Организация учета доходов от платных услуг в государственных учреждениях

Расчет стоимости платных услуг в бюджетном учреждении — правила расчета и примеры

Организация учета доходов от платных услуг в государственных учреждениях

Добрый день, уважаемые читатели блога! Сегодня я продолжаю тему учета в бюджетном учреждении, а именно правила расчета платных услуг. Ведь чаще всего государственные учреждения услуги нам оказывают бесплатно, например в школе, больнице и администрации.

Но иногда, некоторые услуги не обеспечиваются государством, и оплачивать их должны граждане. Иногда, это очень удобно, так как проще заплатить, за получить необходимую услугу быстрее и возможно без очереди, тем более плата достаточно не большая, если сравнивать с частными фирмами.

Сегодня рассмотрим подробнее как же формируются платные услуги в казенном учреждении и как осуществляется их расчет.

Расчет платных услуг в бюджетном учреждении

В расчет платных услуг в ДОУ включаются: расходы, связанные с приобретением оборудования, в том числе компьютерного, общественно значимых и оздоровительных мероприятий, приобретение продуктов питания, обслуживание и эксплуатациея информационных систем и ресурсов. Родительская плата не взимается (ст.65 п.3 ФЗ от 29.12.2012 № 273ФЗ):

  • за присмотр и уход за детьми-инвалидами,
  • детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей,
  • за детьми с туберкулезной интоксикацией.

Платные образовательные услуги, носят не принудительный, а добровольный характер.

ВАЖНО: платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг, в котором прописана рассчитанная стоимость услуг, способ оплаты, сроки оказания услуги.

К платным образовательным услугам относятся:

Образовательные услуги:

  • реализация основных образовательных программ в учреждениях профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение за счет юридических и физических лиц;
  • изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом;
  • репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;
  • курсы по подготовке к школе и поступлению в учреждения профессионального образования, по изучению иностранных языков (сверх обязательной программы).

Развивающие услуги и оздоровительные мероприятия:

  • обучение игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино- , видео- , радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам, рисованию, графики, скульптуры и т. д.

Оздоровительные и организационные мероприятия:

  • формирование групп для специального обучения детей с отклонениями в развитии, специальное обучение по коррекции психического здоровья и прочие;
  • организация секций для развития и укрепления физического здоровья (футбол, волейбол, бассейн, баскетбол, хоккей, фигурное катание, легкая атлетика, теннис, лыжи и другая подготовка);
  • создание клубов по интересам, экскурсии, театр, кружки художественной самодеятельности (песни, танцы)

К услугам с частичным возмещением денежных средств с родителей (законных представителей) относятся услуги в образовательных дошкольных учреждениях (детские сады и центры развития ребенка – детский сад с приоритетным физическим и психическим развитием, коррекция и оздоровление воспитанников.)

Рассмотрим, отражение, начисление и налогообложение родительской платы за содержание детей осваивающих образовательные программы дошкольного образования в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Учредительные документы

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения

  • о видах образования,
  • об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации),
  • о подвидах дополнительного образования,
  • адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Устав (ст.25 Закона «Об образовании») утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Начисление родительской платы

Ежемесячно, на основании табеля учета посещаемости детей, главный бухгалтер (или уполномоченное им лицо) делает начисление, как правило, в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным.

Хочу отметить, что при отсутствии в штате учреждения ставки главного бухгалтера (бухгалтера), данные функции, а именно ведение бухгалтерского и налогового учета, на договорной основе можно передать в централизованную бухгалтерию или в коммерческую организацию, которая имеет соответствующую лицензию (аутсорсинг). Причины, по которым родительская плата может быть уменьшена:

  • отсутствие по причине болезни ребенка (основание-справка из медицинского учреждения),
  • отсутствие по причине карантина,
  • отсутствие ребенка в учреждении в течение летних месяцев (основание-заявление родителя (законного представителя)),
  • отсутствие ребенка в учреждении в период отпуска родителей,
  • закрытие дошкольного образовательного учреждения на ремонтные или аварийные работы (основание- приказ Учредителя и внутренний приказ учреждения).

Формула начисления родительской платы: Рр=(Руп/Дк)*Дф

Рр — размер родительской платы, за фактические дни посещения, Руп — размер родительской платы, утвержденный, Дк — календарные дни посещения (в месяц),

Дф — фактические дни посещения ребенком образовательного учреждения (в месяц).

Оплата за содержание детей в дошкольном учреждении

Для своевременной оплаты денежных средств за содержание детей в дошкольном учреждении, бухгалтерией (организацией по ведению бухгалтерского учета) выписывается квитанция на оплату (жировка). Формирование платежных документов, происходит с применением программных продуктов, специальных программ.

Комиссия банка (услуги) оплачиваются за счет средств родителей самостоятельно. Денежные средства, так же можно вносить в кассу учреждения.

Сумма излишне перечисленных родительских средств, возвращаются путем перечисления денежных средств на лицевой счет родителя (по письменному заявлению и приказу руководителя учреждения).

Налог на добавленную стоимость

С 1 июля 2014 г услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, не облагаются НДС (Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 153-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налог на прибыль

Источник: http://blognalog.com/byudzhet/raschet-stoimosti-platnyih-uslug-v-byudzhetnom-uchrezhdenii-pravila-rascheta-i-primeryi.html

Учет услуг: точно и быстро

Организация учета доходов от платных услуг в государственных учреждениях

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения может быть признана законной, если она:

  • соответствует целям, ради которых было создано бюджетное учреждение;
  • предусмотрена уставом, утвержденным собственником учреждения.

При этом прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение может потратить только на цели, указанные в уставе.

Перед тем как начать оказывать платные услуги, следует оформить ряд документов, предусмотренных нормативными правовыми актами. В том числе:

  • перечень платных услуг в соответствии с уставной деятельностью учреждения;
  • разрешение на осуществление приносящей доход деятельности;
  • положение «О порядке и условиях предоставления платных услуг»;
  • положение «О порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг»;
  • приказ руководителя учреждения об организации работы по оказанию платных услуг.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов.

Платные услуги и работы, которые выполняют бюджетные учреждения, делятся на два типа: основные (относящиеся к видам деятельности учреждения) и неосновные (выполняемые для достижения целей учреждения). Плату за неосновные платные услуги устанавливает само бюджетное учреждение.

Разумеется, если расчеты с потребителями услуг выполняются наличными средствами, то необходимо использовать контрольно-кассовую технику.

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Спорные моменты

В российском законодательстве нет четкой формулировки по поводу взимания организациями платы за оказываемые услуги в рамках государственных (муниципальных) заданий.

Проблема заключается в том, что в существующей системе учета нельзя правильно отделить расходы на оказание платных услуг от расходов на услуги, оказываемые за счет бюджетных средств.

По факту получается, что бюджет отчасти финансирует оказание учреждениями платных услуг.

И поскольку объемы такого софинансирования определить сложно в связи с избыточными расходами на «скрытое» субсидирование платных услуг, снижается эффективность расходования бюджетных средств на оказание государственными (муниципальными) учреждениями бесплатных услуг.

Вторая проблема в сфере оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания связана с тем, что российское законодательство не определяет перечни платных услуг.

В соответствии с положениями БК РФ (п.1 ст. 69.

2), в государственное муниципальное задание могут включаться платные услуги, предоставляемые государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с законодательством РФ.

Но федеральные законы, предусматривающие оказание услуг на платной основе в различных сферах деятельности, содержат лишь общие указания возможности предоставления платных услуг.

Какие же платные услуги должны включаться в государственное (муниципальное) задание? Есть три варианта:

  • все услуги, предоставляемые на платной основе, если федеральными законами предусмотрена возможность оказания их за плату;
  • только дополнительные платные услуги — в тех случаях, если стандарт не относит их однозначно к бесплатной категории;
  • только те платные услуги, возможность оказания которых в рамках государственного (муниципального) задания четко предусмотрена федеральным законодательством.

До тех пор, пока в БК РФ не уточнена норма, определяющая необходимость включения в государственное (муниципальное) задание платных услуг, каждую платную услугу, оказываемую государственными (муниципальными) учреждениями сверх госзадания, необходимо рассматривать как отдельную услугу, четко обособленную от бесплатной и частично платной услуги, оказываемой в рамках задания. В свою очередь более комфортные условия оказания государственных (муниципальных) услуг, использование дополнительных расходных материалов при оказании услуг и прочее следует рассматривать как самостоятельные платные услуги.

Автоматизация расчетов по платным услугам

Вести расчет по платным услугам можно несколькими способами: отдать на аутсорсинг, вручную и, наконец, самостоятельно с помощью специальной программы. У всех этих способов есть свои плюсы.

Поскольку все государственные и муниципальные учреждения при оказании услуг имеют дело с персональными данными, передача ведения расчетов по платным услугам на аутсорсинг может поставить под угрозу безопасность целого пласта информации.

Учет платных услуг вручную затрудняет работу сотрудников учреждения, особенно если оно оказывает большой перечень услуг и имеет сложную структуру и большой ежедневный поток потребителей услуг.

К тому же в обоих случаях невозможно получать оперативные данные по платным услугам. 

Наиболее эффективный и безопасный способ — автоматизировать расчеты по платным услугам. Пользователи получают широкий спектр возможностей: от ведения списка клиентов до формирования документов по финансово-расчетным операциям и автоматического поиска ошибок в данных.

Для автоматизации расчетов по платным услугам в государственном (муниципальном) учреждении необходимо сделать пять шагов:

  • провести диагностику учреждения;
  • выбрать и установить ПО;
  • настроить сетевой доступ к единой базе данных для всех подразделений учреждения;
  • провести ряд доработок в программе в соответствии со спецификой учреждения;
  • обучить персонал работе в программе.

Сегодня на рынке ПО представлен целый ряд программ автоматизации расчетов по платным услугам. Идеальная программа должна иметь функционал, который позволит пользователю решать максимум задач, связанных с учетом платных услуг.  Например, должны быть реализованы такие возможности, как:  

  1. Удобное ведение списков получателей услуг (детей\студентов) и плательщиков с учетом структуры организации. Например, для централизованной бухгалтерии требуется функция переключения между списками подведомственных учреждений. Списки детей, как правило, ведутся с учетом подразделений (групп\классов\преподавателей).
  2. Настройка любого используемого механизма начисления.
  3. Быстрое начисление согласно сделанным настройкам.
  4. Автоматический прием оплаты из файлов, предоставляемых банками.
  5. Заведение корректировочных сумм начислений в случае ошибок.
  6. Формирование необходимых проводок по всем учетным операциям.
  7. Удобная форма квитанции со штрихкодом и правильная сумма к оплате (с учетом предоплаты или без нее).
  8. Печать квитанций на вновь поступивших детей, по которым пока нет начисления.
  9. Для некоторых организаций требуется возможность печати нескольких квитанций на одного ребенка с разным перечнем услуг.
  10. Печать списков должников, оборотных ведомостей в разрезе подразделений.
  11. Быстрый доступ к полному объему информации по ребенку с возможностью печати акта сверки с плательщиком.

Кроме того, в программе должны быть актуальные для дошкольных учреждений возможности  начисления компенсации в соответствии с текущим законодательством, печати необходимых ведомостей и передачи данных в органы соцзащиты. Хорошо, если есть форма справки по компенсации, предоставляемой родителям.

Конечно, программа автоматизации учета платных услуг должна уметь передавать информацию о начислениях в ГИС ГМП и принимать данные об оплате.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает программа «Расчеты по платным услугам», которая предназначена для использования в различных учреждениях бюджетной сферы, а также коммерческих организациях, для автоматического формирования квитанций на оплату, регистрации оплаты с помощью системы штрихкодирования и формирования различных отчетных форм.

Программа постоянно дорабатывается с учетом опыта ее использования в многочисленных бюджетных учреждениях и изменений в законодательстве.

Юлия Вольхина, менеджер проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Источник: https://kontur.ru/articles/1277

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: