Понятие и правовое содержание информации в налоговых отношениях

Основные начала законодательства о налогах и спорах

Понятие и правовое содержание информации в налоговых отношениях
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Основные начала законодательства о налогах и спорах

Законы, которыми установлены новые налоги, если они ухудшают положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Положения статьи 57 Конституции РФ определяют обязанность каждого уплачивать установленные законодательством налоги и сборы.

Это же время конституционным судом было отмечено, что взимание налогов и сборов, которые не установлены законодательным актом, незаконно.

Это означает, что указы, постановления и другие акты органов исполнительной власти не обладают правовой возможностью устанавливать налоги и сборы.

Таким образом, исключая произвол и несанкционированное вмешательство исполнительной власти в налоговое законодательство, а также охраняя права и интересы налогоплательщиков, право регулирования налогообложения субъектами РФ должно осуществляться на основе положений статьи 18 Конституции РФ. Данная статья закрепляет конституционное положение о правах и свободах человека, исходя из которых определяется смысл, содержание, а также правовая возможность применения законодательства.

Исходя из выше сказанного, установление налогов и сборов представляет собой строго установленную законодательством процедуру, итогом которой будет фиксация всех существенных элементов налогового обязательства в издаваемом в законе, только если такие обязательства прямо перечислены в этом законе.

Особенности законодательства о налогах и сборах

Совокупность законодательных актов о налогах и сборах представляет собой систему правил и норм, которые регулируют отношения в сфере налогообложения. Главным из этих НПА является Налоговый кодекс. Его положениями установлены и регламентируются различные виды налогов, а также:

  • порядок особенности и сроки проведения расчетов,
  • правила начисления и налоговых выплат,
  • перечень налоговых льгот,
  • субъекты (налогоплательщики) и объекты налогообложения (прибыль, различные доходы, имущество, разные категории сделок и финансовых операций и т. д.),
  • предусмотренная юридическая ответственность за неисполнение требований налогового законодательства.

Все налоговое законодательство РФ является иерархической системой, которая состоит из:

  • Федеральных законов, включая и НК РФ, в том числе и НПА, которые принимаются на федеральном уровне в соответствии с налоговым законодательством.
  • Региональных законодательных актов, которые определяют региональные налоги и сборы.
  • НПА, регулирующих порядок выплаты и начисления налогов и сборов местного значения, и издаваемых органами местного самоуправления.
  • нормативных актов, представляющих собой налоговое законодательство, которые не должны противоречить налоговому кодексу и другим НПА вышестоящего уровня.

Таким образом, только федеральное налоговое законодательство применимо на всей территории России.

Положения статьи 4 НК РФ устанавливают правовую возможность федеральных органов исполнительной власти, в том числе и субъектов РФ, издавать нормативно-правовые акты, которые входят в пределы их компетенции.

Однако такие документы, как правило, носят разъяснительный характер и не могут изменять либо дополнять налоговое  законодательство. 

Нормы законодательства о налогах и сборах

На сегодняшний день основным правовым актом, регулирующим налоговые отношения является Налоговый кодекс РФ. Необходимо отметить, что  статьей 1 НК РФ установлен принцип верховенства или правового приоритета Налогового кодекса в системе актов налогового законодательства.

НК РФ обладает безусловным приоритетом над абсолютно всеми НПА, которые регулируют налогообложение в России.  

Положениями пункта 2 ст. 1 НК РФ раскрыто основное содержание этого документа, а также установлено, что правовая возможность определения общих принципов налогообложения в система налогов и сборов, которые взимаются в федеральный бюджет, принадлежит только Налоговому кодексу. Это соответствует положению ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Вся система налогов и сборов, а также юридический состав налогов, определены отдельными положениями Налогового кодекса.

Федеральными налогами считаются:

  • налог на прибыль предприятия;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • Акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы, которые взимаются за использование объектов животного мира и водных ресурсов (биологический);
  • а также госпошлина.

В перечень региональных налогов входят:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Местными налогами считаются:

  • земельный;
  • на имущество физлиц.

Положения статьи 17 НК устанавливают правовую возможность взимания налога только в случаях, когда определён налогоплательщик, а также элементы налогообложения, к которым относятся:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Ставка налога;
  • Порядок начисление налогов;
  • А также порядок и сроки, в которые уплачивается налог.

Положениями статьи 38 НК РФ дано определение объекта налогообложения. понятия реализации товаров, работ или услуг установлено положениям статьи 39 НК РФ. Стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения, к примеру, денежное выражение прибыли, определено положениями статьи 53 Кодекса, как налоговая база.  

Также касаемо налоговых ставок указано, что ни они могут быть трех видов:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Понятие налогового периода, состоящие из одного либо нескольких отчетных периодов, установлено положениями статьи 55 НК РФ

Также положение законодательства относительно определения суммы налога и сроков их уплаты устанавливают порядок, в котором устанавливаются эти строки в каждом конкретном случае, применительно к налогу или сбору (ст. 57 НК РФ).

Принципы законодательства о налогах и сборах

Отдельные принципы законодательства о налогах и сборах сформулированы положениями статьи 3 НК РФ.

Конечно, эта норма является существенной для всей системы правового регулирования налогового бремени субъектов налоговых отношений. Однако большинство прописанных в ней положений носят декларативный характер.

Указанная правовая норма к основным началам налогового законодательства относит следующие положения:

  • Обязанность каждого лица платить налоги и сборы, которые установлены на основе признания всеобщности и равенства, касаемо налогообложения.
  • Дискриминационный характер налогов и сборов не допустим.
  • Недопустимо применение дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот,  в зависимости от того, где произошел капитал, формы собственности, а также гражданства физлиц.
  • Экономическая обоснованность налогов и сборов и недопустимость создания препятствий при их применении и реализации гражданами их конституционных прав.

Налоги и сборы не могут нарушать экономического пространства России.

Это означает недопустимость прямого или косвенного ограничения перемещения товаров, денежных средств, работ либо услуг в пределах России в процессе применения налогового законодательства.

Это же касается и недопустимости создания препятствий для ведения экономической или хозяйственной деятельности физ. лиц или организаций.  

Никого нельзя обязать к уплате любых видов платежей, взносов, налогов или сборов, которые не предусмотрены Налоговым кодексом либо не установлены в другом – законном порядке, который определяет действующий НК РФ.

При установлении налогового бремени должны определяться все его элементы. Законодательные акты, регламентирующие правила начисления, порядок уплаты налогов и сборов должны формулироваться таким образом, чтобы каждый знал, какие именно налоги он должен оплачивать, а также понимать, когда и в каком порядке это должно происходить.

Одним из основных принципов, защищающих правовое положение налогоплательщика, является то, что все неустранимые сомнения, а также противоречия и неясности в актах налогового законодательства должны толковаться только в пользу налогоплательщика.

Положение статьи 3 НК РФ фактически устанавливается принцип, определяющий правовой характер налоговых отношений. Указания на то, что «каждое лицо» является субъектом налоговых отношений в рамках, установленных налоговым законодательством, и обязано его соблюдать, касается всех абсолютно физических лиц, таких как граждане РФ или иностранцы, лица без гражданства или юридические лица.  

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/osnovnye-nachala-zakonodatelstva-o-nalogah-i-sporah.html

Налоговые правоотношения: понятие, виды, структура

Понятие и правовое содержание информации в налоговых отношениях

Налоговые правоотношения – это вариация материальных отношений, упорядоченных правилами налоговых полномочий.

Замечание 1

Соответственно с ч. 1 ст.

2 НК РФ законодательство о налогах и сборах координирует деспотичные отношения по установлению, установлению и анатоцизму налогов и сборов в РФ, а также отношения, появляющиеся в процессе реализации налогового контроля, опротестования актов налоговых учреждений, действий (бездействия) их штатных субъектов и аутсорсинг к ответственности за учинения налогового преступления.

Определяя природу налоговых отношений, М. А. Лапина отмечает, что они управляются нормами налогового права.

Рассматривая свойство налогового правоотношения, можно сделать акцент на ряд его отличительных признаков: открытость, материальный характер, потребление единично в налоговой области, упорядоченность нормами налогового права, ответственность участия государства (муниципального образования) в лице согласованных учреждений.

Классификация налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения можно сгруппировать по различным принципам.

Законная систематизация, находящаяся в ст. 2 НК РФ, относит к налоговым отношения по налаживанию, установлению, взысканию, осуществлению налогового контроля, опротестованию актов налоговых учреждений, действий (бездействия) их штатных работников, привлечению к обязательствам за учинение налогового проступка.

По стадии важности можно выделить основные и дополнительные (иные вторичные) налоговые правоотношения.

Замечание 2

В зависимости от учреждений публично-юридического образования, фигурирующих в налоговом правоотношении, различают налоговые правоотношения с участием общегосударственных учреждений, учреждений субъектов Российской Федерации, учреждений местных образований.

По субъекту налогоплательщику можно выделить правоотношения с участием ФЛ и ЮЛ.

Исходя из предмета отличают денежные и процессуальные налоговые правоотношения.

Кроме того, следует назвать направляющие (отношения, возникающие в процессе уплаты определенного налога) и охранительные (применение штрафы за нереализованные обязанности по уплате налога) налоговые правоотношения.

Замечание 3

Налоговые отношения имеют особую систему, которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект и контент.

Объект правоотношений

Предметом правоотношения является то, на что адресовано действие его членов.

С учетом определения налога (денежный платеж) и сбора (денежный взнос) предметом налогового правоотношения обозначают те материальные средства, которые должны быть уплачены плательщиком в госбюджет (правительственный внебюджетный фонд).

Намеренно, в ряде событий (неплатежеспособность налогоплательщика, плательщика сбора) иная собственность (в некоторых случаях – имущественные права) налогоплательщика, имеющее материальные блага, может быть эксплуатирован в определенном законом порядке для оплаты его задолженности по налогам (сборам).

Вместе с тем налоговые отношения могут появляться также по поводу иных предметов. Так, в ходе проведения выездной налоговой проверки объектом анализа будут являться документы бухгалтерского и налогового учета, регламентирующие факт полноты и правильности вычисления определенного налога.

Замечание 4

Правовое содержание налогового правоотношения можно определить как взаимосвязь, возникающую между субъектом и предметом налогового правоотношения в процессе выполнения указанным предметом своих прав и выполнением им своих функций в отношении предмета.

Субъекты налоговых правоотношений – субъекты, располагающие налоговой правосубъектностью, что понимает наличие у них подходящего права и неработоспособности.

Налоговая правомочность – зафиксированная правила налогового права возможность иметь права и нести функции по поводу предметов налоговых правоотношений.

Как например, Б.В. Мышкин говорит, что следующие типы правоотношений относятся к сторонам налогового права: правительственные корпорации, правительственные и муниципальные органы, ФЛ, ИП, компании.

В соответствии ст. 9 НК РФ гленами отношений, управляющих правом о налогах и сборах, являются:

  • компании и ФЛ, признаваемые соответственно с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • компании и ФЛ, признаваемые соответственно с НК РФ налоговыми агентами (ст. 226);
  • налоговые органы (общегосударственное учреждение реализованной власти, аккредитованные по контролю и наблюдению в отрасли налогов и сборов, и его региональные учреждения);
  • таможенные учреждения (общегосударственное учреждение реализованной власти, аккредитованный в отрасли таможенного дела, подчиненные ему таможенные учреждения РФ).

Ранее законодатель являлся одним из членов институтов по налоговым отношениям правительственных специальных фондов (статья 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что этот фактор обусловлен, прежде всего, наложением несущественных налоговых положений на плательщика единого социального налога.

С учетом отдельных положений налогового права (например, разд. III НК РФ) определенное участие в налоговых правоотношениях принимают:

  • учреждение специальных фондов правительства (может привлекаться для участия в делах о несостоятельности компаний или для запроса информации в налоговых органах о размере доходов ФЛ);
  • учреждения правовой (представительной) власти открыто юридических образований (например, п. 1 ст. 346.26, ч. 2 ст. 356 НК РФ);
  • органы внутренних дел;
  • органы (организации) и штатные субъекты, сообщающие сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
  • судебные учреждения;
  • банки;
  • резиденты;
  • консультанты;
  • переводчики;
  • понятые;
  • очевидцы.

Лица, на которых согласовано с налоговым правом поручается обязанность оплачивать (налогоплательщики, плательщики сборов), а также удерживать и перечислять налоги в бюджет (налоговые агенты), являются налогообязанные субъекты.

Замечание 5

Налогоплательщиками и плательщиками платежей признаются компании и ФЛ, которым соответственно с налоговым правом взимается плата за налоги или сборы.

В то же время филиалы и другие отдельные подразделения компаний выполняют функции этих учреждений по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и других отдельных подразделений (статья 19 Налогового кодекса Российской Федерации).

С 1 января 2012 года закрепленная группа налогоплательщиков будет признана независимым участником налоговых отношений – добровольным подчинением налогоплательщиков налога на прибыль на основании контракта о формировании закрепленной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, рассчитанных НК РФ. об исчислении и уплате налога на прибыль с учетом общего финансового результата хозяйственной деятельности этих налогоплательщиков (см. раздел 3.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность демонстрировать интересы закрепленной группы налогоплательщиков доверяется на их ответственную сторону в рамках соглашения об их создании (п. 3 ст. 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации). После п. 7 ст. Согласно 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации заключенная группа налогоплательщиков по налогу на прибыль компаний формируется как минимум на два налоговых периода.

Налоговыми работники являются субъекты, на которых поручены функции по выполнению, удержанию у налогоплательщика и переводу налогов в бюджетную структуру РФ (ст. 24 НК РФ). Налоговые работники по общему принципу имеют те же права, что и налогоплательщики, если не рассчитано иное.

Определение 1

Банки – коммерческие банки и другие кредитные учреждения, утвержденные Центральным банком Российской Федерации (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Опиши задание

ЮЛ (организации) и штатные субъекты, сообщающие информацию о налогоплательщике. Субъекты, на которых правом о налогах и сборах накладывается согласованное обязательство.

К ним относятся:

  • судебные организации;
  • учреждения, занимающиеся регистрацией субъектов; кадастр и правительственной регистрация прав на недвижимую собственность и сделок с ним;
  • учреждения, реализующие правительственный технический учет;
  • органы регистрации транспортных средств;
  • учреждения, ответственные за сбор и (или) регистрацию пользователей природных ресурсов и за уполномочивание действий, связанных с пользованием таких ресурсов;
  • местные органы власти, органы социальной защиты;
  • нотариусы.

Свидетель, который дает показания, может быть вызван любым ФЛ, знающим положения, имеющие значение для проведения налогового контроля (статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации).

Понятие «эксперт» является предметом, характеризующим специальными знаниями в области науки, искусства, технологии или ремесла, и необходим для разъяснения вопросов, связанных с реализацией налогового контроля (статья 95 Налогового кодекса Российской Федерации).

Специалисты – субъекты, характеризующие специальными знаниями и умениями, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекаются в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по реализации налогового контроля (ст. 96 НК РФ).

Замечание 6

Переводчики – не интересуют результаты дела, темы, которые говорят на языке, знание которого требуется для перевода (ст. 97 НК РФ).

Все субъекты, которые не заинтересованы в результате дела, могут быть приглашены в качестве очевидцев. Участие в качестве понятого штатного субъекта налоговых учреждений не дозволяется. Очевдцы обязаны доказать в протоколе факты, содержание и результаты судебных дел, проведенных в их присутствии (статья 98 Налогового кодекса Российской Федерации).

Власти занимают особое место в отношениях, которые формируются в связи с введением налогов и сборов. Подходящей особенностью этих предметов является их полномочность.

В то же время Е. М. Ашмарина считает, что «налоговая компетенция является особенностью правительственных учреждений и учреждений местного самоуправления как субъектов налогового права Российской Федерации».

Налоговые органы – Федеральная налоговая служба России и ее местные учреждения власти. Налоговые учреждения должны проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, уплачиваемых по соответствующему бюджету.

Таможенные органы – Федеральная таможенная служба России и подведомственные ей учреждения. Таможенные органы имеют права и обязанности налоговых органов взимать налоги при движении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В связи с этим можно согласовано с О.Ю. Бакаева отмечает, что «таможенной организации, целью которого является содействие внешней торговле, в настоящее время выполняет две основные задачи: налоговая и правоохранительная деятельность.

Финансовые учреждения – Министерство финансов России, учреждения исполнительной власти правительств Российской Федерации и муниципалитеты, утвержденные в области финансов (статья 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Органами внутренних дел являются МВД России и подчиненные ему отделения. Органы внутренних дел выполняют задачи по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах.

Замечание 7

Следственные комитеты – Следственный комитет Российской Федерации и его подведомственные подразделения, действующий на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403 «Следственный комитет Российской Федерации». В его обязанности входит быстрое и качественное расследование налоговых правонарушений, а также учреждения и реализация мер по выявлению этих факторов, способствующих заключению этих правонарушений.

Правоохранительные органы включают Генеральную прокуратуру Российской Федерации, прокуратуру субъектов Российской Федерации, военных и других аналогичных прокуроров и прокуроров городов и районов.

Судебные органы – Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Налогообязанные субъекты могут фигурировать в налоговых правоотношениях не только лично, но и через уполномоченных представителей.

Легальным представителями налогоплательщика – ФЛ признаются, показывающиеся в качестве его представителей соответственно с субъектом права РФ.

Легальными представителями компаний являются субъекты, санкционированные демонстрировать ее в силу закона или образовательных идентов.

Определение 2

Уполномоченный представитель налогоплательщика – ФЛ и ЮЛ, которому налогоплательщик возлагает демонстрировать его интересы в отношениях с налоговыми организациями (таможенными учреждениями, учреждениями правительственных внебюджетных фондов), иными членами отношений, управляемых правом о налогах и сборах.

При этом представители налогоплательщиков в разных параграфах налогового кодекса РФ именуются по-разному (налоговый агент (гл. 23); источник выплаты дохода (гл. 25). Согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ представителями налогоплательщика могут выступать:

  • доверительный управляющий и посредник, исполнение в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами и (или) материальными инструментами срочных сделок на основании соглашения доверительного регулирования, соглашение на посреднические услуги, контракт поручения, контракта комиссии или агентского соглашения с налогоплательщиком;
  • доверенное лицо, выполняющее на базе депозитарного соглашения выплату (перечисление) дохода в материальной форме по общегосударственным правительственным эмиссионным ценным бумагам с необходимым централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска и по иным эмиссионным ценным бумагам с необходимым централизованным хранением (в отношении выпусков, правительственная регистрация которых, присвоение опознавательного номера которым реализованы после 1 января 2012 г.), которые учитываются на счете депо, открытом ФЛ, имеющему право на получение согласованной заработной платы;
  • доверительное лицо, который на основании соглашения кастодиана реализует выплату (перевод) дохода наличными за ценные бумаги правительства с необходимым центральным хранением независимо от даты регистрации его выпуска и за другие эмиссионные ценные бумаги с необходимым центральным хранением (вопросы, требующие правительственной регистрации) или выдачи опознавательного номера, который регистрируется после 1 января 2012 года), который регистрируется на счете депо иностранца, держателе, текущем счете иностранного уполномоченного владельца и депозитарной программы в согласовано с положения ст. 214.6 Налогового кодекса.

Не могут быть доверенными субъектами налогоплательщика штатные работники налоговых и таможенных организаций, учреждений внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/ponyatie-nalogovyh-pravootnoshenij/

Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура

Понятие и правовое содержание информации в налоговых отношениях

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах ре­гулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц и привлечения к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право в целом призвано стабилизировать кон­фликт частных и публичных интересов в финансовой сфере. В качестве универсального инструмента управления налогооб­ложением право способно не только реагировать на соответст­вующие изменения, упорядочивая их, но и обеспечить развитие общественных отношений в нужном для общества направлении.

Налоговые правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-иму­щественный характер и выражающие публичные интересы.

Будучи урегулированными нормами права, налоговые отно­шения систематизируются, приобретают устойчивость и начи­нают развиваться в векторе, заданном государством.

Опосредуя процесс налогообложения нормами права, государство получает возможность контролировать финансово-хозяйственную деятель­ность частных собственников и при необходимости управлять ею.

Под воздействием правовых норм участники налоговых пра­воотношений наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями в налоговой сфере.

Таким образом, налоговые правоотношения — это централь­ное звено механизма налогово-правового регулирования, основ­ной канал реализации налогового права.

Важно обратить внимание, что налоговые отношения сами по себе в обществе не складываются, они не возникают в каче­стве фактических. Напротив, отчисление части своего дохода в пользу государства противоречит природе предпринимательской деятельности и не свойственно человеческой природе.

Однако без этих отчислений государство не сможет функционировать. Поэтому изъятие части дохода с частной собственности возможно только через правовые предписания, обеспеченные государствен­ным принуждением. С этих позиций правовое регулирование на­логообложения является социально необходимым.

Налоговые пра­воотношения возникают только как правовые и в другом каче­стве существовать не могут.

Налоговые правоотношения наряду с уголовными, процессу­альными, административными представляют собой классический пример общественных отношений, вызванных к жизни нормой права.

Вместе с тем норма налогового права сама по себе, «в оди­ночку», не может вызвать к жизни налоговое правоотношение.

Наряду с ней предпосылками возникновения налоговых право­отношений являются юридические факты и налоговая право­субъектность.

Признаки налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения являются разновидностью фи­нансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но они имеют и характерные черты.

Обще­правовые признаки:

  • формальная определенность;
  • связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями;
  • устанавливаются только между самостоятельными и равными (с точ­ки зрения закона) сторонами;
  • волевой характер (воз­никают только на основе нормы налогового права, которая уста­навливается по воле государства);
  • индивидуализация субъектов (отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения);
  • охрана налоговых правоотношений государством.

Характерные черты на­логовых правоотношений:

  • возникновение и функционирование в процессе налоговой дея­тельности государства (деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях);
  • имущественный характер (яв­ляются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные от­ношения, носящие публичный характер);
  • направленность на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств;
  • участие в налоговых правоотношениях государства или му­ниципальных образований (обязательным участником и воздейст­вующим  субъектом  является  государство  или  муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов);
  • наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности (НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц,  не  являющихся  налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налого­плательщика и перечислить в соответствующий бюджет).

Вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающи­ми, но позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более четко определить их ме­сто и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Структура налоговых правоотношений

Существуют разнообразные типы (виды, подвиды) налоговых правоотношений (по установлению и введению налогов, кон­трольные, обеспечительные, по применению налоговых льгот и т.д.), каждый из которых обладает не только общими, но и спе­цифическими признаками, элементами структуры, содержания, формы, составом участников и т.д.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов:

  • субъектов;
  • объекта;
  • содержания (субъективных прав и юридических обязанностей).

Объектом налоговых правоотношений является все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений формируется опреде­ленная правовая связь.

м налогового правоотношения выступают права и обязанности его участников. налогового право­отношения формируется в результате действия юридических норм, волеизъявления его участников, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogovie-pravootnosheniya-ponyatie-priznaki-struktura

Кратко о понятии налоговой тайны

Понятие и правовое содержание информации в налоговых отношениях

Режим налоговой тайны установлен в отношении некоторых данных для соблюдения интересов налогоплательщиков. Важно знать, какие сведения охраняет закон, и когда их можно раскрыть.

26 ноября 2019 6134

Свободное распространение сведений, которые получают налоговые органы и другие государственные органы, может причинить вред интересам граждан, компаний и организаций. И хотя часть таких данных иногда необходимо сообщить контрагентам для заключения контракта, их раскрытие без согласия владельца запрещено.

Ранее мы рассказывали, как составить согласие на раскрытие налоговой тайны, и что признают разглашением охраняемых данных. В этой статье закрепим определение налоговой тайны и основные понятия, которые помогут ориентироваться в этой сфере.

Налоговая тайна: понятие

Согласно ст. 102 НК РФ, налоговая тайна — это информация, которую сотрудники государственных органов получают в ходе выполнения служебных обязанностей. Однако есть исключения, так как некоторые данные априори считаются общедоступными.

налоговой тайны нельзя разглашать. Согласно понятию налоговой тайны, статус владельца данных не имеет значения — нужно сохранять сведения физических, юридических лиц и ИП.

тайны определяют путем установления источника сведений и способа получения. Также имеет значение субъект обязанности, то есть лицо, которое обязано соблюдать тайну. А еще — субъект права, то есть владелец тайных сведений.

Соблюдение режима налоговой тайны обязательно независимо от способа получения данных субъектом обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Налоговая тайна: содержание

Налоговый кодекс признает содержанием налоговой тайны не все сведения, оказавшиеся в распоряжении госорганов. В ст. 102 НК РФ приведен список исключений, отталкиваясь от которого определяют, какую информацию включает налоговая тайна.

Итак, содержанием налоговой тайны являются:

  • данные из первичной бухгалтерской документации налогоплательщика;

  • данные из налоговых деклараций;

  • закрытая финансовая документация

  • документы о движении активов;

  • личная информация работников;

  • коммерческая тайна;

  • прочая информация о налогоплательщиках, не перечисленная в исключениях.

Не являются налоговой тайной:

  • название, ИНН и реквизиты компании;

  • данные о налоговом режиме;

  • данные о среднесписочной численности сотрудников;

  • другая информация, приведенная в ст. 102 НК РФ как исключение.

Налогоплательщик может сам определить, в отношении каких сведений соблюдение режима налоговой тайны сохранить, а какие данные сделать общедоступными.

Налоговая тайна: раскрытие

Налоговый орган, в распоряжении которого находится налоговая тайна, обеспечивает соблюдение специального режима хранения и доступа к ней. Использование тайных сведений налоговиками сводится к выполнению ими должностных обязанностей.

Физлицам и компаниям не нужно дополнительно устанавливать запрет на разглашение тайны. Закон включает соблюдение налоговой тайны в обязанности тех, в чьи руки она попадает.

Налогоплательщик имеет право открыть содержание налоговой тайны или его часть, в том числе по запросу, однако не обязан этого делать.

Запросить закрытые сведения имеют право следующие субъекты:

  • органы государственной власти, их сотрудники;

  • правоохранительные и следственные органы;

  • суды;

  • контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

За раскрытие налоговой тайны без согласия владельца, закон устанавливает ответственность. Виновному в разглашении или утере документов, содержащих налоговую тайну, грозит административная, материальная и уголовная ответственность.

Ответственность должностных лиц наступает тогда, когда установлен ущерб налогоплательщика и доказаны противоправные действия субъекта ответственности.

Все материалы по теме:

Что является налоговой тайной

Разглашение налоговой тайны: понятие и последствия

Согласие на раскрытие налоговой тайны: когда это оправдано

Как составить согласие на раскрытие налоговой тайны

Коды сведений, составляющих налоговую тайну

Когда раскрытие налоговой тайны правомерно

Источник: https://astral.ru/articles/nalogi/12927/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: