Обоснованность расходов: пути снижения налоговых рисков *

Риски при оптимизации налогообложения, консультация адвоката |

Обоснованность расходов: пути снижения налоговых рисков *

Налоговое законодательство содержит достаточное количество норм, позволяющих плательщику законным путем уменьшить свои обязательства перед бюджетом. Не является исключением и налог на прибыль организаций. Однако даже законное уменьшение налогооблагаемой прибыли приводит к претензиям со стороны налоговых органов и, как правило, к судебным разбирательствам. На чьей стороне правда?

Чужой убыток уменьшает сумму налога

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибыль – это разница между полученными организацией доходами от реализации товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав, внереализационными доходами и произведенными расходами.

Оптимизацией налога на прибыль является уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов. Другими словами, оптимизация налога на прибыль предполагает снижение налогового бремени налогоплательщика без нарушения норм налогового, административного и уголовного законодательства.

Следует обратить внимание, что существует множество вариантов оптимизации налога на прибыль организаций.

Одним из достаточно распространенных способов оптимизации налога на прибыль является слияние прибыльной фирмы с убыточной. Основанием для его применения являются:

  • статья 283 НК РФ, согласно которой налогоплательщик, понесший убытки, учитываемые при исчислении налога на прибыль в предыдущие годы, вправе уменьшить налоговую базу на сумму этих убытков в целом в течение 10 лет, считая с года, следующего за годом получения убытка;
  • статья 50 НК РФ, согласно которой при присоединении и слиянии организации в части уплаты налогов правопреемник пользуется всеми правами реорганизованного юридического лица.

Однако следует помнить, что согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Иными словами, если целью слияния организаций является минимизация налоговых обязательств за счет убытков, полученных одной из слившихся организаций, то такая оптимизация может быть признана неправомерной.

В связи с этим бесперспективна идея оптимизировать налог на прибыль, если убыточная организация, участвующая в слиянии, не имеет никаких активов, кроме отложенных налоговых активов.

Дробление бизнеса и возвратный лизинг

Еще одним способом оптимизации налога на прибыль является дробление бизнеса, когда одна крупная компания распадается через классическую реорганизацию (разделение и выделение) на несколько более мелких, и все они, в свою очередь, переходят на спецрежимы налогообложения – УСН и ЕНВД, в результате чего перестают быть плательщиками налога на прибыль.

В большинстве случаев налоговые органы квалифицируют такое дробление бизнеса как схему уклонения от уплаты налога.

При этом арбитражные суды гораздо чаще поддерживают налогоплательщиков, чем налоговые органы. Главное – доказать, что дробление бизнеса направлено не только на получение налоговой выгоды, а в первую очередь имеет целью осуществление реальной предпринимательской деятельности.

Так, ВАС РФ своим Определением от 17.01.

2011 по делу N А27-19778/2009 отказал налоговому органу в передаче дела в Президиум ВАС РФ, так как все три созданные в результате реорганизации общества с ограниченной ответственностью осуществляли хозяйственную деятельность от своего имени, самостоятельно выполняли налоговые обязательства, имели собственное имущество и персонал. Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды сделали вывод о том, что действия общества не направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Разновидностью этого способа оптимизации является организация лизинга через вновь созданные фирмы и осуществление возвратного лизинга.

В первом случае после заключения договора лизинга лизингополучатель получает в лизинг имущество и за счет лизинговых платежей снижает налог на прибыль. А если учитывает предмет лизинга у себя на балансе, то еще и уменьшает прибыль на сумму налога на имущество.

Судебная практика не расценивает участие в лизинговых сделках взаимозависимых лиц как признак уклонения от налогов. Например, ФАС МО в своем Постановлении от 19.01.

2007 по делу N КА-А40/13184-06 прямо указал: тот факт, что ЗАО “ИТ-Центр” и ЗАО “ИТ-Центр Лизинг” являются взаимозависимыми лицами и между ними заключен договор лизинга, не свидетельствует о том, что отношения между ними влияют на результаты их финансовой деятельности.

Однако и в случае заключения договора лизинга между взаимозависимыми лицами целью должно быть получение прибыли и производственная необходимость, а не налоговая выгода.

При возвратном лизинге одна из организаций продает свои склады или оборудование другой взаимозависимой лизинговой компании, а затем берет у нее эти же склады или оборудование в лизинг. Лизинговые платежи учитываются при налогообложении прибыли.

Несмотря на мнение налоговых органов об отсутствии при этом деловой цели, суды считают выгоду, полученную при возвратном лизинге, обоснованной.

Источник: https://5898523.ru/riski-pri-optimizacii-nalogooblozheniya-konsultaciya-advokata/

Уменьшаем налоги без рисков для компании

Обоснованность расходов: пути снижения налоговых рисков *

Цель любого коммерческого предприятия — получить максимум прибыли. Это достигается через увеличение доходов и снижение расходов. Снизить расходы можно, уменьшая налоговые платежи, поэтому практически все коммерческие предприятия стараются использовать данный способ.

Снижая налоговую нагрузку, важно не перейти допустимую черту. Иначе компания понесет финансовые потери, которые сведут на нет предполагаемую экономию на налогах. Как уменьшить налоги с минимальными рисками, расскажем в данной статье.

Минимизация налогообложения и ответственность за нарушения налогового законодательства

Доходы государства формируются в основном за счет налогов (включая пошлины, сборы и акцизы), уплачиваемых коммерческими предприятиями, поэтому законодательство в сфере налогообложения призвано обеспечить их полное и своевременное поступление в бюджет. Для нарушителей законодательства о налогах предусмотрены существенные наказания.

В то же время государство предоставляет предприятиям некоторые возможности для минимизации уплачиваемых налогов. Если использовать их грамотно, можно уменьшить расходы и повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Большинство собственников коммерческих компаний наряду с законными методами минимизации налоговых платежей готовы использовать методы, не предусмотренные законом. Они ставят перед руководителями финансово-экономических служб задачу разработать и применить налоговые схемы, которые позволят дополнительно уменьшить расходы на налоги и повысить рентабельность бизнеса.

В результате многие компании работают с налогообложением по так называемым серым схемам, когда с помощью различных способов минимизации налогов результаты хозяйственной деятельности подстраиваются под методы, разрешенные законом.

Главным критерием возможности использовать такие схемы выступает соотношение величины экономии расходов на уплату налогов и размера штрафных санкций со стороны государства в случае, если используемые компанией методы налоговой минимизации будут признаны фиктивными.

В общем виде процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия можно разделить на два основных направления:

  • уклонение от уплаты налогов;
  • оптимизация налогов.

Каждое из направлений можно детализировать до более низких уровней (см. рисунок).

Процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия

Санкции за нарушение налогового законодательства

Размеры наиболее существенной ответственности за различные нарушения налогового законодательства представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ответственность за нарушение законодательства о налогах

Виды налоговых нарушений

Санкции за нарушение

Степень последствий

Величина

Основание

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Штраф в размере 10 % от полученного дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

Штраф в размере до 300 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 480 ч, или арест на срок до 6 месяцев

Статья 171 УК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, при наличии организованной группы или особо крупного размера незаконного дохода

Штраф от 100 до 500 тыс. руб., или принудительные работы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет

Статья 171 УК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ

Штраф налогоплательщика — 20 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Занижение налоговой базы, умышленное неправильное исчисление налога

Штраф налогоплательщика — 40 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

Статья 123 НК РФ

Сокрытие денежных средств или имущества организации/индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации

Штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности

Статья 199.2 УК РФ

Непредставление в ИФНС налоговой декларации

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период до 180 дней включительно

Штраф в размере 5 % суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период свыше 180 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога по декларации и 10 % от этой же суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня

Пункт 2 ст. 119 НК РФ

Предоставление недостоверных данных, приведших к неуплате или неполной уплате налога на прибыль

Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

Штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 1 ст. 122.1 НК РФ

Умышленное сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

Штраф — 40 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 2 ст. 122.1 НК РФ

Поскольку нас интересует уменьшение налоговых расходов с минимальными для компании рисками, то направление уклонения от уплаты налогов мы во внимание не принимаем. Риски там явно большие, поэтому рассмотрим законные методы оптимизации налогов.

Мероприятия по снижению расходов на налоги

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Организационный

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Аналитический

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контрольный

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Оптимизация налогов

Расчетный

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

500 000

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

100 000

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

350 000

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

200 000

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

400 000

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

800 000

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

50 000

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

70 000

Прочие виды экономии налогов

20 000

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

50 000

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать налоговую оптимизацию достаточно эффективной и направить дополнительную прибыль на развитие бизнеса

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию эффективной в долгосрочной перспективе и направить дополнительную прибыль на выплаты дивидендов собственникам

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Источник: https://www.profiz.ru/peo/3_2020/snizhaem_nalogi/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: