Международные стандарты финансового мониторинга в деятельности Российских банков

Что такое KYC и AML и как это регулируется в России | Rusbase

Международные стандарты финансового мониторинга в деятельности Российских банков

Современный мир всё больше стремится к удалению анонимности из финансового оборота.

В банках сложно найти счёт «на предъявителя», и уж совсем невозможно взять кредит без минимум двух документов, подтверждающих личность, кредитоспособность, семейное положение и так далее.

Даже купить наличную валюту зачастую можно только с паспортом. Брокерский счёт открывается по документам, привязывается к телефону, банковским картам. Таких примеров можно найти множество.

Причины просты:

  1. люди не хотят потерять свои деньги;
  2. правительства борются с нелегальными деньгами и финансированием терроризма.

Именно поэтому в зарубежном праве и обычаях делового оборота в 2000-х годах появились устойчивые аббревиатуры — KYC и AML.

  • Понятие KYC появилось в официальных документах в 2016 году в США. Департамент Казначейства по борьбе с финансовыми преступлениями FinCEN ввел формальные требования KYC, хотя раньше эта аббревиатура использовалась в документах частных компаний.
  • AML — понятие с более долгой историей. Официально оно закрепилось после создания Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — FATF — в 1989 году в Париже.

По сути вторая аббревиатура включает в себя первую, однако часто в текстах они появляются рядом. Разберемся в их значениях.

KYC

KYC — Know Your Customer илиKnow Your Client (Знай своего клиента).

Это принцип деятельности финансовых институтов (банков, бирж, букмекерских контор, инвестиционных и паевых фондов), обязывающий их идентифицировать личность контрагента, прежде чем проводить финансовую операцию.

Цель такой политики — лучше понимать клиентуру, мониторить финансовые транзакции, снижать риски клиентов, предотвращать взяточничество и коррупцию.

Пример: конкретными процедурами KYC в банках являются лимиты снятия наличных средств со счета или дополнительная верификация личности клиента по смс-коду.

Процедуры KYC призваны помогать финансовым организациям лучше понимать своих клиентов и мониторить риски транзакций. Среди них можно выделить основные:

  • политика приемлемости клиентуры (банк, страховщик, биржа или кредитор определяет, кто может стать их клиентом);
  • процедуры идентификации клиента (получение базовых данных о клиенте, таких как паспортные данные, свидетельство о рождении, открытые данные об имуществе и других);
  • отслеживание транзакций;
  • риск-менеджмент (сопоставление данных о количестве, содержании переводов, контрагентах, материальном обеспечении и так далее).

Процедуры, направленные на повышение безопасности транзакций, самого клиента финансовых организаций, банков и в конечном итоге государств, очень активно применяются в российских финансовых организациях. Причем не только в банках с иностранным капиталом, часто пионерами нововведений являются и компании финансового профиля с государственным участием.

Кейс: новейшими инструментами KYC являются биометрическое и ое распознавание клиента. В апреле 2019 Сбербанк объявил о покупке у Газпромбанка 51% акций в Группе компаний ЦРТ — ведущей компании-разработчике биометрических технологий. Сбербанк уже использует технологии ЦРТ для ой биометрии и планирует и далее усиливать информационную безопасность с помощью продуктов компании.

AML

AMLAnti-Money Laundering (противодействие отмыванию денег).

Если быть совсем точным, то аббревиатура должна была быть длиннее, AML CFT CWMDF — anti-money laundering and counter-terrorist financing and counter-weapons of mass destruction financing (противодействие отмыванию денег, полученных преступным путем, противодействие финансированию терроризма и финансированию создания оружия массового уничтожения).

Именно так полностью звучит задача негосударственной международной организации Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Части этой длинной аббревиатуры встречаются во многих финансовых документах, манифестах открытости, политике безопасности компаний.

Финансовые институты считают триггерами для инициации проверок по принципам AML следующие действия бизнеса:

  • ведение бизнеса на основе наличных расчётов (или значительное количество средств компании в наличных деньгах);
  • держание денег компании на разных счетах, в том числе в нескольких банках;
  • перевод средств за границу;
  • покупка инструментов наличного расчета (например, фьючерсы, форварды, опционы и деривативы на валюту);
  • инвестирование в ценные бумаги через брокеров или дилеров, особенно аффилированных с компанией.

Очевидно, что идентификация клиента (KYC) является лишь частью противодействия отмыванию денег (AML). Можно назвать KYC набором процедур и инструментов, принципом в рамках общей политики AML/CFT. Такой же частью общей политики AM /CFT считаются CDD, EDD и KYCC.

NOTA BENE:

  • CDD — Customer Due Diligence (надлежащая проверка клиента)
  • EDD — Enhanced Due Diligence (углублённая, или расширенная проверка клиента)
  • KYCC — Know Your Customer’s Customer (знай клиента своего клиента)

Пример: отчеты EDD составляют специальные фирмы. Для них даже существуют стандарты компании PwC в соответствии с международным стандартом ISAE 3000. В последнее время отчеты EDD представляют собой сбор дополнительной информации о клиентах с повышенными рисковыми рейтингами. Также такие отчеты могут предоставлять сами клиенты финансовых учреждений.

Политика EDD реализуется начиная с 2001 года, когда был выпущен US Patriot Act (речь о нём пойдёт далее). Отчёты собственно клиентов упрощают и удешевляют реализацию принципов KYC, так как вся информация в них должна быть открытой, подкрепленной достоверными источниками, reliable (то есть той, на которую можно полагаться). Нарушение этих принципов ведет к исключению из клиентской базы.

Основная информация, которую собирают в рамках осуществления принципа KYC и EDD (согласно исследованиям ассоциации специалистов по финансовых преступлениям ACAMS):

  • природа и основа бизнеса — 90%;*
  • происхождение средств — 87%;
  • идентификация бенефициара — 85%;
  • цель создания счета — 80%;
  • уставные документы компании-клиента — 78%;
  • негативные упоминания в СМИ — 71%.

*указано процентное количество учреждений, запрашивающих данный вид информации, от общего числа участвовавших в исследовании.

Принципы KYC и AML актуальны для всего бизнеса независимо от его величины, так как банки, экспортные кредиторы и страхователи требуют у клиентов предоставлять те самые отчёты EDD или CDD, по сути составляющие финансовую информацию о клиенте.

В чем сходство и разница

Часто термины используют как взаимозаменяющие, однако смыслово это неверно. По традициям делового оборота,

  • государственные и международные регулятивные органы будут чаще использовать термины AML/CFT, то есть противодействие отмыванию преступных денег и финансированию терроризма;
  • продавцы товаров и услуг чаще обращаются к термину «обязательство по KYC».

При этом, например, выверяя данные клиента, то есть обеспечивая выполнение принципа KYC, мы можем отказаться от сделки с неблагонадежным контрагентом, равно осуществить политику AML.

Важно: термины KYC и AML прежде всего связаны с социальной ответственностью бизнеса, с защитой от рисков мошенничества. Часто они встречаются в контрактах компаний из стран, где есть законодательные ограничения, государственный контроль за хозяйствующими субъектами. В офшорах таких требований вы не встретите.

Пленарная сессия FATF, фото: FATF

Кто создает правила и обеспечивает их выполнение

На международном уровне единые реперные точки политики финансовой безопасности задает Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) — The Financial Action Task Force (FATF). Они регулярно издают руководство по политике противодействия отмыванию денег.

На официальном сайте есть также краткое пояснение всех терминов, относящихся к финансовой безопасности. Следует отметить, что ФАТФ создает и списки юрисдикций с максимально прозрачным финансовым законодательством.

Также противодействует отмыванию денег Международный Валютный фонд (МВФ). В его рамках создан форум для решения вопросов, связанных с противодействием отмыванию денег, на межгосударственном уровне.

В России

Источник: https://rb.ru/story/what-is-kyc-and-aml/

Финансовый мониторинг

Международные стандарты финансового мониторинга в деятельности Российских банков

Финансовый мониторинг — это надзор над денежными операциями физических и юридических лиц, и выявление сомнительных операций. Финансовый мониторинг осуществляется для выявления случаев отмывания и легализации средств, полученных незаконным путём или направленных на финансирование терроризма.

Денежный оборот производится финансовыми учреждениями: банками, страховыми компаниями, пенсионными и другими фондами, биржами и т.д. Таким организациям проще контролировать операции с денежными средствами. Поэтому именно финансовые учреждения становятся субъектами, осуществляющими финансовый мониторинг.

Что такое ФМ

Понятием «мониторинг» обозначается систематическое наблюдение за определённым процессом и выявление его соответствия установленному результату. Если говорить кратко, «финансовый мониторинг» — это контроль над оборотом денежных средств в финансовой системе государства. В разных государствах этот процесс называется по-разному («финансовым контролем» или «финансовой разведкой»).

Финансовый мониторинг (ФМ) в РФ проводится согласно закону № 115-ФЗ от 07.08.2001 года. Существуют и другие законы, которые регулируют систему финмониторинга, например, создание и функционирование органов, осуществляющих эту деятельность.

В соответствии с законом о финансовом мониторинге, в структуре Минфина РФ образован Комитет (КФМ) и Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ).

Росфинмониторинг – действующий федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Президенту России.

Существует два вида ФМ:

ВидОписание
ОбязательныйОсуществляется Росфинмониторингом и заключается в сборе информации и контроле за денежными потоками в пределах государства и за рубеж
ВнутреннийВходит в функции субъектов (финансовых компаний) при осуществлении клиентами денежных операций. Задачей является выявление транзакций, соответствующих критериям обязательного мониторинга и отправка информации о них в уполномоченные органы

Внутренний ФМ

Внутренний финансовый мониторинг осуществляется всеми сотрудниками финансовых учреждений (операционистами банков, кассирами, работниками страховых компаний, отделами и департаментами других организаций), которые обслуживают операции клиентов. Они проводят первичный мониторинг – идентификацию личности, совершающей денежную операцию и, в сомнительных случаях, проверку транзакции на соответствие условиям законодательства.

Обычно первичный мониторинг составляет сбор необходимых персональных данных клиента и предварительную проверку их достоверности (правильность заполнения паспортных данных и соответствие информации о доходах с данными, указанными в справках). Подробнее денежные транзакции анализируются сотрудниками отделов (департаментов) ФМ банковских и других организаций, которым доступна информация о деталях операций и персональные данные контрагентов.

Как работают отделы ФМ финансовых организаций:

  • чтобы качественно выполнять возложенные на них задачи и не допускать злоупотребления в деятельности внутри банка или другого учреждения, отделы ФМ подотчётны только органам управления этих организаций (совет директоров, правление банка, ТОП-менеджмент и т.д.). Полномочия сотрудников таких отделов позволяют контролировать работу главных должностных лиц компании;
  • сотрудником отдела финансового мониторинга проверяется любая (если не производился первичный мониторинг) транзакция и решается, нужно ли проводить внутренний или обязательный ФМ. Каждой подобной денежной операции присваивается специальный код;
  • в установленный период времени информация о сомнительных операциях собирается в файлы отчётности и отправляется в электронном виде в уполномоченный государственный орган (Росфинмониторинг), ведущий обязательный мониторинг.

Функции ФМ в банковской сфере

Службой финмониторинга в банке выполняется множество важных обязанностей:

  1. Обеспечение финансовой безопасности организации.
  2. Контроль внешних и внутренних операций на основании ежедневных отчётов.
  3. Регистрация транзакций.
  4. Проверка анкет клиентов на причастность к террористическим и криминальным группировкам, идентификация сторон денежных транзакций.
  5. Создание «чёрного списка» клиентов, подозреваемых в нелегальных сделках.
  6. Предотвращение потенциальных правонарушений.
  7. Контроль за соблюдением законодательных актов и инструкций.
  8. Проверка документов, подтверждающих законность денежных средств и финансовых сделок.
  9. Взаимодействие с ФСФМ России.
  10. Обучение сотрудников финансового учреждения по вопросам ФМ.

Обязательный ФМ

Сотрудники ФСФМ получают отчётность финансовых учреждений и занимаются контролем на соответствие попавших в отчёты денежных потоков требованиям законодательства. Так как они имеют доступ в объединённую базу данных, у них имеется намного больше возможностей для тщательного анализа сомнительных операций и принятия оптимального решения.

При подозрениях о направленности банковской операции на отмывание денежных средств, финансирование преступных группировок или на то, что средства получены в результате незаконной деятельности, ФСФМ вправе заблокировать счёт до получения дополнительной документации:

  1. Документы клиента или их копии, которые хранятся в банке.
  2. Документы, подтверждающие личные данные и источники денежных средств, указанные самим клиентом.
  3. Данные об остальных денежных транзакциях, осуществлённых физическим или юридическим лицом.

На основании этой документации всесторонне проверяется сам клиент финансовой организации и его денежные потоки. При выявлении противозаконности операции, данные передаются в правоохранительные и судебные органы для дальнейшего разбирательства.

Бывают случаи, когда денежная транзакция обладает явными признаками незаконной деятельности (платежи организациям, признанным террористическими или финансирующим преступную деятельность).

В случае обнаружения такой операции надлежащие меры принимаются без дополнительной проверки.

Для организации финансового мониторинга требуется тесное взаимодействие государственного уполномоченного органа и сотрудников отделов ФМ банков и других компаний. Государственное регулирование осуществляется Федеральной службой ФМ России. Кроме этого, Росфинмониторинг занимается подготовкой кадров по ФМ на местах.

Операции, подлежащие финмониторингу

Финансовому мониторингу подлежат операции любых клиентов финансовых учреждений, как юридических, так и физических лиц.

Основным критерием, привлекающим сотрудников ФМ банка к операции, является её несоответствие основной деятельности клиента.

В соответствии с федеральным законом №115, обязательному ФМ подлежат транзакции в сумме свыше 600 тыс. руб. (или эквивалентной сумме в другой валюте).

Денежные операции, попадающие под контроль финмониторинга:

  • денежные переводы от юридических лиц физическим лицам (кроме заработной платы и вознаграждений);
  • получение денежных средств в валюте (из-за границы, с оффшоров и пр.);
  • поступление и снятие наличности в течение одного дня;
  • регулярные однотипные операции по снятию крупных сумм денежных средств;
  • множество вкладов, которые открываются на короткий срок (до одного месяца), а по истечении этого срока закрываются, причём денежные средства снимаются наличными;
  • покупка/продажа дорожных чеков, валюты, обмен испорченных денежных знаков на целые от суммы в 600 тыс. руб. (в эквиваленте);
  • покупка физическим лицом ценных бумаг за наличные денежные средства;
  • обмен банкнот с крупным номиналом на мелкие (и наоборот) до 600 тыс. руб.;
  • клиент пренебрегает выгодными условиями. Например, размещает крупные суммы во вклады, не интересуясь процентными ставками и прочими условиями;
  • денежные операции не имеют экономического смысла. Например, выплата шестизначной заработной платы в компании с нулевой бухгалтерской отчётностью;
  • невозможно установить стороны сделки;
  • необоснованные переводы на счета других банков с плохими условиями (низкие депозитные ставки, высокая комиссия и т.д.).

Исходя из этого, существует множество оснований для того, чтобы денежная операция попала на контроль ФМ. Это связано с увеличением количества незаконных финансовых транзакций и отмывания денег, полученных преступным путём.

Производится совершенствование и ужесточение условий законодательства для минимизации возможных рисков для банковских организаций. Вызывать подозрения службы ФМ может и частое пополнение вклада (даже если сумма менее 600 тыс. руб.

).

Попытки вывести денежную операцию из-под контроля финмониторинга, к примеру, разделить определённую сумму на несколько платежей, также привлечёт пристальное внимание специалистов.

Цели финансового мониторинга

Контроль надзорными органами за денежными потоками является очень важной процедурой. Основной целью государственного финансового мониторинга и ФМ на предприятии является предотвращение:

  1. Легализации денег, которые получены незаконным путём.
  2. Финансирования противоправной деятельности.

Существуют три стадии отмывания денежных средств:

СтадияОписание
РазмещениеДенежные средства незаконного происхождения реализуются в менее подозрительные формы
НаслаиваниеПреступные доходы отделяются от источника проведением денежных операций, для того, чтобы скрыть истинное происхождение денег и обеспечить анонимность
ИнтеграцияЛегализованные деньги поступают в оборот

Преступные доходы (прибыль от рэкета, от продажи оружия и наркотиков) разными способами помещаются на счета в финансовых учреждениях. В дальнейшем, снятые с таких счетов деньги становятся легальными. Затем этими денежными средствами финансируется преступная деятельность и террористические организации.

Финансовый мониторинг как вид финансового контроля пресекает подобные схемы и незаконные денежные потоки. Так как в операциях задействованы и счета физических лиц, и корпоративные счета, ФМ осуществляет проверку всех счетов.

Что значит для клиента финмониторинг

Многие клиенты банковских организаций опасаются, что их операции попадут под финмониторинг и, обычно не знают, к каким последствиям приводит несоблюдение критериев ФМ. На практике, тот факт, что операции подлежат финмониторингу, не значит, что последуют санкции для клиента. Из всех проводимых каждый день операций под действие законодательства попадает значительная часть.

Операции, требующие дополнительных проверок, составляют меньше 0,1%. Данные об остальных операциях пополнят базу данных ФСФМ.

Даже блокировка счёта в большинстве случаев является временной мерой и устанавливается на время проведения проверки предоставленных документов.

Других проблем, кроме задержек операций она не вызовет (если финансовая деятельность осуществляется в рамках законодательства). Органами ФМ не предоставляются данные в налоговые органы, чего боятся многие банковские клиенты.

В их функции не входит контроль за соблюдением участниками сделок норм налогового законодательства.

Как разблокировать приостановленные операции

Если денежная операция была заблокирована при ФМ, понадобится доказать её законность определёнными документами. Чтобы успешно пройти проверку, необходимо представить документы, которые подтверждают источники происхождения денег, используемых при транзакции:

Физическим лицам• Справка о доходах; • Выписка по счету в другом банке; • Кредитный договор;• Документ, подтверждающий наследство, дарение и т.д.
Юридическим лицам• Копия бухгалтерской отчётности; • Банковские выписки;• Заключение аудиторской службы.

Кроме этого, понадобятся документы, удостоверяющие личность, и дополнительные документы (справки об обязательном социальном страховании или свидетельство о постановке на учёт в налоговых органах). Предприятиям и организациям может понадобиться предъявить учредительные документы.

по теме:

Субъекты ФМ

Согласно законодательству, субъектами первичного ФМ являются следующие учреждения и лица:

  • банк, кредитная организация, страховая и лизинговая компания, ломбард, кредитный союз и прочие финансовые учреждения;
  • платёжная организация, член платёжной системы, эквайринговое и клиринговое учреждение;
  • товарная, фондовая и прочие биржи;
  • профессиональный участник торгов на рынке ценных бумаг;
  • оператор почтовой связи и другого учреждения, производящего переводы денежных средств;
  • филиал или представительство иностранного предприятия, предоставляющего финансовые услуги;
  • посредник при сделках купли/продажи недвижимого имущества;
  • предприятие, торгующее за наличные драгоценными камнями и металлами и изделиями из них;
  • предприятие, проводящее лотереи, азартные игры (в том числе казино);
  • нотариус, адвокат, аудитор, аудиторская фирма, ООО, предоставляющее услуги по бухучёту;
  • остальные юридические лица, которые не являются финансовыми организациями, но оказывают отдельные финансовые услуги.

Когда компания является объектом первичного ФМ, она обязана:

  1. Встать на учёт в российском Госфинмониторинге.
  2. Производить идентификацию и верификацию, анализировать клиента и уточнять его данные в случае необходимости.
  3. Обнаруживать операции, подлежащие ФМ на любом этапе:
    1. До начала операции;
    2. В процессе операции;
    3. В момент возникновения подозрения;
    4. После проведения операции (попытки проведения или отказа от проведения).
  1. Обеспечить управление рисками, и разработать критерии рисков.
  2. Регистрировать денежные операции, подлежащие ФМ (не позднее 24 часов с момента обнаружения).
  3. Информировать Госфинмониторинг об операциях, подлежащих ФМ, а также о подозрительной деятельности.
  4. Подавать на запросы Госфинмониторинга полные и достоверные данные, документацию и пр.

Источник: https://VFinansah.com/other/finansovyy-monitoring

Финмониторинг: что это такое и так ли он страшен?

Международные стандарты финансового мониторинга в деятельности Российских банков

Вопросы, финмониторинг – что это, как он работает, для чего нужен и к каким последствиям приводит, интересуют многих.

Дело в том, что о строгом надзоре за финансовой деятельностью слышал практически каждый, а о его реальных целях и задачах не знает почти никто.

Неприкосновенность же личных денежных средств заботит практически каждого. Это и порождает многочисленные необоснованные опасения.

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации.

Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт).

Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

  1. Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и общий контроль финансовых потоков в пределах станы и за рубеж.
  2. Внутренний. Этот вид осуществляется субъектами (финансовыми организациями) при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача – определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях.

После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений.

В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Интересно:  CAGR: что это за показатель и как его рассчитать

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Интересно:  Куда инвестировать один миллион рублей: 5 прибыльных способов

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего.

Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента.

Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%.

Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Источник: https://yainvestor.guru/teoriya-finansov/azbuka-investora/finmonitoring-chto-eto

Международная система ПОД/ФТ (RU)

Международные стандарты финансового мониторинга в деятельности Российских банков

В качестве реакции на возрастающие угрозы международной стабильности и безопасности со стороны транснациональной организованной преступности международным сообществом организована глобальная система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.

Деятельность соответствующих международных и региональных организаций и структур в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма направлена на разработку и внедрение международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, регулирование международного сотрудничества в этой сфере и осуществление программ оказания технического содействия.

Наибольшее влияние на развитие международной системы ПОД/ФТ оказывают:

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ.

Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)— межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам.

Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.

История
ФАТФ была создана в 1989 году по решению стран «Большой семерки» и является основным международным институтом, занимающимся разработкой и имплементацией международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны.

Деятельность и структура
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

  • по оценкам и имплементации;
  • по типологиям;
  • по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег;
  • по обзору международного сотрудничества.

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма.

Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путем.

Государства члены:

 Австралия Бельгия 
 Австрия Бразилия
 Аргентина Великобритания
 Германия Новая Зеландия
 Гонконг, Китай Норвегия
 Греция Португалия
 Дания Российская Федерация (с 19 июня 2003 года)
 Индия Республика Корея
 Ирландия Сингапур
 Исландия США
 Испания Турция
 Италия Финляндия
 Канада Франция
 Китай Швейцария
 Люксембург Швеция
 Мексика ЮАР
 Нидерланды Япония

Международные организации

  • Еврокомиссия;
  • Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

40+9 Рекомендаций ФАТФ

Документы ФАТФ, в особенности 40+9 Рекомендаций ФАТФ|40+9 Рекомендаций, представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, комплексность и универсальность которых выражается в:

  • максимально широком охвате вопросов, связанных с организацией противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма на национальном и международном уровнях;
  • тесной взаимосвязи с международными конвенциями, резолюциями Совета Безопасности ООН, актами специализированных международных организаций, посвященными вопросам ПОД/ФТ;
  • предоставлении странам возможности проявлять определенную гибкость при реализации 40+9 рекомендаций ФАТФ с учетом национальной специфики и особенностей правовой системы.
  • Рекомендации ФАТФ не дублируют и не подменяют соответствующие положения иных международных актов, а при необходимости, дополняя их, сводят в единую систему организационных принципов и правовых норм, играя при этом важную роль в процессе кодификации норм и правил в сфере ПОД/ФТ. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005), 40+9 Рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

Важную роль в глобальном распространении международных стандартов по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма играют группы, создаваемые по типу ФАТФ в различных регионах мира.

Основной задачей таких структур является осуществление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в соответствующих регионах, в частности, путем проведения взаимных оценок национальных систем своих членов на соответствие международным стандартам борьбы с отмыванием денег (в частности, 40+9 Рекомендациям ФАТФ) и проведения исследований тенденций и методов (типологий) отмывания денег и финансирования терроризма, характерных для данного региона.
ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ совместно образуют единую международную систему (сеть) по распространению и внедрению международных стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также по контролю за их выполнением на национальном уровне.

  • В настоящее время в мире существует 8 региональных групп по типу ФАТФ (РГТФ):
  • Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);
  • Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Южной Америке (ГАФИСУД);
  • Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ);
  • Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);
  • Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МАНИВЭЛ);
  • Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);
  • Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА).
  • Сходные с РГТФ функции имеет Офшорная группа банковского надзора (ОГБН), что позволяет также причислить ее к региональным группам по типу ФАТФ.

Еще одна региональная группа — Группа Центральной Африки по борьбе с отмыванием денег (ГАБАК), которая имеет аналогичные с РГТФ цели и задачи, — пока не получила признания ФАТФ в качестве региональной группы по типу ФАТФ.

Специализированные государственные структуры («подразделения финансовой разведки» – ПФР), основной целью которых является борьба с отмыванием денег, созданы во многих странах мира.

Институализацию ПФР, рассматривавшуюся на начальном этапе как изолированное явление, уже к 1995 году можно охарактеризовать как активное взаимодействие в рамках международного профессионального объединения – Группы «Эгмонт», получившей свое название по месту проведения первой встречи во дворце Эгмонт-Аренберг в г. Брюсселье (Бельгия).

Основной целью организации стало создание форума ПФР, оказывающего поддержку национальным программам по борьбе с отмыванием денег, в том числе по расширению обмена информацией, повышению квалификации персонала, содействию развитию каналов связи с использованием новейших технологий.

На учредительной конференции в г. Брюсселе в июне 1995 года были созданы рабочие группы для изучения вопросов развития практического сотрудничества между ПФР Группы «Эгмонт», особенно в области обмена информацией и опытом.

На IV Пленарном заседании организации в ноябре 1996 года в г. Риме сформулировано определение «подразделения финансовой разведки», которое в 2004 году дополнено функцией противодействия финансированию терроризма.

Согласно определению подразделение финансовой разведки – центральный национальный орган, ответственный за получение (и, если разрешено, затребование), анализ и передачу компетентным органам сообщений с финансовой информацией:

  • касающейся доходов, в отношении которых имеются подозрения в их криминальном происхождении и потенциальном финансировании терроризма или
  • требуемой в соответствии с национальным законодательством или правилами для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В июне 1997 года в г. Мадриде Группой было принято Заявление о целях, определившее текущие задачи в рамках национальных и международных усилий по борьбе с отмыванием денег. В 2004 году была одобрена новая редакция Заявления, определившая в числе приоритетных задач также противодействие финансированию терроризма.

В 2007 году принят учредительный документ (Устав) Группы «Эгмонт», в соответствии с которым был образован Секретариат Группы, расположенный в г. Торонто (Канада).

Подразделение финансовой разведки России (Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в то время Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу – КФМ России), подтвердив свое соответствие требованиям, предъявляемым к ПФР, было принято в Группу «Эгмонт» в июне 2002 года на IX Пленарном заседании.

В настоящее время Росфинмониторинг как подразделение финансовой разведки России (ПФР России) активно участвует в мероприятиях Группы «Эгмонт», в том числе в ее рабочих группах:

  • по правовым вопросам;
  • по оперативным вопросам;
  • по привлечению новых членов;
  • по обучению;
  • по информационным технологиям.

По рекомендации и при активном содействии ПФР России членами Группы «Эгмонт» стали подразделения финансовой разведки Армении, Беларуси, Грузии, Киргизии, Молдовы, Сербии и Украины.

В настоящее время Группа объединяет ПФР 120 государств, осуществляя свою деятельность на всех континентах. Недавно в организацию приняты Афганистан, Берег Слоновой Кости, Камерун и Уругвай.

Более подробную информацию о деятельности Группы «Эгмонт» можно найти на официальном сайте Группы «Эгмонт» по адресу: www.egmontgroup.org.

Основы деятельности Росфинмониторинга в сфере международного сотрудничества установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также в мероприятиях, проводимых под эгидой Римской группы против терроризма и Лионской группы против транснациональной организованной преступности “восьмерки”, Группы контртеррористических действий Совета Безопасности ООН.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сотрудничество с подразделениями финансовых разведок иностранных государств, в первую очередь в рамках международного профессионального объединения ПФР – Группы «Эгмонт».

Росфинмониторингомведется плодотворный двусторонний диалог с государствами всех регионов Мира, результатом которого является разработка и подписание соответствующих международных соглашений о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Источник: http://xn--90an0bxb.xn--p1ai/index.php/chasto-zadavaemye-voprosy-chavo/50-osnovnye-stati/pod-ft-ru/

О бухгалтерии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: