Некоммерческая организация: отчетность о целевом финансировании

Содержание
  1. Нулевая отчётность НКО, не ведущей деятельность
  2. 1.    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
  3. А. Единая декларация по налогу на прибыль и по НДС при отсутствии движений на счете
  4. Б. Налог на прибыль при наличии движений по счету
  5. В. НДС при наличии движений по счету
  6. Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам
  7. Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу
  8. Е. Сведения о среднесписочной численности работников
  9. Ж. Бухгалтерская отчетность
  10. Отчетность некоммерческих организаций (НКО)
  11. Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации
  12. Налоговая отчетность
  13. Налоговая отчетность: ОСНО
  14. Налоговая отчетность: УСН
  15. Отчетность по страховым взносам
  16. Статистическая отчетность
  17. Отчетность НКО в Минюст России
  18. Финансирование некоммерческих организаций
  19. Внутренние источники финансирования деятельности
  20. Внешние источники финансирования
  21. Выводы
  22. Бухучет в НКО
  23. Виды НКО с точки зрения организации учета
  24. Бухучет в НКО, которые занимаются только некоммерческой деятельностью
  25. Бухучет в НКО, которые ведут предпринимательскую деятельность
  26. Вывод

Нулевая отчётность НКО, не ведущей деятельность

Некоммерческая организация: отчетность о целевом финансировании

НКО не может «приостановить» сдачу отчетности даже когда приостанавливает свою деятельность на год.

  Адвокат Марина Агальцова подготовила обзор о том, какие документы необходимо сдавать «нулевой» НКО в проверяющие органы – в Федеральную налоговую службу (ФНС), в Пенсионный фонд (ПФ), в Фонд социального страхования (ФСС), в Росстат и в Минюст России, чтобы избежать претензий с их стороны.

1.    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

За несвоевременную сдачу отчетности в Федеральную налоговую службу (ФНС) НКО и ее лидера могут привлечь к ответственности.  ФНС не удовлетворит объяснение, что организация фактически не осуществляет никакой деятельности, Поэтому ряд документов все же необходимо представить.

А. Единая декларация по налогу на прибыль и по НДС при отсутствии движений на счете

При нулевой деятельности, то есть при отсутствии каких-либо движений на счете,  необходимо заполнить единую упрощенную декларацию по налогу на прибыль и НДС (п. 2 ст. 80 НК РФ). Бланк отчета и способ его заполнения утверждены письмом Минфина от 10.07.2007 № 62н.

Срок предоставления декларации —  до 20-го числа месяца, который следует за отчетным периодом (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Б. Налог на прибыль при наличии движений по счету

НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, то есть — нет прибыли, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме [1] по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). В налоговую необходимо предоставить:

— заполненный титульный лист (лист 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)»,

— лист 02,

— приложения N 1 и N 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов,

— лист 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК.

Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),

Срок предоставления — не позднее 28-го марта следующего года.

В. НДС при наличии движений по счету

Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме[2]. Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).

Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам

Даже если НКО не осуществляет деятельность,  у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты.

Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов.

В этой ситуации мы рекомендуем заключить гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг между НКО и председателем.

Если работающие в НКО  лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ  (п. 2 ст. 230 НК РФ [3]).

Но если организация опасается,  что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи  нулевой отчетности, то можно направить в ФНС   письмо об отсутствии обязанности предоставлять расчет 6 НДФЛ  с уведомлением о том, что  НКО не является налоговым агентом, а значит, не должна предоставлять расчет 6-НДФЛ.

Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу

Организация, не имеющая имущества, признаваемого объектом налогообложения, декларацию не сдает [4]. Налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу должны представлять только налогоплательщики (ст. 386 НК РФ, п. 1 статьи 388 НК РФ и абз. 1 статьи 357 НК РФ).

Е. Сведения о среднесписочной численности работников

Если НКО не вело работы, то это не освобождает ее от необходимости подать сведения.  Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.

Ж. Бухгалтерская отчетность

Источник: https://hrdco.org/manual/reports/nulevaya-otchyotnost-nko-ne-vedushhej-deyatelnost/

Отчетность некоммерческих организаций (НКО)

Некоммерческая организация: отчетность о целевом финансировании

Некоммерческие организации (далее – НКО), как и все организации, должны сдавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам. Есть и специальная отчетность для НКО – в территориальное отделение Минюста России.

Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации

Бухгалтерскую отчетность НКО сдают по общим правилам раз в год, в стандартные сроки – в течение 90 календарных дней после завершения отчетного года. Исключения есть для некоммерческой организации – потребительских кооперативов. Они могут использовать упрощенные формы бухотчетности из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Быстро определить состав бухгалтерской отчетности для некоммерческой организации можно по таблице. О том, как заполнить формы бухотчетности, см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Общие правила такие. Все НКО сдают:

  • Отчет о целевом использовании средств.

Это указано в пункте 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Плюс к этому некоторые НКО сдают Отчет о финансовых результатах. Это нужно делать, когда:

  • НПО получила существенный доход от предпринимательской деятельности;
  • невозможно оценить финансовое положение НКО без показателя полученного дохода.

Во всех остальных случаях НКО отражает данные от предпринимательской деятельности в отчете о целевом использовании по строке «Прибыль от приносящей доход деятельности». Но если этого недостаточно, чтобы отразить финансовое положение НКО, сдайте отчет о финансовых результатах. Об этом говорится в информации Минфина России № ПЗ-10/2012.

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому (см. общую инструкцию по заполнению Бухгалтерского баланса). Некоторые разделы нужно переименовать.

К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у некоммерческой организации нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НПО отражают остаток целевых поступлений.

Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Код строки баланса, название которой НКО нужно заменитьНазвание строк у коммерческих организацийНазвание строк у НКО
Раздел III Бухгалтерского баланса «Капитал и резервы»Раздел III Бухгалтерского баланса «Целевое финансирование»
1310Уставный капиталПаевой фонд
1320Собственные акции, выкупленные у акционеровЦелевой капитал
1350Добавочный капитал (без переоценки)Целевые средства
1360Резервный капиталФонд недвижимого и особо ценного движимого имущества
1370Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)Резервный и иные целевые фонды

Такой порядок прописан в примечании 6 к Бухгалтерскому балансу и в примечании к приложению 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Налоговая отчетность

Все НКО обязаны сдавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Делать это нужно, даже если сотрудников нет. Кроме того, все НКО обязаны сдавать справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника и расчет по форме 6-НДФЛ.

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков;
  • Как правильно заполнить справку форму 2-НДФЛ;
  • Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ.

А в остальном состав налоговой отчетности в НКО зависит от налогового режима.

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную для всех организаций.

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НДС

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке. Исключение – организации, у которых нет основных средств. Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество изложен в статье.

Так как НПО амортизацию не начисляют, по строкам 020–140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную для всех организаций. Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:

Отчетность по страховым взносам

Сдавать отчетность в Пенсионный фонд РФ и в ФСС России НПО должны по общим правилам. Те НКО, которые применяют пониженные тарифы, дополнительно заполняют:

  • в форме РСВ-1 – подраздел 3.3;
  • в форме 4-ФСС – таблицу 4.2.

Это следует из части 3.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Статистическая отчетность

НКО обязаны составлять статистическую отчетность (п. 1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Для некоммерческих организаций есть специальные формы:

  • 11-краткая, утверждена приказом Росстата от 3 июля 2015 г. № 296;
  • 1-СО НКО, утверждена приказом Росстата от 27 августа 2014 г. № 535.

Состав статотчетности зависит от вида деятельности НПО. Точный перечень форм для НКО лучше уточните в местном управлении статистики.

Подробнее на эту тему см.:

  • Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат;
  • Какие документы входят в состав статистической отчетности;
  • Какими способами можно сдать статистическую отчетность.

Отчетность НКО в Минюст России

НКО сдают отчеты в территориальное отделение Минюста России по формам отчетности, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72. В этом приказе четыре формы, которые нужно заполнить. Состав отчетности посмотрите в таблице.

Отчетность некоммерческих организаций в Минюст позволяет контролировать, что у органихации нет иностранных граждан среди членов организации, а также иностранных источников финансирования.

Это требование прописано в части 3.1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/nekommercheskie_organizacii/kakuju_otchetnost_dolzhny_sdavat_nekommercheskie_organizacii/109-1-0-2766

Финансирование некоммерческих организаций

Некоммерческая организация: отчетность о целевом финансировании

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

 Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:  

  1. Внутренние – взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние – пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования – законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности  финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе.   Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей.  Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе.  Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.  

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения – общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование.

Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования.

 На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого.

Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия.

После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от  22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант – разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант – вид пожертвования.

Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие – грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта.

    Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.).

Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).  

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления – целевой капитал некоммерческой организации.

Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация.

Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда.

Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого  капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС.

Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов.

Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования – субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов – отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности.

Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа – одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г.

, Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).    

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации.

Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней.

Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, – введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/korporativnoe-pravo/712-finansirovanie-nekommercheskikh-organizatsij

Бухучет в НКО

Некоммерческая организация: отчетность о целевом финансировании

Некоммерческие организации (НКО) – это юридические лица. Поэтому они обязаны, как и коммерческие компании, вести бухучет. Но организация бухгалтерского учета в НКО связана с некоторыми особенностями. Рассмотрим, как вести бухучет в НКО в различных ситуациях.

Виды НКО с точки зрения организации учета

Все некоммерческие организации (кроме иностранных агентов) имеют право вести упрощенный бухучет и сдавать отчетность по сокращенным формам (ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

С точки зрения бухучета НКО можно разделить на две группы.

Одни организации занимаются только своей основной некоммерческой деятельностью: благотворительной, социальной, научной и т.п. Средства для этого они получают за счет целевых взносов.

Другие НКО занимаются и коммерческой деятельностью, направляя прибыль на свои основные цели.

Бухучет в НКО, которые занимаются только некоммерческой деятельностью

Основное отличие от коммерческих организаций — не задействован счет 90 «Выручка».

Все доходы и расходы отражаются с использованием счета 86 «Целевое финансирование».

Здесь возможны два варианта учета:

  1. Поступления денег,материалов, основных средств и т.п. сразу относят на счет 86:

ДТ 51 (50, 10, 08…) – КТ 86

  1. Используют дополнительную проводку со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

ДТ 76 – КТ 86 – начислена сумма, подлежащая получению

ДТ 51 (50, 10, 08) – КТ 76 – деньги или имущество получены

Первый вариант удобно использовать, если НКО получает много «мелких» пожертвований от физических лиц. Если же средства поступают от организаций или госструктур, то лучше задействовать счет 76. Тогда можно будет контролировать состояние расчетов с каждым контрагентом.

Учет затрат на основную деятельность и управление организацией проводится с использованием счетов 20 и 26 аналогично коммерческим компаниям. Разница в том, что в итоге счета по учету затрат закрываются не на 90, а на 86 счет.

ДТ 20 (26) – КТ 10, 60, 69, 70…  учтены затраты, связанные с основной деятельностью и управлением НКО

ДТ 86 – КТ 20 (26) – затраты списаны за счет целевого финансирования

Если за счет целевых поступлений было куплено (построено) основное средство, то затраты на него следует отнести на счет 83 «Добавочный капитал».

ДТ 08 – КТ 60 –приобретено ОС, при этом входной НДС нужно включить в первоначальную стоимость

ДТ 01 – КТ 08 – ОС введено в эксплуатацию

ДТ 86 – КТ 83 – увеличен добавочный капитал за счет целевого финансирования

Среди затратных счетов, приведенных выше, нет 02 и 04, отражающих амортизацию. Это не случайно.

Амортизация по основным средствам НКО не начисляется. Вместо этого на забалансовом счете 010 нужно отразить износ с использованием линейного метода (п. 17 ПБУ 6/01). Если у НКО есть нематериальные активы, то по ним не начисляется ни амортизация, ни износ (п. 24 ПБУ 14/2007).

Если НКО продает основное средство, то следует использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы».

ДТ 76 – КТ 91 – выручка от реализации

ДТ 91 – КТ 68.2 – начислен НДС с разницы между продажной и балансовой стоимостью ОС (п. 3 ст. 154 НК РФ).

ДТ 83 – КТ 01 – списана стоимость проданного ОС

НКО, которые ведут только некоммерческую деятельность, должны ежегодно до 30 марта сдавать бухгалтерский баланс и отчет о целевом расходовании средств (п. 2 ст. 14 закона № 402-ФЗ).

Бухучет в НКО, которые ведут предпринимательскую деятельность

Многие некоммерческие организации кроме основной ведут и предпринимательскую деятельность. Чаще всего речь идет о различных платных услугах. Например, образовательное учреждение может организовывать как бесплатные курсы (за счет целевого финансирования), так и проводить платное обучение.

Если НКО собирается заняться коммерческой деятельностью, то учредители должны при создании внести деньги или другое имущество в размере не ниже минимального уставного капитала ООО, т.е. 10 тыс. руб. Исключение – казенные и частные НКО (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

По смыслу этот взнос аналогичен уставному капиталу коммерческой организации. Но в бухучете его нужно отражать, как обычное целевое поступление с использованием счетов 76 и 86.

Учет выручки, затрат и финансового результата от предпринимательской деятельности ведется обычным порядком: с использованием счетов 62, 90, 99. Разница в том, что полученная прибыль не распределяется между участниками, а расходуется на финансирование основной деятельности НКО.

ДТ 62 – КТ 90 – начислена выручка

ДТ 90.3 – КТ 68 – начислен НДС (если НКО использует общую систему)

ДТ 20 (26) – КТ 10, 69, 70…–отражены затраты

ДТ 90 – КТ 99 (ДТ 99 — КТ 90) – учтена прибыль (убыток)

ДТ 99 – КТ 84 + ДТ 84 – КТ 86 – полученная прибыль увеличила целевые средства

ДТ 84 – КТ 99 + ДТ 86 – КТ 84 – убыток от коммерческой деятельности покрыт за счет целевых средств

Необходимо вести раздельный учет поступлений и затрат от двух направлений деятельности.

При поступлении средств в рамках целевого финансирования важно, чтобы плательщики правильно формулировали назначение платежа.

Например, если написать «Оплата за обучение», то налоговики посчитают эту сумму облагаемым доходом.

Чтобы избежать споров с проверяющими формулировка в данном случае должна быть следующей: «Целевой взнос на организацию и проведение образовательной программы, НДС не облагается».

Для правильного распределения расходов удобно открыть на 20 и 26 счете по три субсчета:

  1. Затраты, которые полностью относятся к некоммерческой деятельности.
  2. Затраты, которые полностью относятся к предпринимательской деятельности.
  3. Затраты, подлежащие распределению.

Нужно по возможности стараться «обособить» расходы от двух направлений деятельности. Например – закупать необходимые материалы по отдельным накладным, даже если речь идет об одинаковых позициях.

Затраты, которые нельзя отнести к конкретному направлению деятельности, следует распределить по регламенту, закрепленному в учетной политике.

Удобнее всего выбрать в качестве базы для распределения выручку от реализации. Дело в том, что такой принцип распределения затрат закреплен в статье 272 НК РФ, поэтому не будет отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом.

Если НКО ведет коммерческую деятельность, то организация должна сдавать следующие формы бухгалтерской отчетности:

  1. Баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о целевом использовании средств.

Вывод

Общие правила бухгалтерского учета для НКО – те же, что и для коммерческих компаний. Но есть ряд особенностей – нет уставного капитала, не начисляется амортизация, не распределяется прибыль.

Большинство НКО (кроме иностранных агентов) имеют право вести упрощенный бухучет.

Если НКО, кроме основной, ведет и коммерческую деятельность – необходимо организовать раздельный учет доходов и расходов. Полученная прибыль должна быть направлена на финансирование некоммерческих проектов.

Источник: https://uchet.pro/buhuchet-v-nko/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: