Налоговая проверка полноты учета выручки

Содержание
  1. Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс? — Оператор фискальных данных Первый ОФД
  2. 5 этапов проверки
  3. Проверка на объекте
  4. Полномочия предпринимателей
  5. Проверки будут жестче: в Налоговый кодекс планируют внести поправки по ККТ
  6. Нужно больше контроля
  7. 3 цели поправок, которые обозначили авторы
  8. Новые термины
  9. Новая форма контроля и новые методы выявления нарушений
  10. Проверка полноты учета выручки
  11. Как проходит проверка
  12. Предъявление поручения
  13. Рассмотрение документов
  14. Проверка полноты учета выручки денежных средств
  15. Акт проверки
  16. Производство по делу об административном правонарушении
  17. Ответственность по результатам проверки
  18. Оперативный налоговый контроль за применением ККТ
  19. В чем заключается налоговый контроль ккт
  20. Оперативный контроль ККТ
  21. Оперативная налоговая проверка
  22. Мониторинг ККТ
  23. Подводим итоги
  24. Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами 2020: в чем заключается, проверяют ли соблюдение правил по операциям по кассе банки?
  25. Кто проверяет соблюдение на предприятии?
  26. В чем заключается контроль операций налоговым органом?
  27. общий порядок выполнения
  28. какие документы изучаются специалистами?
  29. как проверяется использование онлайн-касс?
  30. Какие нарушения обычно выявляются?
  31. Осуществляется ли банками?
  32. Выводы

Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс? — Оператор фискальных данных Первый ОФД

Налоговая проверка полноты учета выручки

Инспекторы проверяют: корректность применения ККТ, соблюдение закона 54-ФЗ и требований оприходования выручки.

Контролировать исполнение норм закона о применении онлайн-касс налоговая может с помощью:

  • анализа расчетов через автоматизированную систему ФНС. Она же позволяет анализировать приходящие фискальные данные;
  • удаленной проверки работы ККТ, полноты учета выручки, проверки деятельности ОФД по месту нахождения налоговых органов и запроса пояснений, справок, сведений и документов;
  • наблюдения за применением ККТ при продаже товаров, услуг, работ покупателям с привлечением свидетелей;
  • контрольной закупки, для проверки оформления и выдачи кассовых чеков и иных документов, которые подтверждают оплату. Закупку проводят инспекторы. Они покупают товар, приобретают услугу или работу, совершают платеж наличными и электронными деньгами.

5 этапов проверки

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.

  1. Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
  2. Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
  3. Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
  4. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
  5. Оформление результатов проверки.

При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов.

Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону.

Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.

Проверка на объекте

При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.

Полномочия налоговых инспекторов:

  1. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к ККТ, хранимым использованным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ.
  2. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам.
  3. Инспекторы для проверки могут запрашивать документацию от проверяемого объекта, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ККТ, информации о платежах и ее хранением.
  4. Инспекторы должны получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки.
  5. Инспекторы имеют право проводить проверки выдачи кассовых чеков, БСО, выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар работу или услугу.
  6. Инспекторы имеют право получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах).
  7. Инспекторы могут взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации и привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.
  8. Инспекторы обязаны соблюдать положения, изложенные в Приказе Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н.

Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.

Полномочия предпринимателей

  1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
  2. Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.
  3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
  4. Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.
  5. Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.

При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит.

С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.

В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.

Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.

назад к Новостям

Источник: https://www.1-ofd.ru/blog/news/chto-i-kak-proveryaet-nalogovaya-po-povodu-onlayn-kass/

Проверки будут жестче: в Налоговый кодекс планируют внести поправки по ККТ

Налоговая проверка полноты учета выручки

Минфин РФ разработал и разместил на портале проектов НПА проект закона (основанный на ФЗ-54), который вносит поправки в Налоговый кодекс РФ. В НК РФ планируется включить нормы использования контрольно-кассовой техники.

Кто-то уже называет этот проект «революцией ФЗ-54». Но значит ли это, что теперь контроль за использованием контрольно-кассовой техники станет жестче? Выделили для вас основные нюансы.

Нужно больше контроля

В сводном отчете по проекту выделили пункты, которые, по мнению правительства, недостаточно проработаны в текущем законодательстве:

  • Недостаточно эффективный контроль, так как камеральные и выездные налоговые проверки проводятся только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации, периодичность и глубина таких проверок ограничена;
  • Дополнительная нагрузка на бизнес – которая, по мнению авторов, выражается в дополнительных обязанностях и появляется при отсутствии автоматизации.

Важно: теперь ответственность за нарушения в применении онлайн-касс перенесется из административной сферы в налоговую. А поэтому срок давности по нарушениям составит теперь не 1 год с даты нарушения, а три.

3 цели поправок, которые обозначили авторы

  • «погружение» законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в состав законодательства о налогах и сборах;
  • создание новой категории – «фиксация расчетов» взамен «применение контрольно-кассовой» техники;
  • закрепление «оперативного контроля» в системе налогового контроля.

Особенно интересен последний пункт, который показывает, что что ФНС хочет обеспечить возможность контролировать выручку организаций и ИП оперативно, то есть в режиме онлайн.

Новые термины

Большая часть ФЗ-54 будет перенесена в НК РФ без изменений, но будет добавлен новый раздел №3 «Оперативный контроль».

Термин «применение ККТ» будет заменен на «фиксация расчетов»

Новый термин будет обозначать действия организаций и ИП с использованием средств автоматизации по формированию:

  • фискальных документов с применением ККТ;
  • расчетных чеков в инфоресурсе на сайте ФНС.

Новый термин «расчетный чек»

Организации и ИП будут обязаны фиксировать расчеты и выдавать покупателям (клиентам) кассовый или расчетный чек.

Новые термины «мнимый» и «притворный» расчет

По факту, под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида (в том числе несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни).

Под притворным расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его.

Новая форма контроля и новые методы выявления нарушений

Теперь тот самый «оперативный контроль» будет закреплен в системе налогового контроля.

Оперативный контроль – это деятельность налоговых органов за соблюдением компаниями и ИП требований законодательства по фиксации расчетов, в том числе полноте учета выручки.

Оперативная проверка заменит проверки применения ККТ, которые налоговики проводят сейчас:

  • Проверить можно будет три года предшествующих году проверки.
  • Один и тот же период смогут проверять бесконечное количество раз, если будут жалобы покупателей.
  • Максимальный срок проведения проверки — 20 рабочих дней. Однако он может быть продлен до 40 рабочих дней.
  • Проверять при оперативной проверке будут как правильность фиксации расчетов, так и полноту учета выручки.
  • Теперь право проводить контрольные закупки будет подтверждено законодательно.
  • ФНС получит право вести наблюдение — это визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов (кассира или любого другого сотрудника).

Важно: теперь появится такой термин как «мониторинг». Это постоянный сбор, обобщение, систематизация и сбор информации о каком-то лице. Для этого будут использоваться данные о применении ККТ, поступающие в налоговую, жалобы и данные любых открытых источников.

О проведении такого мониторинга проверяемое лицо извещаться не будет.

Проект на самом деле включает гораздо больше информации, вы можете ознакомиться с ним самостоятельно сейчас, или подождать, пока его примут окончательно. Почему-то сомневаться в том, что его примут, не приходится.

Но в случае принятия поправок, очевидно одно – у ФНС будут все полномочия и возможности в поисках нарушителей, а с учетом того, что область проверки увеличится и будет включать прошедшие 3 года, стоит подумать о проверке исполнения требований в отношении использования контрольно-кассовой техники и устранить нарушения, если они имеются, уже сейчас.

Остались вопросы по применению онлайн-касс, или вам нужна помощь в подборе техники? Закажите бесплатную консультацию по подбору техники в Консультационном центре по онлайн-кассам «ГЭНДАЛЬФ»

Получить бесплатную консультацию

Посмотреть скидки на онлайн-кассы

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb356ca64e59d00aa67a103/proverki-budut-jestche-v-nalogovyi-kodeks-planiruiut-vnesti-popravki-po-kkt-5f1589a831a3502624a5de79

Проверка полноты учета выручки

Налоговая проверка полноты учета выручки

Полноту учета выручки у организаций и индивидуальных предпринимателей контролируют налоговые инспекции. Такое право дано им статьей 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года № 943-1.

Как проходит проверка

Исполняя государственную функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки денежных средств, инспекторы придерживаются определенного порядка действий:

1. предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение этой государственной функции;

2. рассмотрение инспекторами документов;

3. проверка полноты учета выручки денежных средств;

4. оформление результатов исполнения государственной функции.

Предъявление поручения

Если руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции принято решение о проведении проверки полноты учета выручки денежных средств у организации или предпринимателя, проверяющие инспекторы обязаны предъявить проверяемому соответствующее поручение и служебные удостоверения.

Факт предъявления поручения фиксируется подписью представителя организации (подписью предпринимателя) с указанием его должности и даты. Если проверяемое лицо уклоняется от ознакомления с поручением или отсутствует, об этом инспекторами делается отметка в поручении.

Важно

Из бератора «К вам пришла проверка» вы узнаете о том, как вести себя, если вас проверяют налоговая, пожарные, таможня, милиция, служба стандартизации и сертификации и многие другие, и как защититься от действий чиновников.

Бератор доступен как в виде книги, так и в режиме онлайн .

Рассмотрение документов

После этого инспекторы приступают к рассмотрению документов, необходимых для осуществления проверки полноты учета выручки. К ним, в частности, относятся:

  • журнал кассира-операциониста, кассовая книга;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;
  • контрольные ленты ККТ;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • бланки строгой отчетности, их копии, информация о выпущенных бланках из автоматизированной системы;
  • акт приемки, книга учета, акт о списании бланков строгой отчетности;
  • книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
  • приказ об установленном лимите остатка наличных денег.

Этот перечень документов не ограничен. В него могут входить и другие первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые инспекторы сочтут необходимыми. Однако документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, они потребовать не вправе.

Предоставить проверяющим можно как оригиналы, так и заверенные копии. Требовать нотариального заверения копий документов инспекторы не имеют права.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

Получив от фирмы (предпринимателя) документы, инспекторы приступают непосредственно к контрольным действиям.

Они заключаются в изучении операций, совершенных фирмой или предпринимателем в проверяемый период. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении действия в отношении всех операций, а выборочный – в отношении их части.

В ходе проверки инспекторы могут получать от фирмы (предпринимателя) письменные объяснения, справки и сведения по возникающим у них вопросам. Они также имеют право на получение необходимых документов и их заверенных копий. При необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их. Перед этим кассир должен представить расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег.

Эта же расписка будет свидетельствовать о представлении кассиром всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККМ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.

Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ. Сам акт составляется в двух экземплярах.

В обязательном порядке инспекторы проверят наличные денежные средства в денежном ящике ККТ, пересчитав их.

Сумма наличных денег, находящихся в денежном ящике ККТ, сравнивается с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста.

В свою очередь записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

По каждому факту расхождений инспектору нужно дать письменное объяснение.

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте инспекторы проверят наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, а также сверят номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (если они имеются).

Инспекторы также проверят количество фактов возврата, и сумму денежных средств, возвращенную покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Если наличные денежные расчеты осуществляются с выдачей бланков строгой отчетности, инспекторами проводится проверка их фактического наличия. Эта проверка проводится по видам бланков с учетом их номеров. В итоге составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах.

Инспекторы также определят количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период. Для этого они изучат книгу учета бланков документов, акты их приемки и инвентаризации и сопоставят данные этих документов с фактическим количеством копий использованных бланков строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у организации (предпринимателя).

Также инспекторы снимут фискальные (сменные) отчеты с ККМ, предварительно сверив их заводские и регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

Затем сумма выручки денежных средств, отраженная в учете организации (предпринимателя), сопоставляется с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов).

Плательщики единого налога на вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности могут не применять ККТ, но обязаны по требованию покупателя (клиента) выдать ему документ, подтверждающий прием денежных средств. В этом случае инспекторы проверят наличие товарных чеков, квитанций или других аналогичных документов.

Акт проверки

Закончив проверку и выявив в ее ходе факты неполного или полного учета выручки денежных средств, проверяющие составляют акт проверки в двух экземплярах. В нем указываются:

  • дата составления акта проверки специалистами Инспекции;
  • полное наименование проверяемой организации либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, ИНН, КПП и адрес;
  • фамилии, имена, отчества, должности проверяющих инспекторов, наименование Инспекции;
  • дата и номер поручения на исполнение государственной функции;
  • перечень документов, полученных инспекторами в ходе проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись их об отсутствии.

При этом в описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, проверяющие принимают от организации (предпринимателя) письменные объяснения, замечания и возражения. Запись об этом заносится в акт проверки.

Акт проверки подписывают инспекторы и проверяемое лицо. Если оно уклоняется от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте, и он направляется фирме (предпринимателю) по почте заказным письмом.

Производство по делу об административном правонарушении

Если в ходе проверки выявлены нарушения законодательства, инспекторы возбуждают и производство по делу об административном правонарушении. Составив протокол, специалист налоговой инспекции направит его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.

Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.

Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Постановление о наложении штрафа вступает в силу через 10 дней. В течение этого времени вы можете обжаловать его в управление ФНС по региону либо в суд.

Если вы не обжаловали постановление и оно вступило в силу, то вам дается еще 30 дней на добровольную уплату штрафа. Если штраф не заплачен, руководитель инспекции (его заместитель) направит постановление приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.

Ответственность по результатам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На основании этой нормы налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:

  • превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
  • не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
  • нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Штраф за эти нарушения составит:

  • для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей;
  • для предпринимателя или должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей (ст. 15.1 КоАП РФ).

Обратите внимание

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности). Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.

Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы по ним суммироваться не будут (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.

Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.

Пример В ходе выездной проверки ЗАО «Актив» налоговики обнаружили, что фирма не оприходовала выручку, полученную от ООО «Пассив» за пиломатериалы. Из-за этого предприятие недоплатило в бюджет НДС, налогна прибыль. Налоговики оштрафовали фирму сразу по двум статьям: части 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (за недоплату налогов) и статье 15.1 КоАП РФ (за неоприходование выручки). Арбитражный суд отменит штраф за неоприходование выручки, потому что по Конституции РФ (п. 1 ст. 50) нельзя за одно и то же нарушение привлекать одновременно и к налоговой, и к административной ответственности. Нарушение, обнаруженное инспекцией, носит налоговый характер. Фирма недоплатила налог, а значит, должна быть наказана по статье Налогового кодекса РФ. Применив эту статью, налоговики лишаются возможности привлечь нарушителя еще и к административной ответственности.

Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи двух кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.

У инспекторов есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.

Этот срок нужно отсчитывать со дня:

  • когда была получена и не оприходована выручка (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 января 2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04);

Источник: https://lawedication.com/blog/2014/01/05/proverka-polnoty-ucheta-vyruchki/

Оперативный налоговый контроль за применением ККТ

Налоговая проверка полноты учета выручки

Одной из обязанностей налоговых инспекторов является проверка ККТ — начиная с порядка регистрации кассы и заканчивая выдачей чека покупателю. Но регламент проведения таких проверок пока четко не урегулирован. В связи с этим в НК РФ планируется внести поправки, устанавливающие новый вид налогового контроля — оперативный. Разберем, что он из себя представдяет и для чего вводится.

В чем заключается налоговый контроль ккт

В настоящий момент НК РФ предусматривает только 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. В скором времени возможно появится новый вид проверок — оперативные. Затрагивать они будут только контрольно-кассовую технику.

Проверки ККТ существуют и сейчас, но регулируются они не НК РФ, а Административным регламентом, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н.

Однако в этом документе не прописываются четко полномочия проверяющих, перечень контрольных действий, порядок привлечения к ответственности, штрафные санкции и т. д.

Законодатели решили устранить этот пробел и подготовили законопроект о внесении поправок в НК РФ.

Кроме этого, в НК РФ планируется включить:

  • Санкции за нарушения обязанности по фиксации расчетов.

Сейчас ответственность за нарушения в сфере применения ККТ прописана в ст. 14.5 КоАП РФ.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Для тех, кто не фиксирует расчеты, предусмотрены ограничительные меры:

– приостановление операций по счетам в банке;

– ограничение доступа к информационным системам и программам (в отношении тех, кто ведет деятельность через интернет). Контролеры смогут блокировать, например, сайты в интернете, мобильные приложения, соцсети, блоги;

– приостановка деятельности (в отношении тех, кто работает через стационарные торговые объекты). Читать далее…

Подробнее о новых поправках в НК РФ и о санкциях за нарушение порядка применения ККТ можно узнать в этой статье.

  • Положения об оперативном контроле и его формах.

То есть теперь порядок и особенности проведения проверок ККТ будут официально закреплены в НК РФ.

Рассмотрим подробнее, что из себя представляет оперативный налоговый контроль.

Оперативный контроль ККТ

Оперативному контролю в новой редакции НК РФ отведен целый раздел — V3.

Первые его несколько глав будут содержать положения, перенесенные из Закона № 54-ФЗ, а именно:

  • основные понятия и определения из Закона № 54-ФЗ;
  • перечень тех, кто вправе не применять ККТ;
  • особенности формирования и состав реквизитов кассового и расчетного чеков;
  • требования к ККТ и порядок ее регистрации и перерегистрации;
  • требования к фискальным накопителям, фискальным документам, операторам фискальных данных.

Само же понятие оперативного контроля, его формы и особенности проведения проверок будут изложены в главе 1410 «Общие положения об оперативном контроле. Оперативная проверка. Мероприятия налогового контроля, связанные с исполнением обязанности по фиксации расчетов».

Оперативный контроль — деятельность налоговых органов за соблюдением организациями и ИП обязанности по фиксации расчетов и учету полноты выручки.

Термин «фиксация расчетов» тоже новый, он пришел на смену понятию ««применение контрольно-кассовой техники». Под фиксацией расчетов понимаются действия организации и ИП по формированию чека через ККТ или информационный ресурс на сайте ФНС (о котором пока ничего не известно).

Новая редакция НК РФ называет 2 формы оперативного контроля:

  • оперативная проверка;
  • мониторинг.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных выше форм.

Оперативная налоговая проверка

Какую цель преследует проверкаПроверка полноты фиксации расчетов и учета выручки
Что может послужить основанием для назначения проверки
  • неисполнение предписания ИФНС об устранении нарушений в сфере применения ККТ;
  • обращение граждан, организаций и ИП;
  • иные основания, установленные НК РФ
На основании какого документа проводится проверкаНа основании решения руководителя ИФНС, содержащего:
  • полное и сокращенное наименование организации или ФИО ИП;
  • предмет проверки (проверка правильности фиксации расчетов и (или) полнота учета выручки);
  • проверяемый период;
  • должности и ФИО сотрудников ИФНС, проводящих проверку.
Где проводится проверкаПо месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) или по месту жительства ИП
Максимальный период времени, который может затронуть проверка3 года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки
Периодичность и число проверокНе ограничено. Налоговики могут проверять один и тот же период несколько раз:
  • при жалобе граждан или организаций;
  • по результатам проведенного мониторинга
Максимальный срок проверки20 дней
Возможность продления срока проверкиДа. Максимум на 20 дней
Возможность приостановления срока проверки
Итого общий срок проверки40 или 60 дней. Из текста законопроекта пока непонятно, включается ли в срок продления (до 40 дней) время приостановки проверки. Возможно, в дальнейшем эту неточность устранят
Основания для приостановления проверки
  • истребование документов;
  • отсутствие проверяемой организации по месту нахождения (месту жительства ИП)
Основные мероприятия, проводимые в ходе проверки
  • контрольная закупка;
  • наблюдение;
  • фото- и киносъемка;
  • видеозапись и аудио фиксация;
  • опрос свидетелей;
  • доступ в помещение организации или ИП;
  • осмотр;
  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • экспертиза;
  • привлечение эксперта, переводчика, понятых
Что такое контрольная закупкаСоздание проверяющими ситуации для проведения расчета. Простыми словами: сотрудник ИФНС купит товар (закажет услугу) и посмотрит, выдадут ли ему чек или нет. Предупреждать о проведении закупки, конечно, не будут. Решение о проведении проверки сотруднику организации или ИП предъявят уже после расчета. По окончании закупки деньги проверяющим потребуется вернуть даже если оплата прошла по безналу
Что подразумевается под наблюдениемВизуальное восприятие сотрудником ИФНС действий организации или ИП по фиксации расчетов. То есть проверяющий со стороны будет наблюдать за сотрудником организации или ИП, а именно следить за тем, выдает он чек покупателям или нет
Какими документами оформляется завершение проверкиПо окончании проверки проверяющими будет составлен акт, в котором они укажут:
  • дату подписания акта;
  • наименование проверяемой организации или ИП, ИНН и КПП;
  • адрес места нахождения организации или места жительства ИП;
  • ФИО, должности должностных лиц, проводивших проверку;
  • реквизиты решения руководителя ИФНС, на основании которого назначалась проверка;
  • перечень полученных в ходе проверки документов;
  • перечень проведенных мероприятий;
  • даты начала и окончания проверки;
  • выявленные нарушения или указание на их отсутствие

Мониторинг ККТ

Мониторинг ККТ представляет собой сбор, обобщение, систематизацию и оценку информации о применении организацией (ИП) ККТ, поступающую в ИФНС из разных источников.

Если в ходе мониторинга проверяющие выявят несоответствия между данными, содержащимися в ИФНС и поступившими из других источников, они направят организации или ИП требование о представлении пояснений. Дать объяснения или исправить ошибку нужно в 5-дневный срок. Если это сделано не будет, в отношении компании или предпринимателя инициируют оперативную проверку.

Подводим итоги

  • Закон № 54-ФЗ планируется отменить, а основные его положения перенести в НК РФ.
  • Проверки ККТ будут регулироваться НК РФ и получат официальное название — оперативные.
  • Кроме оперативных проверок налоговые органы будут проводить мониторинг информации о ККТ, поступающей в ИФНС.
  • Проверяющие получат широкий перечень полномочий на проведение контрольных мероприятий в ходе проверки.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://blogkadrovika.ru/operativnyj-nalogovyj-kontrol-pri-primenenii-kkt/

Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами 2020: в чем заключается, проверяют ли соблюдение правил по операциям по кассе банки?

Налоговая проверка полноты учета выручки

Кассовая дисциплина на предприятии предполагает строгое соблюдение его сотрудниками правил выполнения кассовых транзакций, установленных российским законодательством.

Помимо общеобязательных норм, работники организации, имеющие отношение к обороту наличных денег, должны руководствоваться в своей деятельности внутренними регламентами, которые утверждаются и вводятся в действие приказами директора.

Таким образом, совершение компанией приходно-расходных операций с денежной наличностью регулярно контролируется как государственными органами, так и самим руководством хозяйствующего субъекта, осуществляющего кассовые транзакции.

Одним из наиболее эффективных способов такого контроля является проверка, порядок проведения которой также регламентируется нормативно-правовыми актами.

Кто проверяет соблюдение на предприятии?

Все сотрудники организации, непосредственно осуществляющие кассовые транзакции (операции), обязаны контролировать корректность своих действий при работе с наличностью.

Главный бухгалтер компании отвечает за деятельность бухгалтерского подразделения, к компетенции которого относится ведение операционной кассы.

Общий контроль хозяйственной деятельности предприятия, принимающего и расходующего наличные средства, выполняет его руководитель.

Индивидуальный предприниматель самостоятельно контролирует свою деятельность, что подразумевает его личную ответственность за правильность ведения всех кассовых операций.

Налоговая служба осуществляет внешний контроль кассовой дисциплины хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.

Одним из способов реализации надзорных функций является проверка субъекта предпринимательства, которая проводится фискальным органом (налоговой службой) согласно Административному регламенту, утвержденному и введенному в действие Приказом Минфина РФ, зарегистрированным 17.10.2011 под номером 133н.

Налоговая проверка выполняется особым подразделением налоговой службы, осуществляющим оперативный контроль хозяйствующих субъектов.

Все проверочные действия совершаются инспектором данного подразделения.

Налоговая проверка юридического лица (организации, предприятия) или индивидуального предпринимателя, работающего с наличностью, имеет конкретную цель – выявление фактов несоблюдения нормативных правил кассовой дисциплины, регламентированных законодательством РФ.

В чем заключается контроль операций налоговым органом?

налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.

оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.

общий порядок выполнения

налоговая проверка подразумевает выполнение уполномоченным инспектором следующих административных процедур:

  • хозяйствующему субъекту, подлежащему проверке, предъявляется поручение на исполнение проверочных действий.
  • изучение инспекторами документации, предоставленной хозяйствующим субъектом.
  • проверяются полнота и корректность учета денежной наличности.
  • итоги проведенной проверки оформляются надлежащим образом.

какие документы изучаются специалистами?

специалисты налоговой службы вправе затребовать у хозяйствующего субъекта документы, необходимые для проверки соблюдения нормативных правил кассовой дисциплины.

к числу таких документов относятся:

  • книги учета доходов/затрат, специфика ведения которых зависит от актуальной системы налогообложения, применяемой проверяемым хозяйствующим субъектом.
  • приходные (входящие)/расходные (исходящие) ордера.
  • кассовая книга.
  • журнал регистрационного учета приходных/расходных кассовых ордеров.
  • журнал, заполняемый кассиром-операционистом.
  • справка-отчет, формируемая кассиром-операционистом.
  • авансовые отчеты хозяйствующего субъекта.
  • акты, удостоверяющие возврат денежных средств покупателям (плательщикам), который производится по неиспользованным чекам (кассовым).
  • распечатанные отчеты фискальной памяти ккт и использованных накопителей.
  • журнал регистрационного учета обобщающих сведений контрольно-денежных счетчиков ккт (речь идет об аппаратах, функционирующих без участия кассира)
  • ленты контроля ккт на бумажных/электронных носителях.
  • данные счетчиков ккт, касающиеся наличной выручки организации.
  • бсо, их копии, корешки соответствующих бланков.
  • сведения автоматизированной системы об эмитированных документах.
  • книга регистрационного учета бсо.
  • акты принятия/списания бсо.
  • приказ, устанавливающий лимит (ограничение) кассового остатка в организации (как рассчитать лимит).
  • прочие первичные бумаги и регистры бухучета, необходимые уполномоченному инспектору для проверки соблюдения кассового порядка.

как проверяется использование онлайн-касс?

Контроль использования онлайн-касс осуществляется налоговой службой следующим образом:

  • Мониторинг и изучение сведений о наличной выручке хозяйствующего субъекта.
  • Проверка применения ККТ.
  • Дистанционная проверка операторов, обрабатывающих фискальные данные.
  • Контроль предоставления покупателям (плательщикам) кассовых чеков или БСО. Один из способов – контрольная покупка.
  • Отправка налогоплательщику запроса на предоставление дополнительных данных. Такой запрос может формироваться через персональный кабинет ККТ.
  • Получение неограниченного доступа к сведениям кассовой отчетности в информационной базе оператора фискальных данных.
  • Получение неограниченного доступа к аппарату ККТ хозяйствующего субъекта с целью выведения данных, содержащихся на фискальном накопителе.

Какие нарушения обычно выявляются?

По итогам проведенных проверок часто обнаруживаются следующие нарушения кассовой дисциплины:

  • Превышаются лимиты остатка по кассе и суммы наличных расчетов.
  • Полученная наличная выручка не отражается в полном размере.
  • Покупателям (плательщикам) не предоставляются чеки ККТ/БСО.
  • Используемый аппарат ККТ не соответствует нормам.
  • Фактические остатки наличных денег не соответствуют сведениям кассовых бумаг.
  • Необоснованное превышение сроков выдачи наличности под отчет.
  • Прочие нарушения.

Осуществляется ли банками?

Банк вправе проверить кассовую дисциплину обслуживаемого хозяйствующего субъекта.

Обычно подобные проверки осуществляются финансовыми учреждениями раз в два года.

Как правило, контролю подлежат заполнение кассовой книги и соблюдение ограничения по остатку наличности.

Выводы

Проверка соблюдения хозяйствующим субъектом нормативных правил кассовой дисциплины осуществляется уполномоченными специалистами налоговой службы.

Кроме того, ответственные сотрудники организации – кассиры, главный бухгалтер, руководитель – самостоятельно контролируют правильность совершения и учета наличных операций.

Целью подобных проверок является своевременное выявление нарушений, допускаемых в сфере ведения кассы, а также их скорейшее устранение и профилактика.

Источник: https://praktibuh.ru/buhuchet/denezhnye-sredstva/nalichnye/uchet/proverka-kassovoj-distsipliny.html

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: