Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль с учетом изменений, внесенных в законодательную базу в 2011 г.

Как определяется база для исчисления налогов

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль с учетом изменений, внесенных в законодательную базу в 2011 г.

База для исчисления налогов — это один из важнейших показателей, используемых для исчисления размера фискального обременения.

Основной порядок определения налоговой базы должен быть определен на законодательном уровне, причем для каждого фискального обязательства отдельно.

Иначе налогоплательщики вправе отказаться уплачивать данные налоги в бюджет. В статье расскажем, как определить налоговую базу в 2020 году.

В соответствии с действующим фискальным законодательством, налоговая база определяется как характеристика налогооблагаемого объекта по его ключевым элементам: количественным, физическим, стоимостным, имущественным и прочим. Следовательно, объект налогообложения и налоговая база тесно связаны между собой. Так как объект определяет то, что подлежит обложению, а НБ определяется, как конкретный признак объекта.

Иными словами, для каждого фискального обязательства вопрос объекта обложения должен иметь конкретную характеристику. Например, НДФЛ или налог на прибыль организаций, определяемый по стоимостному признаку. То есть НБ признается стоимостное (денежное) выражение полученного физлицом дохода или прибыли компании за отчетный период.

Отметим, что НБ по налогам определяется не только НК РФ. По региональным и местным фискальным обязательствам особенности формирования налоговой базы устанавливают законодательные органы власти соответствующего субъекта и(или) муниципального образования.

Методы определения

НК РФ предусматривает всего два метода формирования налогооблагаемой базы:

  1. Кассовый метод, при котором НБ исчисляется на основании проведенных кассовых операций. Например, сумма дохода исчисляется на основании проведенных кассовых поступлений на расчетный счет компании за отгруженный товар, выполнение работ, услуг. Расходами признаются только те траты, которые были фактически оплачены в отчетном периоде. Иными словами, данный метод отражает реальные (фактические) операции налогоплательщика.
  2. Метод начисления или накопительный, при котором дата фактического получения дохода или осуществления расходной операции значения не имеет. К расчету принимают те операции, которые были начислены, накоплены в отчетном периоде. Например, учитываются начисленные суммы дохода без учета фактов оплаты. Расходами в данном случае признаются все принятые обязательства, вне зависимости от произведенной оплаты.

Отметим, что налогоплательщик имеет право определять собственный метод исчисления НБ. Исключением является только НДФЛ. Для исчисления подоходного налога применяется только кассовый метод, то есть НДФЛ считают по дате выплаты, получения дохода.

Способы исчисления

Чиновники закрепили следующие виды определения налоговой базы:

  1. Прямой способ, самый простой и распространенный. Заключается в том, что НБ исчисляется на основании данных первичной документации, учетных регистров и отчетности бухгалтерского и налогового учетов.
  2. Косвенный, или расчет по аналогии. Применяется, когда исчислить сумму фискального обязательства в текущем периоде прямым способом невозможно. В таком случае исчисление проводится на основании данных НУ и БУ аналогичных предприятий.
  3. Условный, или презумптивный способ, при котором исчисление НБ производится исходя из условных характеристик объекта обложения. Примером данного способа является исчисление НБ при ЕНВД.
  4. Паушальный — это способ исчисления, при котором размер фискального обязательства определяется исходя из вторичных признаков. Например, в некоторых европейских странах с определенной категории граждан взимается налог в 12 % от суммы произведенных затрат на проживание.

В большинстве случаев НБ определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода. Например, прибыль суммируется помесячно с начала календарного года. Аналогично суммируются доходы физического лица или предпринимателя на упрощенном режиме налогообложения.

Но есть и исключения: не определяется нарастающим итогом налоговая база для имущественных обязательств. Например, налог на имущество физлиц НБ определяется как стоимость объекта недвижимости на конкретное число. По транспортным сборам НБ исчисляется исходя из мощности транспортного средства. Аналогично рассчитывается и земельное обременение.

Теперь определим порядок формирования налоговой базы на конкретном примере.

Налоговая база, пример для НДФЛ

Как известно, налоговая база юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исчисляется в особом порядке по каждому фискальному обязательству. Определим ключевые особенности расчета НБ для подоходного налога.

При обложении доходов населения ставка налога применяется к НБ, определенной в соответствии с главой 23 НК РФ. Следовательно, облагаемая сумма дохода — это налоговая база для исчисления подоходного налога. Отметим, что обложению подлежат не все доходные поступления российского или иностранного гражданина. Чиновники определили перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Помимо перечня исключаемых доходов, законодатели предусмотрели и ряд фискальных льгот и послаблений. Например, для НДФЛ — это налоговые вычеты (имущественные, социальные, стандартные, инвестиционные и профессиональные).

Пример для налога на прибыль организаций

Аналогичным методом исчисляется и НБ для налога на прибыль. К учеты принимаются все доходы компании, полученные за отчетный период. Причем сумма определяется методом, который выбрала компания самостоятельно и закрепила в учетной политике. Например, при кассовом методе считается вся выручка, фактически зачисленная на расчетные счета, и полученная наличность.

Отметим, что для налога на прибыль законодатели также определили перечень необлагаемых доходов. Так, при исчислении налоговой базы не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ. Их нужно исключить из расчета.

Затем общая сумма облагаемой выручки уменьшается на расходы, оплаченные фактически либо по объему принятых обязательств. Полученный результат и есть НБ для налога на прибыль организаций.

УСН

Упрощенная система налогообложения — это специальный режим, который в большинстве случаев применяют предприниматели и некоторые организации. Для перехода на упрощенку придется соблюсти конкретные требования.

Порядок определения НБ по УСН зависит от выбранного метода обложения. Их предусмотрено два:

  1. «Доходы», при котором НБ равна всей полученной выручке за отчетный период.
  2. «Доходы минус расходы», при котором НБ исчисляется аналогично налогу на прибыль организаций: выручка уменьшается на сумму разрешенных расходов, произведенных в отчетном периоде.

Например, налоговая база ИП на УСН «Доходы» равна сумме полученной выручки по облагаемым доходным операциям.

НДС, НДПИ

Для определения налоговой базы по НДС при реализации товаров из цены продажи товара (включая НДС) вычитается стоимость приобретения товара (также с НДС).

При выявлении НБ для добычи полезных ископаемых учитывают вид ископаемого: для нефти и газа — объем в натуральном выражении, для других — стоимость ископаемых.

Для подакцизных товаров в соответствии со ст. 187 НК РФ НБ определяется по каждому виду подакцизного товара.

Источник: https://ppt.ru/news/142290

Глава 25 Налогового Кодекса РФ: Налог на прибыль организаций (Часть 1)

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль с учетом изменений, внесенных в законодательную базу в 2011 г.

1.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Участники консолидированной группы налогоплательщиков исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы.

2.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся официальными вещательными компаниями в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении доходов от следующих операций, осуществляемых в соответствии с договором, заключенным с Международным олимпийским комитетом или уполномоченной им организацией:

1) производство продукции средств массовой информации в период организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона;

2) производство и распространение продукции средств массовой информации (в том числе осуществление официального теле- и радиовещания, включая цифровые и иные каналы связи) в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленный частью 2 статьи 2 указанного Федерального закона.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 339-ФЗ.

4. Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации, производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющиеся иностранными организациями, в отношении доходов, полученных при осуществлении ими деятельности, связанной с осуществлением мероприятий, определенных указанным Федеральным законом.

5. В целях настоящей главы к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 настоящего Кодекса.

Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов

1.

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящей статье — участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими статуса участников проекта в соответствии с указанным Федеральным законом имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков (далее в настоящей статье — право на освобождение) в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой.

2.

Участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика в следующих случаях:

при утрате статуса участника проекта с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;

если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с настоящей главой и полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.

3. Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта или совокупный размер прибыли, полученной участником проекта, превысил 300 миллионов рублей, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

4. Участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.

Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абзаце втором пункта 7 настоящей статьи, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение (о продлении срока действия права на освобождение) утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

5. Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве участника проекта не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения.

Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется.

6. По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган:

документы, указанные в пункте 7 настоящей статьи;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения.

В случае, если участником проекта не направлены документы, указанные в пункте 7 настоящей статьи (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней.

7. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 4 и 6 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково»;

выписка из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

8. В случаях, предусмотренных пунктами 4 и 6 настоящей статьи, участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

9. Суммы убытка, полученные налогоплательщиком до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком.

Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации

1.

Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

КонсультантПлюс: примечание.

Источник: https://www.taxinspections.ru/legislation/nalogovij-kodeks-rf/nalogovij-kodeks-rf-chast-2/nalogovij-kodeks-rf-razdel-8/nalogovij-kodeks-rf-glava-25-chast-1.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: