Отмена или снижение транспортного налога: за и против

Содержание
  1. Как уменьшить транспортный налог законными способами в 2020 году
  2. Что такое налог на транспорт
  3. Как рассчитывается ТН
  4. Как законно уменьшить ТН
  5. Снижение мощности двигателя
  6. Пересчет мощности
  7. Замена мотора на менее мощный
  8. О льготах
  9. Кто имеет право на льготы
  10. Регистрируем авто на льготника
  11. Регистрируемся в регионе с низкими ставками
  12. Как уменьшить период владения
  13. При продаже
  14. При сдаче в утиль
  15. Снижение налога на грузовую машину с помощью «Платона»
  16. Как не платить по закону
  17. Заключение
  18. Транспортный налог. Об этом стоит узнать: видео
  19. Отмена транспортного налога. Реально ли и чем заменят?
  20. Почему не отменяют транспортный налог в России?
  21. Чего хотят автомобилисты?
  22. Страсти по транспортному налогу: почему власти никак не могут его отменить
  23. Определимся с терминами
  24. О каких суммах идет речь
  25. Предвыборные страсти
  26. Почему мы слышим “четкое “нет”
  27. Транспортный налог надо отменить, и вот почему!
  28. Заменить/отменить
  29. Реформа? Нет, проформа..
  30. А как у них?

Как уменьшить транспортный налог законными способами в 2020 году

Отмена или снижение транспортного налога: за и против
Время чтения: 7 минут

Согласно Конституции оплата налогов является одной из основных обязанностей граждан. Но, например, величина дорожного сбора зависит от многих факторов и не всегда нас устраивает. Сегодня мы разберемся, как уменьшить транспортный налог законным путем в 2020 году.

Что такое налог на транспорт

Транспортным налогом называется государственный ежегодно взимаемый сбор с владельцев зарегистрированных автотранспортных средств. Им облагаются автомобили, автобусы, мотоциклы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также воздушные и морские суда. Полный перечень налогоплательщиков определен ст. 357, а объектов налогообложения – ст. 358 НК РФ.

Базовая ставка определяется Налоговым кодексом, но окончательный размер платежа устанавливается местной законодательной властью.

ТН относится к региональным сборам, размер, сроки, порядок оплаты, отчётность и льготы по которому устанавливают законы субъектов РФ.

Налог поступает в местный бюджет. Его размер на местах может изменяться не более чем в 10 раз.

Как рассчитывается ТН

Для физических лиц транспортный налог рассчитывается налоговой инспекцией. При этом согласно ФЗ РФ №52 от 02.04.

2014 г «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты», если уведомления не приходят, физлица обязаны самостоятельно подавать сведения о приобретении ТС.

Как правило, информация о зарегистрированном транспорте передается в ФНС из ГИБДД в порядке межведомственного взаимодействия. Юрлица рассчитывают налог самостоятельно. Для тех и других используется специальная формула.

Основным критерием при расчете суммы дорожного сбора является мощность силовой установки. Учитывается также срок владения ТС и повышающий коэффициент, если он предусмотрен. Именно первая производная оказывает главное влияние на размер налога.

Рассчитанная сумма в рублях должна округляться до целого значения в большую сторону. На многих ресурсах доступны специальные калькуляторы, но важно не ошибиться с выбором исходных данных.

Также можно самостоятельно рассчитать транспортный налог.

Как законно уменьшить ТН

Мы бы не хотели давать информацию, как уйти от налога, ведь это противозаконно. Однако укажем на возможности по его снижению. Речь идет о:

  • изменении мощности двигателя;
  • использовании льгот;
  • регистрации в регионе с меньшими ставками;
  • уменьшении периода владения ТС;
  • своевременном снятии с учета авто.

Разрешенная оплата в рассрочку ТН не снизит, но распределит платежи по времени и таким образом снизит налоговую тяжесть. Если, по мнению автовладельца, налог рассчитан неправильно или не были учтены какие-то изменения в ТС, в налоговой службе можно потребовать перерасчет.

Читайте более подробную информацию о том, как снизить транспортный налог.

Снижение мощности двигателя

Вопрос, как снизить транспортный налог на автомобиль мощностью свыше 250 л. с., в большей мере касается собственников брендовых и люксовых авто, которых у нас на дорогах уже немало.

Как известно, ставка для легковых авто с движками за 250 «лошадок» возрастает вдвое. Да и владельцам моторов попроще тоже не хочется переплачивать.

И такая возможность у них есть, причем реализовать ее можно следующими способами:

  • пересчитать мощность;
  • заменить силовой агрегат.

Пересчет мощности

Этот вариант не всегда оправдан, не так прост в исполнении, как хотелось бы, да и затратный. Перед тем как снизить транспортный налог на авто, затеяв пересчет, нужно запросить разрешение в ГИБДД. Оно выдается на основании проверки документов и технических данных ТС на предмет соответствия предстоящим конструктивным изменениям.

С полученным разрешением необходимо обратиться в Учреждение технической экспертизы, которое выдаст заключение о возможности изменений.

Затем предстоит дефорсировать двигатель – снять турбину, если она есть, но вдруг стала лишней, выполнить чипирование ЭБУ или соответствующим образом модифицировать топливную систему.

Не стоит говорить, что заниматься этим должны лицензированные станции, располагающие хорошими стендами и измерительной аппаратурой.

Только после этого и задолго до того, как уменьшить налог на автомобиль, необходимо пройти процедуру верификации изменений в конструкции ТС. В институте НАМИ официально сделают замер и выдадут соответствующий документ, с которым можно отправляться в ГИБДД. На основании этих бумаг там оформят новые документы на автомобиль, с которыми следует направиться в налоговую для пересчета ТН.

Со временем мощность любого силового агрегата падает из-за износа. Можно обратиться в подразделение того же НАМИ с просьбой протестировать мотор.

Техническая экспертиза выявит износ, прогнозируемый остаток ресурса и фактическую мощность, которая будет зафиксирована документально.

 С заключением необходимо обратиться в ГИБДД, где внесут изменения в ПТС, останется лишь проконтролировать их принятие в налоговой.

Имеется еще одни вариант, как снизить налог на автомобиль. Если авто американское, стоит проверить, правильно ли в ПТС учтен перевод кВт в лошадиные силы. Если замечена ошибка, исправить данные будет легче, чем менять конструкцию.

Замена мотора на менее мощный

Не проще и процедура замены двигателя. Придется побегать по инстанциям, да и цена вопроса высокая. Если решение принято, алгоритм действий следующий:

  1. Покупка и монтаж ДВС.
  2. Экспертиза.
  3. Регистрация в ГИБДД.
  4. Внесение изменений в тариф в налоговой.

Двигатель может быть контрактным либо новым, но непременно должен соответствовать модели авто по требованиям производителя, а установка проводится силами сертифицированной мастерской.

О льготах

Льготы учитываются федеральные и региональные. Региональные власти ежегодно публикуют перечень ставок для различных категорий налогоплательщиков, среди которых много льготных.

Кто имеет право на льготы

От уплаты ТН освобождены инвалиды 1 и 2 группы, если их авто оборудованы соответствующим образом, получены через органы соцзащиты и имеют мощность до 100 л. с. включительно.

В двух регионах РФ в настоящее время автомобили с такими моторами налогом не облагаются – это Оренбургская область и Кабардино-Балкария (только в возрасте более 10 лет).

В остальных регионах дорожный сбор не платят за машины мощностью до 70 л. с. и находящиеся в розыске.

От налога освобождаются многодетные семьи (трое и более детей), Герои Советского Союза, Соцтруда, чернобыльцы, ликвидаторы последствий аварий и ядерных испытаний, резиденты особых экономических зон и некоторые другие категории лиц – как физических, так и юридических. Некоторые региональные власти дают такое право пенсионерам и собственникам авто, выпущенных в СССР или в РФ в определенные годы.

В субъектах Федерации применяются разные подходы к определению ставок в зависимости от мощности и типов силовых установок. Рекомендуется регулярно просматривать информацию на порталах местной налоговой службы – там всегда доступны свежие документы, устанавливающие льготы по транспортному налогу.

Регистрируем авто на льготника

На льготника имеет смысл оформить одно авто, поскольку сниженная ставка применяется только к одному ТС. Применяется стандартная процедура продажи или дарения, предусмотренная законодательством.

Информация о сделке купли-продажи может не сразу поступить в налоговую. Поэтому, перед тем как сэкономить на транспортном налоге, бывшему хозяину ТС необходимо обратиться в местное отделение ФНС и представить:

  • договор купли-продажи;
  • справку из ГИБДД о снятии с учета;
  • новое свидетельство о регистрации;
  • ПТС с информацией о новом владельце.

Стоит учесть, что авто на иностранной регистрации или в лизинге снять с учета не получится. Если появилась возможность воспользоваться льготой, которой раньше не было, последняя оформляется по заявлению в налоговую службу по месту прописки автовладельца.

Требуется два экземпляра, один их которых с пометкой о принятии нужно оставить себе.

В документе обязательно должны быть указаны:

  • паспортные данные нового льготника;
  • ИНН;
  • адрес регистрации и номер телефона;
  • данные ПТС;
  • данные документа, подтверждающего право на льготу.

Если статус позволяет пользоваться несколькими льготами, оформляется заявление только по одной из них.

Также рекомендуется отметить номера федеральных и региональных законов, на основании которых реализуется льгота. Если с момента возникновения права на льготу прошло менее трех лет, имеется шанс получить перерасчет ТН за этот срок. Соответствующее заявление рассматривается в течение десяти дней, а разница должна поступить на счет льготника не позже чем через 30 дней.

Регистрируемся в регионе с низкими ставками

Как мы уже отметили, ТН рассчитывается по ставкам, которые по регионам могут значительно отличаться. Если в соседнем налог заметно ниже, стоит задуматься над тем, чтобы прописаться там. Сразу оговоримся, что место регистрации автомобиля теперь не имеет значения.

В течение десяти суток после смены регистрации необходимо подать заявление в ГИБДД на изменение регистрационных данных. Придется оплатить пошлину за новые документы, зато потом можно оповестить местную налоговую о появлении еще одного плательщика. Правда, есть тут и минус – техосмотр придется проходить по месту регистрации авто.

Для юрлиц, имеющих в «выгодных» регионах и ОЭЗ филиалы, данный вариант решает проблемы оптимизации налогов коренным образом и широко используется нашими предпринимателями.

Как уменьшить период владения

Чтобы понять, как меньше платить за транспортный налог, нужно разобраться с понятием «период владения». На этот критерий стоимости ТН тоже можно повлиять. Если автомобиль находится во владении не полный год а, например, в течении нескольких месяцев, налог за этот год будет меньше.

Пока автомобиль не зарегистрирован, он не подлежит обложению налогом. Период владения определяется числом полных месяцев, но, если авто регистрируется после с 15 числа, весь месяц не учитывается.

И если есть возможность, скажем, зарегистрировать транспортное средство не 14, а 16 числа, то этим вполне можно воспользоваться. Тут есть место для маневра.

Разумеется, нужно помнить, что на регистрацию ТС дается всего 10 суток, и постоянно таким способом пользоваться невозможно да и много не сэкономишь.

Раз уж за снятое с учета авто платить не нужно, то при возможности этим нужно пользоваться. Чаще всего, авто снимается с регистрации при его продаже или утилизации. 

При продаже

В случае продажи машины со следующего месяца налог на транспорт бывшему владельцу не начисляется – при условии своевременной перерегистрации на нового хозяина. У покупателя на эту процедуру есть 10 дней. Но если она не будет проведена, уведомление о ТН придет по-прежнему бывшему владельцу.

В таких случаях нужно по истечении отведенного срока поинтересоваться, перерегистрировано ли авто и если нет, то необходимо выявить причину. Если это простая забывчивость, можно решить вопрос полюбовно, напомнив покупателю, о его обязанности по истечении 10-дневного периода.

А если дело в преднамеренном уклонении или если с покупателем невозможно связаться, следует избавиться от налога, прекратив регистрацию авто. Для этого необходимо просто предъявить в ГИБДД договор купли-продажи.

При сдаче в утиль

Чтобы снять машину с учета для утилизации, много не требуется. Нужны лишь документы на ТС, паспорт владельца и соответствующе заявление. Но, для того чтобы таким образом прекратить регистрацию, необходимо свидетельство, подтверждающее факт утилизации. По понятным причинам этот вариант освобождения от ТН не подходит, если вы не собираетесь избавляться от автомобиля.

Чтобы сэкономить при снятии авто с учета, процедуру переоформления нужно закончить до 15 числа текущего месяца. В этом случае весь месяц не пойдет в зачет периода владения.

Снижение налога на грузовую машину с помощью «Платона»

Для владельцев грузовых автомобилей существует возможность уменьшить ТН за счет системы «Платон». Согласно текущему налоговому законодательству (п. 2 ст. №362 НК РФ), если ТС имеет массу свыше 12 тонн и зарегистрировано в дорожной системе, при определенных условиях полагаются налоговые вычеты.

О чем речь? Если сумма платежей равна или превышает размер установленного ТН, по итогам налогового периода его можно вернуть или не платить. Чтобы воспользоваться данной возможностью, в налоговую необходимо предоставить квитанции на каждое ТС.

Как не платить по закону

Согласно действующему законодательству, не нужно платить за транспорт, если он:

  • освобожден от ТН;
  • снимается с учета;
  • продается с последующей перерегистрацией;
  • находится на иностранной регистрации;
  • взят в аренду или сдан в лизинг.

Вопрос непростой, как и способы реализации. Поэтому стоит узнать более подробно о том, как не платить транспортный налог на законных основаниях.

Заключение

Итак, способы снижения ТН есть. Насколько они эффективны? Очевидно, что для частников борьба за оптимизацию транспортного налога смысла не имеет. Серьезный, занятый делом человек лучше заплатит раз в год энную сумму. А для предпринимателей снижение транспортного налога, действительно, может стать важным фактором обеспечения «живучести» предприятия.

Транспортный налог. Об этом стоит узнать: видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/oformlenie/nalogi/snizit-transportnyj-nalog.html

Отмена транспортного налога. Реально ли и чем заменят?

Отмена или снижение транспортного налога: за и против

Вновь в Госдуме прозвучало предложение упразднить транспортный налог. Идея заменить его увеличенными акцизами на топливо обсуждается с завидной регулярностью еще с 2016 года.

На сей раз инициатором выступил Сергей Катасонов, главный зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам. По его словам, отменить налог на авто нужно было еще в 2012 году, после перехода на взимание акцизов за автомобильный бензин. Необходимую к получению сумму можно заложить в бензин. Акцизы на горюче-смазочные материалы в итоге подняли, правда, от уплаты налога не освободили.

Почему не отменяют транспортный налог в России?

Отмена транспортного налога для автомобилей невозможна. Так считает премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Еще в 2016 году глава правительства объяснял это тем, что мера будет экономически нецелесообразной. Без транспортного налога туго придется, прежде всего, регионам.

В настоящий момент транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов субъектов РФ.

Главным камнем преткновения в вопросе отмены транспортного налога является то, что акцизы пополняют федеральный дорожный бюджет, а транспортный налог – региональный. Как будут перераспределять общие деньги по субъектам РФ, пока трудно представить.

Отмена транспортного налога должна была произойти несколько лет назад, когда вводились акцизы на топливо. Однако этого не произошло и автовладельцы, фактически, платили в бюджет дважды: налог и топливо. В случае принятия решения об отмене транспортного налога, отчисления в бюджет будут компенсироваться за счет повышения акцизных сборов и увеличения стоимости бензина.

Это негативно отразиться, прежде всего, на затратах владельцев грузовых авто – они, как и раньше, будут платить транспортный налог и оплачивать работу системы «Платон», плюс заправляться подорожавшим бензином.  Акцизные сборы будут отчисляться в федеральный бюджет, а не в региональные, что негативно скажется на состоянии дорог.

Алексей Тузов, независимый эксперт автомобильной отрасли

Как считает эксперт, установить универсальный оптимальный коэффициент для всей России невозможно, поскольку он рассчитывается исходя из мощности авто и региональной ставки.

Самая реальная и справедливая замена транспортного налога – его перерасчет, то есть снижение налоговой нагрузки для некоторый социально-незащищенных категорий людей: малоимущие и многодетные семьи, инвалиды.

Чего хотят автомобилисты?

Конечно, водители поддерживают идею отмены транспортного налога в России.

Система сборов с автомобилистов в момент покупки топлива на АЗС выглядит более справедливой и обоснованной еще и по той причине, что величина действующего транспортного налога зависит от мощности двигателя и не связана с частотой использования машины.

Помимо этого, акцизы учитывают экологический урон, который наносит транспортное средство. Чем больше ездишь – тем больше вредишь экологии и, следовательно, больше платишь. Акцизы поднимают постоянно, что приводит к удорожанию ГСМ. Это вынуждает водителей выбирать более экологичные машины.

Ключевой аргумент отмены транспортного налога – платить должны те, кто использует авто на постоянной основе.

Действительно, такое высказывание вполне справедливо, поскольку доходы от налога на машину направляются на восстановление дорожного полотна.

Правда, согласно расчетам, без налога цена за литр бензина вырастет на 2-3 рубля или на 5-7%. А это уже может вызвать недовольство среди граждан.

Ситуация на рынке АЗС и без того обострена в последние 2 года. Цены на бензин увеличиваются ежеквартально, несмотря на наличие транспортного налога. Также непонятно как урегулировать такое нововведение с юридической стороны, ведь транспортный налог относится к региональным видам сборов, а акциз – к федеральным.

В свою очередь, Министерство транспорта предложило вместо транспортного налога ввести экологический сбор. В этом случае те, кто будет меньше эксплуатировать транспорт, заплатят меньше.

При расчете величины транспортного налога целесообразно учитывать следующие коэффициенты: региональный коэффициент, мощность ТС, возраст, количество людей, которые управляют транспортным средством (количество включенных в страховку граждан), степень износа автомобиля и его влияния на экологию.

Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»

Еще одним логичным выходом было бы привязать расчет налога к экологическому состоянию машины. Понятие экологического стандарта для автомобилей в России было введено в 2006 году. С этого момента в паспорте транспортного средства стали указывать экологический класс авто.

Если рассматривать вариант замены транспортного налога, то считаю, что нужно менять правила его начисления, не исходить только из лошадиных сил (его можно оставить лишь по типу «налог на роскошь»), а исходить из массы авто, нагрузки по осям, возможно, экологический класс задействовать, возраст транспорта, территориальное нахождение автомобиля, ведь сельские жители платят такой же налог, но часто кроме песчаных и разбитых дорог никакие не эксплуатируют. Это несправедливо. Многие моменты может изменить глава региона и даже отменить транспортный налог, здесь тоже выходит не очень справедливо. Например, в Москве нет транспортного налога на малолитражку, а в провинциальном городе вы будете вынуждены налог заплатить.Дмитрий Веселов , активист общественного движения «Убитые Дороги»

Важно отметить, что у транспортного налога в России плохо обстоят дела с собираемостью, поэтому было бы разумно перенести его в акцизы и обеспечить, тем самым, стопроцентную собираемость. Почему этого не сделали до сих пор — многим непонятно. Возможно, парламентарии понимают, что реализовать правильно этот проект в нашей стране будет не просто, да и лишаться дополнительного источника поступления средств в бюджет им не хочется.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/110km/otmena-transportnogo-naloga-realno-li-i-chem-zameniat-5d825c79e6cb9b00ad16f300

Страсти по транспортному налогу: почему власти никак не могут его отменить

Отмена или снижение транспортного налога: за и против

Сразу несколько предложений поступило от депутатов Госдумы перед началом осенней сессии, и суть у них одна — в очередной раз некоторые народные избранники предлагают отменить транспортный налог. А выпадающие доходы бюджета покрыть с помощью повышенного акциза в цене бензина. Так чего же нам ждать? И не приведет ли теоретическая замена транспортного налога на акциз к росту цен на бензин?

Определимся с терминами

Итак, что же такое транспортный налог? Понятно, что это — налог, который собирают с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог впервые появился в США в 1908 году, практически сразу после появления первого массового автомобиля — Ford Model T. И направлялся он на ремонт и строительство автодорог.

В современной истории России дорожный налог был введен 18 октября 1991 года (закон “О дорожных фондах в Российской Федерации”). Средства, полученные от сборов с автовладельцев, тоже шли на содержание, ремонт и реконструкцию автодорог.

В начале 2000-х годов дорожные фонды ликвидировали, дорожный налог переименовали в транспортный, и собранные деньги просто попадали в бюджет, чтобы… Правильно, использовать на самые разные цели. Спустя еще десять лет дорожные фонды снова восстановили.

Но с тех пор право устанавливать ставки транспортного налога было предоставлено регионам. Так же, как и самые разные налоговые льготы.

Федеральное законодательство (см. Налоговый кодекс РФ, гл. 28) устанавливает лишь базовые ставки сборов — в зависимости от мощности мотора. И эти ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Кроме того, региональные власти могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, их владельцев, а также с учетом срока полезного использования машин (темпов амортизации). Например, базовая ставка на авто мощностью до 100 л.с. составляет 2,5 рубля (за каждую силу).

Если двигатель мощнее 250 л.с., то за каждую “лошадку” придется заплатить уже 15 рублей. Это в теории, то есть в федеральном законе. Но регион может увеличить сбор, либо его уменьшить (как правило, большинство регионов давно собирают налоги по верхней возможной ставке).

А то и вовсе отменить для некоторых автомобилей или категорий граждан.

Практически во всех регионах, например, освобождены от уплаты налогов автомобили, принадлежащие инвалидам и многодетным семьям, ветеранам Отечественной войны. Но регионы могут вводить и свои, оригинальные льготы. Так, в Москве обнулен транспортный налог для владельцев автомобилей мощностью до 70 л.с.

, а также электромобилей, а в Тверской области ничего не надо платить, если у вас в собственности есть отечественная машина мощностью до 100 л.с.  А вот в Ярославле областные депутаты освободили от транспортного налога всех пенсионеров, которые владеют автомобилем мощностью меньше 100 л.с.

В Перми от уплаты налога освобождают родителей на год, когда их сын проходит срочную службу в российской армии.

Но это еще не все! Кроме региональных льгот есть и “повышающие коэффициенты”. Так, федеральным законом шесть лет назад ввели налог на роскошь. По нему владельцы дорогих автомобилей платят транспортный налог в двойном, а то и в тройном размере. При условии, если автомобиль стоил больше 3 млн рублей.

За эти годы цены выросли многократно, вырос вместе с ними и список “роскошных” машин — в нем уже почти 1,5 тыс. моделей. Причем некоторые версии автомобилей, попавшие под налог на роскошь, никак не относятся к категории престижных, роскошных машин; речь идет о моделях массового сегмента.

Но это уже другая история.

О каких суммах идет речь

Но все-таки, сколько средств получают бюджеты регионов от транспортного налога? И в каких регионах автомобилистам жить хорошо, а в каких — с них дерут по три шкуры? Самые низкие налоги, по данным компании “Финэкспертиза”, установлены в Забайкальском крае и в Ингушетии: там средняя сумма сбора составляет чуть больше 1,4 тыс. рублей в год. А самые высокие — понятное дело, в Москве и Санкт-Петербурге: 6,8 и 5,6 тыс. рублей соответственно.

В среднем же по стране в прошлом году каждый владелец авто уплатил в виде транспортного налога около 3 тыс. рублей. Это в среднем. Я, например, как житель столицы, не имеющий льгот, за свой автомобиль мощностью 150 л.с. заплачу в этом году 5250 рублей.

Эти деньги целиком пойдут в региональный дорожный фонд, чтобы затем превратится в километры нового асфальтового покрытия, мосты, светофоры и т.д.

Правда, ко многим регионам у контролирующих органов есть претензии по поводу нецелевого использования денег из дорожных фондов, но это опять же другая история.

В результате в прошлом году все региональные бюджеты собрали транспортные налоги в сумме 175 млрд рублей. Цифра звучит внушительно, но на самом деле это всего 1,6% от всех собранных региональных налогов.

И говорят, что налог это довольно непростой, дорогой для администрирования, и часть денег просто проходит мимо кассы из-за многочисленных пробелов в базах данных ГИБДД и налоговых служб.

Так, по данным опроса, проведенного этим летом специалистами аналитического агентства “Автостат”, 9,9% респондентов (практически каждый десятый!) транспортный налог вообще не платят. И если в Москве в прошлом году транспортный налог принес в бюджет 26,3 млрд рублей, то в Кировской области пытаются собрать 1,1 млрд рублей.

Предвыборные страсти

И вот представители разных партий в Госдуме активно выступают за отмену транспортного налога. В конце августа такой законопроект внес депутат от “Единой России” Андрей Барышев, а в начале сентября в ГД поступил еще один похожий документ от группы законодателей из ЛДПР. Авторы последнего проекта даже указали возможную дату отмены непопулярного налога — с 1 января 2021 года.

Собственно, на моей памяти это уже десятое или двадцатое предложение подобного рода; ежегодно их появляется три-четыре, а то и больше.

Причем в пояснительных записках депутаты и иные общественные деятели совершенно справедливо указывают на двойное налогообложение водителей: каждый раз, заливая в бак бензин, автовладельцы платят акциз, а также раз в год обязаны платить транспортный налог.

При этом главная несправедливость транспортного налога — в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик.

В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год.

При этом вред, который приносят дорогам эти автомобили, оценивается в принципиально разных масштабах! А транспортный налог (см. выше) как раз должен идти на ремонт и содержание автодорог.

Но тут надо сделать еще одно отступление в сторону теории. Во многих странах мира в последние годы переходят от уплаты фиксированных сумм транспортного налога к специальным “дорожным” акцизам.

Вообще акциз (от лат. accido — обрезаю) — косвенный налог на товары массового потребления внутри страны (в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, привезенные из-за границы). Причем, как правило, его устанавливают на те товары, которые при местном производстве обходятся чересчур (с точки зрения правительства) дешево.

В нашем случае это алкоголь, табак, ювелирные украшения и… топливо для автомобилей. А изъятые средства должны пойти на некие благие цели. Например, акцизы за табачные изделия — на поддержку системы здравоохранения, а дорожные — на ремонт и строительство автотрасс.

Поэтому в 2009 году правительство решило возродить дорожные фонды и ввести специальные акцизы в стоимость каждого литра бензина или солярки, проданных на АЗС.

Причем по объявленному плану ежегодно акциз должен был увеличиваться, но зато через три года нам пообещали полностью отменить транспортный налог как несправедливый. И теперь те, кто ездят много, будут, соответственно, вносить изрядные суммы в дорожные фонды.

Которые потом превратятся в километры новых дорог и т.д. Причем была прописана и схема, по которой акцизы делились между Москвой и регионами.

Скажем, сейчас соотношение уже 50 на 50, а в ближайшее время правительство обещает оставлять в региональных и местных муниципальных дорожных фондах уже 70% этих денег. 

Итак, прошло десять лет. Акциз в стоимости каждого литра дизельного топлива сегодня уже составляет около восьми рублей, в цене одного литра 95-го бензина — около десяти рублей. То есть почти 20% от цены. С момента введения акциза он увеличивался в среднем на один рубль в год.

Сколько еще надо добавить, чтобы были и овцы целы, и волки сыты? По планам правительства, еще как минимум дважды за два ближайших года акциз собирались повысить еще на рубль. Но, кажется, вмешалась эпидемия, и повышение акцизных сборов пока отложили.

А еще все время вмешиваются разные депутаты, которые напоминают об обещании десятилетней давности — отменить нелюбимый налог.

Только вот правительство России, причем в тех же выражениях, что и месяц, и год назад, совершенно предсказуемо не поддержало инициативу группы товарищей.

Об этом говорится в заключении кабинета министров, опубликованном в электронной базе документов Государственной думы: “Реализация законодательной инициативы приведет к сокращению доходной части соответствующих бюджетов на сумму не менее 160 млрд рублей в год”. И все.

Причем о появлении подобного отзыва заранее знали все: и чиновники, и эксперты, и сами депутаты. Скорее всего, они и проекты подобные пишут лишь для того, чтобы привлечь внимание общества — к явной несправедливости в сфере налогообложения (это во-первых) и к собственной персоне (в-главных). Потому что пока существующая коллизия, на мой взгляд, разрешения не имеет.

Потому что если просто так отменить транспортный налог — значит, лишить Кировскую область миллиарда рублей, который пойдет на ремонт хоть нескольких важных дорог и мостов.

Нужно, конечно, много больше, но где их взять? Добавить еще несколько рублей в виде акцизов в цене бензина в качестве возмещения выпадающих доходов? Сколько? Нельзя повышать цену топлива до бесконечности в небогатой, пусть и нефтедобывающей стране.

Ведь в цене любого товара примерно 12% — это стоимость топлива, необходимого для его доставки. Сколько еще надо (и можно) добавить, чтобы были и овцы целы, и волки сыты?

Почему мы слышим “четкое “нет”

“Разговоры об отмене транспортного налога идут давно, примерно с 2013 года, — вспоминает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. — И многие депутаты используют тему, чтобы только напомнить о себе.

Но отмены налога, я уверен, не будет. Гипотетически отмена транспортного налога могла бы привести к росту акцизов, а это, в свою очередь, неминуемо приведет к росту стоимости бензина. Поэтому правительство говорит четкое “нет”.

И обсуждать тут нечего”.

С ним согласен и координатор движения “Синие ведерки” Петр Шкуматов. Он считает, что, при всей своей несправедливости, нынешняя система финансирования дорожного строительства и содержания трасс в последние годы работает неплохо и трогать ее опасно.

“Каждый год на дороги требуется (минимум!) около 4 трлн рублей, эта сумма складывается из акцизов и транспортного налога.

Да, во многих регионах есть проблемы с использованием дорожных денег, финансирования на дороги не хватает, но тут должны лучше работать контролирующие органы.

И пока, насколько я понимаю, полностью отказываться от налога правительство не готово — просто нечем его заменить”, — уверен Шкуматов.

А я думаю — транспортный налог все-таки придется отменять. Пусть не завтра, так через три года. И самым правильным решением было бы выступление премьер-министра или кого-то из статусных чиновников с честным объяснением и предложением некой дорожной карты.

Например, что в течение трех лет мы очень медленно, очень осторожно повышаем акцизы, но с обязательством все-таки налог отменить. Как это произошло во многих европейских странах. Или в Китае, например.

Потому что весь мир поэтапно будет переходить на “справедливый” сбор средств на содержание дорог (причем некоторые страны Европы такие системы тестируют).

Это когда с помощью телематического оборудования можно совершенно точно рассчитать, сколько километров за год проехал тот или иной автомобиль, по каким дорогам, с какой скоростью, в какое время дня и года, сколько потратил топлива… Чтобы потом рассчитать индивидуальный тариф. И фиксированный налог в этом случае совсем не нужен, он только раздражает.

Кстати, первый транспортный налог, который ввели в 1908 году в США, исчислялся тоже от количества купленного бензина. Ведь мощность у всех автомобилей модели Т была одинаковой, а дорог почти не было.

Источник: https://tass.ru/opinions/9429087

Транспортный налог надо отменить, и вот почему!

Отмена или снижение транспортного налога: за и против

В Госдуме предложили не взимать транспортный налог с тех, кто не пользуется машиной полгода. Но этого недостаточно!

Материалы по теме

Если не считать утилизационный сбор, который для легковых машин привязан почему-то не к массе транспортного средства, а к объему мотора, то транспортный налог — самый непонятный и несправедливый из всех имеющихся.

До 2003 года он назывался дорожным, был целевым и расходовался исключительно на благоустройство дорог. После 2003‑го стал транспортным, региональные власти могут корректировать ставки, а поступления тратить, как им заблагорассудится, — на проведение салютов, например.

Материалы по теме

Налог привязан не к пробегу, что было бы вернее всего, и даже не к объему мотора, а к его мощности. Это примерно как подоходный налог исчислять от роста или веса налогоплательщика.

Транспортный налог в нынешнем виде не имеет никакой связи с влиянием автомобиля на дороги или окружающую среду.

Его задача — мотивировать покупать маломощные машины, вне зависимости от их возраста, размеров, ­экологического класса и интенсивности эксплуатации.

Материалы по теме

В Москве одна лошадиная сила 99‑сильной машины сегодня стоит 12 рублей, а если у мотора 101 л.с. - уже 25 рублей за «лошадь».

Разрыв между 1188 и 2025 рублями — почти двукратный и выглядит непомерно большим для разницы в 2 л.с. А ведь почти весь так называемый «легковой бюджетный сегмент» укладывается в диапазон 80–125 л.с.

, и почему внутри него проведена столь толстая ­граница именно по «100» — ответа нет.

Эти разрывы побуждают производителей машин повышать потребительские качества товара, играясь с заявленной в ПТС мощностью и «дефорсируя» моторы со 126 л.с. до 124, 160 до 149,5 и так далее.

А автовладельцев — изыскивать хитроумные лазейки и ставить машину на учет в регионах, где самые низкие коэффициенты к базовой ставке налога. Еще лучше — в Армении или Молдове, тогда не только налог, но и штрафы не надо платить (камеры обучены читать заграничные номерные знаки, но нет доступа к базам владельцев).

И почаще обращаться к чип-тюнингу — повышению мощности мотора без внесения изменений в паспортные данные. Это запрещено, но никем не контролируется.

Заменить/отменить

Попытки придать транспортному налогу справедливую форму предпринимались неоднократно. Наиболее активно — в 2010 году. Но тогда Госдума отвергла законопроект, предусматривающий замену налога увеличенным акцизом на топливо.

Схема выглядит разумно: больше платит тот, кто больше сжигает бензина и портит своей машиной воздух и асфальт. Но такой механизм лишил бы льгот категории водителей, освобожденных от уплаты налога согласно Налоговому Кодексу РФ. Поэтому акциз ввели, но не как замену налога, а в дополнение. Отлично — очередной побор с автомобилистов!

Изменилось и еще кое-что: в кодекс внесли поправку, разрешающую региональным властям увеличивать (или уменьшать) базовую ставку транспортного налога в 10 раз. А не в пять, как было раньше.

В Калининграде владелец машины мощностью менее 100 л.с. платит 2,5 рубля за силу, в Москве — 12, а в Воронеже — 25 рублей. И есть два региона, где он не платит ничего — Оренбургская область и Ненецкий АО.

И все это никак не коррелирует, скажем, со средними доходами, состоянием дорог или количеством машин в регионе. Но главное, что такой разброс взимаемых сумм напрочь убивает саму идею привязки исчисления налога к какому-либо параметру.

Выглядит он просто инструментом добычи денег в бюджеты.

Реформа? Нет, проформа..

Налог нуждается в реформировании. И умнее всего заложить его в цену топлива, как сделано в десятках стран, - и больше ни о чем не беспокоиться. Льготников, в конце концов, нетрудно наделить социальными картами для предъявления на АЗС. Но пока что из конкретики есть только письмо, отправленное в июле в МВД РФ членом комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгением Фёдоровым.

Материалы по теме

Его предложение сводится к тому, чтобы освободить от налога владельцев транспорта, которые не ездят полгода или более. Правда, для этого потребуется снять ТС с регистрации, а номерные знаки сдать на хранение в ГИБДД. Если внезапно захочется ездить, то регистрируй машину заново. Более неудобный способ сложно придумать, и все эти процедуры у нас, кстати, платные — пошлина за то, пошлина за это. Надо еще прикинуть, удастся ли что-то сэкономить на неуплате налога. Да и у ГИБДД, пережившей серьезное сокращение кадров, сейчас нет ресурсов для дополнительных регистрационных действий и тем более хранения номерных знаков.

Если схему требуется предельно усложнить, то и такой вариант неплох. А для максимального упрощения достаточно приплюсовать транспортный налог к… утилизационному сбору.

Он автоматически войдет в стоимость машины, с него вдобавок и НДС можно снять, и насколько меньше хлопот будет у автовладельцев и налоговых служб. В стране ежегодно совершается несколько миллионов сделок купли-продажи, все это надо отслеживать и фиксировать — гигантский объем работ.

Или как раз службам не следует облегчать жизнь? На этот случай есть еще один чудесный вариант реформы: повысить базовые ставки.

А как у них?

Привязка транспортного налога к мощности двигателя практикуется и в некоторых других странах. Но обычно — в сочетании с чем-нибудь еще. В большинстве государств мощностью не интересуются вообще, а механизм часто реализован так, что не надо раз в год бегать с квитанциями. Но общее впечатление: кто во что горазд!

  • США. «Подорожный» сбор состоит из двух частей: плата за регистрацию транспортного средства (2–7% от стоимости автомобиля) плюс акциз, включенный в цену топлива. Размер акциза различается в три-четыре раза в зависимости от штата. Выгоднее всего покупать бензин в штате Аляска — там самый низкий акциз.
  • ГЕРМАНИЯ. Налог скорее экологический, начисляется ежегодно, исходя из типа и объема мотора и массы выбросов CO2. Если выброс СO2 не превышает ­95 г/км, плата по этому параметру не взимается. За каждый грамм, превышающий установленный лимит, надбавка 2 евро. Плата за объем — 2 евро за каждые 100 см³ для бензиновых двигателей. Объем дизелей оценен в 4,5 раза дороже. Такая схема дает льготы владельцам гибридов (они платят только за объем ДВС) и электромобилей. Есть также пошлина за постановку на учет — 52 евро.
  • ФРАНЦИЯ. Сбор взимают один раз при покупке транспортного средства, учитывая массу выбросов CO2 и мощность двигателя.
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Налог на автомобили до 1973 года выпуска не взимают. Для остальных он зависит от массы выбросов в атмосферу СО2 — чем грязнее, тем выше налог. Машины, не ездившие более 12 месяцев, электромобили и гибриды от налога освобождены. Топливного акциза или сбора за регистрацию нет.

Материалы по теме

  • ДАНИЯ. Схема близка к американской, только тарифы намного выше: топливный акциз плюс плата за регистрацию нового ТС — минимум 108% (это не ошибка!) от стоимости машины. К 2022 году планируют отменить льготы для владельцев электро­мобилей. Все — на велосипед!
  • КИТАЙ. Привязку к мощности мотора недавно отменили, сочтя устаревшим подходом. Налог теперь включен в стоимость топлива. Также при покупке машины нужно заплатить пошлину — 10% от сто­имости отечественной машины или 40% за иномарку.
  • ЯПОНИЯ. Трехступенчатая схема: пошлина при покупке, сбор при регистрации (зависит от массы машины и объема двигателя) плюс транспортный налог, исчисляемый от габаритов ТС.
  • АВСТРАЛИЯ. Одноразовый сбор — 10% стоимости легковой машины при ее покупке.

Что делать, если пришел транспортный налог, а в нем ошибка? Алгоритм ваших действий указан тут.

Перевезти велосипеды в соответствии с требованиями ПДД поомжет велокрепление на ТСУ. Дублируется номерной знак и световые сигналы!

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/924904-spravedlivyj-transportnyj-nalog-kakim-on-dolzhen-byt/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: