Органы налогового контроля

Содержание
  1. 71. Налоговые органы. Формы и методы налогового контроля. Ответственность за… / БАНКРОТ.ONE
  2. Понятие, формы и методы налогового контроля
  3. Виды налогового контроля в РФ
  4. Налоговые органы в Российской Федерации
  5. Задачи налоговых органов
  6. Функции налоговых органов
  7. Единая централизованная система налоговых органов
  8. Территориальные органы ФНС России
  9. Межрегиональные налоговые инспекции
  10. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль
  11. Органы, осуществляющие налоговый контроль
  12. Функции и полномочия органов налогового контроля
  13. Система органов налогового контроля в России
  14. Совершенствование налогового контроля в РФ
  15. Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля
  16. Понятие и значение налогового контроля
  17. Цель налогового контроля:
  18. Объекты налогового контроля:
  19. Предмет налогового контроля:
  20. Субъекты налогового контроля:
  21. Формы и виды налогового контроля
  22. Основные формы налогового контроля:
  23. Виды налогового контроля:
  24. Налоговый контроль: формы, виды и процесс осуществления
  25. Форма налогового контроля
  26. Виды налогового контроля
  27. Процесс осуществления налогового контроля

71. Налоговые органы. Формы и методы налогового контроля. Ответственность за… / БАНКРОТ.ONE

Органы налогового контроля

Со свежими изменениями: 8 месяцев назад

1.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. 

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, а также с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками.

Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов.

В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения – не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг – относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические:
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные:
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Исходя из содержания ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое ПК РФ установлена ответственность.

К ответственности за налоговые правонарушения могут привлекаться налогоплательщики (как физические лица, так и организации), сборщики налогов, кредитные организации, ответственные за перечисление налогов и сборов в бюджет.

Основными нормативными актами, регламентирующими в России ответственность за нарушения налогового законодательства, являются НК РФ, КоАП РФ, УК РФ. Урегулированная в НК РФ ответственность за правонарушения в сфере налогообложения имеет специальное обозначение – “налоговая ответственность” и регламентируется гл. 15, 16, 18.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговое правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Умышленным налоговым правонарушением признается, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (или бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, поэтому НК РФ устанавливает повышенные размеры взысканий именно за умышленные правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (или бездействия) и не предвидело вредный характер последствий таких действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать и предвидеть.

Налоговая ответственность за невиновное причинение вреда по налоговому праву не допускается.

За нарушение налогового законодательства установлена юридическая ответственность, основными видами которой являются:

  • – налоговая;
  • – административная;
  • – уголовная.

Источник: https://support.bankrot.one/knowledge-bases/2/articles/336-71-nalogovyie-organyi-formyi-i-metodyi-nalogovogo-kontrolya-otvetstvennost-za-narushenie-nalogovogo

Налоговые органы в Российской Федерации

Органы налогового контроля
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской Федерации

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ.

Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие.

Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ.

Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке.

Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации.

Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования.

На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ.

В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным  лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными.

Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovye-organy-v-rossijskoj-federacii.html

Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль

Органы налогового контроля

Органы контроля над налоговыми поступлениями объединяются в системы, просматривающие приток налогов и распределение полученных средств. У подобных систем практически всегда одни и те же функции, совпадающие права и обязанности.
Органы налогового контроля в Российской Федерации:

  • Таможенная служба
  • Налоговая служба
  • Органы, контролирующие уплату госпошлин и других сборов

Организации, осуществляющие подобный контроль, действуют только в рамках актов налогового законодательства и не имеют возможности выйти за рамки установленного порядка.
Организации, контролирующие приток налоговых средств, обладают различными функциями.

  1. Государственная налоговая служба Российской Федерации и подконтрольные ей инспекции проверяют соблюдение соответствующего законодательства, и выполняет иные обязанности.
  2. Государственный таможенный комитет Российской Федерации просматривают все товары, проходящие контроль на таможенной границе, таким образом, обеспечивая соблюдение налогового и таможенного законодательств.
  3. Иные сборы, которые не описаны в данном пункте, контролирует налоговая служба страны. Ее функции расширяются в зависимости от появления новых сборов, не относящихся напрямую к налогам.

Органы, осуществляющие налоговый контроль

Все налоговые системы контролируются Министерством финансов Российской Федерации. Указанные выше службы имеют право проводить общие проверки (для этого требуется письменное уведомление, отправленное не менее чем за 5 дней до проведения «операции»).
Функции объединенных органов налогового контроля:

  • Обеспечение администрирования налогов
  • Контроль деятельности любых систем, которые находятся в структурах
  • Разработка и внедрение элементов автоматизированной информационной системы страны
  • Обеспечение одного стандарта обслуживания клиентов и плательщиков
  • Разработка дополнений к рекомендациям по улучшению работы органов, входящих в систему Министерства финансов

Функции и полномочия органов налогового контроля

В статье 31 Налогового кодекса РФ закреплены полномочия, которые имеют органы контроля над налогами:

  • Требование подтверждающие факт неуплаты пошлин и все причастные документы
  • Проведение проверок, осмотра территорий
  • Изъятие документов
  • Вызов проверяемых лиц в налоговые органы для проведения дальнейшей проверки и дачи показаний
  • Остановка обслуживания счетов в банках и всех проводимых на данных счетах операций
  • Инвентаризация имущества налогоплательщика
  • Требование предоставления необходимых документов от банков
  • Привлечение сторонних специалистов

Система органов налогового контроля в России

Органы, которые осуществляют налоговый контроль, обязаны:

  1. Действовать исключительно в рамках законодательства Российской Федерации
  2. Соблюдать налоговую тайну, а также тайну хранения информации о каждом налогоплательщике
  3. Информировать налогоплательщика по его персональному вопросу (касается налогов, сроках и порядке их уплаты и т.д.)
  4. Требовать от налогоплательщика устранения выявленных нарушений в рамках законодательства
  5. Внимательно относиться к налогоплательщикам и другим участникам соответствующих отношений
  6. Передавать лицу, которое нарушило налоговое законодательства, постановления и письменные требования об устранении нарушений
  7. Вести полный учет налогоплательщиков и объектов, которые облагаются пошлинами
  8. Обращаться в суд при обнаружении соответствующих случаев неуплаты налогов
  9. Возвращать излишне оплаченные денежные средства плательщику
  10. Составлять отчетность поступающих средств для их дальнейшего распределения
  11. Публиковать обновленный Налоговый кодекс Российской Федерации каждый год на доступном каждому плательщику ресурсе
  12. Осуществлять контрольно-розыскные мероприятия
  13. Исследовать и пресекать факты коррупции
  14. Совместно с иными ведомствами проводить налоговые проверки

Контрольные функции в деятельности налоговых органов и проблемы их совершенствования

Совершенствование системы органов, осуществляющих контроль над налогами, происходит поэтапно путем внедрения новых технологий и иных форм налоговых отношений. Основным аспектом всех появляющихся в данных целях документов является повышение эффективности работы налоговых органов.

Совершенствование налогового контроля в РФ

В Дорожной карте «Совершенствование налогового администрирования» указаны данные направления совершенствования налоговых органов:

  • Формирование той модели института предварительного налогового разъяснения на основе анализированных данных, которая будет лучше всего подходить существующей в Российской Федерации системы
  • Выработка критериев оценки тех соглашений, которые были заключены для достижения максимальной эффективности системы
  • Обеспечение грамотной работы налогоплательщика
  • Сохранение добровольности консультирования граждан по вопросам оплаты налогов и пошлин
  • Повышение объективности результата рассмотрения каждой отдельной налоговой проверки
  • Расширение мониторинга налогов
  • Усиление контроля над аналитической работой налоговых органов
  • Совершенствование процедур по применению административных санкций, проверочных процедур контроля
  • Повышение эффективности процедур по досудебному урегулированию возникших конфликтов и проблем
  • Постоянное совершенствование правовых актов, регулирующих работу органов, осуществляющих налоговый контроль
  • Устранение проблем, связанных с ввозом и вывозом различных товаров и пошлин на данные операции
  • Устранение всех возможных способов обойти налоговый контроль

Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/gosudarstvennye-organy-osushhestvlyayushhie-nalogovyj-kontrol/

Налоговый контроль: понятие, значение. Формы и виды налогового контроля

Органы налогового контроля

Налоговому контролю посвящена гл. 14 НК РФ.

Понятие и значение налогового контроля

Налоговый контроль является:

  1. составной частью финансового контроля и
  2. одним из видов государственного контроля.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е.

как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, опре­деленное содержание и способы его осуществления.

Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:

    1. в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;
    2. в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).

Цель налогового контроля:

    • обес­печение законности и эффективности налогообложения.

Объекты налогового контроля:

    1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
    2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предмет налогового контроля:

    • валютные и кас­совые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, ис­пользование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.

Субъекты налогового контроля:

    1. налоговые орга­ны;
    2. таможенные органы;
    3. органы внутренних дел;
    4. следственные органы.

Отдельными контрольными полномочия­ми относительно сферы налогообложения обладают Счетная па­лата РФ и Министерство финансов РФ.

Подконтрольными субъектами выступают организации и фи­зические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только за­прещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью ис­числения и полнотой уплаты налогов.

В сферу налогового контроля не входит проверка исполне­ния финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, плани­рование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).

Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выпол­нения денежных обязательств перед государством (уплату нало­гов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установ­ленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных орга­нов государства относительно предоставления какой-либо фи­нансовой документации.

Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.

Формы и виды налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выра­жения и организации контрольных действий. Под формой налого­вого контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле­ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

Основные формы налогового контроля:

    • проверки;
    • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сборов;
    • проверки данных учета и отчетности;
    • осмотр помещений и территорий, используемых для извле­чения дохода (прибыли);
    • другие формы, предусмотренные НК РФ.

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

    • предварительный;
    • теку­щий (оперативный);
    • последующий.

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.

д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение пред­варительной проверки финансового состояния налогоплатель­щика со стороны уполномоченного государственного органа.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контро­ля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы нало­гоплательщиков.

Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, ин­вентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позво­ляет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после заверше­ния отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обя­занности со стороны фискально обязанных лиц.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogoviy-kontrol-ponyatie-znachenie-formi-i-vidi-nalogovogo-kontrolya

Налоговый контроль: формы, виды и процесс осуществления

Органы налогового контроля

Реализация контроля, который имеет налоговый характер осуществляется посредством деятельности процедурно-процессуальной направленности органов налоговой, основу который составляют адаптированные, а также обоснованные приемы ко

Форма налогового контроля

Определение 1

Форма налогового контроля — это конкретный способ выражения и организации контрольных действий. Под формой контроля налогового характера можно понимать и определенные отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения мероприятий контрольной направленности.

В роли главных форм налогового контроля выступают:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, агентов налоговой направленности и плательщиков сборов;
  • проверка отчетности и данных учета;
  • осмотр территорий и помещений, которые используются для извлечения прибыли.

Также стоит отметить, что контроль деятельности налогоплательщиков может осуществляться также и в другой форме, предусмотренной НК.

Формы контроля налоговой направленности имеют достаточно весомое значение, так как от верного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результат, а также сама эффективность контроля.

С другой же стороны, адекватное использование способов и приемов налогового контроля гарантирует соблюдение определенных прав, и законных интересов субъектов, которые в свое время являются подконтрольными, и позволяют не препятствовать нормальному функционированию их деятельности финансово-хозяйственного характера.

Замечание 1

Наличие у налогового контроля определенных целей имеющих разнообразную направленность, а также задач обуславливает и дифференцированные подходы к их решению, то есть потребность в пользовании теми или другими способами проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов.

Использование конкретной формы налогового контроля зависит и от других факторов:

  • особенностей и правового положения деятельности контролирующих органов;
  • объектов контроля;
  • оснований появления правоотношений налогово-контрольного характера;
  • особенностей ведения учетов бухгалтерской направленности;
  • финансово-правового режима расходов и доходов подконтрольного субъекта.

Пример 1

Например, глава 14.5 ПК устанавливает определенные особенности контроля налоговой направленности в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Налоговые контроль разделяется по различным основаниям на несколько групп.

Опиши задание

Виды налогового контроля

По времени проведения есть определенные виды налогового контроля, который подразделяется на текущий и предварительный, и последующий.

Предварительный контроль налоговой направленности проводится до отчетного периода по конкретному виду налога или же до момента решения вопроса относительно предоставления налогоплательщику налоговых льгот, внесении изменений сроков уплаты налогов. Например, очень важным условием предоставления налогового кредита является проведение определенной предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного органа государства.

Достаточно большое значение имеет предварительный контроль во время оценки правовых, экономических последствий налоговых законопроектов; при введение в действие новых норм финансово хозяйственной деятельности, которая занимается контролем налогообложений хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация органами контроля своих функций имеет важное значение для предупреждения правонарушений, а также способствует укреплению дисциплины финансового характера.

Замечание 2

Внешне результаты налогового контроля предварительной направленности могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам договоров о предоставлении налоговых льгот, рассрочки или же отсрочки налоговых выплат, и налоговых кредитов.

Текущий налоговый контроль проводится при отчетном налоговом периоде. Его особенностью является проведение в ходе реализации финансовых и хозяйственных операций, то есть в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Именно из-за этого текущий налоговый контроль называют также оперативным.

Такой вид контроля в первую очередь основывается на налоговом и бухгалтерском учете, документах первичного типа, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что в свою очередь позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам достаточно быстро реагировать на определенные изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, следовательно, предотвращать потери финансового характера муниципальной или государственной казны.

Последующий налоговый контроль начинает свою работу после того, как завершиться отчетный период, проводится его деятельность путем реквизиции и анализа финансовой, и бухгалтерской документации.

Основной целью последующего контроля налогового характера является определенная оценка своевременности, а также полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

Тут главным критерием последующего налогового контроля нужно считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и иными методами всех сторон деятельности финансово-хозяйственной направленности субъекта, который является подконтрольным.

Процесс осуществления налогового контроля

В процессе осуществления контроля налогового характера по окончании отчетного периода налоговой направленности определяется состояние финансовой дисциплины, происходит обнаружение налоговых обнаружений и в конце концов закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной, и муниципальной деятельности в сфере финансов.

Замечание 3

Последующий налоговый контроль отличается своим углубленным анализом финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанного лица за конкретный промежуток времени, а также позволяет определить степень эффективности проведенных ранее текущего и предварительного контроля.

Контроль налогового характера выступает в роли определенной разновидности финансовой деятельности и при это разновидностью управленческой деятельности государства в налоговом направлении, именно поэтому в зависимости от субъектов выделяют контроль:

  • органов налогового характера;
  • органов таможенной направленности;
  • органов внутренних дел.

Также стоит отметить, что в зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

  • выездной — в месте расположения налогоплательщика;
  • камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/nalogovyj-kontrol/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: