы, и с точки зрения превращения выдачи допусков в высокодоходный бизнес. Однако некоторые различия все же существуют, и потому идея рейтингов – если не воспринимать ее безупречной вакциной от «коммерции» – имеет право на существование и нуждается в осмыслении.

Стоит ли игра свеч?

И тут предлагаю задуматься на минутку.

Кому в нынешних условиях будут нужны эти рейтинги, кто их главный потребитель? Сами СРО будут ревниво биться за первенство, чтобы получить медаль и грамоту по итогам года? Крайне сомнительно – чемпиону по собранным взносам будет глубоко наплевать, на какой строчке в рейтинге располагается его партнерство. Может, строители побросают компфонды в СРО-аутсайдерах и встанут в очередь на вступление к лидерам «турнирной таблицы»? Да зачем и кто это станет делать, кроме, разумеется, случаев явного помешательства?

И здесь мы подходим к главному и, пожалуй, печальному выводу: на сегодня саморегулируемым организациям помимо свидетельства о допуске предложить членам своего партнерства по большому счету нечего. Обременить дополнительными хлопотами, достать проверками – это запросто.

Но практической пользы в саморегулировании для бизнеса нет никакой. Как это и говорилось не раз, для строителей введение системы СРО привело лишь к удорожанию входного билета на рынок.

И в такой ситуации совершенно естественно, что бизнес идет по пути наименьшего сопротивления: получение допуска – неизбежное препятствие, которое нужно преодолеть с минимальными потерями времени и денег.

Сегодня тот, кто предоставляет строителю свидетельство о допуске с меньшими издержками, и есть лучший саморегулятор. Собственно, как это сказано выше, и рейтинг реально самых «передовых» СРО составить предельно просто, никаких интегральных показателей для этого не требуется – достаточно проследить динамику принятия новых членов за последний год и объем собранных взносов.

Возможно, вам не нравится такое положение, но, как говорится, на зеркало неча пенять… В России система строительного саморегулирования сформировалась таким причудливым образом, что ключевые ее задачи – обеспечение безопасности и качества объектов капитального строительства – не играют в ней никакой роли. Рецепт успешности СРО в этих условиях прост: агрессивный маркетинг и минимальные издержки для клиента.

Совершенствование такой модели может идти только одним путем: те СРО, в которых до сих пор по наивности еще тратят силы на вопросы безопасности, либо перестроятся под условия рынка, либо вымрут. Никакого другого выхода в сложившихся условиях не существует, и рейтинги СРО сами по себе – в отрыве от других сопутствующих факторов – ситуацию не выправят.

Факторы и риски

Однако это не означает, что на идее рейтингования впору ставить крест. Наоборот, считаю, что она необычайно перспективна, и именно как способ вернуть строительное саморегулирование к достижению тех целей, которые ставились перед ним изначально.

Как известно, сразу несколько групп разработчиков занимаются созданием рейтингов строительных, проектных и изыскательских компаний.

Свои методики продвигает и Российское агентство строительного комплекса (РАСК), о котором писал Николай Четверик, и упомянутый Владимиром Юсупджановым Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс».

и строителей и должны лечь в основу рейтингов саморегулируемых организаций – то есть чем выше качество и уровень безопасности у членов партнерства, тем сильнее позиции СРО, объединяющей эти компании. Иного объективного показателя работы саморегулируемой организации по обеспечению основных своих функций в принципе не существует.

Понятно, что выстраивание пирамиды рейтингов СРО снизу, от рейтингов членов партнерств, требует титанической работы. По сути, речь идет о своего рода паспортизации всех участников рынка (а только в капитальном строительстве это около 110 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей), но СРО могут иметь прямую заинтересованность в ускорении этой работы при определенных условиях.

Суть их в том, что в конечном итоге ранжирование СРО должно получить материальное воплощение, привести к некой монетизации репутационных факторов – в конечном счете, стать инструментов управления рисками.

Позиции СРО в рейтинге, полученные на основе рейтингов членов партнерства в сочетании с дополнительными показателями (уровень информационной открытости, количество и квалификация экспертов, надежность размещения компенсационных фондов и др.), должны влиять на условия работы на рынке.

Членство в СРО с высоким рейтингом только тогда будет иметь практический смысл, когда откроет доступ к более выгодным условиям кредитования и страхования, когда даст определенные преференции в получении контрактов, то есть сможет работать на развитие бизнеса.

Логическая цепочка проста: чем выше рейтинг членов СРО (чем выше уровень безопасности и качество их работы), тем выше и рейтинг самого партнерства.

Как следствие, члены партнерства, имеющего высокий рейтинг, получают доступ к более выгодным кредитам и страховкам, приоритет на стадии предквалификации в конкурсных процедурах.

В результате строители, стремящиеся к развитию своего бизнеса, готовы мириться с дополнительными издержками от членства в высокорейтинговом партнерстве – в обмен на продолжительную процедуру вступления, более высокие взносы или жесткий контроль со стороны СРО они найдут определенные преференции на рынке.

И ведь очевидно, что это потребуется далеко не всем строителям.

Для значительного их количества возможность сэкономить здесь и сейчас окажется привлекательнее туманных перспектив, и вполне разумным шагом станет вступление в СРО с невысоким рейтингом.

Что, однако, не будет означать деление СРО на «плохие» и «хорошие», а произошедшее ранжирование станет следствием естественных экономических процессов.

Собственно, как мне представляется, на формировании взаимоотношений со страховым и банковским сообществом, с органами государственной власти и должны были сосредоточить свои усилия Национальные объединения СРО.

С одной стороны, стимулировать разработку объективных рейтингов, с другой – добиваться признания этих рейтингов в деловой среде и договариваться о создании наиболее благоприятных условий ведения бизнеса для тех участников рынка, что входят в число самых авторитетных (с точки зрения позиций в рейтинге) СРО.

На практике же ничего в этом направлении не делалось и не делается, и попытки разработать и вживить систему рейтингов в болезненное тело саморегулирования остаются уделом энтузиастов-одиночек.

Константин Горожанко

Источник: http://zanostroy.ru/articles/1643/273.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: