“””Подводные камни”” Госконтракта”

Содержание
  1. Подводные камни госзакупок: пошаговая инструкция для начинающих поставщиков
  2. Шаг второй. Регистрация на платформе госзакупок — Единая информационная система
  3. Шаг третий. Осваиваем площадку торгов — систему ЕИС
  4. Подводные камни заключения госконтракта для поставщика | Контур.Закупки
  5. Сильное падение цены
  6. Сложности с банковской гарантией
  7. Заключение электронного контракта
  8. 5 главных проблем при участии в госзакупках | Rusbase
  9. Проблема №1: «Непонятно, с чего начать»
  10. Проблема №2: «Где взять деньги, чтобы заработать деньги»
  11. Проблема №3: «Некомпетентность заказчиков»
  12. Проблема №4: «Конкуренция с недобросовестными поставщиками»
  13. Проблема №5: «Коррупция»
  14. Что же делать?
  15. 5 шагов IT-бизнеса в госзакупках
  16. Госзакупки: махинации, особенности и подводные камни
  17. Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC
  18. Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений
  19. Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»
  20. Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Подводные камни госзакупок: пошаговая инструкция для начинающих поставщиков

"""Подводные камни"" Госконтракта"

За год объем госзакупок в Татарстане вырос на 25% — рассказываем, как зайти на перспективный и растущий рынок. Часть первая

Объем госзакупок в Татарстане только за 2018 год превысил 185 млрд рублей, увеличившись за год на 25%. По оценке онлайн-сервиса Fintender.ru, для участия в этих тендерах предприниматели получили более 23,2 тыс. банковских гарантий. Для малого и среднего бизнеса госзаказ — это, в первую очередь, возможность получить крупного клиента.

Такие сделки обычно оплачиваются в полном объеме и в срок, а также повышают рейтинг компании на региональном рынке. Но под лежачий камень, как известно, вода не течет, — чтобы стать госпоставщиком и быть конкурентоспособным на этом рынке, нужно привести дела компании в порядок и получить банковскую гарантию.

«Реальное время» выпускает пошаговую инструкцию в двух частях для тех, кто решился попробовать свои силы в госзакупках.

Госзакупки — механизм, с помощью которого госкомпании и органы власти ищут необходимых исполнителей услуг и поставщиков товаров самого широкого спектра.

Речь может идти и о совсем маленьких закупках, например, разовом кейтеринге на новогодний корпоратив, и о миллиардном строительстве участка космодрома. Предложить свои услуги государству может практически любое предприятие независимо от вида юрлица и уровня оборота.

Однако основной список требований к компаниям подробно прописан в двух федеральных законах — №223 и №44-ФЗ.

Фото pixabay.com

Первое и самое очевидное — компания не должна находиться в стадии банкротства, иметь задолженности перед ФНС и по другим бюджетным обязательствам.

Важна и биография руководства — пойманным на взятках предпринимателям, с судимостями за экономические преступления, ловить на этом рынке однозначно нечего.

Для участия в госзакупках компаниям следует заранее позаботиться о минимальном пакете документов:

  • уставные документы — учредительный договор, приказы о назначении директора и главбуха
  • ИНН, КПП и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ
  • лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности

Нужно оговориться, что доступ к крупным контрактам может ограничить и сам заказчик, предъявив условия по наличию у компании необходимого оборудования и опыта ее специалистов в нужной сфере.

Так что отремонтировать участок трассы М7 небольшому проектному бюро вряд ли удастся, пояснила в беседе с «Реальным временем» директор по продуктам и технологиям корпоративного блока «Совкомбанка» Светлана Смирнова.

— Компании — новичку получить крупный контракт обычно непросто. Однако начать участвовать в госзакупках можно с небольших заказов. По данным аналитиков нашего онлайн-сервиса Fintender.ru, 54 процента гарантий для участия в госзакупках, выданных в прошлом году, были на сумму до 100 тыс. рублей. Также более половины кредитов на исполнение контракта, выдаваемых через Fintender.ru, предоставляется на сумму до 1 млн рублей. Все это говорит о том, что небольших госконтрактов действительно много, и найти подходящий для себя не так сложно, — рассказала эксперт.

Шаг второй. Регистрация на платформе госзакупок — Единая информационная система

С 2019 года для участия в любых госзакупках компаниям необходимо войти в единый реестр участников закупок. Проще говоря, всего один раз зарегистрироваться на портале госзакупок ЕИС, где ежедневно размещаются данные об объявленных конкурсах. При наличии копий всех документов это займет не более получаса.

Поскольку основная масса госзакупок проходит онлайн, помимо данных о работе юрлица и документов, подтверждающих право конкретного человека действовать от имени компании, ее представителю необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП). Получить ее можно за полчаса на портале Госуслуг или лично в любом МФЦ, которых только в Казани больше 15.

Для этого необходимо предоставить:

  • паспорт и приказ о назначении руководителя компании, доверенность на право участия в торгах
  • устав предприятия, ИНН, СНИЛС
  • выписку об оплате госпошлины — от 1,5 до 5 тысяч рублей в зависимости от вида юрлица

Фото pixabay.com

Процедура довольно оперативная — получить ЭЦП вы сможете уже в течение трех дней с момента подачи заявки. Важно, что они бывают разных видов.

Если у вас уже есть электронная подпись, например, как физлица, она не подойдет для заверения документов от лица компании.

Для участия в госзакупках нужен специальный вид ЭЦП — квалифицированная электронная подпись, его и нужно указывать в заявлении. Срок годности такой подписи ограничен — ровно год с момента получения.

Когда пакет документов собран, а ЭЦП получена, зарегистрироваться в ЕИС и стать полноценным участником закупок не составит труда. Если все данные внесены правильно, то система вышлет вам подтверждение о регистрации в течение пяти дней.

Шаг третий. Осваиваем площадку торгов — систему ЕИС

Все открытые закупки государственные компании размещают на сайте ЕИС — во вкладке «Закупки» на стартовой странице ресурса вы увидите окошки с данными по аукционам.

Чтобы отсортировать интересные для вашей компании лоты, нужно перейти на страницу «Расширенный поиск». Здесь можно настроить фильтры закупок по десятку критериев: цена, дата размещения или обновления заявки, регион, в котором заказчику требуются услуги или товары.

Так выглядит страница «Расширенный поиск» на сайте ЕИС

  • Отдельной графой в поиске можно указать уровень заказчика — это может быть, например, федеральное министерство или городской исполком; ограничения и запреты, которые накладывает заказчик на компанию-потенциального поставщика. Если вас интересуют закупки конкретной компании или вы точно знаете номер закупки в системе, платформа позволит быстро найти ссылку на страницу с подробной информацией по конкретному лоту.

Есть разные способы определения поставщика — они различаются по степени открытости конкурса, количеству этапов конкурсного отбора, соответствующая графа также есть в расширенном поиске.

Специалисты по госзакупкам, опрошенные «Реальным временем», советуют новичкам в этом деле для начала опробовать свои силы в самых простых и быстрых процедурах: электронный аукцион и запрос котировок в электронной форме. В них поставщик выбирается главным образом по критерию цены в режиме онлайн.

Различия же в том, что победитель аукциона определяется в результате торгов, то есть цену можно менять несколько раз в зависимости от поведения конкурента. В случае запроса котировок цена устанавливается до начала торгов всего один раз, побеждает, соответственно, предложивший наименьшую.

Материал подготовлен совместно с пресс-службой ПАО «Совкомбанк»

* Информационная справка подготовлена аналитической службой Fintender.ru на основе внутренней статистики ресурса и данных сайта госзакупок. Помимо этого, при составлении отчета специалисты компании использовали информацию о гарантиях, выданных Совкомбанком, который владеет ресурсом Fintender.ru. (16+)

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/149651-podvodnye-kamni-goszakupok-poshagovaya-instrukciya-dlya-nachinayuschih-postavschikov

Подводные камни заключения госконтракта для поставщика | Контур.Закупки

"""Подводные камни"" Госконтракта"

Известная пословица гласит: прежде чем зайти, подумай как выйти. Это в полной мере относится к участию в процедуре определения поставщика по 44-ФЗ.

Ведь если при подготовке обычной сделки сторона может отказаться от подписания соглашения, то в госзакупках все совсем не так. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не прослыть «уклонистом», рекомендуем заранее подготовиться.

Напомним о том, на какие подводные камни может наткнуться будущий исполнитель контракта при его подписании на ЭТП.

Сильное падение цены

Мы уже неоднократно касались антидемпинговых мер, которые выражаются в дополнительном обеспечения исполнения контракта, если в ходе торгов цена снижается более, чем на четверть от начальной. Но поскольку именно это является основной неожиданностью для поставщиков-новичков, остановимся на этом еще раз и более подробно.

Итак, при снижении в конкурсах и аукционах стоимости контракта на 25% и более от НМЦК действуют антидемпинговые меры:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Если НМЦК до 15 млн рублей включительно, то работает  положение части 2 статьи 37 закона. В этом случае победитель должен либо предоставить повышенное обеспечение — в 1,5 раза больше заявленного заказчиком, либо подтвердить свою добросовестность данными из реестра контрактов о благополучно исполненных обязательствах.
  2. Если НМЦК более 15 млн рублей, действует норма части 1 статьи 37 закона 44-ФЗ. В таком случае принимается только полуторное обеспечение.
  3. Если объектом контракта являются товары, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения (продукты питания, средства для скорой медпомощи, медикаменты, топливо), то наряду с упомянутыми выше требованиями победитель обязан предоставить обоснование цены контракта. Это может быть, например, гарантийное письмо от производителя, в котором будет указано количество поставляемого товара и его цена. Также допустимы другие документы, которые подтвердят, что у поставщика имеется объект закупки либо он может его получить и поставить заказчику госконтракта по заявленной цене.

Сложности с банковской гарантией

Наряду с обеспечением контракта денежными средствами, поставщик может предоставить банковскую гарантию. Это удобно, поскольку не требует изъятия оборотных средств. Но иногда поставщики оставляют этот вопрос «на потом», что в итоге приводит к неподписанию контракта в установленный срок.

Собираясь обеспечить контракт банковской гарантией, поставщикам следует помнить:

  1. Банк-гарант должен входить в перечень, утвержденный Минфином. Этот список периодически пересматривается, поэтому в интересах поставщика свериться с ним перед выбором кредитной организации. Найти его можно на сайте Минфина.
  2. Гарантия должна соответствовать требованиям, изложенным в части 2 статьи 45 закона 44-ФЗ. Требований довольно много, в том числе безотзывность гарантии, наличие положений о выплате неустойки, сроке действия, перечня обязательств, ненадлежащее исполнение которых покрывается гарантией, и другие. Не стоит уповать на то, что в банке знают все тонкости составления гарантии по госзаказу. Ведь если какие-то положения указанной нормы закона не будут исполнены, проблемы возникнут у поставщика, а не у банка. Поэтому настоятельно рекомендуется изучить нормы статьи 45 и всякий раз сверяться с ними, получая банковскую гарантию.
  3. У заказчика есть право не принять гарантию по следующим основаниям:
    1. Данные о ней отсутствуют в реестре банковских гарантий. Это бывает, если по незнанию поставщик обратился не в уполномоченный банк, а в сомнительное учреждение. Либо по какой-то причине банк не направил информацию о гарантии в реестр. Поэтому прежде чем направлять гарантию заказчику, следует свериться с реестром банковских гарантий самостоятельно.
    2. Несоответствие БГ условиям статьи 45, а точнее, ее частей 2 и 3. Как этого не допустить, мы написали чуть выше.
    3. Несоответствие гарантии тем требованиям, которые заказчик указал в извещении и документации закупки либо проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком. Тут решение одно — заранее сверить требования документации и положения БГ.

Заключение электронного контракта

Этот раздел статьи будет интересен не только новичкам, но и бывалым поставщикам, поскольку введен новый порядок заключения контрактов для любых процедур, которые будут проводиться в электронной форме. В новой редакции 44-ФЗ эти положения содержатся в статье 83.2:

  1. Заказчик размещает проект контракта в течение 5 дней после публикации итогового протокола закупки.
  2. В течение следующих 5 дней победитель проверяет контракт. Если в нем найдены ошибки и неточности, формируется протокол разногласий.

    Обратите внимание, что повторно подать протокол по новым правилам победитель не может — документ подается только 1 раз.

    Если же в контракте все в порядке, то следует переходить к пункту 4.

  3. При подаче поставщиком протокола разногласий заказчик в течение 3 рабочих дней размещает исправленный проект контракта (если замечания победителя были обоснованы) либо старый проект и документ, поясняющий отказ от исправлений.
  4. Победитель в течение 5 дней подписывает проект усиленной электронной подписью. В тот же срок он размещает документ, подтверждающий выполнение требования об обеспечении исполнения контракта.
  5. Заказчик подписывает контракт и размещает его в течение 3 рабочих дней. С этого момента он считается заключенным.

При этом контракт может быть заключен не ранее, чем:

  • через 7 дней с даты размещения итогового протокола при проведении запроса котировок или предложений в электронной форме;
  • через 10 дней с даты размещения итогового протокола при других электронных процедурах.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/podvodnye-kamni-zaklyucheniya-goskontrakta-dlya-postavshhika/

5 главных проблем при участии в госзакупках | Rusbase

"""Подводные камни"" Госконтракта"

Это B2G (Business To Government), или рынок госзакупок.

Честно скажу, сам я не сторонник ориентации исключительно на этот сегмент: в реальных условиях компании, работающие с бюджетной сферой, подстраиваются под требования конкретного заказчика, а не под рынок в целом. Стараются выиграть ценовую борьбу в ущерб качеству и зачастую из профессиональных производителей и предпринимателей превращаются в профессиональных участников «госторгов».

Но и вовсе отказываться от B2G не стоит: бизнес должен искать клиентов везде, где они есть!

Ни одно направление продаж не породило столько мифов, сколько B2G. Хотя, казалось бы, чего проще – есть множество сайтов госзакупок, есть законодательство. И, что самое важное, есть заказчики с понятным и прозрачным бюджетом.

Так почему же коммерческие поставщики неохотно работают в этой сфере и тратят рекламные бюджеты на работу с B2C и B2B? Проблем несколько.

Проблема №1: «Непонятно, с чего начать»

Открытые конкурсы, аукционы, запросы котировок и прочие не знакомые простому человеку термины. Несколько крупных площадок, в названиях которых так или иначе фигурируют госзакупки. Пухлые брошюры с кратким и не очень изложением федерального законодательства в этой области.

Объем новой информации вгоняет в ступор, изучение специфики откладывается на завтра, на понедельник, на следующий квартал. А в следующем квартале владельцы компаний снова «дрючат» своих сотрудников и требуют от них увеличения продаж…

Ну что же, для тех, кто, как и я, исповедует принцип «решили – сделали», привожу краткую и простую инструкцию, с чего начать работу с госзакупками:

1. Скачайте Федеральные законы № 44 и 223 с последними изменениями за 2016 год. Читайте каждый день – отныне это ваша любимая книга.

2. Из прочитанного выделите главное: вас, как поставщика, прежде всего интересуют следующие формы закупок:

  • открытые конкурсы (работают как в электронном, так и в «оффлайновом» варианте; выбор поставщика осуществляется по нескольким функциональным критериям; цена в данном случае не является главным критерием);
  • запросы котировок (основной критерий выбора поставщика – цена, по остальным критериям поставщик должен соответствовать требованиям документации);
  • открытый аукцион в электронном виде (наиболее распространенный вид закупок для госучреждений, при котором назначается заказчик назначает стартовую цену, а поставщики, конкурируя между собой, предлагают минимальную возможную для себя цену).

3. Получите ЭЦП (электронную цифровую подпись) для госзаказа. Работать с госучреждениями без ЭЦП нельзя!

4. Зайдите на сайт zakupki.gov.ru. С 2016 года это Единая информационная система (ЕИС) в сфере госзакупок. Правда, пока через ЕИС нельзя подать заявку на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и получить окончательное предложение. Полный функционал будет доступен не позднее 1 января 2017 года (по крайней мере, этот срок указан в ч. 5 статьи 112 44-ФЗ).

Сейчас на сайте можно  найти заказы по специфике деятельности вашей организации и список сайтов, на которых проводятся электронные аукционы. Список, кстати, совсем небольшой, так что не запутаетесь:

5. Зарегистрируйтесь на ВСЕХ перечисленных электронных площадках.

6. Ищите заказы в своей отрасли, изучайте условия контракта и подавайте заявки! Заявки заполняйте внимательно: за несоответствие требованиям документации или закону ее могут отклонить.

Все просто, как вы видите.

Но наверняка, если бы проблемы при работе с госзакупками сводились к изучению короткой инструкции, эту статью мне писать бы не пришлось. Давайте теперь поговорим о других причинах, по которым малый и средний бизнес неуютно себя чувствует в госзакупках.

Проблема №2: «Где взять деньги, чтобы заработать деньги»

Чтобы принять участие в торгах на электронных площадках вы должны внести деньги для обеспечения заявки на участие, а если победите, — то и для исполнения контракта по этому заказу, в случае если требование обеспечения указано в документации.

К тому же, госучреждения используют метод постоплаты при работе с коммерческими компаниями. В итоге до момента получения «живых денег» поставщик едва сводит концы с концами, а многие и вовсе отказываются от исполнения контрактных обязательств из-за угрозы разорения и… переходят в список неблагонадежных исполнителей.

Этот существенный нюанс останавливает многих.

Например, генеральный директор компании «Успешные проекты» Илья Казарин считает, что у малого и среднего бизнеса практически нет возможностей для обеспечения контракта.

Его компания иногда принимает участие в госзакупках, внимательно изучая тендеры на предмет «подвоха», чтобы понять, реально ли вообще выиграть тот или иной тендер.

Подробнее о своем опыте Илья рассказал в эфире моей авторской программы «Макрономика – среда обитания бизнеса» на радио «Комсомольская правда».

Где взять деньги – эту проблему каждый бизнес решает по-своему: у кого-то есть значительные оборотные средства, а кто-то получает коммерческий кредит в банке. Во втором случае советую вам обратить внимание на два нюанса, которые помогут вам сэкономить если не деньги, то хотя бы время на получение кредита.

  1. Специальные банковские продукты для участников госзакупок. Некоторые финансовые организации специализируются на таких продуктах: в них вы можете получить необходимые средства как на участие в тендере, так и на обеспечение контрактных обязательств.
  2. Государственные гарантии. Федеральные и региональные агентства поддержки бизнеса могут предоставить свои гарантии и способствовать выдаче кредита в банке.

Проблема №3: «Некомпетентность заказчиков»

Далеко не все представители госучреждений берут на себя труд изучить рынок, специфику заказываемой продукции и цены на нее. В результате зачастую условия конкурсов больше подходят посредникам, а не прямым поставщикам, которые могли бы предложить свои товары по гораздо меньшей цене.

Ольга Косец, руководитель швейного производства «Софиано» жалуется:

«Для меня и моих сотрудников самым сложным оказался поиск заказов, которые мы сможем выполнить.

Даже небольшие заказы сформированы таким образом, что мы не всё можем выполнить самостоятельно и будем вынуждены обращаться к другим компаниям по поставке части изделий.

Например, в закупке постельного белья для городской больницы среди наволочек и простыней числятся подушки, одеяла шерстяные и фланелевые, а также полотенца.

Очевидно, что при формировании закупки не учитываются возможности производителей. Прямого доступа к государственным заказам реальным производителям без этих нюансов еще долго не видать. Именно поэтому до сих пор на сайтах госзакупок промышляют в основном посредники, у которых штат обученного персонала, начиная от менеджеров и заканчивая юристами по сопровождению контракта.

Самостоятельно они ничего не производят, но умело пользуются доступными открытыми данными компаний и имеют приличную маржу на сделках. Зачастую она превышает прибыль самих производителей товаров или прямых поставщиков».

Некомпетентность заказчика может проявляться и в расчете стоимости тендера.

Вместо того, чтобы вникнуть в специфику отрасли, разобраться в ценообразовании, горе-заказчик из бюджетной сферы набирает в поисковике запрос «купить мыло / веревку / табурет / все что угодно» и, увидев первое же рекламное объявление вроде «Только сегодня! Супер-скидки! 99 рублей за комплект из веревки, мыла и табуретки!», на его основе прописывает условия тендера. Ну и какую цену он заложит в тендер? Представляете?!

Проблема некомпетентности заказчика на самом деле глубже. Необоснованно низкие цены в условиях тендера на самом деле поощряют серые схемы ведения бизнеса. Приведу наглядный пример.

Сколько стоит сделать простенький сайт-визитку?

Давайте посчитаем: для создания сайта требуется труд дизайнера, верстальщика и программиста. Работодатель, кроме заработной платы, несет и другие расходы – аренда офиса, соцвзносы, налоги и так далее. Так что, даже при самых скромных расценках, если веб-студия работает «в белую», себестоимость сайта начинается от 100 тысяч рублей.

Эту сумму сама же веб-студия может существенно снизить, если начнет работать «в черную» или хотя бы «в серую».

Еще ниже себестоимость создания сайта у фрилансера, который «соберет» вам сайт на бесплатном движке, а при первых же технических проблемах попросту перестанет выходить на связь. Зато в его профиле на всевозможных сервисах для фрилансеров будет красоваться гордая надпись: «Создание сайтов от 10 тысяч рублей! В срок от 1 до 3 дней!».

К счастью, госзаказчики не могут работать с фрилансерами. Но могут заказать товар или услугу компании, которая экономит на налогах и поэтому предлагает более низкую цену. А страдают в итоге наиболее законопослушные и честные представители бизнеса!

Проблема №4: «Конкуренция с недобросовестными поставщиками»

Конечно же вы – честный человек, а ваша компания – добросовестный исполнитель. Если уж вы взяли на себя обязательства перед государством, то в лепешку расшибетесь, квартиру свою заложите, сотрудников продадите в рабство, но условия контракта выполните.

К сожалению (или к счастью для непроданных в рабство сотрудников), так поступают не все. Некоторые компании в погоне за желанным госконтрактом снижают сумму контракта ниже себестоимости. В итоге они конечно выигрывают конкурс, оставив с носом вас и других добросовестных конкурентов.

Смогут ли они выполнить свои обязательства перед заказчиком? Вряд ли. Что заставляет их так поступать, мне не понятно. Извечный русский авось, неумение считать или еще какие-то причины, но факт остается фактом –  в проигрыше оказываются все: добросовестные поставщики, государственный заказчик и все мы – граждане, для нужд которых и работают госучреждения.

Проблема №5: «Коррупция»

Даже неудобно как-то об этом говорить, но есть, так сказать, отдельные в нашей стране случаи коррупции. Чтобы не нарваться на обвинения в клевете на конкретных чиновников, приведу только описания общих ситуаций.

Например, в аукционной документации могут быть указаны следующие требования:

  • Максимальный линейный размер поры или шлакового включения – не более 1,5 мм
  • Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла – не менее 42 кгс/мм2
  • Минимальная температура, при которой ударная вязкость металла шва и наплавленного металла аH45 (при испытании образцов типа IX) не менее 35 кгсхм/см2 – не более 20

Если вы думаете, что это требования к конструкции ядерного реактора, то я вас разочарую. Это всего лишь требования к электродам, применяемым при реконструкции сквера… Понятно: когда заказчик выставляет такие условия, он рассчитывает на какого-то определенного исполнителя, целиком и полностью выполняющего эти условия. Правда, доказать это очень сложно.

Что же делать?

Не участвовать в госзакупках? Вовсе нет! Несмотря на все сложности, рынок государственных заказов остается интересным и перспективным.

Так, всего за 6 месяцев 2015 года через сайт госзакупок прошло 2,5 млн заявок на общую сумму 9,5 трлн рублей. За последний год на сайте зафиксировано почти 250 тысяч покупателей.

Большинство заказов сравнительно не большие: от 1 до 10 млн рублей, то есть как раз для малого и среднего бизнеса.

Если вы чувствуете, что вам по силам выиграть конкурс и получить заказ, смело участвуйте! Не бойтесь бороться за свои права и указывать на необоснованные требования заказчиков. Разобраться в ситуации и поддержать вас могут как общественные, так и государственные организации:

  • Корпорация МСП – структура, специально созданная для того, чтобы защищать права малого и среднего бизнеса;
  • Общероссийский Народный Фронт – общественная организация, занимающаяся проверкой действий чиновников;
  • Вышестоящие для каждого непосредственного заказчика организации;
  • Прокуратура – как последний аргумент.

По всем этим адресам вы можете обратиться, если считаете, что ваши права, как исполнителя, ущемляются заказчиком. Но надеюсь, что этот пункт моей статьи вам никогда не пригодится.

Удачной работы в B2G!

Фото на обложке: Pixabay

Материалы по теме:

5 шагов IT-бизнеса в госзакупках

Источник: https://rb.ru/opinion/b2g-problems/

Госзакупки: махинации, особенности и подводные камни

"""Подводные камни"" Госконтракта"

Мы много участвуем в госзакупках (котировки, аукционы) на поставку программного обеспечения для ЭВМ. Выигрывать получается с первого раза, но если много участников, величина прибыли по поставке значительно уменьшается.

Хочу заметить, что необходимо учитывать тот факт, что электронные торговые площадки берут около 3 000 руб. с победителя аукциона. Практикуются и жульнические схемы. Наиболее распространенная на котировках — когда участвуют два якобы «разных» участника, один с ценой чуть ниже, чем у второго.

В электронных аукционах неугодных участников отстраняют на втором этапе из-за незначительной ошибки в документации.

В нашей сфере практически все конкурсы инициируются и готовятся (предпродажная подготовка, подготовка ТЗ) конкретными участниками. Естественно, если компания работала над поставкой не один месяц, то очень хочет получить контракт.

Первый совет новичкам, которые приняли решение дать развитие тендерному направлению в своей компании: оцените рентабельность данного мероприятия.

Организация отдела, который будет составлять предложения для формирования тендера, а также дальнейшее обучение таких специалистов обязательно влетит в копеечку.

Если же вы менеджер-энтузиаст или владелец бизнеса и решили вникнуть в суть и самостоятельно разобраться, как проводится тендер на закупку продуктов или услуг, принимайтесь за штудирование федеральных законов, регулирующих проведение закупки, так как это основа, знание которой существенно облегчит вам жизнь. 

Мы работаем на IT-рынке более 20 лет, и все эти годы контракты для госзаказчиков были одним из приоритетов развития бизнеса компании. Мы работаем с такими ведомствами, как ФМС России, Пенсионный фонд, Казначейство, Росреестр.

В 2014 году доля проектов для госсектора составила 25% от нашего общего оборота.

С учетом того, что электронные аукционы были введены в 2011 году Федеральным законом 94-ФЗ, на основании которого все тендеры проводили госзаказчики, в электронных аукционах нам приходилось участвовать с самого начала их появления.

«Подводных камней» при участии в них всегда хватало: что-то было связано с электронными площадками, что-то с действиями заказчиков, а что-то зависело от человеческого фактора с нашей стороны. В последнее время все трудности, которые связаны с технической стороной вопроса, постепенно уходят.

С введением закона 44-ФЗ доступ к аукционам не изменился, потому что каждый закон можно трактовать двояко. Например, в данном законе есть статья 33.

Если кратко ее описать, то выглядит она так: заказчик должен в документации описать все требования к продукту закупки и не указывать конкретное наименование продукта, но если ему нужна совместимость с имеющимся оборудованием, то пожалуйста.

Этим заказчики часто  пренебрегают и подтягивают под эту двойственную трактовку закона все подряд: программное обеспечение, аппаратные средства. Так что изменения в законе несколько меняют принципы работы, сроки и толкование отдельных действий заказчиков и исполнителей. 

Чаще всего «подводным камнем» являются сроки, которые в электронном аукционе играют основную роль, так как ими регламентированы все действия, включая срок подачи и рассмотрения заявок, срок заключения контракта и предоставления обеспечения.

Когда компания участвует в небольшом количестве аукционов, эти сроки легко учитывать и предугадывать, но когда их десятки, то все приходится держать в графиках и календаре важных дел, так как даже единственный пропущенный день может стать критичным.

Практики побед много, в том числе и с первого раза. Бывало, что на тендер не приходили другие участники или наше ценовое предложение становилось лучшим. Но недавно мы проиграли из-за того, что в конкурсную документацию вложили не ту лицензию, просто потому, что сотрудник, собиравший документы, перепутал одну лицензию с другой.

Перед участием в тендерах мы оцениваем риски, в том числе учитываем практику заключения контрактов заказчика прежних лет, анализируем возможность победы и принимаем решение, идти на тендер или нет.

Конечно, случаются и форс-мажорные ситуации, и в таких ситуациях часто виноваты рейдерские фирмы, которые не имеют ни опыта, ни возможностей исполнения условий тендера и выходят на торги с надеждой «договориться». 

Вячеслав Тертус, руководитель компании DELUS LLC

Наша компания «Деловые услуги» из Севастополя только осваивается на рынке госзакупок. Первое, с чем мы столкнулись, — неимоверные сложности по настройке ПО для работы с торговыми площадками. Настроить компьютер может или специалист, или жутко упрямый и целеустремленный человек.

Первый опыт был неудачным. Во-первых, закупка услуг, которые мы оказываем, была у единственного поставщика, хотя имеется активный рынок по закупавшимся услугам. Сама закупка сопровождалась многочисленными нарушениями российского и местного законодательства.

Ввиду многочисленных нарушений мы направили нашу жалобу в Крымское УФАС, но ее не стали рассматривать по существу и переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик.

Изучение вопроса обжалования бездействия Крымского УФАС в вышестоящий орган видится бесперспективным, так как законодательного механизма досудебного обжалования бездействия УФАС просто нет.

Мои друзья пробовали работать с госзакупками и столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку предполагается поставка товара в течение трех дней с даты заключения контракта.

Нужно понимать, что логистика поставок Крыма полностью зависит от работы Керченской переправы и погоды, а в случае неудачи можно попасть в число ненадежных поставщиков.

Пока попасть в число поставщиков по госзакупкам никому из моих знакомых не удалось.

Валентина Болкунова, специалист отдела банковских гарантий управления кредитования Банка расчетов и сбережений

Банковскую гарантию на 500 000 руб. получить сложнее, чем кредит на 3 млн руб. При рассмотрении вопроса о выдаче банковской гарантии имеется ряд стоп-факторов, таких как отсутствие у потенциального клиента опыта исполнения госконтрактов, наличие потенциального клиента в реестре недобросовестных поставщиков. Все это делает получение банковской гарантии невозможным.

Введение порядка реструктуризации задолженностей перед коммерческими банками позитивно повлияет на снижение рисков потери банками ликвидности в связи с исполнением требований по банковским гарантиям в крупном размере.

Предоставляя банковскую гарантию заявителю, банк-гарант за принятые на себя риски получает соответствующее вознаграждение. В сложившейся экономической ситуации в стране риски неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) госконтракта увеличились. Конечно, любое повышение цен все воспринимают болезненно.

В свою очередь, для предпринимателей размещение депозита в качестве гарантирования исполнения госконтрактов бывает не всегда удобным, например, если у них нет возможности вывести необходимую сумму из оборотного капитала. В связи с этим предприниматели не одобряют повышение тарифов на банковские гарантии. 

Тем не менее анализ рынка банковских гарантий показывает, что для добросовестных компаний с адекватным опытом работы тарифы на банковские гарантии не изменились.

Безусловно, отсутствие обеспечения повышает тарифы на гарантию для покрытия возможных рисков. Поэтому с новым потенциальным клиентом согласовывается повышенная комиссия за выдачу гарантии или внесение обеспечения.

К сожалению, введение Единого реестра банковских гарантий в соответствии с 44-ФЗ с 01.04.2014 г. сократило, но не обеспечило полное отсутствие поддельных гарантий. Мошенникам удается получать ключи к личным кабинетам банков и размещать поддельные банковские гарантии в самом реестре банковских гарантий.

При выдаче гарантии банки проверяют финансовое положение компании, ее опыт исполнения госконтрактов, в том числе опыт, аналогичный тому, что требуется в данном тендере. Проверяется и кредитная история, участие в судебных разбирательствах.

То есть здесь работают сразу три службы банка: безопасности, кредитная и рисковики. Результатом этого стало отмечаемое всеми экспертами сокращение числа участников гостендеров и рост случаев демпинга на этом рынке.

Компании, не готовые пройти банковскую проверку, больше не рискуют участвовать в тендерах.

Антон Толмачев, управляющий партнер компании «ЮрПартнерЪ»

Рынок госзакупок в последнее время сильно изменился. Сейчас значительно возросла доступность участия в конкурсах. Информационное обеспечение позволяет легко находить необходимые конкурсы, к тому же усилился общественный контроль — теперь организации и граждане уже на этапе размещения документации влияют на ситуацию, когда условия допуска и участия явно необоснованные. 

Остается проблема честности проводимых конкурсов. Очень часто они проводятся «под конкретного исполнителя», и вся процедура закупки напоминает ширму.

Разрабатываются условия, наиболее подходящие под конкретного участника. Все проведено по правилам, но фактически победителем является участник, который предполагался изначально. Также встречаются схемы, при которых участники идут в конкурсы группой, создавая видимость борьбы, но на самом деле сговариваются, то есть победитель известен заранее.

Отдельной проблемой является включение в требования к участникам конкурса субъективных критериев. По таким критериям заказчик оценивает квалификацию участника исходя из своих убеждений, в этом случае проверить и как-либо оспорить результаты практически невозможно.

На нашем опыте мы столкнулись со всеми этими проблемами. Например, ряд однотипных тендеров был, очевидно, подготовлен для определенного участника, а некоторые критерии оценивались заказчиком субъективно.

В результате именно этот участник и выиграл все эти тендеры.

Мы вместе с другими участниками обратились в антимонопольную службу, в результате подавляющее большинство из них было признано соответствующими законодательству, так как оценка субъективных критериев не входит в полномочия антимонопольной службы.

Андрей Медведев, соучредитель и генеральный директор компании «Промышленные силовые машины»

Мы начали участвовать в государственных тендерах в 2006 году. За девять лет очень многое изменилось — и в законодательстве, и в закупочных процедурах. Конечно, наличие электронных площадок упрощает доступ компаний к конкурсам. Раньше везде нужно было личное присутствие.

В 2007 году нашему специалисту пришлось ехать на тендер в какое-то село в Мурманской области. Он уже сел в поезд, когда оказалось, что организаторы неправильно оформили документы, и тендер отменен. С электронными торгами таких ситуаций быть не может.

К тому же появились агрегаторы, которые делают подборку тендеров по заданной теме, так что вы видите все торги, которые ведутся по вашей продукции.

С точки зрения документации все абсолютно прозрачно: перечень необходимых документов регламентирован законом.

В заявке всегда две части: в первой должно содержаться согласие участника на поставку товара и техническая информация о продукции в соответствии с техзаданием, во второй — сведения о компании и документы, подтверждающие соответствие требованиям российского законодательства.

Запрашивать дополнительные сведения закупщики не имеют права, так что при подготовке заявки просто нужно быть очень внимательными и проверять ваши документы на соответствие указанным в тендере критериям.

Существует несколько финансовых аспектов. Во-первых, обеспечение заявки: по закону поставщик должен внести обеспечительный платеж в размере от 0,5 до 5% от максимальной цены контракта для подтверждения участия в аукционе. Эту сумму можно положить на счет закупщика либо подтвердить банковской гарантией.

Мы несколько раз сталкивались с попыткой мошенничества на этой почве. Выглядит это так: закупщик пишет, что в обеспечение заявки принимается только денежный платеж. Участники переводят средства на счет закупщика, а он пропадает. У нас такие конкурсы сразу вызывают сомнение, поэтому мы в них не участвуем.

Второй финансовый момент — обеспечение исполнения контракта. Здесь уже более серьезная сумма — 5-30% от суммы договора. И срок предоставления обеспечительного платежа — всего пять дней. Так что если вы выиграли аукцион, нужно быть готовым оперативно оформить банковскую гарантию.

Казалось бы, такие условия подходят только для крупных игроков, а малый и средний бизнес остается за бортом. Однако на нашем рынке мы наблюдаем другую картину — выигрывает тот, у кого самый дешевый продукт. В нашем оборудовании это означает засилье поставщиков плохой китайской техники.

Они, как правило, совершенно не заботятся ни о клиентах, ни о сохранении собственного доброго имени. Поэтому периодически не выполняют условия контракта, попадают в черный список, а затем меняют юрлицо и снова идут на торги.

При этом качество продукции и услуг, которые они поставляют по гостендерам, крайне низкое. Ведь качество — сложно измеряемая величина,  описать его параметры в техзадании практически невозможно.

Вот и получается, что все оборудование рассматривается как аналог, независимо от того, как и из каких комплектующих оно сделано и отвечает ли кто-то за его работоспособность.

Бывают и откровенные подлоги: недобросовестные поставщики просто переписывают характеристики оборудования, указанные в ТЗ, хотя на деле их машины этим характеристикам не соответствуют. Закупщики, в свою очередь, не всегда обладают достаточными знаниями о технике и боятся претензий со стороны ФАС, поэтому не отклоняют таких поставщиков.

В итоге выигрывает сомнительный продукт, предложенный по минимальной цене. Реальная техническая приемка оборудования проводится на месте, и это открывает возможности для мошенничества. Именно поэтому последние два года мы практически не играем в гостендерах. В корпоративных закупках по 223-ФЗ участвуем много, а вот все, что касается 44-ФЗ, проходит мимо.

Времени они отнимают много, а результата не дают.

Источник: https://kontur.ru/articles/2450

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: