Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

Содержание
  1. Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ
  2. Привлечение соисполнителей по госконтракту
  3. В каком случае возможно
  4. Запрет на привлечение
  5. Порядок привлечения соисполнителей
  6. Субподрядчики, соисполнители при исполнении контрактов – помощь юриста
  7. Важные правила при работе с госзаказчиком
  8. Можно ли привлекать субподрядчиков к исполнению контрактов?
  9. Когда заказчик может обязать к заключению подряда?
  10. Как правильно заключить договор субподряда по 44-ФЗ
  11. Что такое субподряд в рамках 44-ФЗ
  12. Существует 2 вида ситуаций с субподрядчиками:
  13. Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО
  14. Субподряд на исполнение государственного контракта
  15. Почему заказчики видят негатив и опасность в субподряде со стороны поставщиков?
  16. Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ
  17. Данный документ содержит:
  18. Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:
  19. Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона
  20. Что такое субподряд?
  21. Почему субподряд — это плохо?
  22. Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ
  23. Запрет на привлечение субподрядчиков
  24. Выводы
  25. Участие третьих лиц в оказании услуг – Правовой мир
  26. Читаем госконтракт
  27. Если услуги оказываются с привлечением третьих лиц
  28. Соисполнитель по госконтракту по 44-ФЗ: кто это такой, когда допускается привлечение, когда запрещено?
  29. Кто такой соисполнитель по госконтракту
  30. В каком случае возможно привлечение
  31. Порядок привлечения
  32. Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Правила и порядок привлечения соисполнителя по госконтракту в рамках Федерального закона №44-ФЗ

Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

Соисполнитель по государственному или муниципальному контракту – это юридическое или физическое лицо, которое привлекается основным исполнителем по контракту для достижения тех целей, которые были обозначены при заключении самого контракта.

Привлечение соисполнителей по госконтракту

Если исполнителем по контракту выбрана организация, которая не обладает статусом субъекта малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организации, он имеет право принять такие организации для исполнения контракта.

При этом если согласование привлечения соисполнителей из числа СМП и СОНКО было согласовано с самим госзаказчиком, последний имеет право включить такую закупку в перечень закупок, проводимых у СМП и СОНКО, и учитывать ее во всех подаваемых отчетах как пополняющую показатель деятельности по поддержке малого бизнеса и приравненных к ним организаций.

Если речь идет о квотировании закупок, проводимых у субъектов малого предпринимательства, то государственный или муниципальный заказчик имеет право обязать потенциального исполнителя по контракту привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Такое требование обязательно должно быть сформулировано в документации о проводимой закупке.

В каком случае возможно

Привлекать соисполнителя по государственному или муниципальному контракту основной исполнитель вправе в следующих случаях:

  • заказчик самостоятельно указал на такую возможность в документации о закупке, а у самого исполнителя не хватает ресурсов для выполнения в полном объеме взятых на себя обязательств;
  • заказчик при согласовании процесса исполнения заказа допускает возможность привлекать соисполнителей по контракту (при наличии обоснования от основного исполнителя возможности привлечения соисполнителей);
  • работы или услуги, которые являются предметом контракта, не требуют наличия специальной квалификации или лицензий, а сами проводимые работы или услуги, выполняемые привлекаемыми субподрядчиками, не могут превышать объем более семидесяти пяти процентов от изначально заявленного объема по контракту;
  • субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, которые были заявлены в документации по проводимой закупке (например, если речь идет о проведении работ или поставке товаров, которые относятся к государственному оборонному заказу, то не только основной исполнитель, но и субисполнители должны выполнить требование Федерального Казначейства об открытии специальных счетов, а также не требовать авансирования при осуществлении таких работ).

Запрет на привлечение

С 25 мая 2017 года перечень случаев, когда привлекать субисполнителей по государственному или муниципальному контракту запрещено, существенным образом увеличился.

Все указанные случаи включены в Постановление Правительства Российской Федерации №570, которое и вступило в силу в указанную дату.

К числу основных случаев относятся все строительные работы, проводимые в отношении объектов капитального строительства, а именно:

  • работы подготовительного характера, проводимые на объекте капитального строительства, а также деятельность по возведению ограждений и защитных сооружений;
  • инженерная деятельность по подготовке и защите той территории, на которой планируется проводить строительную деятельность;
  • земляные, свайные работы, а также работы, направленные на формирование фундамента и основания возводимого здания;
  • возведение несущих конструкций, а также фасадных ограждающих конструкций здания;
  • работы по сооружению кровли и фасадов возводимого объекта капитального строительства;
  • проведение отделочных работ внутри здания;
  • устройство внутренних инженерно-коммуникационных систем, функционирование которых направлено на обеспечение полноценного функционирования всех необходимых сетей внутри здания и создание благополучной санитарной обстановки внутри здания;
  • установка технологического оборудования, в том числе подъемно-транспортных механизмов, и пуско-наладочные работы для проверки качества работы такого оборудования;
  • строительство наружных инженерно-коммуникационных сетей, используемых для полноценного функционирования возведенного здания;
  • устройство дорог, в том числе по ее верхнему покрытию и обустройству прилегающих территорий к самой дороге;
  • строительство верхней части железнодорожных путей;
  • строительные работы по возведению переходов для инженерно-коммуникационных сетей и трубопроводов для преодоления таковыми естественных и искусственных препятствий;
  • строительство туннелей и штолен, используемых для целей функционирования того или иного объекта капитального строительства (в том числе для регулирования транспортного обеспечения такого объекта);
  • строительство искусственных сооружений, в том числе природного характера;
  • проведение работ по углублению дна естественных и искусственных водоемов, а также водолазные работы, проводимые для определения состояния водоемов либо для очистки их ландшафта;
  • иные гидротехнические работы, направленные на сохранение или формирование естественных и искусственных водоемов, в том числе используемых для обеспечения водоснабжения различных объектов капитального строительства либо населенных пунктов;
  • работы по благоустройству той или иной территории объекта капитального строительства или населенного пункта.

Кроме того, сам заказчик имеет право на установку ограничений по привлечению соисполнителей, не обосновывая такое ограничение.

В соответствии с действующими нормами законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок объем работ, которые должен выполнить сам основной исполнитель по контракту, не может быть менее двадцати пяти процентов.

В случае если указанное значение меньше, заказчик вправе отказать в привлечении субисполнителей по контракту.

Порядок привлечения соисполнителей

Привлечение соисполнителя происходит двумя путями в зависимости от того, идет ли речь об изначальном требовании заказчика о привлечении субисполнителя, или такое действие со стороны основного исполнителя происходит после заключения контракта с последующим согласованием с самим заказчиком.

Если заказчик изначально требует привлечения субподрядчика или субисполнителя по контракту, установив такое требование в документации о закупке, алгоритм выглядит следующим образом:

  • после завершения процедуры подписания контракта исполнитель предоставляет сведения о привлекаемых субисполнителях, которые будут выполнять определенный перечень работ;
  • если заказчик одобряет тех субисполнителей, которых ему предложил основной исполнитель, то происходит согласование перечня и объема работ и услуг, которые будут выполнены соисполнителем. При проведении такого согласования необходимо учесть главное требование, которое в настоящее время применяется ко всем государственным контрактам, исполняемым с привлечением субподрядчика или соисполнителя – объем работ или услуг, которые будут выполнены основным исполнителем, не должен быть меньше двадцати пяти процентов от всего запланированного объема работ или услуг, предусмотренных по условиям контракта. При этом такое ограничение не распространяется на поставку товара, так как конечный отчет по всей произведенной поставке осуществляется только основным исполнителем;
  • после проведения всех необходимых согласований привлеченные соисполнители знакомятся с теми условиями выполнения взятых на себя обязательств, которые прописаны в контракте, а также в документации о проводимой закупке (ознакомиться с последней необходимо для того, чтобы иметь максимально полное представление о том, каким образом происходил отбор соисполнителей). В некоторых случаях контракт, по которому будет привлечен соисполнитель, должен носить трехсторонний характер (то есть подписан не только заказчиком и исполнителем, но и соисполнителем), так как это даст гарантии всем сторонам, участвующим в соглашении, о том, что обязательства будут выполнены в полном объеме;
  • если трехстороннего контракта нет, то между основным исполнителем и привлеченными субисполнителями должно произойти подписание договоров выполнения работ или оказания услуг, по которым и произойдет выполнение взятых на себя обязательств. После их подписания такие договоры должны быть переданы в виде заверенных копий государственному или муниципальному заказчику для оформления в виде приложений к основному контракту (так как такие договоры могут потребоваться для подтверждения правомерности привлечения соисполнителей в случае проведения проверок контролирующими органами).

В случае если заказчик не оговаривал возможности привлечения субисполнителей по контракту, но и не установил запрет на их привлечение, порядок действий будет выглядеть следующим образом:

  • после подписания контракта исполнитель подает заказчику документы, подтверждающие необходимость привлечения соисполнителей по контракту (например, о том, что у самого исполнителя нет необходимого оборудования для выполнения каких-либо работ, но есть организации, которые свое оборудование не дают в аренду, но могут выполнить необходимый объем работ в рамках той стоимости, которая рассчитана по заключенному контракту);
  • заказчик рассматривает поданное предложение в виде документального обоснования и изучает возможность привлечения соисполнителя, а также определяет, возможно ли ему, заказчику, получить выгоду от такого перенаправления обязанности выполнения обязательств по контракту;
  • если вариант исполнения контракта с привлечением субподрядчика или субисполнителя устраивает заказчика, происходит направление ответа, в котором не только содержится согласие на такие действия со стороны основного исполнителя, но также и указание на предоставление в определенном порядке перечня привлекаемых субисполнителей, а также на согласование объема работ или услуг, возлагаемых на привлеченных юридических или физических лиц;
  • основной (а в случае с государственным оборонным заказом головной) исполнитель направляет заказчику перечень привлекаемых субисполнителей и тот объем работ или услуг, которые должны быть выполнены привлеченными лицами в пределах, установленных действующим законодательством;
  • заказчик согласует не только перечень привлекаемых субподрядчиков и выполняемый объем работ, но и тот персонал (в случае с объектами заказчика, на которых такое согласование необходимо), который будет выполнять заявленные работы или услуги.

Согласование персонала субподрядчиков или субисполнителей, допускаемых к выполнению взятых на себя обязательств по заключенному контракту, происходит в тех случаях, когда речь идет о выполнении работ или оказании услуг на режимных объектах, принадлежащих заказчику, либо на объектах с повышенной степенью защищенности (школы, больницы, детские сады и т. д.). Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/soispolnitel.html

Субподрядчики, соисполнители при исполнении контрактов – помощь юриста

Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

Привлечение субподрядчика или соисполнителя к выполнению гражданско-правового договора является абсолютно нормальной практикой.

А как обстоит дело с подобными «привлечениями» и какие подводные камни скрываются на дне, если речь идет о государственном или муниципальном контракте?

Важные правила при работе с госзаказчиком.

Можно ли привлекать субподрядчиков к исполнению контрактов?

Когда заказчик может обязать к заключению подряда?

В наше время многие предприниматели считают лакомым куском исполнение государственных контрактов, так как где федеральный бюджет – там много денег (согласитесь, работать с платёжеспособным контрагентом проще и приятнее, чем с неплатёжеспособным).

А все ли так просто???

Не секрет, что процесс расходования федерального бюджета происходит под пристальным вниманием государства и «прилипнуть» на исполнении государственного контракта предпринимателю можно просто на два счета.

Не успеете моргнуть глазом, как окажетесь в списке РНП (черный список, куда попадают недобросовестные предприниматели за срыв контрактов).

А дальше страдает ваша деловая репутация и возможность нормального существования на рынке услуг или поставки товаров.

Конечно, привлечение соисполнителей может позволить вам выполнить огромный заказ. Благодаря соисполнителям можно увеличить собственную эффективность за счет распределения ролей и задач, благодаря чему приобретается хорошая деловая репутация.

Иными словами, субподряд – это нормально!

Важные правила при работе с госзаказчиком

Правило номер один – необходимо детально, пристально изучать контракт со всеми его требованиями, условиями и документами перед тем, как выдвинуть свою кандидатуру на заключение контракта.

Правило номер два – необходимо изучить самого заказчика. Посмотрите, с кем он работал, какова его репутация, скольких бедолаг он уже отправил в черный список. Возможно, эти простые действия уберегут вас и ваш бизнес от неправильных решений и ненужных контрактов.

Можно ли привлекать субподрядчиков к исполнению контрактов?

Возможность привлечения субподрядчиков при исполнении контракта не исключена, никакого запрета на эту тему в законе не имеется (однако внимательно прочитать контракт все же необходимо, так как запрет на привлечение подрядчика может быть выдвинут заказчиком и расценен впоследствии как способ неисполнения контракта).

Единственное, что вы должны осознать – любой прокол субподрядчика или соисполнителя является вашим проколом и ответственность за его недобросовестность понесете вы.

Принцип 1) основное исходное положение определенных теорий, учений, науки, мировоззрения, политической организации; 2) внутренние убеждения людей, которые формируют их отношение к действительности, нормы деятельности и поведения «это не я – это все он» точно не сработает и ваша «хата» будет гореть по самому центру происходящего.

Существует целый пул участков торгов, которые фактически существуют только на бумаге, однако, ровным счетом ничего не выполняют самостоятельно. Спектр услуг и поставляемых товаров таких исполнителей просто огромен.

Они участвуют в госзакупках, выигрывают контракт, после чего находят субподрядчика, который выполняет работы или поставляет товары по цене существенно ниже цены, указанной в контракте, далее разницу кладут в карман.

Тут нужно уяснить простое правило, за все косяки субподрядчика будет отвечать участник торгов (подрядчик).

Когда заказчик может обязать к заключению подряда?

Еще одним вариантом развития событий, при существующей в нашей стране контрактной системе, является ситуация, когда государственный или муниципальный заказчик в тексте самого контракта обязывает участника привлечь к исполнению контракта субподрядчика из числа субъектов малого предпринимательства.

Нюанс заключается в том, что при этом заказчик прописывает в тексте контракта объем привлечения субподрядчика, который выражается в виде процентов от цены самого контракта.

При подписании такого контракта необходимо взвесить все за и против, так как за нарушение его условий могут быть предприняты меры ответственности со стороны заказчика, в том числе и за факт нарушения нормы по привлечению субподрядчиков и соисполнителей.

Если речь заходит о особо дорогих контрактах, стоимость которых составляет свыше одного миллиарда рублей для федеральных нужд или свыше ста миллионов рублей для муниципальных нужд, в этом случае исполнитель такого контракта обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых субподрядчиках, если объем их привлечения превышает 10 процентов от цены контракта. Оно и понятно, ведь речь идет о больших деньгах…

Говоря о итогах, хочу еще раз напомнить о необходимости детальной проверки условий контрактов, на которых вы планируете или желаете поработать. Когда речь идет о государственных деньгах шутки и невнимательность нужно убирать в сторону. Кроме того настоятельно рекомендую обращаться к компетентным юристам на стадии подписания документов с заказчиком, а в идеале на стадии их проверки.

Нужно помнить, что деловая репутация в наше время очень дорого стоит и нужно реально оценивать свои силы и возможности при работе с государственным заказчиком.

Желаем успехов вам и вашему бизнесу! В случае возникновения вопросов или споров по исполнению муниципальных и государственных контрактов незамедлительно обращайтесь к юристам.

Источник: https://osincev.org/services/gosudarstvennye-i-munitsipalnye-kontrakty/treti-litsa-pri-ispolnenii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-kontrakta-subpodryadchiki-soispolniteli/

Как правильно заключить договор субподряда по 44-ФЗ

Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

Сегодня мы с вами поговорим о немаловажном моменте в работе с закупками – составление договора субподряда по 44-ФЗ.

Как вы знаете, некоторые тендеры проводятся при условии, что победитель обязан прибегнуть при исполнении контракта к услугам субподряда. Именно для таких ситуаций мы решили поподробнее рассмотреть правила и особенности заключения договора.

Что такое субподряд в рамках 44-ФЗ

Это привлечение сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госзаказу.

В сфере госзакупок часто можно встретить ситуации, когда поставщик, выигравший тендер, обязан или планирует делегировать частичное/полное исполнение контракта третьим лицам – субподрядчикам.

Существует 2 вида ситуаций с субподрядчиками:

  • подрядчик обязан прибегнуть к субподряду, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;
  • поставщик сам решает нанять субподряд, но не всегда такое возможно, в определенных отраслях есть запрет на использование субподряда. Об этом мы поговорим чуть позже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

Госзаказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у СМП или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта СМП, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчикам в счет годового объема закупок у СМП в отчете о проведенных закупках.

Если поставщик (не являющийся СМП, СОНКО) нарушает требования о привлечении субподряда, заказчик расторгает договор в одностороннем порядке.

Как мы уже говори, поставщик может сам решить прибегнуть к субподряду, давайте поговорим об этом подробнее.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Поставщики бывают разные, кто-то нанимает субподряд из-за невозможности реализовать контракт самостоятельно, а кто-то видит в этом основной принцип бизнеса. Суть проста, победитель закупки нанимает субподряд за меньшую стоимость и оставляет себе разницу, которая является фактической прибылью для него.

Такие действия сложно отследить и факт найма субподряда может действительно навредить заказчику.

Почему заказчики видят негатив и опасность в субподряде со стороны поставщиков?

Все достаточно просто, практически каждый заказчик, составляющий документацию и требования к поставщику, указывает наличие определенных лицензий, СРО и уровень опыта или качества.

Победивший поставщик, который планирует нанять субподряд, может не учесть данные требования и воспользоваться услугами менее квалифицированного субподряда, что скажется на качестве работ или товара.

Конечно же, заказчика данный подход не устроит, но помешать этому и отследить весь процесс исполнения договора невозможно.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

Данный документ содержит:

  • список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;
  • изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/tenderplan/kak-pravilno-zakliuchit-dogovor-subpodriada-po-44fz-5e453853b7ee290469fac455

Субподряд по 44-ФЗ. Особенности применения закона

Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы.

В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/546-subpodryad-po-44-fz

Участие третьих лиц в оказании услуг – Правовой мир

Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

09.02.2020

Организация стала победителем процедуры определения поставщика и готовится к заключению госконтракта на оказание услуг. Будет ли она вправе нанять стороннюю компанию и поручить ей часть своих обязанностей? Что об этом говорит законодательство о госзакупках и судебная практика?

Читаем госконтракт

С одной стороны, в законе 44-ФЗ прямо не сказано о том, что исполнитель вправе привлекать к исполнению контракта третьих лиц. С другой стороны, отдельные положения закона, например, части 5 и 6 статьи 30, свидетельствуют о том, что такая возможность у победившего участника есть. И тут все зависит от конкретной ситуации.

Контрактная система регулируется не только законом о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства. Об этом сказано в части 1 статьи 2 закона 44-ФЗ. Поэтому для решения указанного вопроса следует обратиться к Гражданскому кодексу.

Согласно его нормам, а именно пункту 1 статьи 313, обязательство может быть исполнено третьим лицом, если только из норм законодательных и подзаконных актов, а также из самого обязательства не вытекает, что оно должно исполняться лично тем лицом, на которое оно возложено.

Однако именно такое ограничение для договора возмездного оказания услуг следует из статьи 780 ГК РФ. Она гласит, что если иное не предусмотрено договором, то исполнитель обязан оказать услуги лично.

Получается, что нанять соисполнителя для оказания услуг можно лишь в том случае, если такая возможность предусмотрена в договоре. К слову, это является одним из принципиальных отличий между договором на оказание услуг и договором подряда.

Во втором случае норма, обязывающая прописывать в договоре привлечение субподрядчиков, отсутствует, и если законами, подзаконными актами и сутью самого обязательства не предусмотрено его личное исполнение, то подрядчик может по своему усмотрению нанимать сторонние организации.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Стоит учесть еще такой момент. Знакомясь с документацией и госконтрактом на оказание услуг, участник может обратить внимание на то, что в них не содержится запрета на привлечение исполнителем третьих лиц.

Такого запрета быть и не должно, поскольку этого не требуют нормы статьи 780 ГК РФ.

Более того, наличие такого запрета формально может быть расценено как установка дополнительных требований к участникам, не предусмотренных нормами законодательства о госзакупках.

Вывод: если в тексте госконтракта на оказание услуг не содержится прямого разрешения на привлечение исполнителем третьих лиц, то делать этого нельзя.

Если услуги оказываются с привлечением третьих лиц

  • да, перепродать консультационную услугу можно, гражданское законодательство не устанавливает каких-либо прямых ограничений на указанные действия.
  • Поскольку организации требуется исключить возможность клиента узнать о привлечении сторонней организации – исполнителе, оформить отношения следует не посредническим договором (как это делается в большинстве случаев), а двусторонними соглашениями об оказании услуг, заключенные Вашей организацией отдельно с клиентом и с исполнителем.
  • При этом в соглашении с исполнителем следует предусмотреть возможность передачи полученной при консультировании информации третьим лицам, это позволит избежать возможных споров по авторским правам в том случае, если переданная в рамках оказания консультационных услуг информация обладает признаками охраняемого результата интеллектуальной деятельности.
  • Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
  • 1. Рекомендация: Что необходимо проверить заказчику при составлении и заключении договора возмездного оказания услуг: существенные условия и риски

Существенным условием договора оказания услуг является только предмет.

Однако в отраслевых нормативных актах могут быть предусмотрены и иные существенные условия. Кроме того, если стороны недостаточно четко согласуют условия, которые не относятся к существенным, это тоже может повлечь значительные убытки для заказчика.

Заказчику нужно следить за тем, чтобы договор содержал не общие фразы, касающиеся оказываемых услуг, а конкретные действия, которые должен будет совершить исполнитель (например, оказание консультационных услуг может включать в себя: изучение заданной заказчиком проблемы и составление письменного заключения, ответы на вопросы заказчика в согласованной сторонами области и т. п.). Их перечень можно привести в самом договоре либо в приложении к нему.*

Пример формулировки предмета договора возмездного оказания услуг

«Исполнитель обязуется оказать правовые услуги по составлению следующих документов: _________________ (указать перечень документов, требования к оформлению и т. п.)».

Иначе возникнет опасность признании договора незаключенным из-за отсутствия в нем существенных условий (несогласования предмета договора).

Пример из практики: суды признали договор оказания услуг незаключенным, так как стороны, ограничившись общими фразами, не конкретизировали предмет договора

Между ООО «И.» (исполнитель) и ОАО «В.

» (заказчик) был подписан договор оказания услуг, по которому исполнитель обязался «осуществлять от имени и за счет заказчика юридические и фактические действия, направленные на представление интересов заказчика в отношениях с коммерческими организациями, муниципальными предприятиями, государственными учреждениями и физическими лицами с целью защиты интересов заказчика от неправомерных действий, направленных на ограничение функционирования заказчика».

В пункте 1 дополнительного соглашения к договору стороны предусмотрели, что исполнителю поручается анализ состояния дел заказчика, в том числе учредительных документов, оснований приобретения имущества, договоров и финансово-экономического состояния, судебных дел, требований, поступивших в адрес ответчика от государственных контролирующих органов и третьих лиц.

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения по итогам анализа деятельности исполнитель обязан разработать план действий, направленных на достижение целей заказчика, включающий:

  • юридическое сопровождение деятельности ответчика;
  • представление интересов в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, в различных правоохранительных органах;
  • внесудебные мероприятия, направленные на заключение сделок по отчуждению имущественного комплекса третьим лицам на условиях, согласованных с заказчиком.

Суды сделали вывод о незаключенности данного договора ввиду несогласованности сторонами предмета договора возмездного оказания услуг.

Как указали суды, «ни в самом договоре, ни в дополнительном соглашении к нему стороны, ограничившись общими фразами, не конкретизировали: какие именно услуги истец обязался оказывать ответчику, какие документы должен представить заказчик исполнителю для проведения анализа и план каких действий должен быть разработан по итогам проведенного анализа…» (определение ВАС РФ от 24 августа 2010 г. № ВАС-10685/10).

В договоре необходимо определить объем услуг с использованием конкретных количественных показателей. Иногда существенным условием для договора оказания услуг является также место оказания услуг и (или) сведения об объекте.

Внимание! Если предмет договора не согласован, стороны не смогут потребовать выполнения договорных обязательств и применить ответственность за их нарушение, установленную законом или договором.

Так, исполнитель не сможет обязать заказчика оплатить услуги (за исключением случаев, когда суд квалифицирует отношения сторон как фактические), а также взыскать с него неустойку (ст. 330 ГК РФ) или проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ за просрочку оплаты.

Заказчик же вправе лишь потребовать от исполнителя вернуть сумму уплаченного аванса как неосновательное обогащение (ст. 1102, п. 2 ст.

1107ГК РФ), но не сможет потребовать от контрагента исполнить обязательство в натуре, то есть оказать те услуги, о которых стороны договаривались изначально.

  • Условия о цене и оплате услуг

Если условие о цене услуг не согласовано, они должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).* Однако в результате заказчик может заплатить за услуги больше, чем предполагал.

Некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой цена является существенным условием договора возмездного оказания услуг и должна быть в нем указана (постановление ФАС Центрального округа от 8 июля 2010 г. по делу № А23-5512/09Г-8-217).

Кроме того, для некоторых договоров об оказании отдельных видов услуг закон или иные правовые акты прямо устанавливают, что условие о цене является существенным (например, ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон об основах туристской деятельности).

  1. Чтобы избежать споров о цене услуги, сторонам нужно согласовать размер цены, способ ее определения (при неизвестности размера цены на момент заключения договора), ее состав и условие о твердой или приблизительной цене.
  2. Пример формулировки условия договора о цене услуги
  3. «Цена услуг по настоящему договору составляет ____________________ рублей».

Чтобы зафиксировать в договоре порядок оплаты, стороны должны указать срок оплаты услуг, срок и размеры платежей (если услуги оплачиваются частями) и момент оплаты услуг. Подробнее см. Разные варианты оплаты (оплата по факту, абонентская плата, предоплата): преимущества и риски для заказчика.

  • Условие о сроках оказания услуг

Срок оказания услуг в договоре стороны могут определить указанием на начальный и (или) конечный сроки. В случае оказания услуг в несколько этапов целесообразно установить промежуточные сроки оказания услуг.

При определении сроков необходимо соблюдать правила, предусмотренные статьями 190–194 Гражданского кодекса РФ.

Ранее в судебной практике встречались решения, в которых суды признавали срок оказания услуг существенным условием договора. Его несогласование влекло признание договора незаключенным (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 ноября 2010 г. по делу № А79-3413/2010, ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2010 г.

№ Ф03-8023/2009 по делу № А73-5672/2009). Однако Президиум ВАС РФ в пункте 8 информационного письма от 25 февраля 2014 г.

№ 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» особо отметил: «Отсутствие согласованного сторонами условия о сроках оказания услуг само по себе не влечет признания договора возмездного оказания услуг незаключенным».

Обоснование

Сроки оказания услуг не являются невосполнимым условием договора возмездного оказания услуг. Это усматривается из его существа. К соответствующим отношениям сторон применяются общие положения Гражданского кодекса РФ о гражданско-правовых договорах и обязательствах.

В частности, это касается пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса РФ «Срок исполнения обязательства».

Так, если договор не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, то договор должен быть исполнен в разумный срок после возникновения обязательства.

При формулировании условия о сроке оказания услуг необходимо проверить, есть ли какие-либо требования к нему в законах или иных правовых актах, посвященных этой услуге (например, в Правилах оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 222). Договорные сроки всегда должны соответствовать срокам, установленным в законе (п. 1 ст. 422 ГК РФ).

    • Условия о цене и оплате услуг

Если условие о цене услуг не согласовано, они должны быть оплачены по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). Однако в результате заказчик может заплатить за услуги больше, чем предполагал.

Некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой цена является существенным условием договора возмездного оказания услуг и должна быть в нем указана (постановление ФАС Центрального округа от 8 июля 2010 г. по делу № А23-5512/09Г-8-217).

Кроме того, для некоторых договоров об оказании отдельных видов услуг закон или иные правовые акты прямо устанавливают, что условие о цене является существенным (например, ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон об основах туристской деятельности).

  • Чтобы избежать споров о цене услуги, сторонам нужно согласовать размер цены, способ ее определения (при неизвестности размера цены на момент заключения договора), ее состав и условие о твердой или приблизительной цене.
  • Пример формулировки условия договора о цене услуги
  • «Цена услуг по настоящему договору составляет ____________________ рублей».

Чтобы зафиксировать в договоре порядок оплаты, стороны должны указать срок оплаты услуг, срок и размеры платежей (если услуги оплачиваются частями) и момент оплаты услуг. Подробнее см. Разные варианты оплаты (оплата по факту, абонентская плата, предоплата): преимущества и риски для заказчика.

  • Условия об ответственности сторон

Источник: https://stepnoeadm.ru/grazhdanskoe-pravo/uchastie-tretih-lits-v-okazanii-uslug.html

Соисполнитель по госконтракту по 44-ФЗ: кто это такой, когда допускается привлечение, когда запрещено?

Привлечение третьих лиц при исполнении государственных контрактов

На основании ФЗ-44 заказчик может установить требование об обязательном привлечении победителем закупки соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.

Это нужно заказчику для выполнения минимальных лимитов по привлечению СМП к исполнению государственных контрактов за текущий год.

Но не во всех закупках предусмотрена такая обязанность, и подрядчику может потребоваться соисполнитель.

Кто такой соисполнитель по госконтракту

Соисполнителем по государственному контракту становится сторонняя компания, которая привлекается исполнителем для полного или частичного исполнения обязательств перед заказчиком.

Привлечение сторонних организаций при реализации госконтракта по 44-ФЗ наиболее распространено:

  1. При выполнении договоров подряда – привлекаются субподрядчики.
  2. При исполнении договора возмездного оказания услуг – привлекаются соисполнители.

Привлечение соисполнителей позволяет исполнителю получить содействие от сторонней организации в процессе исполнения государственного контракта.

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

На основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ в закупочном извещении допускается установить требование к поставщику о привлечении к исполнению госконтракта  компанию, которая относится к СМП и СОНКО.

Данный факт и объем выполняемых работ соисполнителем в размере не менее 5% должен быть зафиксирован в государственном контракте. Если исполнитель не выполнит указанное условие, то он понесет ответственность (например, в виде штрафных санкций размером 1% от цены договора).

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Порядок привлечения

В случае если цена контракта превышает стоимость, которая установлена Постановлением Правительства от 2013 года №775 «Об установлении начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупки товара, работы и услуги….», заказчик должен прописать в контракте обязанность исполнителя предоставить информацию обо всех соисполнителях, которые подписывают договоры с ним, если цена подписанного контракта составляет 10% и более от цены контракта.

С учетом положений указанного Постановления привлечение соисполнителей требуется согласовать с заказчиком, если цена госконтракта с федеральным подрядчиком составила более 1 млрд р., с муниципальным – более 100 млн р.

Если в таком договоре не будет нормы об обязательном согласовании соисполнителя с заказчиком, то контракт будет признан недействительным.

В Постановлении Правительства №1466 от 2016 года прописаны типовые условия контрактов с обязательным привлечением компаний из числа СМП и СОНКО.

Для подтверждения выполнения своих обязательств победителю следует направить письмо заказчику о привлечении субподрядчика.

Информация о привлечении соисполнителя передается заказчику в течение 10 дней после подписания договора исполнителя с соисполнителем. За непредоставление информации в отношении исполнителя могут начисляться штрафные санкции в виде пени за каждый день просрочки. Также сведения о нарушении исполнителем своих обязательств передаются в ЕИС.

По ч. 1 ст. 770 Гражданского кодекса согласовывать соисполнителей победитель обязан только при выполнении научно-исследовательских работ.

Для согласования соисполнителя исполнитель направляет заказчику письмо с указанием:

  • реквизитов компании-исполнителя и контактных сведений;
  • наименования и реквизитов заказчика;
  • номера государственного контракта;
  • ссылки на пункт контракта, разрешающий привлекать соисполнителя по контракту;
  • данных о сумме контракта;
  • указание на то, что остальные работы будут выполнены самостоятельно;
  • подписи руководителя;
  • даты передачи письма.

Возможен ли запрет на привлечение соисполнителей: что говорит закон

Вопрос правомерности запрета на привлечение соисполнителей в ходе исполнения госконтракта является спорным. Закон 44-ФЗ напрямую это никак не регулирует.

Во избежание обжалования проведенной закупки заказчику не рекомендовано включать в закупочную документацию и проект контракта требования о привлечении субподрядчиков и соисполнителей, а также условия о согласовании указанного привлечения.

К таким рекомендациям пришли представители контролирующих ведомств. Они основывали свою позицию на нижеуказанных положениях законодательства.

По п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки должны включаться его функциональные, качественные, технические и эксплуатационные характеристики. В описание объекта не должны включаться требования, которые могут повлечь ограничение количества участников.

На основании ч. 3 ст. 33 44-ФЗ в документацию не допускается включать требования к наличию у участника определенного оборудования, опыта работы, производственных мощностей и численности персонала.

На основании ч. 6 ст. 31 44-ФЗ заказчик не вправе прописывать требования к участникам в обход положений 44-ФЗ. При этом в ст.

31 44-ФЗ не указано требование к участникам о том, что исполнитель обязан исполнить все работы лично, а также не установлен запрет на привлечение субподрядчика.

Тогда как требования к участникам, перечисленные в данном законе, являются исчерпывающими и не могут быть дополнены заказчиками.

Ч. 23 ст. 34 44-ФЗ косвенно указывает на право исполнителей привлекать соисполнителей, так как в данной статье только закрепляется обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях по госконтракту, если цена договора с ними превышает 10% от НМЦК.

Нельзя забывать о 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ч. 1 ст. 17 данного закона указано на запрет действий, которые могут привести к недопущению до участия в торгах, ограничению или устранению конкуренции.

ФАС считает, что требования заказчика о письменном согласовании с ним привлечения субподрядчика нарушают положения ч. 23 ст. 34 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения (по делу № К-1870/14 от 2014 года). Ответственность за правонарушения предусмотрена в ч.

4.2 ст. 7.30 КоАП.

Аналогичные решения ФАС принимала по делу №К-1048/14/АК286-15 от 2015 года, №К-526/14 от 2014 года.

В решении №2-57-8911/77-14 от 2014 года Московская УФАС пришла к выводу, что требования об оказании услуг собственными силами влекут за собой ограничение количества участников электронного аукциона, поэтому они противозаконны.

Но сложившаяся судебная практика указывает на диаметрально противоположную позицию. Она оставляет за заказчиком право на установление ограничений к исполнению госконтракта без привлечения субподрядчика.

На основании ч. 1 ст. 2 44-ФЗ в законодательстве о контрактной системе приводится отсылка, что при закупках должны учитываться положения Гражданского кодекса. На основании п. 1 ст.

706 ГК исполнитель наделен правом на привлечение соисполнителей, если из договорных обязательств не вытекает иное.

Таким образом, Гражданский кодекс указывает на право заказчика включения в контракт требования о личном исполнении контракта.

Сторонники данного подхода указывают и на то, что в 44-ФЗ не установлен прямой запрет на привлечение соисполнителей. Так, например, по решению 13 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. №13АП-8710/2015 по делу №А56-75576/2014 суд пришел к выводу, что заказчик вправе указать в закупочной документации требования о выполнении работ без субподрядчика.

В решении Арбитражного суда РК от 2014 года по делу №А22-4831/2014 суд пришел к выводу, что заказчик правомерен в установлении запрета, так как  предметом спорной закупки стало высокотехнологичное оборудование, и целесообразно, чтобы все этапы контракта (монтаж, пуско-наладка и ввод в эксплуатацию) были реализованы одним лицом.

При принятии подобного рода решений суды ссылаются на постановление Президиума ВАС РФ от 2010 года №11017/10. Здесь сказано, что запрет на привлечение соисполнителей является условием об исполнении договора подряда после проведения закупки и не связан с требованиями к участнику на момент проведения аукциона.

Таким образом, вопрос об установлении ограничений на привлечение субподрядчиков при исполнении контракта является спорным. С большей долей вероятности ФАС посчитает это нарушением норм 44-ФЗ и 135-ФЗ, а на заказчика пожалуется один из участников закупки. Но такое решение вполне можно обжаловать в судебном порядке и отменить его.

Запрет на привлечение соисполнителей может быть введен заказчиком на вполне законных основаниях и оспорить его не получится. Так, в Постановлении Правительства №570 от 2017 года прописан перечень работ, которые исполнители тендера обязаны выполнить самостоятельно.

В данном документе указаны работы, которые исполнителю необходимо выполнить самостоятельно, а также изменения в части определения штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

В список вошли 34 пункта, включающие подготовительные, земляные работы, инженерные работы, инженерную защиту, сварные работы, устройство кровли, фасадные, отделочные работы, устройство слаботочных, сантехнических, трубопроводных, электротехнических систем, монтаж технологического оборудования, устройство наружных сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, сетей канализации, устройство автодорог, трубопроводов, туннелей, гидротехнические работы, работы по благоустройству и пр. Заказчик обязан включить в тендерную документацию работы, которые выполняются исполнителем самостоятельно. До июля 2018 года объем работ, которые исполнитель выполнил сам, не мог быть менее 15%, после указанного периода – не менее 25%.

Также по новому Постановлению были введены санкции за нарушение условий о запрете субподряда. Штраф составляет 5% от стоимости исполненных субподрядчиком работ.

Таким образом, практика привлечения соисполнителей является весьма распространенной в рамках контрактной системы по 44-ФЗ.

Привлечение соисполнителей может стать обязательным, если речь идет о реализации контракта с необходимостью передачи части работ участникам СМП и СОНКО.

Запрет заказчика на привлечение соисполнителей может трактоваться, как нарушение антимонопольного законодательства и как нарушение конкуренции.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/soispolnitel-po-kontraktu.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: