Морская перевозка: юридические и практические аспекты

Курс повышения квалификации Морские грузоперевозки: особенности регулирования и ключевые аспекты морского права

Морская перевозка: юридические и практические аспекты

  • Цель курса — сформировать комплексное представление слушателей об особенностях морских грузоперевозок и о юридических нюансах в рамках морского правового поляДля когоДля юрисконсультов, юристов, специализирующихся на морском праве, для специалистов отдела снабжения и закупок, специалистов отправки и получения грузовПрограммаМеждународные морские перевозки по праву можно назвать одним из самых сложных направлений таможенной деятельности, так как данная область основывается на множестве источников правового регулирования. Слушатели курса детально рассмотрят вопросы, возникающие на разных этапах транспортировки груза. Совместно с экспертами программы, слушатели обсудят возможные причины возникновения рисков и способы их минимизации.Кратко о программе:
    • Особенности перевозимых грузов. Формирование пакета документов. Проверка состояния и страхование груза.
    • Фрахт необходимой части тоннажа судна.
    • Мониторинг движения судна. Контроль состояния грузов во время транспортировки и временного хранения.
    • Агентирование судна в порту. Договор морского агентирования.
    • Сюрвейерское обслуживание.
    • Прохождение таможенного контроля.
    • Ответственность, виды, размеры ущерба, штрафы и санкции.
    • Определение и выбор применимого права.
  • Специалист в области морского права и морского страхования с опытом работы в юридических, судоходных и страховых компаниях, а также в сюрвейерской деятельности, имею Сертификат сюрвейера Lloyd's. Генеральный директор логистической компании. Сюрвейер, дипломированный практикующий специалист по ведению экспертной и оценочной деятельности (сюрвейер) с опытом практической работы более 20 лет в российских и иностранных сюрвейерских и диспашёрских компаниях. Проведено расследование более 800 различных страховых случаев и предстраховых осмотров с объектами недвижимости, транспортными средствами, материальными ценностями (грузами и имуществом) по заявкам страховых компаний, перевозчиков, владельцев Изданные по результатам расследования рапорты успешно использованы заказчиками для отстаивания своих прав как в Арбитражных судах различного уровня, так и в досудебном разрешении имущественных споров и урегулировании претензий. Практикующий юрист (с 1998 года), кандидат юридических наук, специалист по таможенным спорам, эксперт в области таможенного права ЕАЭС, Европейского Союза, международного права, автор более 30 публикаций и монографий в области международного права, права Европейского Союза. Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права юридического факультета, автор более 120 научных работ по темам «Морские грузоперевозки», «Морское право».
  • Аршинова Наталья Александровнаведущий юрисконсультООО “Сервисный центр ФЕСКО”

Вопросы, рассматриваемые программой семинара, актуальны в моей работе. Осталась довольна работой лекторов.

Воронова Марина Григорьевнаруководитель ВЭД

ООО “Тексет Импекс”

Для меня курс оказался очень актуальным. Работаю в сфере ВЭД более 10 лет. Где-то нужно было освежить знания, основной интерес представлял блок про сюрвейерские услуги и информация по этому блоку не разочаровала. Отмечаю высоки уровень компетентности преподавателей.

Тулеуов Казбек Алимбаевичдиректор

АО НК “КазМунайГаз”

В целом, семинар соответствует тематике курса. Оснащенность, комфорт и график проведения, а также компетентность преподавателей удовлетворил меня полностью.

Все отзывы о курсе

Условия участия:

для регистрации слушателям необходимо иметь при себе копию платежного поручения, которая является пропуском на курс повышения квалификации.
Срок обучения: очная форма с 22 февраля по 25 февраля 2021 года

Для оформления финансовых документов необходимы:

– полные реквизиты вашей организации, включая юридический адрес.
– заполненный талон регистрации.

Для оформления Удостоверения необходимо предоставить:

– копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте); – копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

Обращаем ваше внимание на особые случаи при выдаче Удостоверения о повышении квалификации.

В пакет участника входит

– обучение по заявленной программе; – комплект информационно-справочных материалов; – кофе-паузы.

Курс повышения квалификации

Поставки и грузоперевозки. Организация, контроль, исполнение

Как обеспечить исполнение поставки и избежать споров: по сохранности, по ответственности. Как избежать ошибок в документации при поставках и грузоперевозках. Примеры алгоритмов и инструкций.

Как снизить убытки и дополнительные затраты на хранение, в том числе на дополнительный склад, на лишние (дополнительные) перемещения, на простои, потери времени, на потерю материальных и денежных средств, на брокерские, юридические услуги, на перетарку, переупаковку и др.

Источник: https://www.cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/36866.aspx

Все о документах для международных морских перевозок грузов

Морская перевозка: юридические и практические аспекты

Вода покрывает поверхность Земли на 71%, что дает большое преимущество именно морским международным перевозкам. Это сложный процесс внешнеэкономической деятельности. В статье наш менеджер проектов ВЭД Валентина помогает разобраться в документах, которые понадобятся, чтобы привезти груз морем.

Кроме доступности и развитой инфраструктуры обслуживания морских судов в портах, перевозки имеют хорошее правовое регулирование, которое четко расчерчивает ответственность сторон. Безопасность регулируется отдельным кодексом об опасных грузах.

Как и любая сделка, морская перевозка не проводится «под честное слово». Есть перечень документов, без которых нельзя обойтись.

Необходимые документы для международных перевозок можно разделить на следующие типы:

Коммерческие документы

Их предоставляет продавец товара, содержат описание груза и позволяют идентифицировать его при транспортировке и таможенном оформлении. К таким документам относятся:

Инвойс, коммерческий счет — содержит данные о продавце, покупателе, перечне товара, количестве и стоимости груза. Может содержать фото, код товара, условия поставки, вес и другие данные по желанию составителя. Это главный документ для таможенного оформления и оплаты поставщику за товар.

Упаковочный лист — в нем указан перечень товаров, вес нетто, вес брутто, тип упаковки, количество мест.

Сертификат качества, техническая документация — содержат данные о составе изделий, материале, функциях и т.д.

При морском перемещении груза существуют следующие документы, которые будут составлены в процессе перевозки:

Доковая расписка (Dock Receipt) — грузоотправитель получает ее от перевозчика, разместив груз на пирсе транспортной компании. Составленный в нескольких экземплярах бланк-расписка содержит все ключевые данные о грузе с фиксацией повреждений и маркировки груза. На основании доковой расписки в последствии выдаётся коносамент.

Коносамент (Bill of Lading) — это договор на морскую перевозку и документ, подтверждающий право собственности на груз, который по нему следует.

Морская накладная (Sea Waybill) — подтверждает наличие груза на борту и обязывает доставить его получателю, который в нем указан.

Деливери-ордер (Delivery Order) — применяются в сочетании с коносаментами. Бывают двух видов: для компании перевозчика и для продавца. Предназначен для урегулирования вопросов при делении партии товара и ее продажи по частям.

Штурманская расписка (Mate's Receipt) — выписывается помощником капитана на судне. Коносамент подписывается компанией перевозчиком только после сопоставления данных в листах тальмана, доковых расписках и коносаменте, заявленном экспедитором.

Также существует ряд документов, которые имеют значение и участвуют в процессе международной перевозки — тальманские листы, гарантийные письма, грузовые и контейнерные манифесты, аддендумы, различные извещения и счета.

Таможенные документы

Функция таможенных органов — проверить все документы, предоставленные отправителем и на соответствие фактическому грузу, исключить нарушение таможенного законодательства и утвердить заключительный документ — таможенную декларацию. Без нее груз не может покинуть пределы страны отправления и не может быть выпущен в свободное обращение в стране получения.

Также к ним относятся транзитные декларации (предназначены для перемещения товара в пределах страны), Carnet TIR, акты досмотров и весовые.

Это разрешительные (сертификаты соответствия), подтверждающие (таможенные документы) и удостоверяющие (сертификаты происхождения).

Правильно организовав документооборот, можно пользоваться преимуществами морских перевозок. Например:

Стоимость транспортировки — строительство судов с большей грузоподъёмностью уменьшает стоимость перевозки за счет увеличения клиентов на рейс.

Габариты — груз практически любого тоннажа и габаритов можно перевезти морскими видами транспорта. Суда принимают к перевозке навалочные грузы, транспортные средства и машины без упаковки.

Самые распространенные – контейнерные перевозки. Контейнеры герметичны, специально оборудованы для быстрых погрузочно-разгрузочных работ.

По приходу в порт контейнер удобно отгрузить на автомобиль для дальнейшего следования груза.

Для организации морских грузовых перевозок каждое звено должно работать слаженно и профессионально. Контролировать и решать вопросы, возникающие в процессе доставки вам поможет команда M3Cargo. Мы имеем за плечами более 10 лет опыта работы с экспедиторами и агентами международных морских перевозок. Наши логисты следят за следованием грузов 24/7 от момента отправки до прибытия на ваш склад.

Источник: https://m3cargo.com/ru/blog/vse-o-dokumentakh-dlya-mezhdunarodnykh-morskikh-perevozok-gruzov/

Виды, правила и применяемые документы при организации международных морских перевозок

Морская перевозка: юридические и практические аспекты

Рост экономических связей между странами разных континентов стал причиной широкого распространения международных морских перевозок. Этот способ позволяет перевозить гораздо больший объем продукции, чем доставка по земле или авиалиниями. Сочетание невысокой стоимости и надежности сделало морскую доставку популярной услугой.

Какие бывают перевозки

Всего существует два вида перевозок: внутренние – в пределах одного государства и внешние – международные морские перевозки. Они осуществляются такими способами:

  • при помощи контейнеров;
  • морской фрахт;
  • перевоз навалочного груза;
  • доставка «ро-ро»;
  • «от двери до двери»

Международные морские контейнерные перевозки – один из самых востребованных методов, поскольку позволяет доставить груз до места назначения в полной сохранности, вплоть до упаковки. Преимуществом также является возможность сократить расходы на таре – контейнер представляет собой надежное место хранения.

Кроме того, этот метод гарантирует полную безопасность – во время международных морских контейнерных перевозок они опечатываются и надежно закрываются, исключая вероятность доступа посторонних лиц.

Под фрахтом подразумевается наемное судно. Фрахтователь нанимает судно на определенное количество рейсов, в зависимости от объема перевозимого груза.

Существуют так называемые фрахтовые брокеры, специализирующиеся на подборе судов исходя из потребностей заказчика.

Уголь, руда, песок и т.д. – все это относится к навалочным грузам. Для их погрузки нужны портальные или грейферные краны. Их невозможно перевозить при помощи классической тары, поэтому их просто сваливают в кучи. Но при этом важно учитывать равномерное распределение груза по всей длине судна.

Транспортировка «ро-ро» предназначена для перевозки накатного груза: автомобилей, трейлеров и т. д. То есть все то, что может самостоятельно «взойти на борт» судна, и для чего не требуется крановая погрузка.

Судна для таких перевозок называют «ролкерами». Они оснащены специальными накатными рампами, по которым груз ввозится и вывозится с борта. Существуют гибридные судна, подразумевающие возможность одновременного перевоза и «ро-ро»- грузов, и контейнеров. Они осуществляют международные морские и речные перевозки.

Перевозка «от двери до двери» – подразумевает полный цикл от прибытия товара в порт до его доставки к месту назначения.

Цена международной перевозки морским транспортом складывается из объема и специфики груза. Такие перевозки ограничены условиями чартера, так что дату входа в порт и последующей разгрузки не знают вплоть до заключения чартера.

Правила

Со стороны таможенной сферы международные перевозки морским транспортом – одни из самых трудоемких.

Это связано с наличием большого количества документов правового регулирования, необходимостью соблюдать нормы конвенций и внутренней политики каждого отдельно взятого государства.

Международные морские перевозки основываются на трех конвенциях:

  • Гаагские правила;
  • Правила Висби;
  • Гамбургские правила.

Гаагские правила можно назвать основой. Последующие документы и конвенции лишь дополняли и изменяли их.

В этой конвенции говорится о стандартных требованиях к перевозкам такого вида:

  • осуществляющий перевозку должен обеспечить мореходное состояние судна;
  • перевозчик также обязан полностью снарядить и укомплектовать судно;
  • обеспечить безопасность груза, оборудовав надлежащим образом те части судна, в которых будет располагаться транспортируемый груз.

Полная ответственность за сохранность груза ложится на плечи перевозчика. Исключения составляют случаи, когда груз был поврежден по вине экипажа или обслуживающего персонала. Иногда спасение жизни человека влечет повреждение груза. Если такой инцидент был установлен и доказан, то это служит поводом для снятия ответственности с перевозчика.

Хоть международные правила морской перевозки грузов, принятые в Гааге, и являются самым первым документом, регулирующим процесс морской перевозки грузов, они до сих пор самые распространенные.

В 1968 году некоторые правила документа подверглись критике за устаревшие тарифы и другие несоответствия времени. Развитие мореплавания создало необходимость повысить имущественную ответственность перевозчиков. Тогда Гаагские правила улучшили и дополнили – так появились «Правила Висби».

В 1978 году ООН разработала принципиально новую конвенцию, призванную стать заменой для старых и уже неактуальных правовых документов в области международных правил морских перевозок грузов. Ей дали название «Гамбургские правила».

Она начала действовать с 1992 года и внесла существенные изменения в терминологию. В ней больше внимания уделено формализму. Гораздо четче прописаны статусы «исполнителя», «грузополучателя» и «грузоотправителя». Также была и расширена ответственность лица, осуществляющего транспортировку груза – теперь его могут оштрафовать за несоблюдение сроков доставки товара.

Документы

Существуют документы, которые обязательно должны подписываться при каждом акте международных перевозок морским транспортом.

К ним относятся:

Коносамент – можно считать главным документом, содержащим положения из других. Он должен быть предоставлен грузоотправителю как доказательство того, что груз приняли для перевозки. Он также является документом, свидетельствующим о правах перевозчика на распоряжение грузом и факте заключения соглашения о транспортировке.

Штурманская расписка – необходима для составления коносамента. Составляется помощником капитана судна и используется для документального подтверждения получения товара при международных морских перевозках контейнеров.

Чартерный коносамент – в нем указывается право собственности на отгруженный товар при заключении чартер-партии.

Аддендум – дополнение к уже имеющимся положениям.

Долевой коносамент – необходим для дачи товарораспределительного права.

Таймшит – в нем указывается рассчитанное и затраченное по факту время на погрузку.

Морская накладная – подтверждает наличие заключенного договора на реализацию перевозки морским транспортом определенного груза. Кроме того, во время международных контейнерных перевозок морским транспортом в ней указываются сведения о принятии и погрузке груза перевозчиком. И все это передается под опеку того лица, кто осуществляет перевозку.

Коммерческий акт – содержит сведения о повреждениях или нехватке груза.

Гарантийное письмо – необходимо для снятия ответственности с осуществляющего транспортировку лица по причине неграмотного составления транспортного документа.

Фрахт – выплата, которую выплачивают перевозчику в случае, если он осуществил доставку в указанный срок. Выдается только в случае полной сохранности груза.

Мертвый фрахт – выплаты, которые проводит перевозчик в случаях, если товар был доставлен с нарушением сроков.

Извещение о прибытии груза – уведомление получателя о том, что груз будет доставлен в порт в определенный срок.

Извещение о препятствиях при перевозке груза – запрос, направляемый перевозчиком отправителю груза. Он составляется в тех случаях, когда имеются какие-либо трудности с осуществлением перевозки.

Грузовой манифест – содержит полный список всех товаров, которые находятся на судне для транспортировки.

Контейнерный манифест – составляется при международных морских перевозках контейнеров. В нем указан перечень содержащихся на судне контейнеров с указанием содержимого.

Вы можете получить более подробную информацию о необходимом пакете документов,
обратившись в нашу компанию.

Источник: http://ls-logist.ru/mezhdunarodnye-morskie-perevozki-vidy-pravila-dokumenty

Практическая логистика. Морские перевозки. Особенности, терминология, документы

Морская перевозка: юридические и практические аспекты

В прошлом номере  начата публикация цикла статей, посвященных «практической логистике» — применению логистических подходов с целью оптимизации работы логистических подразделений компании.

Продолжая тему особенностей морских перевозок и их влияния на «эффективную» стоимость, нельзя не обратить внимание на терминологию, используемую в документах, сопровождающих грузы и оформляемых в процессе перевозки.

Документы, оформляемые при осуществлении морских перевозок, такие как коносамент, тарифы, коммерческие предложения морских линий, счета за доставку, уведомления о прибытии грузов, содержат массу специфических терминов, о которых необходимо знать участнику ВЭД.

Основные термины

Bill of Lading, B/L (коносамент) — морская накладная на перевозку груза, аналог договора перевозки.

Shipper — отправитель груза.

Consignee — получатель груза. Обычно это компания — покупатель товара, участник ВЭД. Редко получателем является экспедитор.

Notify party — сторона, которую перевозчик должен уведомить о прибытии груза. Обычно это экспедитор или другой представитель получателя в порту. Представитель получателя должен иметь доверенность на право распоряжения грузом в порту.

Freight (фрахт) — плата за перевозку груза.

Loading — погрузка.

Discharging — выгрузка.

Коносамент

Документ, содержащий условия договора морской перевозки, называется коносамент (от французского connaissement ). Он выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством приема груза и удостоверяет факт заключения договора. Коносамент является товарораспорядительным документом, предоставляющим держателю коносамента право распоряжения грузом.

В коносамент должны быть включены следующие данные:

  • наименование перевозчика и место его нахождения;
  • наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  • наименование отправителя и место его нахождения;
  • наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  • наименование получателя, если он указан отправителем;
  • наименование груза, необходимые для идентификации груза основные маркировки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  • внешнее состояние груза и его упаковки;
  • фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  • время и место выдачи коносамента;
  • число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;
  • подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

В обязанности сотрудника логистической службы компании — участника ВЭД должна входить тщательная проверка содержания коносамента на предмет правильности указания наименований, количества и веса товара, наименований и адресов отправителя, получателя и notify party. Это позволит избежать возможных задержек груза в порту прибытия и недоразумений при таможенном оформлении.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров (оригиналов) коносамента, причем в каждом из них отмечается число имеющихся оригиналов.

Выдача груза в порту прибытия осуществляется при предъявлении получателем или его представителем оригинального экземпляра коносамента.

После выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента остальные его оригиналы теряют силу.

С момента оформления коносамента перевозчик несет ответственность перед отправителем за утрату или возможную порчу груза, а также за сроки доставки груза в порт прибытия.

Условия перевозок

Как правило, условия перевозки фиксируются в тарифах морских линий и коммерческих предложениях экспедиторов. Чтобы избежать неожиданных дополнительных затрат и снизить «эффективную» стоимость, необходимо четко понимать, какие обязательства берет на себя перевозчик за указанную в коммерческом предложении или тарифе стоимость.

CY (Container Yard) — Контейнерный терминал — означает:

  1. Место хранения контейнеров перед/после их дальнейшей отправкой/прибытия.
  2. Условие перевозки при отправлении/прибытии — стоимость перевозки ВКЛЮЧАЕТ услуги по отправке от/до CY (фрахт, погрузка/выгрузка с судна, размещение на CY, и НЕ ВКЛЮЧАЕТ услуги по приему/отправлению груза на/с CY).

DOOR — доставка до двери — условие перевозки при отправлении/прибытии — означает, что экспедитор принимает на себя обязанности по организации перевозки до/от входных дверей/склада отправителя/получателя; стоимость перевозки включает услуги по отправке от/до входных дверей/склада отправителя/получателя.

FI (Free In) — свободно от погрузки — условие перевозки при отправлении — означает, что фрахт не учитывает стоимости погрузки на судно.

FO (Free Out) — свободно от выгрузки — условие перевозки в месте назначения — означает, что фрахт не учитывает стоимости выгрузки с судна.

LI (Liner In) — линейные условия при отправлении — означает, что стоимость приема/обработки груза на контейнерном терминале и погрузка на судно включены в ставку фрахта.

LO (Liner Out) — линейные условия при прибытии — означает, что стоимость выгрузки с судна и приема/обработки груза на контейнерном терминале включены в ставку фрахта.

Очень важно знать, что тарифы и ставки всегда состоят из двух частей — информации по коммерческим условиям отправления и прибытия, например, FILO, LICY.

Кроме основных условий перевозки, оплачиваемых исходя из так называемой базовой ставки для условий, указанных в тарифе или коммерческом предложении, существует множество дополнительных сборов. Заключая договор перевозки, специалисты логистической службы обязаны четко понимать, какие из дополнительных сборов учтены в коммерческом предложении, а какие нет.

Дополнительные условия. Сборы к базовой ставке фрахта

ALL IN (All Inclusive) — «все включено» — если указано такое условие, то это означает, что стоимость перевозки включает все дополнительные сборы, предусмотренные условиями перевозки. Например, если речь идет о фрахте на условиях LILO, это означает, что в ставку кроме фрахта, погрузки и выгрузки также включены все сопутствующие расходы, такие, как BAF, CAF, и некоторые другие.

BAF (Bunker Adjustment Factory) — бункерная надбавка — дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от стоимости топлива на международном рынке. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется за TEU (например, 500 USD/TEU).

CAF (Currency Adjustment Factory) валютная надбавка — дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, величина зависит от изменения курса валют. Может изменяться ежемесячно или ежеквартально. Обычно котируется в процентах к базовой ставке фрахта.

IMO Surcharge — надбавка за опасный груз.

ISPS или SEC (security charges) — портовый сбор за безопасность.

GRI — плановое повышение базовой ставки с определенной даты.

THC (Terminal Handling Charges) — терминальная обработка груза. Первоначально означала любые услуги терминала по обработке груза: погрузка/выгрузка с судна, перемещение в штабель, выставление для производства работ.

В настоящее время в практике сложилось следующее понимание данного термина — услуги по обработке груза, оплату которых в соответствии с обычаями порта производит отправитель, если это порт отправления (oTHC), или получатель, если это порт назначения (dTHC).

Heavy Lift Charge — надбавка за превышение определенного веса груза (используется при большом количестве тяжелых грузов на определенном направлении).

PCS (Port Congestion Surcharge) — надбавка в связи с перегрузкой контейнерных площадей порта.

PSS (Peak Season Surcharge) — надбавка в связи с сезонным возрастанием объема перевозок в определенное время года (надбавка «высокого сезона»).

WarRisk — военные риски, взимается в портах, находящихся в зоне военных действий.

WinterSurcharge — зимняя надбавка, взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Действует в зимний период.

Что важно знать о перечисленных выше ставках?

Во-первых, в тарифах и коммерческих предложениях должен быть указан срок действия ставки, если она зависит от календарных сроков. Например, PSS или GRI.

Во-вторых, отсчет календарного времени при расчете стоимости фрахта начинается от даты отправления груза или даты издания коносамента в порту отправления.

Как правило, финалом морской перевозки является прибытие морского контейнера или товара (если контейнер был выгружен в порту и товар следовал далее другим транспортом) в пункт таможенного оформления для прохождения таможенной очистки.

Для упрощения процесса таможенной очистки участнику ВЭД в дополнение к обычному набору документов, таких как внешнеторговый контракт, паспорт сделки, инвойсы, упаковочные листы, сертификаты происхождения, описания товара, необходимо обязательно предоставить копии коносамента, документы о предстоящей или совершенной оплате за фрахт, экспортную декларацию отправителя, весовые ведомости, если контейнер проходил взвешивание в портах отправления и прибытия, а также страховой полис, подтверждающий, что груз был застрахован.

Андрей Ломтев, заместитель генерального директораУКЦ «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА»

Источник: https://www.hvac-school.ru/vestnik_ano/vestnik_ano_ukc_universitet_27/prakticheskaja_logistika_morskie/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: