Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

Содержание
  1. Мониторинг и сбор статистики межведомственного взаимодействия в СМЭВ. Решения Хемуль IT
  2. Задача мониторинга и сбора статистики в СМЭВ
  3. Функционал Модуля мониторинга СМЭВ
  4. Интерактивная панель
  5. Реестр запросов СМЭВ
  6. Администрирование модуля мониторинга
  7. Настройки модуля мониторинга
  8. Архитектура решения
  9. Резюме
  10. Интеграция с «Госуслугами». Место СМЭВ в общей картине (часть I)
  11. Общая схема взаимодействия через СМЭВ
  12. Виды сведений
  13. Очереди сообщений и процесс взаимодействия
  14. Постановка задачи
  15. Проблемы межведомственного электронного документооборота и организация электронных архивов #государство #СЭД #ECMJ
  16. Проблемы внедрения современных информационных технологий в деятельность государственного аппарата
  17. Организация и возможности совершенствования МЭДО
  18. Единая система межведомственного электронного взаимодействия
  19. Планы по принятию нормативных документов на 2011 год
  20. Новые требования к архивистам
  21. Межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг
  22. Коротко о СМЭВ
  23. Смэв предназначена для решения следующих задач:
  24. Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде
  25. В числе причин, по которым государственным регистраторам невозможно в полной мере работать с использованием электронных сервисов присутствуют технические проблемы, среди которых:
  26. Однако кроме технических причин затягивания сроков разворачивания полнофункционального СМЭВ не менее остро стоят организационные проблемы, среди которых можно выделить:

Мониторинг и сбор статистики межведомственного взаимодействия в СМЭВ. Решения Хемуль IT

Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

В материале приводится обзор Модуля мониторинга СМЭВ. Решение предоставляет пользователю набор виджетов и реестр сообщений с полной информацией о процессах обработки межведомственных запросов в электронном виде. Модуль является разработкой команды Хемуль IT и поставляется как в составе Универсального интерфейса Адаптера СМЭВ, так и в качестве самостоятельного серверного решения.

Задача мониторинга и сбора статистики в СМЭВ

Каким должен быть следующий шаг технического специалиста, ответственного за работу СМЭВ, после подключения и тестирования видов сведений? Очевидно, необходимо обеспечить и поддерживать стабильность межведомственного взаимодействия. На этом пути может возникнуть несколько сложностей:

  • сбои в работе информационной системы;
  • окончание сроков действия цифровых подписей;
  • деградация производительности Адаптера СМЭВ в связи с ростом числа записей в БД;
  • потеря сообщений на стороне Потребителя и Поставщика;
  • отсутствие сведений у Поставщика;
  • истечение сроков ответа на запрос;
  • перебои в работе СМЭВ.

Указанные проблемы актуальны не только для Поставщиков популярных видов сведений и Потребителей, направляющих в СМЭВ большие объемы запросов (ЗАГС, УПРИД и др.), но и для рядовых пользователей.

 Часто возникают случаи, когда профильный пользователь (бизнес-заказчик) направляет запрос в СМЭВ и забывает о нем, рассчитывая, что «через 2-3 дня ответ точно придет». Ответ не приходит.

В итоге пользователь теряет от нескольких часов до 5 дней (регламентное время ответа на запрос СМЭВ), переживает и заваливает запросами технических специалистов.

По итогам разбора инцидента оказывается, что запрос не прошел проверку ФЛК на уровне СМЭВ / на СМЭВ в момент отправки проводились работы / у пользователя истек срок ЭП СП / Адаптер СМЭВ никак не разберет накопившуюся очередь (подчеркните нужное). Никто этого вовремя не заметил.

Для оперативного выявления и устранения подобных проблем командой Хемуль IT был разработан Модуль мониторинга межведомственного взаимодействия в СМЭВ (далее – Модуль мониторинга СМЭВ).

Функционал Модуля мониторинга СМЭВ

Модуль мониторинга СМЭВ предоставляет техническому специалисту, ответственному за работу со СМЭВ, простой и наглядный интерфейс для контроля хода межведомственного взаимодействия. В состав интерфейса входят интерактивная панель с виджетами, реестр запросов с богатым функционалом поиска и сортировки, инструмент администрирования пользователей и раздел системных настроек.

Интерактивная панель

Вкладка «Интерактивная панель» предоставляет пользователю оперативную информацию о ходе и истории межведомственного взаимодействия в форме виджетов. Информация на виджетах обновляется автоматически в зависимости от установленных пользователем настроек.

Интерактивная панель

Виджет «Запросы» в реальном времени отображает полный лог событий, получаемых от Адаптера СМЭВ. Цветом на ленте прокрутки отмечаются критические события. Кроме того, у виджета есть режим показа только критических событий.

Виджет «Запросы»

На виджете «Контрольная панель» цветом флажков отображается информация о работоспособности важнейших элементов системы – программных компонентов, ЭП.

Если флажок желтый – велика вероятность возникновения проблемы, красный – возникла проблема в работе. Также на «Контрольной панели» представлено уведомление о наличии просроченных ответов.

В дальнейшем данный функционал будет расширен интеллектуальной системой прогнозирования сроков ответа за СМЭВ-запрос.

Виджет «Контрольная панель»

Виджет «Скорость отправки и получения» в режиме близком к реальному времени отображает текущую скорость направления запросов в СМЭВ и получения ответов из СМЭВ. Показатель «скорости» рассчитывается как количество отправленных/принятых запросов за минуту. Фактически виджет позволяет оценить пиковую производительность Адаптера СМЭВ и выявить случае ее деградации.

Виджет «Скорость отправки и получения»

Виджет «В обработке» дает информацию о статусе подготовки и отправки запросов на стороне ИС в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «В обработке»

Виджет «Соотношение Запрос, Ответ, Ошибка» отображает количество и отношение направленных в СМЭВ запросов и полученных ответов в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «Соотношение Запрос, Ответ, Ошибка»

Виджет «Количество запросов общее» в виде круговой диаграммы показывает соотношение числа запросов по отдельным видам сведений.

Виджет «Количество запросов общее»

Виджет «Отправка запросов» отображает суточным накопленным итогом число запросов, направленных в СМЭВ, в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «Отправка запросов»

Виджет «Время обработки запросов» отображает среднее за выбранный период время с момента передачи СМЭВ-запроса в систему до момента получения ответа из СМЭВ. Время обработки указывается в минутах.

Виджет «Время обработки запросов»

Виджет «Количество ответов без данных» содержит информацию о том, на какое количество запросов был получен ответ «данные отсутствуют» в разрезе отдельных видов сведений.

Виджет «Количество ответов без данных»

Виджет «Источник сообщений» отображает количество событий, поступивших от разных компонентов системы в разрезе видов сведений.

Виджет «Источник сообщений»

Практически для каждого виджета пользователь может выбрать период отображения данных, развернуть его на полный экран, выгрузить в формате pdf или jpg.

Кроме того, по клику на элемент виджета пользователь будет перенаправлен на вкладку «Реестр», в которой отсортированы и списком отображены заинтересовавшие пользователя запросы.

Например, если на виджете «Количество ответов без данных» нажать на столбик «3-НДФЛ», пользователю списком отобразятся все запросы к виду сведений «Сведения о доходах физических лиц из налоговой декларации формы 3-НДФЛ», находящиеся в статусе «rejected».

Переход в реестр запросов СМЭВ

Реестр запросов СМЭВ

В реестре запросов в табличной форме отображаются все запросы за выбранный период. Одна строка содержит информацию об одном запросе. Состав и очередность колонок могут быть настроены пользователем по своему вкусу.

Реестр запросов

Реестр может быть отсортирован по одной или нескольким колонкам. Поиск по реестру может быть проведен также как по отдельной колонке, так и по нескольким колонкам и условиям (многофакторный поиск). По итогам операции поиска отдельной строкой отображается статистика найденных записей.

Кроме того, пользователь одним кликом может провести экспорт данных реестра в csv. При экспорте сохранятся результаты всех проведенных пользователем операций по сортировке и поиску в реестре.

Администрирование модуля мониторинга

Функции администрирования Модуля мониторинга СМЭВ представлены блоками управления учетными записями, и правами доступа. Пользователь с правами администратора может создавать любое число групп и подгрупп и добавлять в них пользователей.

Управление пользователями и группами

Каждой группе или пользователю могут быть присвоены права доступа (роли) к отдельным элементам Модуля мониторинга СМЭВ. Подгруппы и пользователи наследуют права, переданные вышестоящей группе.

Управление ролями

Настройки модуля мониторинга

Логика работы и отображения отдельных элементов Модуля мониторинга СМЭВ могут быть настроены под потребности пользователя.

Настройки мониторинга СМЭВ

В блоке «Виджеты» настраивается отображение и очередность показа виджетов интерактивной панели.

В блоке «Виды сведений» настраивается отображение видов сведений.

Настройка «Источник данных» позволяет указать, откуда Модуль мониторинга СМЭВ будет брать информацию для отображения – из собственной БД или внешнего файла (актуально для разбора и анализа логов и исторических данных).

Настройка «Убрать дубли из реестра» позволяет скрыть на вкладке «Реестр запросов» дублирующийся записи, возникшие из-за переотправки запросов в статусе «rejected».

Настройка «Автообновление» позволяет включить автообновление виджетов интерактивной панели и задать частоту обновления.

Настройки «Период по умолчанию» и «Выбрать период» задают временной интервал, за который отображаются данные на вкладках «Интерактивная панель» и «Реестр запросов».

В блоке «Контрольная панель» производится настройка условий срабатывания уведомлений в виджете «Контрольная панель».

Архитектура решения

Модуль мониторинга СМЭВ является надстройкой над бесплатным Адаптером СМЭВ Минкомсвязи России. Для работы решение использует ряд недокументированных функций базы данных H2 Адаптера.

Архитектура Модуля мониторинга СМЭВ

Модуль мониторинга СМЭВ поставляется в виде серверного решения с web-интерфейсом. Число пользователей не ограничено. Интерфейс поддерживает работу разных типов устройств, от смартфонов до настенных экранов. Доступ к интерфейсу при соответствующей настройке сети может быть получен из любой точки мира.

Решение может интегрироваться в состав Универсального интерфейса. Универсальный интерфейс —  решение, разработанное командой Хемуль IT и позволяющее упростить и расширить возможности работы конечных пользователей с бесплатным Адаптером СМЭВ Минкомсвязи России.

Резюме

Модуль мониторинга СМЭВ может использоваться службой технической поддержки (IT-департаментом) организации для контроля работоспособности инфраструктуры СМЭВ и оперативного решения возникающих инцидентов. Решение призвано помочь специалистам для решения трех типовых сценариев:

  • оперативное выявление и устранение проблем, влияющих на скорость и стабильность межведомственного взаимодействия
  • подготовка статистики и формирование отчетов по работе со СМЭВ
  • расследование инцидентов, связанных с работой СМЭВ, как внутри организации, так и поступивших от других участников СМЭВ и Ситуационного центра электронного правительства.

Функционал мониторинга обработки СМЭВ-запросов обладает следующими преимуществами (по сравнению с использованием стандартных программных решений):

  • оператор службы технической поддержки видит только информацию о запросе, но не его содержание, таким образом, решается проблема защиты персональных данных, содержащихся в сообщениях, передаваемых посредством СМЭВ;
  • в модуле отображается расширенный список статусов обработки СМЭВ-запросов, в том числе информацию о том, что запрос был получен Поставщиком данных;
  • в модуле отображается информация по всем ключевым параметрам работы инфраструктуры СМЭВ;
  • осуществляется визуализация общей статистики взаимодействия через СМЭВ за заданный период времени.

По вопросам приобретения решения «Модуль мониторинга СМЭВ» свяжитесь с командой Хемуль IT любым удобным для Вас способом.

Источник: https://hemulen-it.ru/2020/01/03/modul-monitoringa/

Интеграция с «Госуслугами». Место СМЭВ в общей картине (часть I)

Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

«Госуслуги» прочно вошли в нашу жизнь как средство взаимодействия с органами власти. Больше не нужно стоять в очередях, чтобы заменить паспорт, оплатить налог или записаться на прием к врачу — достаточно внести личные данные и сделать пару кликов.

Однако все эти операции включают в себя шаги и состояния, скрытые от пользователя за простыми записями и оповещениями.

В цикле статей мы, команда Gems Development, расскажем о работе с «Госуслугами» по ту сторону экрана и о том, как оформить эффективное взаимодействие органов государственной власти с порталом.

Общая схема взаимодействия через СМЭВ

Представим, что «Госуслуги» — это магазин, на витрине которого представлены сервисы для граждан и организаций.

Запрос «покупателя» на услугу передаётся соответствующим органам через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Система передаёт сообщения между порталом и ведомством.

Работа через СМЭВ происходит по протоколу SOAP (Simple Object Access Protocol — простой протокол для доступа к объектам).

Участники взаимодействия, как в магазине, делятся на поставщиков и потребителей. Поставщик — это информационная система (ИС), которая предоставляет сведения по запросу, а потребитель — система, запрашивает сведения. Одна и та же ИС может действовать сразу в двух ролях. Например, в процессе предоставления услуги нужно уведомить портал о смене её статуса. В этом случае ИС-поставщик исполняет роль потребителя — проводит информационный обмен по статусам.

Виды сведений

Участники обмениваются данным через виды сведений (протоколы обмена) — правила формирования пакетов данных для передачи от одного участника другому.

Хороший пример вида сведений — Всероссийская перепись населения 2020.

Данные о переписи передают федеральным органам исполнительной власти в электронном виде. В полученных данных существует чёткая структура сведений: ФИО, пол, дата рождения, гражданство, семейное положение.

Также в рамках вида сведений описан ответ, который должен быть получен, если обработка запроса прошла успешно.

На июнь 2020 года в СМЭВ зарегистрировано более 1000 промышленных (рабочих) и 2000 тестовых видов. Обмен данными в промышленной среде по всем видам сведений ведётся через защищённые каналы связи. Все передаваемые данные сопровождаются электронной цифровой подписью, с помощью которой СМЭВ идентифицирует участников взаимодействия. Данные передаются по протоколу SOAP, при этом каждое сообщение представляет собой вложенную структуру:

Виды сведений делятся на две группы — простые и универсальные. Рассмотрим схему обмена данными по простому виду сведений:

На схеме видно, что данные форм отображаются непосредственно в конверты обмена данными. Из-за этого появляется ограничение: необходимо разработать структуру блока данных, запроса/ответа для каждого такого вида сведений. Обмен по универсальному виду сведений можно представить так: На первый взгляд схема может показаться более сложной, однако она демонстрирует принципиальную разницу, которая в итоге упрощает взаимодействие между участниками по универсальному виду сведений (УВС). Специфические данные форм передаются во вложении к конверту СМЭВ, а признаки УВС, позволяющие идентифицировать вид сведений, передаются непосредственно в конверте и имеют одинаковую для любого ВС структуру:

  • номер заявления портала и сведения, позволяющие определить услугу;
  • целевое подразделение, к которому пользователь обращается за услугой.

Данные формы, заполненные пользователем портала, пакуются во вложение к основному сообщению. Таким образом можно оформить предоставление практически любых услуг без необходимости проходить трудную регистрацию нового вида сведений.

Очереди сообщений и процесс взаимодействия

В процессе взаимодействия сообщения помещаются в очереди входящих запросов и очереди входящих ответов. По сути очереди — это контейнеры, в которых содержатся сообщения по видам сведений.

Взаимодействие с очередями происходит с помощью специальных запросов. Более подробно они описаны в методических рекомендациях по работе со СМЭВ.

Отметим только то, что благодаря очередям становится возможным асинхронный обмен данными: потребитель может оставить заявку на получение сведений, а поставщик — разместить ответ.

Следует помнить: чтобы забрать сообщение из очереди, необходимо подтвердить его получение с помощью Ack-запроса. В противном случае СМЭВ посчитает сообщение недоставленным и вернёт его в очередь через 15 минут после извлечения. На каждый запрос может поступить как успешный, так и неуспешный ответ. Представим себя в роли поставщика сведений: по запросу мы выдаём пользователю градостроительный план земельного участка, причём в рамках нашего ведомства действуют несколько территориальных подразделений, некоторые из которых такую услугу вовсе не оказывают. Допустим, пользователь портала при формировании заявления на получение услуги указал подразделение, не оказывающее услугу. Такая ситуация может возникнуть по двум причинам:

  • Произошло расхождение справочных данных на портале и у поставщика;
  • Нужного соответствия просто нет в настройках системы поставщика.

В любом случае поставщик должен ответить на запрос так, чтобы принимающая сторона могла понять, что запрос завершился неудачно, и, возможно предпринять ответные действия. Ответ на такой запрос оформляется в специальном пакете данных со сведениями о причине отказа. Успешный ответ предполагает сценарий, в котором результат услуги — это набор файлов (что бывает довольно часто). Перед отправкой результата необходимо выгрузить файлы в файловое хранилище СМЭВ на основе FTP-сервера. Названия файлов и их контрольные суммы нужно зафиксировать в пакете, который отправляем через SOAP. Таким образом, есть две операции по передачи данных, которые нужно связать общим контекстом — сведениями о файлах. На практике встречаются случаи, когда во время взаимодействия СМЭВ находится в режиме обслуживания, и запросы участника оборачиваются неудачей и требуют повторной отправки. Неудачу нужно зафиксировать и отправить запрос повторно.

Постановка задачи

С учётом приведённых выше особенностей, нашей команде предстояло обеспечить интеграцию ИС заказчика с «Госуслугами» по универсальному виду сведений. Информационная система заказчика — ИАС «Градоустройство».

С её помощью пользователи ведомств, ответственные за оказания услуг, могут собирать пакеты документов и формировать результаты для дальнейшей передачи на портал через СМЭВ.

Итак, СМЭВ, как в поговорке про слова в песне, нельзя исключить из решения задачи интеграции с порталом государственных услуг. Но это к лучшему: благодаря системе у всех участников есть универсальная среда взаимодействия.

Это позволяет опираться на определённый стандарт и не изобретать велосипед.

В следующих статьях мы рассмотрим, как на стороне поставщика сведений организовать обработку заявлений по данным пользователя с использованием движка автоматизации бизнес-процессов Workflow Core.

  • .NET Core
  • Workflow Core
  • бизнес-процессы
  • госуслуги

Хабы:

Источник: https://habr.com/ru/post/513932/

Проблемы межведомственного электронного документооборота и организация электронных архивов #государство #СЭД #ECMJ

Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

С.Л. Кузнецов, канд. ист. наук, консультант Федерального архивного агентства

Что происходит сегодня в государственных структурах при внедрении информационных технологий? Создание дублирующих традиционное делопроизводство электронных систем, что значительно увеличивает нагрузку на сотрудников и требует увеличения штатной численности.

Основная проблема заключается в фрагментарности автоматизации и отсутствии единых общегосударственных решений. Как решить эти проблемы? Автор статьи пишет об уже принятых и планируемых к принятию в 2011 г.

важнейших нормативных актах, регламентирующих электронный документооборот на государственном уровне.

Проблемы внедрения современных информационных технологий в деятельность государственного аппарата

Еще принятая в январе 2002 г.

Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002–2010 годы) предусматривала «перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления». Однако анализ выполнения программы, проведенный в 2008 г., показал, что результатом внедрения автоматизированных технологий стало создание дублирующих традиционное делопроизводство систем, что не только не привело к повышению эффективности работы государственного аппарата, но, наоборот, значительно увеличило нагрузку на сотрудников, потребовало увеличения штатной численности. Основная проблема заключалась в фрагментарности автоматизации, отсутствии единых общегосударственных решений.

Практически повсеместно проекты документов готовятся на компьютере, но зачастую вся автоматизация этим и ограничивается.

В лучшем случае, и то далеко не везде, внедрение систем электронного делопроизводства (СЭД) позволило авдокументов, но в конечном результате документ все равно выводился на бумагу, так как обмен документами между организациями, работа с документами по личному составу, долговременное и постоянное хранение документов – все это осуществлялось только по традиционным бумажным технологиям.

Кроме того, не надо забывать, что автоматизация делопроизводства не является самоцелью.

В 2008–2009 гг., когда проблемы внедрения современных информационных технологий в деятельность государственного аппарата привлекли внимание руководства нашей страны, стало ясно, что нужны глобальные решения в государственном масштабе.

Поэтому в 2009–2010 гг. появляется целый ряд важных документов: постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, утвердившее Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, отдельный раздел которых посвящен особенностям работы с электронными документами.

Следом за ним, 22 сентября, появляется другое постановление № 754, утвердившее Положение о системе межведомственного электронного документооборота (далее – МЭДО), а уже 5 октября в дополнение издается распоряжение Правительства РФ № 1403-р, утвердившее Технические требования к организации взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти.

Обратите внимание! Цель внедрения современных автоматизированных технологий – это повышение качества информационно- документационного обеспечения деятельности управленческого аппарата и в конечном счете – повышение эффективности и прозрачности работы управленческого аппарата в целом.

Организация и возможности совершенствования МЭДО

Вышеуказанными документами задача организации межведомственного электронного документооборота была поставлена перед Федеральной службой охраны (далее – ФСО) как авторитетной организацией, обеспечивающей все виды правительственной связи (спецсвязь), включая интернет-доступ. В частности, ставилась задача организовать систему защищенного документооборота между федеральными органами исполнительной власти.

К сожалению, в данном случае на первый план была выдвинута коммуникационная составляющая, в то время как поставленная задача требовала совместных усилий специалистов в области делопроизводства, документоведов и архивистов.

Однако в нашей стране сегодня отсутствует орган, который отвечал бы за единообразие постановки делопроизводства, в т. ч. электронного, в федеральных органах исполнительной власти, государственных организациях и органах местного самоуправления.

Поэтому во всех ведомствах, которые нужно было объединить в единую систему межведомственного электронного документооборота (МЭДО), оказались самые разнообразные, не совместимые между собой системы делопроизводства, иногда даже не тиражируемые типовые варианты, а индивидуально разработанные для данного ведомства.

Как результат – необходимость разработки в каждом ведомстве программного модуля – коннектора (адаптера), который бы обеспечил обмен документами между МЭДО и ведомственными системами электронного делопроизводства.

В течение 2010 г. эта работа активно велась, и в соответствии с установленным графиком с августа 2010 г. первые ведомства начали принимать и отправлять документы в Аппарат Президента РФ, Аппарат Правительства РФ через эту систему.

Однако сам принцип организации системы силами ФСО с использованием специально организованных каналов связи, защищенных терминалов, устанавливаемых в специально выделенных помещениях, ставит ограничения на распространение этой системы.

Такая система больше подходит для передачи конфиденциальной, секретной информации, чем для организации электронного документооборота в государственном масштабе, ввиду высокой стоимости и трудоемкости организации новых точек доступа к системе. Задачи организации электронного документооборота в общегосударственном масштабе эта система не решает. Поэтому встает вопрос об организации как бы внешнего контура системы, более открытой универсальной системы электронного документооборота, которая бы позволила обмениваться электронными документами любым организациям всех форм собственности, как между собой, так и с федеральными органами исполнительной власти в центре, исполнительными органами в субъектах федерации и муниципальными органами, любыми государственными и негосударственными организациями, а также гражданами.

Именно поэтому так важен сейчас недавно принятый ГОСТ Р «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению»* как основы взаимодействия СЭД.

Разработка единых принципов взаимодействия позволяет реализовать принцип однократной регистрации документа и существенно ускорить работу с ним.
* ГОСТ Р 53898-2010 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами.

Требования к электронному сообщению» утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.10.2010 № 327-СТ.

Организации МЭДО также должно способствовать ожидаемое в начале 2011 г.

принятие нормативно-правового акта, который определит требования к ведомственным СЭД федеральных органов исполнительной власти, заменив либо дополнив Требования, утвержденные в октябре 2009 г.

В соответствии с новыми Требованиями организации должны будут доработать ведомственные СЭД так, чтобы они соответствовали этим Требованиям.

На переход к работе с электронными документами нацелен и принятый 27.07.2010 Федеральный закон № 227‑ФЗ, внесший изменения в целый ряд законодательных актов в целях правового обеспечения организации работы с электронными документами.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия

Так как сегодня информационно-документационное обеспечение управления обеспечивается в том числе и разнообразными информационными системами, базами и банками данных, то встал вопрос об их более эффективном использовании.

До последнего времени каждая информационная система использовалась исключительно внутри ведомства, а другие ведомства для получения нужной информации направляли письма-запросы, что требовало ручной обработки, причем занимала много времени не только обработка запроса, но и пересылка по почте.

Поэтому и появилось постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Это постановление направлено на организацию обмена информацией не только между ведомственными СЭД, но и всеми другими автоматизированными системами.

Другими словами, если вы обращаетесь в государственную организацию, то от вас не будут требовать предоставления каких-либо дополнительных справок.

Например, значительная часть выдаваемых архивами справок – это ответы на запросы социально-правового характера, которые выдаются для предоставления в социальные органы для получения гражданами пенсий, каких-либо льгот и т. п. А после реализации данного постановления органы социальной защиты уже сами на основании обращения гражданина будут в электронной форме запрашивать и оперативно получать из архивов необходимые справки.

Важно знать! Выполнение постановления от 08.09.2010 № 697 должно обеспечить реализацию принципа: государственные организации не вправе запрашивать у граждан или коммерческих организаций информацию, которая имеется у другой государственной организации.

Планы по принятию нормативных документов на 2011 год

Реализация подобных задач требует очень большой работы в наступившем году.

Во-первых, планируется подготовка новых Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

В новых Правилах гораздо подробнее будет прописан порядок работы с электронными документами, да и сами Правила в целом уже будут ориентированы на работу, в первую очередь, именно с электронными документами.

На заметку! Традиционно в нашей стране большинство коммерческих структур ориентируется в постановке делопроизводства на правила, установленные для государственных структур. А это значит, что инструкции по делопроизводству будет переделывать, ориентируя их на работу с электронными документами, можно сказать, вся страна.

Принятие новых Правил запланировано уже на весну 2011 г. и в течение шести месяцев с момента их принятия все федеральные органы исполнительной власти должны будут переработать свои инструкции по делопроизводству, приведя их в соответствие с новыми Правилами.

Кроме того, не стоит забывать, что в соответствии со ст.

11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» все государственные органы и органы местного самоуправления ведут делопроизводство в соответствии с правилами, установленными для федеральных органов исполнительной власти.

Во-вторых, подготовлен и находится на этапе согласования проект Распоряжения Правительства РФ, которым должен быть утвержден Перечень документов (сведений), предоставление и получение которых при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде. С его учетом будут разработаны ведомственные Перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться исключительно в форме электронных документов.

Принятие таких Перечней должно существенно ускорить переход к электронному документообороту, так как если часть документов будет существовать только как электронные, то и другие документы, даже не включенные в Перечни, проще будет переводить в электронный вид, используя уже наработанные схемы и технологии. Таким образом, доля документов в электронном виде в 2011 г. будет быстро возрастать.

Новые требования к архивистам

Переход к электронным документам ставит новые задачи и перед архивистами. Необходимо обеспечить прием и хранение электронных документов. При этом может быть кардинально пересмотрен вопрос о сроках ведомственного хранения.

Традиционные технологии предусматривают, что дела хранятся в организации в течение пятнадцати лет, и только потом, когда надобность в документах для оперативной работы отпадет, передаются на государственное хранение. Электронные документы и образы документов могут дублироваться без какого-либо ущерба и искажения с минимальными затратами. Поэтому электронные документы могут передаваться на государственное хранение значительно раньше, оставаясь в то же время доступными для оперативного использования. Это предотвратит утери и повысит сохранность документов.

Однако встает вопрос, как организовать передачу электронных документов и образов документов в государственные архивы. Для системы государственного учета документов Архивного фонда РФ в государственных и муниципальных архивах нашей страны используется программный комплекс «Архивный фонд».

В него заносятся сведения обо всех фондах, описях и делах (единицах учета), находящихся на хранении в данном архиве. Сейчас ведется работа по наполнению этой программы, и в результате в центральной базе данных «Центральный фондовый каталог» будет храниться информация обо всех 248 миллионах дел открытого хранения Архивного фонда РФ.

В то же время в архивах начата работа по сканированию самих документов, и в программный комплекс может заноситься информация вплоть до отдельного документа. Именно этот программный комплекс должен лечь в основу общегосударственной системы хранения электронных документов.

Поэтому сегодня важно, чтобы все ведомственные системы электронного делопроизводства и архива могли выгрузить информацию о документах и сами документы в формате, доступном для передачи на государственное хранение и загрузки в единую систему государственного учета документов Архивного фонда РФ.

Есть решение! Новые технологии требуют принципиально новых подходов, и попытки механически перенести правила работы с традиционными бумажными документами на электронные постоянно заводят нас в тупик.

Все задачи надо решать комплексно. Организация электронного документооборота без решения вопросов дальнейшего хранения электронных документов может привести к появлению «белых пятен» на карте истории, если мы перейдем к электронным документам, но не обеспечим их сохранность.

Решение этих проблем должно стать результатом большой совместной работы документоведов и архивистов.

Подводя итог, можно сказать, что 2011 год станет годом кардинальных изменений в технологиях работы с документами и годом перехода к электронным документам.

Источник: https://ecm-journal.ru/docs/Problemy-mezhvedomstvennogo-ehlektronnogo-dokumentooborota-i-organizacija-ehlektronnykh-arkhivov.aspx

Межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг

Проблемы организации межведомственного электронного взаимодействия

Принятие Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г.

№ 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”, одним из пунктов которого является утвержденное положение о единой системе электронного межведомственного взаимодействия, ввело в обиход понятие СМЭВ, а также требования, которые предъявляются к данной системе и форме установления взаимодействия между органами исполнительной власти и организациями, исполняющими общественно-значимые функции. Выход в свет Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее -210-ФЗ) обозначил дополнительные требования, установив более подробное регламентирование процедур межведомственного обмена информацией и документами.

Коротко о СМЭВ

Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ к  электронным сервисам, сведения об истории движения в СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Смэв предназначена для решения следующих задач:

– обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

– обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”;

– обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде

Требованиями 210-ФЗ закреплён срок – 1 июля 2012 года, с наступлением которого органы государственной власти и органы местного самоуправления при оказании  государственных услуг гражданам и организациям не вправе требовать от заявителя предоставление документов личного хранения, которые или сведения о которых могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия с использованием сервисов, предоставляемых СМЭВ.

Однако, к этому моменту проект по созданию и внедрению СМЭВ на территории всей РФ не был завершён, потому как органы и ведомства столкнулись с рядом проблем, как объективных, зависящих от ряда существенных обстоятельств, так и субъективных.

Полагается, что межведомственное взаимодействие должно не только упростить государственные процедуры для заявителей, сократив длительность и количество их обращений в государственные и муниципальные органы, но и эффективно сказаться на работе государственных  регистраторов, помогая в кратчайшие сроки получать документы, ответы на вопросы для решения конкретного регистрационного дела, исключив лишние звонки, дополнительное общение с заявителем, результатом чего явилась бы государственная регистрация заявленных прав и удовлетворение заявителя от полученной государственной услуги.

Но, тем не менее, и по настоящее время процесс организации межведомственного взаимодействия всё ещё находится на промежуточном этапе своего развития. Отметим, что система СМЭВ, которая должна объединить в единое целое всех участников процесса оказания государственных и муниципальных услуг, еще несовершенна.

В числе причин, по которым государственным регистраторам невозможно в полной мере работать с использованием электронных сервисов присутствуют технические проблемы, среди которых:

– разрозненность и несовершенство информационных ресурсов региональных и муниципальных систем взаимодействия, либо их полное отсутствие.

Данная проблема характеризуется тем, что если таковые системы отсутствуют, то работа ведётся в примитивной форме: в таблицах Excel, а то и вовсе в бумажной картотеке, и даже при наличии информационной системы зачастую она не соответствует необходимым требованиям.

– отсутствие единой запросно-ответной системы, внедрённой на всей территории РФ, в каждом органе исполнительной власти и организации, задействованной в предоставлении услуг населению.

Попытки создать такую систему предпринимались.

Это, к примеру, разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового решения, предложенного интеграторами ОАО “Ростелеком”, СИР Лайт, однако система так и не была принята в промышленную эксплуатацию;

– отсутствие защищённых каналов связи между задействованными во взаимодействии сторонами. Нормы Федерального закона от 27 июля 2006г.

№152-ФЗ “О персональных данных” предъявляют жёсткие требования к соблюдению конфиденциальности персональных данных, поэтому успешность реализации СМЭВ напрямую связана с возможностью обеспечения зашифрованных каналов связи между ЦОДами, на которых располагаются сервисы СМЭВ, а также (что является гораздо сложным) обеспечение защиты на всём протяжении за пределами контура сети ЦОДов. Как правило, на реализацию столь масштабных мероприятий требуется выделение большого количества средств, которых не всегда хватает;

– нестабильная работа электронных сервисов, дающих корректный ответ.

Однако кроме технических причин затягивания сроков разворачивания полнофункционального СМЭВ не менее остро стоят организационные проблемы, среди которых можно выделить:

– проблемы с нормативно-правовым регулированием на федеральном уровне, несвоевременный выпуск подзаконных актов, постоянные изменения НПА и отсутствие скоординированного плана их выпуска;

– неполнота планов внесения изменений в НПА, отсутствие координации между органами власти при организации исполнения планов;

– предположительная неполнота перечня выявленных получателями информации межведомственных документов, в том числе признание избыточными документов, подлежащих получению по каналам межведомственного взаимодействия (далее – МВ).

Данная проблема образовалась из-за низкого качества разработанных административных регламентов по предоставлению услуг (функций) либо их отсутствия (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций));

– отсутствие унифицированных наименований для документов, подлежащих получению по каналам МВ по причине отсутствия унифицированного перечня услуг;

– необходимость тиражирования электронных сервисов по предоставлению сведений от РОИВ и    ОМСУ.

Потребность в проведении тиражирования присутствует из-за того, что муниципальные услуги в субъектах РФ и стране в целом до сих пор не прошли процедуры стандартизации и унификации, с приведением к единообразию регламентов их предоставления населению. (подробнее Стандартизация, регламентация услуг, Предоставление электронных услуг)

– отсутствие фиксации временных сценариев МВ;

– несоответствие уже разработанных сервисов требованиям актуальных версий методических рекомендаций. В целом частая смена версий методических рекомендаций приводит к постоянной несогласованности между сервисами в СМЭВ от чего страдает работоспособность системы в целом;

– слабая регламентация действий по получению доступа к сервисам федеральных органов власти;

– низкая оперативность реагирования и действий при работе с федеральными органами власти по вопросам тестирования работы сервисов;

– низкая компетентность и недостаточная информированность сотрудников органов власти, предоставляющих услуги. Семинары и разъяснительная работа, проводимые Минэкономразвития России, не решает данную проблему ввиду их недостаточной регулярности.

В связи с наличием вышеперечисленных проблем, на сегодняшний день документы, которые могут быть получены по каналам  СМЭВ, зачастую получаются путем отправки бумажных запросов в органы власти или организации, в распоряжении  которых находятся необходимые сведения.

Очевидно, что бумажный документооборот в межведомственном взаимодействии неэффективен как в части сроков оказания государственных услуг, так и увеличения нагрузки на специалистов, постоянного роста почтовой корреспонденции. 

Для скорейшего внедрения СМЭВ в целях оказания государственных услуг в электронном виде  всем сопричастным сторонам необходимо значительно ускорить работу и повысить её качество. Конечно же, задавать тон и координировать ход работ должно Минэкономразвития России при постоянном контроле соответствующих Правительственных комиссий.

Источник: http://xn--80aale8abnoc2b.xn--p1ai/page/mezhvedomstvennoe-vzaimodeistvie-pri-predostavlenii-uslug

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: