Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов

Содержание
  1. Ифнс запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование
  2. Запросы при проверке контрагента
  3. Направление требования
  4. требования
  5. Сведения по конкретной сделке
  6. Штрафы за неисполнение требования
  7. Информационное письмо из налоговой инспекции – нужно ли на него отвечать ?
  8. Что такое «информационное письмо из налоговой инспекции»?
  9. Что делать, если поступило информационное письмо из налоговой: требуют пояснения, требуют документы, требуют снять вычеты и расходы и т.д.
  10. СИТУАЦИЯ 1: Информационное письмо из налоговой инспекции о проблемных контрагентах
  11. Снимаете вычеты сами — еще раз обратите внимание на часть 4 статьи 81 НК РФ !
  12. Информационное письмо вашему контрагенту:  вы – проблемный контрагент, не полностью платите налоги
  13. Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли
  14. Какие налоговые проверки бывают
  15. Если у поставщиков налоговая запросила документы, чего ждать

Ифнс запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование

Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов

  • Новости
  • Проверки и санкции

Ифнс запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование

21 мая 2019 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»).

Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок.

Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.

«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях. Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, который связан с адресатом запроса).

Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вообще вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля. Но в этом случае круг ее интересов законодательно органичен конкретной сделкой.

Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

Запросы при проверке контрагента

Порядок запроса у налогоплательщика информации при проверке его контрагента урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления требования. Начнем с описания данной процедуры.

Направление требования

Налогоплательщику, который получил такой запрос, нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев его инициатором выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете его контрагент. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. Именно поэтому к требованию, которое выставила «своя» ИФНС, должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование).

В таком случае ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС России от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).

Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Так, из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы и информация.

Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса.

Ведь судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если истребуются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным в соответствующей части (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).

В то же время следует учитывать, что если инспекция не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3).

Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) только лишь потому, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно.

Если суд сочтет его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.

требования

Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности для налоговиков.

Дело в том, что в НК РФ для этого случая вообще нет каких-либо ограничений ни по составу запрашиваемых документов (информации), ни по кругу лиц, у которых можно их потребовать.

Основываясь на этом, суды рассматривают споры о праве ИФНС запрашивать те или иные сведения по контрагентам.

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки

Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).

А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые по правилам НК РФ являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику.

В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018).

Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС на законных основаниях может потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).

При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы при проверке контрагента (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018).

Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков.

А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур с контрагентами

Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация.

По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.

18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проводимой проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании.

Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).

Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы и в том случае, если в них содержатся персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Из данных норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.

12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 15.05.18 № 215).

Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина России от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. «Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Сведения по конкретной сделке

Теперь рассмотрим второй случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.

Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).

Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Например, в отношении операций по получению бюджетных субсидий или в отношении операций по выплате дивидендов, внесению вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина России от 17.07.13 № 03-01-18/28094).

На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, НК РФ не содержит.

Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.

1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.

В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 07.11.

18 № ММВ-7-2/628@, в требовании должны быть указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина России от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см.

«Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов»).

Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора или сделки. Достаточно обозначить стороны и тип договора.

Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.

18 № Ф09-5656/18).

Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Штрафы за неисполнение требования

И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.

Первый момент — налогоплательщик обязан отреагировать на требование  ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным.

Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов.

Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).

Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в вышестоящем управлении ФНС. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.

Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации.

Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей.

А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018).

Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.

Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн».

Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов.

Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, платежек и др.

Подключиться к системе «Контур.Экстерн»

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2019/5/14664

Информационное письмо из налоговой инспекции – нужно ли на него отвечать ?

Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов

Специалистам финансовых служб современных российских предприятий, специалистам подразделений бухгалтерского учета часто сталкиваются с ситуацией: Поступило информационное письмо из налоговой, нужно ли на него отвечать? Что значит – информационное письмо из налоговой ? Информационное письмо из налоговой — что делать?

Что такое «информационное письмо из налоговой инспекции»?

Получили информационное письмо из налоговой инспекции — не торопитесь на него отвечать или иным образом реагировать.

Основной документ, на основании которого налогоплательщик взаимодействует с Федеральной налоговой службой РФ (далее «ФНС РФ»),  и ФНС России взаимодействует с налогоплательщиком — это Налоговый кодекс Российской Федерации.

Именно в Налоговом кодексе содержаться обязательные правила, регулирующие каждый этап налогообложения, в том числе и правила ведения  переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу налогов.

Это же правило установлено законом «О налоговых органах» №943-1 от 21.03.1991г.

Получили информационное письмо из налоговых органов — сверьтесь с Налоговым кодексом.

Налоговые органы РФ осуществляют властные полномочия от имени государства и могут ограничивать права граждан и организаций.

Например, являясь государственным органом имеющим право безвозмездно изымать у налогоплательщиков принадлежащее им имущество – а налоги это и есть безвозмездно передаваемое имущество (статья 8 НК РФ), налоговые орган так же имеют право привлекать за неуплату налогов к штрафам, проводить проверки правильности исчисления и уплаты налогов, требовать от налогоплательщиков объяснений и т.д.

Для избежания произвола  налоговые органы не могут выходить за рамки установленных в законе прав. Так реализуется принцип правового государства: государственному органу запрещено все, что прямо не разрешено в законе.

Основные права налоговых органов сформулированы в статье 31 НК РФ, а так же в законе о налоговых органах.

Этот же принцип полностью действует в отношении  документа — «Информационное письмо налоговой инспекции».

Налоговый кодекс прямо устанавливает исчерпывающий перечень форм  документов  и способов официальной коммуникации российского налогового органа и налогоплательщика (часть 4 статьи 31 НК РФ), согласно которой В рамках выполнения функций по контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов налоговый орган имеет право направить  документы адресату либо в виде бумажного документа или в цифровой форме, при этом, документ передается:

— непосредственно (лично) под расписку;

— по почте, заказным письмом;

— передается  в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Внимание: приведенная норма кодекса прямо ограничивает усмотрение налоговой инспекции по выбору способа направления документа оговоркой: налоговый орган может выбрать любой из перечисленных способов уведомления — если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

Второе правило – этой  статьи:

Формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами, а также порядок заполнения форм указанных документов,  порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Это означает, что любые документы, которые направляются налоговыми органами налогоплательщику, должны составляться по утвержденным формам, как правило, это приказы ФНС РФ, или приказ Минфина РФ.

Если получено Информационное письмо из налоговой, что бы правильно действовать, необходимо определить в рамках каких мероприятий направлено это письмо, и какие требования содержит информационное письмо.

Что делать, если поступило информационное письмо из налоговой: требуют пояснения, требуют документы, требуют снять вычеты и расходы и т.д.

Помните основное правило – в России во взаимоотношениях налогоплательщика и налоговых органов правила общения установлены Налоговым кодексом РФ.

Налоговые органы свои функции по контролю за исчислением и уплатой налогов осуществляют через мероприятия налогового контроля – прежде всего, через камеральные и выездные налоговые проверки. Правила налоговых проверок, в том числе правила по оформлению запросов, и по направлению документов в адрес налогоплательщиков, установлены в главе 14 части 1 Налогового кодекса РФ.

Термин «Информационное письмо» для требования о предоставлении пояснений, документов, или для «снятия» вычетов и расходов, в Налоговом кодексе отсутствует. 
Изучите полученное информационное письмо, возможно, это самодеятельность (или изобретение) конкретного налогового инспектора при проведении проверки.

Кроме того, помните: какие либо вопросы, требования о предоставлении пояснений, документов, требования снятия вычетов или расходов – возможны только в рамках налоговых проверок, и должны быть мотивированы именно ссылками на конкретные мероприятия и соответствующие статьи Налогового кодекса, которые предоставляют налоговым органам право запрашивать пояснения и/или документы.

При этом требования налоговых органов должны быть не только мотивированными, но и оформлены в виде документа установленного в кодексе, кроме того, документ должен быть оформлен по утвержденной форме.

То есть, документ должен иметь установленные «законом» реквизиты.

Например, в рамках камеральных или выездных налоговых проверок налоговые органы имеют право  требовать представления документов и информации, что прямо предусмотрено статьями 88 и 89 НК РФ.

 А порядок истребования документов установлен статьями 93 и 93.1 НК РФ.

 Что бы требовать снятия вычетов и расходов — так это нужен акт налоговой проверки, который составляется так же по правилам Налогового кодекса.

Но и с самими информационными письмами из налоговых инспекций все не просто. За 2017-2018 годы виды информационных писем в адрес налогоплательщика могут различаться по содержанию.

СИТУАЦИЯ 1: Информационное письмо из налоговой инспекции о проблемных контрагентах

Наиболее часто организация или ИП получают информационное письмо из налоговой об операциях с проблемными контрагентами. Общие правила по любым сообщениям из налоговой:

Первое правило – не торопиться.

Второе – разобраться, чем вызвано информационное письмо, и что конкретно требует налоговая.

Внимание: Налогоплательщик изначально защищен Налоговым кодексом. Предполагая возможность незаконных действий со стороны налоговых органов при направлении писем и требований, законодатель  уравновесил возможные злоупотребления, предоставив налогоплательщикам право не исполнять незаконные акты и требования налоговиков (п. 11 части 1 статьи 21 НК РФ).

По этому, если налоговая «заблуждается», выдвигает заведомо незаконные требования вне налоговых проверок, есть возможность проигнорировать информационное письмо из налоговой. При этом нужно понимать, что после письма могут последовать действия, и к ним нужно быть готовыми. Нужно готовить документы.

Вместе с тем, интерес налоговиков может быть совсем не праздный, а информационное письмо – может оказаться очень полезным налогоплательщику.

В 2017 – 2018 годы налоговые инспекции массово рассылают информационные письма, которые содержат  требования или предложения добровольно  снять вычеты по НДС  и расходы по налогу на прибыль по конкретным контрагентам. Иногда таких контрагентов налоговики прямо называют проблемный контрагент, однодневка и т.п.

Информационное письмо из налоговой о проблемных контрагентах – повод задуматься, и приготовиться к налоговой проверке.

Внимание: После информационного письма из налоговой вы решили  самостоятельно снять вычеты по НДС и/или расходы и подать уточненную налоговую декларацию.  СДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО !

Внимательно изучите правила статьи 81 Налогового кодекса, особенно части 4 – сначала платите недоимку и пени, затем – сдаете уточненную декларацию.

Один из наших клиентов на сдаче уточненки по НДС «попал» на несколько десятков миллионов.

Снимаете вычеты сами — еще раз обратите внимание на часть 4 статьи 81 НК РФ !

По правилам этой статьи освобождение от штрафа при занижении налога возможно только если уточненка представляется  до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога .

Информационное письмо из налоговой с предложением снять вычеты по НДС и/или расходы, для статьи 81 кодекса однозначно – налоговая знает и информирует вас, что вы незаконно занизили налоговую базу и, соответственно, занизили сумму налога.

Ваши действия по «самостоятельному доначислению» налога в уточненке по «рекомендации» налоговой в информационном письме – это ваше согласие с доводами налоговой в ее информационном письме. Чем вы подтверждаете, что о налоговая узнала о неполном отражении налога до подачи вами уточненки.

Правда у в случае подачи уточненки, у вас встанет еще один вопрос: вас привлекут по части 1 статьи 122 Налогового кодекса к штрафу 20%, или по части 3 – на 40%, за умышленные действия направленные на занижение суммы налога через взаимодействие с организацией — сомнительный контрагент, проблемный контрагент, однодневку.

Информационное письмо вашему контрагенту:  вы – проблемный контрагент, не полностью платите налоги

Новшество 2017-2018 годов – ваш контрагент получает информационное письмо из налоговой, о том, что вы – проблемный контрагент. Мотивы — как правило, налоговая мотивирует, что вы не полностью отплачиваете налоги.

Что делать?

Общий рецепт на такой случай не существует, приходится  рассматривать каждый случай индивидуально. В любом случае «проблемной» организации налогоплательщику без «выяснения отношений» со своей налоговой не обойтись.

В худшем случае – налогоплательщику приходится идти в суд. В этом случае потребуется опытный налоговый  адвокат.

В любом случае, получив информационное письмо из налоговой внимательно его изучите, посоветуйтесь со специалистами, и только потом действуйте.

Источник: https://pravobez.ru/articles/informacionnoe-pismo-iz-nalogovoy-inspekcii-nuzhno-li-na-nego-otvechat-.html

Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов

Если предприниматели чего и страшатся, так это налоговых проверок. Некоторые думают: первые 3 года после старта беспокоиться не о чем, зато потом придут непременно. Кто-то и вовсе уверен, что нагрянуть с обыском могут в любой момент.

Сегодня говорим о проверках: как, почему, какие последствия. И что делать, если проверка уже пришла.

Какие налоговые проверки бывают

Обычно опасаются — и это логично — выездных проверок. Многие знают, что есть еще и камеральные. Некоторым знакомо слово «встречная». Добавим, что проверки также бывают плановые и внеплановые. Теперь, когда всё окончательно запуталось, давайте разбираться

Источник: https://www.yclients.com/blog/nalogovye-proverki-kak-izbezhat-i-chto-delat/

Если у поставщиков налоговая запросила документы, чего ждать

Обязаны ли налоговики информировать вас о налоговых нарушениях ваших контрагентов

С середины августа 2017 вступила в действие новая ст.54.1 НК РФ, согласно которой налогоплательщики фактически должны доказывать перед налоговиками право применить вычеты и расходы.

Соответственно, у налоговых органов появились новые возможности проводить налоговые проверки более углубленно. Вместе с тем, до вступления в силу ст. 54.

1 НК РФ «формальное» оформление актов налоговых проверок приобрело настолько широкий размах, что ФНС России было вынуждено разъяснить необходимость мотивировать налоговые претензии.

Согласно новой статье кодекса с середины августа при подаче налоговых деклараций налогоплательщик под угрозой отказа в применении вычетов и отказа в признании расходов по налогу на прибыль несет ответственность: 1) за достоверность учета, сумм налогов, 2) за реальность хозяйственных операций и 3) за «деловую цель хозяйственных операций».

Соответственно,  налоговые органы, проверяя эти самые реальность хозяйственных операций, достоверность учета и деловую цель, теперь проводят проверки и самого налогоплательщика и его контрагентов по документам, представленным налогоплательщиком, и документам, которыми располагает налоговый орган.

Налоговыми органами проводится поиск признаков направленности сделок на получение только налоговой выгоды, на участие проверяемого в налоговых схемах по уклонению от уплаты налогов или построение налоговой схемы, поиск взаимозависимости налогоплательщиков в цепочках поставщиков, поиск у поставщиков признаков фирм-однодневок, признаков недобросовестности и самого налогоплательщика и поставщиков и т.д.

Учитывая, что ведение Единого гос реестра юр лиц (ЕГРЮЛ) и Единого гос реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) ведется ФНС РФ в электронной форме, и при подаче налоговых деклараций в РФ внедрен электронный документооборот, налоговые инспекторы располагают возможностью автоматизированно проверять взаимозависимость участников многоэтапных сделок поставки товаров, работ, услуг и сопоставлять показатели счетов-фактур, книг-покупок и книг-продаж в цепочках по каждому налогоплательщику.

Кроме того, в рамках полномочий при проведении камеральных налоговых проверок, инспекторы вправе получить информацию относительно проверяемого налогоплательщика от его контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ).

Причем, в рамках ст.93.1 НК РФ истребование информации и документов — право налогового органа, а не обязанность, которое не обусловлено обнаружением каких то расхождений между документами в рамках проверки.

Еще более существенно, что  с лета 2017 на налоговые органы возложена обязанность привлекать к ответственности за неуплату налога не просто по ч.1 и 2 ст.122 НК РФ, но и по ч.3 ст.122 НК РФ — за умышленное занижение налога (сбора).

Соответственно, на налоговые органы возложена обязанность по выявлению умысла должностных лиц организаций на участие в схемах по незаконному снижению налогов, умысла по уклонению от уплаты налогов (сборов), что является признаками уголовных преступлений (ст. 199 — 199.

4 УК РФ), и отграничивается от налогового правонарушения лишь суммой неуплаченных налогов (сборов). (Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@)

Кроме того, налоговые правонарушения, как правило, сопровождаются иными преступлениями экономической направленности — незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), незаконное обналичивание денежных средств — незаконная банковская деятельность (ст.172 УК РФ), и т.д., о которых налоговые органы так же обязаны уведомлять правоохранителей.

На основании и в порядке  Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом России и ФНС N 101-162-12/ММВ-27-2/3 заключено 13.02.2012 эти гос органы обмениваются информацией:

— об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях;

— о принятых мерах по пресечению вышеназванных нарушений;

— о проводимых налоговых проверках;

— об осуществлении обмена иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Почему именно Инспекции ФНС и Следственный комитет?  Потому, что согласно ст.151 Уголовно процессуального кодекса РФ уголовные преступления уголовной направленности (ст. 199 — 199.4 УК РФ) — это сфера деятельности Следственного комитета РФ.

Учитывая изложенное, запрос налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки у поставщиков налогоплательщика документов, касающиеся деятельности последнего, означает лишь работу налоговых органов по камеральной налоговой проверке налоговой декларации в рамках их полномочий.

Согласно ч.3 ст.88 НК РФ в случае выявления ошибок, несоответствия сведений декларации имеющимся у налогового органа документам, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Учитывая, что при сопровождении налоговых проверок  в 2016, 2017 и 2018 годах наблюдается проверка налоговых деклараций по НДС в автоматическом режиме, получение вашими поставщиками запросов, в большинстве случаев, свидетельствует об обнаружении налоговиками «разрыве» в цепочке НДС.

В таком случае для самого налогоплательщика возникает перспектива снятия вычетов по НДС.

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: