Подтверждение реальности хозяйственных операций холдинговых структур

Содержание
  1. Признание компании выгодоприобретателем
  2. Компания «выгодоприобретатель»                                                                    
  3. Цепочка контрагентов
  4. О холдингах, проект федерального закона от 22 февраля 2002 года №99049555-2
  5. Статья 2. Понятие и условия создания холдинга
  6. Статья 3. Создание холдинга
  7. Статья 4. Ликвидация холдинга
  8. Статья 5. Договор о создании холдинга
  9. Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий
  10. Статья 7. Государственная регистрация холдингов
  11. Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга
  12. Статья 9. Управление в холдинге
  13. Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга
  14. Статья 11. Ответственность участников холдинга
  15. Статья 12. Заключительные и переходные положения
  16. Чек-лист аргументов в споре с налоговым органом
  17. Структурность позиции против формальных выводов инспекторов
  18. Реальность сделок
  19. Экономическая обоснованность работы с контрагентами
  20. Отсутствие у контрагентов первого звена признаков технических компаний

Признание компании выгодоприобретателем

Подтверждение реальности хозяйственных операций холдинговых структур

Булатова Евгения
«ТЕОРИЯ ПРАВА»

Большое количество компаний – в частности плательщики НДС, в ходе налоговых проверок признаются налоговыми органами, задействованными в схемах минимизации и уклонения от уплаты налогов.

Выявление и доказывание факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды – на сегодня один из самых актуальных административных видов деятельности.

С целью выявления и установления факта получения тем или иным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, на практике довольно часто возникает необходимость проследить всю цепочку взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами, что не всегда удается налоговикам в рамках обычных камеральных и выездных налоговых проверок в отношении конкретных налогоплательщиков. Необоснованной налоговой выгодой признается выгода налогоплательщика, которую он подтверждает документами по операциям, фиктивно созданным или экономически заниженным, с целью сэкономить на налогах.

Компания «выгодоприобретатель»                                                                    

Федеральным законом 18 июля 2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ», налоговый кодекс РФ был дополнен новой главой  12.1. «Налоговая выгода. Налоговый выгодоприобретатель. Налоговое расследование», в составе которой новая статья 79.1.

«Налоговая выгода и налоговый выгодоприобретатель», раскрывает понятие налогового выгодоприобретателя.  Указанные нововведения вступили в законную силу с 01 января 2018 года. Так, налоговый выгодоприобретатель – это лицо, фактически получившее налоговую выгоду.

Налоговым выгодоприобретателем признается в частности лицо, контролирующее фиктивную компанию, по крайней мере, пока не будет доказано иное.

Компания «транзитер»

Транзитные схемы, как правило, применяется налогоплательщиками с целью уклонения  от уплаты налогов. В более буквальном смысле «транзитные» компании используются налогоплательщиками в целях:

  • искусственного «наращивания» оборотов налогоплательщика;
  • обналичивания денежных средств;
  • минимизации налогооблагаемой базы.

Само распространенной транзитной схемой является заключение между компаниями договора поставки. Не менее распространенными в применении транзитных схем являются договоры на оказание услуг.

Суть заключается в том, что в таких фиктивных договорах сумма поставляемого товара или оказываемой услуги превышает реальную стоимость в несколько раз, а доход компании (денежная разница) выводится из-под налогообложения под видом расходов этой компании.

С целью сокрытия фиктивного характера той или иной операции (сделки), собственники «фирм-однодневок» создают целые цепочки юридических лиц (участников сделок), тем самым многократно прогоняя через них денежные средства.

Однако налоговые органы научились выявлять подобные схемы уклонения от уплаты налогов, создав для этого целые комиссии по убыткам, работа которых заключается в выявлении причин убыточности компаний, распутывая цепочки искусственно созданной хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Налогоплательщики в свою очередь тоже держат руку на пульсе, привлекая к участию номинальных участников и меняя компании.  Что касается так называемых «фирм-прокладок», то на определенном этапе схемы по так называемой «прогонке» денежных средств одна из них вдруг платит налог на добавленную стоимость (НДС) в бюджет и выбывает из этой цепочки. При транзитной схеме недобросовестные налогоплательщики платят налог не с суммы контракта (сделки), а с суммы ввезенного товара.

Цепочка контрагентов

Из разъяснений, содержащихся в Письме ФНС России от 16 августа 2017 года № СА-4-7/16152@ следует, что при доказывании фактов неисполнения или частичного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, а также при необоснованном получении налогового вычета, налоговым органам необходимо обеспечить получение доказательств, подтверждающих умышленное создание налогоплательщиком условий, направленных на получение налоговой выгоды. В частности, об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные налоговым органом факты юридической, экономической и иной подконтрольности налогоплательщика, в том числе факты взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику. Сюда же относятся факты проведения налогоплательщиком транзитных операций между налогоплательщиком и его взаимозависимыми или аффилированными лицами, либо через посредников, а также установленные налоговиками обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий проверяемого налогоплательщика с участниками его хозяйственной деятельности.

Источник: http://apgmag.com/priznanie-kompanii-vigodopriobretatelem/

О холдингах, проект федерального закона от 22 февраля 2002 года №99049555-2

Подтверждение реальности хозяйственных операций холдинговых структур

1.

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации холдингов.

2.

Законодательство Российской Федерации о холдингах состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.

Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, по отношению к холдингам, зарегистрированным и действующим на территории Российской Федерации, применяются правила международных договоров.

4. Особенности правового положения холдингов в сферах банковской и страховой деятельности могут устанавливаться соответствующими федеральными законами.

Статья 2. Понятие и условия создания холдинга

1.

Холдинг – совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами.

2.

Холдинговые отношения могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:

преобладающего участия одного хозяйственного общества или хозяйственного товарищества (головной компании) в уставном капитале другого хозяйственного общества, с оформлением путем внесения записей в реестр акционеров (записи по счету депо) или в устав участника холдинга о владении акциями (долями), обеспечивающими преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга, либо внесения записи в устав хозяйственного общества – участника холдинга о праве головной компании давать ему обязательные указания. Под преобладающим участием в капитале хозяйственного общества (участника холдинга) понимается владение головной компанией акциями (долями) в размере, позволяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества определять любые решения, принимаемые указанным хозяйственным обществом;

договора о создании холдинга между головной компанией и участниками холдинга или договора между головной компанией и участниками (учредителями, акционерами) других юридических лиц – участников холдинга;

решения собственников имущества, если все участники холдинга являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, и внесения соответствующих записей в уставы участников холдинга.

3.

Участник холдинга не может иметь преобладающего участия в уставном капитале головной компании. Участник холдинга (кроме головной компании) не может иметь преобладающего участия в уставном капитале другого участника (за исключением случаев возникновения холдинга в силу договора).

4. Дочерние хозяйственные общества головной компании входят в холдинг и могут выйти из холдинга только вместе с головной компанией.

Статья 3. Создание холдинга

1.

Холдинг образуется при возникновении между двумя и более его участниками холдинговых отношений при условиях, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

2.

Моментом возникновения холдинговых отношений считается:

внесение записи в реестр акционеров акционерного общества (запись по счету депо) о владении акционерами (участниками) акциями (долями), обеспечивающими им преобладающее участие в капитале участника холдинга;

вступление в силу соответствующего договора для холдингов, образованных в соответствии с договором;

внесение соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихся унитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственником имущества указанных предприятий.

3.

Головная компания и участник холдинга приобретают права и обязанности, вытекающие из холдинговых отношений (за исключением случаев возникновения холдинговых отношений в силу договора), с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе участника холдинга.

Внесение записи в устав участника холдинга осуществляется в течение 6 месяцев с момента приобретения головной компанией акций (долей), обеспечивающих преобладающее участие в уставном капитале участника холдинга.

Если в течение 6 месяцев не внесена запись в устав участника холдинга, холдинг считается созданным без данного участника.

Статья 4. Ликвидация холдинга

Ликвидация холдинга осуществляется в случае:

вступления в законную силу решения суда о признании недействительным договора о создании холдинга;

ликвидации головной компании или всех участников холдинга по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

отчуждения головной компанией всех пакетов акций, долей участников холдинга, обеспечивающих преобладающее участие в их капитале;

расторжения (прекращения) договора между участниками о создании холдинга;

прекращения договора между головной компанией и акционерами (участниками, товарищами) других юридических лиц – участников холдинга;

отмены решения (правового акта), принятого в пределах своей компетенции собственником имущества унитарного предприятия, если все участники холдинга являются унитарными предприятиями.

Статья 5. Договор о создании холдинга

1.

Договор о создании холдинга должен определять:

наименование холдинга;

цель создания холдинга и основные виды его деятельности;

порядок осуществления головной компанией функций управления холдингом;

обязательства участников холдинга по объединению их активов в целях обеспечения его деятельности;

срок действия договора;

условия вхождения в холдинг и выхода из холдинга;

порядок ликвидации холдинга;

иные установленные настоящим Федеральным законом положения.

2.

Договор между участниками договорного холдинга может содержать следующие положения:

включение расходов на содержание головной компании в части управления холдингом в себестоимость продукции (работ, услуг) участников холдинга;

передача части прибыли участников холдинга головной компании, в том числе в случае, если головная компания не участвует в уставном капитале участников холдинга;

согласие участников холдинга на приобретение холдингом статуса консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам.

3.

Договор о создании холдинга должен быть утвержден собранием акционеров или участников юридических лиц – участников холдинга, если иной порядок не установлен учредительными документами этих юридических лиц.

4. Иные условия договора о создании холдинга устанавливаются его участниками самостоятельно, исходя из специфики деятельности, целей и задач образуемого холдинга, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Холдинг с участием унитарных предприятий

Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами постольку, поскольку иное не установлено законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 7. Государственная регистрация холдингов

1.

Холдинги, приобретающие статус консолидированной группы налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам, подлежат государственной регистрации.

2.

Государственная регистрация холдингов, приобретающих статус консолидированной группы налогоплательщиков, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее – уполномоченный государственный орган). Уполномоченный государственный орган ведет единый банк данных – государственный реестр холдингов, содержащий все необходимые сведения о государственной регистрации холдингов.

Статья 8. Порядок государственной регистрации холдинга

1.

Порядок государственной регистрации холдинга устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.

Для осуществления государственной регистрации холдинга его головная компания представляет в уполномоченный государственный орган следующие документы:

заявку на регистрацию холдинга;

договор (договоры), на основании которого возникли холдинговые отношения (в случае возникновения холдинга в силу договора), или документы, подтверждающие преобладающее участие головной компании в уставном капитале других участников холдинга (в случае возникновения холдинга по данному основанию);

нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

справку из налогового органа об отсутствии задолженности головной компании по налогам и сборам за предшествующий налоговый период.

3.

В результате рассмотрения документов уполномоченный государственный орган в месячный срок принимает одно из следующих решений:

об отказе в государственной регистрации холдинга;

о государственной регистрации холдинга.

Не допускается отказ в государственной регистрации холдинга по мотивам нецелесообразности его создания.

4. Государственная регистрация холдинга подтверждается выдачей головной компании свидетельства установленного образца. Государственная регистрация холдинга дает право головной компании на обращение в соответствующий налоговый орган для перевода всех участников холдинга на консолидированную налоговую обязанность.

5. Отказ в государственной регистрации холдинга может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Управление в холдинге

1.

Управление в холдинге осуществляется головной компанией.

2.

Управление в холдинге – осуществление головной компанией действий по управлению собственностью, контрольными пакетами акций (долей), инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельностью юридических лиц, входящих в холдинг, а также иных предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации действий.

3.

Головная компания имеет право на:

проведение единой инвестиционной, технологической, производственно-хозяйственной, финансовой и научно-технической политики холдинга;

утверждение планов перспективного производственного и социального развития холдинга;

определение основных технико-экономических показателей производственной деятельности холдинга;

определение направлений использования прибыли и других финансовых источников участников холдинга;

представление отчетности об итогах финансово-хозяйственной деятельности холдинга в порядке, установленном законодательством;

утверждение форм отчетности, отражающих производственно-хозяйственную деятельность участников холдинга.

Статья 10. Консолидированные учет и отчетность холдинга

1.

В случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, договором о создании холдинга, участники холдинга могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков, а также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс холдинга.

2.

Холдинг может быть признан консолидированной группой налогоплательщиков по федеральным налогам и сборам на основании заявления головной компании в соответствующий налоговый орган. Холдинги, возникающие в силу договора, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков не ранее чем через год после вступления в силу договора.

3.

Консолидация налоговой обязанности по региональным налогам и сборам осуществляется для участников холдинга, имеющих местонахождение на территории одного субъекта Российской Федерации.

4. Признание холдинга консолидированной группой налогоплательщиков, а также особенности налогообложения операций между участниками холдинга устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. Ведение сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса холдинга осуществляется головной компанией по месту ее государственной регистрации. Ответственность за ведение консолидированных учета и отчетности перед государственными органами несет головная компания.

Статья 11. Ответственность участников холдинга

1.

Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании.

2.

Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.

3.

В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.

4. Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.

Статья 12. Заключительные и переходные положения

1.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2.

Впредь до принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих порядок государственной регистрации холдингов, их государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О финансово-промышленных группах”, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3.

Учредительные документы юридических лиц, входящих в холдинги, созданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее шести месяцев со дня его официального опубликования.

4. До принятия федерального закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в холдингах регулируется указами Президента Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

ПрезидентРоссийской Федерации

Москва, Кремль”___” ______ годаN ___     

     Текст документа сверен по:

рассылка

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901811275

Чек-лист аргументов в споре с налоговым органом

Подтверждение реальности хозяйственных операций холдинговых структур
Чек-листаргументов в споре с налоговым органом предлагает Анастасия Жукова, юрист, Юридическая Социальная Сеть «9111 РУ».Чек-лист аргументов в споре с налоговым органом

В отношении Вашей компании проведена выездная налоговая проверка.

Контролеры ставят под сомнение реальность сделок, обвиняют Вас в получении необоснованной налоговой выгоды. Доначислияют многомиллионные суммы.

Как оспорить решение налогового органа? Доказать, что все сделки экономически оправданы, контрагенты – реальные компании? Первый шаг – подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Если такая жалоба не сработает, подать иск в суд.

Как составить исковое заявление? На каких аргументах акцентрировать внимание суда? Разберемся далее.

Структурность позиции против формальных выводов инспекторов

Главное правило при подготовке иска – структурность позиции, ссылка на доказательства при изложении каждого довода, группировка аргументов, опровергающих каждый вывод контролеров.

Практика показывает, довольно часто налоговый орган использует формальный подход при доказывании факта получения компанией необоснованной налоговой выгоды. Большинство выводов в решении бездоказательны, основаны на предположениях, что недопустимо.

Все мероприятия налогового контроля инспекторы проводят по однотипной схеме:

  • Запрос документов по сделке у налогоплательщика и их анализ
  • Проверка контрагентов через федеральные информационные ресурсы
  • Анализ наличия у контрагентов собственных трудовых ресурсов и производственных мощностей, проверка адресов места нахождения контрагентов
  • Допросы руководителей, учредителей, сотрудников, как собственных, так и контрагентов
  • Анализ банковских выписок
  • Анализ контрагентов второго, третьего звеньев

В решении инспекторы часто один и тот же аргумент формулируют разными словами, ссылаются на него в разных частях решения. Или увеличивают объем решения включением в него протоколов допросов, которые, как правило, подтверждают один из выводов налоговиков.

Поэтому оспаривать необоснованное, на Ваш взгляд, решение, имея доказательства реальности сделок, целесообразно.

Итак, какие аргументы докажут реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами?

Реальность сделок

Реальность сделки доказывает ее овеществленный результат. К примеру, выполнение работ по договору подряда подтверждают возведенные строительные объекты. Закупку товара у спорного контрагента доказывают его дальнейшая поставка в адрес конечного покупателя, «следы» хранения данного товара на складах поставщика или покупателя.

Реальность сделки, обоснованность учета расходов при расчете налога на прибыль, принятия НДС к вычету подтверждают документы: договоры, товарные накладные, соглашения о договорной цене на выполнение работ, акты о приеме выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, счета-фактуры. Все документы должны быть подписаны налогоплательщиком и его контрагентами.

В качестве дополнительных доказательств осуществления финансово-хозяйственных операций в суд можно представить фотографии построенных объектов или письма от конечных потребителей товара, подтверждающие его закупку у налогоплательщика.

Экономическая обоснованность работы с контрагентами

Недостаточность собственных трудовых, материальных ресурсов, необходимость централизовать процессы поставки товаров доказывают необходимость привлечения контрагентов.

Экономическую целесообразность сотрудничества с контрагентами подтвердят:

  • Штатное расписание
  • Справки об отсутствии необходимых основных средств (выписка по Счету 01). Наличие специального оборудования для выполнения работ у подрядчика также обоснует целесообразность заключения с ним договора
  • Сведения о географии сделок. Для выполнения работ в конкретном регионе целесообразно привлекать подрядчиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории соответствующего региона. Это сокращает временные затраты на доставку специалистов на объект, транспортные расходы

Главное при выстраивании позиции и опровержении выводов контролеров доказать, что цель работы с выбранными контрагентами – получение дохода, минимизация затрат, оптимизация производственных, торговых процессов.

При изложении аргументов в подтверждение экономической обоснованности сделок со спорными контрагентами целесообразно ответить на вопрос: представил ли налоговый орган в материалы дела доказательства того, что налогоплательщик имел возможность выполнить все работы на объектах собственными силами или закупить товар напрямую, без привлечения спорных контрагентов.

Как правило, ответ – нет. Налоговые органы не производят в рамках контрольных мероприятий собственные расчеты трудозатрат налогоплательщика, не анализируют стоимость работ, не приводят альтернативные схемы поставки товара.

Важно помнить, ГК РФ закрепляют принцип свободы договора. Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно выбирают способы построения хозяйственных взаимоотношений с контрагентами. Пункт 3 статьи 54.

1 НК РФ дает налогоплательщику право самостоятельно выбирать способ осуществления предпринимательской деятельности, выстраивать хозяйственные отношения с контрагентами по своему усмотрению в целях получения экономического результата.

Главное условие – соответствие всех сделок требованиям закона.

Отсутствие у контрагентов первого звена признаков технических компаний

Практика показывает, в решении инспекторы, как правило, приводят стандартный перечень аргументов, якобы подтверждающих наличие у контрагентов налогоплательщика признаков недобросовестных организаций.

В частности, признаки «массовости» учредителей и руководителей, отсутствие у контрагента недвижимого имущества, транспортных средств, отсутствие платежей, присущих реальному ведению финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие компании по юридическому адресу.

Чтобы опровергнуть такие выводы контролеров, налогоплательщик сам должен проверить своего контрагента на признаки действующей компании.

Наличие хозяйственных расходов подтвердят платежи за аренду, установку бухгалтерских программ, канцелярские расходы.

Результаты осмотра адреса места нахождения контрагента через несколько лет после начала сотрудничества с налогоплательщиком не являются надлежащим доказательством. Такой осмотр не доказывает, что контрагент налогоплательщика в период их взаимоотношений не находился по юридическому адресу.

Часто контролеры в подтверждение наличия у спорного контрагента признаков технической компании указывают на факт прекращения деятельности в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a92892d5f4967f9cb19a7e7/cheklist-argumentov-v-spore-s-nalogovym-organom-5ed2f313444a3902ee6d43c0

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: