Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

Содержание
  1. Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2019 году
  2. 44-ФЗ
  3. Квоты для СМП
  4. В каких закупках участвует смп?
  5. Какие льготы действуют?
  6. 223-ФЗ 
  7. Квоты для МСП
  8. В каких закупках могут участвовать мсп?
  9. Льготы
  10. Бизнес и власти разошлись в оценке эффективности подъема квот на госзакупки у МСП
  11. “Спасательный круг”
  12. Может быть неэффективно
  13. Меньший кусок пирога
  14. Госзаказы для малого бизнеса: особенности проведения закупок
  15. С чего начинать
  16. где и чему нужно учиться
  17. специфика участия субъектов малого предпринимательства
  18. Госзаказ. Воплощение мечты в реальность:
  19. Проблемы участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках, Управление закупками – Курсовая работа
  20. Выдержка из текста
  21. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в РФ
  22. Список использованных источников
  23. 4. выпуск
  24. 4. выпуск. 2015
  25. – С. 24-25
  26. – [Электронный ресурс]
  27. 11. Демидова О. А., Яковлев А. А. Глава
  28. // [Электронный ресурс]
  29. 2. окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].
  30. Springer. 2014. P. 361– 382
  31. Большие закупки у малого бизнеса | Решения на РБК+
  32. Квоты для МСП
  33. Утром деньги
  34. Сложности участия малого бизнеса в госзакупках
  35. Сокращение сроков платежей по госконтрактам
  36. Ограничения для госзаказчиков при закупках предметов роскоши
  37. Государственные и муниципальные казенные учреждения освобождаются от оплаты обеспечения заявок на участие в госзакупках
  38. Участие в закупках субъектов малого предпринимательства | Контур.Закупки
  39. Малое предприятие — что это?
  40. Смп и госзаказ по 44-фз
  41. Закупки по закону № 223-ФЗ

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2019 году

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

Статья актуальна на 9 сентября 2020

Малый бизнес порой неохотно участвует в госзакупках. Льготы и законодательные инициативы делают участие в закупках проще, поэтому сегодня поговорим о них.

Критерии малого и среднего бизнеса:

МалыйСредний
Max количество работников100 чел.250 чел.
Max выручка в год800 млн руб.2 млрд руб.

44-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей. 

В каких закупках участвует смп?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее.  Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью.  В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ):

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность. 

2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.

223-ФЗ 

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Квоты для МСП

Заказчики должны закупить у МСП не меньше 20% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:

  • Поучаствовать в которых могли только МСП.
  • Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  • «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 18% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет. 

В каких закупках могут участвовать мсп?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур  — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  • Отвечает на запрос на разъяснения в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если он поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок).
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ): 

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 15 рабочих дней после подписания акта приемки. Срок сократят для всех ситуаций:

  • закупку провели на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только МСП,
  • МСП выступали субподрядчиками.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1118-smp-44-223

Бизнес и власти разошлись в оценке эффективности подъема квот на госзакупки у МСП

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

МОСКВА, 21 июля. /ТАСС/. Российские предприниматели и представители власти разошлись в оценке эффективности предложения об увеличении квоты госзакупок у малого и среднего бизнеса с 15 до 30%, разработанного Минфином РФ (речь идет об изменении в закон № 44-ФЗ о госзакупках). По мнению части опрошенных, увеличение квот может привести к притоку недобросовестных компаний среди участников.

“Спасательный круг”

По данным Минфина РФ, в 2019 году доля госзакупок у малых и средних предприятий (МСП) составила 16%, или 1,4 трлн рублей, а принятие “оптимизационного” законопроекта значительно упростит участие в торгах для представителей малого и среднего бизнеса.

В свою очередь, в пресс-службе Минэкономразвития ТАСС сообщили, что двукратное увеличение квот на участие МСП в госзаказе напрямую способствует его восстановлению в кризисный период с учетом текущей ситуации.

“Это откроет прямой доступ к закупкам у большего количества предпринимателей и позволит увеличить объемы закупаемых товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса”, – считают в министерстве.

Президент бизнес-объединения “Опора России” Александр Калинин согласен с МЭР РФ и называет увеличение доли закупок “очень важной мерой для поддержки малого и среднего бизнеса в кризис”. “Госзакупки занимают достаточно большую долю в обороте малого и среднего предпринимательства в России. Причем эта доля “плавает” – во время мирового кризиса она возрастает.

Сейчас, к примеру, экспорт упал примерно на 20%. Плюс государственные корпорации снижают сейчас закупки, что нас очень беспокоит. Доходы населения тоже упали.

Поэтому, чтобы поддержать бизнес в условиях падения в других секторах экономики, конечно, увеличение доли закупок у малого бизнеса для многих – спасительный круг, чтобы сохранить бизнес”, – сказал собеседник агентства.

Может быть неэффективно

При этом такую позицию разделяют далеко не все представители деловых объединений и предприниматели.

Как считает советник уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Антон Свириденко, ключевая проблема в этой сфере на данный момент – снижение общего количества заказов в условиях пандемии коронавируса. Он указал, что заказчиков становится меньше, и даже при увеличении квот для МСП объемы могут снижаться.

Член генерального совета “Деловой России” Павел Гагарин полагает, что облегчить участие МСП в госзаказе будет непросто. “С точки зрения этого рынка увеличение квот, на мой взгляд, не очень эффективно.

Госзаказ – это, как правило, сложная техническая продукция, которую лучше всего потянет либо средний, либо крупный бизнес. Для малого бизнеса все упирается в оплату за контракт.

Для исполнителей из ряда малого бизнеса [возможная задержка оплат в этом секторе] – это более болезненно, чем для крупного”, – пояснил Гагарин.

Меньший кусок пирога

По мнению предпринимателей, увеличение квот может поспособствовать росту недобросовестной конкуренции на рынке. Так, директор компании “Мастерс”, занимающейся поставками медицинской техники и оборудования в госучреждения, Дмитрий Тортев отмечает возможность некачественной работы по закупкам со стороны новых участников, кроме того, видит риск в слишком высокой конкуренции.

“Новые МСП придут с нулевыми оборотными средствами. И повышая конкуренцию среди “малышей” на один лот с трех до шести участников, мы после торгов вместо двух безработных можем получить пять безработных”, – говорит Тортев.

Директор компании по производству средств индивидуальной защиты “СпецСнабСервис” Владимир Беляков тоже отметил, что за два года участия в госзакупках понял, что конкуренция только растет, поэтому опасается увеличения количества участников торгов.

“Основную опасность в увеличении квот для МСП вижу в том, что появляется все больше новых участников закупок, которые в процессе проведения торгов снижают цену практически до нуля. Участвуя в торгах в первый раз, зачастую они надеются на какие-то нереальные скидки и преференции, что в свою очередь приводит к срыву контракта”, – сказал он.

При этом есть бизнесмены, которые не видят таких рисков. Например, директор строительной компании “Проект” в Ставропольском крае Станислав Киреев сообщил, что за пять лет работы в отрасли не отмечает большой конкуренции с крупными компаниями.

“Увеличение доли участия компаний МСП сильно повлияет на ситуацию, даст дорогу в закупки. Возможно, для этого нужно будет не увеличивать квоты, а все-таки повышать юридическую грамотность сотрудников организаций, которые планируют работать с государственным заказом. Благо, сейчас на это обратили внимание в правительстве”, – резюмировал он.

Источник: https://tass.ru/msp/9012243

Госзаказы для малого бизнеса: особенности проведения закупок

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.

Декларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.

В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.

Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.

Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.

С чего начинать

предприниматели, которые уже прошли все этапы участия в закупочных торгах и имеют в своем послужном списке определенное число поражений и побед на этом пути, советуют начать с обучения. в каждом муниципальном образовании (городе, районном или областном центре и т.д.) есть консультационно-информационные структуры по работе с госзаказом.

у представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:

  1. нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
  2. обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.

основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. основных минусов два:

  • высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
  • отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).

если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.

временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.

где и чему нужно учиться

сегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:

  • казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
  • платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
  • платные и бесплатные вебинары.

каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.

если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:

  • порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
  • порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
  • поиск перспективных тендеров;
  • нюансы изучения технической документации заказчика;
  • подготовка предложений для участия в торгах;
  • исполнение договоров;
  • оспаривание решений заказчика в фас.

каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.

специфика участия субъектов малого предпринимательства

Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.

Если крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.

Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.

Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:

  1. От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
  2. Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
  3. Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
  4. Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.

В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.

В целом государственные закупки для малого бизнеса характеризуются как положительная новация на российском рынке. Имеющаяся начальная сложность – закономерное следствие перехода многих общественных институтов на оцифрованную информационную платформу.

Овладев навыками работы в цифровом информационном пространстве, активный предприниматель быстро научится ориентироваться на рынке государственных закупок с максимальной выгодой для себя.

Госзаказ. Воплощение мечты в реальность:

Источник: https://vseproip.com/biznes-ip/maluy/uchastie-v-goszakaze.html

Проблемы участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках, Управление закупками – Курсовая работа

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

Введение 3

1 Теоретические основы участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках 5

1.1 Основные положения Контрактной системы в области регулирования участия малого бизнеса в сфере государственного заказа 5

1.2. Обзор зарубежных и отечественных исследований участия малого бизнеса в госзаказе 19

2 Проблемы и перспективы политики протекционизма в сфере государственного заказа 27

2.1 Проблемы участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд 27

2.2 Перспективы развития механизмов взаимодействия государства и малого бизнеса через закупки в России 33

Заключение 41

Список использованных источников 43

Выдержка из текста

Факторы развития малого предпринимательства в сфере здравоохранения

Факторы развития малого предпринимательства в сфере здравоохранения

Для целей данной работы были использованы следующие группы источников: нормативно-правовая база; официальная статистика; региональные и федеральные российские периодические издания; информационные ресурсы сети Интернет.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства в РФ

Трудно переоценить значимость развития малого предпринимательства для России, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг. Кроме того, малое предпринимательство является серьезным резервом социально-экономического развития регионов, позволяющим ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность.

Предметом исследования является система организационных и экономических отношений, возникающих в процессе формирования комплекса мер государственной и муниципальной поддержки малого предпринимательства.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и ученых, посвященные проблемам малого предпринимательства, государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства.

В частности, при написании курсовой работы мы опирались на труды таких авторов, как: Белых В.С., Звездина Т.М., Брылева М.П., Буров В.Ю., Вайпан В.А., Галочкина А.Б., Гвоздева О.М., Грицунова С.В., Лотарева К.М., Жураковский А.С., Захарьин В.Р., Каштанов Н.Н., Курьяков И.А., Корниенко Е.Л.

, Краевская А.В., Куранова Н. А., Шилова Л. Д., Лукашева А.Э., Иванченко Л.А. и др.

1) в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

Согласно российскому законодательству, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 % (за

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

2. Федеральный закон от

2. июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от

2. июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

4. Постановление Правительства РФ от

2. ноября 2013 г. N 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (с изменениями и дополнениями)

5. Письмо Минэкономразвития России № 7158-ЕЕ/Д 28и, ФАС России № АЦ/13590/14 от 04.04.2014 «О позиции минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-фз

6. Балтутите И.В. «Участие субъектов малого предпринимательства в Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестник Волгоградского государственного университета, № 3, 2014

7. Белогурова Е.Б., Головшинский К.И., Еременко Н.В. «Оценка практики закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций» // Госзаказ: планирование, обеспечение, размещение,

4. выпуск

8. Белогурова Е.Б., Головщинский К.И., Еременко Н.В. «Оценка практики закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций» // Журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение»,

4. выпуск. 2015

9. Большухина И.С. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в россии: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. – 2014. – № 40 (616).

– С. 24-25

10. Галкин В.Ю. Совершенствование механизма проведения торгов в системе государственных закупок для малых предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2 (92).

– [Электронный ресурс]

– Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-mehanizma-provedeniya-torgov-v-sisteme-gosudarstvennyh-zakupok-dlya-malyh-predpriyatiy

11. Демидова О. А., Яковлев А. А. Глава

3. Государство и бизнес: от взаимных «захватов» к моделям обменов // В кн.: Очерки модернизации российской промышленности: поведение фирм / Науч. ред.: Б. В. Кузнецов. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 66-75.

12. Карданова З.М. «Проблемы участия малого и среднего бизнеса в закупках» // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 11-2 (20).

// [Электронный ресурс]

  • http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-uchastiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-zakupkah (дата обращения: 24.03.2016)

13. Коношко Л. В. Зарубежный опыт организации государственных закупок [Текст]

/ Л. В. Коношко, А. Ю. Сураева // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары,

2. окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.].

  • Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 27– 30. — ISBN 978-5-9908673-6-9.

14. Маковлева Е.Е. «Анализ практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства» // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 2 (2016)

15. Метелев И.С. «Организационно-экономические особенности функционирования субъектов малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа» // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 3. С. 80– 85

16. Переверзев Н.А. Проблемы участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках. // Управленческое консультирование. — № 2. – 2016. – с. 162-168

17. Плешакова М.В., Широкая Л.П. Современные направления развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. 2012. № 9– 2. С. 103– 108

18. Фридман А.М. Финансы организаций (предприятий): учебник. М.: Дашков и К. 2013. 488 с.

19. Чекмарев О.П. «Маркетинг госзакупок: конкурентоспособность малого предпринимательства» // Известия Санкт-Петербургского Государственного Аграрного Университета. — СПб.: СПбГАУ, № 35, 2014, с.144-149

20. Чемерисов М. «В рамках контрактной системы количество закупок у малого бизнеса возросло почти на 60%» // Новости Департамента развития контрактной системы // сайт Министерства экономического развития Российской Федерации // [Электронный ресурс]

  • http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/201407316

21. Чепуренко А.Ю. Предпринимательство как сфера социальных исследований: Россия и международный опыт // Социологические исследования. 2013. № 9. С. 32– 42.

22. Bertelsmann Stiftung (ed.).

Managing the Crisis. A Comparative Analysis of Economic Governance in 14 Countries. Verlag Bertelsmann Stiftung, 2010. – [Электронный ресурс]

– (http://www.eeg.ru/files/managcris_de.pdf )

23. Chepurenko A. Informal entrepreneurship under transition: Causes and specific features. Soziologie des Wirtschaftlichen. Boegenhold D. (ed.).

Springer. 2014. P. 361– 382

24. Flynn A., Davis P. (2015) “The rhetoric and reality of SME-friendly procurement” // Public Money & Management, 35:2, 111-118, DOI: 10.1080/09540962.2015.1007705.

25. Flynn A., Davis P. “The policy-practice divide and SME-friendly public procurement“// Environment and Planning C: Government and Policy December 17, 2015

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/problemyi-uchastiya-subyektov-malogo-predprinimatelstva-v-goszakupkah/

Большие закупки у малого бизнеса | Решения на РБК+

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

Участие малых и средних предприятий в госзакупках — один из самых востребованных форматов господдержки бизнеса. Однако для расширения доступа предпринимателей к госзаказу требуется внедрение дополнительных механизмов.

ТАСС

Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.

«Подрядчики, участвуя в госзакупках, считают себя защищенными от действий недобросовестных контрагентов, как это часто бывает между коммерческими организациями, когда затягиваются сроки оплаты выполненных работ, поставленных товаров, оказанных услуг. В случае с государством все кажется стабильнее: оно не обанкротится, не сбежит, не уклонится», — говорит руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании RBS Анастасия Яремчук.

Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству).

Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов.

Малые предприятия выполняют самые разнообразные виды работ: некрупные строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, услуги в сферах ИТ, безопасности и клининга, обслуживания школьных столовых, транспорта, логистики и т.д.

Очевиден прогресс в доступе МСП к госзаказу за последние несколько лет. Так, закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году (по сравнению с 2017-м), по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа.

Согласно данным Корпорации МСП, объем госзакупок у компаний из сегмента МСП за два года вырос с 1,51 трлн руб. в 2016 году до 3,25 трлн руб. в 2018-м. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз.

Косвенным свидетельством расширения участия МСП в системе госзакупок может служить и статистика банковского сектора по выданным гарантиям для участия в них. Так, по оценке сервиса Fintender.

ru (принадлежит Совкомбанку), за последние три года увеличилась доля банковских гарантий бизнесу (для участия в госзакупках по 44-ФЗ) на сумму до 100 тыс. руб. Если в 2016 году она составляла 48% всех гарантий, то уже в 2017-м находилась на уровне 53%, а в 2018-м достигла 54%.

Основная причина, как отмечали в Совкомбанке, увеличение доли более мелких контрактов.

Квоты для МСП

По сравнению с муниципальными и государственными заказчиками компании с госучастием демонстрируют несколько меньшую динамику сотрудничества с МСП. Доля их заказов у малого бизнеса по итогам прошлого года составила 12,1%, что на 0,9% больше, чем годом ранее.

Сразу несколько госкорпораций существенно расширили сотрудничество с малым бизнесом.

Однако так происходит далеко не везде, говорит председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «Основная цель госзакупок — прежде всего повышение их эффективности, а поддержка МСП — важная, но не первостепенная задача в этой системе».

В некоторых случаях на крупных проектах, по его словам, малый бизнес — даже целым пулом малых предприятий — не всегда может справиться с задачами. «В этих случаях крупный подрядчик может объективно оказаться более эффективным», — говорит Павел Самиев.

При этом, по данным Корпорации МСП, более 67% в общем объеме госзакупок у малых предприятий занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% — инновационная, высокотехнологичная продукция.

Кроме того, предприниматели, опрошенные «Опорой России», заявляют, что более 50% заказов приходится на квалифицированных генподрядчиков, а не на прямых заказчиков, в результате чего значительная часть прибыли по таким заказам остается у них, а не у компаний МСП.

В Минэкономразвития уверены, что повышение с Нового года квот на участие МСП в госзаказе будет способствовать росту участия малого и среднего бизнеса в госзакупках напрямую: «Это позволит увеличить объемы закупаемых товаров, работ и услуг у данной категории лиц, а также будет способствовать прямому доступу к закупкам большего количества предпринимателей».

Сегодня общая стоимость договоров отдельных категорий заказчиков, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП («спецторги»), должна составлять не менее 15% совокупного годового объема; в свою очередь, общая квота для субъектов МСП составляет 18%, отмечают в пресс-службе Минэкономразвития.

Со следующего года, по данным ведомства, общая квота по закупкам у субъектов МСП должна вырасти до 20%, а квоты по «спецторгам» — до 18%.

Соответствующее постановление правительства РФ было принято в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в августе этого года и вступит в силу 1 января 2020 года.

Утром деньги

Правительство принимает меры и для сокращения сроков оплаты госзаказа. В сентябре этого года было подписано постановление, сокращающее до 15 дней максимальные сроки оплаты и по 228-ФЗ. Документ вступает в силу 1 января 2020 года и будет распространяться на все вновь заключаемые контракты.

Напомним, что в настоящий момент максимальный срок оплаты поставленных в рамках закупок товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства не должен превышать 15 дней по 44-ФЗ и 30 дней — по 228-ФЗ.

Однако поставщики от МСП нередко сталкиваются с несвоевременной оплатой выполненных ими обязательств. Заказчики нарушают ее сроки либо предусматривают такие условия, когда поставщик вынужден месяцами ждать денежных средств.

Отсрочка оплаты в 60, 90 дней либо отказ принимать уже исполненные работы или поставленные товары — серьезная проблема для бизнеса, отмечает уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Свою роль в решении проблемы несвоевременной оплаты может сыграть и введение системы эскроу-счетов по аналогии с уже действующей в долевом строительстве, считает Борис Титов.

С инициативой введения схемы расчета, когда заказчик заранее перечисляет полную сумму контракта на специальный эскроу-счет, а исполнитель (малое предприятие) получает доступ к этому счету после выполнения всех работ, выступает аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

По мнению Минэкономразвития, введение нового финансового инструмента в форме счетов эскроу не решит проблему ненадлежащего исполнения обязательств заказчика по оплате в рамках заключенных договоров.

При этом данная система существенно усложнит участие в закупочной процедуре как поставщика, так и заказчика, а также может привести к снижению уровня доступа поставщиков к закупкам.

Рассмотрение вопроса о внедрении счетов эскроу в сфере закупок, считают в ведомстве, возможно после анализа правоприменительной практики данного механизма в сфере долевого строительства. 

Источник: https://plus.rbc.ru/news/5dd226597a8aa9f1c5e37eb6

Сложности участия малого бизнеса в госзакупках

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

опубликовано: 22.10.2015

Власти недовольны работой законодательства о госзаказе, об этом на коллегии ФАС заявили первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов.

Одна из причин — постоянные изменения законодательства о госзакупках: менее чем за два года в базовый закон о контрактной системе изменения вносились 18 раз, говорят опрошенные «Ъ» юристы, называя последние изменения как минимум противоречивыми.

Вас может заинтересовать: Подготовка и подача жалобы в ФАС.

Сокращение сроков платежей по госконтрактам

Минэкономики для увеличения эффективности госзакупок и борьбы с коррупцией в этой сфере предложило сократить сроки платежей по госконтрактам до 30 дней.

Таким образом, норма, обязательная пока только в отношении госконтрактов малого бизнеса, будет распространена на всех предпринимателей.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, поправки вносятся для «увеличения эффективности и результативности» госзакупок, а также «недопущения злоупотреблений»

С момента вступления закона о контрактной системе в силу (принят в марте 2013 года) документ пережил два десятка правок. Последняя из них опубликована Минэкономики для обсуждения на regulation.gov.ru вчера.

Этот документ является развитием предложения ведомства ограничить сроки оплаты госконтрактов, о котором «Ъ» писал 14 сентября, однако новая редакция документа предлагает ограничивать и сроки их исполнения, а также разрешает учитывать как долю малого бизнеса в госзакупках незаключенные контракты, которые передаются заказчиком единственному поставщику.

В Минэкономики предлагают дать правительству, «Росатому» и Роскосмосу право определять сферы деятельности, где применяются ограничения по сроку исполнения контракта, порядку его исполнения, а также зафиксировать для госкорпораций возможность самим устанавливать срок исполнения контракта и порядок расчета.

Вас может заинтересовать: Сопровождение участия в тендерах, конкурсах, аукционах.

Проблема со сроками исполнения госзаказов, когда исполнитель выигрывает конкурс на поставку, а затем либо затягивает его исполнение, либо перепродает заказ субподрядчику, известна давно. Однако у юристов законотворчество Минэкономики вызывает сомнения.

Не совсем ясно, почему министерство пытается ограничить срок приемки работы 30 днями. Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по этому поводу.

На наш взгляд, такое требование умаляет право на отсрочку, рассрочку, а также иные возможные сроки и способы оплаты после исполнения контракта.

Если и устанавливать срок, то он должен быть более разумным: 6–12 месяцев,— говорит управляющий партнер юридической фирмы «Прайм Лигал» Арик Шабанов.

Возможно, вас заинтересует: Организация и проведение тендеров, конкурсов и аукционов.

Ограничения для госзаказчиков при закупках предметов роскоши

Дмитрий Медведев в сертябре подписал два постановления, вводящие с 1 января 2016 года требование соответствия госзакупок утвержденным правительством и ведомствами перечням допустимых покупок за казенный счет. Документы могут помочь не допустить госзаказчиков к закупкам роскоши.

Как заявил в беседе с «Ъ» советник юридической фирмы ЮСТ Дмитрий Серегин, закупка у субъекта малого предпринимательства может не состояться и по вине заказчика, заложившего заведомо невыгодные условия.

После этого заказчик может провести прямую закупку у единственного поставщика, который субъектом малого предпринимательства не является, но учесть ее в отчете как закупку у малого предприятия,— говорит юрист.

Государственные и муниципальные казенные учреждения освобождаются от оплаты обеспечения заявок на участие в госзакупках

Кроме того, Минэкономики предложило избавить окологосударственных поставщиков (государственных и муниципальных казенных учреждений) от обеспечения заявок (перевода исполнителем средств на счет заказчика).

По словам господина Серегина, «предложение выглядит разумным, так как позволит не перекладывать средства из одного бюджетного кармана в другой», но по Конституции все формы собственности являются равными, а нововведение «может обернуться необоснованным преимуществом для государственных и муниципальных предприятий».

В Минэкономики целей разработки проекта не объясняют, признавая, что документ не согласован с «дорожными картами» по улучшению деловой среды, и ссылаются на собственный мониторинг работы контрактной системы.

Вас может заинтересовать: Абонентское юридическое обслуживание бизнеса.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Источник: https://primelegal.ru/publication/slozhnosti-uchastiya-malogo-biznesa-v-goszakupkah/

Участие в закупках субъектов малого предпринимательства | Контур.Закупки

Проблемы участия малого предпринимательства в госзаказе

Система закупок для обеспечения государственного и корпоративного заказа работает уже много лет, однако представители малого бизнеса до сих пор относятся к ней с подозрением.

Одни уверены, что небольшим компаниям невозможно получить госзаказ, другие считают процедуру участия в торгах слишком сложной и не хотят разбираться.

Однако пока они сомневаются, более «продвинутые» поставщики и подрядчики из числа малых предприятий участвуют в закупках и выигрывают их.

По итогам прошлого года с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями через систему закупок было заключено более 850 тыс. контрактов на общую сумму свыше 490 млрд рублей. К тому же действующие сегодня правовые акты, регулирующие закупочную деятельность, предусматривают меры поддержки малого бизнеса.

Малое предприятие — что это?

Закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к указанной категории. Первое условие — средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать 100 человек, а для средних — 250 человек включительно.

Другое условие касается предельной выручки за предшествующий календарный год. Установлены следующие значения: для малых предприятий — до 800 млн рублей, для средних — до 2000 млн рублей.

Есть еще дополнительное требование, касающееся участия в капитале юридических лиц, однако для большинства субъектов малого бизнеса оно неприменимо.

Если компания отвечает этим требованиям, то может смело рассчитывать на установленные законами 44-ФЗ и 223-ФЗ преференции для участников закупок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Смп и госзаказ по 44-фз

В рамках контрактной системы, регулируемой законом № 44-ФЗ, заказчики должны закупать у субъектов малого предпринимательства (СМП) не менее 15% от совокупного годового объема закупок и размещать в ЕИС отчет об этом ежегодно до 1 апреля. Нарушителям грозит штраф в размере 50 тыс. руб.

Для выполнения установленной квоты заказчики устраивают закупки, к которым допускаются только СМП. Никакой гигант при всем желании не сможет перехватить победу в тендере — его заявка будет попросту отклонена. Так что малым предприятиям придется биться за контракт друг с другом.

Для таких закупок есть условие — НМЦК не должна быть более 20 млн рублей. Проводиться процедура должна в виде открытого конкурса, в том числе с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок или предложений. Участнику придется представить дополнительный документ — декларацию о его принадлежности к СМП.

Кроме того, никто не запрещает малым предприятиям участвовать и в закупках, предназначенных для любых участников, а не строго для СМП. Главное — соответствовать требованиям, которые заказчик установил в документации.

Закон № 44-ФЗ устанавливает для малых предприятий определенные льготы:

  1. Сумма обеспечения заявки не должна превышать 2% от НМЦК.
  2. Оплата исполненного контракта должна производиться не позже чем через 30 дней с даты подписания акта приемки.
  3. Если процедура проводится для всех участников, а не только для СМП, но в ней победил субъект малого предпринимательства, то заказчик может не требовать обеспечения контракта. Однако это всего лишь его право, а не обязанность, и на практики это реализуется редко.

Закупки по закону № 223-ФЗ

Заказчики, работающие по закону № 223-ФЗ, должны руководствоваться постановлением Правительства № 1352 от 11.12.14.

В соответствии с этим документом, заказчики, получившие годовую выручку более 2 млрд рублей, обязаны заключать договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП).

Квота для них — 18% от общего объема закупок, при этом 10% должны заключаться строго с СМиСП. Расчет доли производится от объем заключенных договоров и не учитывает несостоявшиеся закупки.

Указанное выше постановление также требует от участников в своих заявках декларировать тот факт, что они относятся у разряду субъектов малого и среднего предпринимательства.

В отличие от контрактной системы, закон № 223-ФЗ дает заказчикам больше выбора в отношении закупок у малого бизнеса. В своем положении о закупках заказчик должен определить перечень тех товаров, услуг и работ согласно ОКПД2, которые он будет закупать у СМиСП.

Когда возникает необходимость закупить объект из этого перечня, выбор будет делаться исходя из цены договора. Если она менее 50 млн рублей, закупать необходимо у малого бизнеса.

Если от 50 до 200 млн рублей, то заказчик сможет решить сам, закупаться у СМиСП или у крупных компаний.

У поставщиков из числа малых предприятий есть несколько способов приобщиться к закупкам по 223-ФЗ:

  1. Принять участие в закупке, предназначенной для любых участников.
  2. Участвовать в закупке, организованной специально для малого бизнеса.
  3. Стать субподрядчиком по договору между заказчиком и другим участником. План, в соответствии с которым СМиСП будут привлечены к исполнению договора, участники описывают в своих заявках на закупку.

Закон № 223-ФЗ предусматривает некоторые послабления для малых предприятий. Так же, как и в рамках контрактной системы, оплата по исполненному договору не должна превышать 30 дней со дня подписания акта приемки. Если заказчик установил в закупочной документации требование об обеспечении заявки и договора, то для малых компаний эти суммы не должны превышать:

  • для обеспечения заявки — 2% от НМЦК;
  • для обеспечения договора — 5% от НМЦК или 100% внесенного аванса.

Кроме того, заказчик может разработать собственную программу для привлечения к сотрудничеству СМиСП и установить для них дополнительные льготы.

Для заказчиков, нарушивших квоту закупки у малого бизнеса или не разместивших данные об этом (равно как и разместивших недостоверные данные), определено наказание.

Но в отличие от аналогичных нарушений в рамках контрактной системы, это не штраф.

Если в текущем году заказчик допустит указанные нарушения, то с 1 февраля и до конца следующего года он будет обязан работать по закону № 44-ФЗ. А он, как известно, является куда более строгим.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/uchastie-v-zakupkax-subektov-malogo-predprinimatelstva/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: