Налоговому администрированию посвящается

Единое администрирование взносов ФНС

Налоговому администрированию посвящается

14.04.2017

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Единообразие в уплате налоговых и неналоговых платежей существует во многих странах.

Для государства и для налогоплательщиков единство управления платежами хорошо, поскольку государство может сразу увидеть поступление денежных средств и аккумулировать все платежи в одном месте, а налогоплательщики могут осуществлять платежи в один орган, проводить сверки одновременно по всем видам платежей, производить зачет переплаты в рамках налоговых правоотношений.

Администрирование налоговых платежей

Традиционно налоговые платежи находятся в ведении Федеральной налоговой службы. Особенностью администрирования налоговых платежей является постепенный переход на электронное налоговое администрирование. Так, компании и предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, обязаны сдавать в электронном виде декларации по НДС.

Аналогичная обязанность предусмотрена и для налоговых агентов.

Согласно официальной позиции Минфина, налогоплательщики НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (Письмо ФНС России от 20.08.2015 № ПА-3-17/3169@). А с 2017 года кроме самой декларации пояснения к декларациям также необходимо будет представлять в электронном виде. Поданные на бумажных носителях пояснения не будут считаться поданными.

Другие декларации могут представляться  на бумажном носителе или в электронном виде в зависимости от численности персонала компании. В соответствии с п. 3 ст.

80 НК РФ налогоплательщики со среднесписочной численностью работников за предшествующий год более 100 человек, вновь созданные налогоплательщики с такой же численностью и крупнейшие налогоплательщики подают декларации в электронном виде. Но из этого правила есть и исключения.

Например, в отношении введенной в 2016 году новой отчетности по налогу на доходы физических лиц по форме 6-НДФЛ, такая отчетность может подаваться в бумажном виде, если численность работников не превышает 25 человек. Если численность превышает 25 человек, то отчетность нужно сдать в электронном виде.

Таким образом, администрирование налоговых платежей в 2017 году будет осуществляться, как и прежде, налоговым органом, при этом можно наблюдать тенденцию электронного налогового администрирования.

Администрирование таможенных платежей

В 2017 году полной передачи полномочий таможенной службы налоговому органу не произойдет. Однако Минфин и ФТС планируют совершенствование администрирования таможенных сборов. Такое совершенствование должно, с одной стороны, быть удобным для бизнеса, а с другой стороны, повысить собираемость налогов в бюджет.

И по официальным данным, рост собираемости таможенных платежей действительно налицо. Но вот вопрос удобства уплаты таможенных платежей и НДС в бюджет остается открытым. В начале 2016 года обсуждался вопрос полной передачи функций таможенного администрирования в налоговый орган. Однако этого не произошло.

Но все-таки нельзя говорить о том, что таможенное администрирование не получило развития.

В абзаце 1 п. 15 ст. 165 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик может представить реестры вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов. Фактически новые реестры начали действовать с 2016 года. Реестры были введены Приказом ФНС России от 30.09.

2015 № ММВ-7-15/427 «Об утверждении форм и порядка заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, а также форматов и порядка представления реестров в электронной форме».

Данные реестры представляются исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Это следует из п. 15 ст. 165 НК РФ.

Налогоплательщик в обоснование применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров (за исключением случаев, указанных в п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ) вправе представить по своему выбору:

  • документы, указанные в подп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ;
  • реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) в электронной форме и документы, предусмотренные подп. 1, 4 п. 1 ст. 165 НК РФ;
  • реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров, в электронной форме и документ, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ.

Но представление документов в виде реестров, безусловно, экономит время, ведь не нужно копировать подтверждающие документы и представлять их на бумажном носителе. В этой связи возможно сделать вывод о том, что администрирование таможенных деклараций и товаросопроводительных документов также развивается по пути перехода на электронный документооборот и более простой обмен документами.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания «Такском» разработала специальный сервис «Картотека документов». Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора «Такском».

Администрирование страховых взносов

Администрирование страховых взносов с 2017 года полностью переходит в ведение ИФНС. Страховые взносы будут уплачиваться и регулироваться на основании главы 34 НК РФ.

Администрирование налоговым органом страховых взносов осуществлялось до 2009 года, тогда они носили наименование единого социального налога и были дифференцированы в зависимости от начисляемой работнику суммы.

Однако в 2009 году было принято решение отдать администрирование страховых взносов в специальные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/unified-fees/

Бизнес решился пустить налоговую в свои учетные системы

Налоговому администрированию посвящается

14.10.2019, Пн, 16:43, Мск , Павел Притула

В России вводится автоматизированная форма налогового администрирования и контроля, про которую говорят, что она «основана на принципах прозрачности и доверия между налогоплательщиками и налоговыми органами». По сути, это означает предоставление удаленного доступа налоговым органам к учетным системам компании. Рассмотрим новую систему поближе.

Налоговый мониторинг внедряется в России не первый год. Поканельзя сказать, что эта схема работы бизнеса с налоговыми органами сталасуперпопулярной, но крупный бизнес понемногу пробует, что же она собойпредставляет. Более 40 корпораций уже перешли на режим налогового мониторинга,и еще около 50 делают пилотные проекты, чтобы внедрить его с 2020 года.

Смысл нового режима взаимодействия компаний с налоговойслужбой заключается в переходе к онлайн-взаимодействию.

Вместо того чтобыприходить с проверкой и перебирать документы в поисках нарушений, налоговыйорган получает онлайн-доступ к учетной системе компании, ее бухгалтерской иналоговой отчетности и видит все ее финансовые операции. В мире уже около 30стран перешли на «расширенную» форму взаимодействия – от США и Норвегии до ЮАР.

Доверие бизнеса кналоговой… Серьезно?

По сути, технологичность и онлайн-доступ к внутренним данным– фундаментальное отличие налогового мониторинга от других видовадминистрирования. Бизнес как бы говорит регулятору: «Я вынужден вам доверятьбольше, чем раньше, и доверять такие данные, которые никому не хотел быпоказывать». Почему он так поступает, в чем вообще заключается интерес сторон?

Ключевой интерес бизнеса состоит в упрощении закрытияналоговых периодов, в освобождении от налоговых проверок, а также восвобождении от штрафов и пени при следовании «мотивированному мнению»налогового органа по спорным вопросам. Интерес государства – в лучшем контроледобросовестности налогоплательщика за счет доступа к прозрачным данным.

И обестороны рассчитывают сократить расходы на администрирование. Заместительруководителя ФНС Даниил Егоров отмечает:«Мы рассматриваем налоговый мониторинг не как систему, позволяющую собратьбольше налогов.

Для нас результат заключается в том, чтобы налоги собиралисьверно, чтобы работа была автоматизирована, и в том, чтобы обе стороны считали,что в отношении суммы налогов риски минимальны, и она точная».

Как хорошийдополнительный эффект он назвал сокращение затрат времени и других ресурсов наадминистрирование: «В отношении компаний на системе налогового мониторингатолько затребование документов сократилось на 77%, и мы также видим, что эти налогоплательщикиснизили резервы по налоговым позициям на 54%, то есть для них растетопределенность и снижаются риски».

Технологичность и онлайн-доступ к внутренним данным – фундаментальное отличие налогового мониторинга от других видов администрирования

Естественно, впервые услышав предложение запустить в своиучетные системы тех самых людей, которые только и заняты поиском нарушений ивыписыванием штрафов, бизнесмен схватится за голову, а его служба ИБ за сердце.Но, если он работает «в белую», имеет большие обороты и большие объемыдокументации, и не против рассмотреть новые возможности, то начнет считатьзатраты и риски.

Риски ИБ в основном минимизируются созданием защищенногоканала между ФНС и компанией и прописыванием политик безопасности, по которымналоговый инспектор получит доступ только к тем данным, которые необходимы емудля выполнения служебных задач. По сути, он все равно посмотрел бы многие изэтих данных в отчетах, хотя и значительно позже. А теперь он видит их в режимереального времени и даже может задавать вопросы подотчетной компании:

– Почему на ваших АЗСпо выходным топливо стоит дороже, чем в будни? Вы меняете цены?

– Не меняем. Цифрыотличаются потому, что в будни заправляется основная масса машин скорпоративными скидками.

Вопрос снят, никто больше не тратит нервы, а налоговаяслужба только что повысила уровень понимания бизнес-процессов компании, – чтоважно для эффективной работы.

«Удобство новой формы налогового контроля вРоссии заключается в упрощении обмена информацией между ФНС и бизнесом, –подтверждает заместитель генерального директора SAP CIS Юрий Бондарь.

– Налоговый мониторинг позволяет сократить издержки:компании, которые уже присоединились к системе, на 30% сократили трудозатратына сопровождение налоговых проверок.

Также существенным преимуществом дляналогоплательщика является автоматизация самоконтроля и уменьшение периода,открытого для налоговой проверки, с 4 лет и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев,что само по себе является ценным аргументом в пользу налогового мониторинга длябизнеса».

Поставщики ИТ ухватились за новый рынок

Кстати, для ИТ-вендоров новая система тоже выгодна, ведьконтролерам нужны витрины данных, дашборды, если они не хотят выгружать файлы Excelитратить время на их изучение. Автоматизацией взаимодействия бизнеса сналоговиками уже занялись как западные, так и российские поставщики.

Директорфирмы «1С» Борис Нуралиев считает,что «Со стороны предприятий процесс «цифровизации» отношений с государством можетбыть относительно легким и низкозатратным при «гуманном подходе» квзаимодействию систем бизнеса и государства.

Это возможно при открытых длястыковки шлюзах достаточной производительности, полной и заблаговременнойпубликации форматов информационного обмена и API, наличием тестовых стендов и доступов для разработчиков ERP и учетных систем и т. д.».

При этом он убежден, что собранные государством за счет налогоплательщиковбольшие данные должны быть доступны коммерческому сектору на понятных иравноправных условиях.

ИТ-вендорам предстоит договориться между собой о единыхстандартах в отношении данных. «Мы должны прийти к канонической модели храненияданных, должны дать возможность унификации витрин налогового мониторинга истандартизации, и это то, что в конечном итоге позволит ввести роботизированныйконтроль», – говорит глава «Mail.Ru цифровые технологии» Павел Гонтарев.

Внедрение «умного контроля», как еще называют налоговыймониторинг, потребует действий не только со стороны ИТ и безопасников. Это какраз самое простое.

Значительно более сложная задача лежит на плечах бизнеса: ондолжен перестроить процессы так, чтобы финансовые службы бесперебойно функционировалив новых условиях, и обеспечить чистоту и прозрачность тех данных, которыемониторит ФНС.

Об этом, в частности, предупреждает партнер EY Иван Родионов: «На обычной системеналогового администрирования у компании есть 1–2 года до налоговой проверки,чтобы выверить правильность расчетов и исправить ошибки через подачу уточненныхдеклараций.

А налоговый мониторинг предполагает предоставление информацииналоговому органу в режиме реального времени, что требует обеспечить высокоекачество данных и отсутствие ошибок с первого раза».

То, что сейчас внедряется, можно назвать диджитализациейналогового контроля, и, как в любой другой области бизнеса, проигрывает тот,кто не использует ее или опаздывает с внедрением, убежден Максим Василевский, вице-президент по корпоративным отношениям Marsв России. Пилотные проекты, идущие на крупных российских предприятиях, дают имвозможность обновить свою конкурентную стратегию и лучше работать с рисками.

Что касается рисков, то им должен быть посвящен один изключевых инструментов, которые необходимо развивать во внедряемой моделиналогового мониторинга.

Максим Василевский так его определяет: «Нужен механизм,позволяющий быстро и в понятном формате идентифицировать риски,коммуницировать, обсуждать их с налоговым органом и таким образом их разрешать.Это то, что мы все понимаем под термином «быстрое закрытие периода».

Насегодняшний день ФНС предлагает достаточно эффективный инструмент для этого.

Врезультате, несмотря на те затраты, которые несет компания при внедрении – впервую очередь это настройка ERP-системыи модификация систем внутреннего контроля, – этот инструмент дает возможностьбыстрого управления рисками и, следовательно, эффективного управления денежнымипотоками, связанными с налогами».

Первые отзывы «добровольцев» и перспектива «обязаловки»

Компании, уже перешедшие на новую форму взаимодействия сналоговиками, видят преимущества этой системы. «Нам очень удобно, что мы вонлайн-режиме принимаем с налоговой службой решения относительно интерпретацииопераций и порядка налогообложения.

Проверки спустя два года уже ушли впрошлое, ведь невозможно держать в памяти все операции, – говорит Ольга Макрецкая, глава дирекции учета ифинансового контроля «Газпром нефти». – К слову, мы первыми среди нефтяныхкомпаний перешли на налоговый мониторинг.

Он касается межрегиональных инспекцийпо крупнейшим налогоплательщикам. В ближайшее время мы планируем перейти наэлектронное взаимодействие посредством витрины данных. Налоговые службыпривыкли работать с большим объемом бумажных документов в целях поисканеобходимой информации.

А теперь необходимо будет глубоко погрузиться в системувнутреннего контроля, проанализировать все отчеты, а затем уже проводить анализконкретных операций».

Три основные сложности перехода к налоговому мониторингу

  1. Необходимость обеспечить «быстрое закрытие» процесса расчета налогов и отсутствие ошибок «с первого раза».
  2. Необходимость поставить процесс подготовки новых форм отчетности по системе внутреннего контроля по установленным форматам ФНС России.
  3. Настройка информационного взаимодействия с налоговым органом в режиме онлайн потребует запуска отдельного ИТ-проекта.

По наблюдениям аналитиков EY, большинство компаний успешнопреодолевают все сложности уже в первый год работы в новом режиме. Во второй ипоследующие годы наблюдается сокращение затрат на общение с налоговымиорганами, начинают проявляться преимущества режима за счет сокращения бумажногодокументооборота, согласования сложных позиций с налоговым органом и лучшеговзаимопонимания с проверяющими.

О чем же говорит внедрение «умного контроля» налогообложенияв России? На данном этапе, видимо, о том, что государство используетсовременные инструменты администрирования, требующие, казалось бы, невозможного– доверия к нему.

Впрочем, в бизнесе доверие обычно выражается в цифрах,подставленных в формулы расчета финансовых рисков. Сегодня уже есть десятки крупныхкомпаний, все подсчитавших и решивших допустить налоговиков к данным о своихфинансовых операциях в режиме онлайн.

Аналитики уверены, что логика «большепрозрачности – меньше контроля» и «мало прозрачности – больше контроля» будетпродолжать выстраиваться налоговыми и другими контрольными органами вперспективе ближайших 5–10 лет.

Со своей стороны можем предположить, чтодобровольная на сегодня система является таковой только по причине своего«пилотного» характера – ФНС пока готова принять на нее менее 2000 компаний. Носо временем добровольное станет обязательным.

  • Короткая ссылка
  • Распечатать

Источник: https://www.cnews.ru/articles/2019-10-14_biznes_reshilsya_pustit_nalogovuyu

Налоговое администрирование в 2020 году: что изменилось

Налоговому администрированию посвящается
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ внес многочисленные поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Рассказываем об изменениях, касающихся налогового администрирования и взаимодействия с ИФНС.

Выездные налоговые проверки могут проводить специализированные инспекции

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения (месту жительства). 

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа, в котором такое обособленное подразделение состоит на учете по месту своего нахождения. Это следует из пункта 2 статьи 89 НК РФ.

С 29.09.2019 проводить указанные проверки на территории конкретного субъекта РФ может налоговый орган, специально уполномоченный на это ФНС России. Такие инспекции вправе проверять налогоплательщиков (а также филиалы и представительства организаций), которые находятся (проживают) на территории этого региона (п. 31 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Ифнс обязана уведомить пфр о регистрации физлица в качестве самозанятого

Как известно, вознаграждение, выплаченное самозанятому гражданину, с которого он уплачивает налог на профессиональный доход, не облагается страховыми взносами (ч.ч. 1, 2 ст.

15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). ИП, применяющие НПД, не признаются плательщиками страховых взносов «за себя» в фиксированном размере за период применения этого спецрежима (ч. 11 ст.

2 Закона № 422-ФЗ).

При этом физлица (в т. ч. ИП), изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика НПД. Снятие с налогового учета по этому основанию осуществляется в случае отказа от применения спецрежима, а также в случаях, когда гражданин не соответствует необходимым требованиям (ч.ч. 1, 12 ст.

5 Закона № 422-ФЗ). Причем налоговые инспекции обязаны теперь уведомлять территориальные органы ПФР о постановке граждан на учет (снятии с учета) в качестве плательщиков НПД (в течение 3 рабочих дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений). Такая обязанность действует с 29.10.2019 (п. 8 ст.

1 Закона № 325-ФЗ).

Когда не удержанный налоговым агентом налог считается уплаченным в бюджет

Конкретные события, с которыми связывается исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, перечислены в пункте 3 статьи 45 НК РФ. Так, если исчислить и удержать налог из дохода налогоплательщика должен налоговый агент, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В то же время по разным причинам налоговый агент может не удержать налог (или удержать не полностью) и выплатить налогоплательщику начисленный доход в полной сумме. Если налоговый агент не сообщит в инспекцию о неудержании налога (как того требует пп. 2 п. 3 ст. 24, п. 5 ст.

226 НК РФ), данный факт может выявиться во время налоговой проверки. В такой ситуации ИФНС в любом случае вправе взыскать с налогового агента штраф по статье 123 НК РФ и пени, начисленные на сумму недоимки, а в отдельных случаях – еще и саму недоимку (п. 9 ст. 226 НК РФ, в ред.

пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона № 325-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Причем пени начисляются до момента уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Однако в пункте 3 статьи 45 НК РФ не установлен момент исполнения обязанности по уплате налога в рассматриваемой ситуации.

Комментируемый закон исправил этот пробел.

Если факт неудержания (неполного удержания) налога налоговым агентом выявит налоговая проверка, налог будет считаться уплаченным со дня предъявления налоговым агентом в банк соответствующего платежного поручения (при наличии на расчетном счете налогового агента достаточного денежного остатка на день платежа). Дополнение действует с 01.01.2020 (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Определение даты начала и окончания налогового периода для плательщиков УСН и ЕСХН

Налоговым периодом по ЕСХН и УСН признается календарный год, т. е. период с 1 января по 31 декабря года (ст.ст. 346.7, 346.19 НК РФ).

Однако организация может быть создана, ликвидирована или реорганизована (госрегистрация физлица в качестве ИП осуществлена или прекращена) в течение календарного года.

В таких случаях для налогов, у которых налоговый период составляет календарный год, нормы пунктов 2, 3 статьи 55 НК РФ устанавливают особые правила определения даты начала и окончания налогового периода. По этим правилам налоговый период уже не равен календарному году.

Например, если организация создана (ИП зарегистрирован) в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то согласно пункту 2 статьи 55 НК РФ первым налоговым периодом в этом случае будет период со дня создания организации (регистрации ИП) по 31 декабря календарного года, следующего за годом создания организации (регистрации ИП).

Если организация прекращает деятельность путем ликвидации или реорганизации (гражданин прекращает деятельность в качестве ИП), то согласно пункту 3 статьи 55 НК РФ последним налоговым периодом в такой ситуации будет период с 1 января календарного года, в котором прекращена деятельность организации (утратила силу госрегистрация ИП), до дня госрегистрации прекращения деятельности организации (утраты силы госрегистрации ИП).

В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 4 статьи 55 НК РФ (п. 13 ст. 1 Закона № 325-ФЗ), указанные правила определения налогового периода не применяются в отношении налогов, уплачиваемых при применении ЕСХН и УСН. Раньше особые правила определения даты начала и окончания налогового периода не распространялись только на плательщиков ПСН и ЕНВД.

На практике указанные нововведения означают, что для плательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, налоговый период в любом случае составляет календарный год (период с 1 января по 31 декабря года), и налоговые декларации по его итогам нужно представлять не ранее 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При этом указанные поправки вступили в силу 29.09.2019 и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 (п. 1, 10 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Источник: https://buh.ru/articles/documents/103028/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: