Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике Российских судов

Содержание
  1. Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ
  2. Субъекты межбюджетных правоотношений:
  3. Объект межбюджетных правоотношений:
  4. Основа механизма бюджетного регулирования:
  5. Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ, Финансовое право – Дипломная работа
  6. Выдержка из текста
  7. Задание
  8. Список источников информации
  9. Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству российской федерации
  10. Е.Л. Васянина
  11. 1. Перераспределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы
  12. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
  13.     Таким образом, среди многообразия моделей межбюджетных отношений или методов распределения доходов, выделяют две основные − это горизонтальная и вертикальная. Наиболее эффективная считается горизонтальная, ее суть состоит в том, что в бюджеты субъекта и территориальные бюджеты кроме собственных доходов поступают регулирующие доходы. К ним относят федеральные и региональные налоги и иные платежи, с установленными на них нормативами отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, а также дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.
  14.     Межбюджетные отношения как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении, которое содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6), где межбюджетные отношения определены как “взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса”
  15.     Значение Бюджетного кодекса РФ заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения которых также выделены в самостоятельную главу.
  16.     В структуре бюджетного законодательства важное место занимают законы о бюджете. Законодательная форма бюджета выступает в качестве источника бюджетного права, например, Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”. Значение законов о бюджете, в особенности федерального бюджета, обусловлено тем, что в данном правовом акте находит выражение государственный суверенитет, определяется объем финансирования функций государства. Помимо этих особенностей, федеральные законы о федеральном бюджете обеспечивает координацию всех звеньев финансовой системы страны
  17.     Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований носит характер предварительного санкционирования со стороны государства (федерального центра). Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, так и относительно собственных предметов ведения.

Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ

Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике Российских судов

Часть 1 ст. 8 Конституции РФ провозглашает: “В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”.

Межбюджетные отношения как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Основополагающий принцип формирования бюджетов:

  •  самостоятельность формирования бюджетов, выражающаяся в наличии собственных источников доходов и права самостоятельно определять расходование средств.

Часто бюджетам более низких уровней не хватает средств для реализации стоящих перед ними задач, и тогда вышестоящие бюджеты могут направлять дополнительные финансовые средства (источники доходов) нуждающимся бюджетам, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства. 

Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении,  которое содержится  в  Бюджетном  кодексе  РФ  (ст. 6),  где  межбюджетные  отношения определены как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Субъекты межбюджетных правоотношений:

  • публично-правовые образования.

Объект межбюджетных правоотношений:

  • регулирование бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Таким образом, регулирование бюджетных правоотношений (в аспекте межбюджетных отношений) предполагает регулирование отношений:

1) имущественного характера;

Межбюджетные отношения, связанные с распределением денежных (бюджетных) средств между бюджетами бюджетной системы РФ в различных формах, составляют имущественные межбюджетные отношения, и охватываются понятием “межбюджетные трансферты”.

Объект указанной группы межбюджетных отношений:

  • бюджетные средства – межбюджетные трансферты в конкретной форме.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета – межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

Соответственно указанным формам межбюджетных трансфертов межбюджетные отношения делятся на следующие подгруппы: межбюджетные отношения по предоставлению дотаций, межбюджетные отношения по предоставлению субсидий, межбюджетные отношения по предоставлению субвенций, иные межбюджетные отношения.

2) процессуального, организационного характера

Межбюджетные отношения, носящие неимущественный (процессуальный, организационный характер), имеют сутью закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением  бюджетных  средств.

Основная цель межбюджетных отношений  неимущественного (процессуального, организационного) характера:

  • обеспечение нормативного регулирования бюджетных отношений.

Они включают отношения по поводу:

  • формирования бюджетной системы РФ;
  • разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы РФ, распределению налоговых отчислений;
  • разграничения и закрепления бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • контроля за использованием денежных средств, распределенных между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • иные отношения по поводу регулирования бюджетных отношений с учетом интересов публично-правовых образований различных уровней.

Регулирование бюджетных отношений предполагает их упорядочение, направление и развитие в процессе функционирования бюджетов.

Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем

  • вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и
  • горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы)

выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.

Механизм бюджетного регулирования представляет собой совокупность методов (в том числе правовых) и средств, при помощи которых государство воздействует на процессы формирования и использования бюджетных ресурсов. При этом данный механизм оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Основа механизма бюджетного регулирования:

  1. правовое закрепление определенного порядка финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и
  2. организация экономических отношений, возникающих по этому поводу.

По смыслу Бюджетного кодекса РФ необходимость в таком регулировании обусловлена федеративным устройством России.

Поскольку межбюджетные отношения обеспечивают территориальное перераспределение финансовых ресурсов и оказывают непосредственное воздействие на социально-экономическое развитие регионов, правовое регулирование межбюджетных отношений реализует конституционные права граждан.

Кроме того, необходимость в регулировании межбюджетных отношений возникает в основном тогда, когда у органов власти нижестоящего территориального уровня при формировании бюджетов по объективным причинам не хватает средств от доходных источников, закрепленных на постоянной основе полностью или частично, для обеспечения минимально необходимых расходов в соответствии с возложенными на них функциями и полномочиями.

Подробнее о бюджетном выравнивании

В Бюджетном кодексе РФ используется понятие “бюджетное выравнивание”, которое необходимо рассматривать как часть бюджетного регулирования.

Бюджетное выравнивание – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью сглаживания различий в  уровнях социально-экономического развития нижестоящих территорий для обеспечения их гражданам государственных гарантий на определенном, минимально допустимом уровне.

Государственные и муниципальные образования одного уровня развиты неодинаково и имеют разные возможности для мобилизации налогов и сборов.

Поэтому главной задачей бюджетного выравнивания ставится выделение менее благополучным из них таких средств, которые увеличат доходы их бюджетов до уровня обеспечения расходов в расчете на одного жителя, примерно равного расходам государственных и муниципальных образований среднего достатка.

Большую роль в регулировании межбюджетных отношениях играет Минфин России, в структуре которого находится Департамент межбюджетных отношений (см. Приказ Минфина России от 02.08.2011 N 275 “Об утверждении Положения о Департаменте межбюджетных отношений”).

Департамент межбюджетных отношений является структурным подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности в части взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, муниципальных образований, а также в отраслях жилищно-коммунального хозяйства и взаимоотношений бюджетов субъектов РФ с бюджетами муниципальных образований.

Мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной для всех стран модели межбюджетных отношений в силу огромного влияния политики и исторических традиций на бюджетно-налоговое устройство разных стран.

Правильная организация процесса регулирования межбюджетных отношений способна обеспечить относительное выравнивание условий социально-экономического развития федеративного государства.

Правовому регулированию межбюджетных отношений отведена не последняя роль.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoe-regulirovanie-mezhbiudzhetnich-otnosheniy-v-rf

Правовое регулирование межбюджетных отношений в РФ, Финансовое право – Дипломная работа

Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике Российских судов

Введение

Глава

1. Возникновение и развитие межбюджетных отношении в Российской Федерации

1.1. История развития правового регулирования межбюджетных отношении в дореволюционный и советский периоды

1.2. История развития правового регулирования межбюджетных отношений на современном этапе Российской государственности

Глава

2. Организационно-правовые основы межбюджетных отношений в Российской Федерации

2.1 Нормативно-правовые основы бюджетного регулирования в РФ

2.2 Правовое обеспечение бюджетного выравнивания публично-правовых образовании

2.3 Правовое обеспечение стимулирования социально-экономического развития территории

2.4 Правовое обеспечение передачи государственных полномочий

Глава

3. Правовое регулирование межбюджетных отношений в условиях бюджетного реформирования

3.1. Этапы и основные направления бюджетного реформирования в части межбюджетных отношении

3.2. Реформирование межбюджетных отношений в части выравнивания условий социально-экономического развития территорий

3.3 Реформирование межбюджетных отношений в части организации бюджетного процесса РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Выдержка из текста

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты всех уровней публичной власти в Российской Федерации и правоприменительная практика в области межбюджетных отношений государства и местного самоуправления.

Объект исследования – правоотношения в сфере конституционно-правового регулирования информационных отношений в РФ.Предмет исследования –конституционно-правовое регулирование информационных отношений в РФ.Цель исследования – комплексный анализ особенностей и проблем конституционно-правового регулирования информационных отношений в РФ.

В современной юридической литературе и в сложившейся практике наблюдается недооценка значения роли договора мены в системе обязательственных отношений, направленных на передачу имущества в собственность. Объектом исследования выступают гражданско-правовые отношения мены. Целью настоящего исследования является гражданско-правовой анализ правового регулирования меновых отношений в РФ.

В дипломной работе использовались общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, а также специальные методы: формально-юридический (для теоретического обоснования отраслевой самостоятельности семейного права), сравнительно-правовой (для определения соотношения семейного и гражданского права на различных этапах их развития), системный (для выяснения взаимодействия между отраслями права при регулировании семейных отношений), нормативный и метод правового моделирования.

Целью дипломной работы является исследование особенностей правового регулирования ипотечных отношений в России и США. проведение анализа особенностей правового регулирования ипотечных отношений в РФ; исследование специфики правового регулирования ипотечных отношений в США.

Межбюджетные отношения призваны выполнять две основные функции. Во-первых, выравнивать бюджетную обеспеченность регионов и сглаживать различия в их социально-экономическом развитии через направление финансовой помощи из центрального бюджета. И, во-вторых, стимулировать регионы к наращиванию налогового потенциала, т. е. к самазарабатыванию средств на покрытие расходных обязательств.

В первой главе анализируется Концепция реформирования межбюджетных отношений, принятая в 1998 году, по которой был осуществлен переход к нормативной оценке бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней, соответствующих их расходным полномочиям и ответственности.

Были разработаны нормативы финансирования расходов на ЖКХ, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, государственное управление, выплату пособий семьям, имеющим детей, а также нормативы затрат на финансирование общественного транспорта, правоохранительной деятельности, культуры и другие, необходимые для определения обоснованных бюджетных потребностей регионов.

Начиная с 2000г. расходы региональынх бюджетов стали оцениваться на нормативной основе.

исследования, как анализ библиографических источников, выделение и синтез первичной информации, анализ статистических данных, их структурирование и сравнение.

Предметом же исследования выступает проблематика взаимодействия бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения средств федерального бюджета и других финансовых ресурсов. Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов и законодательные акты РФ.

Задание

4. Дайте расшифровку кода доходов федерального бюджета в разрезе главного администратора бюджетных средств, группы, подгруппы, статьи и подстатьи, а также элемента доходов, подвида доходов и операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов:

Главными участниками (субъектами) межбюджетных отношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.

Значительный вклад в разработку проблем государственного кредита на современном этапе внесён О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, Ю.А. Крохиной, Е.В. Покачаловой, А.Д. Селюковым, Н.И. Химичевой, А.А. Ялбулгановым.

Список источников информации

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

Источник: https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/pravovoe-regulirovanie-mezhbyudzhetnyh-otnoshenij-v-rf/

Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству российской федерации

Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике Российских судов

Статья: Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике ро…Документ предоставлен КонсультантПлюсДата сохранения: 11.09.2015

ИВ ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ СУДОВ

Е.Л. Васянина

——————————–

Vasyanina E.L. Some issues of management of interbudgetary relationsaccording to the RF legislation and the practice of the russiancourts.

ВасянинаЕлена Леонидовна, к.ю.н., доцент кафедрыфинансового права Уральской государственнойюридической академии.

Обеспечениесбалансированности бюджетов всехуровней бюджетной системы являетсяпервоочередной задачей государства налюбом этапе его социально-экономическогоразвития.

Одним из направлений решенияобозначенной задачи является закреплениена законодательном уровне действенныхправовых механизмов регулированиямежбюджетного распределения доходов.

В статье на основе проведенногоисследования действующего законодательства,правоприменительной и судебной практикипроанализированы некоторые проблемыреализации механизма межбюджетногораспределения доходов.

Ключевыеслова: бюджет, доходы, налоги, расходы,межбюджетные отношения, субсидии,дотации.

Theprimary task of the state is to ensure balance of budget at alllevels of the budget system at any stage of socio-economicdevelopment.

One of the solutions is to fix in law the efficientlegal mechanisms for regulating the distribution of budgetaryrevenues.

the study of current legislation, law-applicationand court practice the author analyzes some issues of realization ofthe mechanism of interbudgetary distribution of revenues.

Keywords: budget, revenues, taxes, costs, interbudgetary relations,subsidies, donations.

Обеспечениесбалансированности бюджетов всехуровней бюджетной системы являетсяпервоочередной задачей государства налюбом этапе его социально-экономическогоразвития.

Одним из направлений решенияобозначенной задачи является закреплениена законодательном уровне действенныхправовых механизмов регулированиямежбюджетного распределения доходов.

Действующимзаконодательством предусмотреныследующие механизмы межбюджетногораспределения доходов: 1) перераспределениеналоговых доходов между бюджетамибюджетной системы; 2) межбюджетноераспределение дотаций, субсидий,субвенций, иных межбюджетных трансфертов.

Врамках настоящей статьи на основедействующего законодательства,правоприменительной и судебной практикипроанализированы некоторые проблемыреализации механизма межбюджетногораспределения доходов.

1. Перераспределение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы

Перераспределениеналоговых доходов между бюджетамибюджетной системы осуществляется всоответствии с положениями бюджетногозаконодательства о нормативах отчисленийот соответствующих видов налогов.

Доходыот уплаты федеральных налогов, которыесогласно ст.71Конституции Российской Федерациинаходятся в исключительном веденииРоссийской Федерации, подлежат дальнейшемураспределению между бюджетами другихуровней в соответствии с федеральнымзаконом о федеральном бюджете наочередной финансовый год .

——————————–

Статья2Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ “Офедеральном бюджете на 2012 год и наплановый период 2013 и 2014 годов”.

Распределениеналоговых доходов между бюджетаминижестоящих уровней бюджетной системыобусловлено тем, что в связи спредусмотренными федеральнымзаконодательством налоговыми льготамии изъятиями бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и местные бюджеты недополучаютдоходы, необходимые для финансовогообеспечения расходных обязательств насоответствующих территориях.

Несмотряна то что расщепление налоговыхпоступлений позволяет сократитьдотационность нижестоящих бюджетов,указанный механизм имеет следующиесущественные недостатки: отсутствиена региональном и местном уровневзаимосвязи между объемом предоставляемыхуслуг и уровнем налогообложения,заинтересованности органов властисубъектов и местного самоуправления вразвитии налоговой базы и формированииинвестиционного и предпринимательскогоклимата; ограничение возможностей дляпроведения долгосрочной экономическойи бюджетной политики .

——————————–

Правовое регулирование межбюджетныхотношений в Российской Федерации / Подред. Г.В. Петровой. СПб., 2003. С. 182.

Инымисловами, предусмотренный действующимзаконодательством порядок распределенияналоговых доходов можно рассматриватькак ограничивающий экономическуюактивность публично-правовых образований.Изложенное может быть проиллюстрированона примере положений Налоговогои Бюджетногокодексов о регулировании порядказачисления и перераспределения средствот уплаты налога на добычу полезныхископаемых.

Так, в соответствии со ст.343НК РФ НДПИ подлежит уплате по местунахождения каждого участка недр,предоставленного налогоплательщику впользование в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.При этом местом нахождения участканедр, предоставленного налогоплательщикув пользование, признается территориясубъекта (субъектов) Российской Федерации,на которой расположен участок недр .

——————————–

Статья335Налогового кодекса Российской Федерации(часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Согласност.ст.

58и 61Бюджетного кодекса Российской Федерацииналоговые доходы бюджетов муниципальныхобразований могут формироваться в томчисле за счет НДПИ в случае, если закономсубъекта Российской Федерации установленыединые для всех поселений субъектаРоссийской Федерации нормативы отчисленийв бюджеты поселений от отдельныхфедеральных и (или) региональных налогови сборов, налогов, предусмотренныхспециальными налоговыми режимами.

Инымисловами, зачисление НДПИ в бюджетымуниципальных образований осуществляетсявне зависимости от того, на территориикакого именно муниципального образованиябыла сформирована налоговая база посоответствующему налогу.

Сложившийсямеханизм формирования доходов”…

существенным образом снижаетзаинтересованность местных властей всоздании привлекательных условий дляведения бизнеса и развития собственнойналоговой базы” и являетсятормозом на пути развития экономическойактивности муниципальных образований.

——————————–

Голованов Г.Р. Правовыеосновы бюджетногои налогового регулирования уплаты изачисления в бюджеты налога на добычуполезных ископаемых. URL:http://juristmoscow.ru/nalogovye-spory.

По мнению законодателей, нынешняясистема уплаты налога по месту работыприводит к диспропорции в развитиирегионов, т.е. одни регионы собирают всеналоговые сливки, тогда как другие неполучают практически ничего. В. Путинпредлагает взимать налог, как и сейчас,по месту работы, а затем перераспределятьпо месту жительства.

Такой подход неусложнит процедуру администрированияналога. Изначально эксперимент охватиттри области – Московскую, Тверскую иЛенинградскую. Если же он окажетсяудачным, возможно, что в законодательствовнесут соответствующие поправки. Приэтом поправки планируется ввести не вналоговое законодательство, а в бюджетное.URL: http://www.

nalog-briz.ru.

Следуетотметить, что в некоторых случаяхустановление дополнительных нормативовотчислений от налоговых доходов,подлежащих зачислению в бюджеты субъектовРФ (местных бюджетов), может рассматриватьсяв качестве одного из возможных механизмовреализации полномочий субъекта РоссийскойФедерации по выравниванию бюджетнойобеспеченности муниципальных образований.Так, согласно ст.58Бюджетного кодекса Российской Федерацииорганы государственной власти субъектовРоссийской Федерации наделены полномочиямипо установлению дополнительных нормативовотчислений в местные бюджеты от налогана доходы физических лиц, подлежащегозачислению в бюджет субъекта РоссийскойФедерации.

Учитываявышеизложенное, во взаимосвязи сположениями ст.ст. 137,138БК РФ установление дополнительныхнормативов отчислений от налога надоходы физических лиц в местные бюджетыявляется частью методики распределениядотаций на выравнивание бюджетнойобеспеченности .

——————————–

ПисьмоМинистерства финансов РФ от 02.07.2009 N06-04-11/01-154.

Источник: https://studfile.net/preview/5131695/

Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации

Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике Российских судов

    – собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, среди многообразия моделей межбюджетных отношений или методов распределения доходов, выделяют две основные − это горизонтальная и вертикальная. Наиболее эффективная считается горизонтальная, ее суть состоит в том, что в бюджеты субъекта и территориальные бюджеты кроме собственных доходов поступают регулирующие доходы. К ним относят федеральные и региональные налоги и иные платежи, с установленными на них нормативами отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, а также дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.

 

1.3. Нормативно-правовая база регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации

    Межбюджетные отношения как правовой институт представляют собой совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Сущность и содержание межбюджетных отношений раскрываются в определении, которое содержится в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6), где межбюджетные отношения определены как “взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса”

    Бюджетный кодекс РФ занимает важное место среди источников бюджетного права. Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы аккумулирования, распределения и расходования бюджетных средств, основания и условия привлечения к ответственности субъектов бюджетных правоотношений за нарушение бюджетного законодательства.

    Значение Бюджетного кодекса РФ заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения которых также выделены в самостоятельную главу.

    Регулирование бюджетных правоотношений в аспекте межбюджетных отношений предполагает функционирование отношений:

    – с таким объектом, как бюджетные средства, которые подлежат распределению (дотации, межбюджетные трансферты и др.).

Межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

    – процессуального, организационного характера (закрепление доходов бюджетов разных уровней, их распределение и разграничение расходных полномочий, контроль над движением бюджетных средств).

Так, распределение доходов, лежащее в основе межбюджетных отношений, представляет собой передачу органами государственной власти и органами местного самоуправления доходов, закрепленных за бюджетами, в иные бюджеты бюджетной системы РФ по нормативам отчислений, устанавливаемым на постоянной основе или на очередной финансовый год. В отличие от разграничения доходов между бюджетами, которое относится к компетенции только федеральных органов государственной власти, распределять доходы между бюджетами могут органы государственной власти обоих уровней и органы местного самоуправления муниципальных районов[23].

    В действующем бюджетном кодексе формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Федерации, – в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, – в ст. 142 БК РФ.

    В структуре бюджетного законодательства важное место занимают законы о бюджете. Законодательная форма бюджета выступает в качестве источника бюджетного права, например, Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов”. Значение законов о бюджете, в особенности федерального бюджета, обусловлено тем, что в данном правовом акте находит выражение государственный суверенитет, определяется объем финансирования функций государства. Помимо этих особенностей, федеральные законы о федеральном бюджете обеспечивает координацию всех звеньев финансовой системы страны

    Значительное место в системе источников бюджетного права занимают нормативные правовые акты субъекты РФ и органов местного самоуправления.

Наделение субъектов РФ правом принимать бюджетные законодательные акты является нормой конституции РФ (п. 4 ст. 76).

Эта норма обусловлена правовым статусом субъектов РФ, а также разграничением бюджетной компетенции между Российской Федерацией и ее субъектом.

    Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований носит характер предварительного санкционирования со стороны государства (федерального центра). Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать законодательству РФ и обеспечивать правовое регулирование бюджетных отношений как в сфере предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов, так и относительно собственных предметов ведения.

            

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

2.1. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов

    Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным центром и регионами.

    Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – бюджетный федерализм, то есть бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов бюджетной системы РФ должна состоять из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, кредитных ресурсов.

    Основными задачами бюджетных взаимоотношений между центром и регионами является:

    – ликвидации несоответствия между объемом расходных обязательств субфедеральных органов власти и величиной закрепленных за бюджетами данных уровней доходных поступлений;

    – сдерживание и сокращение уровня дифференциации регионов в плане социально-эконономического развития с целью сбалансированного экономического развития, не допускающего сильной межрегиональной социальной напряженности; 

    – стимулирование территориальных «налоговых усилия» (побуждать территориальные органы власти к мобилизации дополнительных бюджетных доходов на основе более полного использования и развития их собственного доходного потенциала;

    – ориентация бюджетных политик территориальных властей на реализацию общегосударственных приоритетов.

    – устранение недостатков налоговой системы.

    Все эти задачи решаются с помощью механизма межбюджетного выравнивания.

    Основным инструментом механизма межбюджетного выравнивания (межбюджетных отношений) между федеральным центром и регионами (также как между регионами и муниципалитетами), как уже было сказано ранее, являются межбюджетные трансферты.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

    – дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, которые распределяются между субъектами РФ в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ.

    Дотации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Проект и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ между субъектами РФ вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении. То же самое касается субсидий и субвенций.

    – Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими отдельных расходных обязательств.

    – Совокупность субвенций бюджетам субъектам РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

    Субвенции распределяются между всеми субъектами РФ единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ

    – иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии сними нормативно правовыми актами Правительства РФ, бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Источник: https://www.stud24.ru/budget/problemy-mezhbjudzhetnyh-otnoshenij-v-rossijskoj/93987-283364-page3.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: