Налоговая ответственность по результатам повторной выездной налоговой проверки (постановление президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10)

Содержание
  1. Две сложные ситуации во время выездной проверки
  2. Проверка приостановлена
  3. «Уточненка» во время проверки
  4. Повторная налоговая проверка: основания, порядок, помощь адвоката
  5. Основания повторной налоговой проверки
  6. Повторная камеральная налоговая проверка
  7. Повторная выездная налоговая проверка
  8. Последствие повторных налоговых проверок
  9. Рассмотрение материалов ВНП и вынесение итогового решения – «Рыков групп»
  10. Что именуется выездной налоговой проверкой?
  11. Этапы проведения ВНП
  12. Отбор налогоплательщиков для осуществления налоговой проверки
  13. Проведение ВНП
  14. Подведение результатов проверки
  15. Вынесение решения ВНП
  16. Каким обраом обжаловать результаты ВНП
  17. Повторная выездная налоговая проверка
  18. Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки
  19. Ограничения по периоду проверки
  20. Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки
  21. Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

Две сложные ситуации во время выездной проверки

Налоговая ответственность по результатам повторной выездной налоговой проверки (постановление президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10)

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.

Назовем три главных правила такой ревизии:

  • проводится на территории налогоплательщика;
  • затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
  • продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).

Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает  плательщику.  Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала  в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.

Проверка приостановлена

Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае: 

  • истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
  • направления запросов в иностранные юрисдикции;
  • назначения и проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально.

То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным.

Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).

Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.

Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).

Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии.

То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.

2013 № 57). При этом  ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.

Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).

Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.

«Уточненка» во время проверки

Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.

«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде».

Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году.

Обзор практики и рекомендации налогового юриста».

В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?    

  • Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
  • Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.  

Представить «уточненку» можно и после выездной проверки, но при условии, что в рамках ревизии проверяющие не обнаружили ошибок или неточностей, которые компания собралась исправить (подп. 2 п. 4  ст. 81 НК РФ).  

Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае  условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Но есть решения в пользу компаний.

Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).

Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).

То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:

  • провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
  • назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
  • провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.

Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.  

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1515

Повторная налоговая проверка: основания, порядок, помощь адвоката

Налоговая ответственность по результатам повторной выездной налоговой проверки (постановление президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10)

   У сотрудников организаций налогоплательщиков существует расхожее выражение: «Хуже проверки может быть только повторная проверка». При этом, правовое сопровождение мероприятий налоговой проверки в организации, контроль правильности и законности действий должностных лиц ИФНС  — необходимые условий во избежание нежелательных последствий.

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат в Екатеринбурге поможет в Вам в процедуре повторной налоговой проверки: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и получите консультацию уже сегодня!

Основания повторной налоговой проверки

   Повторная выездная проверка организации налоговым органом по тем же налогам и за тот же период проводится в порядке контроля налогового органа, принявшего решение по предыдущей проверке.

   Проверка налогового органа, оформленная в порядке повторной ( пункт 10 ст.

89 НК РФ) фактически не является повторной, если ее целью не является контроль вышестоящим налоговым органом нижестоящего или она проведена не на основании решения начальника налогового органа.

Данные выводы закреплены судебной практикой и Письмом ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам».

   Основания для повторной камеральной проверки не закреплены налоговым законодательством в силу того, что отсутствует определение повторной камеральной проверки.

Возможность у налогового органа повторно проверить организацию по итогам предоставления одной и той же декларации отсутствует, если не подавалась уточненная.

Камеральная проверка по одним и тем же налогам за тот же период на основании уточненной декларации не является повторной, проводится по тем же основаниям, что и камеральная проверка.

   Таким образом, новая камеральная проверка проводится по поводу представления организацией «уточненки», уменьшающей сумму налога. Если «уточненка» не подавалась, но была проведена проверка той же отчетности, принятое налоговым органом решение может быть признано судом незаконным.

ПОЛЕЗНО: подробнее про порядок проведения проверок ИФНС по ссылке

Повторная камеральная налоговая проверка

   После подачи уточненной декларации, налоговый орган вправе провести полную проверку по ней. Проводится она в общем порядке камеральной проверки на основании ст. 88 НК РФ.

  • Проверка проводится в налоговом органе на основании декларации и документации налогоплательщика.
  • Налоговый орган может использовать документацию о деятельности налогоплательщика, которой располагает.
  • Разрешение руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется. Должностные лица ИФНС действуют в соответствии с должностными обязанности.
  • Срок проведения проверки – 3 месяца с даты представления в ИФНС декларации.
  • Проверка прекращается, если во время нее организацией подана новая уточненная декларация. В этом случае начинается новая проверка, при этом могут быть использована полученная ранее от налогоплательщика документация.
  • В ходе проверки налоговая может заявить требование о предоставлении документов, которое обязательно к исполнению в течение 5 дней
  • Основания для заявления требования: ошибки, противоречия, несоответствия в документации; уменьшение суммы налога в «уточненке»; заявленная сумма убытка; получение налоговых льгот.
  • Дополнительные документы, не предусмотренные порядком (ст. 88 НК РФ) налоговый орган требовать не может.

ВАЖНО: узнайте, как подготовиться к любой налоговой проверке по ссылке

Повторная выездная налоговая проверка

   Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) проводится вышестоящим налоговым органом в общем порядке, что и выездная проверка, но с целью контроля нижестоящей ИФНС.

  1. ПВНП проводится в помещениях проверяемой организации
  2. Основание – решение руководителя контрольного налогового органа или решение руководителя ИФНС о на основании поданной налогоплательщиком «уточненки». Решение должно быть оформлено в установленной форме и содержать предмет проверки, периоды, указание на должностных лиц – проверяющих.
  3. Проверка проводится по одному или нескольким налогам.
  4. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога в соответствии с мотивированным мнением;
  5. Период – три календарных года, предшествующих проверке.
  6. Срок проверки – не более 2 месяцев с даты вынесения решения о проведении проверки до формирования справки по ее итогам.
  7. Приостановление и возобновление проверки оформляется решением руководителя контрольного налогового органа. Срок приостановлений – не более 6 мес.
  8. Может быть проведена инвентаризация имущества организации
  9. По итогам проверки составляется справка

ПОЛЕЗНО: порядок проведения выездной проверки ИФНС у нас на сайте

Последствие повторных налоговых проверок

   По итогам налоговых проверок налоговым органом принимается решение. В случае, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, оформляется акт. Он оформляется в течение двух месяцев со дня окончания проверки и на основании справки. Акт составляется в течение 10 дней в случае выявления нарушений.

  • Оспаривание результатов проверки возможно путем:
  • Составления возражений на акт. Акт можно направить в течение месяца со дня получения акта.
  • Участие в рассмотрении результатов проверки путем предоставления возражений
  • Подача в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы в порядке налогового законодательства
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган при истечении сроков на подачу апелляционной жалобы
  • Обжалование в судебном порядке в апелляционный суд по месту нахождения ИФНС
  • Обжалование решения суда

P.S.: если Вам необходимо организовать правовое сопровождение организации при налоговой проверке или обжаловать результаты проверки — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/povtornaya-nalogovaya-proverka/

Рассмотрение материалов ВНП и вынесение итогового решения – «Рыков групп»

Налоговая ответственность по результатам повторной выездной налоговой проверки (постановление президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10)

Выездная налоговая проверка – это серьезное испытание для каждой компании. Во время ее проведения бухгалтеры, юристы и управление компании вынуждены отключаться от главной деятельности фирмы и уделять все внимание проверяющим.

Текущая работа предприятия в данный период, обычно, приостанавливается. Бухгалтерия в спешке готовит финансово-хозяйственную документацию за прошедшие три года, а руководство компании вынуждено откладывать свои деловые встречи и командировки для того, чтобы все время давать налоговикам разъяснения и получать различные требования, решения, постановления, сопровождающие каждую проверку.

Данная проверка достаточно сложна и зачастую руководство компании, не до конца разобравшись в ее деталях, соглашается с тем, что предъявляют проверяющие.

Между тем, налоговики сами часто совершают ошибки и нарушают процесс налоговой проверки.

С помощью ошибок подобного рода возможно свести на нет полученные ими доказательства, а также добиться отмены начислений вышестоящим налоговым органом либо судом. Следовательно результаты налоговой проверки можно оспорить!

В каких случаях имеет смысл это сделать, рассказывается в этой статье.

Что именуется выездной налоговой проверкой?

Наиболее лучший метод налогового контроля для ФНС – налоговая проверка. Опираясь на статистику самые большие доначисления штрафов, пеней и налогов проводятся инспекторами именно в ходе выездных проверок.

Общий порядок осуществления выездной налоговой проверки описывается в статье восемьдесят девятой Налогового Кодекса РФ. Однако, многим мероприятиям подобного рода, которые проводятся в рамках ВНП, посвящены отдельные статьи НК России.

Кроме того, существует масса вопросов, неурегулированных законодательством. По ним Минфина России, ФНС РФ и судебной практики.

Цель выездной налоговой проверки – контролирование правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Следующие особенности выездной налоговой проверки являются характерными:

  • срок, подвергающийся проверки, составляет до трех календарных лет, которые предшествовали началу налоговой проверки. Налоговики также имеют право проверить текущий год, включая дату решения о проведении ВНП;
  • выездная налоговая проверка осуществляется по одному (тематическая), нескольким либо по всем налогам, выплачеваемым налогоплательщиком (комплексная проверка);
  • налоговики имеют более обширные полномочия в сравнении, например, с камеральной проверкой.
  • ВНП проходит по месту нахождения налогоплательщика, то есть налоговики проводят большинство ключевых мероприятий и ознакамливаются с документацией на территории налогоплательщика;

Есть также и ограничения, призванные оградить налогоплательщика от чрезмерного контроля со стороны инспекторов. Таким образом, по общим правилам:

  • налоговики в ходе ВНП не могут проверять дважды один и тот же налог за определенный период;
  • ВНП должна идти меньше 2-х месяцев.
  • Инспекторы не вправе осуществлять больше 2 ВНП в 1 году;

Хотя в данных правилах есть ряд исключений, который позволяет в отдельных случаях провести повторную проверку, продлить выездную проверку или приостановить налоговую проверку.

Этапы проведения ВНП

Процесс проведения налоговой проверки можно разбить на несколько этапов:

  • Выбор налогоплательщиков для осуществления проверки;
  • Осуществление выездной налоговой проверки;
  • Подведение итогов выездной налоговой проверки;
  • Рассмотрение документации ВНП и вынесение итогового решения.

Рассмотрим все их немного подробнее.

Отбор налогоплательщиков для осуществления налоговой проверки

ВНП – это самая трудная и затратная процедура для налоговых органов.

На период проведения проверки нужно постоянное участие как минимум 1 проверяющего и очень редко, когда проверяющие проводят сразу несколько выездных проверок.

Легко посчитать, что за 1 год проверяющий в среднем проводит не более шести проверки. В целом же в стране за в течение одного года проверками подвергается лишь только 1% налогоплательщиков.

Поэтому налоговики внимательнее подходят к отбору налогоплательщиков и все доступные о них данные, до того, как начать процесс проверки. Это значит, что если к Вам нагрянули инспекторы, вероятно, что у них уже существуют большие подозрения, которые касаются Вашей деятельности.

ВНП – закрытый процесс. Налогоплательщики не знают заранее, придет ли к ним проверяющий и когда точно это случится. Тем временем Федеральная Налоговая Служба России чуть-чуть раскрала секреты этого процесса и опубликовала «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», которая была утверждена ФНС России приказом № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007.

В этой Концепции предусмотрено 12 пунктов по которым налоговая служба отбирает налогоплательщиков для ВНП. Чем больше показателей хозяйственной деятельности выходит за ограничения, которые устанавливаются данными критериями, тем больше возможность проверки.

Однако, законодательство не заставляет налоговую службу при отборе налогоплательщика придерживаться данной Концепции.

Это значит, что если у проверяемого полный порядок с этими показателями – это еще не гарантия, что ВНП его не затронет. Проверяющие не должны давать объяснений налогоплательщику, зачем они решили его проверить.

Между тем, стоит отметить, что часто данная Концепция действительно применяется налоговиками при отборе объекта проверки.

Проведение ВНП

Непосредственное проведение выездной налоговой проверки начинается после того, как начальник (либо его зам) налогового органа сделает необходимое постановление (не с момента вручения решения проверяемому).

В ходе выездной проверки инспекторы имеют право:

  • осуществлять инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • провести ознакомление с финансовой документацией организации;
  • проводить осмотры территорий и помещений налогоплательщика;
  • потребовать копии документов;
  • проводить допрос директора, сотрудников, а также иных лиц;
  • осуществлять выемки документации, встречные проверки, экспертизы и так далее;

На этом шаге инспекторы выискивают нарушения налогового законодательства, а также находят док-ва, подтверждающие найденные нарушения.

Процесс проведения выездной налоговой проверки регламентирован массой ст. НК РФ и другими актами. Именно поэтому налоговики на данном шаге зачастую совершают ошибки и нарушают права проверяемых, а это может привести к отмене заключительного решения по проверке.

Этап именно осуществления налоговой проверки обычно длится не более двух месяцев. Однако, данный срок на практике может продлиться. Так как налоговики в некоторых случаях имеет право приостановить либо продлить ВНП.

Проверка заканчивается вручением проверяемому справки. После этого налоговики уже не должны находиться территории, требовать документы и проводить контрольные мероприятия.

Подведение результатов проверки

После выдачи справки о завершенной выездной налоговой проверке у инспекторов есть не более 2 месяцев для того, чтобы составить акт.

Акт составляется по образцу, утвержденному ФНС России. В нем указываются сведения о проверяемом лице, проведенных контрольных мероприятиях, проверенных налогах, выявленных нарушениях, а также доказательствах их подтверждающих.

В заключение инспектор приводит оценки и предложения по устранению выявленных нарушений.

Акт обязан быть передан проверяемому лицу не позднее 5 дней с момент его составления. Вместе с ним проверяющие обязаны также вручить ксерокопии всех документов, подтверждающих обнаруженные нарушения. Далее у налогоплательщика имеется 1 месяц на то, чтобы предоставить свои возражения.

При подготовке возражений следует учитывать некоторые моменты.

Как показывает практика, не нужно в возражениях указывать все ошибки и недостатки, допущенные инспекторами, тем более, если дело затрагивает процедурные вопросы (нарушения процедуры допроса, истребования документов, выемки). Шанс того, что налоговая служба признает их и уменьшит начисления очень мала. Однако, указанные Вами ошибки налоговики устранят до вынесения решения.

Вынесение решения ВНП

После истечения одного месяца на представление возражений у налоговой службы имеется 10 дней, чтобы рассмотреть итоги ВНП и принять решение.

Материалы итоги выездной проверки и возражения налогоплательщика рассматриваются начальником инспекции либо его заместителем. Налогоплательщик в ходе рассмотрения материалов может присутствовать, заявлять ходатайства и давать пояснения.

В некоторых ситуациях налоговая служба имеет право перенести рассмотрение документов в пределах 10 дней, которые отведены на принятие постановления или же провести доп. Процедуры налогового контроля.

Итогом рассмотрения материалов ВНП является постановление налогового органа об отказе в привлечении к ответственности или о привлечении к ответственности. Данное решение проверяющие должны вручить налогоплательщику не позднее пяти.

Каким обраом обжаловать результаты ВНП

Необходимо упомянуть, что осуществление выездной налоговой проверки это тяжелый, многостадийный процесс и на каждом шаге инспекторы могут допускать различные ошибки и нарушения.

Более того, учитывая, что проверяющие тщательно отбирают кандидатов на проверку, они не имеют права не достигнуть хоть какого результата. Скованные сроками осуществления налоговой проверки и потребностью найти как можно больше доказательств, инспекторы нередко превышают полномочия нарушают права налогоплательщика.

Любые нарушения процедуры осуществление проверки возможно условно разделить на существенные и несущественные. Существенные нарушения Могут привести к отмене итогового решения вышестоящим налоговым органом либо судом.

Главным основанием для отмены постановления по результатам ВНП является лишение проверяемого права находиться при рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять пояснения и возражения. В остальных ситуациях вышестоящие налоговые органы будут оценивать, как допущенное налоговиками нарушение является препятствием в реализации налогоплательщиком своих прав.

Также рекомендую прочитать эту статью

“Мой банк” признан банкротом

Следственный комитет России объявил о задержании бывшего владельца ООО “Мой банк”, миллиардера Глеба Фетисова. Он задержан по подозрению в причастности к выводу и хищению активов банка. Позже Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия и арестовал Фетисова на два месяца.”П

Продолжить чтение

Представим лишь только пару ситуаций, когда ошибки налоговиков расценивались судом как существенные и привели к отмене окончательного постановления по выездной проверке:

  • налоговая служба не передала акт ВНП либо дополнения к нему, которые подтверждают выводы налоговой инспекции;
  • постановление на проведение выездной проверки подписано не уполномоченным на то лицом;
  • налоговая служба не передала налогоплательщику постановление о проведении ВНП;
  • налоговая служба не рассмотрела представленные возражения налогоплательщика;
  • решение по результатам выездной налоговой проверки вынесено до истечения срока подачи возражений;
  • по итогам ВНП неправильно рассчитана сумма недоимки;

Если проверяющие нарушают права налогоплательщика во время проведения отдельных мероприятий налогового контроля (к примеру, выемки, при допросе свидетелей, проведении осмотра), то доказательства, которые были добыты в ходе этих мероприятий, признаются судом полученными с нарушением закона.

В заключение отметим, что это не все случаи, связанные с процедурой ВНП, позволяющие успешно оспорить ее итоги.

Подробную информацию индивидуально по Вашей проблемы Вы можете получить, по телефону или направив запрос в Компанию.

Источник: https://Rykov.group/stati/nalogi/rassmotrenie-materialov-vnp-i-vynesenie-itogovogo-resheniya/

Повторная выездная налоговая проверка

Налоговая ответственность по результатам повторной выездной налоговой проверки (постановление президиума ВАС РФ от 20.10.2010 № 7278/10)

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая. 

«Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»

Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.

По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

«Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации»

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные.

Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе.

Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Совет от 1С-WiseAdvice

Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.

Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени.

А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

Если компания оспорила решение по первой проверке, это не мешает вышестоящему налоговому органу проверить ее еще раз. А вот могут ли по результатам этой проверки, несмотря на решение суда, сделать доначисления, – зависит от конкретной ситуации:

  1. Суд исследовал доказательства и доводы налоговиков, после чего пришел к выводу, что налогоплательщик не виноват и отменил решение налогового органа. В этой ситуации повторная проверка не может переоценивать выводы суда, иначе это нарушает права налогоплательщика. Доначислить налоги смогут только в том случае, если найдут новые нарушения, которые в суде не оспаривались.
  2. Суд не давал оценку доказательствам, на основании которых налоговики выносили решение, а отменил его только из-за процессуальных нарушений. Например, если компанию не ознакомили с результатами проверки. В этом случае доначисления при повторной проверке могут быть признаны законными.

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: