О понятии профилактических мероприятий в сфере экономики, осуществляемых органами внутренних дел

Профилактика преступлений органами внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации

О понятии профилактических мероприятий в сфере экономики, осуществляемых органами внутренних дел

Авторы: Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности нашей страны являются экономическое развитие, обеспечение экономической безопасности (далее – ОЭБ) и противостояние влиянию коррупционных угроз.

Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные приоритеты, к которым относится государственная и общественная безопасность, обеспечиваемая в том числе выявлением, предупреждением и пресечением экономических преступлений.

Соответственно, противодействие коррупции и ОЭБ являются актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации.

Однако выработка, реализация, нормативно-правовое регулирование государственной политики как одно из направлений деятельности ОВД в данных сферах в нормативных правовых документах не конкретизированы и вызывают проблему выполнения не свойственных МВД России функций.

Так, базой для развития и осуществления национальной политики в области ОЭБ на всех уровнях управления (государственном и муниципальном) является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.

, в реализации которой МВД РФ принимает участие, в том числе в лице Главного управления и территориальных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК) территориальных органов МВД РФ.

В настоящее время правовое ОЭБ как упорядоченная структура правового регулирования общественных отношений в экономической области противодействия угрозам национальным интересам Российской Федерации имеет “пробельности”, что отрицательно сказывается на укреплении национальной безопасности нашей страны.

Исходя из того что безопасность и защита национальных интересов в экономической области являются приоритетными направлениями политики государства, то приоритетное значение придается:

– созданию эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и усилению государственного регулирования в экономической сфере, ее правовому обеспечению (устранению “пробельности” норм), а также принятию необходимых мер по преодолению последствий кризисов и др.;

– совершенствованию и поддержанию отлаженного механизма функционирования и взаимодействия всех институтов государственной власти, строгой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России, установлению четкого функционального распределения полномочий между государственными органами;

– противодействию коррупционной преступности и легализации преступных доходов, в первую очередь профилактическими средствами, путем реализации уголовной политики по направлениям – создание действенной системы правоохранительного контроля, совершенствование мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия.

Так, в России сформирована комплексная государственная система профилактики правонарушений, включающая органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ, контролирующие правоохранительные органы, общественные организации, бизнес, то есть всех без исключения субъектов власти, экономики, управления и представителей общественности. Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ “Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации” самостоятельным направлением профилактики правонарушений закреплено ОЭБ (п. 11 ч. 1 ст. 6).

МВД РФ относится к числу субъектов профилактики правонарушений согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона. МВД РФ является ключевым органом, реализующим исполнительно-распорядительные полномочия, осуществляющим противодействие экономической преступности в государстве.

В его составе имеются специальные структурные подразделения, входящие в систему противодействия экономической преступности. В частности, в составе МВД России образовано Главное управление ЭБиПК (далее – ГУ ЭБиПК).

ГУ ЭБиПК реализует концептуальные положения уголовной политики и осуществляет правовое регулирование в сфере ОЭБ государства, в том числе и противодействия коррупции. При этом перечень задач, функций и используемых методов работы изложен в Положении о ГУ ЭБиПК.

Полномочия сотрудников подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений закреплены в Приказе МВД России от 17 января 2006 г. N 19 “О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений”.

Практика проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических и коррупционных преступлений показывает незаинтересованность сотрудников в работе, направленной на приоритетное применение профилактических мер, поэтому оперативные работники подразделений ЭБиПК нередко “доводят” выявленную преступную деятельность до стадии совершения преступления и только после этого осуществляют пресечение преступлений с задержанием их участников.

Необходимо отметить, что ведомственный подход к определению и содержанию профилактической деятельности подразделений ГУ ЭБиПК отсутствует.

Ведомственные нормативные акты “размыто” регламентируют профилактическое направление, в них специально не определены цели и задачи, методы и средства профилактической работы, содержание и структура “профилактического мероприятия”, виды профилактических мероприятий. Указанные недостатки обусловлены следующим:

во-первых, в доктрине криминологии не сформировалось единого представления о системе профилактики, осуществляемой ОВД в рассматриваемой сфере, особенно с помощью оперативно-разыскных сил и средств;

во-вторых, представление о роли и содержании профилактики преступлений в сфере экономики в уголовной политике, ведомственных задачах длительное время упрощалось и предусматривало лишь перечень типовых превентивных методов без учета специфики отдельных отраслей хозяйствования, их субъектов, современных векторов развития общества и государства, что в целом не обеспечивало эффективность уголовно-превентивных и организационных мер воздействия на детерминанты экономической преступности.

Кроме того, в литературе справедливо отмечается отсутствие должной криминологической подготовки специалистов правоохранительных органов, в связи с чем сотрудники ГУ ЭБиПК не обладают необходимыми знаниями и умениями по проведению профилактических мероприятий. В настоящее время опыт такой подготовки уже апробируется в образовательных организациях системы МВД РФ, к примеру применение комплексного подхода при проведении итоговой аттестации.

Анализ действующего законодательства, в частности Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ “О полиции”, Положения об МВД РФ и других нормативных актов, позволил представить следующую структуру системы профилактики экономических преступлений ОВД, включающую: формы и методы; систему и виды оперативно-профилактических мероприятий, в том числе с учетом конкретных отраслей экономики; меры индивидуальной профилактики преступлений; ведомственный контроль в сфере экономики; меры по обеспечению деятельности ОВД по профилактике экономических и коррупционных преступлений и иных правонарушений (кадровое, организационно-методическое, финансовое и научно-методическое обеспечение).

Таким образом, определенная правовая база для ОЭБ силами МВД России имеется, однако, следуя логике построения системы правовых актов, данное направление деятельности должно вытекать из положений, закрепленных в нормативных правовых актах более высокого уровня, однако в Положении об МВД РФ данное полномочие не закреплено.

Нормативное закрепление участия ОВД в выработке и реализации государственной политики в области ОЭБ и противодействия коррупции в части их профилактики обеспечит повышение эффективности деятельности ГУ ЭБиПК, для чего необходимо:

– на заседаниях координационных совещаний руководителей правоохранительных органов рассматривать вопросы о принятии мер профилактического характера против экономических и коррупционных преступлений, принятии межведомственных комплексных планов, отражающих профилактические мероприятия в указанной сфере;

– добиваться взаимодействия и координации усилий всех субъектов, участвующих в профилактике экономических и коррупционных преступлений. Повышению эффективности профилактики преступлений препятствуют недостатки согласованности и координации действий правоохранительных органов;

– обобщать имеющийся в подразделениях ГУ ЭБиПК передовой опыт взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов в рамках проведения комплексных оперативно-профилактических операций или мероприятий, разрабатывать межведомственные методические рекомендации;

– активизировать работу по подбору квалифицированных источников оперативной информации, способных эффективно освещать и влиять на криминогенные процессы и явления, происходящие на объектах первоочередной оперативной заинтересованности.

Как показывает практика, объекты, вызывающие оперативный интерес, нередко не имеют надежного прикрытия, а источники оперативной информации, состоящие на связи, не в должной мере обладают необходимыми разведывательными способностями и возможностями для оценки замышляемых экономических преступлений;

– активнее поощрять сотрудников ГУ ЭБиПК, которые добиваются высоких результатов в проведении профилактических мероприятий как одного из индикаторов системы оценки профилактической работы.

Исходя из того что в работе сотрудников ГУ ЭБиПК имеются существенные недостатки в части профилактики преступлений в экономической сфере, результаты такой их деятельности должным образом не могут быть оценены, ввиду отсутствия соответствующих методик, которые позволяют установить соответствие мер по борьбе с профилактическими мерами в рассматриваемой области, оценить их эффективность.

В критерии и показатели оценки деятельности личного состава подразделений ГУ ЭБиПК необходимо включить следующее: меры по организации и учету результатов профилактической деятельности подразделений ГУ ЭБиПК (административная практика; оценка проводимых профилактических мероприятий, оперативных профилактических мероприятий (акций и рейдов); рассмотрение жалоб и обращений граждан; работа со средствами массовой информации; законодательные инициативы; направление в органы предварительного расследования информационно-аналитических материалов для подготовки представлений об устранении причин и условий совершения экономических и коррупционных преступлений; информирование хозяйствующих субъектов о выявленных фактах совершения экономических и коррупционных преступлений, с предложениями по их нейтрализации; взаимодействие с контролирующими органами, правоохранительными органами, осуществляющими ОРД, а также с общественными организациями правоохранительной направленности).

Для реализации указанного направления необходима согласованная, научно обоснованная ведомственная правовая основа, создание которой должно основываться прежде всего на базисной норме, являющейся фундаментом реализации профилактического направления по линии ГУ ЭБиПК.

В связи с этим считаем необходимым дополнить п. 11 Положения об МВД РФ о полномочиях МВД России абз. 18.

1 следующего содержания: “участвует в выработке и реализации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в части, касающейся профилактики, выявления, пресечения и раскрытия преступлений”.

Литература

1. Борин Б.В. Понятие оперативно-розыскной профилактики преступлений / Б.В. Борин, Я.Г. Ищук // Пробелы в российском законодательстве. 2017. N 3. С. 381 – 386.

2. Гладких В.И. Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии / В.И. Гладких // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2006. N 14. С. 76 – 84.

3. Есаян А.К. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений / А.К. Есаян, Ю.В. Трунцевский // Юридический мир. 2008. N 2. С. 67 – 69.

4. Ищук Я.Г. Закон о полиции как гарант антикоррупционного стандарта / Я.Г. Ищук // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 3. С. 11 – 14.

5. Кислый О.А. Правовое регулирование деятельности подразделений собственной безопасности МВД России / О.А. Кислый // Государственная служба и кадры. 2017. N 2. С. 124 – 127.

6. Корнилович Р.А. Сборник задач для подготовки государственного итогового междисциплинарного экзамена / Р.А. Корнилович [и др.]. Рязань: Московский ун-т МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2017. 217 с.

7. Петренко А.В. Система предупреждения экономических преступлений органами внутренних дел: Дис. … канд. юрид. наук / А.В. Петренко. М., 2011. 218 с.

8. Петросян О.Ш. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел, по борьбе с коррупцией / О.Ш. Петросян, Ю.В. Трунцевский, А.К. Есаян // Российский следователь. 2008. N 17. С. 38 – 40.

9. Смольянинов Е.С. Правовые основы реализации уголовной политики в сфере охраны безналичных средств платежной системы России от преступных посягательств / Е.С. Смольянинов // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 4. С. 62 – 66.

10. Соловьев В.С. Вопросы обеспечения криминологической безопасности социального сегмента сети Интернет / В.С. Соловьев // Уголовная политика и культура противодействия преступности: Материалы Международной научно-практической конференции: В 2 т. / Пред. ред. кол. К.В. Вишневецкий [и др.]. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. Т. II. 312 с.

11. Трунцевский Ю.В. О проблемах правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса / Ю.В. Трунцевский // Юридический мир. 2011. N 4. С. 20 – 25.

12. Чистотина О.Н. Взаимодействие органов внутренних дел с общественностью по противодействию коррупции / О.Н. Чистотина // Социально-экономические и правовые меры борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Рязань, 28 марта 2018 г.). Рязань, 2018. С. 318 – 328.

13. Шегабудинов Р.Ш. Основные формы профилактики преступлений экономической и налоговой направленности / Р.Ш. Шегабудинов // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 8. С. 190 – 194.

14. Шкабин Г.С. Обнаружение умысла и провокация преступления: проблемы правомерности проведения оперативно-разыскных мероприятий / Г.С. Шкабин // Евразийский юридический журнал. 2016. N 11(102). С. 214 – 216.

Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел

О понятии профилактических мероприятий в сфере экономики, осуществляемых органами внутренних дел

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и сущность профилактики преступлений……………………6

1.1. Понятие и значение профилактики преступлений………………………….6

1.2. Субъекты профилактической деятельности………………………………23

1.3. Правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел……………………………………………..…………38

Глава 2. Основные направления профилактической деятельности, осуществляемые органами внутренних дел………………………….………….65

2.1. Особенности виктимологической профилактики преступлений…………65

2.2. Профилактика преступности несовершеннолетних………………………80

Заключение……………………………………………………………………….90

Список литературы………………………………………………………………95

Введение

Профилактика правонарушений и преступлений на протяжении многих лет была и остается одной из основных задач, стоящих перед государством и обществом в целом.

На современном этапе угроза криминального характера сопровождается проявлениями терроризма и экстремизма, наркоэкспансией, коррупцией и организованной преступностью. Они нарушают спокойствие граждан, подрывают здоровье и потенциал нации, мешают развитию экономических отношений.

Сегодня мы подошли к такому рубежу, когда совершенно очевидна необходимость принятия адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений, воздействию на граждан в целях формирования их законопослушного поведения и правового воспитания.

Причем все это должно проводиться комплексно, с непосредственным и активным участием всех субъектов государственной системы предупреждения преступлений. В этой системе органы внутренних дел являются одним из основных субъектов специально-криминологической профилактики, выполняющим правоохранительные функции.

Деятельность органов внутренних дел направлена на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

В России преступность за период реформ выросла не только количественно, но обрела новое качество. Ее ядро составляют организованные преступные сообщества. Организованный характер значительной части современной преступности – закономерная ступень ее эволюции, ее важная существенная черта, значительно усиливающая общественную опасность1.

Учитывая сложившиеся тенденции в криминогенной обстановке в стране, руководством страны, Министерством внутренних дел, общественными формированиями в настоящее время уделяется повышенное внимание вопросам осуществления профилактики преступлений.

Развитие действенной системы профилактических мер, должная организация профилактической работы в целом в настоящее время являются одними из приоритетных направлений обеспечения общественной безопасности и результативной борьбы с преступностью в Российской Федерации2.

К тому же время человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда преступность, в особенности организованная, стала реально угрожать его безопасности, поэтому вышеизложенное определяет актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении места и роли органов внутренних дел системе профилактической деятельности преступности в целом и отдельных ее направлений.

Для достижения намеченной цели необходимо разрешить ряд задач:

  1. Раскрыть понятие и содержание профилактики преступлений, цели и методы ее проведения.
  2. Детально проанализировать объект и субъекты профилактики преступлений и правонарушений, определить место органов внутренних дел среди данных субъектов. 
  3. Рассмотреть правовые и организационные основы профилактики преступлений органами внутренних дел. 
  4. Проанализировать наиболее актуальные в настоящее время направления профилактической деятельности органов внутренних дел: виктимологической профилактики преступлений, профилактики преступности несовершеннолетних и т.д.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением профилактики преступности, а также отношения между субъектами профилактической деятельности – органами внутренних дел и лицами, в отношении которых осуществляется данная деятельность.

Предмет настоящего исследования составляют нормативно-правовые акты, регулирующие профилактическую деятельность органов внутренних дел.

Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются такие правовые акты, как Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, законы «О полиции», Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», иные законы и подзаконные акты касающиеся профилактики преступности.

При написании работы использовался широкий круг литературных источников. В частности, были использованы труды А.И.Алексеева, С.И. Герасимова, А.Я. Сухарева, А.Н.Величко, В.Н. Виневского, Н.Косененвича, В.Д.Малкова, В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова. и др.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В целях получения достоверных и научно-обоснованных результатов комплексно применялись такие методы теоретического анализа, как исторический, сравнительно-правовой, системный и другие.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1.1. Понятие и значение профилактики преступлений

Как отметил еще в XVIII в. известный итальянский ученый Ч. Беккариа, «общая польза требует, чтобы преступления не совершались, и в особенности – чтобы не совершались преступления, наиболее вредные для общества»3.

Если говорить о взглядах на предупреждение преступлений в дореволюционной России, то следует с удовлетворением отметить, что изучение проблем преступности в России имеет также богатую историю. Еще в 1802 году в работе А.Н.

Радищева «О законоположении» была обоснована необходимость широкого изучения преступности, высказаны мысли о ее причинах и предложена четкая программа сбора уголовно-статистических сведений.

В целом к 70-м годам XIX века в Российской империи уже было накоплено значительное количество научных знаний, из которых следовало, что, с одной стороны, преступность зависит от экономических, социальных и т.п. условий; с другой стороны, на совершение преступлений оказывают влияние факторы, связанные непосредственно с личностью преступника4.

В 1876 г. был принят Устав «О предупреждении и пресечении преступлений», возлагавший обязанности по предупреждению преступлений в основном на полицию5. На полицию в этот период возлагался необычно большой объем превентивных функций, включая гласный и негласный надзор за лицами, подозреваемыми в совершении преступлений6.

В настоящее время человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда преступность, в особенности организованная, стала реально угрожать его безопасности. В связи с этим в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г.

№ 537, указывается на то, что «главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений».7 Следовательно, деятельность по предупреждению преступлений является частью политики государства по национальной безопасности8.

Г.М.

Миньковский под предупреждением преступности понимает «многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность»9.

Сходное определение дает и С.И. Курганов, который рассматривает предупреждение преступлений как особый вид социальной деятельности, которая осуществляется путем нейтрализации или устранения криминогенных факторов, то есть причин и условий совершения преступлений или формирования (стимулирования) антикриминогенных обстоятельств10.

Таким образом, в криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер11. Под системой в юридической науке принято понимать целостное единство структурно расчлененных, но взаимосвязанных элементов, реализующее определенные функции в условиях конкретной внешней среды12. Эта система включает в себя:

  • объекты профилактики, на которые направлена эта деятельность;
  • ее основные уровни, формы, масштаб предупредительной деятельности;
  • меры предупредительного воздействия;
  • субъектов, осуществляющих эту работу13.

К объектам профилактики в данном случае помимо причин и условий преступности следует отнести также и потенциальных субъектов совершения преступлений, то есть организованную преступность, а точнее, криминальную среду, воспроизводящую и поставляющую криминально настроенных лиц для организованной преступности.

Учитывая, что объекты профилактики, основные уровни и формы предупреждения преступлений14, субъекты, осуществляющие эту работу15, достаточно подробно раскрыты в криминологической литературе, рассмотрим лишь основные криминологические меры предупреждения преступлений, совершаемых организованной преступностью, включая меры по воздействию на криминальную среду.

В криминологической литературе встречаются различные классификации мер предупреждения (профилактики) преступлений.

Наиболее часто основаниями классификации являются следующие: социальный уровень предупредительной деятельности, объем (массовость охвата), территориальный масштаб, этап воздействия на объект профилактики, направленность, вид (содержание) воздействия, субъект разработки и применения16 и другие.

По социальному уровню (по принципу целеполагания, в зависимости от иерархии причин и условий) одни авторы выделяют два, другие – три уровня предупредительной деятельности, которые каждый из авторов именует по-своему.

Например, А.И. Алексеев по принципу целеполагания (уровню) выделяет общесоциальное (общее) и специально-криминологическое (специальное) предупреждение преступности17. Аналогичной позиции придерживается и С.И. Курганов18.

По мнению В.Н. Бурлакова, в зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяются три основных уровня ее предупреждения: общесоциальный (общая профилактика), специально – криминологический (криминологическая профилактика), индивидуальный (индивидуальная профилактика)19.

Г.М.

Миньковский в зависимости от социального уровня также выделяет три группы мер предупредительной деятельности, однако отличных от указанных В.Н. Бурлаковым, а именно: общесоциальные, противодействующие социальным патологиям, специальные (криминологические)20.

Наряду с этим Г.М. Миньковский по объему (массовости охвата) разделяет предупредительные меры на общие, особенные и индивидуальные, которые в зависимости от стадий проявления криминогенных детерминант делит на семь этапов воздействия на объект21.

По направленности и видам (содержанию) одни авторы выделяют такие меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов, как социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, социально-психологические, медицинские и психолого-педагогические, технические, правовые,22 другие делят их на экономические, политические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные (например, демографического, экологического, технического характера),23 третьи – на экономические, социальные, идеологические, технические и правовые24.

По этапам воздействия на объект профилактики одни ученые классифицируют меры предупреждения в зависимости от момента применения на ранние меры и последующее предупреждение25. В.С. Четвериков в предупредительной работе органов внутренних дел выделяет следующие основные этапы:

  • разработка и осуществление общих направлений и мер по предупреждению преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности;
  • конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминогенном отношении территориях и объектах народного хозяйства, включая коллективы предприятий, учреждений и организаций;
  • проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах в органах внутренних дел либо нарушающих нормы общественной жизни;
  • предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;
  • раскрытие совершенных преступлений с тем, чтобы пресечь продолжение преступной деятельности и не допустить новые преступления;
  • работа с конкретными лицами, как склонными к совершению преступлений, так и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений26.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5/153937_2181299_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

О профилактике правонарушений

О понятии профилактических мероприятий в сфере экономики, осуществляемых органами внутренних дел

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано Оглавление
      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие Закона РК см. ст.31

      Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан по профилактике правонарушений.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) социальная адаптация – комплекс мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на формирование личности, способной принимать и соблюдать нормы и правила поведения в обществе;

      2) социальная реабилитация – комплекс мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на оказание правовой, социальной, психологической, педагогической помощи лицу с противоправным поведением, а также процесс преодоления психологической и (или) моральной травмы;

      3) законопослушное поведение – сознательное поведение лица, соответствующее установленным законами Республики Казахстан нормам поведения, не нарушающее права, свободы человека и гражданина, интересы общества и государства;

      4) профилактика правонарушений – комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений, направленных на сохранение и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

      5) субъекты профилактики правонарушений – государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане Республики Казахстан, осуществляющие профилактику правонарушений;

      6) правовое воспитание – комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на формирование законопослушного поведения, правосознания и правовой культуры граждан.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений

      1. Законодательство Республики Казахстан о профилактике правонарушений основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона

      1. Целью настоящего Закона является установление единой государственной политики в области профилактики правонарушений.

      2. Задачами настоящего Закона являются:

      1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от противоправных посягательств;

      2) снижение уровня правонарушений;

      3) совершенствование системы профилактики правонарушений, а также выявление, изучение, устранение способствующих им причин и условий;

      4) социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

      5) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;

      6) повышение уровня правовой культуры граждан;

      7) обеспечение участия граждан и организаций в профилактике правонарушений.

Статья 4. Принципы профилактики правонарушений

      Профилактика правонарушений основывается на принципах:

      1) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

      2) законности;

      3) гласности;

      4) единства прав и обязанностей;

      5) гуманности;

      6) научной обоснованности;

      7) неприкосновенности частной жизни;

      8) приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

      9) комплексности и системности.

Глава 2. Субъекты профилактики правонарушений

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области профилактики правонарушений

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области профилактики правонарушений;

      2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      3) образует и упраздняет республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений;

      4) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и координацию их деятельности;

      5) обеспечивает принятие своевременных мер по недопущению кризисных демографических процессов, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений;

      6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

      Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 6. Компетенция местных представительных и исполнительных органов

      1. Местные представительные органы:

      1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      2) утверждают по представлению акима персональный состав местных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений;

      3) утверждают и контролируют исполнение местных бюджетов в части расходов на профилактику правонарушений;

      4) содействуют исполнению гражданами и организациями норм настоящего Закона;

      5) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      2. Местные исполнительные органы:

      1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений на местном уровне;

      3) ведут учет граждан и организаций, участвующих в профилактике правонарушений, принимают меры по вовлечению граждан и организаций в охрану общественного порядка, определяют виды и порядок их поощрений;

      4) содействуют занятости населения;

      4-1) содействуют занятости осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с Законом Республики Казахстан “О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан”;

      5) представляют для утверждения в соответствующие местные представительные органы персональный состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и обеспечивают их функционирование;

      6) обеспечивают создание и функционирование организаций системы профилактики правонарушений;

      7) организуют предоставление специальных социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

      8) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

      9) обеспечивают организацию правового воспитания граждан;

      10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000271_

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: