Мирное урегулирование налоговых споров

Содержание
  1. Налоговые судебные споры
  2. Статистика налоговых споров, разрешенных в судебном порядке
  3. Формы обращения в суд по налоговым спорам
  4. Виды заявлений по налоговым спорам
  5. Этапы судебного порядка урегулирования налоговых споров
  6. Сроки обжалования
  7. Спорим с налоговой легко! досудебное и судебное урегулирование налоговых споров
  8. Определение категорий и понятий
  9. Критерии и классификация налоговых разногласий
  10. Судебное рассмотрение конфликтов
  11. Досудебный способ урегулирования
  12. Особенности досудебного обжалования
  13. Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов
  14. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров
  15. 1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)
  16. Досудебное рассмотрение налоговых споров
  17. Суть и базовые принципы досудебного урегулирования налоговых споров
  18. Виды досудебного решения налоговых споров
  19. В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы
  20. Правила составления и подачи жалобы
  21. Возможные итоги обжалования
  22. Подводим итоги
  23. Мирное урегулирование налоговых споров
  24. Виды досудебного урегулирования
  25. Порядок разрешения спора
  26. Судебное и досудебное урегулирование налоговых споров
  27. Этапы разрешения налоговых споров
  28. Досудебное обжалование решений налоговых органов
  29. Подача возражения
  30. Как составить жалобу в вышестоящий орган
  31. Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

Налоговые судебные споры

Мирное урегулирование налоговых споров

Порядок рассмотренияналоговых споров в нашей стране Рассмотрение арбитражным судами регулируется главой24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как показывает практика, сторонам налоговых споров не всегда удается прийти к мирному урегулированию конфликта в досудебном порядке. Именно это является основанием для предъявления своих требований в арбитражный суд, эти требования предъявляются в виде искового заявления.

Если же истец не соблюдает претензионный или иной досудебный порядок, то, согласно положению ч.1 ст.1 148 АПК РФ соответствующий судебный орган оставит это заявление без рассмотрения.

Судебное разбирательство начинается в тот момент, когда истец не смогший решить налоговый спор в претензионном порядке, предъявляет исковое заявление в арбитражный суд.

На законодательном уровне порядок административного судопроизводства, в том числе налоговых споров, осуществляется согласно с нормами установленными Кодексом административного судопроизводства РФ. В рамках арбитражного процесса рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Налоговые споры: понятие, сущность, классификация

Статистика налоговых споров, разрешенных в судебном порядке

Динамика количества налоговых споров, рассмотренных арбитражными судами в РФ представлена на рисунке 1.

Динамика количества налоговых споров, рассмотренных арбитражными судами в РФ

Таким образом, какможно заметить из представленных выше данных, фокус внимания постепенноперемещается с судебной стадии разрешения налогового спора на стадию налоговой проверкии, более того, на стадию предпроверочного контроля, где принципиально важноезначение имеет выстраивание правильной коммуникации.

Формы обращения в суд по налоговым спорам

В целом, законодатель установил четыре формы обращений в арбитражный суд:

— исковое заявление поэкономических спорам и иным вытекающим из гражданских правоотношений делам;

— заявление по административными иным возникающим из публичных правоотношений делам, в частности обанкротстве, по делам особого и приказного производств;

— жалоба в арбитражныесуды апелляционной и кассационной инстанций;

— представления Генерального прокурора и его заместителей о пересмотре решений суда в порядке надзора.

Необходимо отметить, что налоговые споры, помимо арбитражных судов, могут рассматриваться судами общей юрисдикции, при этом в суды общей юрисдикции рассматривают налоговые споры на основании норм установленных Кодексом административного судопроизводства РФ.

В отличии, от судов общей юрисдикции, налоговые споры, участниками которых являются юридические лица, или индивидуальные предприниматели, а также в том случае, если рассматриваемый налоговый спор возник в сфере применения законодательства о налогах и сборах в предпринимательской деятельности, такие споры рассматриваются только арбитражными судами, нарушение же хоть одного условия, будет означать то, что спор подведомствен суду общей юрисдикции.

Виды заявлений по налоговым спорам

Исходя из норм пп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы, являясь стороной налогового спора, могут предъявить в арбитражный суд следующие виды заявлений:

— заявление о взысканиизадолженности (недоимки, пени и штрафа) за предусмотренные НКРФ, налоговыеправонарушения;

— заявление овозмещении ущерба, причиненного деятельностью юридических или физических лицгосударству и (или) муниципальному образованию;

— заявление о досрочномрасторжении договора об инвестиционном налоговом кредите.

Соответственно,налоговый орган, являясь участником налогового спора, может выступать в суде,как в роли истца, так и в роли ответчика.

Этапы судебного порядка урегулирования налоговых споров

Этапы (порядок) судебного урегулирования налоговых споров представлены на рисунке 2.

Этапы (порядок) судебного урегулирования налоговых споров

Алгоритм судебного обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предполагает:

  • составление искового заявления;
  • направление искового заявления в налоговый орган, принявший обжалуемое решение;
  • уплату государственной пошлины; направление искового заявления с приложением материалов в обоснование заявленных требований в арбитражный суд;
  • явку на предварительное судебное заседание;
  • явку на судебное заседание для рассмотрения дела по существу;
  • апелляционное обжалование решения суда;
  • кассационное обжалование решения суда.

Сроки обжалования

Сроки и порядокобжалования. Направление искового заявления об обжаловании ненормативных актов налоговыхорганов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в срок, непревышающий 3 месяцев со дня известия налогоплательщика о нарушении его прав изаконных интересов.

Если случилось так, что срок направления искового заявления был пропущен, то этот срок может быть восстановлен арбитражным судом лишь в том случае, если  судом причины пропуска будут признаны уважительными.

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц осуществляется судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.

Продления срока рассмотрения данной категории дел возможно в пределах, не превышающих 6 месяцев в связи с многочисленностью участников либо особой сложностью дела.

Направление апелляционной жалобы для апелляционного обжалования не вступившего в законную силу решения суда осуществляется в срок, не превышающий 1 месяца со дня принятия решения арбитражным судом первой инстанции. Направление кассационной жалобы для кассационного обжалования вступивших в законную силу решений и апелляционных постановлений осуществляется в срок, не превышающий 2 месяцев со дня вступления в законную силу решений и апелляционный постановлений.

Источник: https://pravous.ru/nalogovye-sudebnye-spory/

Спорим с налоговой легко! досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Мирное урегулирование налоговых споров

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Заинтересованное лицо (организация, частный предприниматель) имеют право направить в суд иск о признании неправомерными действий или наличии бездействия уполномоченных лиц, правовых актов (полностью или в некоторой части). Доступный период для подачи заявления составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

Налоговая структура может направить иск в течение 60 дней после задержки обязательных бюджетных платежей или пени, при этом могут подниматься вопросы о:

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В орган, который вынес спорное решение, апелляционную жалобу следует направить до дня вступления в силу документа со спорным пунктом. Несоблюдение срока делает невозможным применение апелляционного варианта разрешения конфликта. Получившая жалобу структура обязана в срок до 3 дней после приема заявления перенаправить материалы в вышестоящий орган.

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган.

Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней).

Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

https://www.youtube.com/watch?v=_yOvehw5X9Y

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

[2]

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

[1]

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Читайте так же:  Штраф за тахограф

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если налогоплательщик обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу — жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен — один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Источник: https://nalogcrimea.ru/sporim-s-nalogovoj-legko-dosudebnoe-i-sudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov/

Досудебное рассмотрение налоговых споров

Мирное урегулирование налоговых споров

Система налогообложения в РФ представляет собой цельный и четко отлаженный механизм, функционирование которого регулируется налоговым законодательством.

Значимая часть последнего посвящена решению споров в налоговой сфере, непременно возникающих между налогоплательщиками и государством в лице налоговых структур. В последние годы порядок решения подобных конфликтов был не раз видоизменен, поэтому нередко вызывает вопросы у юридически неподкованных граждан.

В сегодняшнем материале наш ресурс хотел бы детально освятить сущность, процедуру и особенности досудебного рассмотрения налоговых споров в России.

Суть и базовые принципы досудебного урегулирования налоговых споров

Досудебное решение налоговых споров в РФ – это любые процедуры, направленные на оперативное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения вне стен судебных органов. Если сравнивать досудебное разрешение споров с аналогичной процедурой, реализуемой через суд, вырисовывается целый список преимуществ первого варианта. Наиболее значимыми из них следует считать:

  • более простой и менее формализованный порядок рассмотрения споров;
  • меньшая длительность всех процедур, направленных на решение конфликта;
  • отсутствие необходимости уплаты госпошлин и подобных ей судебных издержек.

Источником права досудебного рассмотрения споров с налоговиками в РФ является Налоговый Кодекс, который четко ссылается на него в 19-й и 20-й главах. Согласно законодательно принятым нормам, любое лицо вправе прибегать к досудебному решению конфликтов в налоговой сфере при наличии факта нарушений его законных интересов, прав или свобод.

При этом субъект спора может и не быть налогоплательщиком. Это значит то, что даже иностранец, не относящийся к системе налогообложения России, но имеющий основания полагать о нарушении своих прав со стороны налоговых структур нашей страны, имеет полное право обжаловать действия таковых в досудебном порядке.

Удивительно, но подобного не запрещает ни один пункт Налогового Кодекса РФ.

На сегодняшний день предметом досудебного рассмотрения споров с налоговиками могут быть:

  • акты налоговых структур ненормативного характера (например, требование об уплате налогов или решение о принудительном взыскании таковых);
  • действия представителей ФНС, нарушающие права и свободы налогоплательщика;
  • их бездействие в плане реализации налоговой деятельности.

Как показывает юридическая практика, наиболее типичными причинами налоговых споров, решаемых в досудебном порядке, являются:

  • неправильный расчет налогов, подлежащих выплате, или нарушения в сроках их исчисления;
  • неправомерное вынесение требований об уплате обязательных сборов;
  • незаконное непредоставление вычетов за налоговый период;
  • факт решения по приостановлению банковских операций относительно счетов налогоплательщика;
  • отказы в возвратах уплаченных средств, подлежащих обратной выплате налогоплательщикам.

Практика досудебного разрешения конфликтов в сфере налогообложения на территории РФ начала применяться относительно недавно.

Законодательно закрепив подобную возможность у налогоплательщиков, правительство в разы разгрузило судебные органы.

Более того, в отделениях ФНС нашей страны были сформированы специальные аудиты по досудебному решению споров, которые рассматривают все жалобы и апелляции недовольных налогоплательщиков.

Важно! С 1 января 2014 года реализация досудебного урегулирования споров с налоговыми органами стала общеобязательной. Так, согласно части 2 статьи 139 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган

Виды досудебного решения налоговых споров

Досудебное рассмотрение налоговых споров регламентируется налоговым законодательством РФ. Как было отмечено ранее, базовым источником законодательных норм о рассматриваемом здесь явлении считается Налоговый Кодекс.

Так как регулирование досудебного решения налоговых конфликтов прямо или косвенно осуществляется во многих статьях данного акта, делать упор на рассмотрение конкретных статей будет неправильно.

При желании разобраться в досудебном порядке относительно решения подобных споров придется изучать весь кодекс целиком.

Обобщая положения Налогового кодекса РФ, следует отметить – в России реализуемы два основных вида решения налоговых споров вне стен суда.

Оба они сводятся к тому, что недовольный налогоплательщик или его представители должны подать заявление в вышестоящие налоговые структуры, однако в зависимости от индивидуальных особенностей конкретно взятого случая реализация процедуры обжалования различна.

В соответствии с действующими законами РФ, характер рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке может быть двух видов:

  1. Апелляционный, применяется относительно тех решений и действий налоговых органов, которые еще не вступили в законную силу. Для его реализации составляется и подается в вышестоящие налоговые органы апелляционная жалоба, предметом которой может являться исключительно невступивший в законную силу ненормативный акт, выданный налоговиками. Сроки для подачи апелляции ограничены. Если говорить точно, то прибегнуть к апелляционному досудебному порядку представляется возможным в течение не более одного месяца со дня вручения соответствующего акта недовольному налогоплательщику или его представителю. Стоит отметить, что восстановление данного срока законодательством РФ не предусмотрено, поэтому при его пропуске потребуется обжаловать уже вступившие в законную силу акты. С точки зрения всех юридических аспектов, подобный исход событий неблагоприятен именно для налогоплательщика, поэтому сроки возможной подачи апелляции лучше не пропускать, полностью реализуя законные права на апелляционное обжалование решений налоговых органов.
  2. Общий порядок обжалования, реализуемый при обжаловании вступивших в законную силу решений налоговиков. В этом случае для решения налогового спора в досудебном порядке также требуется составление  и направление обращения (как правило, жалобы) в вышестоящие налоговые структуры. Однако следует отметить, что сроки для обжалования подобного рода больше и составляют целый год с того дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих законных интересов или должен был это сделать. Следует отметить, что при общем порядке сроки подачи соответствующих документов могут быть восстановлены. Для этого лицу пропустившему срок обжалования необходимо приложить к подаваемой жалобе заявление с просьбой восстановления сроков и указанием причины их просрочки (естественно, она должна быть уважительной, иначе восстанавливать никто и никому ничего не станет).

В какие госструктуры поддаются досудебные жалобы

Определив необходимость и возможность досудебного решения налоговых споров, первочередно важно определить – в какую госструктуру следует направить жалобу? В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, подача жалобы должна осуществляться исключительно в вышестоящий орган по отношению к тому, чье решение или действие, бездействие является предметом спора. На данный момент иерархия налоговых структур в России предусматривает следующее:

  • На местном уровне (любые Инспекции ФНС по районам, городам, межрайонным объединениям) вышестоящим органом является Управление ФНС России по субъекту проживания налогоплательщика, обращающегося с жалобой.
  • Для Управлений ФНС России по субъектам РФ, Межрегиональных инспекций по крупным налогоплательщикам и ценообразованию, вышестоящей структурой считается центральное отделение ФНС России.

Решаясь на оспаривание решения налоговой структуры, рассмотревшей досудебную жалобу, в уже судебном порядке, обращаться с иском следует в суды соответствующей юрисдикции.

По отношению к Управлениям ФНС России по субъектам нашей страны и Межрегиональным инспекциям по крупным налогоплательщикам и ценообразованию такими судебными органами являются областные суды, а для центральной ФНС России – Верховный Суд РФ.

Стоит быть крайне внимательным при направлении искового заявления в суд. Подача иска не в ту инстанцию может привести к возврату искового заявления и пропуску срока на обжалование.

Правила составления и подачи жалобы

Жалобные, подаваемые в виде обычных и апелляционных жалоб при досудебном решении споров с ФНС, не имеют между собой существенных различий. В общем случае данные бумаги должны содержать:

  • ФИО и адрес жительства для физического лица или наименование и адрес размещения для юрлица (сведения о заявителе);
  • идентификационные данные об обжалуемом решении налоговых органов и указание неправомерных действий с их стороны;
  • название госструктуры, деятельность которой является предметом досудебного обжалования;
  • основания, определяющие факт нарушения прав и законных интересов заявителя по настоящей жалобе и спровоцировавшие непосредственно спор;
  • желания и требования лица, подающего жалобу, по решению возникшего спора;
  • дата составления и подпись лица, чьи права были нарушены, или его официального представителя;
  • при наличии прилагаемых к жалобной бумаге документов, подтверждающих правоту заявителя в возникшем споре – перечень данных документов в отдельном пункте «Приложение».

Скачать формы типовых жалоб на налоговиков для реализации права досудебного рассмотрения налоговых споров можно здесь: (ссылки)

Оформлять жалобу следует в письменном или печатном виде в двух экземплярах, один из которых подается в полномочные госструктуры, а другой остается у заявителя с отметкой о подаче жалобы.

Главное в составлении жалоб – грамотность, последовательность повествования информации о споре и аккуратность. Не забывайте, что неразборчивый документ не будет рассмотрен ни одним госорганом и вернется отправителю.

Исключить подобные риски желательно еще на этапе составления жалобы, конечно, если у заявителя имеется желание не потерять драгоценное время, нервы и силы и на без того неприятный спор.

Важно! При обжаловании решений налоговых структур относительно досудебного урегулирования налоговых споров в суде, составлять необходимо уже не жалобу, а полноценный иск. Его содержание очень схоже с жалобй, однако само оформление должно подразумевать именно форму искового заявления, а не жалобы. Забывать об этом не стоит.

Подача жалобы по досудебному решению налогового спора должна осуществляться либо лицом, чьи права были нарушены налоговыми структурами, либо его законным представителем. При реализации права мирного урегулирования налогового конфликта через представителя требуется приложить к жалобе соответствующий документ (копия доверенности, например).

Непосредственно передача жалобы полномочным госорганам может быть осуществлена и личным посещением таковых, и отправкой бумаги через почту или курьера.

Главное, чтобы после подачи жалобного документа у заявителя остались подтверждающий этот факт бумаги (расписка от принявшего жалобу сотрудника ФНС, чек по отправке заказного письма и т. п.).

При отсутствии таковых могут возникнуть проблемы в дальнейшем, например, в случае с необходимостью обращения в суд для обжалования решения налоговых структур.

Возможные итоги обжалования

По итогу реализации досудебного рассмотрения налогового спора через вышестоящие представительства ФНС гражданин обязательно получит официальный ответ по поданной им жалобной бумаге. Законодательство РФ предусматривает, что итоги обжалования могут быть нескольких видов:

  1. Полностью или частично удовлетворительными для заявителя, чьи права ранее были нарушены. В этом случае решение налоговой структуры вступает в силу в день его официального вынесения, если иного не предусмотрено вынесенным актом или законодательством РФ. Исполнение вердикта обязательно со всех сторон налогового спора, если судебного оспаривания такового от их имени не последует.
  2. Неудовлетворительными для заявителя. В подобном стечении обстоятельств отправителю жалобы направляется:
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с запретом на ее повторное отправление (вступает в законную силу в день официального вынесения и может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в рассмотрении жалобы с возможностью ее повторного отправления при корректировке определенных положений (имеет место при несоблюдении базовых правил составления жалобной бумаги, вступает в законную силу в день официального вынесения и также может быть обжалован в суде);
  • либо отказ в принятии требований отправителя жалобы (вступает в законную силу в день вынесения, допускается только обжалование в судебном органе).

Отметим, что непосредственно факт подачи жалобы в досудебном порядке решения налоговых споров юридических последствий не несет.

То есть, отмена или видоизменение неправомерных решений налоговых структур возможно только после вынесения вышестоящими органами соответствующего решения.

Учитывая это, удивляться, например, взысканию «неправильных» налогов в период после подачи жалобы на уже вступивший в законную силу ненормативный акт налоговиков не стоит. Подобные действия с их стороны совершенно законны и обжаловаться в суде не могут.

Подводим итоги

Как видите, особых сложностей в досудебном рассмотрении налоговых споров на территории РФ не имеется. Главное в этой процедуре – грамотный подход и полное соблюдение законодательных норм. В общем случае досудебное урегулирование конфликтов в сфере налогообложения реализуется в 5 несложных этапов:

  1. Анализ возникшей проблемы с определением дальнейшего вектора действий по решению спора.
  2. Составление жалобы, ее оформление и подача.
  3. Ожидание рассмотрения поданных бумаг.
  4. Получение вердикта по итогам решения налогового спора в досудебном порядке.
  5. Реализация решения вышестоящих чинов или же его обжалование в суде или других госструктурах.

Резюмируя рассмотрение темы сегодняшней статьи, можно констатировать – нет необходимости бояться досудебного урегулирования налоговых конфликтов, так как данная процедура четко регламентируется законодательством РФ.

Более того, реализуя ее в соответствии с приведенной сегодня статьей, в успешности процедуры обжалования не следует сомневаться, конечно, при наличии реальных нарушений со стороны налоговиков.

Надеемся, представленный материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в разрешении налоговых споров!

О досудебном решении конфликтов с ФНС:

Источник: https://PoKodeksu.ru/finansovoe-pravo/nalogi/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov.html

Мирное урегулирование налоговых споров

Мирное урегулирование налоговых споров

Обязательной процедурой досудебного урегулирования споров является возможность заключения соглашения через мировой суд. С его помощью стороны могут укрепить отношения и сотрудничать друг с другом.

Виды досудебного урегулирования

Законодательно определено следующее содержания досудебного урегулирования конфликта:

  • при помощи претензии, составляемой и предъявляемой недовольной стороной. В свою очередь получатель претензии дает на нее ответ в определенный законом срок;
  • при ином порядке урегулирования споров составляется мировой договор. При этом все взаимоотношения оформляются исключительно в письменном виде при помощи заявлений и других документов.

При обращении в судебные органы соблюдение принципов урегулирования спора должно быть подтверждено документально. Если этого не сделать, гражданский суд вернет заявление, а арбитражный – оставит его без рассмотрения.

Порядок разрешения спора

Соглашение о мирном решении вопроса устанавливается законодательно или условиями договора. Если для какого-либо вида спора был установлен мирный порядок урегулирования, его нужно будет решать в арбитражном суде.

Подобными делами являются:

  • иски налоговых инспекций, целью которых является взыскание задолженности по налогам;
  • дела о соглашении по алиментам;
  • дела, касающиеся сервитутов;
  • претензии к транспортным компаниям.

Если мирное урегулирование вопроса установлено договором, существует обязательство его соблюдения.

Преимущества

Можно выделить ряд преимуществ урегулирования спора в досудебном и судебном порядке:

  1. скорость разрешения спора гораздо выше;
  2. стоимость мирного урегулирования диспута значительно ниже;
  3. при мирном урегулировании вопроса имеется возможность сохранить партнерские отношения.Состав процедуры досудебного урегулирования конфликта

    Процедура мирного урегулирования спора включает несколько этапов:

  4. анализ ситуации на основании имеющихся документов и информации;
  5. оценка обстоятельств, целью которой является разработать позицию в споре;
  6. если обратиться к юристу, он поможет подобрать нормы законодательства, которые подтвердят правоту стороны спора;
  7. грамотное составление претензии.

Мирное урегулирование налоговых споров. Адвокат по налоговым спорам .

Количество споров в области налогообложения, которые решаются в арбитражных судах, неизменно растет. Именно поэтому была законодательно закреплена обязанность мирного урегулирования конфликтов до суда.

Следует отметить, что решение налоговых органов, вынесенное по результатам проверки, можно обжаловать в судебных органах только после того, как в обжаловании будет отказано вышестоящей налоговой инспекцией.

Обязательной процедурой досудебного урегулирования споров является возможность заключения соглашения через мировой суд. С его помощью стороны могут укрепить отношения и сотрудничать друг с другом.

Виды досудебного урегулированияЗаконодательно определено следующее содержания досудебного урегулирования конфликта:• при помощи претензии, составляемой и предъявляемой недовольной стороной.

В свою очередь получатель претензии дает на нее ответ в определенный законом срок;• при ином порядке урегулирования споров составляется мировой договор. При этом все взаимоотношения оформляются исключительно в письменном виде при помощи заявлений и других документов.

При обращении в судебные органы соблюдение принципов урегулирования спора должно быть подтверждено документально. Если этого не сделать, гражданский суд вернет заявление, а арбитражный – оставит его без рассмотрения.

Порядок разрешения спора

Соглашение о мирном решении вопроса устанавливается законодательно или условиями договора. Если для какого-либо вида спора был установлен мирный порядок урегулирования, его нужно будет решать в арбитражном суде.

Подобными делами являются:• иски налоговых инспекций, целью которых является взыскание задолженности по налогам;• дела о соглашении по алиментам;• дела, касающиеся сервитутов;• претензии к транспортным компаниям.

Если мирное урегулирование вопроса установлено договором, существует обязательство его соблюдения.Преимущества

Можно выделить ряд преимуществ урегулирования спора в досудебном и судебном порядке:1. скорость разрешения спора гораздо выше;2. стоимость мирного урегулирования диспута значительно ниже;3. при мирном урегулировании вопроса имеется возможность сохранить партнерские отношения.

Состав процедуры досудебного урегулирования конфликтаПроцедура мирного урегулирования спора включает несколько этапов:1. анализ ситуации на основании имеющихся документов и информации;2. оценка обстоятельств, целью которой является разработать позицию в споре;3.

если обратиться к юристу, он поможет подобрать нормы законодательства, которые подтвердят правоту стороны спора;4. грамотное составление претензии.

Мирное урегулирование налоговых споровКоличество споров в области налогообложения, которые решаются в арбитражных судах, неизменно растет. Именно поэтому была законодательно закреплена обязанность мирного урегулирования конфликтов до суда.

Следует отметить, что решение налоговых органов, вынесенное по результатам проверки, можно обжаловать в судебных органах только после того, как в обжаловании будет отказано вышестоящей налоговой инспекцией.

Обязательной процедурой досудебного урегулирования споров является возможность заключения соглашения через мировой суд. С его помощью стороны могут укрепить отношения и сотрудничать друг с другом.

Виды досудебного урегулированияЗаконодательно определено следующее содержания досудебного урегулирования конфликта:• при помощи претензии, составляемой и предъявляемой недовольной стороной.

В свою очередь получатель претензии дает на нее ответ в определенный законом срок;• при ином порядке урегулирования споров составляется мировой договор. При этом все взаимоотношения оформляются исключительно в письменном виде при помощи заявлений и других документов.

При обращении в судебные органы соблюдение принципов урегулирования спора должно быть подтверждено документально. Если этого не сделать, гражданский суд вернет заявление, а арбитражный – оставит его без рассмотрения.

Порядок разрешения спораСоглашение о мирном решении вопроса устанавливается законодательно или условиями договора. Если для какого-либо вида спора был установлен мирный порядок урегулирования, его нужно будет решать в арбитражном суде.

Подобными делами являются:• иски налоговых инспекций, целью которых является взыскание задолженности по налогам;• дела о соглашении по алиментам;• дела, касающиеся сервитутов;• претензии к транспортным компаниям.

Если мирное урегулирование вопроса установлено договором, существует обязательство его соблюдения.Преимущества

Можно выделить ряд преимуществ урегулирования спора в досудебном и судебном порядке:1. скорость разрешения спора гораздо выше;2. стоимость мирного урегулирования диспута значительно ниже;3. при мирном урегулировании вопроса имеется возможность сохранить партнерские отношения.

Состав процедуры досудебного урегулирования конфликтаПроцедура мирного урегулирования спора включает несколько этапов:1. анализ ситуации на основании имеющихся документов и информации;2. оценка обстоятельств, целью которой является разработать позицию в споре;3.

если обратиться к юристу, он поможет подобрать нормы законодательства, которые подтвердят правоту стороны спора;4. грамотное составление претензии.Мирное урегулирование налоговых споровКоличество споров в области налогообложения, которые решаются в арбитражных судах, неизменно растет. Именно поэтому была законодательно закреплена обязанность мирного урегулирования конфликтов до суда.

Следует отметить, что решение налоговых органов, вынесенное по результатам проверки, можно обжаловать в судебных органах только после того, как в обжаловании будет отказано вышестоящей налоговой инспекцией.

Источник: http://www.NalKod.ru/mirnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov

Судебное и досудебное урегулирование налоговых споров

Мирное урегулирование налоговых споров

Налоговые споры возникают между плательщиками и федеральной налоговой службой. По законодательству, разрешение конфликта возможно в нескольких вариантах:

  • Досудебное (мирное) урегулирование – претензии в вышестоящий орган.
  • Арбитражные разбирательства в суде – длительный, но эффективный процесс, в котором важно знать свои права и обязанности.

В данном материале мы расскажем о преимуществах каждого из вариантов.

Обратите внимание! Урегулирование споров в досудебном порядке стало обязательной процедурой согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ ( далее – Закон №153-ФЗ).

Прежде чем обратиться в суд с заявлением, нужно пройти все этапы мирного урегулирования конфликта, обратившись по иерархии (от регионального органа налоговой службы до федерального). Причиной обжалования могут быть:

  • Акт камеральной (выездной) проверки предприятия.
  • Отказ в выплате излишек налога (налоговый вычет).
  • Недоимка и требования по ее уплате.
  • Постановление о взыскании налогов.

Обратиться сразу в суд без досудебного урегулирования спора разрешается только в случае, если федеральный налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный законом срок (п. 2 ст. 138 НК РФ).

При конфликтах с органами власти рекомендуем иметь юридическую защиту со стороны адвоката или квалифицированного юриста.

Не обязательно заказывать полное сопровождение процедуры, иногда достаточно лишь консультации специалиста, который объяснит ваши права и оценит перспективы дела.

Этапы разрешения налоговых споров

При досудебном урегулировании споров важно соблюдать установленную очередность. При нарушении порядка действий все придется начинать с самого начала, что повлечет нарушение сроков и временные потери, а решение налоговой в это время обретет законную силу. Консультация и поддержка юристов нашей компании позволит решить проблемы по закону и в максимально сжатые сроки.

Этапы урегулирования налоговых споров:

  1. Составление жалобы.
  2. Подача жалобы в налоговую службу по месту регистрации плательщика на вынесенное решение налоговой.
  3. Получить результат проверки вышестоящего органа.
  4. Апелляция в суд отправляется при невозможности разрешения спора в досудебном порядке.

Профессиональные юристы рекомендуют решить спор до начала судебных тяжб, которые предусматривают оплату госпошлины и длительные процедуры проверок. Избежать сложностей можно при юридической грамотности и знании закономерности собственных действий, в чем помогут квалифицированные юристы нашей компании.

Досудебное обжалование решений налоговых органов

Любые решения налоговых проверок ненормативного характера (на основании ст. 101, ст. 101.4 НК РФ), действия/бездействие должностных лиц можно обжаловать в суде после неудачного досудебного урегулирования спора. Исключение – обжалование актов, принятых федеральной службой по итогам рассмотрения жалоб, включая апелляционные.

Обратите внимание! Несоблюдение установленного законом порядка досудебного урегулирования спора не дает налогоплательщику права возражать при рассмотрении дела в суде или вышестоящих органах без веских причин.

В спорных вопросах лучше заручиться поддержкой профессиональных юристов нашей компании, которые помогут собрать требуемые документы, правильно оформить возражение и проконсультируют по всем вопросам.

Подача возражения

Акт проведенной налоговой проверки может быть обжалован физическим и юридическим лицом. Независимо от ранга и возраста налогоплательщика вести его дела может уполномоченное лицо по доверенности, заверенной нотариусом в соответствии с ГК РФ.

Порядок подачи жалобы в общем и апелляционном варианте схож, что прописано в ст. 139 и ст. 139.1 НК РФ.

Письменный вариант возражений подается в проверяющую налоговую инспекцию по месту регистрации физлица или предприятия. Досудебные споры предусматривают обжалование в срок не позднее установленного по действующему законодательству:

  • акт фискальной службы ненормативного характера – 1 месяц с момента получения документа (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • для вспомогательных мероприятий – 10 дней после срока, указанного в налоговом документе (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В законную силу результат по жалобе вступает с момента его принятия фискальным органом (п. 6 ст. 140 НК РФ). Время на рассмотрение возражения составляет 1 месяц с момента обращения. По итогу принимается одно из возможных постановлений:

  • отказ в удовлетворении возражения;
  • отмена предыдущего результата проверки;
  • отмена части акта налоговой проверки;
  • полная отмена решения и принятие нового.

Новое решение вступает в силу сразу после принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Если возражение не было удовлетворено, то первоначальный вариант вступает в силу сразу после окончания срока обжалования.

В п. 9 ст. 101 НК РФ прописано, что решения обретают законную силу через 30 дней с момента вручения документа. Если получатель пытается всячески скрывается, то документ считается врученным на 6-й день с даты его отправки заказным письмом.

Обжаловать документ можно в отведенный срок до того момента, пока оно не вступило в законную силу. Дальнейшие споры могут дать положительный результат только при наличии весомых доказательств правоты налогоплательщика и обоснованных причин позднего обращения. В данном случае правильно будет воспользоваться помощью юристов нашей компании.

Апелляционная жалоба подается через налоговую в вышестоящий орган, который обязан рассмотреть и ответить заявителю о положительном/отрицательном решении. То, что не оспаривается и не отменяется, вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Если физлицо или юрлицо не согласно с вышестоящим решением, то жалоба на результат апелляционного возражения направляется в федеральную налоговую службу (п. 2 ст. 139 НК РФ) не позднее 3-х месяцев.

По причине отсутствия высшего организационного звена в налоговой обжаловать результат повторной проверки федеральными структурами, а также действие/бездействие должностных лиц можно только в судебном порядке. В данном случае лучше обратиться за поддержкой к опытным юристам.

Если вы пропустили сроки обжалования, и налоговое заключение обрело силу, вы можете подать возражение в течение 1 года. Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ оспаривание решения не отменяет его силы и не приостанавливает его действие.

Если причина пропуска сроков обжалования весомая, то налогоплательщик имеет право ходатайствовать о возобновлении сроков досудебного разбирательства. Документ направляется в вышестоящий фискальный орган, который принимает решение (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Как составить жалобу в вышестоящий орган

Возражения можно подавать в нотариальный орган лично или по почте (ценным письмом с вложением). Факт передачи/приема документа фиксируется подписью представителя налоговой на втором экземпляре для налогоплательщика или уведомлении о передаче письма адресату.

В апелляционной и общей жалобе указывают:

  • Данные налогоплательщика, выдвигающего возражения.
  • Акт налоговой проверки, обжалуемый в данном случае.
  • Данные налоговой, проводившей проверку.
  • Основания для возражений.
  • Требования налогоплательщика (в них вы можете указать на несоответствие действий работника налоговой законам, кодексам, установленному регламенту, требовать отменить результаты проверки или их часть, провести новую проверку и т.д.).

Обратите внимание! В законодательстве не предусмотрены выплаты государственной пошлины в случаях досудебного урегулирования налоговых споров.

Если заявление/жалобы подает законный представитель, то прилагается документ, подтверждающий его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

В судебной практике отмечено, что мирное урегулирование споров дает больший результат, чем судебное разбирательство, которое нередко затягивается на недели и месяцы. Среди положительных сторон досудебного решения спора выделим следующие:

  • Упрощенный порядок обращения налогоплательщиком непосредственно в свою инспекцию, которая передает жалобу по иерархии.
  • Рассмотрение происходит в сжатые сроки – 1 месяц с момента обращения, тогда как в суде предусмотрен период рассмотрения иска от 3 до 6 месяцев с момента подачи заявления (ч. 1 ст. 152 АПК РФ)
  • Безвозмездность спорного решения. Другими словами – гражданин (или юрлицо) не обязан оплачивать госпошлину, которая составляет от 200 до 2000 рублей (для физлиц и юрлиц соответственно). Данный пункт отмечен в п. 3 ст. 333.21 НК РФ.
  • Апелляционная жалоба приостанавливает решение до момента принятия нового.
  • Досудебное урегулирование подразумевает конфиденциальность, что защищает репутацию налогоплательщика.
  • Любое подразделение налогового аудита вправе отменять/изменять решения нижестоящих органов независимо от наличия жалобы по причине несоответствия решения действующему законодательству (ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1 , п. 3 ст. 31 НК РФ).
  • Налогоплательщик при признании нарушений налогового законодательства имеет право на смягчение штрафных санкций.

Разрешить спор между налоговой и налогоплательщиком можно самостоятельно или воспользовавшись помощью опытных юристов нашей компании.

Задать любой вопрос по спорам с налоговой вы можете в чате, по телефону или через онлайн-форму на сайте. Первая консультация  бесплатна. Юрист расскажет, куда подавать жалобу, как ее лучше составить, оценит законность требований, действий и решений налоговой, соберет доказательства вашей правоты, при необходимости юрист может по доверенности представить ваши интересы в суде.

Источник: https://pravo21vek.ru/services/ur/nalogovye-spory/dosudebnoe-uregulirovanie-sporov/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: